ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2288/2023 от 20.09.2023 Элистинского городского суда (Республика Калмыкия)

Дело №2а-2288/2023

Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20 сентября 2023 года г. Элиста

Элистинский городской суд Республики Калмыкия в составе:

председательствующего судьи Цыкаловой Н.А.,

при секретаре судебного заседания Оргадуловой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Прокурора города Элисты Республики Калмыкия в интересах неопределённого круга лиц к Администрации г. Элисты об обязании разработать и утвердить нормативно-правовые акты,

у с т а н о в и л:

Прокурор города Элисты Республики Калмыкия (далее - Прокурор г. Элисты) обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что Прокуратурой города Элисты на постоянной основе осуществляется надзор за исполнением законодательства в сфере закупок товаров, работ и услуг для муниципальных нужд, бюджетного законодательства. Постановлением Администрации г. Элисты от 31 декабря 2015 г. №7649 утверждены Правила нормирования в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения муниципальных нужд (далее – Правила), которые в ЕИС «Закупки» не размещены.

Согласно подпункту «б» пункта 2.1 Правил органы местного самоуправления города Элисты, в том числе отраслевые и функциональные органы Администрации города Элисты утверждают нормативные затраты и требования к отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг), закупаемым самими органами местного самоуправления города Элисты, в том числе отраслевыми (функциональными) органами Администрации города Элисты, и подведомственными указанным органам казенными учреждениями, бюджетными учреждениями и унитарными предприятиями.

Пунктом 3 статьи 33 Устава города Элисты Республики Калмыкия определено, что в структуру Администрации города Элисты входят отраслевые (функциональные), территориальные органы и структурные подразделения.

Отраслевыми (функциональными), территориальными органами являются специально создаваемые органы для решения вопросов местного значения и осуществления полномочий, переданных федеральными законами и законами Республики Калмыкия.

Отраслевые (функциональные), территориальные органы могут наделяться правами юридического лица в соответствии с действующим законодательством (пункт 4 статьи 33 Устава города Элисты Республики Калмыкия).

Отраслевыми подразделениями Администрации г. Элисты являются Комитет по делам молодежи и спорта, Управление городского хозяйства, транспорта и благоустройства, Управление жилищно-коммунального хозяйства и строительства, Управление культуры и туризма, Управление образования, Управление по земельным и имущественным отношениям, Финансовое управление.

Проведенной прокуратурой г. Элисты проверкой в декабре 2021 года в Администрации г. Элисты было установлено, что в нарушение указанных требований нормативные затраты и требования к отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг), закупаемым самими органами местного самоуправления города Элисты, в том числе отраслевыми (функциональными) органами Администрации города Элисты, и подведомственными указанным органам казенными учреждениями, бюджетными учреждениями и унитарными предприятиями, не утверждены (кроме Управления образования Администрации г. Элисты приказ от 29 декабря 2017 г. №1041) и, соответственно, не размещены в ЕИС «Закупки».

Также не утверждены значения нормативных затрат на оказание муниципальной услуги, значение базового норматива затрат на оказание муниципальной услуги, значение отраслевого корректирующего коэффициента, значение нормативных затрат на выполнение работы, значение затрат на содержание неиспользуемого для выполнения муниципального задания имущества муниципального бюджетного учреждения города Элисты.

По результатам проверки в адрес Администрации г.Элисты прокуратурой города внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства №7-4-2021 от 1 декабря 2021 г. Однако выявленные нарушения не устранены. Проведенная в июне 2023 г. прокуратурой города Элисты проверка показала, что указанные нормативно-правовые акты Администрацией города Элисты до настоящего времени не приняты. Выявленные нарушения отражены в представлении прокуратуры г.Элисты от 30 июня 2023 г. № 7-02-2023.

Постановлением Администрации г. Элисты от 26 декабря 2017 г. №3243 утверждено Положение о формировании муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) в отношении муниципальных учреждений города Элисты и финансового обеспечения выполнения муниципального задания.

Однако в нарушении норм федерального законодательства, в частности статьи 19 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», статьи 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации указанные значения нормативных затрат Администрацией города Элисты не утверждены и соответственно не размещены в сети «Интернет».

Отсутствие утвержденных требований к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам (в том числе предельной цены товаров, работ, услуг) и (или) нормативных затрат на обеспечение функций муниципальных органов, их территориальных органов (подразделений) и подведомственным им казенным учреждениям, бюджетным учреждениям и муниципальным унитарным предприятиям, а также утвержденных значений нормативов затрат на оказание муниципальных услуг не позволяет достоверно определить объем финансирования на осуществление финансово-хозяйственной деятельности учреждений и, следовательно, осуществить планирование закупок и бюджета в соответствии с реальными количественными показателями.

Прокурор г. Элисты просит суд возложить на Администрацию г. Элисты обязанность разработать и утвердить требования к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам (в том числе предельной цены товаров, работ, услуг) и (или) нормативных затрат на обеспечение функций муниципальных органов, их территориальных органов (подразделений) и подведомственным им казенным учреждениям, бюджетным учреждениям и муниципальным унитарным предприятиям, а также утвержденных значений нормативов затрат на оказание муниципальных услуг; значения нормативных затрат на оказание муниципальной услуги, значение базового норматива затрат на оказание муниципальной услуги, значение отраслевого корректирующего коэффициента, значение нормативных затрат на выполнение работы, значение затрат на содержание неиспользуемого для выполнения муниципального задания имущества муниципального бюджетного учреждения города Элисты в течение 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании помощник прокурора г.Элисты Доржеева В.А. административные исковые требования поддержала, по доводам изложенным в административном исковом заявлении, просила административный иск удовлетворить в полном объёме.

Представитель ответчика – Администрации г. Элисты Багаева А.Ю. в судебном заседании не возражала на удовлетворение заявленных требований. Указав, что нормативно-правовые акты по значениям нормативных затрат на оказание муниципальных услуг, по значениям нормативных затрат на выполнение работ, значений затрат на содержание неиспользуемого для выполнения муниципального задания имущества муниципальных учреждений находятся в конечной стадии разработки и приятия.

Выслушав сторон, исследовав материалы дела, суд находит административные исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В силу части 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В силу части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет заявление полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Частью 1 статьи 19 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон №44) закреплены два вида нормирования, под которыми понимается установление требований к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам (в том числе предельной цены товаров, работ, услуг) и (или) нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов (включая соответственно территориальные органы и подведомственные казенные учреждения, за исключением казенных учреждений, которым в установленном порядке формируется государственное (муниципальное) задание на оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ).

Целью нормирования путем установления требований к количеству, качеству, потребительским свойствам и иным характеристикам товаров, работ, услуг является исключение закупки товаров, работ и услуг по необоснованно завышенным ценам или имеющих излишние потребительские свойства.

Статьей 19 Федерального закона № 44-ФЗ установлена обязанность заказчиков утвердить требования к закупаемым ими, их территориальными органами (подразделениями) и подведомственными указанным органам учреждениями и предприятиями отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг), а также нормативные затраты на обеспечение функций указанных органов и подведомственных им учреждений.

Так, частью 4 статьи 19 Федерального закона №44 регламентировано, что местные администрации в соответствии с общими правилами нормирования, предусмотренными частью 3 настоящей статьи, устанавливают правила нормирования в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения, соответственно, муниципальных нужд (далее - правила нормирования), в том числе: 1) требования к порядку разработки и принятия правовых актов о нормировании в сфере закупок, содержанию указанных актов и обеспечению их исполнения; 2) правила определения требований к закупаемым государственными органами, органами управления государственными внебюджетными фондами, муниципальными органами, соответственно их территориальными органами и подведомственными указанным органам казенными учреждениями, бюджетными учреждениями и государственными, муниципальными унитарными предприятиями отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг) и нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов (включая, соответственно, территориальные органы и подведомственные казенные учреждения).

Государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, определенные в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации наиболее значимые учреждения науки, образования, культуры и здравоохранения на основании правил нормирования, установленных в соответствии с частью 4 настоящей статьи, утверждают требования к закупаемым ими, их территориальными органами (подразделениями) и подведомственными им казенными учреждениями, бюджетными учреждениями и государственными, муниципальными унитарными предприятиями отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг) и (или) нормативные затраты на обеспечение функций указанных органов и подведомственных им казенных учреждений (часть 5 статьи 19 Федерального закона №44).

Указанная правовая норма имеет предписывающий характер, что свидетельствует об обязательности для исполнения указанной нормы и исключает возможность выбора между ее исполнением или неисполнением.

Главный распорядитель бюджетных средств (главный распорядитель средств соответствующего бюджета) - орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено настоящим Кодексом (статья 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Из анализа приведенных норм следует, что местная администрация в соответствии с общими правилами нормирования, предусмотренными частью 3 статьи 19 Федерального закона №44, устанавливает правила нормирования в соответствии с которыми муниципальные органы, их территориальные органы (подразделения) и подведомственные им казенные учреждения, бюджетные учреждения и муниципальные унитарные предприятия утверждают требования к закупаемым отдельным видам товаров, работ, услуг и (или) нормативные затраты на обеспечение функций указанных органов и подведомственных им учреждений.

Также правила нормирования, требования к отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг) и (или) нормативные затраты на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов (включая соответственно территориальные органы и подведомственные казенные учреждения) подлежат размещению в единой информационной системе.

Так, постановлением Администрации г. Элисты от 31 декабря 2015 г. №7649 утверждены Правила нормирования в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения муниципальных нужд (далее – Правила), которые в ЕИС «Закупки» не размещены.

Согласно подпункту «б» пункта 2.1 Правил органы местного самоуправления города Элисты, в том числе отраслевые и функциональные органы Администрации города Элисты утверждают нормативные затраты и требования к отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг), закупаемым самими органами местного самоуправления города Элисты, в том числе отраслевыми (функциональными) органами Администрации города Элисты, и подведомственными указанным органам казенными учреждениями, бюджетными учреждениями и унитарными предприятиями.

Пунктом 3 статьи 33 Устава города Элисты Республики Калмыкия определено, что в структуру Администрации города Элисты входят отраслевые (функциональные), территориальные органы и структурные подразделения. Отраслевыми (функциональными), территориальными органами являются специально создаваемые органы для решения вопросов местного значения и осуществления полномочий, переданных федеральными законами и законами Республики Калмыкия. Отраслевые (функциональные), территориальные органы могут наделяться правами юридического лица в соответствии с действующим законодательством (пункт 4 статьи 33 Устава города Элисты Республики Калмыкия). Отраслевыми подразделениями Администрации г. Элисты являются Комитет по делам молодежи и спорта, Управление городского хозяйства, транспорта и благоустройства, Управление жилищно-коммунального хозяйства и строительства, Управление культуры и туризма, Управление образования, Управление по земельным и имущественным отношениям, Финансовое управление.

Судом установлено, что в декабре 2021 г. прокуратурой г. Элисты проведена проверка исполнения законодательства в сфере закупок товаров, работ и услуг для муниципальных нужд, бюджетного законодательства, в ходе которой было установлено, что Администрация г. Элисты в нарушение вышеуказанных требований нормативные затраты и требования к отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг), закупаемым самими органами местного самоуправления города Элисты, в том числе отраслевыми (функциональными) органами Администрации города Элисты, и подведомственными указанным органам казенными учреждениями, бюджетными учреждениями и унитарными предприятиями, не утверждены (кроме Управления образования Администрации г. Элисты приказ от 29 декабря 2017 г. №1041) и, соответственно, не размещены в ЕИС «Закупки». Также не утверждены значения нормативных затрат на оказание муниципальной услуги, значение базового норматива затрат на оказание муниципальной услуги, значение отраслевого корректирующего коэффициента, значение нормативных затрат на выполнение работы, значение затрат на содержание неиспользуемого для выполнения муниципального задания имущества муниципального бюджетного учреждения города Элисты.

По результатам проверки в адрес Администрации г. Элисты прокуратурой города внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства №7-4-2021 от 1 декабря 2021 г.(л.д.12-17).

Из ответа на представление от 2 февраля 2022 г. № ЭДГ-233/01-25 следует, что органом местного самоуправления после проведения анализа на предмет уточнения значений в соответствии с действующими нормативами и последующим принятием соответствующего нормативного акта до 10 февраля 2022 г. (л.д.18-19).

27 апреля 2022 г. заместителем прокурора г. Элисты Бадмаевым Э.А. направлен запрос на имя Главы Администрации г. Элисты Тепшинова Ш.Г. о предоставлении дополнительной информации о принятии нормативно-правового акта (л.д.20).

Согласно информации Администрации г.Элисты от 20 октября 2022 г. № СБ-3016/01-25 нормативно-правовые акты по значениям нормативных затрат на оказание муниципальных услуг, по значениям нормативных затрат на выполнение работ, значений затрат на содержание неиспользуемого для выполнения муниципального задания имущества муниципальных учреждений находятся в стадии разработки и будут направлены в срок до 20 ноября 2022 г. (л.д.21).

Однако, проведенная в июне 2023 г. прокуратурой города Элисты проверка показала, что указанные нормативно-правовые акты Администрацией города Элисты не приняты.

Выявленные нарушения отражены в представлении прокуратуры г.Элисты от 30 июня 2023 г. за исходящим № 7-02-2023 (л.д.22-27).

Финансовое обеспечение выполнения государственных (муниципальных) заданий осуществляется за счет средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией (абзац 1 пункт 4 статьи 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Положения абзаца второго пункта 4 статьи 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусматривают, что объем финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания рассчитывается на основании нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг, утверждаемых в порядке, установленном для федеральных государственных учреждений - Правительством Российской Федерации, для государственных учреждений субъекта Российской Федерации - высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, для муниципальных учреждений - местной администрацией муниципального образования.

По решению органа государственной власти, государственного органа (органа местного самоуправления), осуществляющих в соответствии с законодательством Российской Федерации функции и полномочия учредителя государственных (муниципальных) учреждений, при определении объема финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания используются нормативные затраты на выполнение работ (абзац 3 пункта 4 статьи 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Показатели государственного (муниципального) задания используются при составлении проектов бюджетов для планирования бюджетных ассигнований на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), составлении бюджетной сметы казенного учреждения, а также для определения объема субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания бюджетным или автономным учреждением (пункт 2 статьи 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Понятие «нормативные затраты» используется для определения органом - учредителем учреждения объема субсидии на финансовое обеспечение государственного (муниципального) задания, расчет которого базируется на натуральных нормах ресурсов на оказание 1 услуги или работы (Письмо Минфина России от 20 марта 2019 г. № 02-06-05/18547).

Постановлением Администрации г. Элисты от 26 декабря 2017 г. №3243 утверждено Положение о формировании муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) в отношении муниципальных учреждений города Элисты и финансового обеспечения выполнения муниципального задания.

В соответствии с пунктом 8 Положения объем финансового обеспечения выполнения муниципального задания рассчитывается на основании нормативных затрат на оказание муниципальных услуг, нормативных затрат, связанных с выполнением работ, с учетом затрат на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за муниципальным учреждением города Элисты или приобретенного им за счет средств, выделенных муниципальному учреждению города Элисты учредителем на приобретение такого имущества, в том числе земельных участков (за исключением имущества, сданного в аренду или переданного в безвозмездное пользование) (далее - имущество учреждения), затрат на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается имущество учреждения.

Исходя из требований Положения Администрацией г. Элисты утверждаются значения нормативных затрат на оказание муниципальной услуги, значение базового норматива затрат на оказание муниципальной услуги, значение отраслевого корректирующего коэффициента, значение нормативных затрат на выполнение работы, значение затрат на содержание неиспользуемого для выполнения муниципального задания имущества муниципального бюджетного учреждения города Элисты.

Согласно пункту 21 Положения значение базовых нормативных затрат на оказание муниципальных услуг подлежат размещению на официальном сайте в сети «Интернет» по размещению информации о государственных и муниципальных учреждениях (www.bus.gov.ru).

В нарушение данных норм указанные значения нормативных затрат Администрацией города Элисты не утверждены и соответственно не размещены в сети «Интернет».

Отсутствие утвержденных требований к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам (в том числе предельной цены товаров, работ, услуг) и (или) нормативных затрат на обеспечение функций муниципальных органов, их территориальных органов (подразделений) и подведомственным им казенным учреждениям, бюджетным учреждениям и муниципальным унитарным предприятиям, а также утвержденных значений нормативов затрат на оказание муниципальных услуг не позволяет достоверно определить объем финансирования на осуществление финансово-хозяйственной деятельности учреждений и, следовательно, осуществить планирование закупок и бюджета в соответствии с реальными количественными показателями.

13 июля 2023 г. заместителем прокурора г. Элисты Бадмаевым Э.А. направлен запрос на имя Главы Администрации г. Элисты Тепшинова Ш.Г. о предоставлении копий принятых указанных нормативных правовых актов или их проектов (в случае отсутствия принятых правовых актов), а также причины их неразмещения их в системе ЕИС «Закупки» www.bus.gov.ru (л.д.28-29).

17 июля 2023 г. заместителем прокурора г. Элисты Бадмаевым Э.А. для дачи пояснений по вопросам неприятия указанных нормативных правовых актов, а также о причинах неразмещения их в системе ЕИС Закупки» www.bus.gov.ru вызван представитель Управления (экономист/финансист/бухгалтер) (л.д.30-31).

Согласно письменным объяснениям начальника экономического отдела Управления городского хозяйства, транспорта и благоустройства Администрации г. Элисты ФИО9. от 19 июля 2023 г. в целях устранения нарушений, выявленных прокуратурой г. Элисты в 2021, 2023 годах в части отсутствия утвержденных значений нормативных затрат на оказание муниципальной услуги, значений базового норматива затрат на оказание муниципальной услуги постановлением Администрации города Элисты от 30 декабря 2022 г. № 2410 утвержден Порядок расчета нормативных затрат на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) муниципальными учреждениями г. Элисты, подведомственными Управлению городского хозяйства, транспорта и благоустройства Администрации г. Элисты, применяемых при расчете объема субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания. В нарушение требований части 4 статьи 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации постановления Администрации г.Элисты от 26 декабря 2017 г. №3243 значения нормативных затрат на оказание муниципальной услуги, значение базового норматива затрат на оказание муниципальной услуги, значение отраслевого корректирующего коэффициента, значение нормативных затрат на выполнение работы Управлением не утверждены. В настоящее время принимаются меры по утверждению указанных нормативов (л.д.32-33).

Согласно пункту 1 статьи 1 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации») прокуратура Российской Федерации осуществляет от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов.

Исходя из целей, задач и предмета прокурорского надзора, реализация указанной функции прокуратуры обеспечивается, в том числе нормами статьи 22, 24 названного Закона, которые позволяют прокурору устанавливать обстоятельства, свидетельствующие о фактах нарушения законов, и при наличии достаточных данных, указывающих на нарушение закона органами и должностными лицами, перечисленными в пункте 1 статьи 21 Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации», вносить соответствующее представление.

В соответствии со статьей 22 Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» представление прокурора является формой реагирования прокурора на нарушения органами и должностными лицами требований закона.

В силу пункта 1 статьи 24 Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

Таким образом, представление является мерой прокурорского реагирования, имеющей целью устранение нарушений закона, их причин и способствующих им условий.

В рассматриваемом случае прокуратура выявила факт нарушения Администрацией г. Элисты действующего законодательства, требующий принятия мер прокурорского реагирования.

Факт нарушения Администрацией г. Элисты законодательства в сфере закупок товаров, работ и услуг для муниципальных нужд, бюджетного законодательства подтверждены материалами дела. Однако законные требования Прокурора г.Элисты, изложенные в представлениях, должным образом Администрацией г. Элисты не исполнены.

В силу статьи 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации задачами административного судопроизводства являются: обеспечение доступности правосудия в сфере административных и иных публичных правоотношений; защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений; правильное и своевременное рассмотрение и разрешение административных дел; укрепление законности и предупреждение нарушений в сфере административных и иных публичных правоотношений.

В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению, суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений.

Поскольку суд не вправе при разрешении дела реализовывать полномочия органов исполнительной власти и местного самоуправления, то надлежащим способом устранения нарушения прав административного истца в данном случае будет возложение обязанности на Администрацию г. Элисты разработать и утвердить требования к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам (в том числе предельной цены товаров, работ, услуг) и (или) нормативных затрат на обеспечение функций муниципальных органов, их территориальных органов (подразделений) и подведомственным им казенным учреждениям, бюджетным учреждениям и муниципальным унитарным предприятиям, а также утвержденных значений нормативов затрат на оказание муниципальных услуг; значения нормативных затрат на оказание муниципальной услуги, значение базового норматива затрат на оказание муниципальной услуги, значение отраслевого корректирующего коэффициента, значение нормативных затрат на выполнение работы, значение затрат на содержание неиспользуемого для выполнения муниципального задания имущества муниципального бюджетного учреждения города Элисты в течение 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу.

Оценив представленные доказательства, принимая во внимание, что представления прокурора в части установления обязанности Администрации г. Элисты устранить нарушения законодательства в сфере закупок товаров, работ и услуг для муниципальных нужд, бюджетного законодательства отвечает принципу исполнимости и правовой определенности, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных Прокурором г. Элисты требований в полном объёме.

Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Исковые требования Прокурора города Элисты Республики Калмыкия в интересах неопределённого круга лиц к Администрации г. Элисты об обязании разработать и утвердить нормативно-правовые акты удовлетворить.

Обязать Администрацию города Элисты (ИНН 0814098524, ОГРН 1020800772970) разработать и утвердить требования к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам (в том числе предельной цены товаров, работ, услуг) и (или) нормативных затрат на обеспечение функций муниципальных органов, их территориальных органов (подразделений) и подведомственным им казенным учреждениям, бюджетным учреждениям и муниципальным унитарным предприятиям, а также утвержденных значений нормативов затрат на оказание муниципальных услуг; значения нормативных затрат на оказание муниципальной услуги, значение базового норматива затрат на оказание муниципальной услуги, значение отраслевого корректирующего коэффициента, значение нормативных затрат на выполнение работы, значение затрат на содержание неиспользуемого для выполнения муниципального задания имущества муниципального бюджетного учреждения города Элисты в течение месяца со дня вступления судебного решения в законную силу

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Калмыкия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Элистинский городской суд Республики Калмыкия.

Председательствующий: Н.А. Цыкалова

Решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия в окончательной форме изготовлено 6 октября 2023 года.