ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-22/18 от 25.01.2018 Ростовского - на - Дона гарнизонного военного суда (Ростовская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

25 января 2018 г. г. Ростов-на-Дону

Ростовский-на-Дону гарнизонный военный суд в составе председательствующего Миронова А.А., при секретаре судебного заседания Скобликове В.В., с участием административного истца ФИО1, представителей административных ответчиков: начальника Федерального государственного казенного учреждения «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГКУ «Югрегионжилье») - ФИО2 и начальника Федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Ростовской области» (далее – ФКУ «УФО МО РФ по РО») - ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-22/2018 по административному исковому заявлению военнослужащего войсковой части №00000<данные изъяты>ФИО1 об оспаривании решения заместителя начальника ФГКУ «Югрегионжилье» об исключении административного истца и членов его семьи из списка нуждающихся в предоставлении служебных жилых помещений и об оспаривании действий начальника ФКУ «УФО МО РФ по РО», связанных с невыплатой денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения в полном объеме,

установил:

ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором, с учетом уточненных требований, просил признать незаконным решение заместителя начальника ФГКУ «Югрегионжилье» от 21 ноября 2017 г. № <...> об исключении административного истца и членов его семьи из списка нуждающихся в предоставлении служебных жилых помещений, отменить указанное решение и восстановить его и членов его семьи в списках нуждающихся в предоставлении служебных жилых помещений, обязать начальника ФКУ «УФО МО РФ по РО» произвести перерасчет денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения и выплатить ему денежную компенсацию за период с 1 января по 31 декабря 2017 г. на состав семьи 4 человека, а также взыскать в его пользу судебные расходы в размере 5 000 рублей за оказание юридической консультации и составление административного искового заявления и в размере 300 рублей, связанные с уплатой государственной пошлины.

В связи с отменой оспариваемого решения заместителя начальника ФГКУ «Югрегионжилье» от 21 ноября 2017 г. № <...>, судом вынесено отдельное определение о прекращении производства по делу в этой части.

В обоснование заявленных требований к начальнику ФКУ «УФО МО РФ по РО» ФИО1 в административном исковом заявлении и в судебном заседании указал, что в настоящее время он проходит военную службу по контракту в войсковой части №00000, и вместе с ним по месту прохождения военной службы проживают три члена его семьи (жена и двое детей). 9 февраля 2016 г. решением ФГКУ «Югрегионжилье» он был включен в списки на предоставление служебных жилых помещений с составом семьи 3 человека. В связи с рождением дочери, решением ФГКУ «Югрегионжилье» от 12 сентября 2016 г. № <...> состав его семьи на предоставление служебных жилых помещений по месту прохождения военной службы был увеличен до 4 человек. Приказом командира войсковой части №00000 от 17 февраля 2017 г. № 134 ему была установлена выплата денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения на состав семьи 4 человека в размере 17 988,96 рублей ежемесячно. Однако ФКУ «УФО МО РФ по РО» в период с 1 января по 31 июля 2017 г. выплачивало ему указанную денежную компенсацию в размере 16 115,11 рублей, что соответствует на состав семьи из 3 человек, а с 1 августа 2017 г. ФКУ «УФО МО РФ по РО» выплата денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения прекращена полностью и по 31 декабря 2017 г. не выплачивалась. Основанием для принятия решения о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения в период с 1 января по 31 июля 2017 г. явилось отсутствие в ФКУ «УФО МО РФ по РО» сведений о рождении его дочери, а основанием прекращения выплаты указанной денежной компенсации с 1 августа 2017 г. послужило отсутствие постоянной регистрации его и членов его семьи по месту прохождения военной службы. С указанным решением финансового органа он не согласен, поскольку все необходимые сведения в связи с рождением дочери представлял командиру воинской части, который обязан был предоставить их в ФКУ «УФО МО РФ по РО», а что касается постоянной регистрации, то у него в г. Краснодаре на праве собственности имеется жилое помещение, предоставленное Министерством обороны РФ, в котором он, его супруга и дочь зарегистрированы по месту жительства, но они все по месту прохождения военной службы зарегистрированы по месту пребывания при войсковой части №00000, а его сын зарегистрирован при войсковой части №00000. Кроме того, указал, что компенсация за наем (поднаем) жилого помещения ежемесячно не выплачивалась, а за июль 2017 г. указанную компенсацию он получил лишь в ноябре 2017 г.

Представитель административного ответчика начальника ФКУ «УФО МО РФ по РО» - Лейко требования административного истца не признала, просила отказать в их удовлетворении, указав, что финансовым органом в период с 1 января по 31 июля 2017 г. административному истцу выплачивалась денежная компенсация за наем (поднаем) жилого помещения на состав семьи 3 человека, поскольку документы и сведения в ФКУ «УФО МО РФ по РО» о том, что у административного истца возникло право на получение указанной денежной компенсации на состав семьи из 4 человек, не представлялись. С 1 августа 2017 г. выплата денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения ФИО1 была прекращена, поскольку административный истец и члены его семьи не зарегистрированы по месту жительства в населенном пункте, в котором административный истец проходит военную службу. Кроме того, представитель административного ответчика со ссылкой на Порядок обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденный приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. № 2700 (далее – Порядок), указывает, что выплата названной денежной компенсации производится одновременно с денежным довольствием, то есть с 10 по 20 число каждого месяца за истекший месяц, в связи с чем, по её мнению, административным истцом пропущен срок на обращение в суд в связи с обжалованием действий начальника ФКУ «УФО МО РФ по РО», связанных с выплатой административному истцу указанной денежной компенсации за период с 1 января по 1 сентября 2017 г., поскольку ФИО1 обратился в суд только 28 декабря 2017 г.

Представитель начальника ФГКУ «Югрегионжилье» - Наволока полагал, что предусмотренных законом оснований для удовлетворения административного искового заявления ФИО1 не имеется.

Административный ответчик - заместитель начальника ФГКУ «Югрегионжилье» и заинтересованное лицо - командир войсковой части №00000, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд не явились.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно материалам дела ФИО1 проходит военную службу в войсковой части №00000, которая дислоцируется в <данные изъяты>. Административный истец, его супруга М.И.А. и дочь М.Е.И. зарегистрированы по месту жительства по адресу: <данные изъяты>, а сын административного истца зарегистрирован по месту жительства по адресу войсковой части №00000. Административный истец с 15 апреля 2014 г., его супруга с 20 октября 2015 г. и его дочь с 6 августа 2016 г. зарегистрированы по месту пребывания по адресу войсковой части №00000.

Решением ФГКУ «Югрегионжилье» от 9 февраля 2016 г. № <...> ФИО1 включен в список на предоставление служебных жилых помещений с составом семьи 3 человека.

Решением ФГКУ «Югрегионжилье» от 12 сентября 2016 г. № <...> внесены изменения в учетное дело ФИО1, состоящего в списке на предоставление служебных жилых помещений, согласно которого состав его семьи составил 4 человека.

Согласно договорам найма (поднайма) жилого помещения от 1 октября 2016 г. и от 1 сентября 2017 г., административный истец и члены его семьи (супруга, дочь и сын) проживают в квартире, расположенной по адресу: <...>.

Из выписки из приказа командира войсковой части №00000 от 17 февраля 2017 г. № 134 следует, что ФИО1 в период с 1 января по 31 декабря 2017 г. установлена выплата денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения в размере 17 988,96 рублей ежемесячно.

Согласно расчетным листкам в период с 1 января по 31 июля 2017 г. административному истцу начислена и выплачена денежная компенсации за наем (поднаем) жилого помещения на состав семьи 3 человека в размере 16 115,11 рублей.

В соответствии с п. 3 ст. 15 Федерального закона Российской Федерации от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (далее - Федеральный закон «О статусе военнослужащих»), военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и членам их семей, прибывшим на новое место военной службы военнослужащих - граждан, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития.

В случае отсутствия указанных жилых помещений воинские части арендуют жилые помещения для обеспечения военнослужащих - граждан и совместно проживающих с ними членов их семей или по желанию военнослужащих - граждан ежемесячно выплачивают им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.

Аналогичные требования содержатся и в Положении о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим-гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, и членам их семей, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. № 909 (далее – Положение).

Как следует из вышеприведенных норм, выплата денежной компенсации за наем (поднаем) жилья является одной из форм соблюдения жилищных прав военнослужащих по контракту до их обеспечения жилыми помещениями по установленным нормам.

Согласно п. 2 и 4 Инструкции об организации в Вооруженных Силах Российской Федерации выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 27 мая 2016 г. № 303 (далее – Инструкция), выплата денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений осуществляется военнослужащим ежемесячно через финансово-экономические органы по месту прохождения военной службы со дня найма (поднайма) жилого помещения после прибытия к месту военной службы, но не ранее дня включения военнослужащего в список на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда уполномоченным органом либо структурным подразделением уполномоченного органа согласно принадлежности территорий в целях жилищного обеспечения.

Решение о выплате денежной компенсации принимается на основании рапорта, к которому прилагаются следующие документы: копии договора найма; справка воинской части о составе семьи военнослужащего; выписка из приказа командира воинской части о зачислении военнослужащего в списки личного состава воинской части; копии паспортов гражданина Российской Федерации на всех членов семьи, на которых назначается денежная компенсация, с отметками о регистрации по месту жительства, копии свидетельств о регистрации по месту пребывания (при их наличии) и свидетельств о рождении на детей, не достигших 14-летнего возраста.

Из анализа приведенных положений нормативных актов следует, что право на получение денежной компенсации военнослужащий приобретает со дня найма (поднайма) жилого помещения, но не ранее дня включения в список на предоставление служебного жилья. Однако с учетом того, что это право носит заявительный характер, реализовать его военнослужащий может с даты обращения с соответствующим рапортом о ее выплате с приложением документов, свидетельствующих о наличии у него такого права.

В судебном заседании административный истец указал, что документы на выплату ему денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения на состав семьи 4 человек он представлял командованию воинской части, но непосредственно в ФКУ «УФО МО РФ по РО» указанные документы не представлял.

Поскольку выплата денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения производится финансовым органом на основании обращения с соответствующим рапортом о ее выплате с приложением документов, свидетельствующих о наличии у него такого права, а в ФКУ «УФО МО РФ по РО» документы и сведения о наличии права на выплату административному истцу указанной компенсации на состав семьи 4 человек не представлялись, следует прийти к выводу, что ФКУ «УФО МО РФ по РО» обоснованно в период с 1 января по 31 июля 2017 г. административному истцу выплачивалась денежная компенсация за наем (поднаем) жилого помещения на состав семьи 3 человека.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что в требованиях административного истца о возложении на начальника ФКУ «УФО МО РФ по РО» обязанности произвести перерасчет денежной компенсации за поднаем жилого помещения и выплатить ему денежную компенсацию за период с 1 января по 31 декабря 2017 г. на состав семьи 4 человека, следует отказать.

Что же касается указаний в Инструкции на необходимость предоставления с рапортом копии паспортов гражданина Российской Федерации на всех членов семьи, на которых назначается денежная компенсация, с отметками о регистрации по месту жительства, то данное требование направлено на возможность установления уполномоченными органами факта отсутствия у военнослужащего по месту службы какого-либо жилого помещения для постоянного проживания.

При этом, по смыслу ст. 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», институт регистрационного учета по месту жительства и по месту пребывания носит уведомительный характер, а поэтому факт наличия либо отсутствия регистрации у военнослужащего по месту прохождения военной службы сам по себе не свидетельствует о наличии либо отсутствии у него права на компенсацию на наем (поднаем) жилого помещения.

Указания в п. 3 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» на то, что военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы военнослужащих - граждан, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей, направлены на реализацию военнослужащими их прав и свобод, в том числе права на обеспечение жильем, и не влияют на решение вопроса о выплате компенсации на наем (поднаем) жилого помещения.

Таким образом, суд приходит к выводу, что из-за отсутствия у ФИО1 и его членов семьи регистрации по месту жительства в населенном пункте, где он проходит военную службу, ФКУ «УФО МО РФ по РО» незаконно с 1 августа 2017 г. административному истцу прекращена выплата денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения.

Доводы представителя административного ответчика - Лейко о том, что административным истцом пропущен срок на обращение в суд в связи с обжалованием действий начальника ФКУ «УФО МО РФ по РО», связанных с выплатой административному истцу денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения за период с 1 января по 1 сентября 2017 г., суд полагает несостоятельными и считает длящимся нарушением прав в отношении административного истца, поскольку в судебном заседании установлено, что выплата денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения ФКУ «УФО МО РФ по РО» ФИО1 производилась не ежемесячно, а кроме того, указанная компенсация за июль 2017 г. была выплачена административному истцу только в ноябре 2017 г.

На основании вышеизложенного, суд находит административное исковое заявление ФИО1 подлежащим удовлетворению частично.

Рассматривая требования административного истца в части взыскания в его пользу судебных расходов в размере 5 300 рублей, состоящих из оплаты за оказание юридической консультации и составление административного искового заявления, а также связанных с уплатой государственной пошлины, суд приходит к следующим выводам.

Из квитанций от 26 декабря 2017 г., а также соглашения об оказании юридической помощи от 26 декабря 2017 г. № 12 усматривается, что за оказание юридической помощи, связанной с составлением административного искового заявления, ФИО1 оплатил 5 000 рублей.

Согласно ч. 1 ст. 111 КАС РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

Определяя размер подлежащих взысканию расходов на оплату услуг, связанных с составлением административного искового заявления, суд принимает во внимание сложность административного дела и разрешаемых в ходе рассмотрения дела правовых вопросов.

В связи с изложенным, суд считает необходимым частично удовлетворить требование административного истца о возмещении судебных расходов и взыскать в его пользу 2 000 рублей за оказание юридической консультации и составление административного искового заявления, так как при указанных обстоятельствах расходы в размере 5 000 рублей являются завышенными, а также взыскать в его пользу 300 рублей в связи с уплатой государственной пошлины.

Руководствуясь ст. 111, 175-180 и 227 КАС РФ, военный суд

решил:

Заявление ФИО1 удовлетворить частично.

Признать незаконными действия начальника Федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Ростовской области», связанные с не выплатой ФИО1 денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения за период с 1 августа по 31 декабря 2017 г.

Обязать начальника Федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Ростовской области» в течение месяца со дня получения для исполнения копии вступившего в законную силу решения суда выплатить ФИО1 денежную компенсацию за наем (поднаем) жилого помещения за период с 1 августа по 31 декабря 2017 г. на состав семьи 3 человека.

Взыскать с Федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Ростовской области» в пользу ФИО1 судебные расходы в размере 2 000 (двух тысяч) рублей за оказание юридической консультации и составление административного искового заявления и в размере 300 (трехсот) рублей, связанные с уплатой государственной пошлины.

В удовлетворении административного искового заявления ФИО1 в части требований о возложении на начальника Федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Ростовской области» обязанности произвести перерасчет денежной компенсации за поднаем жилого помещения и выплатить ему денежную компенсацию за период с 1 января по 31 декабря 2017 г. на состав семьи 4 человека, а также взыскания в его пользу судебных расходов в размере 3 000 рублей за оказание юридической консультации и составление административного искового заявления, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда через Ростовский-на-Дону гарнизонный военный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий А.А. Миронов