Дело № 2а-2283/20 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации р.п. Старая Майна 01 сентября 2020 года Чердаклинский районный суд Ульяновской области в составе: председательствующего судьи Дементьева Н.Н., при секретаре Лисенковой С.М., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области о признании незаконным отказ в государственном кадастровом учете и государственной регистрации права, возложении обязанности осуществить государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права в отношении объекта незавершенного строительства У С Т А Н О В И Л: ФИО1 обратились в суд с административным иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Ульяновской области о признании незаконным отказ в государственном кадастровом учете и государственной регистрации права, возложении обязанности осуществить государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права в отношении объекта незавершенного строительства – стационарная платформа, расположенная по адресу: <...> В обоснование требований указал, что 24.12.2019г. им было подано заявление о государственной регистрации прав в отношении незавершенного строительства, расположенного по вышеуказанному адресу. 17.01.2020г. Управлением Росреестра по Ульяновской области межмуниципального отдела по Чердаклинскому и Старомайнскому районом государственная регистрация прав была приостановлена в связи с непредоставлением разрешения на строительство и неопределением класса опасности гидротехнического сооружения. Рекомендовано обратиться к кадастровому инженеру для устранения замечаний. Подготовив необходимые документы 17.06.2020 им было подано заявление о возобновлении государственной регистрации с приложением, в том числе договора водопользования, ответа Минэкономразвития РФ об отнесении данных объектов к объектам недвижимости. 13.07.2020г межмуниципальным отделом по Чердаклинскому и Старомайнскому районом Управления Россреестра по Ульяновской области ему было отказано в государственном кадастровом учете и государственной регистрации права, поскольку отсутствовали разрешение на строительство и сведения о назначении сооружения. С чем не согласился, так как указанный объект находится в акватории Куйбышевского водохранилища, которая в соответствии с пунктом 4 ст. 1 Градостроительного Кодекса РФ относится к водным объектам и находится в федеральной собственности, а разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка. Однако администрация МО « Старомайнский район» не уполномочена распоряжаться водным объектом в акватории которого осуществляется строительство, не уполномочен выдавать разрешение на строительство и на ввод в эксплуатацию. Кроме того, данный объект незавершенного строительства относится к второстепенным гидротехническим сооружениям, не имеющим класса опасности и не подпадает под действие Федерально закона « О безопасности гидротехнических сооружений» и выдача разрешения на строительство в порядке ст. 51 Градостроительного Кодекса РФ не требуется. Вся проектная документация согласована с Нижне-Волжским бассейновым водным управлением Федерального агентства водных ресурсов и получено решение № 676 от 28.11.2014 о предоставлении водного объекта в пользование. Административный истец в судебном заседании не присутствовал, при этом представитель последнего ФИО2 в судебном заседании заявленные требования поддержали в полном объеме и дала пояснения, аналогичные изложенным в иске. Привлеченный по делу в качестве заинтересованного лица представитель администрации МО « Старомайнский район» в судебное заседание не явился, в адресованном суду заявлении просят рассмотреть дело без их участия. Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области ФИО3 в судебном заседании заявленные требования не признала и пояснила, что административный истец обратилась в Управление Росреестра по Ульяновской области с заявлением о государственном кадастровом учете и государственной регистрации права собственности на объект незавершенного строительства, расположенный по адресу: <...>, представил документы. 17.01.2020 осуществление учетно-регистрационных действий было приостановлено на срок до 17.04.2020 в соответствии с п.7 ч.1 ст.26 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» по причине того, что форма и содержание документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, не соответствовали требованиям законодательства Российской Федерации. осуществление государственного кадастрового учета и государственной регистрации права было приостановлено до 12.10.2020 по заявлению представителя истца. В период приостановления заявителем в целях устранения причин, препятствующих проведению учетно-регистрационных действий, был представлен в Управление ряд документов, в частности: договор водопользования от 17.09.2018, письмо Минэкономразвития РФ от 17.01.2020 исх.№ОГ-<...>, письмо Волжского управления государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 27.02.2020 исх.№..... представитель административного истца обратилась в Управление с заявлением о возобновлении осуществления учетно-регистрационных действий. Поскольку причины, препятствующие проведению государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, заявителем так и не были устранены, Управлением 13.07.2020 было отказано в осуществлении учетно-регистрационных действий, о чем было вынесено уведомление №.... Основанием для отказа послужило окончание срока действия решения о предоставлении водного объекта в пользование от <...>№.... в целях создания стационарных и плавучих платформ, выданный на срок водопользования с <...> по <...> и отсутствие действующего на момент проведения государственным регистратором правовой экспертизы представленных заявителем документов и принятия решения об осуществлении учетно-регистрационных действий или их приостановлении. Кроме того, из раздела технического плана «Заключение кадастрового инженера» следовало, что при строительстве стационарной платформы был использован свайно-винтовой способ закрепления. Согласно заключению кадастрового инженера перемещение и (или) демонтаж и последующую сборку без несоразмерного ущерба назначению и без изменения основных характеристик данного объекта незавершенного строительства невозможно. Объект незавершенного строительства расположен в границах кадастровых кварталов №.... на территории акватории Куйбышевского водохранилища. Однако, в составе представленного на государственную регистрацию технического плана, разрешение на строительство сооружения - стационарная платформа отсутствует. Подготовка технического плана без разрешения на строительство, предусмотренного ст. 51 ГрК РФ, допускается только в отношении объектов, для строительства которых согласно ч. 17 ст. 51 ГрК РФ не требуется получение разрешения на строительство. Рассматриваемый объект к числу объектов, предусмотренных указанной нормой, не относится. В представленном заявителем техническом плане объекта незавершенного строительства также отсутствовала информация, свидетельствующая об отнесении данного объекта именно к определенному классу гидротехнических сооружений, что обуславливает отсутствие необходимости получения разрешений на его строительство и ввод в эксплуатацию. Для осуществления государственного кадастрового учета вышеуказанного сооружения, технический план должен быть подготовлен на основании предусмотренных действующим законодательством документов. Проектируемое назначение, указанное в техническом плане объекта от 20.01.2020г. не соответствует требованиям пункта 43 Требований к подготовке технического плана и составу содержащихся в нем сведений, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 №953. Так, в отношении объекта незавершенного строительства в соответствующей строке 8 раздела «Характеристики объекта недвижимости» указываются сведения о проектируемом назначении объекта незавершенного строительства, в соответствии с документами, на основании которых подготовлен технический план. В представленном заявителем техническом плане в разделе «Характеристики объекта недвижимости» в графе 8 «назначение объекта» указано - «стационарная платформа», тогда как согласно пункту 44 Требований назначение сооружения в техническом плане указываются с учетом групп (подгрупп) видов назначений сооружений, которые применяются исключительно в целях оформления технического плана, в случае, если в указанных в п. 20 Требований документах отсутствуют сведения о назначении сооружения, назначение сооружения указывается в соответствии с подгруппой видов назначения сооружений, например «3. Сооружения гидротехнические», т. е. должно соответствовать фактическому назначению такого сооружения. Вышеуказанные причины, препятствующие осуществлению учетно-регистрационных действий, были указаны как в уведомлении о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права от <...>, так и в уведомлении об отказе в их осуществлении от <...> №№.... Выслушав пояснения лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему. В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Исходя из положений пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа местного самоуправления, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными. Как следует из материалов дела, 09 августа 2011 года между Нижне-Волжским бассейновым водным управлением Федерального агентства водных ресурсов и ФИО1 заключен договор водопользования участка акватории Куйбышевского водохранилища на реке Волга. Пунктом 2 договора водопользования предусмотрена цель водопользования - использование участка акватории Куйбышевского водохранилища для размещения сооружений и стоянки плавсредст. Согласно пункту 8 договора водопользования условием водопользования является, в частности, использование участка акватории Куйбышевского водохранилища для размещения сооружений и стоянки плавсредств. Нижне-Волжским бассейновым водным управлением Федерального агентства водных ресурсов 28 ноября 2014г. принято решение о предоставлении водного объекта в пользование для создания стационарных и плавучих платформ для размещения каркасных зданий предназначенных для организации туристической деятельности, а также стоянки маломерных судов сроком до 31 декабря 2019г. на левом берегу Куйбышевского водохранилища в пределах МО « <...>» в 1980 метрах к югу <...>. Стационарные платформы характеризуются следующими параметрами : платформа №....- представляет собой горизонтальную площадку размером 100х6,5 метров, площадью 650 кв.м. Остальные стационарные платформы планируются площадью от 36 кв.м. до 300 кв.м. Из проектной документации подготовленной в августе 2014 года ООО «Ульяновская творческо- производственная организация « Ульяновскархпроект» также следует, что стационарные платформы вдоль береговой полосы крепятся к дну акватории свайно- винтовым способом и используются для размещения двухэтажных каркасных зданий, из легких конструкций- каркасно-щитовые, монтируются из дерева или оцилиндрованного бревна. Блок обеспечивает 9-12 спальных мест с одновременным размещение от 2 до 20 человек. В последующем 17 сентября 2018 года, между Нижне-Волжским бассейновым водным управлением Федерального агентства водных ресурсов и ФИО1 заключен договор водопользования участка акватории Куйбышевского водохранилища на реке Волга со сроком действия до 17.09.2038г. Пунктом 2 договора водопользования предусмотрена цель водопользования - использование участка акватории Куйбышевского водохранилища для туристической деятельности. Пунктом 6 (б) договора водопользования установлено место осуществления водопользования и границы предоставленной в пользование части водного объекта : <...> Кроме того между ФИО1 и Комитетом по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям МО « Старомайнский район» заключен договор аренды земельного участка от №.... согласно которому заявителю предоставлен земельный участок с кадастровым номером №...., общей площадью 49834 кв. м, с разрешенным использованием- для рекреационного назначения, категория земель- земли особо охраняемых территорий и объектов со сроком действия до <...>. 24.12.2019 ФИО1 обратился в Управление Росреестра по Ульяновской области с заявлением о государственной регистрации права собственности в отношении объекта незавершенного строительства, расположенного по адресу: <...> Обращаясь в межмуниципальный отдел по Чердаклинскому и Старомайскому районам Управления Росреестра по Ульяновской области с заявлением об осуществлении государственной регистрации права собственности на незавершенное строительством сооружение, заявитель предоставил следующие документы: решение о предоставлении водного объекта в пользование от 28.11.2014г, договор аренды земельного участка от 18.03.2013г, договор водопользования от 09.08.2011г., технический план объекта от <...>. Уведомлением от <...> № №.... Управление Росреестра по Ульяновской области приостановило проведение государственного кадастрового учета и государственной регистрации в отношении незавершенного строительства объекта. Для устранения причин приостановления Управлением Росреестра по Ульяновской области рекомендовано заявителю обратиться к кадастровому инженеру, подготовившему технический план для устранения выявленных замечаний, предоставления в орган регистрации прав технический план, подготовленный в соответствии с требованиями к его подготовке. По истечении срока приостановления осуществления государственной регистрации права на объект Управление Росреестра по Ульяновской области пришло к выводу о том, что обстоятельства, послужившие основанием для принятия решения о приостановлении не устранены, в связи с чем, на основании статьи 27 Федерального закона от <...> N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" уведомлением от <...>№....7 отказало в государственном кадастровом учете и государственной регистрации права. Основанием для отказа в регистрации права собственности, изложенным в сообщении от 13.07.2020, послужило непредставление на государственную регистрацию документов - разрешения на строительство, отсутствие решения о предоставлении водного объекта в пользовании в новой редакции и истечение срока старой редакции в условиях заключенного договора водопользования от 17.09.2018г., несоответствие проектируемого назначения указанного в техническом плане от 20.01.2020г., требованиям пункта 43 Приказа « Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к её подготовке, состава содержащихся в ней сведений» от 18.12.2015г. № 953. Не согласившись с отказом в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности на объект - незавершенный строительством – стационарная платформа, ФИО1 обратился в суд с настоящим заявлением. Согласно пункту 1 части 1 статьи 15 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) при осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав одновременно такие государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются по заявлению собственника земельного участка либо лица, которому земельный участок предоставлен для строительства на ином праве, - при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на созданные или создаваемые ими на таком земельном участке здание, сооружение, объект незавершенного строительства, единый недвижимый комплекс. В соответствии с пунктами 2 и 3 части 4 статьи 18 Закона N 218-ФЗ к заявлению о государственном кадастровом учете и регистрации прав заявитель прилагает документы, являющиеся основаниями для осуществления такого учета. В соответствии с частями 1, 2, пунктом 1 части 3 статьи 14 Закона N 218-ФЗ в связи с созданием объекта недвижимости государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются одновременно на основании заявления и необходимых документов. Частью 10 статьи 40 вышеназванного Закона установлено, государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на объект незавершенного строительства осуществляются на основании разрешения на строительство такого объекта и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости. Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение, для строительства которых в соответствии с федеральными законами не требуется разрешение на строительство, а также на соответствующий объект незавершенного строительства осуществляются на основании технического плана таких объектов недвижимости и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположены такие объекты недвижимости, или документа, подтверждающего в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации возможность размещения таких созданных сооружений, а также соответствующих объектов незавершенного строительства без предоставления земельного участка или установления сервитута. Отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, капитальному ремонту, сносу, а также по эксплуатации зданий, сооружений регулируется законодательством о градостроительной деятельности (статья 4 ГрК РФ). Согласно части 1 статьи 51 ГрК РФ разрешение на строительство объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом, представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 данной статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с данным Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. В силу части 4 статьи 51 ГрК РФ разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных частями 5-6 данной статьи и другими федеральными законами. В случае осуществления строительства, реконструкции, в том числе гидротехнических сооружений первого и второго классов, устанавливаемых в соответствии с законодательством о безопасности гидротехнических сооружений, разрешение на строительство выдается - уполномоченным федеральным органом исполнительной власти ( пункт 4 части 5 статьи 51 ГрК РФ). Часть 17 статьи 51 ГрК РФ содержит перечень объектов, выдача разрешения на строительство которых не требуется. Гидротехнические сооружения к таким объектам не относятся. Следовательно, на строительство гидротехнического сооружения требуется соответствующее разрешение на строительство, выданное уполномоченным органом. Из представленных материалов следует, что стационарная платформа вдоль береговой полосы предназначена для размещения двухэтажных жилых каркасных зданий и нахождения людей на ней, что предполагает безопасность указанной конструкции. Отношения, возникающие при осуществлении деятельности по обеспечению безопасности при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, регулируются Федеральным законом от 21.07.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" (далее - Федеральный закон от 21.07.1997 N 117-ФЗ), которым установлена обязанность органов государственной власти, собственников гидротехнических сооружений и эксплуатирующих организаций по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений. Согласно статье 3 Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ безопасность гидротехнических сооружений - свойство гидротехнических сооружений, позволяющее обеспечивать защиту жизни, здоровья и законных интересов людей, окружающей среды и хозяйственных объектов; декларация безопасности гидротехнического сооружения - документ, в котором обосновывается безопасность гидротехнического сооружения и определяются меры по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения с учетом его класса. Статьей 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ предусмотрено, что собственник гидротехнического сооружения обязан обеспечивать соблюдение обязательных требований при строительстве гидротехнических сооружений. Федеральным законом от 03.07.2016 N 255-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О безопасности гидротехнических сооружений" внесены изменения в статью 10 Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ. Частью 5 данной статьи предусмотрено, что при проектировании гидротехнического сооружения I, II, III или IV класса декларация безопасности гидротехнического сооружения составляется в составе проектной документации. Содержание декларации безопасности гидротехнического сооружения, порядок ее разработки и представления в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти устанавливает Правительство Российской Федерации с учетом специфики гидротехнического сооружения (часть 3 статьи 10 Закона N 117-ФЗ). Часть 1 статьи 11 Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ предусмотрено, что экспертиза проектной документации гидротехнических сооружений, содержащей декларацию безопасности гидротехнических сооружений, проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности. Правительство Российской Федерации Постановлением от 06.11.1998 N 1303 утвердило «Положение о декларировании безопасности гидротехнических сооружений» (далее - Положение). Согласно пункту 10 Положения декларация безопасности проектируемых гидротехнических сооружений разрабатывается в составе проектной документации на строительство (реконструкцию) гидротехнических сооружений, подлежащей экспертизе в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, и представляется в орган надзора для внесения сведений о проектируемом гидротехническом сооружении в Российский регистр гидротехнических сооружений. Целью государственной экспертизы декларации безопасности является установление полноты и достоверности сведений, указанных в декларации безопасности, в части: выявления степени опасности на гидротехнических сооружениях; достаточности предусмотренных мер по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений и соответствия этих мер обязательным требованиям (пункт 14 Положения). Пунктом 25 Положения предусмотрено, что декларация безопасности, утвержденная органом надзора, а также декларация безопасности, разработанная в составе проектной документации, прошедшей государственную экспертизу в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, являются основанием для внесения гидротехнического сооружения в Российский регистр гидротехнических сооружений и выдачи этим органом надзора разрешения на эксплуатацию гидротехнического сооружения. Указанное разрешение выдается органом надзора на срок действия декларации безопасности. Следовательно доводы представителя административного истца о том, что спорный объект незавершенного строительства относится к второстепенным гидротехническим сооружениям, не имеющий класса опасности и выдача разрешения на строительство не требуется, являются несостоятельными, поскольку опровергаются вышеприведенными нормами закона. При этом при обращении с заявлением в регистрирующий орган, так и при обращении в суд разрешение на строительство сооружения, доказательства обращения для получения разрешения на строительство не представлены. Также необходимо отметить, что при обращении в регистрационный орган действовал договор водопользования от 17 сентября 2018 года, и на момент принятия решения об отказе в государственной регистрации права решение о предоставлении водного объекта в пользование для создания, в том числе стационарных платформ, утратило силу в связи с истечением срока его действия, а иного решения заявителем представлено не было. Оспаривая действия регистрирующего органа, административный истец указывают на препятствия при реализации законного права на осуществление регистрации. Между тем, государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе. Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества являются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе. Наличие несоответствия между проектируемом назначением указанным в техническом плане объекта от 20.01.2020г. требованиям пункта 43 содержащимся в Приказе Минэкономразвития России от 18.12.2015г. № 953 « Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к её подготовке, состава содержащихся в ней сведений», являются также безусловным основанием для приостановления осуществления кадастрового учета. Учитывая, что заявителем не устранены причины препятствующие государственному кадастровому учету и государственной регистрации и не представлены в установленный срок документы, необходимые в соответствии с законом для государственной регистрации, решение об отказе в государственной регистрации права и кадастрового учета вышеуказанного объекта недвижимости принято обоснованно. Таким образом, оснований для удовлетворения административных исковых требований не имеется. Руководствуясь ст. ст. 175-177, 227 КАС РФ суд, Р Е Ш И Л: В удовлетворении административных исковых требований ФИО1 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области о признании незаконным уведомление об отказе государственного кадастрового учета и государственной регистрации права №.... от 13.07.2020г. и возложении обязанности осуществить государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права в отношении объекта незавершенного строительства- стационарная платформа, расположенного по адресу: <...> – отказать. Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Чердаклинский районный суд Ульяновской области в апелляционном порядке в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме. Судья Н.Н. Дементьев |