ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2288/2023 от 08.06.2023 Железнодорожного районного суда г. Самары (Самарская область)

Дело №2а-2288/2023

УИД 63RS0025-01-2022-004584-33

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

08 июня 2023 года г. Самара

Железнодорожный районный суд г. Самары в составе:

председательствующего судьи Чирковой Е.А.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Шуваркиной Т.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-2288/2023 по административному иску прокурора г. Сызрани в интересах неопределенного круга лиц к ООО УК «Дом» об обязании организации мест для накопления отходов, разработки инструкции по организации, сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г. Сызрани обратился в Сызранский городской суд с иском к ООО УК «Дом» об обязании организации мест для накопления отходов, разработки инструкции по организации, сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов, назначении ответственного лица за обращением с отходами, в обоснование заявленных требований указав, что в результате проведенной проверки установлено, что ООО УК «Дом» осуществляет управление жилым фондом во всех районах г. Сызрани, в том числе по адресам: пр. 50 Лет Октября, д. 49, д. 55; пр. Гагарина, д. 30, д. 35/2; Ульяновское шоссе, д. 19; ул. Интернациональная, д. 151 б; ул. Маршала Жукова, д. 77, д. 260, д. 320; ул. Московская, д. 25, с нарушением законодательства в сфере обеспечения безопасности при обращении с отходами. В многоквартирных домах, обслуживаемых ООО УК «Дом», ртутьсодержащие отходы, отработанные химические источники тока (батарейки) бесконтрольно накапливаются в общих контейнерах для сбора ТКО, шахтах мусоропроводов, что может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, животным, растениям и окружающей среде. Отсутствии надлежащей организации сбора отработанных ртутьсодержащих ламп, отработанных химических источников тока (батареек) и места первичного сбора указанных отходов является недопустимым, грубо нарушает требования действующего законодательства, в том числе право на благоприятную окружающую среду, способствует загрязнению окружающей среды. В этой связи 30.06.2022 г. в адрес Общества внесено представление с требованием устранения выявленных нарушений в срок до 20.11.2022 г. В установленный срок требования прокурора исполнены не были, что явилось основанием для подачи искового заявления в суд.

Определением Сызранского городского суда Самарской области от 02.03.2023 г. материалы гражданского дела №2-709/2023 по иску прокурора г. Сызрани в интересах неопределенного круга лиц к ООО УК «Дом» об обязании организации мест для накопления отходов, разработки инструкции по организации, сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов переданы по подсудности в Железнодорожный районный суд г. Самары для рассмотрения по существу.

10.04.2023 г. гражданское дело принято к производству Железнодорожного районного суда г. Самары.

Уточнив исковые требования, прокурор г. Сызрани просил суд признать бездействие ООО УК «Дом», выразившееся в непринятии мер по устранению, выявленных нарушений действующего законодательства, незаконным, обязании в течение двух месяцев организовать места для накопления отработанных ртутьсодержащих ламп, отработанных химических источников тока (батареек), разработать инструкцию по организации, сбору, транспортировании, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов, назначении ответственного лица за обращение с отходами.

Определением Железнодорожного районного суда г. Самары от 19.05.2023 г. при рассмотрении гражданского дела суд перешел к рассмотрению по правилам административного судопроизводства.

Административный истец прокурор г. Сызрани, выступающий в защиту интересов неопределенного круга лица, в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие, доводы административного иска поддержал, просил удовлетворить в полном объеме.

Представитель административного ответчика ООО УК «Дом» - Петрова Е.А. в судебном заседании административный иск признала в части, представила доказательства, подтверждающие исполнение предписание прокурора по адрес: ул. 50 Лет Октября, д. 63.

В соответствии со ст. 150 КАС РФ, суд счел возможным рассмотреть административное дело в отсутствие не явившихся лиц, надлежащим образом извещенных о слушании дела.

Изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В силу части 4 статьи 218 КАС РФ прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Из содержания пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ следует, что решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными возможно при установлении судом совокупности таких условий, как несоответствие этих действий, решений нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца.

При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

Обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо (часть 2 статьи 62, часть 11 статьи 226 КАС РФ).

Согласно статье 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В силу статьи 1 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7 «Об охране окружающей среды» охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.

Статьей 51 названного закона предусмотрено, что отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Согласно статье 14.1 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89 «Об отходах производства и потребления», индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

В силу статье 22 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89 «Об отходах производства и потребления» сбор отходов – прием отходов в целях их дальнейшей обработки, утилизации, обезвреживания, размещения лицом, осуществляющим их обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение.

Из материалов дела следует, что ООО УК «Дом» на основании лицензии № 306 от 23.6.2016 г. осуществляет управлением жилым фондом во всех районах г. Сызрани, в частности по адресам: пр. 50 Лет Октября, д. 49, д. 55; пр. Гагарина, д. 30, д. 35/2; Ульяновское шоссе, д. 19; ул. Интернациональная, д. 151 б; ул. Маршала Жукова, д. 77, д. 260, д. 320; ул. Московская, д. 25.

В результате прокурорской проверки на предмет соблюдения организациями требований законодательства в сфере обеспечения безопасности при обращении с отходами установлено, ООО УК «Дом» ненадлежащим образом осуществляет обязательства по сбору и хранению ртутьсодержащих отходов, отработанных химических источников тока (батареек), указанные отходы бесконтрольно накапливаются в общих контейнерах для сбора ТКО, шахтах мусоропровода.

Поскольку отсутствие надлежащей организации сбора отработанных ламп и иных источников отходов способствует загрязнению окружающей среды и способно причинить вред жизни и здоровью граждан, 30.06.2022 г. прокурором г. Сызрани в адрес ООО УК «Дом» внесено представление № 07-03-22 об устранении нарушений законодательства в сфере обеспечения безопасности при обращении с отходами.

Согласно уведомлению от 20.07.2022 г. № 522 генерального директора ООО УК «Дом» Авдеевой Ю.П. внесенное представление прокурора рассмотрено, приняты меры к устранению выявленных нарушений, по адресу: ул. 50 Лет Октября, д. 63 установлен накопительный контейнер для сбора отработанных ртутьсодержащих ламп и отработанных химических источников тока.

Между тем, согласно обращения Жуковой А.П., ранее выявленные прокурором нарушения исполнены административным ответчиком в полной мере не были, следовательно, действия ООО УК «Дом» нарушают конституционные права неопределенного круга лиц, что явилось основанием для подачи иска в суд.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2020 г. № 2314 утверждены Правила обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде.

Согласно пункту 2 Правил потребителями ртутьсодержащих ламп являются юридические лица или индивидуальные предприниматели, физические лица, эксплуатирующие ртутьсодержащие лампы.

Место накопления отработанных ртутьсодержащих ламп - место накопления отработанных ртутьсодержащих ламп потребителями ртутьсодержащих ламп в целях последующей их передачи оператору для транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, хранения

В соответствии с пунктами 3 и 4 Правил, потребители ртутьсодержащих ламп, за исключением физических лиц, осуществляющие накопление отработанных ртутьсодержащих ламп, назначают ответственных лиц за обеспечение безопасного накопления отработанных ртутьсодержащих ламп и их передачу оператору.

Места накопления отработанных ртутьсодержащих ламп у потребителей ртутьсодержащих ламп, являющихся собственниками, нанимателями, пользователями помещений в многоквартирных домах, определяются указанными лицами или по их поручению лицами, осуществляющими управление многоквартирными домами на основании заключенного договора управления многоквартирным домом или договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в таких домах, которые организуют такие места накопления в местах, являющихся общим имуществом собственников многоквартирных домов, в соответствии с требованиями к содержанию общего имущества, предусмотренными Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность", и уведомляют о таких местах накопления оператора на основании договора об обращении с отходами.

В целях реализации обеспечения приоритетных направлений государственной политики в области обращения с отходами производства и потребления на основании приказа от 11.06.2021 г. № 399 Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации утверждены требования при обращении с группами однородных отходов 1-5 классов опасности.

Согласно пункту 24 Требований индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы батарей и аккумуляторов, не имеющие лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, обязаны передать эти отходы юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим на законных основаниях деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и хранению видов отходов, отнесенных к группе однородных отходов "Отходы батарей и аккумуляторов", в течение 11 месяцев со дня образования отходов батарей и аккумуляторов.

Места (площадки) накопления отходов батарей и аккумуляторов, образующихся у граждан, должны быть снабжены специализированными контейнерами (емкостями), конструкция которых исключает попадание в накапливаемые отходы атмосферных осадков, а также извлечение этих отходов лицами, не являющимися собственниками, владельцами специализированного контейнера (емкости).

Накопление неповрежденных отходов батарей и аккумуляторов осуществляется раздельно от поврежденных отходов батарей и аккумуляторов, имеющих признаки течи, нарушения герметичности или целостности корпуса аккумулятора, батарей и аккумуляторов.

Контейнеры (емкости) для накопления поврежденных отходов батарей и аккумуляторов изготавливаются из материалов, устойчивых к воздействию кислот и щелочей (пункты 27-29).

Накопление, хранение отходов батарей и аккумуляторов осуществляются в помещениях, обеспеченных приточно-вытяжной вентиляцией, в которые исключен доступ посторонних лиц. Хранение отходов батарей и аккумуляторов допускается в течение 36 месяцев. При накоплении, транспортировании, хранении отходов батарей и аккумуляторов запрещается подвергать отходы механическому воздействию, приводящему к нарушению целостности и герметичности корпусов батарей и аккумуляторов. Обработка и утилизация отходов батарей и аккумуляторов осуществляются с учетом их маркировки. При утилизации отходов батарей и аккумуляторов, содержащих никель, кадмий, доля общей массы отходов, поступивших на утилизацию, фактически использованная для получения продукции, должна составлять не менее 75%. При утилизации отходов батарей и аккумуляторов, содержащих свинец, доля общей массы отходов, поступивших на утилизацию, фактически использованная для получения продукции, должна составлять не менее 50%. Утилизация или обезвреживание отходов батарей и аккумуляторов осуществляется в соответствии с документацией, регламентирующей процессы утилизации или обезвреживания отходов батарей и аккумуляторов, соблюдение которой должно обеспечить безопасность окружающей среды и здоровья человека, с соблюдением норм законодательства Российской Федерации.

Согласно материалам дела, ООО УК «Дом» предприняло меры к устранению выявленных нарушений законодательства в сфере обеспечения безопасности при обращении с отходами, а именно: по адресу ул. 50 Лет Октября, д. 63, организован сбор ртутьсодержащих ламп от населения, определено место сбора и временного хранения отработанных ртутьсодержащих ламп, что подтверждается фотоматериалами.

Из материалов фотофиксации следует, что в помещении по адресу: г. Сызрань, ул. 50 Лет Октября, д. 63 оборудован контейнер для временного хранения отработанных люминесцентных ламп 1 класса опасности, на входных дверях в подъезд размещены уведомления о месте сбора отходов 1-5 классов опасности.

Приказом генерального директора ООО УК «Дом» от 10.01.2023 г. ответственным лицом за организацию ртутьсодержащих ламп от населения назначен Зылев И.И.

Административным ответчиком разработана инструкция по обращению с ртутными лампами, люминесцентными ртутьсодержащими трубками отработанными и браком, содержащая условия временного хранения и накопления отходов, учет образования и движение отходов, условия транспортировки отходов, мероприятия по ликвидации чрезвычайных ситуаций; утверждена форма журнала учета образования и движения отхода, технические характеристики контейнеров, а также средства ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Кроме того, разработана инструкция по сбору, хранению, учету, сдаче и перевозке отработанных ртутьсодержащих ламп.

Однако вышеприведенные меры предприняты управляющей компанией в отношении одного многоквартирного дома, находящегося на обслуживании ООО УК «Дом», в то время как остальные многоквартирные жилые дома местами сбора отходов 1-5 классов опасности не обустроены, что не оспаривалось административным ответчиком и не опровергается материалами дела.

Доводы представителя административного ответчика о том, что организовать места накопления отходов не представляется возможным по техническим причинам, судом не могут быть приняты во внимание, поскольку отсутствие надлежащей организации сбора ртутьсодержащих ламп, отработанных химических источников тока (батареек) является недопустимым и нарушает требования действующего законодательства, также может привести к загрязнению окружающей среды.

Согласно пункту 1 части 3 статьи 227 КАС РФ в резолютивной части решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) должно содержаться, в частности, указание на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца, в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению.

В целях восстановления прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, суд полагает необходимым обязать ООО УК «Дом» организовать места для накопления отработанных ртутьсодержащих ламп, отработанных химических источников тока (батареек) в многоквартирных домах по адресу: пр. 50 Лет Октября, д. 49, д. 51, д. 55; пр. Гагарина, д. 30, д. 35/2; Ульяновское шоссе, д. 19; ул. Интернациональная, д. 151 б; ул. Маршала Жукова, д. 77, д. 260, д. 320; ул. Московская, д. 25, разработать инструкцию по организации, сбору, транспортировании, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов, назначении ответственного лица за обращение с отходами.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 175, 178-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административный иск прокурора г. Сызрани удовлетворить.

Признать бездействие ООО УК «Дом», выразившееся в непринятии мер по устранению, выявленных нарушений действующего законодательства в сфере обеспечения безопасности при обращении с отходами, незаконным.

Обязать ООО УК «Дом» организовать места для накопления отработанных ртутьсодержащих ламп, отработанных химических источников тока (батареек) в многоквартирных домах по адресу: пр. 50 Лет Октября, д. 49, д. 51, д. 55; пр. Гагарина, д. 30, д. 35/2; Ульяновское шоссе, д. 19; ул. Интернациональная, д. 151 б; ул. Маршала Жукова, д. 77, д. 260, д. 320; ул. Московская, д. 25, разработать инструкцию по организации, сбору, транспортировании, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов, назначении ответственного лица за обращение с отходами, установив срок исполнения – два месяца с момента вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Железнодорожный районный суд г. Самары в месячный срок со дня составления решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 22.06.2023 г.

Председательствующий судья Е.А. Чиркова