ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-22/18 от 05.02.2018 Северодвинского гарнизонного военного суда (Архангельская область)

Дело № 2а – 22/2018 Копия

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

05 февраля 2018 года город Северодвинск

Северодвинский гарнизонный военный суд под председательством судьи Феоктистова М.В., при секретаре судебного заседания
Мамоновой Е.В., с участием представителя административного истца ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении военного суда административное дело по административному исковому заявлению военнослужащего войсковой части <данные изъяты> ФИО2 об оспаривании действий командира войсковой части , войсковой части и филиала Федерального казенного учреждения «Объединенное стратегическое командование Северного флота» - «3 финансово-экономическая служба» (далее – ФКУ «ОСК СФ» -«3 ФЭС»), связанных с нарушением порядка заключения нового контракта о прохождении военной службы, нарушением сроков прохождения военной службы при отсутствии заключенного нового контракта после окончания действия контракта от 12 февраля 2013 года, с несвоевременным проведением мероприятий по плановой замене и возложении обязанности на командира войсковой части провести мероприятия и досрочно уволить административного истца с военной службы по п.п. «а» п. 3 ст. 51 Федерального закона № 53-ФЗ от 28 марта 1998 года «О воинской обязанности и военной службе»,

УСТАНОВИЛ:

ФИО2 обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать существенными нарушениями его прав действия командира войсковой части , связанные:

- с нарушением порядка заключения нового контракта о прохождении военной службы от 12 апреля 2014 года;

- с нарушением сроков прохождения военной службы при отсутствии заключенного нового контракта после окончания действия контракта от 12 февраля 2013 года;

- с несвоевременным проведением мероприятий по плановой замене.

Также ФИО2 просил возложить обязанность на командира войсковой части провести мероприятия и досрочно уволить его с военной службы по п.п. «а» п. 3 ст. 51 Федерального закона № 53-ФЗ от 28 марта 1998 года «О воинской обязанности и военной службе».

Определением Северодвинского гарнизонного военного суда от 25 января 2018 года к участию в деле в качестве административного ответчика была привлечена войсковая часть , в качестве соответчика был привлечен филиал ФКУ «ОСК СФ» - «3 ФЭС».

Административный истец ФИО2, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте судебного заседания, в него не явился, направил своего представителя ФИО1, которая в судебном заседании заявленные требования поддержала, на их удовлетворении настаивала по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.

Административный ответчик – командир войсковой части , действующий в своих интересах и интересах административного ответчика войсковой части , будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте судебного заседания, в него не прибыл, представителя не направил, представил в суд письменные возражения на административное исковое заявление, в которых просил отказать в удовлетворении требований ФИО2, в связи с тем, что новый контракт от 12 апреля 2014 года заключен с ФИО2 на основании его добровольного изъявления желания и намерения проходить военную службу, что подтверждается его рапортом на имя командира войсковой части . Действия командования войсковой части по заключению данного контракта на 5 лет не оспаривал. Кроме того, 01 июня 2017 года с ФИО2 проведена беседа о его плановой замене и сведения направлены для включения его в план, в тот же день ФИО2 подан рапорт о согласии с плановой заменой и желании проходить службу в Южном военном округе, в связи с чем, ФИО2 внесен в план замены на 2018 год. Порядок проведения мероприятий по плановой замене командованием войсковой части не нарушен, соответственно оснований досрочно уволить ФИО2 с военной службы не имеется.

Административный ответчик – начальник филиала ФКУ «ОСК СФ»-«3 ФЭС», действующий в интересах административного ответчика – филиала ФКУ «ОСК СФ»-«3 ФЭС», в судебное заседание не явился, своего представителя не направил, мнения по административному исковому заявления ФИО2 не предоставил, просил рассмотреть дело без своего участия.

Суд, в соответствии со ст. 150, ч. 6 ст. 226 КАС РФ дело рассмотрел при данной явке.

Выслушав пояснения представителя административного истца ФИО1, исследовав доказательства, имеющиеся в деле, суд приходит к следующим выводам.

Рассмотрев требования административного истца ФИО2 о признании существенными нарушениями его прав, действия командира войсковой части выразившиеся в нарушении порядка заключения нового контракта прохождения военной службы от 12 апреля 2014 года и нарушении сроков прохождения военной службы при отсутствии заключенного нового контракта после окончания действия контракта от 12 февраля 2013 года, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 32 Федерального закона от 28 марта 1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее - ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»), контракт о прохождении военной службы заключается между гражданином (иностранным гражданином) и от имени Российской Федерации - Министерством обороны Российской Федерации, иным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых настоящим Федеральным законом предусмотрена военная служба, письменно по типовой форме в порядке, определяемом Положением о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации № 1237 от 16 сентября 1999 года (далее по тексту – Положение).

Из содержания ст. 4 Положения, устанавливающей общие положения заключения контракта и прекращения его действия, следует, что:

1. Контракт заключается между гражданином (иностранным гражданином) и от имени Российской Федерации - Министерством обороны Российской Федерации, иным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в котором предусмотрена военная служба, письменно по типовой форме согласно приложению № 1. Контракт может быть первым или новым.

2. Заключение контракта, прекращение его действия, а также иные отношения, связанные с ним, регулируются Федеральным законом, а также законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, определяющими порядок прохождения военной службы и статус военнослужащих.

3. Контракт не может быть заключен с гражданином (иностранным гражданином), в отношении которого вынесен обвинительный приговор и которому назначено наказание, в отношении которого ведется дознание либо предварительное следствие или уголовное дело в отношении которого передано в суд, имеющим неснятую или непогашенную судимость за совершение преступления, а также отбывавшим наказание в виде лишения свободы. Контракт не может быть заключен с гражданином, лишенным на определенный срок вступившим в законную силу решением суда права занимать воинскую должность, в течение этого срока.

4. В контракте закрепляются добровольность поступления на военную службу, срок, в течение которого гражданин (иностранный гражданин) обязуется проходить военную службу, а также условия контракта.

Кроме того, контракт прекращает свое действие со дня заключения с военнослужащим нового контракта.

В соответствии с п. 3 ст. 38 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» и со ст. 8 Положения, первый контракт о прохождении военной службы заключается с военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, или иным гражданином, поступающим на военную службу на воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание солдата, матроса, сержанта, старшины, - на два года либо на три года по выбору гражданина.

Согласно п. 5 ст. 9 Положения, новый контракт заключается с военнослужащим, являющимся гражданином и поступившим на пять лет военной службы на воинской должности, для которой штатом предусмотрено воинское звание <данные изъяты>.

Как следует из материалов дела ФИО2 первый контракт о прохождении военной службы заключил 31 января 2013 года.

13 января 2014 года ФИО2 установленным порядком обратился с рапортом, в котором добровольно изъявил желание заключить новый контракт о прохождении военной службы сроком на 5 лет. 12 апреля 2014 года ФИО2 заключил новый контракт о прохождении военной службы на срок 5 лет.

Приказом командующего войсками 1 командования ВВС и ПВО от 12 апреля 2014 года №22 ФИО2 назначен на должность техника командования зенитно-ракетного дивизиона с присвоением воинского звания <данные изъяты> Этим же приказом объявлено о вступлении в законную силу указанного контракта.

Таким образом, материалами дела установлено, что контракт от 12 апреля 2014 года заключен ФИО2 в добровольном порядке, при этом положения действующего законодательства регулирующего порядок заключения нового контракта был командованием войсковой части соблюден. Также командиром войсковой части не нарушены сроки прохождения военной службы по контракту от 12 февраля 2013 года, поскольку со дня заключения с военнослужащим нового контракта, предыдущий контракт прекращает свое действие.

В связи с указанными обстоятельствами, военный суд приходит к выводу о том, что каких-либо прав ФИО2 командиром войсковой части при заключении нового контракта от 12 апреля 2014 года и сроках действия старого контракта от 12 февраля 2013 года, нарушено не было.

Рассмотрев требования административного истца ФИО2 о признании существенными нарушениями его прав, действия командира войсковой части выразившиеся в несвоевременном проведении мероприятий по плановой замене, суд приходит к следующим выводам.

Согласно п. 4 ст. 43 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» проведение плановой замены военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, а также в воинских частях, находящихся за пределами Российской Федерации, осуществляется в соответствии с Положением о порядке прохождения военной службы.

В соответствии с п. 3, 6 ст. 16 Положения, замена военнослужащих, проходящих военную службу в местностях, где установлен срок военной службы, производится не позднее истечения срока, установленного для службы в указанных местностях. Перевод военнослужащих в порядке плановой замены в местности, где установлен срок военной службы, производится на равные воинские должности - без их согласия.

На основании приказа Министра обороны РФ от 22 сентября 2014 года № 696 «Об утверждении Порядка организации и проведения плановой замены военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту», с военнослужащими, подлежащими плановой замене, до 1 июня года, предшествующего плановой замене, проводится беседа и сведения о военнослужащих, подлежащих плановой замене направляются в Главное управление кадров МО РФ.

ФИО2 проходит военную службу с 2013 года в районе Крайнего Севера, где срок службы в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 05 июня 2000 года № 434, установлен пять лет.

Из копии рапорта ФИО2 от 09 марта 2017 года, поданного командиру войсковой части , видно, что административный истец просил командование организовать мероприятия по плановой замене, а при невозможности ее проведения, досрочно уволить его с военной службы по собственному желанию.

Согласно ответа командира войсковой части от 20 марта 2017 года на указанный рапорт, следует, что ФИО2 преждевременно обратился к командиру, поскольку не истек установленный срок службы в районах и местностях с неблагоприятными климатическим условиями. Также ФИО2 был проинформирован о внесении его в план замены на 2018 год.

Из рапорта ФИО2 от 01 июня 2017 года следует, что с ФИО2 проведена беседа о плановой замене, с которой он согласился и изъявил желание продолжить службу в Южном военном округе.

Согласно листу беседы от 09 ноября 2017 года ФИО2 выразил свое согласие с включением его в план замены, но отказался от предложенной воинской должности в войсковой части Южного военного округа.

Таким образом, ФИО2 своевременно внесен в план замены, с ним в установленные сроки проведена беседа, сведения о его включении в план направлены в управление кадров Северного флота.

В связи с указанными обстоятельствами, военный суд приходит к выводу о том, что каких-либо прав ФИО2 командиром войсковой части при проведении мероприятий по плановой замене нарушено не было.

Рассмотрев требования административного истца ФИО2 о возложении обязанности на командира войсковой части уволить административного истца с военной службы по п.п. «а» п. 3 ст. 51 Федерального закона № 53-ФЗ от 28 марта 1998 года «О воинской обязанности и военной службе» в связи с существенным и (или) систематическим нарушением в отношении него условий контракта, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии п.п. «а» п. 3 ст. 51 ФЗ «О воинской обязанности и военной службы» военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, имеет право на досрочное увольнение с военной службы в связи с существенным и (или) систематическим нарушением в отношении него условий контракта. При этом под систематическим нарушением условий контракта признаются многократные нарушения предусмотренных законодательством о статусе военнослужащих прав военнослужащего (повторяющиеся более двух раз) в течение непродолжительного времени, а под существенным нарушением условий контракта со стороны федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, признается такое нарушение, из-за которого военнослужащий лишился возможности осуществлять свои конституционные права, либо нарушение, лишающее военнослужащего или членов его семьи возможности воспользоваться наиболее значимыми для них правами, социальными гарантиями и компенсациями, предусмотренными законодательством о порядке прохождения военной службы и статусе военнослужащих.

Как следует из материалов дела ФИО2 обратился к командиру войсковой части с рапортом об увольнении его с военной службы по собственному желанию в соответствии с п. 6 ст. 51 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», с рапортом об увольнении по основаниям, изложенным в п. «а» п. 3 ст. 51 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» к командиру войсковой части ФИО2 не обращался.

В связи с указанными обстоятельствами, военный суд приходит к выводу о том, что каких-либо прав ФИО2 связанных с возложением на командира войсковой части обязанности уволить его по п. «а» п. 3 ст. 51 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» нарушено не было.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что действиями административных ответчиков какие-либо права либо законные интересы ФИО2 нарушены не были, а заявленные административным истцом требования удовлетворению не подлежат.

Поскольку в удовлетворении требований административного истца судом отказано, основания для возмещения ФИО2 судебных расходов, в соответствии с ч. 1 ст. 111 КАС РФ, отсутствуют.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 111, 174-180 и 227 КАС РФ, военный суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления ФИО2 об оспаривании действий командира войсковой части , войсковой части и филиала Федерального казенного учреждения «Объединенное стратегическое командование Северного флота» - «3 финансово-экономическая служба», связанных с нарушением порядка заключения нового контракта прохождения военной службы, нарушением сроков прохождения военной службы при отсутствии заключенного нового контракта после окончания действия контракта от 12 февраля 2013 года, с несвоевременным проведением мероприятий по плановой замене и возложении обязанности на командира войсковой части провести мероприятия и досрочно уволить административного истца с военной службы по п.п. «а» п. 3 ст. 51 Федерального закона № 53-ФЗ от 28 марта 1998 года «О воинской обязанности и военной службе», а также в возмещении судебных расходов – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Северный флотский военный суд через Северодвинский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня его вынесения.

Председательствующий по делу - судья (подпись) М.В. Феоктистов

Верно.

Председательствующий по делу - судья М.В. Феоктистов

Секретарь судебного заседания Е.В. Мамонова

05.02.2018