Дело № 2а -229/2020 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации судьи Корнеевой А.М., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Гамовой Л.С., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ИФНС России по Октябрьскому району г. Липецка к ФИО1 о взыскании задолженности по НДФЛ за 2017 год, УСТАНОВИЛ: ИФНС России по Октябрьскому району г. Липецка обратилась в суд с исковыми требованиями к ФИО1 о взыскании задолженности по НДФЛ за 2017 год в сумме 10205 рублей, ссылаясь на то, что ФИО1 получен доход от ПАО СК «Росгосстрах» в размере 78500 рублей, в соответствии со ст. 52 НК РФ ФИО1 выставлено налоговое уведомление № 16508039 от 29.08.2018 года, которое направлено административному ответчику в личный кабинет налогоплательщика. В связи с неуплатой в установленный законодательством срок НДФЛ за 2017 год в личный кабинет налогоплательщика Инспекцией направлено требование № 589176 от 07.12.2018 года об уплате налога, сбора, пени и штрафа и обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налогов. В рамках ст. 48 НК РФ ИФНС России по Октябрьскому району г. Липецка обратилась к мировому судье судебного участка № 4 Октябрьского судебного района г. Липецка с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с ФИО1 задолженности по уплате НДФЛ за 2017 год, 13.05.2019 года мировым судьей принят судебный приказ, который впоследствии был отменен, согласно определению мирового судьи от 03.06.2019 года, в связи с поступившими возражениями относительно исполнения судебного приказа. В настоящее время ФИО1 сумма задолженности по НДФЛ за 2017 год в сумме 10205 рублей не погашена. В судебном заседании представитель административного истца ИФНС России по Октябрьскому району г. Липецка по доверенности ФИО2 административные исковые требования поддержал, ссылаясь на доводы, изложенные в административном исковом заявлении. Административный ответчик ФИО1 в судебное заседание не явился. Представитель административного ответчика ФИО1 по доверенности ФИО3 в предыдущем судебном заседании возражал относительно удовлетворения административных исковых требований, оспаривал открытие ФИО1 личного кабинета налогоплательщика, ФИО1 неизвестно о наличии задолженности по уплате НДФЛ за 2017 года, так как он не получал налоговое уведомление и требование, налог должен быть удержан налоговым агентом ПАО СК «Росгосстрах». Выслушав представителя административного истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам. В силу ст.57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. В соответствии с п.п. 1 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ), налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги. В соответствии со ст. 19 НК РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом РФ возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и сборы. Согласно п. 1 ст. 207 НК РФ, налогоплательщиками налога на доходы физических лиц (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации. При определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 настоящего Кодекса. (п. 1 ст. 210 НК РФ) В соответствии с настоящим Кодексом доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главами "Налог на доходы физических лиц", "Налог на прибыль организаций" настоящего Кодекса. (ст. 41 НК РФ) В ст. 208 НК РФ приведен перечень доходов, подлежащих налогообложению в порядке главы 23 настоящего Кодекса. Указанный перечень не является исчерпывающим. Перечень доходов, не подлежащих налогообложению НДФЛ, установленный ст. 217 НК РФ, является исчерпывающим. Налоговым периодом признается календарный год. (ст. 216 НК РФ) Налоговая ставка устанавливается в размере 13 процентов, если иное не предусмотрено настоящей статьей. (ч. 1 ст. 225 НК РФ) Согласно ст. 24 НК РФ, налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации. Налоговые агенты обязаны: 1) правильно и своевременно исчислять, удерживать из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять налоги в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующие счета Федерального казначейства; 2) письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог и о сумме задолженности налогоплательщика в течение одного месяца со дня, когда налоговому агенту стало известно о таких обстоятельствах….(ч. 3 ст. 24 НК РФ) В соответствии с п. 4 ст. 226 НК РФ, налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате с учетом особенностей, установленных настоящим пунктом. При невозможности в течение налогового периода удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан в срок не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, в котором возникли соответствующие обстоятельства, письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога. (п. 5 ст. 226 НК РФ) Как следует из подпункта 4 пункта 1 ст. 228 НК РФ, обязанность по исчислению и уплате налога в случае, если он не был удержан налоговым агентом, возлагается на самих налогоплательщиков – физических лиц. В соответствии со ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций. Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Судом установлено, согласно вступившему в законную силу решению Октябрьского районного суда г. Липецка от 21 августа 2017 года по гражданскому делу по исковому заявлению ФИО1 к ПАО СК «Росгосстрах» о взыскании неустойки, с ПАО СК «Росгосстрах» в пользу ФИО4 взысканы денежные средства, в том числе, и неустойка в сумме 75000 рублей, поскольку страховой компанией нарушен срок, установленный Федеральным законом от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» выплаты страхового возмещения ФИО1 Согласно инкассовому поручению № 220922 от 25.10.2017 года, ПАО СК «Росгосстрах» произвело выплату ФИО1 взысканных в его пользу, согласно решению суда от 21 августа 2017 года, денежных средств, в том числе и неустойки в сумме 75000 рублей 00 копеек. Неустойка за ненадлежащее исполнение страховщиком установленной Федеральным законом обязанности по выплате страхового возмещения потерпевшему отвечает всем перечисленным в ст. 41 НК РФ признакам экономической выгоды, в п. 3 ст. 217 НК РФ данные доходы не предусмотрены, то такие выплаты подлежат обложению налогом на доходы физических лиц в установленном порядке. Согласно позиции Верховного суда РФ, изложенной в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с применением главы 23 Налогового кодекса Российской Федерации», утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 21 октября 2015 года предусмотренные законодательством о защите прав потребителей санкции (шт РАФ, неустойка) носят исключительно штрафной характер. Их взыскание не преследует цель компенсации потерь (реального ущерба) потребителя. Поскольку выплата сумм таких санкций приводит к образованию имущественной выгоды у потребителя, они включаются в доход гражданина на основании положений ст. 41, 209 Налогового кодекса Российской Федерации вне зависимости от того, что получение данных сумм обусловлено нарушением прав физического лица. Таким образом, производимые гражданам выплаты неустойки в связи с нарушением прав потребителей не освобождаются от налогообложения. Учитывая положения налогового законодательства и в соответствии с требованиями ст. 228 НК РФ (если не был удержан налог страховщиком с суммы выплаченной по решению суда неустойки) налогоплательщику (физическому лицу) следует самостоятельно исчислить сумму налога, подлежащую уплате, и представить в налоговый орган по месту своего учета налоговую декларацию по налогу на доходы физических лиц за налоговый период, в котором получен доход в виде неустойки. Следовательно, административный ответчик является налогоплательщиком и обязан уплачивать налоги в установленные сроки. ПАО СК «Росгосстрах» представило ИФНС России по Октябрьскому району г. Липецка справку о доходах физического лица за 2017 год № 2046 от 31.01.2018 года, согласно которой сумма дохода ФИО1 в 2017 году составила 75000 рублей. Налог на доходы физических лиц страховой компанией при исполнении решения суда и выплате ФИО1 денежных средств в сумме 75000 рублей, не был удержан. Согласно п. 2 ст. 52 НК РФ, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. Налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку на основании полученного от него заявления о выдаче налогового уведомления, в том числе через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма. (п. 4 ст. 52 НК РФ) Согласно п.п. 1,2 ст. 11.2 НК РФ, личный кабинет налогоплательщика - информационный ресурс, который размещен на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и ведение которого осуществляется указанным органом в установленном им порядке. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, личный кабинет налогоплательщика может быть использован для реализации налогоплательщиками и налоговыми органами своих прав и обязанностей, установленных настоящим Кодексом. Личный кабинет налогоплательщика используется налогоплательщиками - физическими лицами для получения от налогового органа документов и передачи в налоговый орган документов (информации), сведений в электронной форме с учетом особенностей, предусмотренных настоящим пунктом. Порядок получения налогоплательщиками - физическими лицами доступа к личному кабинету налогоплательщика определяется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Налогоплательщики - физические лица, получившие доступ к личному кабинету налогоплательщика, получают от налогового органа в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах. Приказом Федеральной налоговой службы от 30 июня 2015г. NММВ-7- 17/260@ утвержден Порядок ведения личного кабинета налогоплательщика (диапазон действия редакции c 11.08.2015 года по 28.12.2017 года). Согласно п. 8 вышеназванного Порядка, доступ налогоплательщика к личному кабинету налогоплательщика осуществляется с использованием: 1) логина и пароля, полученных в соответствии с настоящим Порядком; 2) усиленной квалифицированной электронной подписи (универсальной электронной карты) налогоплательщика; 3) идентификатора сведений о физическом лице в федеральной государственной информационной системе "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме" (далее - ЕСИА) в соответствии с Положением о федеральной государственной информационной системе "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме", утвержденным приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 13.04.2012 N107 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 26.04.2012, регистрационный номер 23952) (далее - Положение о ЕСИА). Для доступа налогоплательщика к личному кабинету налогоплательщика указанным лицом представляется заявление о доступе к личному кабинету налогоплательщика (далее - Заявление) по форме согласно приложению N1 к настоящему Порядку в любой налоговый орган независимо от места его учета (за исключением инспекций Федеральной налоговой службы, к функциям которых не относится взаимодействие с физическими лицами). (п. 9 Порядка) Для обеспечения доступа к личному кабинету налогоплательщика налоговый орган на основании Заявления представляет налогоплательщику регистрационную карту для использования личного кабинета налогоплательщика (далее - Регистрационная карта) по форме согласно приложению N3 к настоящему Порядку, в которой указывается логин и первично присвоенный налогоплательщику пароль (далее - первичный пароль). (п. 10. Порядка) Аналогичные положения, касающиеся процедуры получения физическим лицом доступа к личному кабинету налогоплательщика содержатся в п.п. 8-10 Порядка ведения личного кабинета налогоплательщика, утвержденного Приказом Федеральной налоговой службы от 22 августа 2017г. NММВ-7- 17/617@ (действующая редакция). Согласно п. 18Порядка ведения личного кабинета налогоплательщика, утвержденного Приказом Федеральной налоговой службы от 22 августа 2017г. NММВ-7- 17/617@, физическое лицо, получившее доступ к личному кабинету налогоплательщика, получает от налогового органа в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика документы (информацию), сведения, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах. В случае, если физическому лицу необходимо получать от налогового органа документы (информацию), сведения на бумажном носителе, физическое лицо направляет в любой налоговый орган по своему выбору (за исключением территориальных органов ФНС России, к функциям которых не относится взаимодействие с физическими лицами) уведомление о необходимости получения документов (информации), сведений на бумажном носителе. После получения от физического лица уведомления, указанного выше, документы (информация), сведения, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, направляются налоговыми органами физическому лицу на бумажном носителе по истечении 3 рабочих дней со дня получения указанного уведомления. В случае неполучения от физического лица уведомления, указанного выше, по истечении 3 рабочих дней со дня регистрации физического лица в личном кабинете налогоплательщика направление налоговыми органами физическому лицу документов (информации), сведений осуществляется только через личный кабинет налогоплательщика. (п.п. 20 – 21) Согласно п. 23 Порядка, датой отправки документов (информации), сведений физическому лицу через личный кабинет налогоплательщика считается дата, зафиксированная налоговым органом в подтверждении даты отправки. Датой получения документов (информации), сведений физическим лицом считается день, следующий за днем размещения документов (информации), сведений в личном кабинете налогоплательщика. Из материалов дела видно, что налоговое уведомление № 16508039 от 29.08.2018 года, содержащее в том числе и основание и расчет налога на доходы физических лиц, не удержанного налоговым агентом в сумме 10205 рублей со сроком уплаты не позднее 03.12.2018 года, направлено ФИО1 16.09.2018 через личный кабинет налогоплательщика. Представитель административного ответчика в судебном отрицал получение ФИО1 налогового уведомления, а также, что ФИО1 не открывал личный кабинет налогоплательщика. Суд находит данный доводы стороны административного ответчика несостоятельным, поскольку суду представителем административного истца представлено заявление ФИО1 от 10.10.2016 года в налоговый орган, содержащее просьбу выдать Регистрационную карту для использования личного кабинета налогоплательщика, регистрационная карта получена ФИО1 непосредственно в налоговом органе. Доказательств обращения в налоговым орган в соответствии с п. 18 Порядка ведения личного кабинета налогоплательщика, утвержденного Приказом Федеральной налоговой службы от 22 августа 2017г. NММВ-7- 17/617@, с заявлением о необходимости получения документов (информации), сведений на бумажном носителе, в случае, если физическому лицу необходимо получать от налогового органа документы (информацию), сведения на бумажном носителе, суду стороной административного ответчика не представлено. По утверждению налогового органа, обязанность налогоплательщиком по уплате налога на доходы физических лиц за 2017 год не исполнена, возникла недоимка, в связи, с чем ему соответствии с п. 1, 2 ст. 69 НК РФ 07.12.2018 года через личный кабинет налогоплательщика, а также 10.12.2018 года на бумажном носителе по почте (направление требования на бумажном носителе, согласно объяснений представителя административного истца обусловлено с перезагрузкой личного кабинета, доказательств обратного суду не представлено), согласно реестру заказных писем с уведомлением № 41177 от 10.12.2018 года направлено требование № 589176 по состоянию на 07.12.2018 года об уплате налога в сумме 10205 рублей, а также об обязанности уплатить в срок до 27 декабря 2018 года неуплаченную сумму налога. На основании п. 6 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма. Форматы и порядок направления налогоплательщику требования об уплате налога в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Согласно ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога, если иное не предусмотрено НК РФ. Статьей 48 НК РФ предусматривается, что в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. То есть, согласно п. 1 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании налога за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд. Представленные налоговым органом документы суд принимает в качестве надлежащих доказательств направления налогового уведомления и требования административному ответчику. Суд полагает установленный налоговым законодательством порядок взыскания налога на доходы физических лиц за 2017 год соблюденным, поскольку в материалах дела имеются доказательства получения дохода физическим лицом в 2017 году, обращение за вынесением судебного приказа в мае 2019 года последовало в пределах шестимесячного срока со дня истечения срока исполнения требования № 589176 по состоянию на 07 декабря 2018 года – 27.12. 2018 года. Налоговый орган с указанным административным иском о взыскании налога на доходы физических лиц за 2017 год обратился в суд общей юрисдикции 02 декабря 2019 года (административное исковое заявление направлено в Октябрьский районный суд налоговым органом почте, согласно штампу почтовой службы на конверте 02.12.2019 года), то есть в пределах шестимесячного срока с даты, 03 июня 2019 года, вынесения мировым судьей определения об отмене судебного от 13.05.2019 года о взыскании с ФИО1 в пользу ИФНС России по Октябрьскому району г. Липецка задолженности по налогу на доходы физических лиц за 2017 год. Поскольку доказательств уплаты налога на доходы физических лиц за 2017 год ФИО1 до обращения налогового органа в суд административным ответчиком представлено не было, суд приходит к выводу об удовлетворении требований ИФНС России по Октябрьскому г. Липецка задолженности по уплате налога на доходы физических лиц за 2017 год в сумме 9750 рублей 00 копеек (75000 рублей х 13%), сведения же о страховой выплате в 2017 году в размере 3500 рублей ФИО1 в базе данных страховой компании отсутствуют, согласно представленной суду справке ПАО СК «Росгосстрах». Довод представителя административного ответчика о том, что ФИО1 при обращении в суд с рассматриваемым административным исковым заявлением не направлена копия административного иска налоговым органом является ошибочным, опровергается материалами дела, кроме того, административному истцу направлена судом копия административного искового заявления по почте, а его представителю вручена под подпись, кроме того, ни административный ответчик, ни его представитель не воспользовались правом на ознакомление с материалами дела. В силу ч. 1 ст. 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета. На основании ст. 333.19 НК РФ при подаче искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке, подлежит взысканию государственная пошлина с административного ответчика ФИО1 в сумме 400 рублей 00 копеек. Руководствуясь ст.ст. 175 – 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд Р Е Ш И Л : Взыскать с ФИО1 в пользу ИФНС России по Октябрьскому району г. Липецка задолженность по уплате НДФЛ за 2017 год в сумме 9750 рублей 00 копеек. Взыскать с ФИО1 государственную пошлину в доход бюджета г. Липецка в сумме 400 рублей 00 копеек. Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд через Октябрьский районный суд г.Липецка в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме. Судья /подпись/ А.М. Корнеева Мотивированное решение суда составлено 10 февраля 2020 года Судья /подпись/ А.М. Корнеева Оригинал решения находится в деле № 2а-229/2020 (УИД 48RS0002-01-2019-005351-54) Октябрьского районного суда г. Липецка. Решение не вступило в законную силу. Помощник судьи Кретова К.Ю. |