ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-228/2022 от 08.08.2022 Родинского районного суда (Алтайский край)

УИД 22RS0042-01-2022-000274-89

Дело № 2а-228/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

8 августа 2022 г. с. Родино

Родинский районный суд Алтайского края в составе:

председательствующего судьи Бауэр И.В.,

при секретаре Погосовой О.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Родинского района в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Степновского сельсовета Родинского района Алтайского края о признании незаконным бездействия и возложении обязанности устранить нарушения,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Родинского района обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации Степновского сельсовета Родинского района Алтайского края о признании незаконным бездействия и возложении обязанности устранить нарушения, в котором указал, что прокуратурой Родинского района 13.05.2022 проведена проверка соблюдения законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в результате которой установлено следующее.

На основании п.9 ч.1 ст.14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения сельского поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.

В соответствии со ст.63 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» первичные меры пожарной безопасности включают в себя:

1) реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования;

2) разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности;

3) разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности;

4) разработку плана привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципального образования и контроль за его выполнением;

5) установление особого противопожарного режима на территории муниципального образования, а также дополнительных требований пожарной безопасности на время его действия;

6) обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара;

7) обеспечение связи и оповещения населения о пожаре;

8) организацию обучения населения мерам пожарной безопасности и пропаганду в области пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний;

9) социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами.

Согласно п.78 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 №390, на объектах защиты необходимо предусматривать создание защитных противопожарных минерализованных полос, удаление (сбор) в летний период сухой растительности или другие мероприятия, предупреждающие распространение огня при природных пожарах. Противопожарные минерализованные полосы не должны препятствовать проезду к населенным пунктам и водоисточникам в целях пожаротушения.

В соответствии с Методикой тушения ландшафтных пожаров, утвержденной МЧС России 14.09.2015 №2-4-87-32-ЛБ, в осенний и весенний период необходимо подготовить населенные пункты к предстоящему пожароопасному периоду путем проведения опашек, создания противопожарных полос профилактическим выжиганием либо скашиванием сухой травы по периметру населенных пунктов с внешней стороны.

Постановлением Правительства Алтайского края от 12.04.2022 №115 начало пожароопасного сезона на территории Алтайского края определено с 12.04.2022.

Согласно информации ТО НДиПР №11 УНДиПР ГУ МЧС России по АК возможна угроза перехода степных (ландшафтных) пожаров на территорию с.Степное Родинского района. При этом прокуратурой района установлено, что опашка данных населенных пунктов в весенне-летний период не произведена, что затрудняет тушение пожаров.

Кроме того, Администрацией Степновского сельсовета Родинского района в нарушение п.80 Правил в с.Степное Родинского района не обеспечено наличие источников наружного противопожарного водоснабжения.

Таким образом, Администрацией Степновского сельсовета Родинского района ненадлежащим образом исполняются вышеуказанные полномочия по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах населенного пункта поселения.

В целях устранения нарушений прокуратурой района 13.05.2022 было внесено представление главе Администрации Степновского сельсовета Родинского района Алтайского края, которое рассмотрено, но в указанной части не удовлетворено.

Неисполнение органами местного самоуправления Степновского сельсовета Родинского района названных требований законодательства нарушает права граждан на охрану окружающей среды, на безопасность, может повлечь возникновение чрезвычайных ситуаций.

В связи с изложенным прокурор Родинского района просил признать незаконным бездействие Администрации Степновского сельсовета Родинского района Алтайского края, выразившееся в необеспечении первичных мер пожарной безопасности в границах с.Степное Родинского района Алтайского края при подготовке населенного пункта к пожароопасному периоду; обязать Администрацию Степновского сельсовета Родинского района Алтайского края создать защитные противопожарные минерализованные полосы или провести опашку территории с.Степное Родинского района Алтайского края; обеспечить наличие источников наружного противопожарного водоснабжения в с.Степное Родинского района Алтайского края.

В судебном заседании заместитель прокурора Родинского района Мошляк О.А. на удовлетворении административных исковых требований настаивала по доводам, изложенным в административном иске.

Представитель административного ответчика Администрации Степновского сельсовета Родинского района Алтайского края в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте его проведения уведомлен надлежащим образом, просил рассмотреть дело без их участия.

При указанных обстоятельствах, в соответствии со ст.150 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Суд, выслушав стороны, исследовав представленные доказательства, приходит к следующим выводам.

Согласно статьям ст.42, 58 Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.

Статьей 1 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» определено, что под окружающей средой понимается совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов

Природной средой является совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов.

В силу ст.2 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», законодательство в области охраны окружающей среды основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст.4 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.

Статьей 14 Федеральный закон от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения относится к вопросам местного значения сельского поселения.

Согласно ст.62 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» здания и сооружения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров.В качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться централизованные и (или) нецентрализованные системы водоснабжения, водные объекты, а также пожарные резервуары. Необходимость обеспечения противопожарного водоснабжения, устройства систем водоснабжения, водопроводных сетей, искусственных водоемов и пожарных резервуаров, использования водных объектов для противопожарных нужд определяется настоящим Федеральным законом, а требования к их устройству нормативными документами по пожарной безопасности. Запас воды водных объектов и пожарных резервуаров должен обеспечивать расчетные расходы воды на пожаротушение зданий и сооружений с учетом продолжительности тушения пожаров. Согласно ст.63 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» первичные меры пожарной безопасности включают в себя: 1) реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; 2) разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности; 3) разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности; 4) разработку плана привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципального образования и контроль за его выполнением; 5) установление особого противопожарного режима на территории муниципального образования, а также дополнительных требований пожарной безопасности на время его действия; 6) обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара; 7) обеспечение связи и оповещения населения о пожаре; 8) организацию обучения населения мерам пожарной безопасности и пропаганду в области пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний; 9) социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами. Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 №1479 утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации, которые вступили в силу с 01.01.2021 и действует до 31.12.2026 включительно. Согласно п.63 вышеуказанных Правил противопожарного режима в Российской Федерации, в целях исключения возможного перехода природных пожаров на территории населенных пунктов создаются (обновляются) до начала пожароопасного периода вокруг населенных пунктов противопожарные минерализованные полосы шириной не менее 10 метров. Согласно п.75 вышеуказанных Правил противопожарного режима в Российской Федерации, органами местного самоуправления городских и сельских поселений, городских и муниципальных округов, внутригородских районов создаются для целей пожаротушения источники наружного противопожарного водоснабжения, а также условия для забора в любое время года воды из источников наружного противопожарного водоснабжения, расположенных в населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях, в соответствии со статьей 19 Федерального закона «О пожарной безопасности». Статьей 19 Федерального закона от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности» установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления поселений, муниципальных, городских округов, внутригородских районов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся, в том числе: создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем. Разделом 7 Методики тушения ландшафтных пожаров, утвержденной МЧС России 14.09.2015 №2-4-87-32-ЛБ, определены мероприятия по подготовке населенных пунктов, согласно которым в осенний и весенний период необходимо проводить следующие мероприятия, в том числе подготовить населенные пункты к предстоящему пожароопасному периоду путем проведения опашек, создания противопожарных полос профилактическим выжиганием либо скашиванием сухой травы по периметру населенных пунктов с внешней стороны. Постановлением Правительства Алтайского края от 07.04.2022 №111 утвержден Перечень населенных пунктов Алтайского края, подверженных угрозе лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров в 2022 году, в который вошло с.Степное Родинского района. Начало пожароопасного сезона на территории Алтайского края в соответствии с Постановлением Правительства Алтайского края от 12.04.2022 №115 «О начале пожароопасного сезона 2022 года» установлено с 12.04.2022. Согласно информации ТО НДиПР №11 УНДиПР ГУ МЧС России по Алтайскому краю от 15.04.2022, на территории Родинского района проведены плановые рейдовые осмотры территорий населенных пунктов, подверженных угрозе природных пожаров, по результатам которых установлено, что в с.Степное противопожарные минерализованные полосы созданы шириной менее 10 метров. Из материалов дела следует, что прокуратурой Родинского района проведена проверка исполнения законодательства в сфере охраны населенных пунктов от пожаров. Согласно акту проверки от 20.06.2022 прокуратурой района установлено, что опашка с.Степное Родинского района в весенне-летний период не произведена, что затрудняет тушение пожаров. Кроме того, Администрацией Степновского сельсовета Родинского района Алтайского края в нарушение п.80 Правил в с.Степное Родинского района не обеспечено наличие источников наружного противопожарного водоснабжения. Ранее прокуратурой района главе Администрации Степновского сельсовета Родинского района внесено представление от 13.05.2022, которое рассмотрено, но не удовлетворено, названные нарушения не устранены. Неисполнение органами местного самоуправления названных требований законодательства нарушает права граждан на охрану окружающей среды, на безопасность, может повлечь возникновение чрезвычайных ситуаций. При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу, что факт бездействия Администрации Степновского сельсовета Родинского района Алтайского края, выразившегося в необеспечении первичных мер пожарной безопасности в границах с.Степное Родинского района Алтайского края при подготовке населенного пункта к пожароопасному периоду является установленным, в связи с чем имеются основания для возложения на Администрацию Степновского сельсовета Родинского района Алтайского края обязанности создать защитные противопожарные минерализованные полосы или провести опашку территории с.Степное Родинского района Алтайского края; обеспечить наличие источников наружного противопожарного водоснабжения в с.Степное Родинского района Алтайского края. Таким образом, исковые требования прокурора Родинского района в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия и возложении обязанности устранить нарушения подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 174-180, 226-228 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление прокурора Родинского района в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Степновского сельсовета Родинского района Алтайского края о признании незаконным бездействия и возложении обязанности устранить нарушения удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации Степновского сельсовета Родинского района Алтайского края, выразившегося в необеспечении первичных мер пожарной безопасности в границах с.Степное Родинского района Алтайского края при подготовке населенного пункта к пожароопасному периоду.

Обязать Администрацию Степновского сельсовета Родинского района Алтайского края создать защитные противопожарные минерализованные полосы или провести опашку территории с.Степное Родинского района Алтайского края; обеспечить наличие источников наружного противопожарного водоснабжения в с.Степное Родинского района Алтайского края.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд через Родинский районный суд Алтайского края в течение месяца с момента его изготовления в окончательной форме.

Судья И.В. Бауэр

Мотивированное решение изготовлено 10.08.2022.