ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-229/18 от 10.05.2018 Барун-хемчикского районного суда (Республика Тыва)

Дело № 2а-229/18

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

10 мая 2018 года с. Кызыл-Мажалык

Барун-Хемчикский районный суд Республики Тыва в составе: председательствующего Сарыглар Л.Э., при секретаре ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора Барун-Хемчикского района Республики Тыва в интересах неопределенного круга лиц к Администрации городского округа города Ак-Довурак Республики Тыва о признании незаконным бездействия по непринятию мер, направленных на создание специализированной службы, осуществляющей деятельность по погребению умерших, на территории городского округа, об обязании создать специализированную службу, осуществляющую деятельность по погребению умерших, на территории городского округа

с участием помощника прокурора ФИО4, представителя административного истца ФИО3,

у с т а н о в и л :

Заместитель прокурора района обратился в суд с вышеуказанным административным иском к ответчику, указывая в обоснование, что прокуратурой Барун-Хемчикского района по заданию прокуратуры Республики Тыва проведена проверка исполнения законодательства о погребении и похоронном деле в администрации городского округа города Ак-Довурак Республики Тыва. Численность населения постоянно проживающих на территории городского округа г. Ак-Довурак составляет более 13 000 человек. В ходе проведенной проверки установлено, что в нарушение требований Федерального закона от 12 января 1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» специализированная служба, осуществляющая деятельность по погребению умерших, на территории городского округа отсутствует. Погребение осуществляется населением самостоятельно. Вследствие бездействия администрации городского округа г. Ак-Довурак не обеспечивается реализация прав населения на получение гарантированных услуг по погребению, предусмотренных федеральным законодательством, а также не исполняется обязанность по содержанию мест захоронения, расположенных на территории муниципального района. Указанные нарушения стали возможны вследствие ненадлежащего исполнения уполномоченными работниками администрации городского округа г. Ак-Довурак должностных обязанностей и отсутствия контроля со стороны руководства. В связи с выявленными нарушениями председателю администрации городского округа ДД.ММ.ГГГГ внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства, которое рассмотрено и удовлетворено. Однако, до настоящего времени специализированная служба, осуществляющая деятельность по погребению умерших, на территории городского округа отсутствует. Заместитель прокурора просит суд признать незаконным бездействия администрации городского округа г. Ак-Довурак по непринятию мер, направленных на создание специализированной службы, осуществляющей деятельность по погребению умерших, на территории городского округа и обязать создать специализированную службу, осуществляющую деятельность по погребению умерших, на территории городского округа.

Участвующий в судебном заседании помощник прокурора ФИО4 поддержал заявленные требования и просит суд установить 3-х месячный срок со дня вступления в законную силу решения суда, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Представитель администрации городского округа г. Ак-Довурак ФИО3 с требованиями не согласилась, указав на то, что административный ответчик не бездействует, проводит определенные мероприятия, направленные на создание специализированной службы, осуществляющей деятельность по погребению умерших, но на момент рассмотрения дела такой службы на территории города нет.

Суд, выслушав административного истца, представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, находит, требования административного истца подлежащими удовлетворению.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура Российской Федерации является единой федеральной централизованной системой органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

При этом в силу ст. 22 названного Федерального закона прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций.

Таким образом, соблюдение законодательства в сфере оказания ритуальных услуг и содержания мест захоронения может являться предметом прокурорского надзора, а безопасность мест захоронения затрагивает интересы граждан, проживающих на территории городского округа, а, следовательно, прокурор вправе предъявить указанные исковые требования в суд, в силу ст. 39 КАС РФ.

Институт специализированных служб был введен федеральным законодательством (статьями 9 и 25 Федерального закона от 12 января 1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», Указом Президента РФ от 29 июня 1996 года № 1001 «О гарантиях прав граждан на предоставление услуг по погребению умерших») в целях обеспечения государственных социальных гарантий для погребения безродных или оказания близким родственникам и другим лицам гарантированного перечня услуг по погребению на безвозмездной основе в пределах размера социального пособия на погребение.

Статьей 9 названного Федерального закона от 12 января 1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» установлен следующий гарантированный перечень услуг по погребению, оказываемый гражданам на безвозмездной основе: 1) оформление документов, необходимых для погребения; 2) предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения; 3) перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий); 4) погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом). Стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, определяется органами местного самоуправления по согласованию с соответствующими отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, а также с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и возмещается специализированной службе по вопросам похоронного дела в десятидневный срок со дня обращения этой службы за счет средств соответствующих бюджетов.

Оплата стоимости услуг, предоставляемых сверх гарантированного перечня услуг по погребению, производится за счет супруга, родственников и иных лиц, взявших на себя обязанности осуществить погребение умершего (п. 4 ст. 9 Федерального закона от 12 января 1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле»).

При этом ст. 12 указанного Федерального закона от 12 января 1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» предусмотрено, что возможность осуществления погребения специализированной службой по вопросам похоронного дела является социальной гарантией для лица, личность которого не установлена, либо у которого отсутствуют родственники или иные законные представители, на достойное отношение к его телу после смерти.Таким образом, Федеральный закон от 12 января 1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» предусматривает как безвозмездное оказание ритуальных услуг специализированной службой органа местного самоуправления, так и осуществление погребения родственниками умершего за свой счет; в последнем случае родственники могут получать ритуальные услуги у любого лица, осуществляющего оказание таких услуг.

Согласно ст. 25 Федерального закона от 12 января 1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» гарантии осуществления погребения умершего в соответствии с настоящим Федеральным законом реализуются путем организации в Российской Федерации похоронного дела как самостоятельного вида деятельности. Организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.

В силу ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 12 января 1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» органы местного самоуправления районов, поселений и городских округов создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с настоящим Федеральным законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших.
Специализированные службы по вопросам похоронного дела в первую очередь осуществляют деятельность по гарантированному перечню услуг по погребению, и не преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности.

Положениями п. 22 ч. 1 ст. 14 и п. 17 ч. 1 ст. 15 Федерального закона РФ № 131-ФЗ от 06 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения отнесены к вопросам местного значения как поселения, так и муниципального района в равной степени, поэтому обязанность по обеспечению данных государством в указанной части гарантий должны нести и органы местного самоуправления поселения.

Согласно ч. 2 ст. 17 Закона Республики Тыва от 16.08.2000 года №543 «О погребении и похоронном деле в Республике Тыва» организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Органы местного самоуправления создают специализированные службы по вопросам похоронного дела. Правовыми актами органов местного самоуправления определяются порядок организации похоронного дела, правила содержания кладбищ и крематориев.

Уставом городского округа г. Ак-Довурак Республики Тыва к вопросам местного значения городского округа отнесены организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения. (п. п. 22 п. 1 ст. 6 Устава).

Из материалов дела усматривается, что прокуратурой Барун-Хемчикского района по заданию прокуратуры Республики Тыва проведена проверка исполнения законодательства о погребении и похоронном деле в администрации городского округа г. Ак-Довурак Республики Тыва. По результатам проверки прокурором района ФИО5 председателю администрации городского округа г. Ак-Довурак Республики Тыва ФИО6 внесено представление об устранении нарушений требований федерального законодательства о погребении и похоронном деле от ДД.ММ.ГГГГ.

Из ответа председателя администрации г. Ак-Довурак от ДД.ММ.ГГГГ на представление прокурора следует, что по результатам рассмотрения представления: 1) Решением Хурала представителей г. Ак-Довурак от ДД.ММ.ГГГГ утвержден «Порядок создания и деятельности специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории городского округа г. Ак-Довурак Республики Тыва; 2) Постановлением администрации г. Ак-Довурак от ДД.ММ.ГГГГ утверждены «Положение о конкурсной документации по отбору специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории городского округа г. Ак-Довурак, состав конкурсной комиссии»; 3) Постановлением администрации г. Ак-Довурак от ДД.ММ.ГГГГ утверждено «Проведение открытого конкурса, а также конкурсная документация по выбору специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории городского округа г. Ак-Довурак».

В ходе рассмотрения дела по существу административный ответчик не представил доказательств тому, что администрацией городского округа г. Ак-Довурак Республики Тыва были предприняты необходимые меры к реализации прав и гарантий неопределенного круга лиц на получение гарантированного перечня услуг по погребению.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что отсутствие подобной специализированной службы, действующей на территории городского округа г. Ак-Довурак Республики Тыва, нарушает права жителей этого округа на выбор исполнителя ритуальных услуг ввиду отсутствия конкуренции. Обязанность организации таких служб органами местного самоуправления предусматривается приведенными выше нормами.

Согласно ст. 187 КАС РФ решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом. Суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.

Учитывая реальную возможность ответчика совершить определенные судом действия, характер и объем подлежащих проведению работ, принимая во внимание положения действующего законодательства Российской Федерации о порядке финансирования муниципальных бюджетных учреждений, суд полагает необходимым установить 3-х месячный срок со дня вступления в законную силу решения суда, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 277 КАС РФ, суд

р е ш и л :

административное исковое заявление заместителя прокурора Барун-Хемчикского района Республики Тыва в интересах неопределенного круга лиц к администрации городского округа г. Ак-Довурак Республики Тыва о признании незаконным бездействия по непринятию мер, направленных на создание специализированной службы, осуществляющей деятельность по погребению умерших, на территории городского округа г. Ак-Довурак Республики Тыва, об обязании создать специализированную службу, осуществляющую деятельность по погребению умерших на территории городского округа г. Ак-Довурак Республики Тыва удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации городского округа г. Ак-Довурак Республики Тыва, выразившееся по непринятию мер, направленных на создание специализированной службы, осуществляющей деятельность по погребению умерших, на территории городского округа.

Обязать администрацию городского округа г. Ак-Довурак Республики Тыва в 3-х месячный срок со дня вступления в законную силу решения суда создать специализированную службу, осуществляющую деятельность по погребению умерших, на территории городского округа г. Ак-Довурак Республики Тыва.

Сообщить об исполнении решения суду и прокурору Барун-Хемчикского района Республики Тыва в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Тыва через Барун-Хемчикский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме – 12 мая 2018 года.

Судья Л.Э. Сарыглар