ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-229/2022 от 05.04.2022 Осташковского городского суда (Тверская область)

Дело №2а-229/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Осташковский межрайонный суд Тверской области

в составе

председательствующего судьи Кокаревой Н.А.,

при ведении протокола помощником судьи Галаховой Ю.С.,

с участием помощника Осташковского межрайонного прокурора Волощук Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Осташкове

административное дело по административному исковому заявлению Осташковского межрайонного прокурора Тверской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Осташковского городского округа о признании незаконным бездействия и возложении обязанности принять меры по ограничению (исключению) доступа посторонних лиц на территорию и внутрь здания,

установил:

Осташковский межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением к Администрации Осташковского городского округа, в котором просит:

- признать незаконным бездействие Администрации Осташковского городского округа, выразившееся в неисполнении установленных законодательством обязанностей по принятию мер, направленных на ограничение (исключение) доступа посторонних лиц в находящееся в муниципальной собственности жилые помещения расселенного дома аварийного жилищного фонда, расположенного по адресу: Тверская область г.Осташков ул.Евстафьевская д.16;

- обязать Администрацию Осташковского городского округа принять меры по ограничению (исключению) доступа посторонних лиц в находящиеся в муниципальной собственности жилые помещения, обеспечив безопасность лиц, находящихся возле многоквартирного дома, расположенного по адресу: Тверская область г.Осташков ул.Евстафьевская д.16 в срок до 01 октября 2022 года.

Требования мотивированы тем, что Осташковской межрайонной прокуратурой в рамках надзорной деятельности установлено, что администрацией Осташковского городского округа не принимается должных мер к ограничению доступа посторонних лиц в расселенный дом №16 по ул.Евстафьевская г.Осташков Тверская область аварийного жилищного фонда.

В соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 года №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», Постановлением Администрации Тверской области от 14 марта 2008 года №55-па «О разработке региональной программы «Адресная программа Тверской области по переселению граждан из аварийного жилищного фонда» постановлением администрации муниципального образования «Городское поселение -г.Осташков» от 28 мая 2013 года №346 утверждена адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда муниципального образования «Городское поселение – г.Осташков» на 2013-2017 годы» (в редакции постановления администрации МО «Городское поселение – г.Осташков» по состоянию на 27.10.2015 №501).

Одним из ожидаемых конечных результатов реализации «Адресной программы является ликвидация аварийного жилищного фонда.

Согласно п.7 Адресной программы (таблица1) в рамках сбора и обобщения, систематизации информации об аварийных многоквартирных домах, подлежащих реконструкции, орган местного самоуправления обязан готовить документацию по проведению торгов на муниципальный заказ по сносу аварийных многоквартирных домов, а также документацию на проведение торгов на аренду реконструированных многоквартирных домов.

Указанные мероприятия согласно Адресной программы осуществляются за счет средств бюджета МО «Городское поселение -г.Осташков».

Исполнителем программы является администрация муниципального образования «Городское поселение – г.Осташков».

Решением Осташковской городской Думы №93 от 28.12.2017 года «О реорганизации Администрации Осташковского городского округа» реорганизована администрация Осташковского городского округа путем присоединения к ней администрации МО «Осташковский район», администрация МО «Городское поселение – г.Осташков» и администрация муниципальных образований сельских поселений Осташковского района.

Решением Осташковской городской Думы №54 от 15.12.2017 года утвержден Устав Осташковского городского округа.

Адресная программа реализована, жильцы многоквартирных домов, включенных в программу расселены.

Между тем, проведенной Осташковской межрайонной прокуратурой проверкой установлено, что в Адресную программу включен многоквартирных дом №16 по ул.Евстафьевская г.Осташков. Указанный многоквартирный дом расселен, в нем никто не проживает, расположен в зоне плотной застройки, в непосредственной близости от жилых домов и иных деревянных строений. Доступ в строение свободный.

В нарушение требований ст.37 Федерального закона от 30.12.2009 года №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», Закона №185-ФЗ, ст.3 Федерального закона от 06.03.2006 года №35-ФЗ «О противодействии терроризму», администрацией городского округа, до настоящего времени не приняты меры, предупреждающие причинение вреда населению и окружающей среде, в том числе меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в расселенный многоквартирный дом, расположенный по адресу: Тверская область г.Осташков ул.Евстафьевская д.16, который также является объектом культурного наследия федерального значения «Образец жилой застройки улицы, середина ХVIII-1-я половина ХIХ веков», в соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР от 04.12.1974 года №624.

Документация на проведение торгов о предоставлении в аренду для реконструкции многоквартирных домов, являющихся объектами культурного наследия, расселенных в рамках Адресной программы, администрацией не разрабатывалась, торги не проводились.

В нарушение указанных выше требований законодательства Администрацией Осташковского городского округа, не принимаются меры по сохранению объекта культурного наследия, в том числе закрытию дверных и оконных проемов, ограждению аварийного здания.

Указывает, что находящиеся в частично разрушенном состоянии аварийные здания, подлежащие реконструкции, в отсутствии ограждения по периметру, представляют реальную угрозу жизни и здоровью граждан, поскольку могут разрушиться в любой момент, наличие свободного доступа в аварийные жилые здания не исключает возможности совершения правонарушений в данных помещениях, в том числе лицами, вынашивающими террористические намерения, создают реальную угрозу для жизни и здоровья неопределенного круга лиц, свободно проникающих в здания, а также жизни и здоровью иных физических лиц, имуществу физических и юридических лиц, находящихся в непосредственной близости от аварийного дома. Непригодные для проживания дома ухудшают внешний облик города, сдерживают развитие инфраструктуры, что снижает инвестиционную привлекательность городского поселения.

Опасность заключается в том, что расселенные дома подвержены разрушению, в них могут происходить пожары, несчастные случаи, в том числе с н, которые могут находится на территории.

Бездействие органа местного самоуправления нарушает не только действующее законодательство Российской Федерации, но и права и свободы граждан, установленных ст.ст.7,18,19 и 45 Конституции РФ.

Поскольку до настоящего времени Администрацией Осташковского городского округа меры по сохранению объекта культурного наследия, расположенного по адресу: г.Осташков ул.Евстафьевская д.16 неприняты, Осташковский межрайонный прокурор обратился в суд с вышеизложенным иском.

Определением суда от 22 марта 2022 года к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям Осташковского городского округа, Главное Управление по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области.

В судебном заседании помощник Осташковского межрайонного прокурора Волощук Е.В. административное исковое заявление поддержала в полном объеме, по обстоятельствам и доводам, изложенным в нем.

Представитель административного ответчика Администрации Осташковского городского округа в судебное заседание не явился, уведомлен о времени и месте рассмотрения дела в установленном законом порядке, представитель административного ответчика по доверенности Колосова О.Г. в письменных возражениях пояснила, что Администрацией Осташковского городского округа приняты меры по ограничению доступа в дом №16 по ул.Евстафьевская в г.Осташков, путем заколачивания оконных проемов, после составления сметной документации, внесения изменений в бюджет и проведения конкурентных процедур работы по ограничению доступа в вышеуказанный МКД будут завершены.

Представитель заинтересованного лица Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям Осташковского городского округа в судебное заседание не явился, уведомлен о времени и месте рассмотрения дела в установленном законом порядке, в письменном ходатайстве решение по делу оставил на усмотрение суда, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель заинтересованного лица Главного Управления по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен в установленном законом порядке.

Выслушав объяснения прокурора, изучив материалы административного дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.

В силу ч.1 ст.39 КАС Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Согласно статье 2 Конституции Российской Федерации права и свободы человека являются высшей ценностью и государство, выполняя свою обязанность по соблюдению и защите прав и свобод человека, устанавливает способы их охраны и защиты в различных отраслях прав.

Статьей 7 Конституции РФ установлено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В силу ст.18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

В соответствии со ст.45 Конституции РФ государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется.

Согласно ст.2 Жилищного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.

Согласно п.6 ч.1 ст.16 Федерального закона №131-ФЗ от 06 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся: обеспечение проживающих в городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

Аналогичные полномочия закреплены п.6 ч.1 ст.9 Устава Осташковского городского округа.

В силу ч.1 ст.37 Федерального закона №384-ФЗ от 30 декабря 2009 года «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» при прекращении эксплуатации здания или сооружения собственник здания или сооружения должен принять меры, предупреждающие причинение вреда населению и окружающей среде, в том числе меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в здание или сооружение, а также осуществить мероприятия по утилизации строительного мусора.

Согласно п.5 ч.2 ст.2 Федерального закона №384-ФЗ от 30 декабря 2009 года «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»жизненный цикл здания или сооружения - период, в течение которого осуществляются инженерные изыскания, проектирование, строительство (в том числе консервация), эксплуатация (в том числе текущие ремонты), реконструкция, капитальный ремонт, снос здания или сооружения.

В соответствии со ст.9.3 Федерального закона №73-ФЗ от 25 июня 2002 года «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия относятся сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, находящихся в собственности муниципальных образований.

Согласно ч.1 ст.40 Федерального закона №73-ФЗ от 25 июня 2002 года «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»сохранение объекта культурного наследия - меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.

Согласно ст.41 Федерального закона №73-ФЗ от 25 июня 2002 года «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»консервация объекта культурного наследия - научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, в том числе комплекс противоаварийных работ по защите объекта культурного наследия, которому угрожает быстрое разрушение, проводимые в целях предотвращения ухудшения состояния объекта культурного наследия без изменения дошедшего до настоящего времени облика указанного объекта культурного наследия и без изменения предмета охраны объекта культурного наследия.

В соответствии со статьями 1,2,3 Федерального закона №35-ФЗ от 6 марта 2006 года «О противодействии терроризма» правовую основу противодействия терроризму составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, а также принимаемые в соответствии с ними нормативные правовые акты других федеральных органов государственной власти.

Основными принципами противодействия терроризму являются обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму; приоритет мер предупреждения терроризма.

Юридическими лицами должны приниматься меры по противодействию терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма).

Согласно ст.3 Федерального закона №63-ФЗ от 21 декабря 1994 года «О пожарной безопасности» система обеспечения пожарной безопасности - совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на профилактику пожаров, их тушение и проведение аварийно-спасательных работ.

К основным функциям системы обеспечения пожарной безопасности относится также организация и осуществление профилактики пожаров.

В силу ст.2 Федерального закона №120-ФЗ от 24 июня 1999 года «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений н» к основным задачам деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений н в том числе являются предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий н, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому

Деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений н основывается на принципах законности, демократизма, гуманного обращения с н, поддержки семьи и взаимодействия с ней, индивидуального подхода к н с соблюдением конфиденциальности полученной информации, государственной поддержки деятельности органов местного самоуправления и общественных объединений по профилактике безнадзорности и правонарушений н, обеспечения ответственности должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов н.

Органы местного самоуправления в силу ч.1 ст.4 Федерального закона №120-ФЗ от 24 июня 1999 года «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений н» входят в систему профилактики безнадзорности и правонарушений н.

Как установлено в судебном заседании, и не оспаривается стороной ответчика, в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 года №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», Постановлением Администрации Тверской области от 14 марта 2008 года №55-па «О разработке региональной программы «Адресная программа Тверской области по переселению граждан из аварийного жилищного фонда» постановлением администрации муниципального образования «Городское поселение-г.Осташков» от 28 мая 2013 года №346 утверждена адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда муниципального образования «Городское поселение – г.Осташков» на 2013-2017 годы» (в редакции постановления администрации МО «Городское поселение – г.Осташков» по состоянию на 27.10.2015 №501).

Конечным результатом реализации «Адресной программы является ликвидация аварийного жилищного фонда.

Согласно п.7 Адресной программы (таблица1) в рамках сбора и обобщения, систематизации информации об аварийных многоквартирных домах, подлежащих реконструкции, орган местного самоуправления обязан готовить документацию по проведению торгов на муниципальный заказ по сносу аварийных многоквартирных домов, а также документацию на проведение торгов на аренду реконструированных многоквартирных домов.

Указанные мероприятия согласно Адресной программы осуществляются за счет средств бюджета МО «Городское поселение -г.Осташков».

Исполнителем программы является администрация муниципального образования «Городское поселение – г.Осташков».

Решением Осташковской городской Думы №93 от 28.12.2017 года «О реорганизации Администрации Осташковского городского округа» реорганизована администрация Осташковского городского округа путем присоединения к ней администрации МО «Осташковский район», администрация МО «Городское поселение – г.Осташков» и администрация муниципальных образований сельских поселений Осташковского района.

Решением Осташковской городской Думы №54 от 15.12.2017 года утвержден Устав Осташковского городского округа.

Адресная программа реализована, жильцы многоквартирных домов, включенных в программу расселены.

Многоквартирный дом №16 по ул.Евстафьевская г.Осташкова включен в Адресную программу.

Согласно акту осмотра от 15 февраля 2022 года с приложенной к нему фототаблицей указанный многоквартирный дом расселен, в нем никто не проживает, расположен в зоне плотной застройки, в непосредственной близости от жилых домов и иных деревянных строений. Доступ в строение свободный.

Между тем, согласно предостережению №430от 31января 2019 года и предписанию №1469/03 от 30 марта 2020 года, вынесенных Главным управлением по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области в отношении Администрации Осташковского городского округа многоквартирный жилой дом №16 по ул.Евстафьевская в г.Осташкове является объектом культурного наследия федерального значения «Образец жилой застройки улицы, середина XVIII-1-я половина XIX в.в.: Главный дом».

Таким образом, в нарушение требований ст.37 Федерального закона от 30.12.2009 года №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», Закона №185-ФЗ, ст.3 Федерального закона от 06.03.2006 года №35-ФЗ «О противодействии терроризму», администрацией городского округа, до настоящего времени не приняты меры, предупреждающие причинение вреда населению и окружающей среде, в том числе меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в многоквартирный дом, расположенный по адресу: Тверская область г.Осташков ул.Евстафьевская д.16, который также является объектом культурного наследия федерального значения «Образец жилой застройки улицы, середина XVIII-1-я половина XIX в.в.: Главный дом».

Документация на проведение торгов о предоставлении в аренду для реконструкции многоквартирных домов, являющихся объектами культурного наследия, расселенных в рамках Адресной программы, администрацией не разрабатывалась, торги не проводились.

03.12.2021 года Осташковской межрайонной прокуратурой в адрес Администрации Осташковского городского округа внесено представление «Об устранении нарушений законодательства об объектах культурного наследия, безопасности зданий и сооружений» с требованием в том числе принять меры по сохранению объекта культурного наследия, расположенного по адресу: г.Осташков ул.Евстафьевская д.16.

Из письма Администрации Осташковского городского округа №7869-13 от 29.12.2021 года за подписью заместителя Главы Администрации Осташковского городского округа Иванкина И.Д. следует, что администрацией меры по ограничению доступа в расселенный дом не приняты.

В целях контроля за исполнением актов прокурорского реагирования 15.02.2022 года произведен осмотр указанного расселенного многоквартирного дома, в ходе которого установлено, что администрацией Осташковского городского округа не приняты меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в расселенные многоквартирные дома, расположенные по адресу: Тверская область г.Осташков ул.Евстафьевская д.16,48.

Таким образом, обязанность по принятию мер, направленных на ограничение (исключение) доступа посторонних лиц в находящиеся в муниципальной собственности жилые помещения расселенного дома аварийного жилищного фонда, расположенного по адресу: Тверская область г.Осташков ул.Евстафьевская д.16, возложена в силу п.6ч.1 ст.9 Устава Осташковского городского округа, п.6 ч.1 ст.16 Федерального закона от 6 ноября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» на Администрацию Осташковского городского округа, как орган местного самоуправления.

Однако в нарушение требований законодательства Администрацией Осташковского городского округа не приняты исчерпывающие меры по сохранению объекта культурного наследия, в том числе закрытию дверных и оконных проемов, ограждению аварийного здания.

Отсутствие финансирования работ на проведение работ по ограничению доступа в расселенный дом, не освобождает орган местного самоуправления от исполнения возложенных на него законом обязанности для решения вопросов местного значения городского округа, поскольку приведенные выше нормы права не связывают реализацию вопросов местного значения с наличием средств в соответствующем бюджете.

Финансовое обеспечение осуществления возложенных на органы местного значения полномочий, решение вопросов местного значения является обязанностью соответствующих органов муниципального образования.

Между тем, указанные факты негативно сказываются на реализации национального проекта «Жилье и комфортная городская среда» в части обеспечения устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда.

Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2018 года №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» в целях осуществления прорывного научно-технологического и социально-экономического развития Российской Федерации, увеличения численности населения страны, повышения уровня жизни граждан, создания комфортных условий для их проживания, а также условий и возможностей для самореализации и раскрытия таланта каждого человека определены 12 национальных проектов.

Целями национального проекта «Жилье и комфортная городская среда» являются обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда, увеличение объема жилищного строительства не менее чем до 120 млн. квадратных метров в год.

При этом, находящиеся в частично разрушенном состоянии аварийные здания, подлежащих реконструкции, в отсутствии ограждения по периметру, представляют реальную угрозу жизни и здоровью граждан, поскольку могут разрушиться в любой момент, наличие свободного доступа в аварийные жилые здания не исключает возможности совершения правонарушений в данных помещениях, в том числе лицами, вынашивающими террористические намерения, создают реальную угрозу для жизни и здоровья неопределенного круга лиц, свободно проникающих в здания, а также жизни и здоровью иных физических лиц, имуществу физических и юридических лиц, находящихся в непосредственной близости от аварийного дома. Непригодные для проживания дома ухудшают внешний облик города, сдерживают развитие инфраструктуры, что снижает инвестиционную привлекательность городского населения.

Между тем, опасность заключается и в том, что расселенные дома подвержены разрушению, в них могут происходить пожары, несчастные случаи, в том числе с н, которые могут находится на территории.

Доказательств принятия уполномоченным органом с декабря 2021 года (момент внесения представления) до марта 2022 года исчерпывающих мер по сохранению объекта культурного наследия, в том числе закрытию дверных и оконных проемов, ограждения аварийного здания не представлено, что свидетельствует о незаконном бездействии со стороны административного ответчика, чем нарушаются права и охраняемые законом интересы неопределенного круга лиц, в связи с чем административные исковые требования прокурора являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению.

Срок для исполнения решения суда до 1 октября 2022 года суд признает разумным и достаточным для исполнения решения суда.

Срок обращения с административным иском в суд прокурором не пропущен.

Руководствуясь ст.175-180, 227 КАС РФ,

решил:

Административные исковые требования Осташковского межрайонного прокурора Тверской области в защиту интересов неопределенного круга лиц, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации Осташковского городского округа Тверской области, выразившееся в неисполнении установленных законодательством обязанностей по принятию мер, направленных на ограничение (исключение) доступа посторонних лиц в находящиеся в муниципальной собственности жилые помещения расселенного дома аварийного жилищного фонда, расположенного по адресу: Тверская область, г.Осташков, ул.Евстафьевская, дом 16.

Обязать Администрацию Осташковского городского округа Тверской области принять меры по ограничению (исключению) доступа посторонних лиц в находящиеся в муниципальной собственности жилые помещения, обеспечив безопасность лиц, находящихся возле многоквартирного дома, расположенного по адресу: Тверская область, г.Осташков, ул.Евстафьевская, дом 16, в срок 01 октября 2022 года.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тверской областной суд через Осташковский межрайонный суд Тверской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме – 8 апреля 2022 года.

Судья Кокарева Н.А.

Дело №2а-229/2022