ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-228/2016 от 06.04.2016 Бутурлиновского районного суда (Воронежская область)

Дело № 2а-228/2016

РЕШЕНИЕ

Именем

Российской Федерации

г. Бутурлиновка 6 апреля 2016года

Бутурлиновский районный суд Воронежской области в составе: председательствующего судьи Панасенко В.И.,

при секретаре судебного заседания Левченко В.А.,

с участием административного истца ФИО1,

а также административного ответчика ФИО2 А.В.,

рассмотрев в помещении суда в судебном заседании дело по административному иску ФИО1 к начальнику ОУФМС России по Воронежской области в г.Бутурлиновка ФИО3 и к ОУФМС России по Воронежской области в г. Бутурлиновка, о признании незаконным бездействия должностного лица и признании права на гражданство РФ по рождению,

УСТАНОВИЛ

ФИО1 обратилась в суд с административным исковым заявлением к административному ответчику ФИО9. начальнику отдела УФМС России по Воронежской области в г. Бутурлиновка и ОУФМС России по Воронежской области в г.Бутурлиновка о признании незаконным бездействия должностного лица и признании права на гражданство РФ по рождению. Свои требования истец мотивировала тем, что она родилась в ДД.ММ.ГГГГ в селе Васильевка Бутурлиновского района Воронежской области. Её родители жили в селе Васильевка Бутурлиновского района, где и умерли, папа в , мама в 2007 году. В несовершеннолетнем возрасте ее родители увезли ее на временное проживание на Украину, где она окончила русскоязычную школу, заключила брак, родила двух дочерей 1981 и 1988 года рождения. В период проживания на Украине всегда считала себя русской и от российского гражданства не отказывалась.

В девяностых годах у нее был паспорт гражданина СССР, который у нее по месту работы попросили сдать и возвратили уже со штампом о наличии у нее украинского гражданства. В 2001 году она решила возвратиться на постоянное место жительства в <адрес>, где проживали ее дочери и мама. Дочери являются гражданами Российской Федерации. С указанного периода времени она постоянно находилась на территории России, где работала в ЗАО «Маяк».

На протяжении всего периода проживания на территории России она неоднократно обращалась в миграционную службу по вопросу регистрации по месту жительства и получения гражданства России. Ей отвечали, что она не имеет право получить паспорт России, так как она является гражданкой Украины. В связи с этим она проживала на территории <адрес> без постоянной регистрации. Четыре раза в год она ездили на Украину, где получала очередную миграционную карту с разрешенным сроком проживания на территории РФ. В октябре 2012 года в УФМС по Бутурлиновскому району ей было выдано разрешение на временное проживание с ДД.ММ.ГГГГ. Данное разрешение действовало до 2015 года, то есть в течение 3 лет. В 2015 году она должна была явиться в миграционную службу, где сможет подать заявление на получение российского паспорта. Однако в октябре 2015 года в УФМС, где ей в грубой форме ответили, что она пропустила сроки и ей снова нужно пересекать границу для получения очередной миграционной карты.

В ноябре 2015 года она направила в адрес Бутурлиновского отдела УФМС заявление о принятии ее в российское гражданство, оформленное надлежащим образом с приложением всех необходимых документов, в котором подчеркнула, что претендует на принятие гражданства в упрощенном порядке.

ДД.ММ.ГГГГ она получила письмо, в котором начальник Бутурлиновского ОУФМС ФИО10 возвратил ей весь пакет документов, включая ее заявление и не мотивированно указал, что она не может быть принята в гражданство РФ в упрощенном порядке, а должна оформить вид на жительство.

Она считает незаконным бездействие начальника Бутурлиновского ОУФМС России по Воронежской области, выразившееся в отказе в принятии у нее заявление о приеме в гражданство в упрощенном порядке, а также то, что должностное лицо не разъясняет ей ее прав, в том числе порядок восстановления в российском гражданстве, отказывает ей безмотивно, игнорирует ее российское гражданство по рождению.

Административный истец просит установить факт ее постоянного проживания на территории РФ в Бутурлиновском районе, признать незаконным бездействие начальника отдела УФМС РФ в Воронежской области, выразившееся в письменном отказе от ДД.ММ.ГГГГ принять от нее заявление о приеме в российское гражданство в упрощенном порядке, признать ее право на российское гражданство по рождению и обязать отдел УФМС России по Воронежской области в г. Бутурлиновка удовлетворить ее заявление о приеме в гражданство в упрощенном порядке на основании п. «а» ч. 2 ст. 14 ФЗ «О гражданстве» от 31.05.2002 г. № 62- ФЗ без предоставления вида на жительство.

В судебном заседании ФИО1 поддержала свои требования и настаивает на их удовлетворении.

В судебном заседании административный ответчик ФИО2 А.В., представляющий также интересы управления ФМС по Воронежской области отдел в г. Бутурлиновка, административные исковые требования не признал и считает их не подлежащими удовлетворению. При этом административный ответчик пояснил, что решением УФМС России по Воронежской области от ДД.ММ.ГГГГФИО1 было оформлено разрешение на временное проживание на территории РФ в соответствии с п.1 ч. 3 ст. 6 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в РФ» от 25.07.2002 года № 115-ФЗ сроком на три года, до 17.10.2015 года. В ноябре 2015 года в адрес УФМС России по Воронежской области в г. Бутурлиновка от ФИО1 по почте поступило заявление о принятии ее в гражданство РФ в упрощенном порядке, то есть в соответствии со ст. 14 ФЗ «О гражданстве в РФ». Пунктом 9 Указа Президента РФ от 14.11.2002 года № 1325 «Об утверждении положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации» установлено, что заявление и документы, оформленные не надлежащим образом, не принимаются к рассмотрению и возвращаются заявителю. В связи с тем, что срок действия ее разрешения на временное проживание на территории РФ истек ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ в адрес ФИО1 был направлен ответ с разъяснениями о невозможности ее принятия в гражданство РФ в упрощенном порядке, необходимости получения вида на жительство в РФ, а также необходимости легализации своего правового статуса в настоящее время, вновь через получение разрешения на временное проживание в РФ в связи с истечением предыдущего срока. При подаче заявления ФИО1 не был представлен вид на жительство, что необходимо в соответствии с п. 14 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации. Вид на жительство является необходимым и обязательным документом при приобретении гражданства РФ по основаниям, предусмотренным п. «а» ч. 2 ст. 14 Федерального закона РФ «О гражданстве РФ». Требования ФИО1 об установлении факта ее постоянного проживания на территории РФ с марта 2001 года не подлежат рассмотрению в данном судебном разбирательстве по Кодексу об административном судопроизводстве. Установление фактов, имеющих юридическое значение, осуществляется в порядке особого производства согласно ГПК РФ. ФИО1 пропущен трехмесячный срок для обращения с административным исковым заявлением.

Выслушав мнение сторон, допросив свидетеля ФИО6, суд приходит к следующему.

Согласно заявлению в ОУФМС России по Воронежской области ФИО1 на основании ст. 14 Федерального закона о гражданстве Российской Федерации» просит принять ее в гражданство Российской Федерации. Из указанного заявления следует, что ФИО1 родилась ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, является гражданкой Украины, имеет паспорт гражданки Украины, ранее состояла в гражданстве СССР, ранее с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации не обращалась. В п. 21 заявления указано, что проживание на территории Российской Федерации подтверждается разрешением на временное проживание с ДД.ММ.ГГГГ, миграционной картой от ДД.ММ.ГГГГ.

Как следует из перечня документов, представленных вместе с заявлением, вид на жительство ФИО1 не представлялся.

Как следует из ответа от ДД.ММ.ГГГГ начальника отдела УФМС России по Воронежской области в г. Бутурлиновка от ДД.ММ.ГГГГФИО2 А.В. заявитель не может быть принята в гражданство РФ в упрощенном порядке, на основании Федерального закона от 31 мая 2002 № 62-ФЗ «О гражданстве в РФ» и Указа Президента РФ от 14.11.2002 года № 1325 «Об утверждении Положения о порядке рассмотрении вопросов гражданства РФ» в связи в непредоставлением вида на жительство. Вид на жительство оформляется при наличии разрешения на временное проживание. Порядок получения разрешения на временное проживание в РФ заявителю разъяснено на приеме ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно пункту «а» части 2 статьи 14 Федерального закона от 31.05.2002 г. № 62-ФЗ (ред. от 31.12.2014) «О гражданстве Российской Федерации» иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условия о сроке проживания, установленного пунктом «а» части первой статьи 13 настоящего Федерального закона, если указанные граждане и лица родились на территории РСФСР и имели гражданство бывшего СССР.

В соответствии с подпунктом «г» пункта 14 «Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации», утвержденного Указом Президента РФ от 14 ноября 2002 года № 1325 при приеме в гражданство в упрощенном порядке на основании иностранные граждане и лица без гражданства, указанные в пункте 13 настоящего Положения, проживающие на территории Российской Федерации, в зависимости от наличия установленных Федеральным законом оснований и условий приобретения гражданства Российской Федерации вместе с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных частью второй статьи 14 Федерального закона, вместе с документами, перечисленными в пункте 10 настоящего Положения, представляют, в том числе вид на жительство.

Для лиц, прибывших в Российскую Федерацию до 1 июля 2002 года, и не имеющих вида на жительство, срок проживания на территории РФ исчисляется со дня регистрации по месту жительства на территории РФ и подтверждается паспортом гражданина СССР образца 1974 года с отметкой о дате регистрации или свидетельством о регистрации по месту жительства на территории РФ, выданным к документу, удостоверяющему личность иностранного гражданина, с пометкой о дате выдачи. При отсутствии этих документов у лица, прибывшего в РФ до 1 июля 2002 года и не имеющего вида на жительство, в заявлении о приеме в гражданство РФ указываются дата регистрации по месту жительства на территории РФ и адрес места жительства, а в случае снятия в регистрационного учета –также дату снятия в регистрационного учета по месту жительства на территории РФ.

Видом на жительство в соответствии с ч. 1 ст. 2 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» является документ, выданный иностранному гражданину или лицу без гражданства в подтверждение их права на постоянное проживание в РФ, а также их права на свободный выезд из РФ и въезд в РФ.

Вид на жительство является необходимым и обязательным документом при приобретении гражданства о п. «а» ч. 2 ст. 14 Федерального закона «О гражданстве РФ».

Не представление вида на жительство обязывает лицо, приобретающее гражданство в упрощенном виде, подтвердить срок проживания с паспортом гражданина СССР образца 1974 года с отметкой о дате регистрации или свидетельством о регистрации по месту жительства на территории РФ, выданным к документу, удостоверяющему личность иностранного гражданина, с пометкой о дате выдачи.

В соответствии с частью 2 статьи 20 Закона № 1948-1 «О гражданстве в РФ» бывшие граждане РСФСР, лишенные гражданства или утратившие его без их свободного волеизъявления, считаются восстановленными в гражданстве Российской Федерации.

24 октября 1994 года был принят Указ Президента Российской Федерации № 2007 «О некоторых вопросах реализации Закона Российской Федерации «О гражданстве Российской Федерации». Пунктом 2 Указа предусмотрено следующее: в соответствии с частью второй статьи 20 Закона Российской Федерации «О гражданстве Российской Федерации» считать восстановленными в гражданстве Российской Федерации бывших граждан РСФСР, выехавших за пределы России до 6 февраля 1992 года, утративших гражданство без их свободного волеизъявления и возвратившихся на постоянное жительство в Россию после 6 февраля 1992 года.

Как следует из материалов дела, доказательств тому, что на основании указанных нормативно - правовых актов ФИО1 была восстановлена в гражданстве РФ, не представлено.

Согласно справке Посольства Украины в Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГФИО1 является гражданкой Украины, в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 3 Закона Украины «О гражданстве Украины» гражданами Украины являются все граждане бывшего СССР, которые на момент провозглашения независимости Украины (ДД.ММ.ГГГГ) постоянно проживали на территории Украины.

Доказательств тому, что ФИО1 ранее являлась гражданкой Российской Федерации ФИО1 Г.Н. не представлено.

ФИО1 заявлены требования об установлении факта ее постоянного проживания на территории Российской Федерации с марта 2001 года. При обосновании данного требования ФИО1 ссылается на то, что у нее нет надлежащего документа, подтверждающего факт ее постоянного проживания на территории РФ на ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем она вынуждена обратиться в суд с указанным требованием. Установление факта ее постоянного проживания на территории РФ с марта 2001 года позволит ей просить суд обязать ОУФМС по Бутурлиновскому району оформит ей российское гражданство в упрощенном порядке, без предоставления вида на жительство.

Как следует из ст. 1 КАС РФ положения Кодекса не применяются при рассмотрении дел, отнесенных федеральным законом к компетенции иных судов (КС РФ, арбитражных судов, конституционных (уставных) судов субъектов РФ), даже если эти дела возникли из публичных правоотношений. Также действие Кодекса не распространяется на дела, подлежащие рассмотрению в ВС РФ, судах общей юрисдикции в ином судебном (процессуальном) порядке.

Установление факта, имеющего юридическое значение, рассматривается по правилам, предусмотренным ГПК РФ.

Исходя из вышеизложенного, суд считает не подлежащими удовлетворению требования ФИО1 об установлении факта ее постоянного проживания на территории РФ с марта 2001 года.

По общему правилу, установленному ч. 1 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Как следует из материалов дела ответ начальника отдела УФМС России по Воронежской области в г. Бутурлиновка от ДД.ММ.ГГГГ получен ФИО1ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается отметкой на почтовом отправлении в адрес заявителя. Административное исковое заявление поступило в суд ДД.ММ.ГГГГ, то есть за пределами срока на обращение с административным исковым заявлением в суд

В соответствии с частями 7, 8 статьи 219 КАС РФ пропущенный по указанной в части 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом. Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Каких-либо причин пропуска установленного срока на обжалование, в том числе уважительных, суду административным истцом сообщено не было. Административным истцом ходатайств о восстановлении данного процессуального срока заявлено не было.

При таких обстоятельствах, учитывая, что с настоящим заявлением ФИО1 обратилась ДД.ММ.ГГГГ, доказательств уважительности причин пропуска срока, установленного вышеуказанными положениями закона, не представила, на наличие таких доказательств не ссылался, суд приходит к выводу о том, что ФИО1 пропущен срок для обращения в суд с заявлением об обжаловании действий (бездействий) начальника отдела УФМС России по Воронежской области в г. Бутурлиновка и признании за ФИО1 права на российской гражданство по рождению в упрощенном порядке.

Исследовав совокупность представленных сторонами доказательств, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований ФИО1

На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к начальнику отдела УФМС России по Воронежской области в г. Бутурлиновка ФИО3 и отделу УФМС России по Воронежской области в г. Бутурлиновка о признании незаконным бездействия должностного лица и признании права на гражданство РФ по рождению, отказать

Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Председательствующий В.И. Панасенко