ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2284/18 от 14.05.2018 Центрального районного суда г. Новосибирска (Новосибирская область)

Дело № 2а-2284/2018

Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации

14 мая 2018 года

Центральный районный суд г. Новосибирска в составе:

судьи С.Л. Малахова,

при секретаре К.С. Кулаковой

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 об оспаривании отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области в предоставлении запрашиваемых сведений,

у с т а н о в и л:

ФИО1 обратился в суд с административным иском, просит признать незаконным отказ Управления Росреестра по Новосибирской области от 27.02.2018 года № 54-0-1-121/4602/2018-123 в предоставлении сведений из Единого государственного реестра недвижимости, возложении обязанности по предоставлению запрашиваемых административных истцом сведений, поскольку оспариваемый отказ не соответствует требованию пункта 15 статьи 62 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" и нарушает право истца на получение информации по запросу.

В судебном заседании административный истец ФИО1 заявленные административные исковые требования поддержал, дал соответствующие пояснения.

Представитель административного ответчика Управления Росреестра по Новосибирской области в судебное заседание не явился, извещен, представил письменные возражения, в которых заявленные исковые требования не признал, по изложенным в них основаниям.

Выслушав мнение лиц, участвующих в деле, исследовав собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований при этом исходя из следующего.

Исходя из положений части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

При этом, обязанность доказывания обстоятельств нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца возлагается на лицо, обратившееся в суд. На орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) возлагается обязанность по доказыванию соблюдения требований нормативных правовых актов, соответствие содержания оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (часть 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства РФ).

При рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями (часть 8 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства РФ).

Лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен указанным Кодексом (часть 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства РФ.

В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 66 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" орган регистрации прав несет ответственность за ненадлежащее исполнение полномочий, установленных Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", правилами ведения Единого государственного реестра недвижимости, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе за полноту и достоверность предоставляемых сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.

Согласно части 12 статьи 62 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" в случае, если в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют запрашиваемые сведения или предоставление запрашиваемых сведений не допускается в соответствии с федеральным законом, орган регистрации прав в срок не более трех рабочих дней со дня получения им запроса о предоставлении сведений направляет уведомление об отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости запрашиваемых сведений или обоснованное решение об отказе в предоставлении запрашиваемых сведений, которое может быть обжаловано в судебном порядке.

Судебным разбирательством установлено, материалами дела подтверждается и ответчиком не оспаривается, что 26.02.2018 года административный истец обратился в Управление Росреестра по НСО с заявлением о предоставлении копии решения мирового судьи 2-го судебного участка Коченевского района Новосибирской области от 18.12.2001 года которым за ФИО1 признано право собственности на нежилое помещение расположенное по адресу: НСО, <...> д..

Основанием для направления указанного заявления явилось то обстоятельство, что экземпляр указанного решения был утерян административным истцом.

Решением Управления Росреестра по НСО от 27.02.2018 года, выраженном в письме № 54-0-1-121/4602/2018-123 ФИО1 отказано в предоставлении запрашиваемой информации со ссылкой на положения пункта 15 статьи 62 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", согласно которому правообладателю, его законному представителю, лицу, получившему доверенность от правообладателя или его законного представителя, по их заявлениям выдаются в форме документов на бумажном носителе или электронных образов документов копии договоров и иных документов, которые выражают содержание односторонних сделок, совершенных в простой письменной форме, и содержатся в реестровых делах, поскольку, как указано в решении об отказе, копия решения мирового судьи не является документом, выражающим содержание односторонней сделки.

Не согласившись с отказом, ФИО1 обратился в суд с данными требованиями.

Отказывая в удовлетворении заявленных исковых требований, суд исходит из следующего.

Согласно части 15 статьи 62 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" правообладателю, его законному представителю, лицу, получившему доверенность от правообладателя или его законного представителя, по их заявлениям выдаются в форме документов на бумажном носителе или электронных образов документов копии договоров и иных документов, которые выражают содержание односторонних сделок, совершенных в простой письменной форме, и содержатся в реестровых делах.

В соответствии с пунктом 21 Порядка предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, утвержденного Приказом Министерства экономического развития от 23.12.2015 N 968, органом регистрации прав выдаются сведения, содержащиеся в ЕГРН, в виде копий помещенных в реестровое дело документов, выражающих содержание сделок, на основании которых за собственником объекта недвижимого имущества, владельцем объекта недвижимого имущества на ином вещном праве (далее - правообладатель) согласно записи в ЕГРН на момент подачи ими запроса о предоставлении сведений, содержащихся в ЕГРН, представленного в соответствии с названным Порядком, зарегистрировано указанное право (предоставляются правообладателю, нотариусу).

Согласно пункту 2 статьи 154 Гражданского кодекса РФ односторонней считается сделка, для совершения которой в соответствии с законом, иными правовыми актами или соглашением сторон необходимо и достаточно выражения воли одной стороны.

Между тем, запрашиваемая административным истцом копия решения мирового судьи о признании за административным истцом права собственности на вышеуказанное нежилое помещение не является документом, выражающими содержание односторонней сделки, следовательно, административным ответчиком правомерно отказано заявителю в предоставление копии запрашиваемого решения.

Помимо прочего, из пункта 5 статьи 18 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (в редакции, действовавшей в момент возникновения спорных правоотношений) следует, что необходимые для государственной регистрации прав документы, отражающие содержание сделок, совершенных в простой письменной форме, и являющиеся основанием для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав, представляются, если иное не предусмотрено названным Федеральным законом, не менее чем в двух экземплярах-подлинниках, один из которых после государственной регистрации прав должен быть возвращен правообладателю, второй - помещается в дело правоустанавливающих документов.

Между тем, подлинное решение мирового судьи хранится в материалах судебного дела. Порядок выдачи копии судебного акта регламентирован статьей 214 Гражданского процессуального кодекса РФ и Инструкцией по судебному делопроизводству в районном суде, утвержденной Приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 29.04.2003 N 36.

Таким образом, истец не лишен права получить копию судебного акта в вышеуказанном порядке непосредственно в суде его принявшего.

Снятие и заверение, в том числе, Управлением Росреестра, копии с копии судебного акта, указанными нормативными актами не предусмотрено.

В силу пункта 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решений, действий (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Из смысла приведенной нормы права следует, что суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято, либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями и права либо свободы гражданина не были нарушены.

Поскольку в ходе судебного разбирательства было установлено отсутствие у административного ответчика обязанности по предоставлению запрашиваемого документа, т.к. истребуемый документ не входит в перечень документов, предоставляемых правообладателю по его заявлению, суд не находит оснований для удовлетворения требований административного истца в полном объеме.

На основании вышеизложенного, руководствуясь положениями статей 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

р е ш и л:

Административные исковые требования ФИО1 – оставить без удовлетворения.

Разъяснить сторонам, что настоящее решение может быть обжаловано ими в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме в Новосибирский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через суд, вынесший решение.

Мотивированное решение изготовлено 25 мая 2018 года

Судья С.Л.Малахов