Дело № 2а-2289/16
Решение
Именем Российской Федерации
04 мая 2016 года г. Саратов
Заводской районный суд г. Саратова в составе:
председательствующего судьи Московских Н.Г.,
при секретаре Михайловой Я.В.,
с участием истца Карягина В.В.,
представителя истца Солоповой Е.И.,
представителя ответчика Блезняковой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Карягина В. В. к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы <№> по Саратовской области о признании решения <№> от <Дата> об исключении гаражно-строительного кооператива «Факел» из Единого государственного реестра юридических лиц недействительным (незаконным),
установил:
Карягин В.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы <№> по Саратовской области, в котором просил признать решение Инспекции федеральной налоговой службы по Заводскому району г.Саратова № 433 от 23 октября 2009 года об исключении гаражно-строительного кооператива «Факел», ОГРН: 1066451008964, ИНН 6451411090 из Единого государственного реестра юридических лиц недействительным (незаконным), признать запись Инспекции федеральной налоговой службы по Заводскому району г.Саратова в Едином государственном реестре юридических лиц от 25 февраля 2010 года об исключении Гаражно-строительного кооператива «Факел» (ОГРН 1066451008964) из Единого государственного реестра юридических лиц, государственный регистрационный номер записи в ЕГРЮЛ 2106451007562 недействительной (незаконной). Кроме того, просил обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 19 по Саратовской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов гаражно-строительного кооператива «Факел», путем внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц о Гаражно-строительном кооперативе «Факел» (ОГРН 2106451007562) как о действующем юридическом лице.
В обоснование исковых требований административный истец указал, что гаражно-строительный кооператив «Факел» зарегистрирован в Едином государственном реестре юридический лиц 07 февраля 2006 года за номером 1066451008964. Основным видом деятельности гаражно-строительного кооператива является «эксплуатация гаражей, стоянок для автотранспортных средств, велосипедов и т.д., что подтверждается сведениями о видах экономической деятельности внесенных в реестр.
25 февраля 2010 года в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о прекращении деятельности гаражно-строительного кооператива «Факел» за номером 2106451007562 на основании статьи 21.1 п.2 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
В вестнике государственной регистрации часть 2 № 42 (247) от 28 октября 2009/1654 была внесена запись регистрирующим органом, а именно Инспекцией Федеральной налоговой службы по Заводскому району г.Саратова о предстоящем исключении юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц. На основании решения № 433 от 23 октября 2009 года о предстоящем исключении юридического лица гаражно- строительного кооператива «Факел» ОГРН 1066451008964, дата присвоения ОГРН 07 февраля 2006 ИНН 6451411090. О данной записи в вестнике государственной регистрации членам кооператива стало известно после выдачи выписки в отношении ГСК «Факел» налоговым органов, а именно 18 ноября 2015 года, что подтверждается распечаткой с официального сайта вестник государственной регистрации.
Однако, в данном вестнике отсутствует информация (сведения) о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления. Помимо всего вышеуказанного в гаражно-строительный кооператив «Факел» какое-либо уведомление о предстоящем или совершенном действии налоговой инспекции не поступало.
Выписка в отношении ГСК «Факел» действующим председателем Карягиным В.В. получена 13 ноября 2015 года. Именно в этот день председатель кооператива узнал об исключении ГСК «Факел» из Единого государственного реестра юридических лиц.
Отсутствие открытых счетов в банках у ГСК как некоммерческой организации не является достаточным основанием для безусловного вывода о наличии одного из признаков недействующего юридического лица.
Соответственно, на основании вышеизложенного и в соответствии с нормами действующего законодательства Российской Федерации одно из оснований для внесения записи в ЕГРЮЛ об исключении юридического лица у налогового органа отсутствует.
Однако, в соответствии с п. 2 ст. 21.1 Закона № 129-ФЗ для исключения юридического лица из ЕГРЮЛ необходимо наличие одновременно двух признаков недействующего юридического лица, указанных в п. 1 ст. 21.1 указанного закона.
При отсутствии хотя бы одного из них, юридическое лицо не может считаться прекратившим свою деятельность.
Об отсутствии отчетности в налоговом органе за последние 12 месяцев перед принятием решения об исключении ГСК «Факел» из ЕГРЮЛ членам кооператива известно не было. Но членские вносы членами кооператива были уплачены в 2009, 2010, 2011, 2012 годах.
В настоящее время и на момент внесения записи о прекращении деятельности ГСК «Факел» вел и ведет фактически свою деятельность. Это подтверждается Постановлением от 20 февраля 1996 года № 30-98 о предоставлении гаражно-строительному кооперативу «Факел» в долгосрочную аренду сроком на десять лет земельного участка, занимаемого боксовыми гаражами в Заводском районе, а также договором аренды земельного участка № 1764 от 11 апреля 1996 года. По истечению срока предоставления арендованного земельного участка стороны, а именно ГСК «Факел» и Комитет по земельным ресурсам Администрации г.Саратова заключили дополнительное соглашение № 1 от 03 мая 2006 года к договору аренды земельного участка о продлении срока действия на неопределенный срок.
Также между ГСК «Факел» и ОАО «Саратовэнерго» заключен договор энергоснабжения № 00887 от 01 июня 2011 года. По данному договору кооперативом оплачиваются денежные средства.
С целью контроля за деятельностью кооператива, его члены регулярно организовывали общие собрания, на которых разрешались финансовые и организационные вопросы. Данный факт оформлялся протоколом собрания членов кооператива.
Кроме того, одним из доказательств фактически существующего кооператива являются копии кооперативных (членских) книжек, принадлежащие гражданам. В данных членских книжках имеются сведения о члене кооператива (его фамилия, имя, отчество), номере гаражного бокса и отметки об уплате членских взносов в 2009, 2010, 2011, 2012, 2013, 2015 годах. Что в свою очередь является доказательством о фактическом ведении деятельности кооператива на момент принятия решения и внесения записи об исключении кооператива из ЕГРЮЛ.
Таким образом, у налогового органа не имелось оснований для внесения записи об исключении ГСК «Факел» как прекратившего свою деятельность из ЕГРЮЛ, в связи с отсутствием у кооператива всех необходимых признаков недействующего юридического лица.
В судебном заседании административный истец Карягин В.В. и его представитель Солопова Е.И. поддержали заявленные исковые требования и настаивали на их удовлетворении.
Представитель административного ответчика Блезнякова А.С. возражала против удовлетворения исковых требований, при этом указала, что решения налогового органа основаны на законе.
Суд, выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела,, приходит к следующему.
В соответствии со статьей 50 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации).
Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом.
Некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям.
В силу статьи 51 Закона СССР "О кооперации в СССР" граждане могут на добровольных началах создавать жилищно - строительные, жилищные, гаражно - строительные, дачно - строительные кооперативы, товарищества индивидуальных застройщиков, иные потребительские кооперативы для удовлетворения своих жилищно - бытовых потребностей.
Основным направлением деятельности этих кооперативов и товариществ является участие денежными средствами в сооружении и последующей эксплуатации объектов кооперативной собственности (жилых домов, гаражей и т.п.), а в предусмотренных уставами случаях и объектов личной собственности членов кооператива (товарищества), а также оказание членам кооператива (товарищества) услуг, соответствующих целям его создания.
Как установлено статьей 51 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, предусмотренном законом о государственной регистрации юридических лиц.
Данные государственной регистрации включаются в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления.
Согласно пункту 1 статьи 21.1 Федерального закона от 08 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность. Такое юридическое лицо может быть исключено из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
В соответствии с пунктом 2 статьи 21.1 названного Федерального закона, при наличии одновременно всех указанных в пункте 1 настоящей статьи признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц.
В силу пункта 3 статьи 21.1 Федерального закона, решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения. Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц, с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления.
Как следует из материалов дела, гаражно-строительный кооператив «Факел» зарегистрирован в Едином государственном реестре юридический лиц 07 февраля 2006 года за номером 1066451008964. Основным видом деятельности гаражно-строительного кооператива является эксплуатация гаражей, стоянок для автотранспортных средств, велосипедов и т.п., что подтверждается сведениями о видах экономической деятельности внесенных в реестр.
23 октября 2009 года Инспекцией Федеральной налоговой службы по Заводскому району г. Саратова на основании пункта 2 статьи 21.1 Федерального закона N 129-ФЗ принято решение № 433 о предстоящем исключении гаражно-строительного кооператива «Факел», ОГРН: 1066451008964, ИНН 6451411090 из Единого государственного реестра юридических лиц недействительным (незаконным). В Единый государственный реестр юридических лиц 25 февраля 2010 года внесена запись о прекращении деятельности гаражно-строительного кооператива «Факел» за номером 2106451007562.
Из представленных суду письменных доказательств усматривается, что ГСК "Факел" заключил договор аренды, предоставленного ему земельного участка, обеспечивает электроснабжение, члены ГСК «Факел» проводят собрания, оплачивают членские взносы.
Указанные обстоятельства подтверждаются показаниями свидетелей П, П, П, которые в судебном заседании указали, что с 2006 года по настоящее время они оплачивали членские взносы, проводят собрания. Не доверять показаниям указанных свидетелей у суда оснований не имеется.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что ГСК "Факел" продолжает осуществлять свою уставную деятельность.
С учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 06.12.2011 N 26-П, критерии признания юридического лица фактически прекратившим свою деятельность (недействующим юридическим лицом), в полной мере применимые в отношении коммерческих организаций, не могут с достаточной степенью вероятности свидетельствовать о фактическом прекращении некоммерческой организацией своей деятельности. Соответственно, неосуществление некоммерческой организацией в течение последних двенадцати месяцев операций хотя бы по одному банковскому счету основанием для признания ее недействующей не является. Непредставление же в течение последних двенадцати месяцев документов налоговой отчетности служит основанием для возможного привлечения некоммерческой организации к налоговой ответственности, но не может быть признано достаточным для прекращения ее деятельности, при том что в силу действующего законодательства налоговые органы не вправе определять, прекратила ли некоммерческая организация фактически осуществлять свою уставную деятельность.
Статья 21.1. Федерального закона от 08 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" предусматривает упрощенный - внесудебный порядок исключения из ЕГРЮЛ только тех юридических лиц, которые действительно прекратили свою деятельность. При этом, такой признак как не проведение операций по банковским счетам, не может иметь определяющего значения для юридического лица - гаражно-строительного кооператива, в связи с тем, что данное юридическое лицо обладает особым публично-правовым статусом и осуществляют предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, а именно для сооружения и последующей эксплуатации гаражей с целью удовлетворения бытовых потребностей членов кооператива, а открытие счета в банке для некоммерческой организации в силу действующего законодательства не является обязательным.
Учитывая доказательства, представленные суду о фактическом осуществлении кооперативом своей деятельности, неосуществление операций по банковскому счету указанной организацией в течение последних двенадцати месяцев предшествующих моменту принятия регистрирующим органом решения и непредставление в течение указанного периода документов налоговой отчетности не может быть признано достаточным для прекращения ее деятельности.
При этом суд учитывает, что решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех месяцев с момента принятия такого решения. Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц, с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления (пункт 3 статьи 21.1 Федерального закона N 129-ФЗ).
В соответствии с пунктом 4 статьи 21.1 Федерального закона N 129-ФЗ заявления могут быть направлены в срок не позднее, чем через три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении. В случае направления таких заявлений решение об исключении недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц не принимается, и такое юридическое лицо может быть ликвидировано в установленном гражданским законодательством порядке.
Из приведенных выше положений Федерального закона N 129-ФЗ следует, что юридическое лицо, обладающее признаками недействующего юридического лица, может быть исключено из реестра только в случае соблюдения определенной установленной законом процедуры.
Однако в публикации о предстоящем исключении кооператива, размещенной в сети Интернет, имеется только ссылка на номер решения о предстоящем исключении и номер журнала "Вестник государственной регистрации", а сведения о порядке и сроках направления заявлений самим недействующим юридическим лицом, его кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагивает предстоящее исключение, в нарушение положений пункта 3 статьи 21.1 Федерального закона N 129-ФЗ, отсутствуют. Доказательств публикации в установленном законом порядке сведений о порядке и сроках направления заявлений налоговым органом не представлено.
Таким образом, налоговым органом были нарушены требования пункта 3 статьи 21.1 Федерального закона N 129-ФЗ и не были опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из реестра, с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления.
Вместе с тем в целях защиты прав и законных интересов заинтересованных лиц (кредиторов, участников (учредителей) юридического лица, а также иных лиц, права и интересы которых затрагиваются в связи с его исключением) им должна быть предоставлена возможность приостановить или предотвратить исключение юридического лица из ЕГРЮЛ путем направления заявления в регистрирующий орган.
Кроме того, в соответствии со статьями 31, 32 НК РФ налоговые органы обладают обширными правами и несут определенные Кодексом обязанности. В частности, налоговые органы обязаны: осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов; бесплатно информировать (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и о принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также представлять формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснять порядок их заполнения; направлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, налоговое уведомление и (или) требование об уплате налога и сбора.
Таким образом, налоговый орган обязан осуществлять налоговый контроль за деятельностью налогоплательщиков в пределах предоставленных ему полномочий.
Вместе с тем, в ходе судебного разбирательства было установлено, что налоговый контроль за деятельностью кооператива с 2006 года не осуществлялся, налоговый орган не привлекал кооператив либо его должностных лиц к налоговой ответственности за непредставление отчетности.
Налоговый орган не дал оценку тому факту, что у кооператива нет счета в банке, вследствие чего отсутствие операций по счету в банке не может служить поводом для вывода о прекращении юридическим лицом своей деятельности.
Отсутствие у кооператива открытых банковских счетов объясняется тем, что деятельность кооператива носит некоммерческий характер и основным видом хозяйствования является эксплуатация гаражей; кооператив не ставит своей целью извлечение прибыли; открытие счета в банке для некоммерческой организации не является обязательным.
Суд учитывает, что наличие записи в ЕГРЮЛ о ликвидации кооператива препятствует ему осуществлять деятельность в соответствии с уставом, а также нарушает права и законные интересы членов кооператива по регистрации права собственности на принадлежащие им гаражи.
В этой связи, исходя из конкретных обстоятельств дела, учитывая допущенные налоговым органом нарушения процедуры исключения юридического лица из ЕГРЮЛ, также учитывая, что ГСК "Факел" фактически не прекратил осуществление хозяйственной деятельности, суд приходит к выводу о несоответствии действий ИФНС по Заводскому району города Саратова по исключению юридического лица ГСК "Факел" из ЕГРЮЛ положениям закона.
На основании изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Согласно ч. 1 ст. 219 КАС Российской Федерации, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Разрешая вопрос о соблюдении Карякиным В.В. срока обращения в суд с требованием о признании незаконным решения налогового органа, суд исходит из того, что в данном случае начало течения трехмесячного срока обжалования решения налогового органа в судебном порядке связано с моментом получения в налоговом органе Карякиным В.В. выписки в отношении ГСК «Факел» <Дата>.
Вместе с тем, административное исковое заявление с заявлением о восстановлении пропущенного срока подано Карягиным В.В. в суд <Дата>, то есть за пределами установленного законом срока.
В обоснование уважительности пропуска срока на обжалование Карякин В.В. ссылается на то обстоятельство, что <Дата> обратился с заявлением об оспаривании решения налогового органа в Арбитражный суд Саратовской области, однако <Дата> дело прекращено в связи с неподведомственностью.
Из материалов дела усматривается, что первоначально Карякиным В.В. подано данное административное исковое заявление об оспаривании решения налогового органа в арбитражный суд в пределах срока на обжалование, установленного ч. 1 ст. 219 КАС РФ.
Карякин В.В. обратился с административным исковым заявлением в Заводской районный суд г. Саратова <Дата> после получения судебного акта арбитражного суда о прекращении производства по делу в связи с его неподведомственностью арбитражному суду.
При таких обстоятельствах суд считает необходимым признать уважительной причиной пропуска Карякиным В.В. срока при обращении в суд общей юрисдикции, иное повлечет нарушение права Карякина В.В. на судебную защиту.
Руководствуясь ст.175 КАС РФ, суд
решил:
Признать незаконным решение инспекции Федеральной налоговой службы по Заводскому району г. Саратова №433 от 23 октября 2009 года об исключении гаражно-строительного кооператива «Факел» ОГРН 1066451008964, ИНН 6451411090 из единого государственного реестра юридических лиц.
Признать недействительной запись инспекции Федеральной налоговой службы по Заводскому району г. Саратова в Едином государственном реестре юридических лиц от 25 февраля 2010 года об исключении гаражно-строительного кооператива «Факел» ОГРН 1066451008964, ИНН 6451411090 из Единого государственного реестра юридических лиц, государственный регистрационный номер записи в ЕГРЮЛ 2106451007562.
Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 19 по Саратовской области устранить допущенные нарушения, путем внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц о Гаражно-строительном кооперативе «Факел» (ОГРН 2106451007562) как о действующем юридическом лице.
Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд через Заводской районный суд г.Саратова в течение месяца после изготовления решения в окончательной форме.
Судья