ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2294/202126И от 26.07.2021 Тосненского городского суда (Ленинградская область)

47RS0018-02-2021-001578-56

Дело №2а-2294/2021 26 июля 2021 года

г.Тосно Ленинградской области

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Тосненский городской суд Ленинградской области в составе председательствующего судьи Ваганова А.В.,

с участием представителя административного истца Олейник Е.С.,

представителя административного ответчика Хохловой Л.П.,

при помощнике судьи Пыщенко О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Ковалёва Сергея Павловича к администрации Лисинского сельского поселения об оспаривании исключения из списка нуждающихся в жилых помещениях,

установил:

Ковалёв С.П. обратился в суд с административным иском к администрации Лисинского сельского поселения <адрес> о признании незаконным и отмене постановления от ДД.ММ.ГГГГ; обязании повторно рассмотреть заявление о признании его малоимущим и нуждающимся в предоставлении жилого помещения.

В обоснование административного иска указал, что зарегистрирован по адресу: <адрес>, в квартире, используемой им на основании ордера, выданного Тосненским ГИК от ДД.ММ.ГГГГ. В результате пожара ДД.ММ.ГГГГ жилое помещение по вышеуказанному адресу сгорело полностью и стало непригодным для проживания. Постановлением администрации Лисинского сельского поселения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ он был поставлен на учёт граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, а также был признан малоимущим гражданином. ДД.ММ.ГГГГ им было получено письмо от ответчика, в котором указывалось, что нужно представить документы для подтверждения статуса малоимущего и нуждающегося в жилом помещении в течение 30 дней с момента получения данного письма. ДД.ММ.ГГГГ он представил документы ответчику.

На основании постановления от ДД.ММ.ГГГГ «Об исключении из списка граждан, нуждающихся в жилых помещениях» он был исключен из списка нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, на основании пункта 2 части 1 статьи 56 ЖК Российской Федерации (утрата оснований, дающих право на получение жилого помещения). В решении отсутствовали основания снятия с такого учёта с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 статьи 56 ЖК Российской Федерации.

На личном приёме ДД.ММ.ГГГГ специалист администрации Лисинского сельского поселения <адрес> в устной форме пояснила, что доход Ковалёва С.П. на основании представленных справок 2-НДФЛ за последние два года был разделен на одного члена семьи (его самого), а факт рождения ДД.ММ.ГГГГ у него дочери К.М.С., которая также зарегистрирована по адресу регистрации истца, не был принят во внимание, несмотря на то, что истцом представлялись свидетельство о рождении ребёнка, справка формы 8, а также заявление о включении дочери в состав семьи. В остальной части имущественное положение Ковалёва С.П. не превышает установленную величину порогового значения стоимости имущества, находящегося в собственности у граждан. Помимо неверного расчёта постановление от ДД.ММ.ГГГГ вынесено с нарушением норм, предусмотренных ч.2 ст.56 ЖК Российской Федерации, а именно: в постановлении о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях отсутствуют основания снятия с такого учёта с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, а также нарушен трёхдневный срок, в течение которого решение направляется гражданину, поскольку данное решение было направлено лишь ДД.ММ.ГГГГ (л.д.4-6).

В ходе судебного разбирательства Ковалёв С.П. уточнил предмет административного иска и просил признать незаконным и отменить постановление ответчика от 11.05.2021 №74 «Об исключении из списка граждан, нуждающихся в жилых помещениях» (л.д.69).

Ковалёв С.П. извещен о времени и месте судебного разбирательства в судебное заседание не явился (л.д.130).

Его представитель Олейник Е.С. поддержала административный иск, пояснила, что нарушен срок проверки, так как проверка должна производиться по 31 марта, а письмо о предоставлении документов было направлено лишь 15 апреля, решение вынесено 11 мая. 11 мая было подано сразу два заявления: первое о включении дочери в состав семьи, так как 15 апреля уведомили, что дочь прописана по месту регистрации отца; второе – о признании семьи Ковалёва С.П. малоимущей. Она хотела приехать в администрацию ещё в конце апреля, но её не смогли принять, уверили, что можно приехать 11 мая, написать два заявления и они будут рассмотрены. В своём отзыве ответчик исковые требования не признаёт, ссылаясь на следующие обстоятельства: Ковалёв С.П. в ответ на письмо от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении документов, подтверждающих статус его семьи малоимущей, представил справки 2-НДФЛ за 2019-2020 годы и справку МРЭО ГИБДД 12; о перерегистрации дочери Ковалёва С.П. ответчику сообщено не было. Административный истец заявляет, что вместе с вышеуказанными документами Ковалёв С.П. представил свидетельство о рождении дочери Ковалёвой М.С., свидетельство о заключении брака с Олейник Е.С., справку о регистрации дочери по месту его регистрации, справки 2-НДФЛ с места работы супруги, а также справки с соцзащиты и центра занятости населения о неполучении пособий. Кроме того, уведомление о перерегистрации дочери было получено ответчиком ещё ДД.ММ.ГГГГ посредством мессенджера WhatsApp, а именно была направлена справка о регистрации дочери по месту регистрации Ковалёва С.П. Данное сообщение было получено, что подтверждается скрином переписки со специалистом ответчика З.Е.В. По переписке видно, что сотрудник администрации 15 апреля заказывает ЕГРН на её дочь. Ответчик игнорирует поданное ДД.ММ.ГГГГ истцом заявление о включении дочери в состав семьи, факт нахождения на иждивении и делит доход Ковалёва С.П. на него одного.

При вынесении решения об исключении из списка граждан, нуждающихся в жилых помещениях, ответчик ссылается на справку по форме от ДД.ММ.ГГГГ. Исходя из методических указаний, справка по форме действительна в течение 10 дней (в исключительных случаях данный срок может быть увеличен до одного месяца). Справка была заказана ДД.ММ.ГГГГ, решение принято ДД.ММ.ГГГГ, получается, что на момент вынесения решения данная справка уже была просроченной и содержала некорректные данные. Письмо Ковалёву С.П. было направлено ДД.ММ.ГГГГ, если бы данная справка была заказана хотя б на эту дату, то в ней бы уже присутствовали данные о регистрации дочери Ковалёва С.П. по месту регистрации (л.д.71-73).

Представитель административного ответчика Хохлова Л.П. административный иск не признала, пояснила, что Ковалёв С.П. зарегистрирован по месту проживания по адресу: <адрес>. Указанный дом является федеральной собственностью и находится во владении Министерства образования и науки Российской Федерации, ФГБОУВО «Санкт-Петербургский государственный лесотехнический университет имени С.М.Кирова», Лисинский учебно-опытный лесхоз (филиал СПбГЛТУ). Дом полностью уничтожен пожаром ДД.ММ.ГГГГ. Ковалёв С.П., как одиноко проживающий гражданин состоял на учёте в качестве нуждающегося в жилых помещениях в администрации Лисинского сельского поселения Тосненского района Ленинградской области.

В соответствии со ст.56 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст.ст.7, 8 областного закона Ленинградской области от 26.10.2005 №89-оз «О порядке ведения органами местного самоуправления Ленинградской области учёта граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» (далее – 89-оз) администрация ежегодно проводит проверку прав граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях на основании документов, представленных гражданами, принятыми на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и иных сведений, имеющихся у органа, осуществляющего принятие на учет, путем направления запросов в органы государственной власти, органы местного самоуправления, физическим и юридическим лицам, которым могут быть известны сведения, подтверждающие наличие (отсутствие) оснований снятия граждан с учета (ст.7 89-оз).

Проведена проверка прав Ковалёва С.П. состоять на учёте в качестве нуждающегося в жилых помещениях. Администрация получила необходимые документы по межведомственным запросам для установления статуса нуждаемости гражданина в жилом помещении. Документы для подтверждения статуса малоимущего гражданина могут быть предоставлены только самим гражданином. Граждане, принятые на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, обязаны письменно уведомить орган, осуществляющий принятие на учет, об основаниях снятия их с учета, предусмотренных пунктами 2, 3, 4 и 5 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, в месячный срок с момента возникновения указанных оснований (ст.7 89-оз).

В связи с отсутствием информации от Ковалёва С.П., с целью проверки статуса малоимущего гражданина администрация направила ему соответствующий запрос (письмо от ДД.ММ.ГГГГ). ДД.ММ.ГГГГ Ковалёв С.П. представил следующие документы: справку 2-НДФЛ за 2019 год, справку 2-НДФЛ за 2020 год, справку МРЭО ГИБДД от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с соответствии с Порядком определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договору социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда в Ленинградской области (приложение к 89-оз) произведен расчёт среднедушевого дохода и стоимости имущества Ковалёва С.П. Согласно представленным справкам средний доход Ковалева С.П. на 1 члена семьи составляет 44 743 руб.

В соответствии с решением совета депутатов Лисинского сельского поселения Тосненского района Ленинградской области от 25.06.2020 №39 «Об установлении величины порогового значения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и величины порогового значения стоимости имущества, находящегося в собственности граждан и членов их семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими для постановки на учёт нуждающихся в жилых помещениях и предоставления им жилых помещений муниципального жилищного фонда Лисинского сельского поселения Тосненского района Ленинградской области по договору социального найма» величина порогового значения дохода на территории Лисинского сельского поселения Тосненского района Ленинградской области установлена равной 25 783,17 руб.

Жилищной комиссией администрации (протокол от ДД.ММ.ГГГГ) было принято решение исключить из списка нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, Ковалёва С.П. на основании п.2 ч.1 ст.56 Жилищного кодекса Российской Федерации (утрата оснований, дающих право на получение жилого помещения) в связи с утратой статуса малоимущего гражданина. В соответствии с ч.2 ст.56 ЖК Российской Федерации администрацией принято постановление от ДД.ММ.ГГГГ «Об исключении из списка граждан, нуждающихся в жилых помещениях».

Документы, которые были необходимы, были запрошены администрацией в установленное время, остальные документы, когда были представлены, тогда и было принято решение.

В пункте 3 Обзора практики рассмотрения судами в 2013-2014 годах дел по спорам, связанным с обеспечением права малоимущих граждан состоять на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23.12.2015, далее – Обзор практики) указано, что в силу положений части 2 статьи 49 ЖК РФ право на предоставление жилых помещений по договорам социального найма в муниципальном жилищном фонде возникает у граждан при условии признания их в установленном порядке не только нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, но и малоимущими.

В п.1 Обзора практики указано, что решение о снятии гражданина с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, должно содержать указание на основания снятия с такого учета со ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 статьи 56 ЖК РФ. Пунктом 2 части 1 статьи 56 ЖК Российской Федерации предусмотрено, что граждане снимаются с учёта в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма. Согласно п.2 Обзора практики перечень оснований для снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, является исчерпывающим. В постановлении администрации от 11.05.2021 №74 «Об исключении из списка граждан, нуждающихся в жилых помещениях» указано основание снятия с учёта Ковалёва С.П. – п.2 ч.1 ст.56 ЖК РФ (утрата оснований, дающих право на получение жилого помещения).

В установленный ч.2 ст.56 Жилищного кодекса Российской Федерации срок Ковалёву С.П. направлено указанное постановление (сопроводительное письмо от 13.05.2021 №92), т.е. не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия постановления.

Указание административного истца на то, что был неправильно произведен расчёт среднедушевого дохода и стоимости имущества Ковалева С.П. для признания его малоимущим, не основан на документах его учётного дела. На момент проверки согласно справке формы от ДД.ММ.ГГГГ Ковалёв С.П. являлся одиноко проживающим гражданином по адресу: <адрес>. О перерегистрации дочери Ковалёва С.П. от матери к отцу в сгоревший дом, что является намеренным ухудшением жилищных условий ребёнка, администрации сообщено не было. Заявление о включении дочери в состав семьи гражданина было подано ДД.ММ.ГГГГ. На сегодняшний день форма 9 не имеет правового статуса, так как регламент, утвержденный УФСМ, уже давно отменен. На сегодняшний день единственным подтверждением регистрации по месту проживания для лиц с 14 лет является штамп в паспорте и до 14 лет – это справка формы 8, которая после регистрации должна была быть направлена.

Пунктом 2.4.1 административного регламента предоставления муниципальной услуги «Признание граждан малоимущими и нуждающимися в жилых помещениях и приём граждан на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма», утвержденного постановлением администрации ДД.ММ.ГГГГ, с учётом изменений от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ (далее – Регламент) установлено, что решение о принятии на учёт граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учёт и иных представленных или полученных по межведомственным запросам документов не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня предоставления документов, обязанность по предоставлению которых возложена на заявителя, в данный орган.

Учитывая, что на момент рассмотрения заявления Ковалёв С.П. был снят с учёта, письмом от ДД.ММ.ГГГГ ему было отказано во включении в состав семьи дочери, в связи с тем, что он исключен из списка граждан, нуждающихся в жилых помещениях. После отказа в администрацию поступило заявление Ковалёва С.П. от ДД.ММ.ГГГГ о постановке на учёт нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, состав семьи 2 человека (он, дочь – Ковалёва Милана Сергеевна, 2020 года рождения), которое согласно п.п.3.5.1, 3.5.2 Регламента было направлено на рассмотрение в жилищную комиссию. Протоколом от ДД.ММ.ГГГГ жилищная комиссия отказала Ковалёву С.П. составом семьи 2 человека (он, дочь – Ковалёва Милана Сергеевна, 2020 года рождения) в постановке на учёт граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма на основании пп.2 п.1 ст.54 ЖК Российской Федерации (представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях), как не подтвердившего статус малоимущих граждан для постановки на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Таким образом, независимо от времени подачи документов и от состава семьи, подавшей заявление о постановке на учёт, согласно представленным документам, основания для признания Ковалёва С.П. малоимущим гражданином отсутствуют (л.д.76-79).

Выслушав объяснения представителей административного истца и административного ответчика, исследовав письменные доказательства, суд пришёл к следующему.

В соответствии с ч.2 ст.49 Жилищного кодекса Российской Федерации, малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

Исходя из содержания ч.1 ст.51 ЖК Российской Федерации одним из условий признания гражданина нуждающимся в жилом помещении является обеспечение его общей площадью жилого помещения для постоянного проживания на одного члена семьи менее учетной нормы либо отсутствие такого жилого помещения вовсе.

Согласно п.2 ч.1 ст.56 Жилищного кодекса Российской Федерации, граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.

Частью 2 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 настоящей статьи.

Согласно п. 5 ст. 1 Областного закона Ленинградской области от 26 октября 2005 N 89-оз "О порядке ведения органами местного самоуправления Ленинградской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма" (Закон N 89-оз) признание граждан малоимущими осуществляется органом местного самоуправления путем соотнесения размера дохода и стоимости имущества с величиной порогового значения размера дохода и стоимости имущества, установленного нормативным правовым актом представительного органа местного самоуправления, в соответствии с Порядком определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договору социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда в Ленинградской области согласно приложению к настоящему областному закону (далее – Порядок).

В соответствии с частью 1 раздела 2 Порядка целях исчисления размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, или размера дохода одиноко проживающего гражданина для постановки на учет и предоставления жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма доход определяется за расчетный период, равный двум календарным годам, непосредственно предшествующим месяцу подачи заявления о постановке на учет для предоставления жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма (далее - расчетный период).

Частью 1 раздела 3 Порядка определено, что исчисление дохода, приходящегося на каждого члена семьи или одиноко проживающего гражданина в расчетный период, осуществляется путем деления суммы размеров доходов каждого члена семьи в расчетном периоде на количество членов семьи гражданина.

Разделом 6 Порядка установлено, что в целях настоящего областного закона малоимущими признаются граждане, чей доход, приходящийся на каждого члена семьи или одиноко проживающего гражданина, не превышает размера величины порогового значения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, установленного органом местного самоуправления.

Проверка прав граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях регламентирована статьёй 7 Закона N 89-оз:

1. Ежегодно с 10 января по 31 марта орган, осуществляющий принятие на учет, проводит проверку прав граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях на основании документов, представленных гражданами, принятыми на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и иных сведений, имеющихся у органа, осуществляющего принятие на учет, путем направления запросов в органы государственной власти, органы местного самоуправления, физическим и юридическим лицам, которым могут быть известны сведения, подтверждающие наличие (отсутствие) оснований снятия граждан с учета.

2. Граждане, принятые на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, обязаны письменно уведомить орган, осуществляющий принятие на учет, об основаниях снятия их с учета, предусмотренных пунктами 2, 3, 4 и 5 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, в месячный срок с момента возникновения указанных оснований.

Судом установлено, что постановлением администрации Лисинского сельского поселения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Ковалев Сергей Павлович, зарегистрированный по адресу: <адрес>, признан малоимущим, с целью постановки на учёт граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма; принят на учёт граждан, нуждающихся в жилых помещениях, на основании пп.3 п.1 ст.51 Жилищного кодекса Российской Федерации, в связи с тем, что занимаемая им квартира сгорела ДД.ММ.ГГГГ (л.д.11, 44).

Администрация Лисинского сельского поселения Тосненского района Ленинградской области направила Ковалёву С.П. письмо от ДД.ММ.ГГГГ с предложением в течение 30 дней с момента получения этого письма представить для подтверждения статуса малоимущего и нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма следующие документы: сведения о доходах (справки о пособиях, о пенсии, справки ф.2-НДФЛ за последние два года на всех членов семьи); справку о наличии транспортных средств или их отсутствии; копии документов, удостоверяющих личность (л.д.12, 53).

11 мая 2021 г. Ковалев С.П. представил в администрацию следующие документы:

Справку филиала в Тосненском районе Ленинградского областного государственного казённого учреждения «Центр социальной защиты населения» от 16 апреля 2021 г. о том, что за период с 01.10.2020 по 31.03.2021 ему не назначены и не выплачивались никакие виды пособий и компенсаций (л.д.51).

Справку государственного казенного учреждения «Центр занятости населения Ленинградской области» от 12 апреля 2021 г. о том, что за период с 12 апреля 2020 г. по 12 апреля 2021 г. на учёте в службе занятости населения в качестве имущего работу, безработного он не состоял, пособие по безработице не получал (л.д.52).

Справку ГУ МВД России по г.Санкт-Петербургу и Ленинградской области, МРЭО ГИБДД №12 о том, что согласно Федеральной информационной системе Госавтоинспекции МВД России на 24.04.2021 за Ковалевым С.П. транспортные средства не зарегистрированы (л.д.15, 55).

Справку о доходах и суммах налога физического лица за 2019 год от 09.04.2021, согласно которой его доход в <данные изъяты>» составил 482 809,87 руб. (л.д.56).

Справку о доходах и суммах налога физического лица за 2020 год от 09.04.2021, согласно которой его доход в <данные изъяты> составил 590 969,85 руб. (л.д.57).

Свидетельство о рождении своей дочери Ковалёвой Миланы Сергеевны, родившейся ДД.ММ.ГГГГ (л.д.16).

Свидетельство по форме о том, что Ковалёва М.С. зарегистрирована по месту жительства по адресу: <адрес> (л.д.17).

Заявление о включении в состав его семьи Ковалёвой М.С. (л.д.83).

На основании представленных справок специалист администрации З.Е.В.ДД.ММ.ГГГГ произвела расчёт среднедушевого дохода и стоимости имущества семьи для признания её малоимущей в целях приёма на учёт для предоставления жилого помещения по договору социального найма, согласно которой состав семьи Ковалева С.П. – 1 человек, средний доход на 1 члена семьи составляет 44 740,82 руб., прожиточный минимум на момент рассмотрения заявления о приёме на учёт составляет 25 783,17 руб. В соответствии с решением совета депутатов Лисинского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ величина порогового значения дохода установлена равной 25 783,17 руб. Другого имущества в собственности семьи нет (л.д.60).

Постановлением администрации Лисинского сельского поселения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ семья Ковалева Сергея Павловича, составом семьи 1 человек (он) исключен из списка нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, на основании и пункта 2 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации (утрата оснований, дающих право на получение жилого помещения) – л.д.14, 62.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ глава поселения Уткин А.И. сообщил Ковалёву С.П. о том, что администрация Лисинского сельского поселения <адрес> отказывает ему во включении в состав его семьи Ковалёвой М.С., поскольку сам Ковалёв исключен из списка граждан, нуждающихся в жилых помещения (л.д.82).

Согласно части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, в том числе соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен.

Учитывая специфику данной категории дел, федеральный законодатель указал, что при проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении и должен выяснить в полном объеме соблюдение административным ответчиком требований нормативных правовых актов, регулирующих возникшие между слабой и сильной стороной отношения, на основании доказательств, которые обязан представить административный ответчик (части 8, 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Суд приходит к выводу, что порядок принятия оспариваемого решения был нарушен, поскольку проверка прав граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в отношении Ковалёва С.П. была проведена за пределами срока, установленного статьёй 7 Закона N 89-оз, запрос о предоставлении сведений о доходах был направлен ему 15 апреля 2021 г. Поскольку признание граждан малоимущими осуществляется органом местного самоуправления путем соотнесения размера дохода и стоимости имущества с величиной порогового значения размера дохода и стоимости имущества, установленного нормативным правовым актом представительного органа местного самоуправления, а не самим гражданином, исходя из содержания пункта 2 статьи 7 Закона N 89-оз гражданин, состоящий на учёте, не обязан ежегодно предоставлять справки о своих доходах. Прилагаемый к Закону N 89-оз Порядок определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, … предусматривает определение размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, или размера дохода одиноко проживающего гражданина, только один раз – на момент подачи заявления о постановке на учёт для предоставления жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма. Методика ежегодного определения дохода граждан, признанных малоимущими, в Законе N 89-оз не прописана. Было бы логичным проверять уровень дохода гражданина за предыдущий год, поскольку проверка жилищных прав граждан проводится ежегодно.

Суд находит не допустимым не рассмотрение заявления Ковалёва С.П. о включении в состав его семьи дочери, принятие сначала решения об исключении его из списка граждан, нуждающихся в жилых помещениях. На момент принятия оспариваемого решения административный ответчик располагал сведениями о регистрации дочери по месту регистрации заявителя. 11 мая 2021 г. администрацией был направлен запрос о правах Ковалёвой М.С. на имевшиеся (имеющиеся) у неё объекты недвижимости на территории Российской Федерации и в тот же день получен отрицательный ответ (л.д.49).

Учитывая, что п.2 ч.1 ст.56 Жилищного кодекса Российской Федерации отсылает к другим нормам Жилищного кодекса Российской Федерации, то в решении о снятии административного истца с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении должно быть прописано, каким образом он утратил право на получение жилого помещения по договору социального найма, например, приобрел жилое помещение, стал нанимателем жилого помещения, перестал быть малоимущим и т.д. Ссылки на п.2 ч.1 ст.56 Жилищного кодекса Российской Федерации и указание на утрату оснований, дающих право на получение жилого помещения недостаточно. Оспариваемое постановление не содержит оснований для снятия с учета, вопреки прямому указанию части 2 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, что является основанием для признания такого решения незаконным.

Отмена постановления администрации Лисинского сельского поселения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об исключении из списка граждан, нуждающихся в жилых помещениях» находится в компетенции административного ответчика, поэтому суд отказывает в этой части в удовлетворении административного иска и обязывает административного ответчика сообщить о данном действии административному истцу и суду.

Поскольку решение состоялось в пользу административного истца, его расходы на оплату государственной пошлины в сумме 300 руб. подлежат возмещению административным ответчиком.

На основании изложенного, руководствуясь статьёй 175 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административный иск Ковалёва Сергея Павловича удовлетворить частично.

Признать незаконным постановление администрации Лисинского сельского поселения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об исключении из списка граждан, нуждающихся в жилых помещениях».

Ковалёву Сергею Павловичу отказать в удовлетворении административного иска в части требования об отмене постановления администрации Лисинского сельского поселения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об исключении из списка граждан, нуждающихся в жилых помещениях».

Административному ответчику сообщить об исполнении решения по настоящему делу в суд, Ковалёву Сергею Павловичу в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с администрации Лисинского сельского поселения <адрес> в пользу Ковалёва Сергея Павловича 300 руб. в возмещение судебных расходов.

Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме (ДД.ММ.ГГГГ) путем подачи апелляционной жалобы через Тосненский городской суд.

Судья: подпись