ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2296/2021 от 15.07.2021 Советского районного суда г. Махачкалы (Республика Дагестан)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ<адрес>

Советский районный суд <адрес> Республики Дагестан в составе:

председательствующего судьи - Мамаева А.К.,

при секретаре судебного заседания – ФИО2,

с участием представителя административного истца ФИО1 по доверенности - ФИО4,

представителя административного ответчика МКУ «Управление имущественных и земельных отношений <адрес>» по доверенности ФИО5,

представителя заинтересованного лица Администрации городского округа с внутригородским делением «<адрес>» по доверенности – ФИО6,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к МКУ «Управление имущественных и земельных отношений <адрес>» о признании незаконными действие МКУ «Управление имущественных и земельных отношений <адрес>», выраженное в отказе в предоставлении муниципальной услуги «Предварительное согласование предоставления земельных участков, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена на территории городского округа с внутригородским делением «<адрес>» в отношении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, возложении обязанности на МКУ «Управление имущественных и земельных отношений <адрес>» предварительно согласовать предоставления земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> возложении обязанности на МКУ «Управление имущественных и земельных отношений <адрес>» исполнить пункт 3 Распоряжения, направить Распоряжение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории ГОсВД «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ и схему для образования и постановки на кадастровый учет земельный участок по адресу: <адрес>. в управление Росреестра по РД,

установил:

ФИО1, действуя через представителя по доверенности ФИО4, обратилась в суд с административным исковым заявлением к МКУ «Управление имущественных и земельных отношений <адрес>» о признании незаконными действие МКУ «Управление имущественных и земельных отношений <адрес>», выраженное в отказе в предоставлении муниципальной услуги «Предварительное согласование предоставления земельных участков, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена на территории городского округа с внутригородским делением «<адрес>» в отношении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, возложении обязанности на МКУ «Управление имущественных и земельных отношений <адрес>» предварительно согласовать предоставления земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> и возложении обязанности на МКУ «Управление имущественных и земельных отношений <адрес>» направить Распоряжение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории ГОсВД «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ и схему для образования и постановки на кадастровый учет земельный участок по адресу: <адрес>.

В обоснование исковых требований указано, что ФИО1ДД.ММ.ГГГГ, обратилась в МФЦ <адрес> с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка государственная собственность, на которые не разграничена на территории городского округа с внутригородским делением «<адрес>». Управлением имущественных и земельных отношений <адрес>, решением от 27.01.2021г. отказано в предоставлении муниципальной услуги, в отношении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>. В обосновании указанного отказа, УИЗО <адрес>, ссылается на то, что согласно свидетельству о государственной регистрации права собственности от 12.07.2007г., видом жилого помещения, находящегося в собственности является квартира. В соответствии с ЗК РФ земельный участок под квартирой является долевой собственностью жильцов многоквартирного дома. Указанный отказ Управления считает незаконным и необоснованным.

С учетом уточнённых требований просила признать незаконными действие МКУ «Управление имущественных и земельных отношений <адрес>», выраженное в отказе в предоставлении муниципальной услуги «Предварительное согласование предоставления земельных участков, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена на территории городского округа с внутригородским делением «<адрес>» в отношении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, обязать МКУ «Управление имущественных и земельных отношений <адрес>» предварительно согласовать предоставления земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> обязать МКУ «Управление имущественных и земельных отношений <адрес>» исполнить пункт 3 Распоряжения, направить Распоряжение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории ГОсВД «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ и схему для образования и постановки на кадастровый учет земельный участок по адресу: <адрес>. в управление Росреестра по РД.

Представитель административного истца ФИО1 по доверенности – ФИО4, поддержал административное исковое заявление, просил его удовлетворить и дал объяснения, в основном аналогичные тексту административного искового заявления.

Представитель административного ответчика МКУ «Управление имущественных и земельных отношений <адрес>» по доверенности ФИО5 требования не признала, просила суд отказать в их удовлетворении.

Определением Советского районного суда <адрес> Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ в качестве заинтересованного лица привлечена к участию в деле Администрация городского округа с внутригородским делением «<адрес>».

Представитель заинтересованного лица Администрации городского округа с внутригородским делением «<адрес>» по доверенности ФИО6 требования не признала, просила суд отказать в их удовлетворении.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле и изучив письменные материалы дела, суд пришел к следующему выводу.

Порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов регламентирован ст. 39.14 Земельного кодекса РФ.

В соответствии п.п. 6 п. 1 ст. 39.14 Земельного кодекса РФ предусмотрена подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка.

Согласно ст. 39.15 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса; земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 15 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса; земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости", не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.

Как следует из материалов дела, ФИО1 принадлежит на праве собственности квартира, расположенная по адресу: <адрес>.

Распоряжением МКУ «Управление имущественных и земельных отношений <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ-СРЗУ утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории со следующими характеристиками: кадастровый квартал 05:40:000048, площадь 71 кв.м, адрес (местоположение): <адрес>, территориальная зона - зона смешанной застройки, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства.

Согласно техническому паспорту по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ указанная <адрес> по адресу <адрес> является двухкомнатной, одноэтажной, имеющей отдельный вход.

Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации принципом земельного законодательства является единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков.

По правилам статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках (пункт 1).

В случае, если здание, сооружение, расположенные на земельном участке, раздел которого невозможно осуществить без нарушений требований к образуемым или измененным земельным участкам, или помещения в указанных здании, сооружении принадлежат нескольким лицам на праве частной собственности либо на таком земельном участке расположены несколько зданий, сооружений, принадлежащих нескольким лицам на праве частной собственности, эти лица имеют право на приобретение такого земельного участка в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора (пункт 2).

В данной ситуации административным ответчиком не представлены доказательства, что на спорном земельном участке расположены несколько зданий, сооружений, принадлежащих нескольким лицам на праве частной собственности.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что законные основания для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка, перечисленные в пункте 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации, в рассматриваемой ситуации по заявлению ФИО1 отсутствовали.

Согласно требованиям ст. 39.2 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции.

В соответствии с требованиями п. п. 6 ч. 2 ст. 39.3 Земельного кодекса РФ собственникам зданий, сооружений либо помещений земельные участки, на которых расположены указанные здания, сооружения либо помещения, предоставляются без проведения торгов.

Суд отмечает, что с момента возникновения у административного истца права собственности на квартиру (2007 г.) также возникло право на предоставление земельного участка в собственность.

При таких обстоятельствах оспариваемое уведомление об отказе в предоставлении испрашиваемой истцом муниципальной услуги не может быть признано законным.

Согласно п.1 ч.3 ст.227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.

По смыслу указанной правовой нормы, выбор способа устранения допущенного нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца является прерогативой суда и избирается с учетом установленных конкретных обстоятельств по рассматриваемому административному делу.

С учетом того, что судом установлено, что решение об отказе в предоставлении административному истцу муниципальной услуги принято с нарушением закона, суд находит необходимым возложить на административного ответчика обязанность повторно рассмотреть заявление административного истца о предоставлении испрашиваемой муниципальной услуги.

Кроме того ФИО1 заявлены требования о возложении обязанности на МКУ «Управление имущественных и земельных отношений <адрес>» предварительно согласовать ФИО1 предоставление земельного участка в собственность.

При рассмотрении дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений, судом в порядке главы 22 КАС РФ осуществляется функция судебного контроля за законностью решений, действий (бездействия) органов власти, должностных лиц и служащих.

Содержание судебного контроля в таком споре является проверка решений, действий (бездействия) субъекта властных полномочий на предмет соответствия требованиям правовых норм. Пределы судебного воздействия обозначены в процессуальном законе.

В тоже время судебный контроль ограничен принципом разделения властей (статья 10 Конституции РФ), которая препятствует вмешательство в сферу исключительной компетенции соответствующих органов и должностных лиц.

Предложенная административным истцом ФИО1 восстановительная мера не может быть принята, поскольку суд, рассматривая споры, не подменяет собой государственные органы, на которые законом возложена соответствующая обязанность. Суд не осуществляет административные функции, свойственные государственным органам, он защищает нарушенное или оспариваемое право через реализацию полномочий судебной власти.

В связи, с чем суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требования истца о возложении обязанности на МКУ «Управление имущественных и земельных отношений <адрес>» предварительно согласовать ФИО1 предоставление в собственность земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>.

Что касается требований ФИО1 о возложении обязанности на МКУ «Управление имущественных и земельных отношений <адрес>» исполнить пункт 3 Распоряжения, направить Распоряжение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории ГОсВД «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ и схему для образования и постановки на кадастровый учет земельный участок по адресу: <адрес>. в управление Росреестра по РД.

Пунктом 20 ст. 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение, предусматривающее утверждение схемы расположения земельного участка, обязаны направлять в срок не более чем пять рабочих дней со дня принятия указанного решения в орган регистрации прав указанное решение с приложением схемы расположения земельного участка, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия. Сведения, содержащиеся в указанных решении и схеме, подлежат отображению на кадастровых картах, предназначенных для использования неограниченным кругом лиц.

Административным ответчиком не представлены доказательства о направлении в орган регистрации прав Распоряжение МКУ «Управление имущественных и земельных отношений <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ-СРЗУ об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

Таким образом, административный истец лишен возможности постановки на кадастровый учет образованный земельный участок.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-180 КАС Российской Федерации,

решил:

административное исковое заявление ФИО1 к МКУ «Управление имущественных и земельных отношений <адрес>» о признании незаконными действие МКУ «Управление имущественных и земельных отношений <адрес>», выраженное в отказе в предоставлении муниципальной услуги «Предварительное согласование предоставления земельных участков, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена на территории городского округа с внутригородским делением «<адрес>» в отношении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, возложении обязанности на МКУ «Управление имущественных и земельных отношений <адрес>» предварительно согласовать предоставления земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> возложении обязанности на МКУ «Управление имущественных и земельных отношений <адрес>» исполнить пункт 3 Распоряжения, направить Распоряжение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории ГОсВД «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ и схему для образования и постановки на кадастровый учет земельный участок по адресу: <адрес>. в управление Росреестра по РД, удовлетворить частично.

Признать незаконным отказ МКУ «Управление имущественных и земельных отношений <адрес>», выраженный в уведомление от ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении муниципальной услуги «Предварительное согласование предоставления земельных участков, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена на территории городского округа с внутригородским делением «<адрес>» в отношении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>.

Обязать МКУ «Управление имущественных и земельных отношений <адрес>» повторно рассмотреть заявление ФИО1 о предоставлении испрашиваемой ею муниципальной услуги «Предварительное согласование предоставления земельных участков, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена на территории городского округа с внутригородским делением «<адрес>» в отношении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>.

Обязать МКУ «Управление имущественных и земельных отношений <адрес>» направить в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>, Распоряжение МКУ «Управление имущественных и земельных отношений <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ-СРЗУ об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: <адрес>.

В остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Дагестан в течение одного месяца со дня вынесения его в мотивированной форме, через Советский районный суд <адрес> Республики Дагестан.

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья А. К. Мамаев