ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2298/2021 от 08.06.2021 Ленинскогого районного суда г. Саратова (Саратовская область)

Дело № 2а-2298/2021

64RS0046-01-2021-004690-16

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

08 июня 2021 года г. Саратов

Ленинский районный суд г. Саратова в составе председательствующего судьи Афанасьевой Н.А., при секретаре Гутник А.А.,

с участием прокуроров Секиной А.Н., Ермолова А.В., представителя истца Божановой Н.В., представителей ответчика Соколовой Ю.Ю., Погореловой И.А., представителя администрации муниципального образования г.Саратова – Гараниной К.А., представителя комитета по жилищно-коммунальному хозяйству г.Саратова –Бондаренко С.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Саратовской области к автономной некоммерческой организации по оказанию услуг в сфере жилищно-коммунального сервиса «Сфера» о ликвидации организации,

установил:

Управление Министерства юстиции по Саратовской области обратилось в суд с административным иском к АНО по оказанию услуг в сфере жилищно-коммунального сервиса «Сфера» (далее АНО «Сфера») о ликвидации организации с назначением ликвидатора и установлением срока и порядка ликвидации. В обоснование заявленных требований указано, что Министерством юстиции Российской Федерации по Саратовской области в адрес АНО «Сфера» были вынесены предупреждения №227 от 25 сентября 2020 года, №262 от 18 ноября 2020 года, №5 от 04 февраля 2021 года о нарушении законодательства Российской Федерации, в связи с осуществлением предпринимательской деятельностью, в том числе по управлению многоквартирными домами, непосредственно, а не путем создания хозяйственных обществ или участия в них, что противоречит правовому статусу автономной некоммерческой организации. Однако организацией предупреждения не были исполнены, обращаясь с ходатайством о продлении срока устранении нарушения, указанного в предупреждениях, не были представлены необходимые документы в подтверждение принятых конкретных мер для исполнения предупреждений, не были изложены причины, не позволившие устранить допущенное нарушение в установленный срок, в связи с чем Управлением были приняты решения о невозможности продления сроков для устранения выявленного нарушения. Кроме того, организацией были предприняты действия, свидетельствующие о намерении продолжать указанную деятельность. Так, на основании п.3 приказа Государственной жилищной инспекции Саратовской области от 10 июля 2020 года №114 АНО «Сфера» была переоформлена лицензия на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами в связи с реорганизацией юридического лица в форме преобразования. 28 октября 2020 года приказом ГЖИ Саратовской области №162 отменен п.3 приказа Государственной жилищной инспекции Саратовской области от 10 июля 2020 года №114 и принято решение ГЖИ Саратовской области №1780 об исключении с 01 ноября 2020 года из реестра лицензий Саратовской области сведений о многоквартирных домах, находящихся в управлении АНО «Сфера». Административный ответчик обжаловал указанные приказ и решение ГЖИ Саратовской области в арбитражный суд Саратовской области. Решением арбитражного суд Саратовской области от 15 февраля 2021 года по делу №А57-21161/2020 в удовлетворении требований АНО «Сфера» о признании недействительными приказа ГЖИ Саратовской области от 28 октября 2020 года №162 и решения Государственной жилищной инспекции Саратовской области от 28 октября 2020 года №1780 отказано. Изложенное, по мнению административного истца, свидетельствует о непринятии организацией необходимых мер для устранения выявленного нарушения. В связи с неисполнением АНО «Сфера» предупреждения №227 от 25 сентября 2020 года постановлением мирового судьи судебного участка №8 Ленинского района г.Саратова, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка №4 Ленинского района г.Саратова от 09 февраля 2021 года по делу №5-46/2021 организация привлечена к административной ответственности, за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.5 КоАП РФ. Административный истец, полагая, что организация осуществляет запрещенную законом деятельность, а также осуществляет деятельность с неоднократными и грубыми нарушениями закона, обратился в суд с иском о ликвидации организации.

К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены государственная жилищная инспекция Саратовской области, межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №19 по Саратовской области, инспекция Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г.Саратову, администрация муниципального образования «город Саратов», комитет по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования «город Саратов, учредители АНО «Сфера» (товарищество собственников жилья «Дом», товарищество собственников жилья «Бардинский», товарищество собственников жилья «Чехов», товарищество собственников жилья «Электронник-1», товарищество собственников жилья «Топольчанский», товарищество собственников жилья «Антоновское», товарищество собственников жилья «Техстекло», товарищество собственников жилья «Уют-1», товарищество собственников жилья «Тархова», товарищество собственников жилья «Днепр 2004», товарищество собственников жилья «Темп 2004», товарищество собственников жилья «Бардино», товарищество собственников жилья «Сатурн-1»), общество с ограниченной ответственностью «Саратовское предприятие городских электрических сетей», общество с ограниченной ответственностью «КВС», публичное акционерное общество «Т-Плюс».

В судебном заседании представитель истца Божанова Н.В. поддержала административные исковые требования в полном объеме, пояснив, что деятельность по управлению многоквартирными домами подлежит лицензированию в установленном законом порядке. Некоммерческая организация может осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана и соответствует указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в её учредительных документах (п.2 ст.24 Федерального закона « О некоммерческих организациях» ). В силу ч.5 ст.123.24 ГК РФ осуществление автономной некоммерческой организацией предпринимательской деятельности возможно посредством создания хозяйственных обществ и участвуя в них. Однако, организация непосредственно без создания хозяйственного общества осуществляла предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами, не предусмотренную её учредительными документами. Любое нарушение в сфере лицензирования является грубым нарушением действующего законодательства, которое причиняет вред охраняемым законом интересам общества и государства. Предупреждение №227 от 25 сентября 2020 года, вынесенное Управлением Министерства юстиции по Саратовской области, об устранении выявленных нарушений законодательства не было исполнено АНО «Сфера», в связи с чем последнее было привлечено к административной ответственности по ч.1 ст.19.5 КоАП РФ. Повторно вынесенное предупреждение №262 от 18 ноября 2020 года также не исполнено организацией, что свидетельствует о неоднократном нарушении закона.

Представитель ответчика Соколова Ю.Ю. административные исковые требования не признала, просила в удовлетворении иска отказать, пояснив, что АНО «Сфера» создано 08 июня 2020 года путем реорганизации Ассоциации ТСЖ Ленинского района. Согласно п.2.1 Устава АНО «Сфера», утвержденного протоколом общего собрания учредителем «3/2 от 13 апреля 2020года и прошедшего государственную регистрацию в Управлении Министерства юстиции по Саратовской области 29 июня 2020 года, целями создания и деятельности организации является предоставление услуг в сфере жилищно-коммунального сервиса, связанных с эксплуатацией и содержанием недвижимого имущества. В силу п.2.3.2 Устава для достижения уставных целей организация оказывает услуги в сфере жилищно-коммунального сервиса. Пунктом 2.5. Устава предусмотрено, что организация в качестве приносящей доход деятельности, необходимой для достижения целей ради которых она создана, вправе осуществлять на платной основе оказание услуг, связанных с эксплуатацией и содержанием недвижимого имущества. Положения п.1 ст.2 ГК РФ и п.5 ст.123.24 ГК РФ во взаимосвязи предоставляют возможность автономной некоммерческой организации осуществлять предпринимательскую деятельность самостоятельно, а также создавая хозяйственные общества, занимающиеся такой деятельностью и/ или участвуя в них. АНО «Сфера» была переоформлена лицензия на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами, на основании которой организация осуществляла указанную деятельность в период с 10 июля 2020 года по 30 октября 2020 года. Приказом ГЖИ Саратовской области от 28 октября 2020 года №162 отменен п.3 приказа от 10 июля 2020 года №114, бланк лицензии признан недействительным, в переоформлении ранее выданной лицензии было отказано. На основании решения ГЖИ Саратовской области №1780 от 28 октября 2020 года из реестра лицензий предпринимательской деятельности исключены сведения о всех многоквартирных домах, находящихся в управлении АНО «Сфера». Согласно информации на официальном сайте ГИС ЖКХ в управлении АНО «Сфера» с 30 октября 2020 года не находилось ни одного многоквартирного дома. С момента внесения изменений в реестр лицензий и исключении сведений о домах, находящихся в управлении АНО «Сфера», последнее осуществляет обязанности по управлению многоквартирным домом на основании ст.200 ЖК РФ. Указывает на отсутствие оснований, предусмотренных ст.61 ГК РФ, для ликвидации организации, поскольку грубых нарушений закона при осуществлении АНО «Сфера» деятельности допущено не было. Кроме деятельности по управлению многоквартирными домами АНО «Сфера» осуществляет иную деятельность, предусмотренную уставом, что подтверждается отчетами об осуществлении уставной деятельности за периоды с июля по декабрь 2020 года и с января по апрель 2021 года, утвержденными протоколами общего собрания учредителей № 1/9 от 25 декабря 2020 года и №1/4 от 15 апреля 2021 года. Обращает внимание на наличие у АНО «Сфера» задолженности перед энергоснабжающими организациями и заключение с указанными организациями соглашений о погашении задолженности с рассрочкой оплаты.

Представитель администрации муниципального образования г.Саратова Гаранина К.А. в судебном заседании поддержала административные исковые требования, полагая, что АНО «Сфера» не выполнило предупреждения Управление Министерства юстиции по Саратовской области об устранении нарушений действующего законодательства, при этом допущенное нарушение является грубым.

Представитель комитета по жилищно-коммунальному хозяйству г.Саратова Бондаренко С.Е. считает доводы административного искового заявления обоснованными. Пояснила, что в управлении АНО «Сфера» находилось 316 многоквартирных домов, в настоящее время в связи с отзывом у АНО «Сфера» лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами последнее в порядке ст.200 ЖК РФ исполняет обязанности по управлению многоквартирными домами. В период с 28 апреля 2021 года по 22 июня 2021 года запланировано проведение общих собраний собственников помещений по 316 домам, находившимся под управлением АНО «Сфера». На сегодняшний день по 80 домам проведены общие собрания собственников по выбору управляющей организации, по 5 домам организованы конкурсные мероприятия.

Заинтересованное лицо - инспекция Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г.Саратову, извещенная надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, представителя не направила, представлен отзыв на исковое заявление, согласно которому Инспекция Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г.Саратову возражает против удовлетворения иска, ссылаясь на наличие у организации не исполненных обязательств по уплате налогов, сборов, пени, страховых взносов и штрафов за 2020 год в сумме 5689327,50 рублей.

Заинтересованное лицо - ООО «СПГЭС» извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, представителя не направило, представило письменные пояснения, в которых просит в удовлетворении административного иска отказать, ссылаясь на наличие у АНО «Сфера» задолженности перед ним, размер которой по состоянию на 28 декабря 2020 года составлял 44249101,60 рублей, и достижения соглашения о погашении указанной задолженности ежемесячными платежами в срок до 2024 года. Полагает, что ликвидация АНО «Сфера» затронет экономические интересы ООО «СПГЭС», поскольку повлечет невозможность исполнения обязательств по оплате электрической энергии потребленной многоквартирными домами, что в свою очередь блокирует возможность гарантирующего поставщика выполнять свои обязательства перед иными субъектами электроэнергетики, в том числе перед населением города Саратова.

Заинтересованные лица - учредители АНО «Сфера» - товарищество собственников жилья «Дом», товарищество собственников жилья «Бардинский», товарищество собственников жилья «Чехов», товарищество собственников жилья «Электронник-1», товарищество собственников жилья «Топольчанский», товарищество собственников жилья «Антоновское», товарищество собственников жилья «Техстекло», товарищество собственников жилья «Уют-1», товарищество собственников жилья «Тархова», товарищество собственников жилья «Днепр 2004», товарищество собственников жилья «Темп 2004», товарищество собственников жилья «Бардино», товарищество собственников жилья «Сатурн-1», извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не явились, просили рассмотреть дело в отсутствие представителя.

Заинтересованные лица - государственная жилищная инспекция Саратовской области, межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №19 по Саратовской области, общество с ограниченной ответственностью «КВС», публичное акционерное общество «Т-Плюс», извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не явились, ходатайств об отложении не заявили. ООО «КВС» в ходатайстве о привлечении его к участию в деле указало на наличие у АНО «Сфера» задолженности перед ним по состоянию на 01 мая 2021 года в сумме 14212596,52 рублей, в связи с чем, по мнение ООО «КВС» ликвидация АНО «Сфера» повлечет невозможность исполнения обязательств перед ООО «КВС» за оказанные услуги по водоснабжению и водоотведению, что в свою очередь может привести к негативным последствиям для жителей г.Саратова в части обеспечения бесперебойного водоснабжения.

Прокуроры Секина А.Н. и Ермолов А.В. в судебном заседании дали заключение, согласно которому административное исковое заявление подлежит удовлетворению, поскольку АНО «Сфера» осуществляло предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами в нарушение требований ГК РФ непосредственно без образования хозяйственного общества или участия в нем. Управлением Министерства юстиции по Саратовской области в адрес АНО «Сфера» неоднократно выносились предупреждения об устранении нарушений законодательства, однако последнее не предпринимало мер, направленных на устранение нарушений, что подтверждается фактом обжалования АНО «Сфера» приказа государственной жилищной инспекции Саратовской области 28 октября 2020 года №162 об отмене лицензии и решения ГЖИ Саратовской области №1780 об исключении с 01 ноября 2020 года сведений о многоквартирных домах из реестра лицензий Саратовской области, находящихся в управлении организации. Деятельность по управлению многоквартирными домами являлась для АНО «Сфера» основной, прибыль от осуществления которой в 2020 году составила более 66 миллионов рублей. Доказательств фактического осуществления иной деятельности, кроме деятельности по управлению многоквартирными домами, ответчиком не представлено. У ответчика имелась возможность осуществить мероприятия по исполнению, вынесенных в его адрес предупреждений об устранении нарушений законодательства, в установленные в предупреждениях сроки, поскольку определением арбитражного суда Саратовской области были от 10 ноября 2020 года были приняты обеспечительные меры в виде приостановления действия приказа ГЖИ Саратовской области от 28 октября 2020 года №162 и решения ГЖИ Саратовской области от 28 октября 2020 года №1780. Принятые судом обеспечительные меры действовали до 30 марта 2021 года (дата вступления в законную силу решения суда), однако АНО «Сфера» каких-либо мер, направленных на исполнение предупреждений не предприняло.

Суд в порядке ст.150 КАС РФ определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.

Суд, выслушав лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав материалы дела, считает, что административный иск не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 3 статьи 2 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Федеральным закон «О некоммерческих организациях» некоммерческие организации могут создаваться в форме автономных некоммерческих организаций.

Судом установлено, что АНО «Сфера» создано путем реорганизации в форме преобразования АТСЖ Ленинского района, АНО «Сфера» зарегистрирована в качестве юридического лица с внесением записи в Единый государственный реестр юридических лиц 09 июня 2020 года за ОГРН 1206400010178.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ от 12 мая 2021 года, учредителями юридического лица являются товарищество собственников жилья «Дом», товарищество собственников жилья «Бардинский», товарищество собственников жилья «Чехов», товарищество собственников жилья «Электронник-1», товарищество собственников жилья «Топольчанский», товарищество собственников жилья «Антоновское», товарищество собственников жилья «Техстекло», товарищество собственников жилья «Уют-1», товарищество собственников жилья «Тархова», товарищество собственников жилья «Днепр 2004», товарищество собственников жилья «Темп 2004», товарищество собственников жилья «Бардино», товарищество собственников жилья «Сатурн-1».

Согласно п.2.1 Устава АНО «Сфера», утвержденного протоколом общего собрания учредителем «3/2 от 13 апреля 2020 года, прошедшего государственную регистрацию в Управлении Министерства юстиции по Саратовской области 29 июня 2020 года, целями создания и деятельности организации является предоставление услуг в сфере жилищно-коммунального сервиса, связанных с эксплуатацией и содержанием недвижимого имущества. В силу п.2.3.2 Устава для достижения уставных целей организация оказывает услуги в сфере жилищно-коммунального сервиса. Пунктом 2.5. Устава предусмотрено, что организация в качестве приносящей доход деятельности, необходимой для достижения целей ради которых она создана, вправе осуществлять на платной основе оказание услуг, связанных с эксплуатацией и содержанием недвижимого имущества.

В силу пункта 4.1 статьи 32 названного Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ контроль за соблюдением некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами, осуществляется при проведении федерального государственного надзора за деятельностью некоммерческих организаций, который осуществляется уполномоченным органом согласно его компетенции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно Положению о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. №1313, Министерство юстиции Российской Федерации осуществляет федеральный государственный надзор за деятельностью некоммерческих организаций, в том числе религиозных организаций.

Порядок осуществления данного надзора установлен Положением о федеральном государственном надзоре за деятельностью некоммерческих организаций, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2012 г. №705 (далее - Положение).

Пунктом 2 Положения установлено, что задачами государственного надзора являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации в сфере деятельности некоммерческих организаций.

Предметом проверок является соблюдение некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами, в том числе требований по расходованию некоммерческими организациями денежных средств и использованию ими иного имущества (подпункт "а" пункта 6 Положения).

Государственный надзор осуществляется Министерством юстиции Российской Федерации и его территориальными органами посредством проведения плановых и внеплановых документарных и выездных проверок соблюдения некоммерческими организациями требований, установленных Федеральным законом "О некоммерческих организациях", а также выполнения предупреждений (представлений) должностных лиц органов государственного надзора об устранении выявленных нарушений указанных требований (пункт 3 и абзац 1 пункта 5 Положения)."

Должностные лица органов государственного надзора, указанные в пункте 9 Положения, при осуществлении государственного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право проводить проверки соответствия деятельности некоммерческой организации, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным ее учредительными документами; в случае выявления нарушения законодательства Российской Федерации и (или) совершения некоммерческой организацией действий, противоречащих целям, предусмотренным ее учредительными документами, выносить письменное предупреждение (представление) с указанием допущенного нарушения и срока его устранения, составляющего не менее одного месяца.

В соответствии с п. 96 Административного регламента исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по осуществлению контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций уставным целям и задачам, филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации, утвержденного Приказом Минюста РФ от 30 декабря 2011 г. № 456, центральный аппарат (территориальный орган) по результатам контроля вправе обратиться в суд с заявлением о ликвидации некоммерческой организации по основаниям, предусмотренным пунктом 10 статьи 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях", статьей 61 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Таким образом, Управление Минюста России по Саратовской области является тем государственным органом, которому право на предъявление требования о ликвидации некоммерческой организации предоставлено законом.

Как следует из материалов дела, что в связи с поступлением в Управление Министерства юстиции по Саратовской области в августе 2020 года обращений ПАО «Т Плюс» и ООО «СПГЭС» о проверки деятельности АНО «Сфера» и письма ГЖИ по Саратовской области проведена ревизия учетного дела АНО «Сфера».

В ходе проверки установлено нарушение АНО «Сфера» ч.2 ст.15 Конституции РФ, п.2 ст.14, ст.24 Федерального закона «О некоммерческих организациях», п.4 ст.50, п.5 ст.123.24 ГК РФ, п.2.4 Устава АНО «Сфера», поскольку осуществляемая непосредственно АНО «Сфера» предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами противоречит правовому статусу организации.

Частью 2 ст.10 Федерального закона «О некоммерческих организациях» определено, что автономная некоммерческая организация вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых создана указанная организация.

В силу ч.3 п.1 ст.24 Федерального закона «О некоммерческих организациях» законодательством Российской Федерации могут устанавливаться ограничения на виды деятельности, которыми вправе заниматься некоммерческие организации отдельных видов, а в части учреждений, в том числе, отдельных типов.

Согласно п.2 ст.24 Федерального закона «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация может осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана и соответствует указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах.

Пунктом 4 ст.50 ГК РФ предусмотрено, что некоммерческие организации могут осуществлять приносящую доход деятельность, если это предусмотрено их уставами, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и если это соответствует таким целям.

Согласно п.5 ст.123.24 ГК РФ автономная некоммерческая организация вправе заниматься предпринимательской деятельностью, необходимой для достижения целей, ради которых она создана, и соответствующей этим целям, создавая для осуществления предпринимательской деятельности хозяйственные общества или участвуя в них.

Таким образом, после реорганизации в форме преобразования АНО «Сфера» вправе осуществлять деятельность по управлению многоквартирными домами только путем создания хозяйственного общества. Осуществление АНО «Сфера» предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами самостоятельно без создания соответствующих обществ противоречит требованиям ГК РФ.

Ранее выданная АТСЖ Ленинского района лицензия на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами в связи с реорганизацией АТСЖ Ленинского района в форме преобразования была переоформлена на АНО «Сфера» на основании п.3 приказа ГЖИ Саратовской области от 10 июля 2020 года №114.

Таким образом, с 10 июля 2020 года АНО «Сфера» осуществляло предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами, при этом в реестре лицензий Саратовской области содержались сведения о нахождении в управлении АНО «Сфера» 316 многоквартирных домов.

25 сентября 2020 года Управлением Министерства юстиции по Саратовской области в адрес АНО «Сфера» вынесено предупреждение №227, в котором указано на недопустимость непосредственного осуществления АНО «Сфера» предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, что противоречит правовому статусу некоммерческой организации, и установлен срок для устранение выявленного нарушения действующего законодательств РФ до 16 ноября 2020 года.

12 ноября 2021 года АНО «Сфера» обратилось к Управлению Министерства юстиции по Саратовской области с ходатайством о продлении срока действия предупреждения. Письмом Управления Министерства юстиции по Саратовской области от 18 ноября 2020 года №64/03-8512 в удовлетворении ходатайства отказано.

18 ноября 2020 года Управлением Министерства юстиции по Саратовской области в адрес АНО «Сфера» вынесено повторное предупреждение № 262 аналогичного содержания, а также уведомление № 64/03-8511 о составлении протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.5 КоАП РФ, в связи с не устранением нарушений действующего законодательства в срок, указанный в предупреждении №227 от 25 сентября 2020 года.

04 февраля 2021 года Управлением Министерства юстиции по Саратовской области в адрес АНО «Сфера» вынесено предупреждение № 5 аналогичного содержания, а также уведомление № 64/03-730 о составлении протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.5 КоАП РФ, в связи с не устранением нарушений действующего законодательства в срок, указанный в предупреждении №262 от 18 ноября 2020 года.

11 января 2021 года Управлением Министерства юстиции по Саратовской области составлен протокол по делу об административном правонарушении, предусмотренном п.1 ст.19.5 КоАП РФ. Постановлением мирового судьи судебного участка № 8 Ленинского района г.Саратова, исполняющим обязанности мирового судьи судебного участка № 4 Ленинского района г.Саратова, от 09 февраля 2021 года по делу №5-46/2021 АНО «Сфера» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного п.1 ст.19.5 КоАП РФ. Судьей Ленинского районного суда г.Саратова от 03 июня 2021 года вышеуказанное постановлением мирового судьи отменено, производство по делу прекращено, поскольку суд пришел к выводу, что у АНО «Сфера» отсутствовала возможность выполнить предупреждение от 25 сентября 2020 года № 227 в указанный в предупреждении срок, поскольку согласно сведениям с сайта ГИС ЖКХ в управлении АНО «Сфера» не находилось ни одного многоквартирного дома, в связи с отменой лицензии 30 октября 2020 года.

15 марта 2021 года Управлением Министерства юстиции по Саратовской области составлен протокол по делу об административном правонарушении, предусмотренном п.1 ст.19.5 КоАП РФ.

В судебном заседании установлено, что приказом ГЖИ Саратовской области от 28 октября 2020 года № 162 отменен п.3 приказа ГЖИ Саратовской области от 10 июля 2020 года № 114 о переоформлении лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами АНО «Сфера». На основании решения ГЖИ Саратовской области от 28 октября 2020 года №1780 в реестр лицензий Саратовской области внесены изменения: с 01 ноября 2020 года из реестра лицензий Саратовской области исключены сведения о многоквартирных домах, находящихся в управлении АНО «Сфера».

АНО «Сфера», полагая приказ ГЖИ Саратовской области от 28 октября №162 и решение ГЖИ Саратовской области от 28 октября 2020 года №1780 незаконными, обратилось в арбитражный суд Саратовской области с соответствующим заявлением.

Определением арбитражного суда Саратовской области от 10 ноября 2020 года по делу №А57-21161/2020 приняты обеспечительные меры в виде приостановления действия приказа ГЖИ Саратовской области от 28 октября №162 и решения ГЖИ Саратовской области от 28 октября 2020 года №1780 до вступления решения суда в законную силу. Решением арбитражного суда Саратовской области от 20 февраля 2021 года по делу №А57-21161/2020, оставленным в силе постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 06 апреля 2021 года, в удовлетворении исковых требований АНО «Сфера» отказано.

Между тем, несмотря на приостановление действия приказа ГЖИ Саратовской области от 28 октября №162 и решения ГЖИ Саратовской области от 28 октября 2020 года №1780, на сайте ГИС ЖКХ с 30 октября 2020 года были размещены сведения об отмене п.3 приказа ГЖИ Саратовской области от 10 июля 2020 года № 114, а в реестре лицензий Саратовской области с 01 ноября 2020 года отсутствовали сведения о нахождении в управлении АНО «Сфера» многоквартирных домов (т.1 л.д.77 обор.сторона, л.д.78).

В соответствии с ч. 8 ст. 162 Жилищного кодекса РФ, изменение и (или) расторжение договора управления многоквартирным домом осуществляются в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.

Системное толкование норм гражданского и жилищного законодательства позволяет сделать вывод о том, что договор управления многоквартирным домом по своей правовой природе является особым видом договора, в отношении которого действует специальный режим правового регулирования.

Такой договор может быть прекращен в одностороннем порядке по инициативе собственников помещений по основаниям, установленным законом, а также в случаях, определенных соглашением сторон, при этом Жилищный кодекс РФ не предусматривает оснований для расторжения договора управления многоквартирным домом в одностороннем порядке по инициативе управляющей компании.

В силу п.1 ст.450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено ГК РФ, другими законами или договором.

Расторжения договора управления многоквартирными домами возможно по результатам проведения общего собрания собственников жилых помещений.

В пунктах 20 и 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 г. №64 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами», разъяснено, что при рассмотрении дела о ликвидации или запрете деятельности объединения граждан суд оценивает обоснованность предупреждения (представления) об устранении нарушений закона, а также решения уполномоченного органа о приостановлении деятельности, если они не были ранее оспорены административным ответчиком в судебном порядке. При проверке обоснованности предупреждения (представления) об устранении нарушений закона и (или) решения о приостановлении деятельности, вынесенных уполномоченным органом или прокурором в адрес объединения граждан, которые не были оспорены в судебном порядке, помимо оснований их вынесения необходимо принимать во внимание установленные уполномоченным органом сроки для устранения таких нарушений. Такие сроки должны соответствовать разумно определенной возможности административного ответчика выполнить требования предупреждения (представления) и не могут быть менее сроков, установленных законом.

Учитывая, что в управлении АНО «Сфера» находилось 316 домов, то установленный предписанием № 227 от 25 сентября 2020 года срок до 16 ноября 2020 года при этом для устранения допущенного нарушения необходимо было проведения общих собраний собственников во всех вышеуказанных домах, то суд приходит к выводу, что установленный в предупреждении срок не соответствует разумно определенной возможности административного ответчика выполнить требования предупреждения.

Более того, 28 октября 2020 года действие лицензии АНО «Сфера» прекращено, и с 01 ноября 2020 года из реестра лицензий Саратовской области исключены сведения о многоквартирных домах, находящихся в управлении АНО «Сфера».

Таким образом, с 01 ноября 2020 года АНО «Сфера» фактически прекратило осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами ввиду отзыва лицензии, при это стало исполнять обязанности по управлению многоквартирным домом, оказанию услуг и (или) выполнению работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в силу ст.200 ЖК РФ, возлагающей такую обязанность на лицензиата, в случае исключения сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации, а также в случае прекращения или аннулирования лицензии в соответствии со статьей 199 ЖК РФ до дня: 1) возникновения в соответствии с частью 7 статьи 162 ЖК РФ обязательств по управлению таким домом у управляющей организации, выбранной общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме или отобранной по результатам проведенного органом местного самоуправления открытого конкурса; 2) возникновения обязательств по договору управления многоквартирным домом, заключенному управляющей организацией с товариществом собственников жилья, жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; 3) возникновения обязательств по договорам, указанным в частях 1 и 2 статьи 164 ЖК РФ; 4) государственной регистрации товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.

Несмотря на приостановление с 10 ноября 2020 года на основании определения арбитражного суда Саратовской области действия приказа ГЖИ Саратовской области от 28 октября №162 и решения ГЖИ Саратовской области от 28 октября 2020 года №1780, фактически сведения о многоквартирных домах, находящихся в управлении АНО «Сфера», были исключены из реестр лицензий, что подтверждается сведения с сайта ГИС ЖКХ, вследствие чего АНО «Сфера» и после принятия обеспечительных мер исполняло обязанности по управлению многоквартирным домом в порядке ст.200 ЖК РФ.

Учитывая, что АНО «Сфера» с 01 ноября 2020 года исполняет обязанности по управлению многоквартирными домами, оказанию услуг и (или) выполнению работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах в силу ст.200 ЖК РФ, то оснований для вынесения предупреждений от 18 ноября 2020 года №262 и от 04 февраля 2021 года №5 не имелось.

В соответствии с п.п.3 п.3 ст.61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.

Исходя из разъяснений, изложенных в пунктах 26 и 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 г. №64 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами», в качестве грубого нарушения объединением граждан Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов могут быть расценены действия, направленные на отрицание фундаментальных демократических принципов, прав или свобод, признанных Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, на пропаганду войны либо на разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти, призывы к дискриминации, вражде или насилию. Грубым также является нарушение, которое создает реальную угрозу или повлекло причинение вреда жизни, здоровью граждан, окружающей среде, общественному порядку и безопасности, собственности, законным экономическим интересам физических и (или) юридических лиц, общества и государства. К грубым следует относить нарушения, которые влекут невозможность их устранения законным способом. Например, невозможность принятия решения в порядке, установленном учредительными документами. Неоднократным нарушением является совершение объединением граждан после вынесения в его адрес предупреждения (представления) об устранении нарушений закона аналогичного или иного нарушения действующего законодательства. Неустранение ранее выявленного нарушения не образует неоднократности независимо от длительности такого неустранения.

Вопреки доводам искового заявления, признак неоднократности допущенного АНО «Сфера» нарушения отсутствует. Осуществление АНО «Сфера» предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами непосредственно без создания хозяйственного общества или участия в нем не направлено на отрицание фундаментальных демократических принципов, прав или свобод, на пропаганду войны либо на разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти, призывы к дискриминации, вражде или насилию, не создало реальную угрозу и не повлекло причинение вреда жизни, здоровью граждан, окружающей среде, общественному порядку и безопасности, собственности, законным экономическим интересам физических и (или) юридических лиц, общества и государства.

В настоящее время АНО «Сфера» исполняет обязанности по управлению многоквартирным домом, оказанию услуг и (или) выполнению работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в силу ст.200 ЖК РФ, что свидетельствует об устранении допущенного АНО «Сфера» нарушения действующего законодательство. По сведениям комитета по жилищно-коммунальному хозяйству г.Саратова, в период с 28 апреля 2021 года по 22 июня 2021 года запланировано проведение общих собраний собственников помещений по 316 домам, находившимся под управлением АНО «Сфера». На сегодняшний день по 80 домам проведены общие собрания собственников по выбору управляющей организации, по 5 домам организованы конкурсные мероприятия.

В судебном заседании установлено, что у АНО «Сфера» имеется задолженность перед ООО «Саратовское предприятие городских электрических сетей», ООО «КВС», ПАО «Т-Плюс», при этом у АНО «Сфера» с указанными ресурсоснабжающими организациями заключены соглашения о проведении расчетов и погашении задолженности, которыми установлены сроки погашения задолженности и согласованы графики платежей.

Так, заключенным между ООО «СПГЭС» и АНО «Сфера» 28 декабря 2020 года соглашением предусмотрено погашение задолженности по оплате электроэнергии и процентов на общую 44249101,60 рублей в срок до 29 декабря 2023 года. По мировому соглашению, заключенному между ООО «КВС» и АНО «Сфера» 25 декабря 2020 года, последнее обязалось в срок до 29 декабря 2023 года погасить задолженность по оплате коммунальных ресурсов в сумме 18957502 рублей 92 копеек. 30 января 2021 года между АНО «Сфера» и ПАО «Т Плюс» достигнуто соглашение о проведении расчетов, которым согласовано погашение задолженности АНО «Сфера2 перед ПАО «Т Плюс» в сумме 253365182,77 рублей в срок до марта 2024 года.

Кроме того, административный ответчик имеет задолженность по уплате налогов, сборов, страховых взносом за 2020 год в сумме 5689327,50 рублей.

Изложенное свидетельствует о том, что ликвидация организации затронет экономические интересы заинтересованных лиц, являющимися кредиторами АНО «Сфера», таких как ООО «Саратовское предприятие городских электрических сетей», ООО «КВС», ПАО «Т-Плюс», налоговая инспекция.

С момента создания АНО «Сфера», кроме деятельности по управлению многоквартирными домами, также осуществляло иную деятельность, отвечающую уставным целям деятельности организации, что подтверждается отчетами об осуществлении уставной деятельности АНО «Сфера» за период с июля по декабрь 2020 года и с января по 01 апреля 2021 года, утвержденными протоколами общего собрания учредителей № 1/9 от 25 декабря 2020 года и №1/4 от 15 апреля 2021 года.

Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 18 июля 2003 года № 14-П разъяснено, что ликвидация юридического лица должна применяться в соответствии с общеправовыми принципами юридической ответственности и быть соразмерной допущенным юридическим лицом нарушениям и вызванным ими последствиям. Отсутствие в законе конкретного перечня положений, нарушение которых может привести к ликвидации юридического лица, то есть его прекращению без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства, не означает, что данная санкция может применяться по одному лишь формальному основанию. Нарушения закона должны быть столь существенными, чтобы позволить суду - с учетом всех обстоятельств дела, включая оценку характера допущенных юридическим лицом нарушений и вызванных им последствий, - принять решение о ликвидации юридического лица в качестве меры, необходимой для защиты прав и законных интересов других лиц.

С учетом изложенного, оснований для удовлетворения исковых требований Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Саратовской области к АНО «Сфера» о ликвидации организации с назначением ликвидатора и установлением срока и порядка ликвидации не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.175-180, 264 КАС РФ, суд

решил:

в удовлетворении административных исковых требований Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Саратовской области к автономной некоммерческой организации по оказанию услуг в сфере жилищно-коммунального сервиса «Сфера» о ликвидации организации с назначением ликвидатора и установлением срока и порядка ликвидации отказать.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение месяца со дня его приятия в окончательной форме через Ленинский районный суд г. Саратова.

Решение в мотивированной форме изготовлено 23 июня 2021 года.

Судья Н.А. Афанасьева