ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2281/2023ИЗГОТОВ от 12.10.2023 Дзержинского районного суда г. Ярославля (Ярославская область)

Дело № 2а – 2281/ 2023 Изготовлено 12.10.2023

УИД 76RS0016-01-2023-001704-14

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

12 сентября 2023 года г. Ярославль

Дзержинский районный суд г. Ярославля в составе председательствующего судьи Сибиренковой Н.А. при секретаре Тыщенко Е.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к прокуратуре Дзержинского района г. Ярославля, Прокуратуре Ярославской области о признании ответа незаконным, возложении обязанности устранить нарушения,

у с т а н о в и л:

Тихомирова М.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением к прокуратуре Дзержинского района г. Ярославля, просила признать незаконным ответ об отказе в принятии мер прокурорского реагирования от ДД.ММ.ГГГГ, возложить на административного ответчика обязанность устранить допущенные нарушения.

В обоснование административного иска указано, что Тихомировой М.А. и Кочулькину С.В. на праве совместной собственности принадлежит жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, в квартире кроме собственников зарегистрированы и фактически проживают их несовершеннолетние детей. Управление многоквартирным домом по адресу: <адрес>, осуществляет ТСН «Октябрь 48/5». В феврале 2022 г. ТСН «Октябрь 48/5» произведен перерасчет платы за холодное водоснабжение и водоотведение исходя из норматива потребления с повышающим тарифом, по результатам которого по квартире истцов образовалась задолженность по холодному водоснабжению в размере 49 214,33 руб., по водоотведению – 33 107,25 руб. С данным перерасчетом истец была не согласна, поскольку квартира оборудована индивидуальными приборами учета холодного водоснабжения, которые находятся в исправном состоянии. В связи с чем неоднократно устно обращалась к председателю ТСН «Октябрь 48/5» с требованием об исключении указанной задолженности, все они оставлены без удовлетворения. В связи с несогласием с перерасчетом истец прекратила вносить плату за коммунальные услуги. При наличии задолженности по жилищно-коммунальным платежам ТСН «Октябрь 48/5» практикует отключение квартир неплательщиков от коммунальных ресурсов. Во избежание незаконного отключения коммунальных ресурсов истец обратилась 20.10.2022 в прокуратуру Дзержинского района г. Ярославля с требованием принять меры в отношении председателя ТСН «Октябрь 48/5», но ответа не получила. 03.12.2022 в адрес истца поступило уведомление об ограничении коммунальных услуг: водоотведения и электроснабжения в случае не погашения задолженности в размере 161 022,66 руб. в срок до 20.12.2022. 26.12.2022 в квартире истца произведено отключение электричества, которое 28.12.2022 после участия прокуратуры Дзержинского района г. Ярославля и внесения в счет оплаты жилищно-коммунальных платежей денежных средств в размере 100 000 руб. было возобновлено. 29.12.2022 истцу вновь вручено уведомление об ограничении коммунальных услуг: водоотведения и электроснабжения в случае не погашения задолженности в размере 70 698,39 руб. в срок до 20.01.2023. Указанные действия председателя ТСН «Октябрь 48/5» по осуществлению перерасчета платы за коммунальные услуги и отключению коммунальных услуг истец считает незаконными, в связи с чем обратилась в прокуратуру Дзержинского района г. Ярославля с требованием провести проверку указанных выше действий председателя ТСН и принять меры прокурорского реагирования, на который получила оспариваемый ответ об отсутствии в действиях председателя ТСН «Октябрь 48/5» нарушений законодательства РФ. С данным ответом прокуратуры истец не согласна, полагает его незаконным, нарушающим ее права и законные интересы, поскольку в ответе не содержится ссылка на постановление Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», которым предусмотрен порядок производства перерасчета платы за коммунальные услуги. Кроме того, в обращении истца содержалась просьба провести проверку и принятии мер по не допущению ограничения коммунального ресурса в квартиру истца до установления в судебном порядке наличия или отсутствия задолженности по коммунальным платежам, данное требование не нашло отражения в оспариваемом ответе, что по мнению истца, свидетельствует о том, что проверка по обращению истца проведена ненадлежащим образом.

К участию в деле в качестве соответчика привлечена прокуратура Ярославской области, в качестве заинтересованных лиц привлечены департамент государственного жилищного надзора Ярославской области, Кочулькин С.В.

Административный истец с представителем по доверенности адвокатом Ерофеевой Л.В. в судебном заседании исковые требования поддержали по доводам иска, просили иск удовлетворить, дополнительно Ерофеева Л.В. пояснила, что прокуратурой не был проверен факт заключения между ТСН и истцом договора управления, а также надлежащее исполнение ТСН обязанностей, предусмотренных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», в частности по проведению проверки состояния установленных и введенных в эксплуатацию индивидуальных приборов учета с надлежащим уведомлением истца об обеспечении доступа для данной проверки, уведомлению истца об ответственности за несанкционированное снятие счетчика. Также пояснила, что действия председателя ТСН по отключению электроэнергии привели к нарушению установленных требований пригодности жилого помещения для постоянного проживания граждан, поскольку в квартире истца электрическая плита, отсутствие электричества лишило истца возможности приготовить пищу себе, будучи беременной и страдающей диабетом, а также своим несовершеннолетним детям.

Представитель ответчиков Смирнова И.А., действующая по доверенности, исковые требования не признала, поддержала письменные возражения по иску, в которых указано на законность и обоснованность оспариваемого ответа, отсутствие доказательств нарушения ответчиками прав или законных интересов истца.

Другие участники процесса в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. От представителя ТСН «Октябрь 48/5» поступили возражения по иску, в которых указано на необоснованность требований, от других заинтересованных лиц возражений не поступило.

Выслушав явившихся участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Из материалов дела следует, что Кочулькину С.В. и Тихомировой М.А. на праве совместной собственности принадлежит жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, в квартире кроме собственников зарегистрированы и фактически проживают их четверо несовершеннолетних детей (на момент дачи ответа трое).

Управление многоквартирным домом по адресу: <адрес>, осуществляет ТСН «Октябрь 48/5», обслуживающей общедомовое имущество организацией является ООО «Управляющая компания».

Решением Дзержинского районного суда г. Ярославля (с учетом апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Ярославского областного суда от 24.04.2023) исковые требования Тихомировой М.А., Кочулькина С.В. к ТСН «Октябрь 48/5» о возложении обязанности выполнить работы по замене стояков горячего и холодного водоснабжения, взыскании компенсации морального вреда удовлетворены частично, с ответчика в пользу истцов была взыскана компенсация морального вреда. В ходе рассмотрения данного гражданского дела установлено, что на основании решения общего внеочередного собрания собственников помещений в многоквартирном <адрес> в <адрес>, оформленного протоколом № 12 от 08.12.2021) 18.01.2022 в доме проводились работы по замене трубопроводов холодного и горячего водоснабжения в большом санузле. Истцы Тихомирова М.А. и Кочулькин С.В. доступ в принадлежащую им квартиру не предоставили, в связи с чем замена стояков была произведена минуя квартиру истца, путем ввода в имеющийся стояк трубы меньшего диаметра, тем самым исключив квартиру истцов из системы водоснабжения. Замена труб холодного и горячего водоснабжения в квартире истцов была произведена 20.06.2022. Поскольку требование о возложении обязанности выполнить работы по замене стояков горячего и холодного водоснабжения были удовлетворены в добровольном порядке, данные требования истцы не поддержали.

ТСН «Октябрь 48/5» обращалось в суд с иском к Тихомировой М.А. и Кочулькину С.В. об обеспечении доступа в принадлежащую им квартиру для производства работ по замене труб холодного и горячего водоснабжения. Решением Дзержинского районного суда г. Ярославля от 13.05.2022 в удовлетворении иска отказано. Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ярославского областного суда от 08.09.2022 решение Дзержинского районного суда г. Ярославля от 13.05.2022 оставлено без изменения, апелляционная жалоба ТСН «Октябрь 48/5» - без удовлетворения.

Судебным приказом мирового судьи судебного участка № 8 Дзержинского судебного района г. Ярославля от 18.11.2022 с Кочулькина С.В., Тихомировой М.А. в пользу ТСН «Октябрь 48/5» в солидарном порядке взыскана задолженность по оплате жилья и коммунальных ресурсов за период с 01.01.2018 по 30.09.2022 в размере 338 132,95 руб., а также расходы по госпошлине – 3 290 руб., всего 341 422,95 руб. Определением мирового судьи от 19.12.2022 данный судебный приказ отменен по заявлению должников.

16.01.2023 Кочулькин С.В., Тихомирова М.А. обратились в Дзержинский районный суд г. Ярославля с иском к ТСН «Октябрь 48/5» о признании задолженности по жилищно-коммунальный отсутствующей, возложении обязанности произвести перерасчет платы за коммунальные услуги. 17.01.2023 и 19.01.2023 по ходатайству истцов судом приняты обеспечительные меры в виде наложения запрета ТСН «Октябрь 48/5» совершать действия по отключению в квартире истцов коммунального ресурса: горячая и холодная вода, электричество, а также водоотведение. 20.03.2023 от ТСН «Октябрь 48/5» поступило встречное исковое заявление к Кочулькину С.В., Тихомировой М.А. о взыскании задолженности по жилищно-коммунальным платежам. На момент рассмотрения настоящего дела указанный спор не разрешен.

Также из материалов дела и пояснений истца усматривается, что в 2019 г. в квартире произведены перепланировка и переустройство в соответствии с проектом, составленным ООО «Артгруппроект» от 27.02.2020, согласно которому в том числе произведены работы по демонтажу унитаза и ванной в большом санузле; монтаж умывальника и унитаза с инсталяцией в малом санузле, монтаж унитаза с инсталляцией и душа в большом санузле. Согласно данному проекту существующие стояки канализации, ХВС и ГВС сохраняются, подключение сантехнических приборов осуществляется к существующим сетям канализации и водоснабжения. Результаты перепланировки и переустройства в объеме, предусмотренном проектом, приняты комиссией ТСН «Октябрь 48/5» без замечаний, о чем составлен акт от 27.03.2020, в котором период проведения работ по перепланировке и переустройству указан с 01.06.2019 по 30.09.2019. После принятия комиссией ТСН «Октябрь 48/5» результатов перепланировки и переустройства, поскольку все сантехнические приборы в обоих санузлах были подключены к стояку холодного водоснабжения в большом санузле, счетчик холодного водоснабжения (№ 79162997) в малом санузле был демонтирован, ответвление от данного стояка холодного водоснабжения заглушено и вместе с конструкцией инсталяции зашито коробом из гипсокартона, обложенного керамогранитной плиткой. В квартире имеется пять стояков водоснабжения: в кухне – стояки горячего (счетчик № 792285115) и холодного (счетчик № 21-375309) водоснабжения, в малом санузле – холодного (счетчик № 21-562558) водоснабжения, в большом санузле – горячего (счетчик № 38298520) и холодного (счетчик № 38298624) водоснабжения, при этом указанный выше счетчик холодного водоснабжения в малом санузле введен в эксплуатацию 04.05.2022.

31.03.2020 в ходе осмотра квартиры истца на предмет течи на общедомовом имуществе установлен самовольный демонтаж счетчика холодной воды на стояке холодного водоснабжения в малом санузле.

12.05.2020 Тихомирова М.А. обратилась в ООО «Управляющая компания» с заявлением о фиксации факта демонтажа счетчика и установки заглушки на ответвлении стояка, что выполнено не было.

18.02.2022 департамент государственного жилищного надзора Ярославской области в ответ на обращение Тихомировой М.В. по вопросу правомерности порядка начисления платы за холодное водоснабжение указал, что в соответствии с п. 81 постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» самовольный демонтаж прибора учета признается несанкционированным вмешательством в работу прибора учета, что в соответствии с п. 2 указанных правил индивидуальным прибором учета в случае истца является совокупность трех измерительных приборов (счетчиков), размещенных на трех стояках холодной воды, поскольку один счетчик из трех несанкционированно демонтирован расчет платы за холодное водоснабжение надлежит осуществлять по нормативу потребления коммунального ресурса; начисление платы с учетом показаний двух счетчиков, что фактически осуществляется ТСЖ, необусловлено требованиями действующего законодательства, но не нарушает прав истца.

02.03.2022 ТСН «Октябрь 48/5» по квартире истца осуществлен перерасчет платы за коммунальные услуги: холодное водоснабжение и водоотведение исходя из норматива потребления с повышающим тарифом за период с 01.02.2020 по 01.01.2022 в сумме 100 329,48 руб., в том числе за холодное водоснабжение – 59 948,47 руб. и водоотведение – 40 381,01 руб., при этом сторнированы ранее произведенные начисления по указанным услугам, в связи с чем размер задолженности составил 79 874,46 руб.

29.03.2022 департамент государственного жилищного надзора Ярославской области в ответ на обращение Тихомировой М.В. по вопросу правомерности порядка начисления платы за холодное водоснабжение указал, что в соответствии с требованиями Жилищного кодекса РФ и постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» собственник жилого помещения не вправе самовольно нарушать пломбы на приборах учета и местах подключения (крепления) либо конструкции, защищающие приборы учета от несанкционированного вмешательства в его работу, демонтировать приборы учета, осуществлять несанкционированное вмешательство в работу указанных приборов учета.

03.12.2022 в адрес собственников <адрес><адрес> в <адрес> направлено уведомление об ограничении коммунальных услуг: водоотведения и электроснабжения в случае не погашения задолженности в размере 161 022,66 руб. в срок до 20.12.2022.

26.12.2022 в квартире истца произведено отключение электричеств.

27.12.2022 Кочулькиным С.В. в счет уплаты жилищно-коммунальных услуг на счет ТСН «Октябрь 48/5» уплачено 100 000 руб.

28.12.2022 возобновлена подача электроснабжения, о чем составлен акт.

29.12.2022 в адрес собственников <адрес><адрес> в <адрес> вновь направлено уведомление об ограничении коммунальных услуг: водоотведения и электроснабжения в случае не погашения задолженности в размере 70 698,39 руб. в срок до 20.01.2023.

18.01.2023 в прокуратуру Ярославской области поступило обращение Тихомировой М.В. с требованием в срок до 20.01.2023 принять меры прокурорского реагирования в отношении председателя ТСН «Октябрь 48/5» и предупредить ее о недопущении незаконных мер по ограничению подачи коммунальных услуг в квартиру истцов до момента установления наличия задолженности в судебном порядке. В обоснование требований обращения истец указала, что принадлежащая ей квартира была отключена от системы холодного и горячего водоснабжения в период с 18.01.2022 по 20.06.2022; что в феврале 2022 г. незаконно был произведен перерасчет платы за холодное водоснабжение и водоотведение, исходя из норматива потребления с повышающим тарифом при наличии исправных приборов учета, по результатам которого по квартире истцов образовалась задолженность по холодному водоснабжению в размере 49 214,33 руб., по водоотведению – 33 107,25 руб.; что она неоднократно обращалась к председателю ТСН «Октябрь 48/5» об исключении указанной задолженности в связи с ее отсутствием, но они были проигнорированы; что 03.12.2022 ей поступило уведомление об ограничении коммунальных услуг: водоотведения и электроснабжения в случае не погашения задолженности в размере 161 022,66 руб. в срок до 20.12.2022, в соответствии с которым 26.12.2022 в ее квартире было произведено отключение электричества, которое 28.12.2022 после воздействия прокуратуры Дзержинского района г. Ярославля и внесения в счет оплаты жилищно-коммунальных услуг денежных средств в размере 100 000 руб. было возобновлено; что 29.12.2022 ей вновь вручено уведомление об ограничении коммунальных услуг: водоотведения и электроснабжения в случае не погашения задолженности в размере 70 698,39 руб. в срок до 20.01.2023; что указанные действия председателя ТСН «Октябрь 48/5» являются незаконными, свидетельствуют о злоупотреблении председателем ТСН своими правами; что она обратилась в суд с заявлением о признании указанной выше задолженности отсутствующей.

23.01.2023 указанное обращение истца перенаправлено в порядке подчиненности в прокуратуру Дзержинского района г. Ярославля.

24.01.2023 обращение истца поступило в прокуратуру Дзержинского района г. Ярославля

21.02.2023 истцу на указанное обращение дан ответ № 2456-2023 от 21.02.2023, из которого следует, что заявление Тихомировой М.А. рассмотрено, что в ходе проверки обращения установлено, что в марте 2020 г. ТСН «Октябрь 48/5» установлен факт демонтажа счетчика холодного водоснабжения в малом санузле, что повлекло бесконтрольное потребление коммунального ресурса; что департаментом государственного жилищного надзора Ярославской области в 2022 г. проведена проверка правильности начисления платы по холодному водоснабжению, в ходе которой установлено, что начисление платы за холодное водоснабжение по двум счетчикам при самовольном демонтаже третьего не соответствует требованиям Жилищного кодекса РФ и постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»; что ТСН «Октябрь 48/5» с учетом рекомендаций департамента по квартире истца произведен перерасчет за период с 2018 по 2022 г.г. включительно; что проектом ООО «Артгруппроект» от 27.02.2020 не предусмотрено переустройство в части подключения всех сантехнических приборов к стояку холодного водоснабжения в большом санузле и демонтаж счетчика на ответвлении стояка холодного водоснабжения в малом санузле с заглушкой данного ответвления; что совокупность указанных обстоятельств свидетельствует о законности произведенного ТСН перерасчета и отсутствии нарушений законодательства. Также указано на то, что факт отсутствия использования стояка холодного водоснабжения в малом санузле может быть установлен в судебном порядке, что истец данное право на обращение в суд реализовала, обратившись в суд с иском с аналогичными требованиями, в ходе которого будет рассмотрен вопрос о наличии задолженности, что оснований, предусмотренных ст. 45 ГПК РФ для обращения прокурора с иском в интересах истца не имеется.

Статьей 33 Конституции Российской Федерации в качестве одной из конституционных гарантий закреплено право граждан Российской Федерации обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Правоотношения, связанные с реализацией гражданами Российской Федерации закрепленного за ними Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также порядок рассмотрения обращения граждан регламентированы Федеральным законом от 05.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее - Закон о порядке рассмотрения обращений граждан).

Обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению (ч. 1 ст. 9 Закона о порядке рассмотрения обращений граждан).

Согласно ч. 1 ст. 10 Закона о порядке рассмотрения обращений граждан государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение; принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина; дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 названного Федерального закона.

Частью 1 ст. 12 Закона о порядке рассмотрения обращений граждан установлено, что письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 данной статьи.

Аналогичные по существу требования к порядку рассмотрения обращений в органах прокуратуры установлены Федеральным законом от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Закон о прокуратуре) и Инструкцией о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной Приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 30.01.2013 N 45 (далее – Инструкция).

Согласно ст. 10 Закона о прокуратуре в органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Решение, принятое прокурором, не препятствует обращению лица за защитой своих прав в суд.

В силу ч. 2 ст. 10 названного Федерального закона поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством.

Ответ на заявление, жалобу и иное обращение должен быть мотивированным. Если в удовлетворении заявления или жалобы отказано, заявителю должны быть разъяснены порядок обжалования принятого решения, а также право обращения в суд, если таковое предусмотрено законом (ч. 3 ст. 10 Закона о прокуратуре).

Пунктом 5.1 названной Инструкции установлено, что обращения граждан, должностных и иных лиц разрешаются в течение 30 дней со дня их регистрации в органах прокуратуры Российской Федерации, а не требующие дополнительного изучения и проверки - в течение 15 дней, если иное не предусмотрено федеральным законодательством.

Исходя из положений пункта 7.8 Инструкции, на письменные обращения граждан дается письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.

Анализ приведенных норм свидетельствует, что, каждое обращение должно получить своевременное, объективное решение, обеспечивающее защиту и охрану прав и свобод человека и гражданина, укрепляя законность и правопорядок государства (ч. 3 ст. 10 Закона о прокуратуре).

В своем обращении в прокуратуру истец ссылалась на злоупотребление председателем ТСН «Октябрь 48/5» своими правами, выразившееся в осуществлении перерасчета платы за холодное водоснабжение и водоотведение в связи с самовольным демонтажем счетчика холодного водоснабжения в малом санузле и приостановлении предоставления электроснабжения.

В оспариваемом ответе прокуратуры истцу указано, что факт бесконтрольного потребления коммунального ресурса (холодной воды) уставлен ТСН в марте 2020 г., в связи с чем ТСН обоснованно произведен перерасчет платы за холодное водоснабжение и соответственно водоотведение исходя из норматива потребления коммунального ресурса, что согласуется с ответами департамента государственного жилищного надзора Ярославской области от 18.02.2022 и 29.03.2022, а также требованиями Жилищного кодекса РФ и постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», также в ответе указано, что отсутствие факта бесконтрольного потребления коммунального ресурса может быть установлено в судебном порядке, что истцом право на обращение в суд в данной части реализовано.

При наличии объективных данных о наличии у истца задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг, порядок формирования которой соответствовал ответам департамента государственного жилищного надзора Ярославской области, оснований считать ответ прокуратуры в указанной части необоснованным суд не находит, при этом также учитывает, что в силу положений ст.ст. 5, 10, 22 - 25, 25.1, 27, 28 Закона о прокуратуре принятие мер прокурорского реагирования является правомочием прокурора и может применяться (либо не применяться) прокурором по своему усмотрению, основанному на исследовании доводов жалобы заявителя и материалах проверки. В случае непринятия прокурором мер реагирования на заявление лица, дальнейшая защита предполагаемого нарушенного права лица проводится в судебном или ином предусмотренном законом порядке.

К доводу стороны истца о том, что в ответе прокуратуры отсутствует ссылка на постановление Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», которым предусмотрен порядок осуществления перерасчета платы по жилищно-коммунальным платежам, суд относится критически, поскольку в ответе указано, что у ТСН в соответствии с действующим законодательством имелись основания для осуществления перерасчета, при этом, нормативные акты, регламентирующие порядок дачи ответов на обращения граждан, не содержат указаний на обязательное перечисление названия и реквизитов нормативных документов, с учетом требований которых деется ответ.

Утверждение истца о том, что в оспариваемом ответе отсутствует оценка действий председателя ТСН по приостановлению предоставления коммунальных услуг в квартиру истца, суд считает необоснованным.

Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах устанавливаются Правительством Российской Федерации (ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Согласно п.п. "а" п. 117 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, при неполной оплате потребителем коммунальной услуги исполнитель вправе ограничить или приостановить ее предоставление с предварительным уведомлением.

Под неполной оплатой потребителем коммунальной услуги понимается наличие у потребителя задолженности по оплате 1 коммунальной услуги в размере, превышающем сумму 2 месячных размеров платы за коммунальную услугу, исчисленных исходя из норматива потребления коммунальной услуги независимо от наличия или отсутствия индивидуального или общего (квартирного) прибора учета и тарифа (цены) на соответствующий вид коммунального ресурса, действующих на день ограничения предоставления коммунальной услуги, при условии отсутствия заключенного потребителем-должником с исполнителем соглашения о погашении задолженности и (или) при невыполнении потребителем-должником условий такого соглашения (абз. 1 п. 118 указанных Правил).

Пунктом 119 приведенных Правил предусмотрено, что, если иное не установлено федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации или договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, исполнитель в случае неполной оплаты потребителем коммунальной услуги вправе после предупреждения (уведомления) потребителя-должника ограничить или приостановить предоставление такой коммунальной услуги.

При непогашении потребителем-должником задолженности в течение установленного в предупреждении (уведомлении) срока исполнитель при наличии технической возможности вводит ограничение предоставления указанной в предупреждении (уведомлении) коммунальной услуги.

Исполнитель в случае неполной оплаты потребителем коммунальной услуги вправе после письменного предупреждения (уведомления) потребителя-должника ограничить или приостановить предоставление такой коммунальной услуги в следующем порядке:

а) исполнитель направляет потребителю-должнику предупреждение (уведомление) о том, что в случае непогашения задолженности по оплате коммунальной услуги в течение 20 дней со дня доставки потребителю указанного предупреждения (уведомления) предоставление ему такой коммунальной услуги может быть сначала ограничено, а затем приостановлено либо при отсутствии технической возможности введения ограничения приостановлено без предварительного введения ограничения. Предупреждение (уведомление) доставляется потребителю путем вручения потребителю-должнику под расписку, или направления по почте заказным письмом (с уведомлением о вручении), или путем включения в платежный документ для внесения платы за коммунальные услуги текста соответствующего предупреждения (уведомления), или иным способом уведомления, подтверждающим факт и дату его получения потребителем, в том числе путем передачи потребителю предупреждения (уведомления) посредством сообщения по сети подвижной радиотелефонной связи на пользовательское оборудование потребителя, телефонного звонка с записью разговора, сообщения электронной почты или через личный кабинет потребителя в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства либо на официальной странице исполнителя в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", передачи потребителю голосовой информации по сети фиксированной телефонной связи.

В соответствии с пп. "в" п. 122 Правил N 354 действия по ограничению или приостановлению предоставления коммунальных услуг не должны приводить к нарушению установленных требований пригодности жилого помещения для постоянного проживания граждан.

Согласно ответу ТСН «Октябрь 48/5» на запрос департамента государственного жилищного надзора Ярославской области задолженность по квартире истца по оплате электроэнергии образовалась за период с 01.01.2022 по 28.12.2022 в размере 10 373,53 руб., которая исчислена с учетом показаний счетчика.

Учитывая указанные сведения о задолженности, которые подтверждались доводом обращения Тихомировой М.А. о том, что в связи с несогласием с порядком начисления платы за коммунальные услуги она приостановила оплату жилищно-коммунальных услуг, свидетельствующие о наличии у истца задолженности по оплате электроэнергии в размере, превышаем размер, установленный абз. 1 п. 118 указанных Правил, соблюдение ТСН условий и порядка предупреждения должника о приостановлении предоставления коммунальных услуг в случае отсутствия оплаты задолженности, прокуратурой истцу дан общий ответ, что нарушений законодательства в действиях ТСН не установлено.

В ответе департамент государственного жилищного надзора Ярославской области от 10.02.2023 на обращение Тихомировой М.А. по вопросу правомерности приостановления предоставления коммунальной услуги по электроснабжению, поступившему из прокуратуры Дзержинского района г. Ярославля, пришел к аналогичному выводу о наличии у ТСН оснований для применения указанных мер.

Доказательств того, что отключение электроэнергии в нарушение требований пп. "в" п. 122 Правил N 354 сделали квартиру истца непригодной для постоянного проживания, истцом не представлено.

Доводы представителя истца, о том, что при даче ответа не были проверены действия ТСН в частности по проведению проверки состояния установленных и введенных в эксплуатацию индивидуальных приборов учета с надлежащим уведомлением истца об обеспечении доступа для данной проверки, уведомлению истца об ответственности за несанкционированное снятие счетчика, суд не принимает во внимание, поскольку в обращении истца данные доводы не содержались.

Таким образом, суд приходит к выводу, что прокуратурой Дзержинского района г. Ярославля обращение истца рассмотрено по существу поставленных в нем вопросов, в установленный законом сроком.

Несогласие истца с содержанием ответа не свидетельствует о незаконности действий или бездействия прокуратуры по разрешению обращения по существу и нарушении права гражданина на обращения.

Поскольку обращение Тихомировой М.А. рассмотрено в установленном законом порядке, ответ на обращение получен истцом, оснований для возложения на ответчика обязанности по устранению нарушений не имеется.

Руководствуясь ст.ст.89, 175-180 КАС РФ, суд

р е ш и л:

административное исковое заявление ФИО1 к прокуратуре Дзержинского района г. Ярославля, прокуратуре Ярославской области о признании ответа незаконным, возложении обязанности устранить нарушения оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Ярославский областной суд через Дзержинский районный суд г. Ярославля в течение месяца со дня вынесения.

Судья Н.А. Сибиренкова