РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
по делу № 2а-22/2021
12 февраля 2021 г. г. Душанбе
109 гарнизонный военный суд в составе председательствующего
Шадуры А.Ю., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Местюковым В.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению бывшего военнослужащего военной комендатуры (гарнизона, 2 разряда) (<адрес>) <данные изъяты> запаса ФИО1 об оспаривании решения врио командира войсковой части полевая почта № об отказе в возврате излишне уплаченной суммы налога на доходы физических лиц,
установил:
ФИО1 обратился в гарнизонный военный суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным решение врио командира войсковой части полевая почта № об отказе в возврате истцу излишне уплаченной суммы налога на доходы физических лиц и обязать филиал ФКУ «Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа» - «войсковая часть полевая почта №» вернуть ее за период с 2014 по 2018 годы в размере 212 870 руб.
В обоснование иска административный истец указал, что в период с
28 октября 2014 г. по 17 января 2018 г. он проходил военную службу по контракту в военной комендатуре (гарнизона, 2 разряда) (<адрес>), при этом из его денежного довольствия ежегодно производилось удержание налога на доходы физических лиц в размере 13%.
Полагая, что на него, как на военнослужащего, выполнявшего задачи по конституционной защите прав граждан в <адрес> в условиях чрезвычайного положения, распространяется гарантия, предусмотренная международными соглашениями Российской Федерации в рамках Содружества независимых государств (далее - СНГ) в виде освобождения персонала Групп военных наблюдателей и Коллективных сил по поддержанию мира от уплаты налогов на заработную плату, ФИО1 обратился к налоговому агенту - в войсковую часть полевая почта № за возвратом этого налога, однако ответом врио командира данной воинской части ему было в этом незаконно отказано.
В письменных возражениях на административный иск командир войсковой части полевая почта № просил отказать в удовлетворении заявленных требований, в связи с соответствием оспариваемого решения требованиям закона.
В судебное заседание ФИО1 и представитель административных соответчиков ФИО2, будучи уведомленными о времени и месте рассмотрения дела, не прибыли, в связи с чем административное дело на основании ч. 6 ст. 226 КАС РФ рассмотрено без их участия.
Исследовав письменные доказательства, военный суд приходит к следующему.
Согласно копий выписок из приказов военного коменданта военной комендатуры (гарнизона, 2 разряда) (<адрес>) от 28 октября 2014 г. № 126 и от 10 января 2018 г. № <данные изъяты> ФИО1 проходил военную службу по контракту с 28 октября 2014 г. по 18 января 2018 г. на воинских должностях стрелка и инспектора комендантского взвода указанной военной комендатуры, дислоцированной в <адрес><адрес>.
Из копий справок 2-НДФЛ за 2014-2018 годы усматривается, что с ФИО1 в вышеуказанный период военной службы ежегодно удерживался налог на доходы по ставке 13% в общей сумме 212 870 руб.
В последующем административный истец обратился в войсковую часть полевая почта № с заявлением о возврате излишне удержанной налоговым агентом из дохода налогоплательщика суммы налога, на что письмом врио командира данной воинской части ему в этом было отказано (ответ от
31 августа 2020 г. № 7549).
На основании ст. 19 и п. 1 ст. 24 НК РФ налогоплательщиками признаются физические лица, на которых в соответствии с данным Кодексом возложена обязанность уплачивать налоги, а налоговыми агентами - лица, на которых в соответствии с данным Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации.
В силу взаимосвязанных положений п. 1 ст. 207 и п. 1 ст. 209 НК РФ налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, при этом объектом их налогообложения признается доход, полученный ими как от источников в Российской Федерации, так и от источников за ее пределами.
Согласно п. 3 ст. 207 того же Кодекса российские военнослужащие, проходящие службу за границей, признаются налоговыми резидентами Российской Федерации независимо от фактического времени нахождения в Российской Федерации.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства и правовые нормы, следует прийти к выводу, что ФИО1, проходивший с 2014 по 2018 годы военную службу по контракту за границей Российской Федерации, является ее резидентом, в связи с чем доход, полученный им за указанную службу, не относится к перечню доходов, не подлежащих налогообложению, предусмотренному ст. 217 НК РФ, а следовательно облагается налогом на доходы физических лиц в общем порядке.
Действительно, Соглашением о Группах военных наблюдателей и Коллективных Силах по поддержанию мира в Содружестве Независимых Государств, заключенным в г. Киеве 20 марта 1992 г., в целях оказания друг другу на основе взаимного согласия помощи в урегулировании и предотвращении на территории любого из членов Содружества конфликтов на межнациональной, межконфессиональной и политической основе, влекущих за собой нарушение прав человека, установлена возможность создания на территории любого из членов Содружества Группы военных наблюдателей и Коллективных Сил по поддержанию мира государств - участников Содружества.
Как следует из ст.ст. 1, 5 Протокола о статусе Групп военных наблюдателей и Коллективных сил по поддержанию мира в Содружестве Независимых Государств, подписанного в г. Ташкенте 15 мая 1992 г., Группы военных наблюдателей и Коллективных сил по поддержанию мира (далее - КСПМ) создаются временно по решению Совета глав государств и пользуются статусом, привилегиями и иммунитетами, которые обычно предоставляются персоналу операций ООН по поддержанию мира в соответствии с Конвенцией о привилегиях и иммунитетах объединенных Наций, принятой Генеральной ассамблеей ООН 13 февраля 1946 г.
К одной из таких привилегий относится, установленное в ст. 11 названного Протокола, освобождение КСПМ от уплаты налогов на зарплату и вознаграждения, получаемые от Группы или Государства-участника.
Вместе с тем, согласно п.п. 5 и 20 Положения о Коллективных силах по поддержанию мира в Содружестве Независимых Государств, утвержденного в г. Москве решением Совета глав государств СНГ 19 января 1996 г., состав КСПМ определяется решением Совета глав государств и Мандатом на проведение операции по поддержанию мира. Военнослужащие и гражданский персонал откомандировываются в КСПМ временно на срок до шести месяцев, без исключения из списков воинской части, учреждения, организации.
Таким образом, формирование КСПМ в государстве - участнике СНГ возможно в случае принятия такого решения Советом глав государств и утверждения Мандата на проведение операции по поддержанию мира, а участие военнослужащего в составе КСПМ - в случае его временного откомандирования для выполнения таких задач распорядительным документом соответствующего воинского должностного лица.
Однако, с 2014 по 2018 годы Совет глав государств СНГ такие решения в отношении Республики Таджикистан не принимал, Мандат на проведение операции по поддержанию мира в данный период не утверждался. При этом, ФИО1 во время прохождения военной службы в военной комендатуре (гарнизона, 2 разряда) (<адрес>) к персоналу КСПМ не относился, участия в названных операциях не принимал (ответ врио военного коменданта военной комендатуры (гарнизона, 2 разряда) (<адрес>) от 3 февраля 2021 г. № 134).
Таким образом, на административного истца, не входившего в период прохождения военной службы в Республике Таджикистан в состав КСПМ, не распространяется установленная исключительно для персонала КСПМ привилегия в виде освобождения от уплаты налогов на зарплату.
Между тем дополнительные гарантии и компенсации за выполнение задач по конституционной защите прав граждан в условиях чрезвычайного положения, предусмотренные Федеральным законом от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», Законом Российской Федерации от 21 января 1993 г. № 4328-1 «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах», постановлением Правительства Российской Федерации от 31 мая 1994 г. № 280 и приказом Министра обороны Российской Федерации от 4 января 1996 г. № 9, на которые ссылается истец, не содержат такой гарантии как освобождение военнослужащих от уплаты налога на доходы физических лиц.
Оспоренное ФИО1 решение, применительно к п. 1 ст. 231 НК РФ, принято уполномоченным на это должностным лицом, в установленные сроки.
Исходя из этого необходимо констатировать, что решение врио командира войсковой части полевая почта № от 31 августа 2020 г. № 7549 прав, свобод и законных интересов административного истца не нарушает, в связи с чем исковые требования удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, военный суд,
решил:
В удовлетворении административного иска ФИО1 об оспаривании решения врио командира войсковой части полевая почта № об отказе в возврате излишне уплаченной суммы налога на доходы физических лиц - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Центральный окружной военный суд через 109 гарнизонный военный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья А.Ю. Шадура