ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-229/19 от 24.10.2019 Акушинского районного суда (Республика Дагестан)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

24 октября 2019г. <адрес>

Акушинский районный суд Республики Дагестан в составе председательствующего судьи Алиева М.Н., при секретаре ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению участковой избирательной комиссии (далее – УИК) №<адрес> РД к ФИО1 об отмене регистрации кандидата в депутаты Собрания депутатов МО «сельсовет Усишинский» <адрес> РД,

у с т а н о в и л:

УИК №<адрес> РД обратилась в суд с административным исковым заявлением к ФИО1 об отмене его регистрации в качестве кандидата в депутаты указывая, что решением УИК от 04.10.2019г. ФИО1 зарегистрирован кандидатом в депутаты на досрочных выборах депутатов Собрания депутатов МО «сельсовет «Усишинский» <адрес> Республики Дагестан седьмого созыва.

По сведениям ИЦ МВД по <адрес>, представленным в Избирательную комиссию Республики Дагестан по результатам проверки, проведенной на наличие судимости выдвинутых кандидатов, ФИО1 был осужден 18.11.2005г. Акушинским районным судом РД по ч. 1 ст.222 УК РФ к 1 году лишения свободы условно с испытательным сроком 8 месяцев.

ФИО1 в своем заявлении о согласии баллотироваться не указал сведения о наличии у него судимости, необходимость указания которых установлена п. 2.1 ст. 33 Федерального закона от 12.06.2002г. №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

На основании заявления ФИО1, которое не содержало сведений о его судимости, организующая выборы участковая избирательная комиссия произвела его регистрацию в качестве кандидата в депутаты.

В соответствии с пп. «а» п. 7 ст. 76 указанного Федерального закона от 12.06.2002г. №67-ФЗ, регистрация кандидата может быть отменена судом по заявлению зарегистрировавшей кандидата избирательной комиссии в случаях вновь открывшихся обстоятельств, являющихся основанием для отказа в регистрации кандидата, предусмотренным пп. «а», «б», «е», «з», «и», «к», «л» или «о» п. 24 ст. 38 данного Федерального закона.

При этом вновь открывшимися считаются те обстоятельства, которые существовали на момент принятия решения о регистрации кандидата, но не были и не могли быть известны избирательной комиссии, зарегистрировавшей кандидата.

Одним из оснований отказа в регистрации кандидата, установленного пп. «е» п. 24 ст. 38 данного Федерального закона является сокрытие кандидатом сведений о судимости, которые должны быть представлены в соответствии с п. 2.1 ст. 33 этого Федерального закона. В свою очередь этот пункт (п. 2.1 ст. 33) данного Федерального закона устанавливает, что если у кандидата имелась или имеется судимость, в заявлении выдвинутого лица о согласии баллотироваться указываются сведения о судимости кандидата, а если судимость снята или погашена - также сведения о дате снятия или погашения судимости. Как было указано выше, эти сведения кандидат ФИО1 в своем заявлении не указал.

Данное обстоятельство является сокрытием кандидатом сведений о своей судимости и влечет отмену его регистрации в качестве кандидата.

Подпункт «з» п. 7 ст. 76 данного Федерального закона также устанавливает в качестве условия отмены регистрации кандидата судом случай установления факта сокрытия кандидатом сведений о своей судимости.

На основании вышеизложенного просит суд отменить регистрацию кандидата ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированного решением УИК от 04.10.2019г. кандидатом в депутаты на досрочных выборах депутатов Собрания депутатов МО «сельсовет «Усишинский» седьмого созыва.

В судебном заседании представитель административного истца – председатель УИК №<адрес> РД ФИО3 свои исковые требования поддержал и просил суд удовлетворить их, пояснив, что в своем заявлении о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты ФИО4 не указал сведений о своей судимости.

Вместе с тем он подтверждает, что ФИО4 при подаче данного заявления передал ему вместе с другими документами справку о судимости, представленную им в суд, в которой были указаны все необходимые сведения о его судимости и дате ее погашения. Он также подтверждает, что после подачи данного заявления ФИО4, он по его просьбе проверил правильно ли тот заполнил заявление, однако по ошибке, имея на руках справку о его судимости, не объяснил ему необходимость внесения в заявление сведений о судимости.

За несколько дней до регистрации ФИО4 звонил ему и выяснял, все ли в порядке с его документами, он повторно подтвердил ему, что у него все в порядке.

Решением УИК от 04.10.2019г. ФИО1 был зарегистрирован кандидатом в депутаты на досрочных выборах депутатов Собрания депутатов МО «сельсовет «Усишинский» <адрес> РД.

Он признает, что данное решение было его ошибкой, при отсутствии в заявлении ФИО4 о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты сведений о его судимости УИК, имея в наличии справку с достоверными данными о его судимости, не имела права принимать решение о его регистрации кандидатом в депутаты.

Административный ответчик ФИО1 в судебном заседании иск не признал и пояснил, что 26.09.2019г. при подаче заявления о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты он, по причине слабого зрения и плохого освещения в помещении УИК, не заметил в заявлении графы о представлении сведений о судимости и не заполнил ее. Однако он помнил по прошлым выборам, что для участия в избирательной кампании необходимо указывать сведения о своей судимости, в связи с чем приложил к заявлению официальную справку, выданную ему начальником филиала по <адрес> ФКУ УИН УФСИН России по РД ФИО5, с указанием всех предусмотренных избирательным законодательством сведений о его судимости и дате ее погашения.

Он попросил председателя УИК ФИО3 проверить его заявление, тот проверил, нашел ошибку в его ИНН и исправил ее, после чего сказал, что с его документами все в порядке. За дня три до принятия УИК решения о его регистрации кандидатом в депутаты, он позвонил председателю УИК ФИО3 и повторно спросил у него, есть ли какие-нибудь недостатки в его заявлении и приложенных документах, на что тот подтвердил, что с его документами все в порядке.

Какого-либо умысла скрыть сведения о судимости у него не было и не могло быть, иначе зачем ему нужно было прикладывать к заявлению справку со сведениями о своей судимости.

Решением от 04.10.2019г. УИК №<адрес> РД зарегистрировала его в качестве кандидата в депутаты на досрочных выборах депутатов Собрания депутатов МО «сельсовет «Усишинский» <адрес> РД седьмого созыва.

Истец в своем иске просит суд отменить его регистрацию в качестве кандидата на основании пп. «а» ч. 7 ст. 76 Федерального закона от 12.06.2002г. №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», согласно которому регистрация кандидата может быть отменена судом по заявлению зарегистрировавшей кандидата избирательной комиссии в случае вновь открывшихся обстоятельств, являющихся основанием для отказа в регистрации кандидата, предусмотренным п.п. «а», «б», «е», «з», «и», «к», «л» или «о» п. 24 ст. 38 данного Федерального закона.

При этом вновь открывшимися считаются только те обстоятельства, которые существовали на момент принятия решения о регистрации кандидата, но не были и не могли быть известны избирательной комиссии, зарегистрировавшей кандидата.

Как подтвердил в суде председатель УИК ФИО3, он вместе с заявлением о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты представил ему справку с полными данными о его судимости, то есть УИК до принятия решения о его регистрации кандидатом в депутаты имела те же самые сведения о его судимости, которые после регистрации получила из ИЦ МВД по РД. Следовательно, эти обстоятельства никак не могут быть вновь открывшимися для административного истца.

Кроме того, согласно п. 1.1 ст. 38 Федерального закона от 12.06.2002г. №67-ФЗ он имеет право не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии на уточнение предоставленных в заявлении сведений, подача им после принятия его заявления указанной справки с указанием всех предусмотренных данным Федеральным законом сведений о его судимости и дате ее погашения как раз и является уточнением предоставленных в его заявлении сведений.

Такие же разъяснения даны и в п. 3.3 Обзора судебной практики по вопросам, возникающим при рассмотрении дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2017г., в котором также указано, что ненадлежащее исполнение избирательной комиссией возложенных на нее обязанностей не может служить основанием для отмены регистрации кандидата, предоставившего сведения о своей судимости в установленный законом срок. На основании изложенного просит суд отказать в удовлетворении заявленных административным истцом требований.

Представитель заинтересованного лица – председатель территориальной избирательной комиссии (далее – ТИК) <адрес> РД ФИО6 в судебном заседании требования административного иска поддержал и пояснил, что согласно Федеральному закону от 12.06.2002г. №67-ФЗ, ФИО1 следовало указать сведения о судимости в соответствующей графе своего заявления о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты, а он вместо этого представил справку о судимости, что не предусмотрено данным Федеральным законом.

Выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими отклонению по следующим основаниям.

В соответствии с п.п. «а» п. 7 ст. 76 Федерального закона от 12.06.2002г. №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» регистрация кандидата может быть отменена судом по заявлению зарегистрировавшей кандидата избирательной комиссии в случае вновь открывшихся обстоятельств, являющихся основанием для отказа в регистрации кандидата, предусмотренным, в том числе п.п. «е» п. 24 ст. 38 указанного Федерального закона.

При этом вновь открывшимися считаются те обстоятельства, которые существовали на момент принятия решения о регистрации кандидата, но не были и не могли быть известны избирательной комиссии, зарегистрировавшей кандидата.

Основанием для отказа в регистрации кандидата, предусмотренным п.п. «е» п. 24 ст. 38 данного Федерального закона является сокрытие им сведений о судимости, которые должны быть представлены в соответствии с п. 2.1 ст. 33 данного Федерального закона.

Как установлено п. 2 и 2.1 ст. 33 данного Федерального закона, если у кандидата имелась или имеется судимость, в заявлении о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу указываются сведения о судимости кандидата, а если судимость снята или погашена, также сведения о дате снятия или погашения судимости.

Согласно п.п. «з» п. 7 ст. 76 этого же Федерального закона, регистрации кандидата также может быть отменена судом по заявлению зарегистрировавшей кандидата избирательной комиссии в случае установления факта сокрытия кандидатом сведений о своей судимости.

Анализируя приведенные нормы суд приходит к выводу, что обязанность указывать сведения о судимости, а также сведения о дате снятия или погашения судимости, установлена федеральным законодателем уже на этапе выдвижения кандидата и заключается в обязанности сообщить в соответствующую избирательную комиссию обо всех фактах вынесения в отношении кандидата обвинительного приговора независимо от назначенного наказания.

В соответствии с ч. 1 ст. 38 Федерального закона от 12.06.2002г. №67-ФЗ, регистрация кандидата, осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в п. 2, 2.2 и 3 ст. 33 данного Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата.

Согласно ч. 1.1 вышеуказанной статьи, при выявлении неполноты сведений о кандидатах, отсутствия каких-либо документов, представление которых в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации предусмотрено законом, или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, извещает об этом кандидата.

Не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, и представленные в соответствии с п. 2 и 3 ст. 33 данного Федерального закона, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей и списка лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата и их регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению.

Как усматривается из исследованных в судебном заседании материалов дела, решением УИК от 04.10.2019г. ФИО1 зарегистрирован кандидатом в депутаты Собрания депутатов МО «сельсовет Усишинский» <адрес> РД и включен в соответствующий избирательный бюллетень.

Из исследованного судом заявления ответчика ФИО1 о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты усматривается, что в графе «сведения о судимости кандидата…» какие-либо сведения не указаны.

Как усматривается из исследованной судом справки, выданной начальником филиала по <адрес> ФКУ УИИ УФСИН России по РД ФИО5, ответчик ФИО1 был осужден приговором Акушинского районного суда РД от 18.11.2005г. по ч. 1 ст. 222 УК РФ к одному голу лишения свободы условно, с испытательным сроком восемь месяцев. Согласно п. «а» ч. 3 ст. 86 УК РФ, судимость в отношении условно осужденного ФИО1 погашена 28.07.2006г.

Как усматривается из письма начальника ИЦ МВД по РД ФИО7 от 08.10.2019г., ответчик ФИО1 осужден 18.11.2005г. Акушинским районным судом РД по ч. 1 ст. 222 УК РФ к одному году лишения свободы условно, с испытательным сроком восемь месяцев. Согласно ч. 1 ст. 15 УК РФ данное деяние относится к преступлению средней тяжести.

В соответствии с п. «а» ч. 3 ст. 86 УК РФ, в отношении лиц, осужденных за совершение указанного преступления, срок погашения судимости предусмотрен по истечении испытательного срока.

Как установлено в судебном заседании и не оспаривается сторонами, административным ответчиком ФИО1 при подаче в УИК №<адрес> РД 26.09.2019г. заявления о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты была также представлена справка, выданная начальником филиала по <адрес> ФКУ УИИ УФСИН России по РД ФИО5, в которой имелись сведения о его судимости, в установленном законом объеме. Данное обстоятельство подтверждено в судебном заседании представителем административного истца ФИО3, указанная справка о судимости также представлена в суд именно им.

Эти же сведения о судимости ФИО1 (без каких-либо расхождений) указаны и в письме начальника ИЦ МВД по РД ФИО7 от 08.10.2019г., полученном УИК №<адрес> РД после регистрации ФИО1 кандидатом в депутаты Собрания депутатов МО «сельсовет Усишинский» <адрес> РД.

Следовательно, сведения о судимости ответчика ФИО1 были известны УИК №<адрес> РД 26.09.2019г., до принятия 04.10.2019г. решения о его регистрации кандидатом в депутаты Собрания депутатов МО «сельсовет Усишинский» <адрес> РД, в связи с чем, согласно п.п. «а» п. 7 ст. 76 Федерального закона от 12.06.2002г. №67-ФЗ, данные сведения не являются вновь открывшимися обстоятельствами и не могут быть признаны таковыми судом.

Кроме того, суд также принимает во внимание, что указанные сведения о судимости ответчика ФИО1 были представлены им в УИК №<адрес> РД 29.09.2019г., то есть, в соответствии с требованиями ч. 1.1 ст. 38 Федерального закона от 12.06.2002г. №67-ФЗ, за несколько дней до дня заседания УИК №<адрес> РД, на котором рассматривался вопрос о его регистрации кандидатом в депутаты.

Как указано в п. 3.3 Обзора судебной практики по вопросам, возникающим при рассмотрении дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2017г., представление достоверных сведений о своей судимости кандидатом до дня рассмотрения вопроса о его регистрации является правом кандидата на уточнение сведений о нем, реализуемым в порядке, установленном п. 1.1 ст. 38 Федерального закона от 12.06.2002г. №67-ФЗ.

Данная правовая позиция изложена и в Обзоре судебной практики по вопросам, возникающим при рассмотрении дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 16.03.2016г., а также в Постановлении Центральной избирательной комиссии РФ от 31.07.2019г. .

При таких обстоятельствах, на основании анализа вышеизложенного, суд приходит к выводу о необходимости в удовлетворении административного иска УИК №<адрес> РД к ФИО1 об отмене его регистрации в качестве кандидата в депутаты Собрания депутатов МО «сельсовет Усишинский» <адрес> РД отказать.

Исходя из изложенного и руководствуясь ст. 177-180 и 244 КАС РФ,

р е ш и л:

В удовлетворении административного иска УИК №<адрес> РД к ФИО1 об отмене регистрации кандидата в депутаты Собрания депутатов МО «сельсовет Усишинский» <адрес> РД отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Дагестан в течение пяти дней со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Алиев М.Н.