ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2280/2021 от 14.09.2021 Октябрьского городского суда (Республика Башкортостан)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г.Октябрьский РБ 14 сентября 2021 года

Октябрьский городской суд РБ в составе: председательствующего судьи Митюгова В. В., при секретаре Маликовой Я.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 03RS0014-01-2021-003578-74 (2а-2280/2021) по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России №27 по Республике Башкортостан к Хамидуллин Р.Ф. о взыскании задолженности по налогам, пени,

у с т а н о в и л:

Административный истец Межрайонная ИФНС России № 27 по Республике Башкортостан обратилась в суд с административным иском к Хамидуллин Р.Ф. о взыскании задолженности по налогам, пени по тем основаниям, что Хамидуллин Р.Ф. имеет в собственности транспортное средство Тойота Камри, рег. номер , а также земельный участок с кадастровым номером ОКТМО по адресу: <адрес>, земельный участок с кадастровым номером и жилой дом ОКТМО по адресу: <адрес>, земельный участок с кадастровым номером ОКТМО по адресу: <адрес>, земельный участок с кадастровым номером ОКТМО по адресу: <адрес>, жилой дом ОКТМО по адресу: <адрес>, объект незавершенного строительства ОКТМО по адресу: <адрес>, иное строение ОКТМО по адресу: <адрес>, иное строение ОКТМО по адресу: <адрес>, в связи с чем, является плательщиком транспортного, земельного налогов, налога на имущество физических лиц, однако не оплатил недоимку по указанным налогам, в связи с чем, ему начислены пени.

МИФНС России № 27 по РБ просит взыскать с Хамидуллин Р.Ф. недоимку в общей сумме 132 876 рублей 11 копеек, в том числе: налог на имущество физических лиц, взимаемых по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов за 2019 год в размере 132 709 рублей, пени в размере 112 рублей 80 копеек; пени по налогу на имущество физических лиц, взимаемых по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах сельских поселений ОКТМО за период с 03.12.2019 года по 14.01.2020 года в размере 4 рублей 63 копеек; пени по налогу на имущество физических лиц, взимаемых по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах сельских поселений ОКТМО за период с 03.12.2019 года по 16.11.2020 года и с 02.12.2020 года по 13.12.2020 года в размере 3 рублей 84 копеек; пени по транспортному налогу ОКТМО за период с 02.12.2020 года по 07.12.2020 года в размере 7 рублей 69 копеек; пени по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов по ОКТМО за период с 03.12.2019 года по 02.07.2020 года и с 02.12.2020 года по 14.12.2020 года в размере 17 рублей 87 копеек; пени по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов по ОКТМО за период с 02.12.2020 года по 07.12.2020 года в размере 52 копеек; пени по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов по ОКТМО за период с 03.12.2019 года по 02.07.2020 года в размере 3 рублей 18 копеек; пени по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов по ОКТМО за период с 03.12.2019 года по 16.11.2020 года и с 02.12.2020 года по 13.12.2020 года в размере рублей 16 рублей 58 копеек.

Представитель административного истца межрайонной ИФНС № 27 по РБ в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.

Административный ответчик Хамидуллин Р.Ф. в судебное заседание не явился, извещен судебной повесткой.

В силу ст. 45 КАС РФ лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами.

Суд определил в порядке ст. 150 КАС РФ рассмотреть дело в отсутствие не явившихся представителя административного истца и административного ответчика.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Согласно ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В соответствии со ст. 19 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту НК РФ) налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых, в соответствии с настоящим Кодексом, возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.

В соответствии с пунктами 1 и 9 части 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту НК РФ) налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, и исполнять иные обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах, несмотря на то, что налоговым органом утрачено право на бесспорное взыскание налогов, пени.

Обязанности налогоплательщика уплачивать законно установленные налоги и сборы корреспондирует право налогового органа взыскивать недоимки, а также пени, проценты и штрафы (п. 9 ч. 1 ст. 31 НК РФ) исключительно в порядке, предусмотренном законодательством о налогах и сборах.

В силу п. 1 ст. 45 НК РФ, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик либо в случаях, установленных НК РФ, участник консолидированной группы налогоплательщиков вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.

Пунктом 2 ст. 45 НК РФ закреплено, что, если иное не предусмотрено пунктом 2.1 настоящей статьи, в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном НК РФ.

Исходя из ст. 356 НК РФ, транспортный налог устанавливается НК РФ и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации

На основании ч. 1 ст. 357 НК РФ, налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В порядке статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Пунктом 3 ст. 14 НК РФ транспортный налог отнесен к региональным налогам.

Из материалов дела следует, что в собственности ответчика Хамидуллин Р.Ф. находится транспортное средство: Тойота Камри, рег. номер .

В связи с чем, он являлся плательщиком транспортного налога.

В силу п. 1 ст. 65Земельногокодекса Российской Федерации использованиеземлив Российской Федерации является платным. Формы платы за пользование землею- земельный налоги арендная плата.

В соответствии со ст. 390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.

Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (п. 1 ст. 391 НК РФ).

Согласно ст. 387 НК РФ земельный налог устанавливается НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Физические лица должны уплачивать земельный налог не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (абз. 3 п. 1 ст. 397 НК РФ).

Судом установлено, что Хамидуллин Р.Ф. имеет в собственности земельный участок с кадастровым номером ОКТМО по адресу: <адрес>, земельный участок с кадастровым номером по адресу: <адрес>, земельный участок с кадастровым номером ОКТМО по адресу: <адрес>, земельный участок с кадастровым номером ОКТМО по адресу<адрес>.

В силу того, что ответчик является собственником указанных земельных участков, ему начислен земельный налог.

Согласно ст. 400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц, признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество (жилой дом; жилое помещение (квартира, комната); гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение), расположенное в пределах муниципального образования.

Налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости (ст. 402 НК РФ).

В соответствии с ч. 1 ст. 409 НК РФ налог на имущество физических лиц подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Из материалов дела следует, что в собственности ответчика Хамидуллин Р.Ф. находятся жилой дом ОКТМО по адресу: <адрес>, жилой дом ОКТМО по адресу: <адрес>, объект незавершенного строительства ОКТМО по адресу: <адрес>, иное строение ОКТМО по адресу: <адрес>, иное строение ОКТМО по адресу: <адрес>.

В связи с чем, он является плательщиком налога на имущество физических лиц.

В соответствии со ст.69 НКРФ требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

В силу ст.ст.52, 69 НК РФ налоговый орган по месту регистрации налогоплательщиков направляет налоговые уведомления, требования об уплате налогов, пени, сборов, которые считаются полученными налогоплательщиками на шестой день с даты направления заказного письма.

Административным истцом в адрес административного ответчика направлялось налоговое уведомление от 22.09.2020 года, а также требование от 25.12.2019 г. со сроком исполнения до 11.02.2020 года, от 28.01.2020 г. со сроком исполнения до 17.03.2020 года, от 15.12.2020 г. со сроком исполнения до 18.01.2021 года, от 14.12.2020 г. со сроком исполнения до 01.02.2021 года, от 08.12.2020 г. со сроком исполнения до 12.01.2021 года, от 17.11.2020 г. со сроком исполнения до 12.01.2021 года, от 03.07.2020 г. со сроком исполнения до 04.08.2020 года.

Статьей 72 НК РФ установлено, что исполнение обязанности по уплате налогов и сборов может обеспечиваться пеней.

В соответствии со ст. 75 НК РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 НК РФ. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Поскольку ответчиком сумма названных налогов в полном объеме и в установленный законом срок уплачена не была, в соответствии со ст.75 НК РФ налоговым органом начислены пени по налогу на имущество физических лиц, взимаемых по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов за 2019 год в размере 112 рублей 80 копеек; пени по налогу на имущество физических лиц, взимаемых по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах сельских поселений ОКТМО за период с 03.12.2019 года по 14.01.2020 года в размере 4 рублей 63 копеек; пени по налогу на имущество физических лиц, взимаемых по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах сельских поселений ОКТМО за период с 03.12.2019 года по 16.11.2020 года и с 02.12.2020 года по 13.12.2020 года в размере 3 рублей 84 копеек; пени по транспортному налогу ОКТМО за период с 02.12.2020 года по 07.12.2020 года в размере 7 рублей 69 копеек; пени по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов по ОКТМО за период с 03.12.2019 года по 02.07.2020 года и с 02.12.2020 года по 14.12.2020 года в размере 17 рублей 87 копеек; пени по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов по ОКТМО за период с 02.12.2020 года по 07.12.2020 года в размере 52 копеек; пени по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов по ОКТМО за период с 03.12.2019 года по 02.07.2020 года в размере 3 рублей 18 копеек; пени по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов по ОКТМО за период с 03.12.2019 года по 16.11.2020 года и с 02.12.2020 года по 13.12.2020 года в размере рублей 16 рублей 58 копеек.

Согласно налоговому законодательству (ст.69, 48 НК РФ) если налогоплательщиком не уплачены в законно установленные сроки налоги, то налоговый орган имеет право в течение трех месяцев вынести требование и в течение шести месяцев со дня не исполнения требования обратиться с заявлением на выдачу судебного приказа и в течение шести месяцев со дня отмены судебного приказа обратиться с заявлением о взыскании задолженности.

28.04.2021 года мировым судьей вынесен судебный приказ о взыскании с Хамидуллин Р.Ф. задолженности по налогам, который 28.06.2021 года отменен, в связи с поступлением возражения.

С исковым заявлением после отмены судебного приказа административный истец обратился в суд 10.08.2021 года.

Законодателем установлен специальный порядок обращения в суд налогового органа, согласно которому требование о взыскании налога предъявляется им в порядке приказного производства. В порядке искового производства такие требования могут быть предъявлены только при отмене судебного приказа и не позднее шести месяцев со дня вынесения соответствующего определения суда.

Принимая во внимание вышеизложенное, факт обращения истца в суд пределах установленных законом сроков и в соответствие с установленными для обращения в суд условиями, отсутствие доказательств исполнения Хамидуллин Р.Ф. налоговых обязательств, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных межрайонной ИФНС России № 27 по РБ требований.

Согласно ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.

Поскольку истец, как государственной орган, освобожден от уплаты государственной пошлины, она подлежит взысканию с ответчика в доход федерального бюджета в размере 3 857 рублей 52 копеек.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Административные исковые требования Межрайонной ИФНС России №27 по Республике Башкортостан к Хамидуллин Р.Ф. о взыскании задолженности по налогам, пени, удовлетворить.

Взыскать с Хамидуллин Р.Ф., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающего по адресу: <адрес> пользу межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 27 по Республике Башкортостан сумму недоимки в размере 132 876 рублей 11 копеек, в том числе: налог на имущество физических лиц, взимаемых по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов за 2019 год в размере 132 709 (сто тридцать две тысячи семьсот девять) рублей, пени в размере 112 (сто двенадцать) рублей 80 копеек; пени по налогу на имущество физических лиц, взимаемых по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах сельских поселений ОКТМО за период с 03.12.2019 года по 14.01.2020 года в размере 4 (четыре) рублей 63 копеек; пени по налогу на имущество физических лиц, взимаемых по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах сельских поселений ОКТМО за период с 03.12.2019 года по 16.11.2020 года и с 02.12.2020 года по 13.12.2020 года в размере 3 (три) рублей 84 копеек; пени по транспортному налогу ОКТМО за период с 02.12.2020 года по 07.12.2020 года в размере 7 (семь) рублей 69 копеек; пени по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов по ОКТМО за период с 03.12.2019 года по 02.07.2020 года и с 02.12.2020 года по 14.12.2020 года в размере 17 (семнадцать) рублей 87 копеек; пени по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов по ОКТМО за период с 02.12.2020 года по 07.12.2020 года в размере 52 копеек; пени по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов по ОКТМО за период с 03.12.2019 года по 02.07.2020 года в размере 3 (три) рублей 18 копеек; пени по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов по ОКТМО за период с 03.12.2019 года по 16.11.2020 года и с 02.12.2020 года по 13.12.2020 года в размере рублей 16 (шестнадцать) рублей 58 копеек.

Взыскать с Хамидуллин Р.Ф., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающего по адресу: <адрес> государственную пошлину в доход федерального бюджета в размере 3 857 (три тысячи восемьсот пятьдесят семь) рублей 52 копеек.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан через Октябрьский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья В.В. Митюгов