ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-228/20 от 21.01.2021 Озерского районного суда (Калининградская область)

Дело №2а-3/2021

Категория 3.192

РЕШЕНИЕ

именем российской федерации

г.Озерск 21 января 2021 года

Судья Озерского районного суда Калининградской области Мурашко Н.А., при секретаре Кореневской В.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России №2 по Калининградской области к ФИО1 о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц, земельному налогу, пени,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная ИФНС России №2 по Калининградской области обратилась в суд с административным исковым заявлением, указав, что ФИО1, являясь в налоговом периоде ДД.ДД.ДД года плательщиком земельного налога и налога на имущество физических лиц, не исполнил обязанность по их уплате, в результате чего образовались недоимка по названным налогам и пени на общую сумму 8 699,54 рубля.

Сославшись на своевременное направление административным истцом уведомления о размере налоговых обязательств ФИО1 и выставление ему требования об уплате недоимки по налогу и пени, начисленной на недоимку, на соблюдение сроков и порядка обращения в суд в исковом порядке, административный истец просил взыскать с ФИО1 задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2017 год в размере 8 097,70 рубля, по земельному налогу с физических лиц за 2017 год в размере 588,25 рубля, пени за несвоевременную уплату земельного налога в размере 13,59 рубля, а всего - 8 699,54 рубля.

Административный истец о месте и времени судебного заседания извещен надлежаще, в судебное заседание своего представителя не направил. Налоговый орган просил о рассмотрении дела в отсутствие его представителя, административные исковые требования поддерживает в полном объеме. На основании определения суда дело рассмотрено в отсутствие представителя административного истца.

Административный ответчик ФИО1 в судебном заседании ДД.ДД.ДД исковые требования не признал, в удовлетворении административного иска просил отказать, ссылаясь, что не согласен с расчетом налога на недвижимое имущество. Не оспаривал, что указанное в иске имущество находилось в указанный в иске период в его собственности.

Административный ответчик ФИО1 в судебное заседание ДД.ДД.ДД не явился, представил в суд ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.

Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Налогоплательщиками налога на имущество физических лиц являются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 Налогового кодекса РФ.

Из материалов дела следует, что ФИО1 в налоговом периоде ДД.ДД.ДД года на праве общей долевой собственности принадлежали объекты недвижимости:

- квартира с кадастровым номером ....... (дата возникновения собственности ДД.ДД.ДД, размер доли 1/1), расположенная по адресу: .......;

- иное строение, помещение и сооружение с кадастровым номером ....... (дата возникновения собственности ДД.ДД.ДД, размер доли 1/1), расположенное по адресу: .......;

- иное строение, помещение и сооружение с кадастровым номером ....... (дата возникновения собственности ДД.ДД.ДД, размер доли 1/1), расположенное по адресу: .......,

- иное строение, помещение и сооружение с кадастровым номером ....... (дата возникновения права собственности ДД.ДД.ДД, размер доли 1/8), расположенное по адресу: ........

Налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом (пункт 1 статьи 388 НК РФ).

В налоговом периоде ДД.ДД.ДД года ФИО1 принадлежал земельный участок с кадастровым номером ....... (дата возникновения права собственности ДД.ДД.ДД, размер доли 1/10), категория земель - земли населенных пунктов, расположенный по адресу: ........

В соответствии со статьями 397, 409 НК РФ налогоплательщик, являющийся физическим лицом, уплачивает земельный налог и налог на имущество физических лиц на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.

Как следует из материалов дела, налоговым органом ФИО1 по адресу: ......., направлено налоговое уведомление от ДД.ДД.ДД (л.д. 14-15) об оплате земельного налога за ДД.ДД.ДД год и налога на имущество физических лиц за ДД.ДД.ДД год в срок до ДД.ДД.ДД, что подтверждается списком почтовых отправлений заказных писем от ДД.ДД.ДД (л.д. 16).

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога в срок, установленный законодательством о налогах и сборах, является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога, которое в соответствии с пунктом 1 статьи 70 Кодекса должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки (пункт 1 статьи 45 НК РФ).

В соответствии с пунктом 4 статьи 69 НК РФ требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

В связи с неуплатой налогов в установленный срок ФИО1 направлено требование от ДД.ДД.ДД (л.д. 17-18) об уплате налога на имущество физических лиц за налоговый период ДД.ДД.ДД года в размере 11 871 рубль, земельного налога в размере 802 рубля, пени 13,59 рубля в срок до ДД.ДД.ДД, что подтверждается списком почтовых отправлений заказных писем от ДД.ДД.ДД (л.д. 19).

В соответствии с пунктом 4 статьи 69 НК РФ требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

В соответствии со статьей 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей (пункт 1).

Поскольку административный ответчик не уплатил в добровольном порядке вышеуказанные налоговые платежи, налоговый орган ДД.ДД.ДД обратился к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа (л.д. 126-128).

ДД.ДД.ДД мировой судья Озерского судебного участка Калининградской области вынес судебный приказ №2а-1371/2019 в отношении ФИО1 (л.д. 125).

ДД.ДД.ДД мировым судьей Озерского судебного участка Калининградской области вынесено определение об отмене судебного приказа по делу №2а-1371/2019 (л.д. 147).

Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (пункт 3 ст. 48 НК РФ).

ДД.ДД.ДД налоговый орган обратился в суд с настоящим административным иском.

Учитывая, что налоговым органом соблюден предусмотренный налоговым законодательством порядок и процедура взыскания налога на имущество физических лиц и земельного налога за ДД.ДД.ДД год, срок обращения в суд, и у налогоплательщика ФИО1 возникла обязанность по уплате указанных налогов, которую он добровольно не исполнил, у суда имеются основания взыскать задолженность по налогам и пени.

Расчет задолженности налогов и пени произведен административным истцом правильно (л.д. 150-153).

Таким образом, исковые требования административного истца о взыскании с ФИО1 задолженности по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц, пени суд полагает обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.

Доводы ФИО1 о неверном расчете недоимки по налогу на имущество за ДД.ДД.ДД год по объектам недвижимости, расположенным по адресам: ......., и о несогласии с кадастровой стоимостью объектов недвижимости, расположенных по адресам: ......., суд полагает несостоятельными.

На основании п. 1 ст. 402 НК РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

Указанный порядок определения налоговой базы может быть установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.

Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) устанавливает в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 настоящего Кодекса.

В силу п.2 ст. 402 НК РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения, за исключением объектов, указанных в пункте 3 настоящей статьи, определяется исходя из их инвентаризационной стоимости в случае, если субъектом Российской Федерации не принято решение об установлении единой даты начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.

Таким образом, переход к указанному выше, порядку определения налоговой базы может быть осуществлен после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества на основе нормативных правовых актов представительных органов муниципальных образований. При этом законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливает в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 Кодекса.

На основании Постановления Правительства Калининградской области от 10.01.2012 г. № 7 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Калининградской области» определена кадастровая стоимость объектов недвижимости: - иное строение, помещение и сооружение с кадастровым номером , расположенное по адресу: ......., в размере 8 700 000 рублей, - иное строение, помещение и сооружение с кадастровым номером , расположенное по адресу: ....... в размере 1 260 000 рублей, - иное строение, помещение и сооружение с кадастровым номером расположенное по адресу: ......., в размере 1 247943,14 рубля.

Законом Калининградской области от 25.11.2015 г. № 467 установлена единая дата начала применения на территории Калининградской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения - с 1 января 2016 года.

Решением Озерского окружного Совета депутатов от 24.11.2015 № 107 «Об установлении на территории муниципального образования «Озерский городской округ» налога на имущество физических лиц» установлено, что налоговая база по налогу в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости.

Пунктом 3 указанного решения установлены налоговые ставки по налогу на имущество физических лиц (в ред. решения Озерского окружного Совета депутатов от 28.02.2017 № 143, действие которой распространяется на правоотношения с 1 января 2016 года), в отношении указанных объектов недвижимости с кадастровыми номерами , , , принадлежащих на праве собственности ФИО1, установлена налоговая ставка 0,5%.

В соответствии со статьей 408 НК РФ сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей (пункт 1).

В случае, если объект налогообложения находится в общей долевой собственности, налог исчисляется в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи с учетом положений пункта 8 настоящей статьи для каждого из участников долевой собственности пропорционально его доле в праве собственности на такой объект налогообложения (пункт 3).

На основании пункта 8 статьи 408 НК РФ сумма налога за первые три налоговых периода с начала применения порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения исчисляется с учетом положений пункта 9 настоящей статьи по формуле с применением коэффициента, равного

0,2 - применительно к первому налоговому периоду, в котором налоговая база определяется в соответствующем муниципальном образовании в соответствии со статьей 403 настоящего Кодекса;

0,4 - применительно ко второму налоговому периоду, в котором налоговая база определяется в соответствующем муниципальном образовании в соответствии со статьей 403 настоящего Кодекса;

0,6 - применительно к третьему налоговому периоду, в котором налоговая база определяется в соответствующем муниципальном образовании в соответствии со статьей 403 настоящего Кодекса.

Однако, как следует из абзаца 12 пункта 8 статьи 408 НК РФ (в редакции на дату возникновения спорных правоотношений), предусмотренная настоящим пунктом формула не применяется при исчислении налога в отношении объектов налогообложения, указанных в пункте 3 статьи 402 настоящего Кодекса.

Согласно пункту 3 статьи 402 НК РФ (в редакции на дату возникновения спорных правоотношений) налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.

Постановлением Правительства Калининградской области от 18.05.2016 №254 Министерство по промышленной политике, развитию предпринимательства и торговли определено в качестве уполномоченного органа исполнительной власти Калининградской области по определению 1 перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

Приказом Министерства по промышленной политике, развитию предпринимательства и торговли от 26.07.2017 №86 определен Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на ДД.ДД.ДД год, в который включены нежилое здание с кадастровым номером по адресу: ......., и нежилое здание с кадастровым номером по адресу: .......

Согласно разъяснениям Минфина России от 13.03.2017 № 03-05-04-01/13780 если здание (строение, сооружение) безусловно и обоснованно определено административно-деловым центром или торговым центром (комплексом) и включено в Перечень, то все помещения в нем, принадлежащие одному или нескольким собственникам, подлежат налогообложению исходя из кадастровой стоимости независимо от отсутствия этих помещений в Перечне.

Поскольку здание по адресу: ....... включено в Перечень объектов, в отношении которых определена кадастровая стоимость, следовательно, в отношении всех помещений без исключения, расположенных в этом здании, включая помещение с кадастровым номером , также применяется кадастровая стоимость.

При таких обстоятельствах в налоговом периоде ДД.ДД.ДД года определение налоговой базы в отношении объектов с кадастровыми номерами и правомерно осуществлено налоговым органом исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения без применения предусмотренной пунктом 8 статьи 408 НК РФ формулы расчета, предусматривавшей понижающий коэффициент.

Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на ДД.ДД.ДД год, утвержденный приказом Министерства по промышленной политике, развитию предпринимательства и торговли от 26.07.2017 №86, ФИО1 в части включения объектов с кадастровыми номерами и не оспаривался, также как и результаты кадастровой оценки здания.

Правомерность включения в данный Перечень принадлежащего ФИО1 имущества проверке в рамках административного дела по административному иску о взыскании налоговой задолженности не подлежит, равно как и оспаривание кадастровой стоимости объектов недвижимости, поскольку такие требования заявляются и рассматриваются в порядке глав 21, 25 КАС РФ.

В силу части 1 статьи 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета. Вместе с тем, исходя из разъяснений, содержащихся в абз. 2 п. 40 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», о том, что при разрешении коллизий между ч. 1 ст. 114 КАС РФ и положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации судам необходимо руководствоваться положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации как специального федерального закона, регулирующего отношения, связанные с формированием доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а положениями п. 2 ст. 61.1 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что суммы государственной пошлины по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, зачисляются в местный бюджет. В связи с изложенным, суд считает необходимым взыскать с административного ответчика в доход бюджета муниципального образования «Озерский городской округ» Калининградской области, исходя из общей суммы взыскания 8 699,54 рубля, в соответствии со ст.333.19 НК РФ (4 процента цены иска, но не менее 400 руб.) государственную пошлину в размере 400 рублей.

Руководствуясь ст.ст.175-180, 290 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Межрайонной ИФНС России №2 по Калининградской области удовлетворить.

Взыскать с ФИО1, ДД.ДД.ДД года рождения, уроженца ......., зарегистрированного по адресу: ......., в пользу Межрайонной ИФНС России №2 по Калининградской области:

- задолженность по налогу на имущество физических лиц за ДД.ДД.ДД год в сумме 8097 (восемь тысяч девяносто семь) рублей 70 копеек;

- задолженность по земельному налогу с физических лиц за ДД.ДД.ДД год в сумме 588 (пятьсот восемьдесят восемь) рублей 25 копеек;

-пени за несвоевременную уплату земельного налога с физических лиц в размере 13 (тринадцать) рублей 59 копеек,

а всего 8699 (восемь тысяч шестьсот девяносто девять) рублей 54 копейки.

Взыскать с ФИО1 в доход местного бюджета муниципального образования «Озерский городской округ» Калининградской области государственную пошлину в сумме 400 (четыреста) рублей.

Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Озерский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 01 февраля 2021 года.

Федеральный судья