Дело № 2а-228/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
«26» февраля 2020 года г. Пролетарск
Пролетарский районный суд Ростовской области в составе:
председательствующего судьи Кирюхиной Е.В.,
при секретаре Савченко К.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление ФИО1 к специалисту первой категории КУМИ Администрации Пролетарского района Ростовской области ФИО2, КУМИ Администрации Пролетарского района Ростовской области об оспаривании действий представителя органа местного самоуправления,
у с т а н о в и л:
ФИО1 обратилась в суд с административным исковым заявлением к специалисту первой категории КУМИ Администрации Пролетарского района Ростовской области ФИО2, КУМИ Администрации Пролетарского района Ростовской области об оспаривании действий представителя органа местного самоуправления.
В обоснование исковых требований административный истец указала, что является собственником ? доли земельного участка с кадастровым номером № и расположенной на нем квартиры, по адресу: <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ года в <данные изъяты> часов на территорию домовладения, расположенного по адресу: <адрес> пришёл специалист первой категории КУМИ Администрации Пролетарского района Ростовской области ФИО2
ФИО2, не представилась, предоставила только удостоверение № от ДД.ММ.ГГГГ года и сообщила, что она пришла с проверкой соблюдения земельного законодательства ФИО1 и ФИО3, попросила предоставить документы.
ФИО1, предоставила правоустанавливающие документы на квартиру и земельный участок, а именно: копию паспорта на имя ФИО1, правоустанавливающие документы на земельный участок.
На просьбу ФИО1 предоставить документы, обосновывающие основания проведения проверки и сообщить цель проверки, получила от инспектора ФИО2 отказ и разъяснение, что она ничего не должна предъявлять, если какие документы необходимы, то ФИО1 обязана их запросить сама. На протяжении всей проверки ФИО1 задавала вопрос «Цель проведения проверки», «Основания проведения проверки» и какая все-таки проверка плановая или внеплановая, на что от инспектора получила ответ «Что ты из меня выдавливаешь, мне сказали прийти, и я пришла, проверка по обращению граждан».
Специалист первой категории КУМИ Администрации Пролетарского района Ростовской области ФИО2 произвела фотосъемку принадлежащей ФИО1, квартиры и земельного участка, сообщила, что на месте акт составлять не будет и что ФИО1 необходимо явиться в ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> часов в КУМИ администрации Пролетарского района и получить результаты проверки.
ДД.ММ.ГГГГФИО1 в <данные изъяты> часов пришла в КУМИ администрации Пролетарского района, чтобы получить документы по результатам проверки.
Специалистом КУМИ Администрации Пролетарского района Ростовской области ФИО2 грубо нарушен административный регламент. ФИО1 не разъяснен административный регламент, не предоставлена информация, которая относится к предмету проверки и предоставление которой предусмотрено действующим законодательством, не вручена надлежащим образом заверенная копия распоряжения Председателя КУМИ Администрации Пролетарского района о проведении выездной проверки, не подтверждены полномочия проводящих проверку должностных лиц, а также не ознакомили с целями, задачами, основаниями проведения выездной проверки, видами и объемом мероприятия по контролю, составом экспертов, представителями экспертных организаций, привлекаемых к выездной проверке, со сроками и условиями ее проведения, отказано в предоставлении ежеквартального плана проведения плановой проверки граждан, непосредственно после проведения проверки не составлен акт проверки, к ату проверки не приложены документы или их копии связанные с проверкой, в том числе и объяснения и пояснения субъекта проверки.
Копия акта и копия предписания заверена ненадлежащим образом, отсутствует печать КУМИ Пролетарского района. Более того, в акте указано, что акт составлен в <данные изъяты> часов ДД.ММ.ГГГГ, что не соответствует действительности. Из видео и аудио съемки видно, что никаких актов не составлялось, и указано, что проверка начата в <данные изъяты> часов и окончена в <данные изъяты> часов ДД.ММ.ГГГГ.
На официальном портале Администрации Пролетарского района Ростовской области отсутствует информация о ежегодных и ежеквартальных планах проведения плановых проверок граждан.
Более того, административный истец полагал, что направленное ей предписание об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации по делу от ДД.ММ.ГГГГ№ является незаконным, поскольку каких либо нарушений земельного законодательства она не допускала.
<данные изъяты> доля земельного участка принадлежит ей на праве общей долевой собственности, правоустанавливающие документы на земельный участок имеются, разрешенное использование – для эксплуатации жилого дома. На земельном участке расположено жилое помещение, квартира. В части жилого помещения, в соответствии со ст. 17 ЖК РФ расположен салон красоты, что не является нарушением действующего законодательства.
Кроме того, в рамках осуществления муниципального земельного контроля, должностные лица органов местного самоуправления не вправе выдавать предписания об устранении выявленных нарушений земельного законодательства, а могут составить только акт проверки и передать собранные материалы органу, осуществляющему государственный земельный надзор.
На основании изложенного административный истец просил: признать незаконными действия специалиста первой категории КУМИ Администрации Пролетарского района ФИО2 при проведении плановой, выездной проверки соблюдения земельного законодательства ФИО1, по адресу: <адрес>; признать недействительными результаты плановой, выездной проверки соблюдения земельного законодательства ФИО1,, по адресу: <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ; признать незаконным выданное специалистом первой категории КУМИ <адрес>ФИО2 на имя ФИО1 предписание об устранении нарушений обязательных требований земельного законодательства от ДД.ММ.ГГГГ№; признать недействительным акт проверки органа муниципального контроля соблюдения земельного законодательства № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО1
В судебное заседание административный истец ФИО1, её представитель по доверенности ФИО4 явились, настаивали на удовлетворении требований по мотивам и доводам, изложенным в административном исковом заявлении. Дополнительно пояснив, что на момент проведения проверки ФИО1 не была надлежащим образом извещена о проведении проверки. После проведения проверки ДД.ММ.ГГГГФИО1 подан административный иск и после этого, ДД.ММ.ГГГГ председателем КУМИ администрации Пролетарского района ФИО5 вынесено распоряжение № о внесении изменения в п. 10 распоряжения Комитета по управлению муниципальным имуществом <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№. Заменив «Постановления Администрации Пролетарского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ№ «об утверждении административного регламента по исполнению муниципальной функции по осуществлению муниципального земельного контроля в отношении расположенных в границах Пролетарского городского поселения Пролетарского района Ростовской области объектов земельных отношений», что является недопустимым.
Административный ответчик специалист первой категории КУМИ Администрации Пролетарского района Ростовской области ФИО2, в судебное заседание явилась, возражала относительно заявленных исковых требований по доводам, изложенным в письменных возражениях предоставленных суду, при этом пояснив, что ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с распоряжением КУМИ администрации Пролетарского района от ДД.ММ.ГГГГ№ «О проведении плановой, выездной проверки физического лица» в отношении ФИО1 проведена выездная плановая проверка.
ФИО1, утверждает, что была не уведомлена надлежаще о проведении проверки, однако согласно данным сайта Почта России и отчета об отслеживании отправления с почтовым идентификатором №ФИО1 получено заказное письмо ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> мин., более того в распоряжении КУМИ Пролетарского района от ДД.ММ.ГГГГ№ в наименовании указано плановая, выездная проверка. По прибытию на место проведения проверки, а именно <адрес>, она представилась, предоставила служебное удостоверение, пояснила цель посещения. Доводы ФИО1 об отговорках и отсутствии оснований для проверки безосновательные, так как ДД.ММ.ГГГГ КУМИ Пролетарского района вынесено распоряжение № «Об утверждении плана проведения плановых проверок соблюдения земельного законодательства, требований по охране и использованию земель физическими лицами на 1 квартал 2020 года», в соответствии с которым и проведена проверка ФИО1
До проведения проверки установлено, что по адресу: <адрес> согласно выписки из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ№, расположен земельный участок с кадастровым номером №, площадью 1685 кв.м., видом разрешенного использования - для эксплуатации жилого дома.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ№, расположено жилое помещение, адрес: <адрес>, находящееся в общей долевой собственности, ? доля которого принадлежит ФИО1, о чем в Едином государственном реестре недвижимости ДД.ММ.ГГГГ сделана запись регистрации №.
Согласно выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ№ земельный участок преобразовывался в результате выдела ДД.ММ.ГГГГ из земельного участка с кадастровым номером №, площадью 241 кв.м., разрешенным видом использования - для эксплуатации жилого дома, расположенный по адресу: <адрес>.
Согласно выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ№, находится многоквартирный дом с кадастровым номером №, площадью 841,6 кв.м., в котором расположено жилое помещение с кадастровым номером №, площадью 153,0 кв.м., с видом жилого помещения - квартира.
Во время проведения проверки ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> часов земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 241 кв.м., с разрешенным использованием- для эксплуатации жилого дома, установлено, что данная квартира используется как салон <данные изъяты> на что ФИО1 пояснила, что вход в ее квартиру с другой стороны, т.е. с <адрес>. Во дворе многоквартирного дома стояло несколько граждан, один из которых производил видеофиксацию проверки. ФИО1 в соответствии с уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ№ (которое ФИО6 якобы не получала, но представить была готова к проведению проверки) предоставила правоустанавливающий документ на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №, площадью 241 кв.м., разрешенным видом использования- для эксплуатации жилого дома, а именно свидетельство о государственной регистрации права серия № от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельство о государственной регистрации права серия № от ДД.ММ.ГГГГ, паспорт на имя ФИО1, паспорт на имя ФИО3, доверенность серия №1 от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой доверитель ФИО3 доверяет ФИО1 представлять его интересы в различных органах власти, но не уполномочивает представлять интересы, связанные с проверкой по осуществлению муниципального земельного контроля.
Так же в ходе проверки она пояснила, что использование земельного участка для салона красоты видом использования-для эксплуатации жилого дома запрещено и для соблюдения земельного законодательства собственникам необходимо поменять вид использования. В свою очередь ФИО1 вела себя некорректно, повторяла, что «все проверки незаконные и что только решение суда будет ею исполняться».
Также в начале проведения проверки ФИО1 провела её на осмотр земельного участка со стороны <адрес>, обосновав это тем, что данный вход в квартиру, имеющую адрес: <адрес> является основным, со стороны данного входа признаков нецелевого использования земельного участка не имеется, поэтому её заключение, проводимый земельный контроль о нецелевом использовании земельного участка – незаконные.
В связи с чем пояснила, что ФИО1 земельный участок под квартирой № был образован в результате выдела ДД.ММ.ГГГГ из земельного участка с кадастровым номером №, площадью 1685 кв.м., видом разрешенного использования- для эксплуатации жилого дома, в результате чего образовался земельный участок с кадастровым номером №, площадью 241 кв.м., разрешенным видом использования – для эксплуатации жилого дома. Тем самым, с момента выдела земельного участка с КН № собственниками <адрес> утерян доступ через земельный участок с КН №. До настоящего времени сервитут на земельный участок № не установлен, доступ осуществляется через участок, не принадлежащий административному истцу.
Основной доступ к ЗУ с КН № в соответствии с действующим законодательством осуществляется по <адрес>, со стороны, которой факт нецелевого использования налицо.
В соответствии с административным регламентом по исполнению муниципальной функции по осуществлению муниципального земельного контроля в отношении расположенных в границах Пролетарского городского поселения <адрес> объектов земельных отношений, утвержденным постановлением Администрации Пролетарского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ№ согласно п. 3.5 Подготовка акта проверки.
Согласно п. 3.5.1. Основанием для оформления результатов проверки является ее окончание.
Согласно п. 3.5.2. по результатам проверки должностным лицом, проводящим проверку, составляется акт по установленной форме в двух экземплярах.
К акту проверки прилагаются протоколы или заключения проведенных обследований, объяснения физического лица, должностных лиц юридического лица, работников индивидуального предпринимателя на которых возлагается ответственность за соблюдение при осуществлении деятельности требований муниципальных правовых актов, предписания об устранении выявленных нарушений и иные связанные с результатами проверки документы и их копии.
Акт оформляется непосредственно после завершения проверки в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается физическому лицу, руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю под расписку об ознакомлении либо отказе в ознакомлении с актом проверки. В случае отсутствия лица, в отношении которого проводится проверка, его представителя, а также в случае отказа проверяемого лица дать расписку об ознакомлении либо отказе в ознакомлении с актом проверки, акт направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в администрации Пролетарского городского поселения Пролетарского района Ростовской области.
П. 1.8. регламентированы обязанности лиц, в отношении которых осуществляется проверка.
Собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны: по требованию должностных лиц, осуществляющих муниципальный земельный контроль, предъявлять правоустанавливающие документы на землю и объекты недвижимости, расположенные на обследуемых земельных участках, необходимые для осуществления муниципального земельного контроля; обеспечивать свое присутствие и присутствие своих представителей при проведении мероприятий по муниципальному земельному контролю; не препятствовать должностным лицам, осуществляющих муниципальный земельный контроль, по вопросам соблюдения требований по использованию земель и об устранении земельных нарушений.
Собственники земельных участков за нарушение установленных требований несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.
В соответствии с п. 7 распоряжения КУМИ Пролетарского района Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ№, срок проведения проверки составляет 20 рабочих дней, а именно с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, она как специалист проводящий земельный контроль в течение данного времени имеет право получать материалы по проверке, делать запросы в другие организации, проводить другие действия, которые могут послужить получением информации, имеющей место проверке. После чего, при условии, что все доказательства собраны, может данную проверку завершить, оформив актом. В соответствии с чем, она после проведения проверки пригласила ФИО1 к <данные изъяты> часам в Администрацию Пролетарского района Ростовской области, расположенную по адресу: <адрес>, для подписания акта проверки.
До указанного времени, ею был подготовлен акт проверки и предписание об устранении выявленных нарушений. По приходу к указанному времени ФИО1 ознакомилась с результатом проверки, а также планом проведения муниципального земельного контроля на 1 квартал 2020 года. Копии документов по проверке ФИО1 получила.
В результате вышеизложенного считает, что все её действия законны и обоснованы, проверка проведена в соответствии с утвержденным планом проверок, результаты проверки оформлены надлежащим образом. Факт нецелевого использования данного земельного участка установлен не только материалами, имеющимися в деле, но и вывесками на лицевой стороне <адрес>, расположенной по <адрес>. Она во время проведения проверки не проявляла неуважение к собственникам проверяемого земельного участка, вела себя в соответствии с возложенными на нее полномочиями.
Просила отказать в удовлетворении требований в полном объеме.
Представитель административного ответчика КУМИ Администрации Пролетарского района Ростовской области по доверенности ФИО7 в судебное заседание явилась, возражала относительно заявленных исковых требований по доводам, изложенным в письменных возражениях, которые аналогичны позиции административного ответчика ФИО2
Выслушав, участников судебного заседания, исследовав материалы дела и представленные суду доказательства, суд приходит к следующему.
В силу ст. 226 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В случае, если по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, федеральными законами ограничены основания для оспаривания таких решений, действий (бездействия) (в частности, в отношении некоторых решений, действий (бездействия) квалификационных коллегий судей и экзаменационных комиссий), суд выясняет обстоятельства, указанные в пунктах 1 и 2, подпунктах "а" и "б" пункта 3 части 9 настоящей статьи. Если установленные федеральными законами основания для оспаривания действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, не вошли в число этих обстоятельств, суд проверяет эти основания.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Пунктом 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 (ред. от 09.02.2012) "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять: имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или несовершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия), например при оспаривании бездействия, выразившегося в непринятии акта о награждении конкретного лица;
соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка;
соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.
Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).
В соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относится осуществление муниципального земельного контроля в границах поселения.
Постановлением Администрации Пролетарского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ№ утвержден административный регламент по исполнению муниципальной функции по осуществлению муниципального земельного контроля в отношении расположенных в границах Пролетарского городского поселения Пролетарского района Ростовской области объектов земельных отношений (далее административный регламент).
Указанный административный регламент регулирует права и обязанности должностных лиц при осуществлении муниципального земельного контроля, права лиц, в отношении которых осуществляется проверка, а также определяет состав, последовательность и сроки выполнения административных действий при осуществлении муниципального земельного контроля, должностных лиц Администрации Пролетарского городского поселения Пролетарского района Ростовской области.
Так, согласно п. 1.5 Административного регламента объектом муниципального земельного контроля являются земли, расположенные в границах Пролетарского городского поселения Пролетарского района Ростовской области, являющихся объектами земельных отношений.
Ответственными за подготовку решения о проведении проверки является должностное лицо администрации Пролетарского городского поселения. Проверка проводится на основании распоряжения (п.3.2.4, 3.2.5 административного регламента).
Согласно п. 1.6 Административного регламента должностные лица органа муниципального контроля при проведении проверки обязаны:
своевременно и в полной мере исполнять предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами;
соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы юридического лица, индивидуального предпринимателя, физического лица, проверка которых проводится;
проводить проверку на основании распоряжения руководителя органа муниципального контроля о ее проведении в соответствии с ее назначением;
проводить проверку только во время исполнения служебных обязанностей, выездную проверку - только при предъявлении служебных удостоверений, копии распоряжения и в случае, предусмотренном частью 5 статьи 10 Закона, копии документа о согласовании проведения проверки;
не препятствовать руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, а также физическому лицу присутствовать при проведении проверки и давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
предоставлять руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю, физическому лицу, присутствующим при проведении проверки, информацию и документы, относящиеся к предмету проверки;
знакомить руководителя, иное должностное лицо или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, а также физическое лицо с результатами проверки;
учитывать при определении мер, принимаемых по фактам выявленных нарушений, соответствие указанных мер тяжести нарушений, их потенциальной опасности для жизни, здоровья людей, для животных, растений, окружающей среды, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, для возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также не допускать необоснованное ограничение прав и законных интересов граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц;
доказывать обоснованность своих действий при их обжаловании юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, а также гражданами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
соблюдать сроки проведения проверки, установленные законодательством Российской Федерации, и иных правовых актов;
не требовать от юридического лица, индивидуального предпринимателя и физического лица документы и иные сведения, представление которых не предусмотрено законодательством Российской Федерации;
перед началом проведения выездной проверки по просьбе руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, а также физических лиц ознакомить их с положениями административного регламента (при его наличии), в соответствии с которым проводится проверка;
осуществлять запись о проведенной проверке в журнале учета проверок юридического лица или индивидуального предпринимателя;
ежегодно по итогам своей деятельности подготавливать доклад об осуществлении муниципального контроля.
Основанием для исполнения административной процедуры - уведомление проверяемого гражданина, юридического лица или индивидуального предпринимателя, является подписанное главой Пролетарского городского поселения решение о проведении проверки (п.3.3.1 административного регламента).
Основанием для начала проверки в отношении гражданина, юридического лица или индивидуального предпринимателя является получение уведомления о вручении ему решения о проведении проверки (п.3.4.1 административного регламента). Результатом уведомления является вручение копии распоряжения администрации Пролетарского городского поселения о начале проведения проверки (п.3.3.5 административного регламента).
Основанием для проведения плановой проверки в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей является план проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденный главой Пролетарского городского поселения и размещенный на официальном сайте Пролетарского городского поселения Пролетарского района.
Предметом плановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также соответствие сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, обязательным требованиям. Плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года.
Плановые проверки проводятся на основании разрабатываемых администрацией Пролетарского городского поселения в соответствии с их полномочиями ежегодных планов (п.3.4.2 административного регламента).
Проверка в отношении физического лица начинается с предъявления служебного удостоверения должностным лицом, обязательного ознакомления физического лица с распоряжением о проведении проверки и с полномочиями проводящих проверку лиц, а также с целями, задачами, основаниями проведения проверки, мероприятиями по контролю, со сроками и условиями проведения проверки (п.3.4.7 административного регламента).
В судебном заседании установлено и не оспаривалось сторонами, что ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с распоряжением председателя КУМИ Администрации Пролетарского района от ДД.ММ.ГГГГ№ «О проведении плановой, выездной проверки физического лица», в отношении ФИО1, специалистом первой категории КУМИ Пролетарского района ФИО2 проведена плановая выездная проверка.
Не оспаривалось стороной ответчика, что при проведении проверки, специалистом ФИО2 не представлены документы основания проведения проверки, полномочия на проведение проверки, проверяемый и его представитель не ознакомлены с распоряжением о проведении плановой проверки, ежеквартальным планом проведения проверки, с административным регламентом, на основании которого проводилась проверка, а также об отсутствии на момент проведения проверки уведомления о вручении проверяемому лицу решения о проведении проверки. При этом распоряжение о проведении плановой выездной проверки, направленное ФИО1, надлежаще не заверялось.
Суд критически оценивает довод административного ответчика ФИО2 о том, что ФИО1 ознакомлена с ежеквартальным планом проведения проверок, так как безусловных доказательств этого суду не представлено.
Кроме того, из представленного суду распоряжения № от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что при проведении проверки специалист ФИО2 руководствовалась Постановлением Администрации Пролетарского района от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении административного регламента по исполнению муниципальной функции по осуществлению муниципального земельного контроля на территории муниципального земельного контроля «Пролетарский район».
Однако, в последующем, председатель КУМИ Администрации Пролетарского района Ростовской области ФИО5ДД.ММ.ГГГГ, после проведения проверки и выдачи акта о проведении проверки и предписания, вынесла распоряжение № о внесении изменения в распоряжение КУМИ Администрации Пролетарского района от ДД.ММ.ГГГГ№ в п. 10, заменив слова Постановление Администрации Пролетарского района от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении административного регламента по исполнению муниципальной функции по осуществлению муниципального земельного контроля на территории муниципального образования «Пролетарский район», заменив словами «Постановления Администрации Пролетарского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении административного регламента по исполнению муниципальной функции по осуществлению муниципального земельного контроля в отношении расположенных в границах Пролетарского городского поселения Пролетарского района Ростовской области объектов земельных отношений».
Суд принимает во внимание довод представителя административного истца ФИО4, что представленный в судебном заседании ежеквартальный план проведения плановых проверок, не может быть принят в качестве законного основания проведения проверки в отношении ФИО1
Так, согласно распоряжению № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении плана проведения плановых проверок соблюдения земельного законодательства, требований по охране и использованию земель физическими лицами на 1 квартал 2020 г.», в соответствии со ст. 72 ЗК РФ, положением о Комитете по управлению муниципальным имуществом Администрации Пролетарского района, административным регламентом по исполнению муниципальной функции «Осуществления муниципального земельного контроля на территории муниципального образования «Пролетарский район», утвержденного постановлением Администрации Пролетарского района Ростовской области от 26.01.2017 № 28, был утвержден план проведения плановых проверок соблюдения земельного законодательства, требований по охране и использовании земель физическими лицами на 1 квартал 2020 года.
С учетом вышеизложенного, при утверждении плана проведения плановых проверок, председатель КУМИ Администрации Пролетарского района Ростовской области ФИО5 руководствовалась Постановлением Администрации Пролетарского района Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ№, а земельный участок ФИО1 находится в границах Пролетарского городского поселения. При этом Административным регламентом Администрации Пролетарского городского поселения не предусмотрены плановые ежеквартальные проверки физических лиц.
Таким образом, в судебном заседании, нашли свое подтверждение доводы административного истца и его представителя о существенном нарушении положений административного регламента специалистом первой категории КУМИ Пролетарского района ФИО2 при проведении плановой выездной проверки в отношении ФИО1
В данной части правовая позиция административного истца, изложенная в иске, является последовательной и согласуется с положениями административного регламента.
Заслуживает внимания и довод представителя административного истца, об отсутствии у административного ответчика КУМИ Пролетарского района Ростовской области полномочий, по осуществлению муниципального земельного контроля в границах Пролетарского городского поселения, на основании соглашения о передаче полномочий по муниципальному земельному контролю.
Согласно ч. 4 ст. 15 ФЗ N 131, органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Указанные соглашения должны заключаться на определенный срок, содержать положения, устанавливающие основания и порядок прекращения их действия, в том числе досрочного, порядок определения ежегодного объема указанных в настоящей части межбюджетных трансфертов, необходимых для осуществления передаваемых полномочий, а также предусматривать финансовые санкции за неисполнение соглашений. Порядок заключения соглашений определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.
Для осуществления переданных в соответствии с указанными соглашениями полномочий органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования.
Порядок заключения соглашений определяется Уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.
Согласно п. 3 ст. 3 Устава муниципального образования «Пролетарский район» ( Принятого Собранием депутатов 31.10.2019 года) Органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав Пролетарского района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления Пролетарского района о передаче органам местного самоуправления Пролетарского района осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет Пролетарского района в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Частью 2 ст. 47 ФЗ N 131 установлено, что муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, учредителем которых выступает муниципальное образование, а также соглашения, заключаемые между органами местного самоуправления, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).
Согласно ст. 57 Устава муниципального образования «Пролетарский район» Муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, учредителем которых выступает Пролетарский район, а также соглашения, заключаемые между органами местного самоуправления, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).
Официальным опубликованием считается первая публикация полного текста муниципального правового акта или соглашения, заключаемого между органами местного самоуправления, в периодическом печатном издании, распространяемом в Пролетарском районе, определенном правовым актом Администрации Пролетарского района.
Для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов и соглашений органы местного самоуправления вправе также использовать сетевое издание, определенное правовым актом Администрации Пролетарского района. В случае опубликования (размещения) полного текста муниципального правового акта в официальном сетевом издании объемные графические и табличные приложения к нему в печатном издании могут не приводиться.
Если иное не предусмотрено федеральными и областными законами, настоящим Уставом, официальное опубликование муниципальных правовых актов производится в следующие сроки: соглашения, заключаемые между органами местного самоуправления, подлежат официальному опубликованию (обнародованию) в течение 30 дней со дня их подписания.
В судебном заседании административным ответчиком специалистом ФИО2 не представлено соглашений о передаче полномочий по вопросу осуществления муниципального земельного контроля в границах Пролетарского городского поселения.
Доказательств того, что у административного ответчика КУМИ администрации Пролетарского района Ростовской области на момент проведения проверки ФИО1 имелись полномочия по осуществлению муниципального земельного контроля суду не представлено. Ходатайств об отложении судебного разбирательства на более поздний срок, для представления в суд дополнительных доказательств, в том числе действующих соглашений о передаче полномочий между муниципальными образованиями, административные ответчики не заявляли.
Следовательно, вопреки доводам административного ответчика КУМИ Пролетарского района Ростовской области, в ходе рассмотрения дела установлено, что именно Администрация Пролетарского городского поселения уполномочена осуществлять муниципальный земельный контроль на территории Пролетарского городского поселения, при этом руководствуясь Постановлением Администрации Пролетарского городского поселения от 22.09.2015 № 405 «Об утверждении административного регламента по исполнению муниципальной функции по осуществлению муниципального земельного контроля в отношении расположенных в границах Пролетарского городского поселения Пролетарского района Ростовской области объектов земельных отношений».
При таком положении суд приходит к выводу о том, что проверка проведена и оспариваемые акты вынесены неуполномоченными должностными лицами без наличия на то правовых оснований.
Суд не принимает во внимание доводы административных ответчиков, что с момента выдела земельного участка с КН №, собственниками <адрес> утерян доступ через земельный участок с КН №, что до настоящего времени сервитут на земельный участок с КН № не установлен, доступ осуществляется через участок, не принадлежащий административному истцу, поскольку, данные доводы не относятся к предмету рассматриваемого административного иска.
Признавая акт проверки органа муниципального контроля соблюдения земельного законодательства № в отношении ФИО1 недействительным, суд исходит из того, что признание незаконным распоряжения № от ДД.ММ.ГГГГ в полном объеме означает недействительность акта проверки органа муниципального контроля соблюдения земельного законодательства №. При признании акта проверки от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, суд учитывает, что данным актом не возлагаются какие-либо обязанности на административного истца. Обжалование акта проверки без вынесенного предписания не предусмотрено действующим законодательством. Однако в данном случае акт проверки является основанием вынесенного предписания, законность предписания напрямую зависит от акта проверки.
Удовлетворяя требования административного истца о признании незаконным предписания об устранении нарушений обязательных требований земельного законодательства № от ДД.ММ.ГГГГ суд исходит из следующего.
Согласно положениям ст. 72 ЗК РФ под муниципальным земельным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления по контролю за соблюдением, в том числе гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства РФ, законодательства субъекта РФ, за нарушение которых законодательством РФ, законодательством субъекта РФ предусмотрена административная и иная ответственность.
Муниципальный земельный контроль осуществляется в соответствии с законодательством РФ и в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов РФ, а также принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами органов.
Органы местного самоуправления городского округа осуществляют муниципальный земельный контроль в отношении расположенных в границах городского округа объектов земельных отношений.
В случае выявления в ходе проведения проверки в рамках осуществления муниципального земельного контроля нарушения требований земельного законодательства, за которое законодательством РФ предусмотрена административная или иная ответственность, в акте проверки указывается информация о наличии признаков выявленного нарушения. Должностные лица органов местного самоуправления направляют копию указанного акта в орган государственного земельного надзора.
Порядок взаимодействия органов государственного земельного надзора с органами, осуществляющими муниципальный земельный контроль устанавливается Правительством РФ.
Исходя из положений ст. 72 ЗК РФ законом не предоставлено права должностным лицам органов, осуществляющих муниципальный земельный контроль, выдавать гражданам обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок нарушений земельного законодательства за нарушение которых законодательством РФ предусмотрена административная ответственность.
В силу подп.5 п.5 ст. 71 ЗК РФ выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок нарушений земельного законодательства, а также осуществлять контроль за исполнением указанных предписаний в установленные сроки обладают должностные лица органов государственного земельного надзора.
Согласно п. 2 ст. 71 ЗК РФ государственный земельный надзор осуществляется уполномоченным Правительством РФ федеральными органами исполнительной власти.
Как следует из п. 12 Правил взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный земельный надзор, с органами, осуществляющими муниципальный земельный контроль, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2014 № 1515, в случае выявления в ходе проведения проверки в рамках осуществления муниципального земельного контроля нарушения требований земельного законодательства, за которое законодательством РФ предусмотрена административная и иная ответственность, органы муниципального земельного контроля в течение 3 рабочих дней со дня составления акта проверки направляют копию акта проверки с указанием информации о наличии признаков выявленного нарушения в структурное подразделение территориального органа государственного земельного надзора по существующему муниципальному образованию (либо в случае отсутствия данного структурного подразделения - территориальный орган федерального органа государственного земельного надзора).
Таким образом, названные правила также не предусматривает права должностных лиц органов, осуществляющих муниципальный земельный контроль, выдавать гражданам обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок нарушений земельного законодательства, за нарушение которых законодательством РФ предусмотрена административная ответственность.
Постановлением Правительства Ростовской области от 12 февраля 2015 № 86 утвержден порядок осуществления муниципального земельного контроля.
Согласно указанному Порядку под муниципальным земельным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления Ростовской области по контролю за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации, законодательства субъекта Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации, законодательством субъекта Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность.
Муниципальный земельный контроль осуществляется должностными лицами органа местного самоуправления, перечень которых определяется муниципальными правовыми актами.
В случае выявления в ходе проведения проверки в рамках осуществления муниципального земельного контроля нарушения требований земельного законодательства, за которое законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, в акте проверки указывается информация о наличии признаков выявленного нарушения. Должностные лица органов местного самоуправления направляют копию указанного акта в орган государственного земельного надзора.
Между тем, положения ст. 72 ЗК РФ и п. 12 утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.12.2014 №1515 Правил взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный земельный надзор, с органами, осуществляющими муниципальный земельный контроль, не уполномочивают должностных лиц органа муниципального земельного контроля выдавать гражданам обязательные для исполнения предписания при выявлении в результате проверок нарушений требований земельного законодательства, за которые законодательством РФ предусмотрена административная ответственность.
Согласно ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом. Обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия), но обязаны: указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие); подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, актом, содержащим разъяснения законодательства и обладающим нормативными свойствами, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения; подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.
Обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения административного дела, определяются судом в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным публичным правоотношениям, исходя из требований и возражений лиц, участвующих в деле. При этом суд не связан основаниями и доводами заявленных требований по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), соответственно принятых или совершенных органами государственной власти, органами местного самоуправления, иными органами и организациями, наделенными отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностными лицами, государственными или муниципальными служащими, а также по административным делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что стороной административного ответчика не представлено суду достоверных доказательств полномочий осуществления муниципального земельного контроля на территории Пролетарского городского поселения.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
р е ш и л :
признать незаконными действия специалиста первой категории КУМИ Администрации Пролетарского района Ростовской области ФИО2 при проведении плановой, выездной проверки соблюдения земельного законодательства по адресу: <адрес> - ФИО1;
признать недействительными результаты плановой, выездной проверки соблюдения земельного законодательства от ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес> - ФИО1;
признать недействительным акт проверки органа муниципального контроля соблюдения земельного законодательства № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО1;
признать незаконным вынесенное специалистом первой категории КУМИ <адрес>ФИО2 предписание об устранении нарушений обязательных требований земельного законодательства № от ДД.ММ.ГГГГ
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Пролетарский районный суд Ростовской области в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
В окончательной форме решение вынесено 04 марта 2020 года.
Судья подпись