Дело №2а-228/2022
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
Осташковский межрайонный суд Тверской области
в составе:
председательствующего судьи Кокаревой Н.А.,
при секретаре Шмелевой Н.В.,
с участием помощника прокурора Волощук Е.В.,
представителя административного ответчика по доверенности ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Осташкове
22 марта 2022 года
дело по административному исковому заявлению Осташковского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Осташковского городского округа Тверской области о возложении обязанности разработать и утвердить административный регламент по предоставлению муниципальной услуги по согласованию проектов рекультивации (консервации) земель, находящихся в собственности Осташковского городского округа, а также земель, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных в границах округа,
установил:
Осташковский межрайонный прокурор Тверской области обратился в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации Осташковского городского округа, в котором просит обязать администрацию Осташковского городского округа разработать в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу административный регламент по предоставлению муниципальной услуги по согласованию проектов рекультивации (консервации) земель, находящихся в собственности Осташковского городского округа, а также земель, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных в границах округа и утвердить административный регламент в порядке, предусмотренном постановлением Администрации Осташковского городского округа от 24.04.2018 года №606 «Об утверждении Порядка разработки и утверждения административных регламентов предоставления муниципальных услуг администрации Осташковского городского округа».
Требования мотивированы тем, что Осташковской межрайонной прокуратурой при осуществлении надзора за исполнением федерального законодательства в деятельности Администрации Осташковского городского округа выявлены нарушения законодательства, в части непринятия мер по разработке и утверждению административного регламента по предоставлению муниципальной услуги по согласованию проектов рекультивации (консервации) земель, находящихся в собственности Осташковского городского округа, а также земель, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных в границах округа.
Постановлением Администрации Осташковского городского округа №482 от 03.04.2018 года утвержден реестр муниципальных услуг Администрации Осташковского городского округа, в который в том числе включена муниципальная услуга по согласованию проектов рекультивации (консервации) земель, находящихся в собственности Осташковского городского округа, а также земель, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных в границах округа, однако, администрацией, как органом местного самоуправления, длительное время регламент по предоставлению данной муниципальной услуги не разработан и не утвержден.
В целях устранения нарушений законодательства 17 января 2022 года №52б-2022 в Администрацию Осташковского городского округа было внесено представление об устранении нарушений законодательства.
Согласно информации Администрации Осташковского городского округа от 16 февраля 2022 года №1072-13 сведения о принятии мер по разработке и утверждению административного регламента отсутствуют.
Со ссылками на п.15 постановления Правительства РФ от 10.07.2018 года №80 «О проведении рекультивации и консервации земель», п.п.1,4 ч.1 ст.6,12,13,14, ч.1 ст.29 Федерального закона от 27.07.2010 года №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», п.6 постановления Правительства РФ от 16.05.2011 года №373 «О разработке и утверждении регламентов государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг» указывает, что Администрацией Осташковского городского округа до настоящего времени не принято мер по разработке и утверждению административного регламента по предоставлению муниципальной услуги по согласованию проектов рекультивации (консервации) земель, находящихся в собственности Осташковского городского округа, а также земель, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных в границах округа.
Также считает, что отсутствие указанного административного регламента влечет за собой грубое нарушение прав граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - потребителей муниципальных услуг, так как отсутствие муниципального правового акта, регулирующего данную сферу отношений, может привести к злоупотреблению правами заявителей, возникновению административных барьеров для осуществления предпринимательской деятельности.
Поскольку до настоящего времени выявленные нарушения Администрацией Осташковского городского округа не устранены, Осташковский межрайонный прокурор обратился в суд с вышеизложенным иском.
Помощник Осташковского межрайонного прокурора Тверской области Волощук Е.В. в судебном заседании административные исковые требования поддержала, по обстоятельствам и доводам, изложенным в нём, просила административный иск удовлетворить.
Представитель административного ответчика Администрации Осташковского городского округа по доверенности ФИО1 административный иск не признала, в части непринятия мер по разработке административного регламента по предоставлению муниципальной услуги по согласованию проектов рекультивации (консервации) земель, находящихся в собственности Осташковского городского округа, а также земель, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных в границах округа. Указала, что в настоящее время администрацией разработан проект административного регламента по предоставлению муниципальной услуги по согласованию проектов рекультивации (консервации) земель, находящихся в собственности Осташковского городского округа, а также земель, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных в границах округа, который 18 марта 2022 года направлен в Осташковскую межрайонную прокуратуру для проведения правовой экспертизы. После проверки административный регламент будет утвержден администрацией.
Суд, заслушав помощника прокурора, представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.
Согласно п.п. «в» п.15 постановления Правительства РФ №800 от 10.07.2018 года "О проведении рекультивации и консервации земель" проект рекультивации земель, за исключением случаев подготовки проекта рекультивации в составе проектной документации на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства и случаев, предусмотренных пунктом 23 настоящих Правил, проект консервации земель до их утверждения подлежат согласованию с исполнительным органом государственной власти и органом местного самоуправления, уполномоченным на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, в случае проведения рекультивации, консервации в отношении земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, лицами, указанными в пункте 3 или подпункте "б" пункта 4 настоящих Правил.
В соответствии с п.1,4 ч.1 ст.6 Федерального закона №210-ФЗ от 27.07.2010 года «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, в том числе обязаны предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами; исполнять иные обязанности в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, административных регламентов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг.
Требования к структуре административных регламентов и общие требования к разработке проектов административных регламентов предусмотрены статьями 12 и 13 Федерального закона №210-ФЗ от 27.07.2010 года «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».
В соответствии с ч.1 ст.13 Федерального закона №210-ФЗ от 27.07.2010 года «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» разработку проекта административного регламента осуществляет орган, предоставляющий государственную услугу, или орган, предоставляющий муниципальную услугу.
Согласно п.п.1.2 ч.1 ст.13 Федерального закона №210-ФЗ разработка и согласование проектов административных регламентов исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления осуществляются в государственной информационной системе и (или) муниципальной информационной системе, обеспечивающих соответственно ведение реестра государственных услуг субъекта Российской Федерации, реестра муниципальных услуг в электронной форме.
В соответствии с ч.6 ст.13 Федерального закона №210-ФЗ проекты административных регламентов подлежат независимой экспертизе и экспертизе, проводимой уполномоченным органом государственной власти или уполномоченным органом местного самоуправления.
Согласно п.п.6.2 ч.6 ст.13 Федерального закона №210-ФЗ особенности проведения экспертизы, независимой экспертизы проектов административных регламентов, разработка которых осуществляется в соответствии с частью 1.2 настоящей статьи, утверждаются соответственно высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Согласно ч.15 ст.13 Федерального закона №210-ФЗ порядок разработки и утверждения административных регламентов предоставления муниципальных услуг устанавливается местной администрацией.
Требования к стандарту предоставления государственной или муниципальной услуги, входящему в состав структуры административного регламента, предусмотрены ст.14 Федерального закона №210-ФЗ.
В соответствии с ч.1 ст.29 Федерального закона №210-ФЗ административные регламенты должны быть разработаны и приняты, а информация о них должна быть включена в соответствующие реестры государственных услуг и реестры муниципальных услуг в течение двух лет со дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Постановлением Правительства РФ от 16.05.2011 года №373 «О разработке и утверждении регламентов государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг» утверждены Правила разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг.
Судом установлено, а материалами дела подтверждено, что постановлением администрации Осташковского городского округа №482 от 03.04.2018 года(в редакции постановления № 934 от 7.07.2921) утвержден реестр муниципальных услуг администрации Осташковского городского округа, в который в том числе под порядковым номером 42 включена муниципальная услуга по согласованию проектов рекультивации (консервации) земель, находящихся в собственности Осташковского городского округа, а также земель, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных в границах округа (л.д.16-60).
В ходе осуществления прокурорского надзора при предоставлении администрацией Осташковского городского округа муниципальных услуг Осташковской межрайонной прокуратурой в деятельности администрации Осташковского городского округа выявлены нарушения законодательства, в части непринятия мер по разработке и утверждению административного регламента по предоставлению муниципальной услуги по согласованию проектов рекультивации (консервации) земель, находящихся в собственности Осташковского городского округа, а также земель, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных в границах округа.
В связи с чем 17 января 2022 года в целях устранения нарушений законодательства Осташковским межрайонным прокурором в администрацию Осташковского городского округа внесено представление об устранении нарушений законодательства (л.д.12-14).
Из информации, предоставленной администрацией Осташковского городского округа Осташковскому межрайонному прокурору, выраженной в письме от 16 февраля 2022 года за №1072-13, следует, что администрацией разработан регламент предоставления муниципальной услуги «Выдача специального разрешения на движение по автомобильным дорогам общего пользования местного значения Осташковского городского округа транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, который направлен в Осташковскую межрайонную прокуратуру для согласования, однако сведения о принятии мер по разработке и утверждению административного регламента по предоставлению муниципальной услуги по согласованию проектов рекультивации (консервации) земель, находящихся в собственности Осташковского городского округа, а также земель, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных в границах округа отсутствуют (л.д.15).
Как установлено судом по представленным материалам проверки, и не отрицается представителем административного ответчика, с момента действия положения ч. 1 ст. 13 Закона № 210-ФЗ и до настоящего времени Администрацией Осташковского городского округа полномочия в сфере обеспечения правового регулирования предоставления муниципальной услуги по согласованию проектов рекультивации (консервации) земель, находящихся в собственности Осташковского городского округа, а также земель, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных в границах округа не реализованы.
По информации Администрации Осташковского городского округа, на момент рассмотрения дела проект административного регламента по предоставлению муниципальной услуги по согласованию проектов рекультивации (консервации) земель, находящихся в собственности Осташковского городского округа, а также земель, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных в границах округа направлен в Осташковскую межрайонную прокуратуру для проведения правовой экспертизы только 18 марта 2022 года.
Таким образом, отсутствие утвержденного соответствующего нормативного правового акта нарушает в силу ст. 4 Закона № 210-ФЗ принцип предоставления муниципальной услуги в соответствии со стандартом ее предоставления, а также влечет за собой грубое нарушение прав граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - потребителей муниципальных услуг, поскольку отсутствие муниципального правового акта, регулирующего данную сферу отношений, может привести к злоупотреблению правами заявителей, возникновению административных барьеров для осуществления предпринимательской деятельности.
При таких обстоятельствах административные исковые требования прокурора являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению.
Срок обращения в суд не пропущен исходя из ч.1.1 ст.219 КАС РФ.
От несения судебных расходов стороны освобождены.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
решил:
Административные исковые требования Осташковского межрайонного прокурора Тверской области удовлетворить.
Обязать Администрацию Осташковского городского округа в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу разработать и утвердить административный регламент по предоставлению муниципальной услуги по согласованию проектов рекультивации (консервации) земель, находящихся в собственности Осташковского городского округа, а также земель, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных в границах округа и утвердить административный регламент в порядке, предусмотренном постановлением Администрации Осташковского городского округа от 24.04.2018 № 606 «Об утверждении Порядка разработки и утверждения административных регламентов предоставления муниципальных услуг Администрации Осташковского городского округа».
О принятом решении и его исполнении в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу сообщить Осташковскому межрайонному прокурору и суду.
На решение может быть подана апелляционная жалоба, представление прокурора в Тверской областной суд через Осташковский межрайонный суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме – 5 апреля 2022 г.
Судья: Кокарева Н.А.
Дело №2а-228/2022