ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-229/2021 от 27.04.2022 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

г. Симферополь Дело № 2а-38/2022

Верховный Суд Республики Крым в составе:

судьи Верховного Суда Республики Крым Яковлева С.В.

при секретаре Григор А.Н.,

представителя Общества с ограниченной ответственностью «БауМикс» Чаплыгиной Д.Ю., представителя Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Трубаевой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Общества с ограниченной ответственностью «БауМикс» к Совету министров Республики Крым, Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, заинтересованные лица Администрация города Симферополя Республики Крым, заместитель председателя Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Государственном комитете по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Алёшин П.И. об оспаривании решения об отказе в принятии к рассмотрению заявления, результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, выслушав пояснения представителей участников процесса, явившихся в судебное заседание,

У С Т А Н О В И Л

Общество с ограниченной ответственностью «БауМикс» (далее истец) обратилось в Верховный Суд Республики Крым с административным исковым заявлением, в котором просит признать незаконным полностью решение об отказе в принятии к рассмотрению заявления ООО «БауМикс» от 09.11.2021 года о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровымномером 90:22:010601:1408, оформленное письмом заместителя председателя Комиссии П.Алешина от 23.11.2021 года за исх. №147-12/1/1/1; устранить нарушения прав и законных интересов административного истца путем установления в отношении земельного участка с кадастровым номером 90:22:010601:1408, расположенного по адресу: Республика Крым, городСимферополь, пер. Монтажников, 2, общей площадью 19 252 кв. м кадастровой стоимости в размере его рыночной стоимости 36 000 000 руб. (тридцать шесть миллионов рублей ноль копеек) на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Определениями от 17.12.2021 года административное исковое заявление принято к производству Верховного Суда Республики Крым.

Определением от 23.12.2021 года привлечена к участию в деле в качестве заинтересованного лица Администрация города Симферополя Республики Крым (далее Администрация).

В судебном заседании 12.01.2022 года представителями Совета министров Республики Крым и Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым (далее Комитет) предоставлены возражения на административное исковое заявление, в которых указано на отсутствие оснований для его удовлетворения.

В адрес Верховного Суда Республики Крым 27.01.2022 года представителем истца направлено заявление об изменении административного искового заявления, в соответствии с которым она просила признать незаконным полностью решение об отказе в принятии к рассмотрению заявления ООО «БауМикс» от 09.11.2021 года о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровымномером оформленное письмом заместителя председателя Комиссии П.Алешина от 23.11.2021 года за исх. №147-12/1/1/1; возложить обязанность на Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на территории Республики Крым при Министерстве имущественных и земельных отношений Республики Крым повторно рассмотреть ранее поданный пакет документов в отношении земельного участка с кадастровымномером , расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 19 252 кв. м об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость, с учетом обстоятельств, установленных решением суда по настоящему делу, устранить нарушения прав и законных интересов административного истца путем установления в отношении земельного участка с кадастровым номером расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 19 252 кв. м кадастровой стоимости в размере его рыночной стоимости 36 000 000 руб. (тридцать шесть миллионов рублей ноль копеек) на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Определением от 18.02.2022 года по результатам рассмотрения ходатайства представителя истца назначена судебная оценочная экспертиза, производство по делу приостановлено до получения заключения эксперта.

После возврата материалов дела с заключением эксперта определение от 13.04.2022 года производство по делу было возобновлено, привлечен к участию в деле в качестве заинтересованного лица заместитель председателя Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Государственном комитете по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Алёшин П.И.

В канцелярию Верховного Суда Республики Крым 11.04.2022 года от представителя ООО «БауМикс» поступило ходатайство об изменении предмета административного иска, в котором согласно ст.46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) он просит признать незаконным полностью решение об отказе в принятии к рассмотрению заявления ООО«БауМикс» от 09.11.2021 года о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером , оформленное письмом заместителя председателя Комиссии П.Алешина от 23.11.2021 года за исх. №147-12/1/1/1, возложить обязанность на Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на территории Республики Крым при Государственном комитете по государственной регистрации и кадастру Республики Крым повторно рассмотреть ранее поданный пакет документов в отношении земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес> общей площадью 19 252 кв. м, об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость, с учетом обстоятельств, установленных решением суда по настоящему делу, устранить нарушения прав и законных интересов административного истца путем установления в отношении земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес> общей площадью 19 252 кв. м кадастровой стоимости в размере его рыночной стоимости 33 963 801 руб. (тридцать три миллиона девятьсот шестьдесят три тысячи восемьсот один рубль) на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

В адрес Верховного Суда Республики Крым 13.04.2022 года от Администрации поступили пояснения, в которых указано об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.

В канцелярию Верховного Суда Республики Крым 20.04.2022 года поступило заявление генерального директора Общества с ограниченной ответственностью «БауМикс» Сидоренко В.В. об отказе от части исковых требований, в котором он просит не рассматривать исковые требования в части возложенияобязанности на Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на территории Республики Крым при Государственном комитете по государственной регистрации и кадастру Республики Крым повторно рассмотреть ранее поданный пакет документов в отношении земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 19 252 кв. м, об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость, с учетом обстоятельств, установленных решением суда по настоящему делу.

В судебном заседании 21.04.2022 года представитель истца поддержала поступившее ходатайство об отказе от части исковых требований, подтвердила, что последствия отказа от иска в этой части и принятия его судом ей понятны.

Верховный Суд Республики Крым по результатам рассмотрения указанного выше ходатайства в соответствии со ст.194 КАС РФ 21.04.2022 года постановил определение, которым принял Общества с ограниченной ответственностью «БауМикс» в части исковых требований о возложении обязанности на Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на территории Республики Крым при Государственном комитете по государственной регистрации и кадастру Республики Крым повторно рассмотреть ранее поданный пакет документов в отношении земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес> общей площадью 19 252 кв. м, об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость, с учетом обстоятельств, установленных решением суда по настоящему делу, прекратив в этой части производство по делу.

В судебном заседании 27.04.2022 года представитель истца настаивала на удовлетворении исковых требований, просила признать незаконным полностью решение об отказе в принятии к рассмотрению заявления ООО«БауМикс» от 09.11.2021 года о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером , оформленное письмом заместителя председателя Комиссии П.Алешина от 23.11.2021 года за исх. №147-12/1/1/1, устранить нарушения прав и законных интересов административного истца путем установления в отношении земельного участка с кадастровым номером расположенного по адресу: <адрес> общей площадью 19 252 кв. м кадастровой стоимости в размере его рыночной стоимости 33 963 801 руб. (тридцать три миллиона девятьсот шестьдесят три тысячи восемьсот один рубль) на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Представитель Комитета возражала против удовлетворения заявленных требований, пояснила, что согласно сведениям ЕГРН актуальная кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес> общей площадью 19 252 кв. м составляет 86994012,4 рублей.

Совет министров Республики Крым, Администрация, заместитель председателя Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Государственном комитете по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Алёшин П.И. явку своих представителей не обеспечили, о дне и времени проведения судебного заседания были извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения дела не предоставили.

Выслушав мнения представителей участников процесса, явившихся в судебное заседание, руководствуясь ст.150,151,247 КАС РФ, Верховный Суд Республики Крым определил продолжить рассмотрение дела в отсутствие представителей Совета министров Республики Крым, Администрации, заместителя председателя Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Государственном комитете по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Алёшина П.И.

Исследовав материалы дела, изучив доводы административного искового заявления, экспертные заключение, выслушав пояснения представителей участников процесса, явившихся в судебное заседание, Верховный Суд Республики Крым пришел к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

В силу п. 2 ст. 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности (п.5 ст.65 ЗК РФ).

П.3 ст. 66 ЗК РФ предусмотрено, что в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Федеральным законом от 29.07.1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее Закон №135-ФЗ) установлены правовые основы регулирования деятельности в отношении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, физическим и юридическим лицам.

Ст. 24.12 Закона №135-ФЗ предусмотрено, что для определения кадастровой стоимости отдельных объектов недвижимости на основании решения исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления проводится государственная кадастровая оценка, результаты которой вносятся в государственный кадастр недвижимости.

В соответствии с положениями ст. 24.18 Закон № 135-ФЗ результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

В силу ст. 3 Закона №135-ФЗ под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.

Ч. 1 ст. 245 КАС РФ закреплено право юридических лиц на обращение в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

В п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 года №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» разъяснено, что результаты определения кадастровой стоимости объекта недвижимости могут быть оспорены административным истцом в судебном порядке посредством предъявления, в том числе, требования об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости.

Материалы дела свидетельствуют о том, что между истцом и Администрацией 12.10.2017 года заключен договор аренды земельного участка №501-2017, в соответствии условиями которого первому передан за плату во временное владение и пользование земельный участок с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес> общей площадью 19 252 кв. м ( далее Земельный участок), на котором расположены принадлежащие истцу объекты недвижимости.

Согласно п. 2.1 договора размер арендной платы за участок на дату подписания договора определен сторонами в Приложении к договору, которое является его неотъемлемой частью.

В соответствии с п. 2.2 договора размер арендной платы пересматривается арендодателем в одностороннем порядке в случае изменения размера ставок арендной платы, нормативной цены земельного участка, инфляции и индексации цен, изменениями и дополнениями, вносимыми в нормативные правовые акты Российской Федерации, Республики Крым и муниципального образования городской округ Симферополь.

Решением Симферопольского городского совета Республики Крым от 24.11.2016 года №987 утверждено Положение о порядке определения размера арендной платы, цены продаж, платы за сервитут, платы за проведение перераспределения земельных участков, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, в соответствии с которым размер арендной платы рассчитывается исходя из кадастровой стоимости арендованных земельных участков.

В силу изложенного становится очевидным, что у истца имеется правовая заинтересованность в установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере равном его рыночной стоимости.

Ч.1 ст. 245 КАС РФ устанавливает, что юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

Согласно ч.5 ст. 245 КАС РФ административное исковое заявление об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии рассматривается по правилам главы 22 КАС РФ с учетом особенностей, установленных главой 25 КАС РФ.

В соответствии с п.1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ суд принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

При рассмотрении данной категории дел суд устанавливает в том числе, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, а также соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (ч. 9 ст.226 КАС РФ).

В ст.24.11 Закона № 135-ФЗ дано понятие государственной кадастровой оценки, согласно которой под государственной кадастровой оценкой понимается совокупность действий, включающих в себя принятие решения о проведении государственной кадастровой оценки; формирование перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке; отбор исполнителя работ по определению кадастровой стоимости и заключение с ним договора на проведение оценки; определение кадастровой стоимости и составление отчета об определении кадастровой стоимости; внесение результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.

Ст.24.18 Закона № 135-ФЗ регулирует вопрос рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости и устанавливает, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если они затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее комиссия).

В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Комиссия создается органом, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Для оспаривания результатов определения кадастровой стоимости юридические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, обращаются в комиссию с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости (далее заявление о пересмотре кадастровой стоимости).

Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является:

недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;

установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

К заявлению о пересмотре кадастровой стоимости прилагается выписка из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости, содержащая сведения об оспариваемых результатах определения кадастровой стоимости; копия правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается лицом, обладающим правом на объект недвижимости; документы, подтверждающие недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании недостоверности указанных сведений; отчет, составленный на бумажном носителе и в форме электронного документа, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости;

Заявление о пересмотре кадастровой стоимости без приложения указанных документов к рассмотрению не принимается.

Верховным Судом Республики Крым установлено, что истец 09.11.2021 года направил в Комиссию по рассмотрению споров об определении кадастровой стоимости при Комитете заявление о пересмотре кадастровой стоимости Земельного участка, приложив к нему документы, обязательность предоставления которых оговорена указанными выше положениями ст. 24.18 Закона №135 –ФЗ, в том числе предоставив выписку из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 13.09.2021 года № КУВИ-002/2021-12157939.

Согласно указанному документу, копия которого приобщена к материалам дела, кадастровая стоимость Земельного участка, установленная по состоянию на 30.06.2017 года, была определена в размере 86994012,4 рублей.

Материалы дела свидетельствуют о том, что указанное заявление было возвращено истцу письмом за подписью заместителя председателя Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Государственном комитете по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Алёшина П.И. от 23.11.2021 года за исх. №147-12/1/1/1, в котором в качестве оснований для возврата заявления указано несовпадение даты установления (определения) рыночной стоимости земельного участка.

Так по утверждениям заместителя председателя Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Государственном комитете по государственной регистрации и кадастру Республики Крым АлёшинаП.И., изложенным в письме от 23.11.2021 года за исх. №147-12/1/1/1, в Едином государственном реестре недвижимости в качестве даты установления (определения) рыночной стоимости земельного участка указано 13.06.2021года, в то время, как отчет об оценке его рыночной стоимости составлен по состоянию на 30.06.2017 года.

В ходе судебного заседания, состоявшегося 27.01.2022 года представителем Комитета предоставлена копия выписки из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 13.09.2021 года № КУВИ-002/2021-12157939, согласно которой кадастровая стоимость Земельного участка, установленная по состоянию на 30.06.2017 года, была определена в размере 86994012,4 рублей.

Верховный Суд Республики Крым, изучив предоставленные Комитетом документы, сведения, содержащиеся в выписке из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от13.09.2021 года № КУВИ-002/2021-12157939, установил, что кадастровая стоимость Земельного участка, установленная по состоянию на 30.06.2017 года, была определена в размере 86994012,4 рублей, именно на эту дату и была определена рыночная стоимость этого объекта недвижимости в отчете №2021-09-01 Об определении рыночной стоимости земельного участка, составленном частнопрактикующим оценщиком Габенко И.А.

При таких обстоятельствах согласно указанным выше положениям Закона №135-ФЗ у Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Государственном комитете по государственной регистрации и кадастру Республики Крым отсутствовали правовые основания для возвращения без рассмотрения заявления истца от 09.11.2021 года о пересмотре кадастровой стоимости Земельного участка.

В силу изложенного подлежат признанию незаконными действия Комитета в лице Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости по отказу в принятии к рассмотрению заявления истца от 09.11.2021года о пересмотре кадастровой стоимости Земельного участка.

Распоряжением Совета министров Республики Крым от 21.11.2019 года №1492-р «О внесении изменений в распоряжение Совета министров Республики Крым от 29 ноября 2016 года N 1498-р и применении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков, расположенных на территории Республики Крым» утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участок, расположенных на территории Республики Крым по состоянию на 01.09.2016 года, в том числе результаты государственной кадастровой оценки земельных участков, собственником которых является истец.

Верховным Судом Республики Крым установлено, что согласно Выписки из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 13.09.2021 года № КУВИ-002/2021-12157939, кадастровая стоимость Земельного участка, установленная по состоянию на 30.06.2017 года, была определена в размере 86994012,4 рублей.

Согласно отчету об оценке № 2021-09-01 Об определении рыночной стоимости земельного участка, составленному 09.11.2021 года частнопрактикующим оценщиком Габенко И.А., рыночная стоимость Земельного участка по состоянию на 30.06.2017 года составляет 36 000 000 руб. (тридцать шесть миллионов рублей ноль копеек).

В ходе судебного заседания, состоявшегося 18.02.2022 года, представителем истца заявлено ходатайство о назначении по делу судебной экспертизы с целью разрешения вопроса соответствия отчета об оценке № 2021-09-01 Об определении рыночной стоимости земельного участка, составленного 09.11.2021 года частнопрактикующим оценщиком Габенко И.А., требованиям законодательства об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки, определения рыночной стоимости земельных участков по состоянию на 30.06.2017года.

В соответствии с разъяснениями, данными в п. 23 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», в случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении, в том числе и вопрос об установлении рыночной стоимости (статьи 79, 80 ГПК РФ, статьи 77, 78 КАС РФ). С учетом того, что результатом оценки является стоимость, определенная в отчете об оценке, экспертиза должна быть направлена на установление рыночной стоимости объекта недвижимости и включать проверку отчета на соответствие требованиям законодательства об оценочной деятельности.

Верховный Суд Республики Крым, принимая во внимание не согласие представителей Совета Министров Республики Крым и Комитета с размером рыночной стоимости Земельного участка, определенным в предоставленном истцом отчете об оценке № 2021-09-01 Об определении рыночной стоимости земельного участка, составленном 09.11.2021 года частнопрактикующим оценщиком Габенко И.А., определением от 18.02.2022 года удовлетворил ходатайство представителя истца, назначил по делу судебно-оценочную экспертизу, производство которой поручил экспертам Федерального бюджетного учреждения Краснодарская лаборатория судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации, поставив на их разрешения вопрос соответствия отчета об оценке № 2021-09-01, составленного 09.11.2021 года частнопрактикующим оценщиком Габенко И.А., требованиям законодательства об оценочной деятельности и федеральным стандартам оценки, а также вопрос установления величины рыночной стоимости этого Земельных участков по состоянию на 30.06.2017 года.

Согласно выводам, содержащимся в заключении эксперта №00877/9-4/27.1 от 22.03.2022 года, Отчет об оценке рыночной стоимости № 2021-09-01 от 09.11.2021 года, составленный частнопрактикующим оценщиком Габенко И.А., соответствует требованиям федеральных стандартов оценки, предъявляемым к форме и содержанию отчета, к описанию объекта оценки, к методам расчета рыночной стоимости, к определению факторов, влияющих на стоимость объекта недвижимости, выявлены несоответствия п.5 ФСО №3, влияющие на итоговую стоимость объекта исследования.

Рыночная стоимость Земельного участка по состоянию на 30.06.2017 года составляла 33963801 (тридцать три миллиона девятьсот шестьдесят три тысячи восемьсот один) рубль.

Представитель истца в судебном заседании 21.04.2022 года и 27.04.2022 года пояснила, что экспертами Федерального бюджетного учреждения Краснодарская лаборатория судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации рыночная стоимость Земельного участка определена при соблюдении требований законодательства об оценочной деятельности, в том числе федеральных стандартов оценки.

Советом министров Республики Крым, Комитетом, Администрацией не предоставлены доказательства неточности (ошибочности) установления рыночная стоимость Земельного участка по состоянию на 30.06.2017 года экспертами Федерального бюджетного учреждения Краснодарская лаборатория судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации, указанной в заключении эксперта №00877/9-4/27.1 от 22.03.2022 года судебно-оценочной экспертизы, проведенной во исполнение определения от 18.02.2022 года.

Верховный Суд Республики Крым, изучив заключение эксперта№00877/9-4/27.1 от 22.03.2022 года судебной оценочной экспертизы, проведенной экспертами Федерального бюджетного учреждения Краснодарская лаборатория судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации во исполнение определения Верховного Суда Республики Крым от 18.02.2022 года, заслушав пояснения представителей истца и Комитета, приходит к выводу о том, что отсутствуют оснований не доверять изложенным в этом заключении выводам.

Заключение эксперта №00877/9-4/27.1 от 22.03.2022 года в полной мере соответствует требования Федерального закона от 31.05.2001 года № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», федеральным стандартам оценки, ст. 82 КАС РФ, основывается на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных. Это заключение содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости Земельного участка, приведенные в нем выводы не допускают их неоднозначного толкования, являются мотивированными, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение, профессиональное суждение эксперта относительно рыночной стоимости Земельного участка полностью подтверждается собранной информацией и предоставленными расчетами.

Так, при проведении судебной оценочной экспертизы экспертом в качестве объектов-аналогов взяты четыре земельных участка, имеющие вид разрешенного использования «промназначение (коммерческое назначение)», которые максимально подходят к видам разрешенного использования земельного участка, арендованного истцом.

При оценке объектов аналогов эксперт придерживался принципов, предусмотренных федеральными стандартами оценки, им приведены все необходимые сведения об использовании источников получения информации, проанализирован рынок недвижимости, произведена оценка объектов с учетом их количественных и качественных характеристик, корректировки в отчете применены по всем значимым группам элементов сравнения, расчеты, проведенные в рамках используемых подходов, позволяют объективно определить рыночную стоимость объекта оценки.

Материалы дела не содержат каких-либо доказательств, свидетельствующих о занижении экспертом рыночной стоимости Земельного участка либо о наличии объективных сомнений по поводу достоверности выводов, содержащихся в заключении эксперта №00877/9-4/27.1 от 22.03.2022 года.

Выводы эксперта, имеющего необходимую квалификацию, предупрежденного об уголовной ответственности по ст. 307 Уголовного кодекса Российской Федерации, проводившего исследование материалов дела, не опровергнуты какими-либо доказательствами.

Верховный Суд Республики Крым считает, что указанное заключение является объективным и полным, а изложенные в нем выводы - обоснованными и последовательными, установленные экспертом размеры рыночной стоимости земельных участков - достоверными.

При таких обстоятельствах кадастровая стоимость Земельного участка подлежит установлению равной его рыночной стоимости по состоянию на 30.06.2017 года в размере 33963801 (тридцати трех миллионов девятисот шестидесяти трех тысяч восьмисот одного)рубля.

Согласно ст.24.18 Закона №135-ФЗ в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

В соответствии со ст. 24.20 Закона № 135-ФЗ кадастровая стоимость объекта недвижимости применяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, со дня начала применения кадастровой стоимости, изменяемой, в том числе, вследствие установления кадастровой стоимости в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости объекта недвижимости.

В п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 года №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» указано, что Законом № 135-ФЗ для юридических лиц, органов государственной власти и органов местного самоуправления установлен обязательный досудебный порядок урегулирования спора, в связи с этим датой подачи заявления для указанных лиц является дата обращения в Комиссию.

Как указано выше, материалы дела свидетельствуют о том, что истец 09.11.2021 года обратился в Комиссию по рассмотрению споров об определении кадастровой стоимости при Комитете с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости Земельного участка, которая необоснованно возвратила 23.11.2021 года направленные в её адрес документы.

В силу изложенного 09.11.2021 года является датой подачи заявления об изменении кадастровой стоимости Земельного участка.

Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии с п. 11 ч. 2 ст. 7 Закона №135-ФЗ.

Руководствуясь статьями 20, 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

Р Е Ш И Л

административное исковое заявление Общества с ограниченной ответственностью «БауМикс» к Совету министров Республики Крым, Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, заинтересованные лица Администрация города Симферополя Республики Крым, заместитель председателя Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Государственном комитете по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Алёшин П.И. об оспаривании решения об отказе в принятии к рассмотрению заявления, результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости удовлетворить.

Признать незаконными действия Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым в лице Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Государственном комитете по государственной регистрации и кадастру Республики Крым по отказу в принятии к рассмотрению заявления Общества с ограниченной ответственностью «БауМикс» от 09.11.2021 года о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 19 252 кв. м.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером расположенного по адресу: <адрес> общей площадью 19 252 кв.м, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01.09.2016 года в размере 33963801 (тридцати трех миллионов девятисот шестидесяти трех тысяч восьмисот одного)рубля.

Датой подачи заявления считать 09.11.2021 года.

Решение суда, является основанием для внесения соответствующих изменений в сведения государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 90:22:010601:1408, расположенного по адресу: <адрес> общей площадью 19 252 кв.м.

Решение суда может быть обжаловано и опротестовано в Третий апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья С.В. Яковлев

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>