Дело № 2а-228/2022
УИД 29RS0020-01-2022-000403-14
Мотивированное решение изготовлено 17 июня 2022 года
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
село Карпогоры 16 июня 2022 года
Пинежский районный суд Архангельской области в составе председательствующего судьи Второй И.А.,
при секретаре судебного заседания Поликарповой О.В.,
с участием помощника прокурора Пинежского района Архангельской области Шатровской Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Пинежского района Архангельской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к комитету по управлению имуществом и ЖКХ администрации муниципального образования «Пинежский муниципальный район» о признании незаконным бездействия и возложении обязанности обеспечить надлежащее санитарно-техническое состояние жилого помещения, предлагаемого гражданам в качестве жилого помещения маневренного фонда,
у с т а н о в и л:
прокурор Пинежского района Архангельской области обратился в суд к администрации МО «Пинежский муниципальный район» о признании незаконным бездействия, выразившегося в необеспечении надлежащего санитарно-технического состояния жилого помещения, предлагаемого гражданам в качестве жилого помещения маневренного фонда, и возложении обязанности обеспечить надлежащее санитарно-техническое состояние жилого помещения, предлагаемого гражданам в качестве жилого помещения маневренного фонда, расположенного по адресу: Архангельская область, Пинежский район, .
Определением Пинежского районного суда Архангельской области от 6 июня 2022 года произведена замена ненадлежащего административного ответчика администрации муниципального образования «Пинежский муниципальный район» на надлежащего административного ответчика – комитет по управлению имуществом и ЖКХ администрации муниципального образования «Пинежский муниципальный район».
Представитель административного ответчика Зубова Н.В. о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика. Удовлетворение иска оставила на усмотрение суда
Заслушав представителя административного истца – помощника прокурора Шатровскую Н.Н., исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
На основании части 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами
Согласно статье 227 КАС РФ суд удовлетворяет требования о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, если признаёт оспариваемые решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
В соответствии со статьёй 2 Конституции Российской Федерации права и свободы граждан являются высшей ценностью.
Согласно статьям 18, 46 Конституции Российской Федерации права и свободы граждан являются непосредственно действующими, определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной властей, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Согласно ч.ч 1, 4 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 № 131-ФЗ, ч. 1 п. 3 ст. 14 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ), к полномочиям органов местного самоуправления муниципального района относится обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством, в т.ч. ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
В силу части1 статьи 1 ЖК РФ жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав (далее - жилищные права), а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений (далее - жилищные отношения) по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
В силу ст. 87 ЖК РФ, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
На основании п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.
Согласно ст. 95 ЖК РФ жилые помещения маневренного фонда предназначены для временного проживания: граждан в связи с капитальным ремонтом или реконструкцией дома, в котором находятся жилые помещения, занимаемые ими по договорам социального найма; граждан, у которых единственные жилые помещения стали непригодными для проживания в результате чрезвычайных обстоятельств; иных граждан в случаях, предусмотренных законодательством.
В соответствии со ст. 15 ЖК РФ предоставляемое жилое помещение должно быть пригодным для постоянного проживания граждан и отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
Исходя из нормы статьи 106 ЖК РФ жилые помещения в маневренном фонде предоставляются на срок: 1) до завершения капитального ремонта или реконструкции дома (при заключении такого договора с гражданами, указанными в пункте 1 статьи 95 настоящего Кодекса); 2) до завершения расчетов с гражданами, утратившими жилые помещения в результате обращения взыскания на них, после продажи жилых помещений, на которые было обращено взыскание (при заключении такого договора с гражданами, указанными в пункте 2 статьи 95 настоящего Кодекса); 3) до завершения расчетов с гражданами, единственное жилое помещение которых стало непригодным для проживания в результате чрезвычайных обстоятельств, в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, другими федеральными законами, либо до предоставления им жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в случаях и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом (при заключении такого договора с гражданами, указанными в пункте 3 статьи 95 настоящего Кодекса); 3.1) до завершения расчетов с гражданами, указанными в пункте 3.1 статьи 95 настоящего Кодекса, либо до предоставления им жилых помещений, но не более чем на два года; 4) установленный законодательством (при заключении такого договора с гражданами, указанными в пункте 4 статьи 95 настоящего Кодекса).
Судом установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.
Уставом муниципального образования «Пинежский муниципальный район» Архангельской области, принятым решением Собрания депутатов муниципального образования «Пинежский муниципальный район» № 455 от 4 декабря 2015 года (далее – Устав), закреплено, что к вопросам местного значения, не отнесенным к вопросам местного значения сельских поселений, которые на территориях сельских поселений, входящих в состав Пинежского муниципального района, решаются органами местного самоуправления Пинежского муниципального района, относятся обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилого фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством (подпункт 3 пункта 1.1 статьи 7 Устава).
Согласно Положению о КУМИ и ЖКХ администрации МО «Пинежский район», утверждённому решением Собрания депутатов МО «Пинежский район» от 24 декабря 2015 года № 470, основными целями и задачами КУМИ И ЖКХ администрация МО «Пинежский район» являются организация владения, управления и распоряжения муниципальным имуществом. КУМИ И ЖКХ администрация МО «Пинежский район» проводит контроль за сохранностью, эксплуатацией и использованием по назначению муниципального имущества. КУМИ И ЖКХ администрация МО «Пинежский район» является ответственным исполнителем муниципальной программы «Капитальный ремонт, ремонт и переустройство жилых помещений в муниципальном жилищном фонде МО «Пинежский район» на 2017 – 2024 года, утверждённой постановлением администрации МО «Пинежский район» №*** от 28 ноября 2016 года.
Постановлением администрации МО «Пинежский район» №*** от 24 апреля 2019 года с учётом постановления №*** от 8 апреля 2022 года жилое помещение муниципального жилищного фонда социального использования, расположенное по адресу: Архангельская область, Пинежский район, , переведено в жилое помещение специализированного жилого фонда и отнесено к жилому помещению маневренного фонда.
Согласно письменной информации ОСП по Пинежскому району №*** от 7 марта 2022 года в 2022 году на исполнении в службе судебных приставов находится 1 исполнительное производство о предоставлении жилого помещения взамен аварийного. Данное исполнительное производство не окончено.
Из рапорта ВРИО начальника ОНД и ПР Пинежского района Ивахнова Д.А. от 8 апреля 2022 года с фототаблицей следует, что в жилом помещении, расположенном по адресу: Архангельская область, Пинежский район, , выявлены нарушения требований пожарной безопасности.
Справкой Управления Роспотребнадзора по Архангельской области от 08 апреля 2022 года установлено, что в данной квартире проживание невозможно ввиду нахождения её в неудовлетворительном техническом и санитарном состоянии.
Из письменного объяснения должностного лица администрации МО «Пинежский район» - председателя КУМИ И ЖКХ ФИО1 от 17 мая 2022 года следует, что жилое помещение, расположенное по адресу: Архангельская область, Пинежский район, , не соответствует техническим и санитарным требованиям, в квартире никто не проживает.
Судом установлено, что техническое состояние жилого помещения, расположенного по адресу: Архангельская область, Пинежский район, , неудовлетворительное.
Выявленные нарушения на момент разрешения дела не устранены, административный ответчик, как лицо, на которое законом возложена обязанность содержания и ремонта жилого помещения специализированного жилого фонда допустил незаконное бездействие при содержании маневренного фонда, что создает угрозу жизни и здоровью неопределенному кругу лиц.
Отсутствие финансирования, на которое ссылается в письменных объяснениях административный ответчик, не может служить основанием для несоблюдения структурным подразделением органа местного самоуправления своей непосредственной обязанности по выделению средств на содержание и ремонт жилого помещения маневренного фонда и исполнения требований действующего законодательства в указанной части.
Применительно к пункту 1 части 3 статьи 277 КАС в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению в резолютивной части решения, суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений.
Таким образом, заявленный представителем административного истца срок исполнения решения по устранению выявленных нарушений в течение трёх месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, с учётом института планирования государственных закупок и бюджетных полномочий КУМИ и ЖКХ администрации муниципального образования «Пинежский муниципальный район» является разумным и обоснованным.
Таким образом, определив юридические факты, лежащие в основании требований и возражений сторон, с учётом характера спорного правоотношения и норм материального права, подлежащих применению, суд полагает, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению в полном объёме.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 273 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л:
административные исковые требования прокурора Пинежского района Архангельской области удовлетворить.
Признать незаконным бездействие комитета по управлению муниципальным имуществом и ЖКХ администрации муниципального образования «Пинежский муниципальный район», выразившееся в необеспечении надлежащего санитарно-технического состояния жилого помещения, предлагаемого гражданам в качестве жилого помещения маневренного фонда, расположенного по адресу: 164600, Архангельская области, Пинежский район, , незаконным.
Возложить на комитет по управлению муниципальным имуществом и ЖКХ администрации муниципального образования «Пинежский муниципальный район» обязанность в течение трёх месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить надлежащее санитарно-техническое состояние жилого помещения, предлагаемого гражданам в качестве жилого помещения маневренного фонда, расположенного по адресу: 164600, Архангельская области, Пинежский район, .
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Архангельского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы, представления через Пинежский районный суд Архангельской области.
Председательствующий И.А. Вторая