ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-22/20 от 06.04.2020 Санчурского районного суда (Кировская область)

Дело №2а-22/2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

пгт Санчурск 16 апреля 2020 года

Санчурский районный суд Кировской области в составе председательствующего судьи Швецовой Н.А.

при секретаре Журавлевой Н.В.,

с участием помощника прокурора Санчурского района Кировской области Попова А.С.,

представителя административного ответчика администрации Санчурского муниципального округа Кировской области Полозова В.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению прокурора Санчурского района Кировской области к администрации Санчурского муниципального округа Кировской области о возложении обязанности,

установил:

Прокурор Санчурского района Кировской области обратился в суд с настоящим административным иском, в обоснование которого указал, что проверкой прокуратуры района выявлены нарушения законодательства о водоснабжении и водоотведении на территории Санчурского городского округа Кировской области. Администрацией Санчурского городского округа не определена гарантирующая организация для объекта водоотведения в с. Алексеиха, с. Мусерье, с. Люмпанур, с.Вотчина, п. Рассвет, с. Корляки, с. Матвинур, зоны ее деятельности не установлены, соответственно обслуживание системы водоотведения никем не осуществляется, контроль качества и очистка сточных вод не производится.

Изложенное свидетельствует о том, что администрация Санчурского городского округа, вопреки требованиям законодательства, обязанность по определению гарантирующей организации не выполняется, водопроводные сети на обслуживание гарантирующей организации либо организации, которая осуществляет водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к объекту, не переданы.

Допущенное администрацией Санчурского городского округа бездействие нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, поскольку отсутствие гарантирующей организации влечет за собой бесконтрольность за рациональным использованием и охраной недр, отсутствие санитарно-эпидемиологического контроля за состоянием водных объектов приводит к отсутствию контроля за состоянием работоспособности водозаборных скважин, отсутствию обязанности по их содержанию и ремонту, что может привести к аварии, повлечь загрязнение, засорение или истощение подземных водных объектов, ухудшает экологическую обстановку.

На основании изложенного просят признать бездействие администрации Санчурского городского округа Кировской области, которое выразилось в не передаче участков водопроводной сети, расположенные в с. Алексеиха, с. Мусерье, с. Люмпанур, с.Вотчина, п. Рассвет, с. Корляки, с. Матвинур Санчурского городского округа Кировской области, на обслуживание гарантирующей организации либо организации, которая осуществляет водоснабжение и (или) водоотведение.

Обязать администрацию Санчурского городского округа Кировской области передать водопроводные сети, расположенные в с. Алексеиха, с. Мусерье, с. Люмпанур, с.Вотчина, п. Рассвет, с. Корляки, с. Матвинур Санчурского городского округа Кировской области, на обслуживание гарантирующей организации либо организации, которая осуществляет водоснабжение и (или) водоотведение.

В судебном заседании представитель административного истца помощник прокурора Санчурского района Кировской области Попов А.С. заявленные требования уточнил. Просил признать бездействие администрации Санчурского муниципального округа Кировской области, которое выразилось в не передаче участков водопроводной сети, расположенные в с. Алексеиха, с. Мусерье, с. Люмпанур, с.Вотчина, п. Рассвет, с. Корляки, с. Матвинур Санчурского муниципального округа Кировской области, на обслуживание гарантирующей организации либо организации, которая осуществляет водоснабжение и (или) водоотведение.

Обязать администрацию Санчурского муниципального округа Кировской области до 31.12.2020 передать водопроводные сети, расположенные в с. Алексеиха, с. Мусерье, с. Люмпанур, с.Вотчина, п. Рассвет, с. Корляки, с. Матвинур Санчурского муниципального округа Кировской области, на обслуживание гарантирующей организации либо организации, которая осуществляет водоснабжение и (или) водоотведение.

Представитель административного ответчика на основании доверенности Полозов В.Е. требования административного иска не признал, суду пояснил, что в соответствии с Законом Кировской области от 03.04.2019 № 248-ЗО «О внесении изменений в отдельные законы Кировской области в связи с преобразованием муниципальных образований в Санчурском и Богородском районах Кировской области» муниципальные образования Санчурского района преобразованы в муниципальное образование Санчурский городской округ Кировской области. Далее в соответствии с Законом Кировской области от 20.12.2019 № 330-ЗО «О наделении Санчурского городского округа Кировской области статусом муниципального округа» муниципальное образование Санчурский городской округ был наделен статусом муниципального округа. Решением Думы Санчурского городского округа от 25.02.2020 № 7/104 «О переименовании Администрации Санчурского городского округа Кировской области» администрация Санчурского городского округа Кировской области была переименована в администрации Санчурского муниципального округа Кировской области.

Соответственно согласно решению Думы Санчурского городского округа от 20.09.2020 № 1/18 «О согласовании перечня имущества, предлагаемого к передаче из муниципальной собственности муниципальных образований Санчурского района в муниципальную собственность муниципального образования Санчурский городской округ Кировской области» согласован перечень имущества предлагаемого к передаче в муниципальную собственность муниципального образованию Санчурский городской округ Кировской области от муниципальных образований Санчурского района, в том числе сельских поселений.

В соответствии с решением Думы Санчурского городского округа от 25.02.2020 № 7/118 «Об утверждении перечня имущества, предлагаемого к передаче из муниципальной собственности муниципального образования Санчурский городской округ Кировской области в муниципальную собственность муниципального образования Санчурский муниципальный округ Кировской области» утвержден перечень имущества предлагаемого к передаче муниципальному образованию Санчурский муниципальный округ Кировской области.

На внеочередном заседании Думы Санчурского муниципального округа 27.03.2020 представительным органом муниципального образования принято решение от 27.03.2020 № 9/129 «О согласовании перечня имущества, передаваемого из муниципальной собственности муниципального образования Санчурский городской округ Кировской области в муниципальную собственность муниципального образования Санчурский муниципальный округ Кировской области» согласован перечень передаваемого имущества.

Для подготовки распоряжения министерства имущественных отношений и инвестиционной политики Кировской области о разграничении имущества, находящегося в собственности муниципального образования Санчурский городской округ Кировской области в муниципальную собственность муниципального образования Санчурский муниципальный округ Кировской области подготовленный пакет документов и направлен администрацией округа в министерство 09.04.2020.

Согласно ч. 3 ст. 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» по объектам водоснабжения передача прав владения и (или) пользования такими объектами осуществляется только по концессионным соглашениям. На сегодняшний день администрация Санчурского муниципального округа не имеет документов, подтверждающих право собственности на объекты водоснабжения, технической документации на скважины и водопроводные сети, расположенные на территории следующих населенных пунктов: с. Алексеиха, с. Мусерье, с. Люмпанур, с. Вотчина, п. Рассвет, с. Корляки, с. Матвинур, соответственно не может определить гарантирующую организацию в сфере водоснабжения на территории вышеуказанных населенных пунктов. Кроме этого, в бюджете Санчурского городского округа на 2020 год и плановый период 2021-2022 годов не предусмотрены средства на разработку документации по объектам водоснабжения.

Кроме того, схемы водоснабжения населенных пунктов разрабатываются на основании генеральных планов муниципальных образований, а на сегодняшний день данный документ отсутствует. Администрацией округа проводятся аукционные процедуры по разработке генерального плана и правил землепользования и застройки муниципального образования Санчурский муниципальный округ Кировской области. Планируемый срок утверждения генерального плана и правил - 31.12.2020.

Суд, заслушав доводы представителей сторон, приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований.

Согласно ч.1 ст.11 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

В соответствии с п.4 ч.1, ч.3 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

В силу п. 2 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения городского округа гарантирующей организации.

Из дословного толкования нормы закона, непосредственное осуществление водоснабжения возможно только организацией (юридическим лицом), а не физическим лицом.

Кроме того, ч. 3 ст. 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» предусмотрено, что если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения или одной системы из числа таких систем, одного отдельного объекта таких систем, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного такого объекта или одной такой системы, одного отдельного объекта таких систем не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования такими объектами или системами осуществляется только по концессионным соглашениям (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на это имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случаях, если это имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).

На основании изложенного, вышеуказанный вид деятельности осуществляется организациями на основании концессионного соглашения по результатам проведения конкурса, а также имеющими соответствующую лицензию на осуществление указанного вида деятельности.

Согласно ст. 9 Водного кодекса Российской Федерации физические лица, юридические лица приобретают право пользования подземными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены законодательством о недрах.

В силу требований ст. 1.2. Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Добытые из недр полезные ископаемые и иные ресурсы по условиям лицензии могут находиться в федеральной государственной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной, частной и в иных формах собственности.

На основании ст.11 Закона РФ «О недрах» предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.

Положением о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 15.07.1992 № 3314-1, определено, что предоставление лицензий осуществляется через государственную систему лицензирования.

Согласно пункту 5.3.4 Положения о Федеральном агентстве по недропользованию, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.06.2004 № 293, организационное обеспечение государственной системы лицензирования пользования недрами возложено на названное агентство.

Из статей 11, 12 Закона «О недрах» и названных нормативных правовых актов следует, что лицензия на пользование участками недр выдается конкретному субъекту предпринимательской деятельности либо переоформляется на другое лицо Федеральным агентством по недропользованию в строго установленном порядке.

Согласно п. 1 ст. 23 Закона РФ «О недрах» основными требованиями по рациональному использованию и охране недр являются, в том числе соблюдение установленного законодательством порядка предоставления недр в пользование и недопущение самовольного пользования недрами.

Таким образом, вышеуказанный вид деятельности осуществляется организациями на основании концессионного соглашения по результатам проведения конкурса, а также имеющими соответствующую лицензию на осуществление указанного вида деятельности.

Как следует из материалов гражданского дела и установлено судом администрацией Санчурского муниципального округа гарантирующая организация для объекта водоотведения не определена в с. Алексеиха, с. Мусерье, с. Люмпанур, с.Вотчина, п. Рассвет, с. Корляки, с. Матвинур, зоны ее деятельности не установлены, соответственно обслуживание системы водоотведения никем не осуществляется, контроль качества и очистка сточных вод не производится.

Изложенное свидетельствует о том, что администрация Санчурского муниципального округа, вопреки требованиям законодательства, обязанность по определению гарантирующей организации не выполняется, водопроводные сети на обслуживание гарантирующей организации либо организации, которая осуществляет водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к объекту, не переданы.

Допущенное администрацией Санчурского муниципального округа бездействие нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, поскольку отсутствие гарантирующей организации влечет за собой бесконтрольность за рациональным использованием и охраной недр, отсутствие санитарно-эпидемиологического контроля за состоянием водных объектов приводит к отсутствию контроля за состоянием работоспособности водозаборных скважин, отсутствию обязанности по их содержанию и ремонту, что может привести к аварии, повлечь загрязнение, засорение или истощение подземных водных объектов, ухудшает экологическую обстановку.

На основании изложенного административное исковое заявление обоснованно и подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст.175-180 КАС РФ, суд

решил:

Административное исковое заявление прокурора Санчурского района Кировской области удовлетворить.

Признать бездействие администрации Санчурского муниципального округа Кировской области, которое выразилось в не передаче участков водопроводной сети, расположенные в с. Алексеиха, с. Мусерье, с. Люмпанур, с.Вотчина, п. Рассвет, с. Корляки, с. Матвинур Санчурского муниципального округа Кировской области, на обслуживание гарантирующей организации либо организации, которая осуществляет водоснабжение и (или) водоотведение.

Обязать администрацию Санчурского муниципального округа Кировской области до 31.12.2020 передать водопроводные сети, расположенные в с. Алексеиха, с. Мусерье, с. Люмпанур, с.Вотчина, п. Рассвет, с. Корляки, с. Матвинур Санчурского муниципального округа Кировской области, на обслуживание гарантирующей организации либо организации, которая осуществляет водоснабжение и (или) водоотведение.

Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд через Санчурский районный суд Кировской области в течение месяца после принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение вынесено 20 апреля 2020 года.

Судья Н.А. Швецова