Дело №...а-2299/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«18» сентября 2020 года г. Новосибирск.
Новосибирский районный суд Новосибирской области, в составе:
Председательствующего судьи - Рыбаковой Т.Г.,
При помощнике судьи - Неделькиной А.А.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к администрации Новосибирского района Новосибирской области о признании незаконным уведомления, обязании совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Новосибирского района Новосибирской области о признании незаконным уведомления, обязании совершить определенные действия.
В обоснование заявленных исковых требований указал, что является собственником земельного участка с кадастровым номером №..., расположенным по адресу: <адрес>
Административный истец с целью строительства индивидуального жилого дома направил в администрацию Новосибирского района НСО в порядке ст.51 Градостроительного кодекса уведомление о планируемом строительстве индивидуального жилого дома планируемой площадью 60 кв.м.
В результате рассмотрения указанного уведомления администрация Новосибирского района направила в адрес истца уведомление от ДД.ММ.ГГГГ№... о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров индивидуального жилого дома установленным параметрам и допустимости размещения дома на земельном участке.
Согласно содержанию данного уведомления, администрация считает, что планируемый к строительству индивидуальный жилой дом не соответствует минимальному проценту застройки (10%) установленному в отношении территориальной зоны «Жин – зона застройки индивидуальными жилыми домами ведения личного подсобного хозяйства», а именно указанно, что планируемый к строительству дом будет занимать 4,1% от общей площади земельного участка.
Таким образом, по мнению ответчика, на земельном участке истца не допускается строительство индивидуальных жилых домов с площадью застройки менее чем 10% от площади участка, что составляет минимум 140 кв.м.
Истец с данным уведомлением не согласен, полагает, что оно не соответствует положениям ст.39, 38 Градостроительного кодекса РФ.
Просил признать уведомление администрации Новосибирского района НСО от ДД.ММ.ГГГГ. №... несоответствующим законодательству и нарушающим права ФИО1 и обязать администрацию Новосибирского района НСО устранить допущенные нарушения путем повторного рассмотрения уведомления административного истца.
Административный истец в судебное заседание не явился, направил представителя ФИО2, которая действуя на основании доверенности, в судебном заседании на заявленных исковых требованиях настаивала в полном объеме, просила их удовлетворить.
Представитель административного ответчика – ФИО3, действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных исковых требований в полном объеме, при этом поддержала доводы письменного отзыва, согласно которым из совокупности положений ст.263 ГК РФ, 30, 36, 38 Градостроительного кодекса РФ следует, что ограничение процента застройки допускается при установлении предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
Согласно правилам землепользования и застройки Толмачевского сельсовета Новосибирского района НСО, утвержденным приказом Министерства строительства Новосибирской области от ДД.ММ.ГГГГ. №... в зоне застройки индивидуальными жилыми домами и ведения личного подсобного хозяйства устанавливается минимальный процент застройки земельного участка – 10.
Административный истец, обратившись в администрацию с уведомлением, указал, что площадь застройки будет составлять 57,3 кв.м.
Следовательно, минимальный процент застройки земельного участка с кадастровым номером №... составляет 4,1%, что является нарушением градостроительных норм и правил.
Правила землепользования и застройки Толмачевского сельсовета Новосибирского района НСО не оспорены и подлежат применению.
Выслушав пояснения представителей истца и ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с положениями ч.1 ст.219 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления.
Согласно ч. 9 ст.226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Частью 11 ст. 226 КАС РФ установлено, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Исходя из положений п.1 ч.2 ст.227 КАС РФ основанием для удовлетворения судом заявленных требований о признании незаконным уведомления администрации Новосибирского района является признание оспариваемого уведомления не соответствующим нормативным правовым актам и нарушающим права, свободы и законные интересы истца. Отсутствие хотя бы одного основания влечет отказ в удовлетворении требований.
Материалами дела установлено, что согласно выписке из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество истцу на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером №... площадью 1 400 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов – для ведения личного подсобного хозяйства, расположенный по адресу: <адрес>
Истцом было принято решение о возведении на принадлежащем ему на праве собственности земельном участке индивидуального жилого дома.
Руководствуясь положениями ст.51.1 Градостроительного кодекса РФ истец ДД.ММ.ГГГГ. обратился в администрацию Новосибирского района с уведомлением о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома.
ДД.ММ.ГГГГ административным ответчиком было принято уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке №...
Из текста уведомления следует, что объект индивидуального жилищного строительства не соответствует предельным параметрам разрешенного строительства, по следующим основаниям:
Согласно правилам землепользования и застройки Толмаческого сельсовета Новосибирского района НСО, утвержденным приказом Министерства строительства Новосибирской области от ДД.ММ.ГГГГ. №... в зоне застройки индивидуальными жилыми домами и ведения личного подсобного хозяйства устанавливается минимальный процент застройки земельного участка – 10.
Минимальный процент застройки земельного участка с кадастровым номером №..., расположенного по адресу: <адрес> составляет 4,1%.
Таким образом, на ЗУ, согласно пункту 2 части 10 статьи 51.1 ГрК РФ, размещение указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не допускается в соответствии с видами разрешенного использования земельного участка и (или) ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующими на дату поступления уведомления о планируемом строительстве.
Исследовав основания, послужившие для принятия оспариваемого уведомления, суд приходит к выводу, что они противоречат действующему законодательству, а также нарушают основные права и свободы истца, в связи со следующим.
Согласно п.2 ч.1 ст. 6 ЗК РФ земельные участки являются объектами земельных отношений.
В силу п. 3 ст. 6 ЗК РФ земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных Земельным кодексом РФ прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
Деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства, является одним из основных принципов земельного законодательства (п.п 8 п. 1 ст.1п.п 8 п. 1 ст.1 ЗК РФ).
Пунктом 1 ст.7 ЗК РФ земли в Российской Федерации подразделены по целевому назначению на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.
Земли, указанные в п.1 ст.7 ЗК РФ, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (п.1 ст.7 ЗК РФ).
В частности, в силу требований п. 1 ст. 85 ЗК РФ, в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: 1) жилым; 2) общественно-деловым; 3) производственным; 4) инженерных и транспортных инфраструктур; 5) рекреационным; 6) сельскохозяйственного использования; 7) специального назначения; 8) военных объектов; 9) иным территориальным зонам.
Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне. Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков). Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент.
Под градостроительным регламентом понимаются устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как и всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства (п.9 ст.1 ГрК РФ).
В соответствии с п. 2 ч.6 ст.30 ГрК РФ в градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, которые согласно ч.1 ст.38 ГрК РФ могут включать в себя: предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, в том числе их площадь (пункт 1); минимальные отступы от границ земельных участков в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений (пункт 2); предельное количество этажей или предельную высоту зданий, строений, сооружений (пункт 3); максимальный процент застройки в границах земельного участка, определяемый как отношение суммарной площади земельного участка, которая может быть застроена, ко всей площади земельного участка (пункт 4);
Согласно ч.1.2. ст.38 ГрК РФ наряду с указанными в пунктах 2 - 4 части 1 настоящей статьи предельными параметрами разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства в градостроительном регламенте могут быть установлены иные предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
В силу п.2,3 ст.85 ЗК РФ Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент территориальной зоны, который определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений.
Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
Из положений п.1 ст.51.1 ГрК РФ (введенной в действие Федеральным законом от 03.08.2018 N 340-ФЗ) следует, что в целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в указанные органы посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, где в том числе, должны быть указаны сведения о планируемых параметрах объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, в целях строительства или реконструкции которых подано уведомление о планируемом строительстве, в том числе об отступах от границ земельного участка (п.п.6 п.1 ст.51.1 ГрК РФ).
Основания для направления застройщику уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке указаны в п.10 ст.51.1 ГрК РФ, к которым согласно п.п.1 п.10 ст.51.1ГрК РФ отнесено не соответствие указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве.
Как было указано административным ответчиком согласно правилам землепользования и застройки Толмаческого сельсовета Новосибирского района НСО, утвержденным приказом Министерства строительства Новосибирской области от ДД.ММ.ГГГГ. №... в зоне застройки индивидуальными жилыми домами и ведения личного подсобного хозяйства устанавливается минимальный процент застройки земельного участка – 10, максимальный процент застройки земельного участка – 60.
Таким образом, по мнению административного ответчика, площадь земельного участка, которую будет занимать индивидуальный жилой дом, не может быть менее 10% от площади земельного участка принадлежащего застройщику.
Однако, данные доводы, по мнению суда, основаны на неверном толковании вышеприведенных ном материального права в связи со следующим.
Определение понятия индивидуальный жилой дом дано в положении п.39 ст.1 ГрК РФ, а именно объектом индивидуального жилищного строительства признается отдельно стоящее здание с количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более двадцати метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, и не предназначено для раздела на самостоятельные объекты недвижимости.
Аналогичные положения содержит ч.2 ст.16 ЖК РФ, при этом указанные нормы права требований к площади жилых домов не содержат.
Согласно материалам дела, истец уведомил ответчика о планируемом строительстве индивидуального жилого дома площадью 60 кв.м., что больше учетной нормы, определяемой с соответствии с положениями ст.50 ЖК РФ.
При этом, как следует из п.п.4 п.1 ст.38 ГрК РФ максимальный процент застройки в границах земельного участка - это отношение суммарной площади земельного участка, которая может быть застроена, ко всей площади земельного участка.
Таким образом, минимальная площадь - это тоже отношение суммарной площади земельного участка, которая может быть застроена, ко всей площади земельного участка.
При этом, из анализа указанного пункта ст.38 ГрК РФ не следует, что как максимальный, так и минимальный процент застройки должен быть рассчитан лишь на основании одного строения, а в данном случае исходя из площади индивидуального жилого дома. Указанная норма права, по мнению суда, указывает на суммарную площадь всех объектов, которые могут быть расположены на земельном участке, при этом каждый из этих объектов не обязан занимать площадь, превышающую 10% от общей площади земельного участка.
Как следует из формы уведомления, являющийся Приложением №... к приказу Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 591/пр, она не содержит возможности заявителю указать на все планируемые к строительству объекты и указанные обстоятельства административным ответчиком не исследовались при принятии уведомления о несоответствии параметров объекта индивидуального жилищного строительства.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что действующее законодательство не содержит тех ограничений в отношении индивидуальных жилых домов, которые послужили основанием для принятия оспариваемого уведомления, при этом, данное уведомление нарушает конституционное право административного истца на жилище, в то время как в положениях п.2 ст.40 Конституции РФ закреплена обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления поощрять жилищное строительство и создавать условия для осуществления права на жилище, суд приходит к выводу, об удовлетворении исковых требований ФИО1 и возложении на административного ответчика обязанности повторно рассмотреть уведомление административного истца, с учетом вышеизложенных обстоятельств.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1 – удовлетворить.
Признать незаконным уведомление администрации Новосибирского района Новосибирской области от ДД.ММ.ГГГГ№...
Обязать администрацию Новосибирского района Новосибирской области повторно рассмотреть уведомление ФИО1 о планируемом строительстве индивидуального жилого дома на земельном участке с кадастровым номером №...
Решение суда может быть обжаловано в суд апелляционной инстанции Новосибирского областного суда через Новосибирский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 29.09.2020г.
Председательствующий: подпись Рыбакова Т.Г.
...
...
...