Бугульминский городской суд Республики Татарстан, ул.Ленина, 18, г.Бугульма, Республика Татарстан 423230, тел.:(85594) 3-91-80, 3-91-07; факс: (85594) 6-88-64, bugulminsky.tat@sudrf.ru
Дело № 2а-238/2019
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
04 февраля 2019 года г. Бугульма РТ
Бугульминский городской суд Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Сидирякова А.М., при секретаре Кулаковой М.М., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО22 Г.Р. к Бугульминскому городскому Совету муниципального образования город Бугульма Бугульминского муниципального района Республики Татарстан о признании бездействия незаконным и обязании совершить действия,
УСТАНОВИЛ:
Административные истцы обратились в суд с коллективным административным исковым заявлением к Бугульминскому городскому Совету муниципального образования город Бугульма Бугульминского муниципального района Республики Татарстан о признании бездействия незаконным и обязании совершить действия, указывая в обоснование административного иска на следующие обстоятельства.
Считают, что избирательные права населения муниципального образования город Бугульма Бугульминского муниципального района Республики Татарстан ограничены вследствие незаконного бездействия Бугульминского городского Совета.
В связи с чем, обращаются за судебной защитой и доводят до суда следующее.
Защита прав и свобод человека и гражданина (в том числе избирательных прав и права на осуществление местного самоуправления непосредственно населением) относится к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (пункт «б» части 1 статьи 72 Конституции РФ), в связи с чем, законы субъектов Российской Федерации не должны противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции РФ).
Так, законами субъектов Российской Федерации не должны изменяться или ограничиваться закрепленные Законом № 67-ФЗ основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации избирательных прав и закреплённые Законом № 131-ФЗ общие принципы организации местного самоуправления. В случае противоречия между федеральным или региональным законом о выборах и Законом № 67-ФЗ применяются нормы последнего (часть 6 статьи 1). В случае противоречия между федеральным или региональным законом о местном самоуправлении и Законом № 131-ФЗ применяются нормы последнего (часть 2 статьи 4). Такое же правило действует и в случае отсутствия в законодательстве субъектов РФ необходимого нормативного правового акта.
В 2012 году в рамках исполнения Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 07 июля 2011 года № 15-П «По делу о проверке конституционности положений части 3 статьи 23 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и частей 2 и 3 статьи 9 Закона Челябинской области «О муниципальных выборах в Челябинской области» в связи с жалобами Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и граждан И.И. Болтушенко и ФИО21 был принят Федеральный закон от 16 октября 2012 года № 173-ФЗ «О внесении изменений в статью 35 Закона № 67-ФЗ и статью 23 Закона № 131-ФЗ, который запретил использование пропорциональной и смешанной систем в поселениях с численностью населения менее трех тысяч человек, а также имеющих представительный орган с численностью менее 15 депутатов. При использовании на муниципальных выборах смешанной системы по ее пропорциональной составляющей должно распределяться не менее 10 мандатов.
Иных запретов, на использование пропорциональной и смешанной систем при проведении муниципальных выборов с целью формирования представительного органа муниципального образования и на сегодняшний день не существует.
Разъясняя свою позицию Конституционный суд указал, что законодательное регулирование, предоставляющее муниципальному образованию возможность самостоятельно выбрать наиболее предпочтительный для него вид избирательной системы из числа установленных в законе субъекта Российской Федерации (при том, что этому выбору обязательно должно предшествовать выявление мнения населения) и учитывающее объективные особенности политического самоопределения граждан, обусловленные их свободным осознанным выбором, согласуется с гарантированной Конституцией Российской Федерации самостоятельностью местного самоуправления и не нарушает равенство избирательных прав граждан.
Решением № от ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> сессии Бугульминского городского Совета «О принятии Устава муниципального образования город Бугульма Бугульминского муниципального района Республики Татарстан в новой редакции», установлено: депутаты Бугульминского городского Совета избираются по одномандатным избирательным округам, образуемым на основе средней нормы представительства избирателей на избирательный округ.
Избранным признается кандидат, получивший наибольшее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Если голосование проводилось по одной кандидатуре, избранным считается кандидат, который получил не менее 50 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании. При равном числе полученных зарегистрированными кандидатами голосов, избранным считается кандидат, зарегистрированный раньше (пункт 5 статьи 15). Выборы депутата Бугульминского городского Совета, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления проводятся в порядке, установленном федеральным законом, Избирательным кодексом Республики Татарстан и настоящим Уставом (пункт 6 статьи 15). Бугульминский городской Совет состоит из 20 депутатов, избираемых на муниципальных выборах по одномандатным избирательным округам (пункт 1 статьи 30). С учетом численного состава депутатов Бугульминского городского Совета (20 депутатов) и численности населения поселения (куда более трёх тысяч человек) выбор мажоритарной избирательной системы относительного большинства относится к выбору муниципального образования, при том, что этому выбору обязанность по выявлению мнения населения не предшествует (в соответствии со статьей 31 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»: выявление мнения населения с целью его учета при принятии решений органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления проводится посредством опроса граждан на всей территории муниципального образования; в опросе имеют право участвовать все жители муниципального образования, обладающие избирательным правом; опрос граждан проводится по инициативе представительного органа муниципального образования; порядок назначения и проведения опроса граждан определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования; решение о назначении опроса граждан принимается представительным органом муниципального образования; жители муниципального образования должны быть проинформированы о проведении опроса граждан не менее чем за 10 дней до его проведения), что в свою очередь и в соответствии с разъяснениями Конституционного Суда Российской Федерации не согласуется с гарантированной Конституцией Российской Федерации самостоятельностью местного самоуправления и нарушает равенство избирательных прав граждан. Уклонение от обязанности по реализации прав населения на осуществление местного самоуправления налицо. К бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). К бездействию, в частности, относится не рассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом.
Административные истцы просят неисполнение Бугульминским городским Советом муниципального образования город Бугульма Бугульминского муниципального района Республики Татарстан обязанностей, предусмотренных статьей 31 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», направленных на выявление мнения населения по вопросу выбора муниципальным образованием избирательной системы, используемой при проведении муниципальных выборов до принятия решения № от ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> сессии Бугульминского городского Совета «О принятии Устава муниципального образования город Бугульма Бугульминского муниципального района Республики Татарстан в новой редакции», признать бездействием незаконным, нарушающим равенство избирательных прав и прав на непосредственное осуществление местного самоуправления Административных истцов; обязать Бугульминский городской Совет муниципального образования город Бугульма Бугульминского муниципального района Республики Татарстан обязанности, предусмотренные статьей 31 (Опрос граждан) Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» направленные на выявление мнения населения по вопросу выбора муниципальным образованием избирательной системы, используемой при проведении муниципальных выборов, исполнить.
ДД.ММ.ГГГГ от административного истца ФИО11 поступило заявление об увеличении исковых требований, в котором указал, что решение № от ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> сессии Бугульминского городского Совета муниципального образования город Бугульма Бугульминского муниципального района Республики Татарстан второго созыва «О принятии Устава муниципального образования город Бугульма Бугульминского муниципального района Республики Татарстан в новой редакции», решение № от ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> сессии Бугульминского городского Совета муниципального образования город Бугульма Бугульминского муниципального района Республики Татарстан второго созыва «О принятии Устава муниципального образования город Бугульма Бугульминского муниципального района Республики Татарстан», решение № от ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> сессии Бугульминского городского Совета муниципального образования город Бугульма Бугульминского муниципального района Республики Татарстан второго созыва «Об утверждении схемы одномандатных избирательных округов» по выборам депутатов Бугульминского городского Совета муниципального образования город Бугульма Бугульминского муниципального района Республики Татарстан <данные изъяты> созыва и их проведение ДД.ММ.ГГГГ, решение № от ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> сессии Бугульминского городского Совета «О принятии Устава муниципального образования город Бугульма Бугульминского муниципального района Республики Татарстан в новой редакции», решение № от ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> сессии Бугульминского городского Совета «О внесении изменений и дополнений в Устав муниципального образования город Бугульма Бугульминского муниципального района Республики Татарстан», устанавливают, что с момента вступления в силу постановления Конституционного Суда Российской Федерации, выбор Бугульминским городским Советом избирательной системы осуществлён неоднократно, при том, что обязанности по проведению опроса населения муниципального образования город Бугульма, с целью выявления его мнения и предпочтений в отношении избирательной системы, применяемой при проведении муниципальных выборов, не исполняются, что в соответствии с разъяснениями Конституционного Суда Российской Федерации не согласуется с гарантированной Конституцией Российской Федерации самостоятельностью местного самоуправления и нарушает равенство избирательных прав граждан. Просит неисполнение Бугульминским городским Советом муниципального образования город Бугульма Бугульминского муниципального района Республики Татарстан обязанностей, предусмотренных статьей 31 (Опрос граждан) Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», направленных на выявление мнения населения по вопросу выбора муниципальным образованием избирательной системы, используемой при проведении муниципальных выборов до принятия решения № от ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> сессии Бугульминского городского Совета «О принятии Устава муниципального образования город Бугульма Бугульминского муниципального района Республики Татарстан в новой редакции» признать бездействием незаконным, нарушающим равенство избирательных прав и прав на непосредственное осуществление местного самоуправления им непосредственно; обязать выполнить обязанности, предусмотренные статьей 31 (Опрос граждан) Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ, направленные на выявление мнения населения по вопросу выбора муниципальным образованием избирательной системы, используемой при проведении муниципальных выборов.
ДД.ММ.ГГГГ административными истцами заявлено ходатайство об изменении предмета иска, котором просят неисполнение административным ответчиком обязанностей, предусмотренных статьей 31 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ, направленных на выявление мнения населения по вопросу выбора муниципальным образованием избирательной системы, используемой при проведении муниципальных выборов до принятия решения № от ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> сессии Бугульминского городского Совета «О принятии Устава муниципального образования город Бугульма Бугульминского муниципального района Республики Татарстан в новой редакции», признать бездействием незаконным, нарушающим равенство избирательных прав и прав на непосредственное осуществление местного самоуправления административным истцами непосредственно; административным ответчиком обязанностей, предусмотренных статьей 31 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ, направленных на выявление мнения населения по вопросу выбора муниципальным образованием избирательной системы, используемой при проведении муниципальных выборов до принятия части 2 решения № от ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> сессии Бугульминского городского Совета «О внесении изменений и дополнений в Устав муниципального образования город Бугульма Бугульминского муниципального района Республики Татарстан» признать бездействием незаконным, нарушающим равенство избирательных прав и прав на непосредственное осуществление местного самоуправления административным истцами непосредственно; обязать административного ответчика исполнить обязанности, предусмотренные статьей 31 (Опрос граждан) Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ, направленные на выявление мнения населения по вопросу выбора муниципальным образованием избирательной системы, используемой при проведении муниципальных выборов.
ФИО1, действующий за себя и в интересах группы административных истцов ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО22 заявленные административные исковые требования с учетом уточнений подержал в полном объеме.
Административный истец ФИО5 заявленные административные исковые требования с учетом уточнений подержал в полном объеме.
Представитель Бугульминского городского Совета муниципального образования город Бугульма Бугульминского муниципального района Республики Татарстан ФИО27 в судебном заседании административный иск не признала, представив возражение на исковое заявление.
Выслушав участников судебного разбирательства, исследовав письменные материалы дела, суд считает заявленные административными истцами административные исковые требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с частью 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов..
Согласно части 5 указанной статьи пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании.
На основании части 8 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд, является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Пунктом 2 части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, соблюдены ли сроки обращения в суд.
Частью 11 названной статьи закреплено, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В соответствии с положениями статьи 31 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» опрос граждан проводится на всей территории муниципального образования или на части его территории для выявления мнения населения и его учета при принятии решений органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, а также органами государственной власти.
Результаты опроса носят рекомендательный характер.
В опросе граждан имеют право участвовать жители муниципального образования, обладающие избирательным правом.
Опрос граждан проводится по инициативе:
1) представительного органа муниципального образования или главы муниципального образования - по вопросам местного значения;
2) органов государственной власти субъектов Российской Федерации - для учета мнения граждан при принятии решений об изменении целевого назначения земель муниципального образования для объектов регионального и межрегионального значения.
Порядок назначения и проведения опроса граждан определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.
Решение о назначении опроса граждан принимается представительным органом муниципального образования.
Решением Бугульминского горсовета от ДД.ММ.ГГГГ№ «О принятии Устава муниципального образования город Бугульма Бугульминского муниципального района Республики Татарстан в новой редакции» (зарегистрировано в Управлении Минюста России по Республике Татарстан ДД.ММ.ГГГГ за номером №, опубликован ДД.ММ.ГГГГ) утвержден Устав муниципального образования город Бугульма Бугульминского муниципального района Республики Татарстан в новой редакции.
Статьей 24 Устава установлено, что опрос граждан проводится на всей территории или на части территории муниципального образования город Бугульма для выявления мнения населения и его учета при принятии решений органами и должностными лицами местного самоуправления, а также органами государственной власти.
Результаты опроса носят рекомендательный характер.
В опросе граждан имеют право участвовать граждане, обладающие избирательным правом.
Опрос граждан проводится по инициативе:
1) Бугульминского городского Совета или Мэра города Бугульмы - по вопросам местного значения;
2) органов государственной власти Республики Татарстан - для учета мнения граждан при принятии решений об изменении целевого назначения земель муниципального образования город Бугульма для объектов республиканского и межреспубликанского значения.
Порядок назначения и проведения опроса граждан определяется настоящим Уставом и (или) нормативными правовыми актами Бугульминского городского Совета в соответствии с законом Республики Татарстан.
Решение о назначении опроса граждан принимается Бугульминским городским Советом. В решении Бугульминского городского Совета о назначении опроса граждан устанавливаются:
1) дата и сроки проведения опроса;
2) формулировка вопроса (вопросов), предлагаемого (предлагаемых) при проведении опроса;
3) методика проведения опроса;
4) форма опросного листа;
5) минимальная численность граждан, участвующих в опросе.
Граждане должны быть проинформированы о проведении опроса граждан не менее чем за 10 дней до его проведения.
Судом установлено, что решением Бугульминского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ№ «О принятии Устава муниципального образования город Бугульма Бугульминского муниципального района Республики Татарстан в новой редакции» (зарегистрировано в Управлении Минюста России по Республике Татарстан ДД.ММ.ГГГГ за номером №, опубликован ДД.ММ.ГГГГ) утвержден Устав муниципального образования город Бугульма Бугульминского муниципального района Республики Татарстан в новой редакции.
Административный истец ФИО1, действующий за себя и в интересах группы административных истцов, просит неисполнение административным ответчиком обязанностей, предусмотренных статьей 31 (Опрос граждан) Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ, направленных на выявление мнения населения по вопросу выбора муниципальным образованием избирательной системы, используемой при проведении муниципальных выборов признать бездействием незаконным; обязать административного ответчика исполнить обязанности, предусмотренные статьей 31 указанного Федерального закона.
В ходе судебного заседания ФИО23 пояснил, что знал об использовании мажоритарной системы выборов в Бугульминском муниципальном районе с 2013 года, узнал о нарушенных правах, когда изучал Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 07 июля 2011 года № 15-П.
В суд с настоящим исковым заявлением ФИО1 обратился ДД.ММ.ГГГГ, по истечении длительного с ДД.ММ.ГГГГ времени, когда узнал о своем нарушенном праве, а именно о том, что Бугульминский городской Совет муниципального образования город Бугульма Бугульминского муниципального района Республики Татарстан не организовывал опросы граждан, направленных на выявление мнения населения по вопросу выбора муниципальным образованием избирательной системы.
Каких-либо уважительных причин пропуска срока, оснований для его восстановления не приведено, а судом не установлено. При этом, административный истец в ходе судебного заседания ДД.ММ.ГГГГ пояснил, что с ДД.ММ.ГГГГ он обращался в Министерства юстиции Республики Татарстан и Российской Федерации, в Центризбирком Российской Федерации, к президенту Российской Федерации по поводу устава и других вопросов, узнал о своем нарушенном праве, когда разобрался с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 07 июля 2011 года № 15-П.
Также, административный истец ФИО11 в исковом заявлении указывает, что решения административного ответчика № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ устанавливают, что с момента вступления в силу постановления Конституционного Суда Российской Федерации, выбор административным ответчиком осуществлен неоднократно, при том, что обязанности по проведению опроса населения муниципального образования город Бугульма, с целью выявления его мнения и предпочтений в отношении избирательной системы, применяемой при проведении муниципальных выборов, не исполняются. Эти обстоятельства также указывают на пропуск административными истцами срока обращения с административным исковым заявлением в суд.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении N 452-О-О от 19 июня 2007 года, истечение срока, в пределах которого предоставляется судебная защита лицу, право которого нарушено, является самостоятельным основанием для отказа в иске, исследование иных обстоятельств дела не может повлиять на характер вынесенного судебного решения.
Кроме того, согласно официальному сайту Центральной избирательной комиссии Республики Татарстан, являющемуся общедоступной информацией, за период с ДД.ММ.ГГГГ (дата официального опубликования решения № от ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> сессии Бугульминского городского Совета «О принятии Устава муниципального образования город Бугульма Бугульминского муниципального района Республики Татарстан в новой редакции») до ДД.ММ.ГГГГ (дата подачи административного иска) в Бугульминском муниципальном районе Республики Татарстан муниципальные выборы не проводились, поэтому у Бугульминского городского Совета муниципального образования город Бугульма Бугульминского муниципального района Республики Татарстан оснований для назначения опроса граждан, направленного на выявление мнения населения по вопросу выбора муниципальным образованием избирательной системы, используемой при проведении муниципальных выборов, за указанный период времени не имелось.
К тому же, Избирательный кодекс Республики Татарстан предусматривает возможность проведения выборов депутатов представительного органа муниципального образования с применением только одной избирательной системы – мажоритарной, поэтому у административного ответчика не имелось никаких оснований для назначения опроса граждан.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что в удовлетворении заявленных требований административных истцов надлежит отказать в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
РЕШИЛ:
отказать в удовлетворении административных исковых требований ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО22 к Бугульминскому городскому Совету муниципального образования город Бугульма Бугульминского муниципального района Республики Татарстан о признании бездействия незаконным и обязании совершить действия в полном объеме.
Копию решения направить административным истцам и ответчику.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Татарстан в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Бугульминский городской суд Республики Татарстан.
Судья подпись Сидиряков А.М.
Копия верна:
Судья Сидиряков А.М.
Решение вступило в законную силу «___»___________20___ года
Судья Сидиряков А.М.
Мотивированное решение изготовлено 08 февраля 2019 года.