ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-22/2024 от 24.01.2024 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

г. Симферополь Дело № 2а-22/2024

24.01.2024года (№2а-284/2023)

Верховный Суд Республики Крым в составе:

судьи Верховного Суда Республики Крым Яковлева С.В.

при секретаре Колесник Е.А.,

при участии представителя Администрации города Саки Республики Крым Озимок А.А., заместителя главы Администрации города Саки Дмитриевой О.В., старшего прокурора отдела прокуратуры Республики Крым Алескерова Д.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Асановой Светланы Александровне к Сакскому городскому совету Республики Крым, Администрации города Саки Республики Крым о признании нормативного правового акта недействующим в части, выслушав представителя Администрации города Саки Республики Крым, пояснения заместителя главы Администрации города Саки, изучив позицию прокурора,

У С Т А Н О В И Л

Асанова Светлана Александровна (далее истец) обратилась в Верховный Суд Республики Крым с административным исковым заявлением, в котором просит признать недействующим в части решение Сакского городского совета Республики Крым от 25.08.2023 года №2-78/1 «О внесении изменений в решение Сакского городского совета от 29.11.2019 года №2-8/9 «Об утверждении Порядка определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности муниципального образования городской округ Саки Республики Крым».

Определением от 01.12.2023 года указанное административное исковое заявление принято к производству Верховного Суда Республики Крым.

В судебном заседании 06.12.2023 года представитель истца, действуя согласно ст.46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации ( далее КАС РФ), предоставил ходатайство об уточнении исковых требований, согласно которому истец просит признать недействующим со дня принятия Приложение к Порядку определения размера арендной платы, а также порядка условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности муниципального образования городской округ Саки Республики Крым, утвержденное решением Сакского городского совета от 25.08.2023 года №2-78/1«О внесении изменений в решение Сакского городского совета от 29.11.2019 года №2-8/9 «Об утверждении Порядка определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности муниципального образования городской округ Саки Республики Крым» в части определения ставки арендной платы, установленной в процентах от кадастровой стоимости земельного участка в размере 32% для земель с видом разрешенного использования «Объекты дорожного сервиса» (код 4.9.1).

Представитель Администрации города Саки Республики Крым на электронный адрес Верховного Суда Республики Крым 12.12.2023 года предоставил ходатайство об отложении рассмотрения дела.

Определением от 13.12.2023 года рассмотрение дела было отложено.

На электронный адрес Верховного Суда Республики Крым 19.12.2023 года от Сакского городского совета Республики Крым поступили копии устава, копии документов, подтверждающие его полномочия на принятие оспариваемого в части нормативного правового акта, документы, определяющие порядок принятия нормативного правового акта, доказательства, подтверждающие соблюдения порядка его принятия и опубликования, документы, послужившие основанием для принятия оспариваемого в части нормативного правового акта, ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.

В судебном заседании, которое состоялось 20.12.2023 года представитель истца настаивал на удовлетворении заявленных требований, указал, что ответчиками не предоставлены доказательства соблюдения принципов, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 года №582, при определении ставки арендной платы, установленной в процентах от кадастровой стоимости земельного участка в размере 32% для земель с видом разрешенного использования «Объекты дорожного сервиса» (код 4.9.1), а также доказательства проведения анализа и оценки экологического, природного и иных факторов, уровня доходности земельных участков, имеющих вид разрешенного использования «Объекты дорожного сервиса» при принятии Сакским городским советом Республики Крым 25.08.2023 года решения №2-78/1«О внесении изменений в решение Сакского городского совета от 29.11.2019 года №2-8/9 «Об утверждении Порядка определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности муниципального образования городской округ Саки Республики Крым» в части определении ставки арендной платы, установленной для земель с видом разрешенного использования «Объекты дорожного сервиса» (код 4.9.1).

В дальнейшем рассмотрение дела откладывалось на 10.01.2024 года и на 24.01.2024 года.

Истец, Сакский городской совет Республики Крым, явку своих представителей в судебные заседания не обеспечили, о днях и времени их проведения были извещены надлежащим образом.

Представитель истца 23.01.2024 года направил в адрес Верховного Суда Республики Крым дополнительные обоснования заявленных требований, ходатайство о проведении судебного заседания без его участия.

В соответствии с ч. 5 ст. 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) Верховный Суд Республики Крым, выслушав мнение Администрации города Саки Республики Крым (далее Администрация), прокурора, изучив поступившие ходатайства, принимая во внимание извещение всех участников процесса о днях и времени рассмотрения административного искового заявления, полагает возможным рассмотреть дело по имеющимся в нем материалам.

Представитель Администрации возражал против удовлетворения заявленных требований, заявил ходатайство о допросе в качестве свидетеля заместителя главы Администрации города Саки Дмитриеву О.В. Прокурор не возражал против допроса в качестве специалиста указанного должностного лица Администрации.

Суд, изучив ходатайство представителя Администрации, мнение прокурора, исследовав материалы дела, содержащие, в том числе, оформленную заместителем главы Администрации города Саки Дмитриевой О.В. докладную записку, руководствуясь ст.50 КАС РФ, определи допросить указанное должностное лицо в качестве специалиста.

Заместитель главы Администрации города Саки Дмитриева О.В., давая пояснения по вопросу подготовки служебной записки по обоснованию необходимости внесения изменений в решение Сакского городского совета Республики Крым от 29.11.2019 года №2-8/9 «Об утверждении Порядка определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности муниципального образования городской округ Саки Республики Крым», указала, что после оценки размеров кадастровой стоимости земельных участков, применяемых в Республике Крым после 01.01.2023 года, было установлено, что размер показателя ставки арендной платы для земельных участков, в том числе, с видом разрешенного использования « Объекты дорожного сервиса» с кодом вида разрешённого использования земельного участка 4.9.1, обозначенный на территории г.Саки в объеме 39 % от кадастровой стоимости земельных участков, привел к значительному повышению размера арендных платежей землепользователей, вследствие чего для уменьшения их затрат после подробного расчета с целью недопущения возникновения понижения доходов муниципального образования было определена возможность снижения показателя ставки арендной платы за пользование такими земельными участками до 32% от их кадастровой стоимости. По утверждениям заместителя главы Администрации города Саки именно такая величина ставки арендной платы, установленной для земель с видом разрешенного использования «Объекты дорожного сервиса» (код 4.9.1), позволила обеспечить сбалансированность бюджета городского округа, сохранить баланс интересов арендодателя и арендаторов земельных участков, поскольку не приводила к снижению доходов Администрации, который используются исключительно для содержания объектов благоустройства г.Саки Республики Крым.

Прокурор в судебном заседании 24.01.2024 года предоставил заключение, указав на наличие оснований для удовлетворения заявленных требований.

Исследовав материалы дела, изучив доводы административного искового заявления, выслушав позицию представителя Администрации, пояснения специалиста, заключение прокурора, Верховный Суд Республики Крым пришел к следующим выводам.

Сакским городским советом Республики Крым ( далее Совет) на 8 сессии 2 созыва 29.11.2019 года принято решение №2-8/9 «Об утверждении Порядка определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности муниципального образования городской округ Саки Республики Крым» ( далее Решение №2-8/9), которым утвержден Порядок определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности муниципального образования городской округ Саки Республики Крым (далее Порядок ).

В Приложении вышеуказанному Порядку определена формула расчета размера арендной платы на основании кадастровой стоимости земельного участка (п.2), согласно которой размер арендной платы равен произведению величин кадастровой стоимости земельного участка, базовой ставки арендной платы ( в процентах от его кадастровой стоимости), коэффициента инфляции.

В Приложении 1 к Порядку были установлены размеры ставок аренды, согласно которому в строке 79 определен показатель ставки арендной платы в размере 3,00 % от кадастровой стоимости для земельных участков с видом разрешенного использования « Объекты дорожного сервиса» с кодом вида разрешённого использования земельного участка 4.9.1.

Советом на 78 сессии второго созыва 25.08.2023 года принято решение №2-78/1 «О внесении изменений в решение Сакского городского совета от 29.11.2019 года №2-8/9 «Об утверждении Порядка определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности муниципального образования городской округ Саки Республики Крым» ( далее Решение № 2-78/1), согласно п.1.3 которого изложено в новой редакции Приложении 1 к Порядку, в то числе, в строка 79 Приложения к Порядку, согласно которой установлен показатель ставки арендной платы в размере 32% от кадастровой стоимости для земельных участков с видом разрешенного использования « Объекты дорожного сервиса» с кодом вида разрешённого использования земельного участка 4.9.1.

Согласно п. 5 и п. 6 ч. 2 ст. 209 КАС РФ в административном исковом заявлении об оспаривании нормативного правового акта должны быть указаны сведения о том, какие права, свободы и законные интересы лица, обратившегося в суд, нарушены, а также требования о признании оспариваемого нормативного правового акта недействующим с указанием на несоответствие законодательству Российской Федерации всего нормативного правового акта или отдельных его положений.

В соответствии с п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12. 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что оспариваемым актом нарушены, нарушаются или могут быть нарушены их права, свободы и законные интересы, в том числе лица, в отношении которых применен этот акт, а также иные лица, чьи права, свободы, законные интересы затрагиваются данным актом.

Истец, обращаясь в суд с настоящим административным исковым заявлением, указывает на то, что на основании договора переуступки права аренды земельного участка, заключенного 25.06.2022 года с Обществом с ограниченной ответственностью «Саки-ГАЗ», приняла на себя права и обязанности, вытекающие из подписанного последним с Администрацией договора аренды земельного участка № 407 от 13.11.2017 года, а также Дополнительного соглашения к нему №635 от 18.12.2019 года в отношении земельного участка общей площадью 3702кв.м., расположенного по адресу : <адрес>, кадастровый номер , категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование – объекты придорожного сервиса (4.9.1) ( далее Земельный участок) на срок с 06.11.2008 года по 06.11.2057 года.

Размер ежегодной арендной платы за использование Земельным участком согласно пункту 3.3 договора аренды земельного участка № 407 от 13.11.2017 года, заключенного между Обществом с ограниченной ответственностью «Саки-ГАЗ» и Администрацией, изменяется последней (арендодателем по договору) в одностороннем порядке, в том числе, в связи с изменениями и дополнениями, вносимыми в нормативные правовые акты Российской Федерации, Республики Крым, муниципального образования, изменения кадастровой ( нормативной стоимости) земельного участка.

В материалы дела предоставлена копия уведомления об изменении исчисления и уплаты арендной платы по договору аренды № 498/02.1-39 от 28.09.2023 года, подписанного заместителем главы Администрации - начальником финансового управления, которым истец ставиться в известность, что в соответствии с Решением№2-78/1 размер арендной платы за пользование Земельным участком исчисляется исходя из его кадастровой стоимости (9591738,91 руб.), ставки в размере 32% и уровня инфляции на 2023 год ( в размере 5,5%).

Изучив указанные обстоятельства, Верховный Суд Республики Крым пришел к выводу о том, что нашел подтверждение тот факт, что истец является участником правоотношений, урегулированных Решением№ 2-78/1.

В соответствии с ч. 8 ст. 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет, в том числе, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов, форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты, процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта, правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу, соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Аналогичные требования закреплены в пунктах 28-31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12. 2018 года № 50 « О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами».

Согласно ст. 12 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление.

Как установлено ст. 130 Конституции Российской Федерации, местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения.

Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, установлены Федеральным законом № 131-ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Закон №131-ФЗ ).

П. 3 ч. 1 ст. 14 и ч. 1 ст. 7 Закона №131-ФЗ установлено, что владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения, относится к вопросам местного значения, по которым принимаются муниципальные правовые акты.

П. 5 ч.10 ст. 35 Закона №131-ФЗ определена исключительная компетенция представительного органа муниципального образования, к которой относится определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.

Как следует из подпункта 3 п. 3 ст. 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ), если иное не установлено данным Кодексом или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, устанавливается органом местного самоуправления.

В соответствии со ст. 12 Закона Республики Крым от 15.01.2015 года № 66-ЗРК/2015 «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений» порядок определения размера арендной платы, цены продажи, платы за сервитут, платы за проведение перераспределения земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, устанавливается органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.

В силу ч. 1 ст.34 Устава муниципального образования городской округ Саки Республики Крым, утверждённого решением Совета №40 от 11.11.2014 года (далее Устав), с учетом изменений, к исключительной компетенции Совета относится определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа.

Согласно ч.1,ч.3 ст. 52, ч.1,ч. 4 ст. 54 Устава Совет по вопросам, отнесенным к его компетенции, принимает соответствующие решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории городского округа Саки Республики Крым, которые принимаются на заседании Совета, подлежат опубликованию и вступают в силу после их опубликования..

Верховным Судом Республики Крым установлено, что согласно копии протокола заседания 78 сессии 2 созыва Совета от 25.08.2023 года в повестку дня включался вопрос о внесении изменений в Порядок, утвержденный Решением № 2-8/9, по которому докладчиком была определена Дмитриева О.В. – заместитель главы Администрации – начальник финансового управления, на заседании присутствовали депутаты Совета в количестве 15 человек, за принятие решения о внесении изменений в Порядок, утвержденный Решением № 2-8/9, проголосовали 15 депутатов, никто не воздержался и не проголосовал против.

Материалами дела подтверждается, что Решение № 2-78/1 опубликовано 02.09.2023 года в газете «Слово города» № 68 (2514), 28.08.2023 года размещено в информационно-коммуникационной сети «Интернет».

Изучив указанные обстоятельства, исследовав материалы дела, Верховный Суд Республики Крым приходит к выводу, что Решение № 2-78/1 принято полномочным представительным органом местного самоуправления муниципального образования городской округ Саки Республики Крым в пределах его компетенции, с соблюдением процедур его принятия, официального опубликования, что не ставится под сомнение истцом.

В п. 34 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» установлено, что если судом будет установлено, что оспариваемый акт принят в пределах полномочий органа или должностного лица с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие, суду следует проверить, соответствует ли содержание акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Как указано выше, Решением № 2-8/9 утвержден Порядок определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за мели, находящиеся в собственности муниципального образования городской округ Саки Республики Крым, п.2.2 которого установлено, что размер арендной платы на основании кадастровой стоимости рассчитывается по формуле:

АП = КС*БС*КИ, где:

АП – размер арендной платы за земельный участок, в рублях;

КС – кадастровая стоимость земельного участка, в рублях;

БС – базовая ставка арендной платы в % ;

КИ – коэффициент инфляции.

Базовая ставка (БС) арендной платы устанавливается в процентах от кадастровой стоимости земельного участка в соответствии с Приложением к настоящему Порядку.

В Приложение 1 к Порядку, утвержденному Решением № 2-8/9, определены размеры базовой ставки арендой платы, установленные в процентах от кадастровой стоимости земельного участка, исходя из вида разрешенного использования земельных участков, в том числе в строке 79 указано, что размер базовой ставки арендной платы ( с учетом изменений, внесенных Решением № 2-78/1) составляет 32% от кадастровой стоимости для земельных участков с видом разрешенного использования « Объекты дорожного сервиса» с кодом вида разрешённого использования земельного участка 4.9.1.

Согласно пункту 1 ст.2 ЗК РФ земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

На основании и во исполнение данного Кодекса, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права (п.4 ст. 2 ЗК РФ).

Согласно п.п. 3 п.1 ст.39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду.

Размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации (п.1 ст. 39.7 ЗК РФ).

Постановлением Правительства Российской Федерации № 582 от 16.07.2009года (далее Постановление №582) утверждены основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и Правила определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации.

Данное постановление в части установления основных принципов определения арендной платы является общеобязательным при использовании всех земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в случаях, когда в соответствии с законом размер платы подлежит установлению соответствующими компетентными органами.

К числу основных принципов, установленных Постановлением №582, относится принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке.

Исходя из указанного принципа, соответствующий орган местного самоуправления обязан определять арендную плату не произвольно, а в соответствии с экономической оценкой территории и генеральным планом города, то есть, основываясь на анализе и оценке экономических, природных и иных факторов, влияющих, в том числе, на уровень доходности земельного участка в конкретной зоне.

Соблюдением указанного принципа является достижение баланса интересов арендатора и арендодателя земельного участка посредством установления экономически обоснованных ставок арендной платы или иных показателей, применяемых для определения арендной платы.

Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 28.02.2017года № 424-О, указал, что государственным органам и органам местного самоуправления надлежит руководствоваться принципом экономической обоснованности при установлении ставок арендной платы за пользование земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, в частности, необходимо обеспечить эффективное использование земли на основании оценки ее экономических факторов, влияющих на уровень доходности земельных участков.

Ставки арендной платы, коэффициенты и их значения должны устанавливаться в целях определения экономически обоснованной платы за аренду земельных участков, соответствующей определенному уровню коммерческой привлекательности, потребительскому спросу на землю, развитию инфраструктуры, и призваны обеспечить максимальное поступление в бюджет арендных платежей при одновременном соблюдении экономически справедливого баланса интересов арендодателя и арендаторов земельных участков.

При принятии нормативного правового акта помимо оценки местоположения и градостроительной ценности тех или иных участков земли должен проводиться анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень их доходности.

Соблюдение принципа экономической обоснованности компетентным государственным или муниципальным органом должно быть доказано путем представления соответствующих расчетов (показывающих доходность земельных участков), а также документов, содержащих многофакторный анализ оценочных характеристик земельных участков.

Советом на электронный адрес Верховного Суда Республики Крым направлены копия служебной записки по предложениям по применению с 01.01.2023 года кадастровой стоимости земельных участков, подготовленной 10.02.2023 года заместителем главы Администрации- начальником финансового управления, а также копия заключения управления экономического развития Администрации от 15.08.2023 года.

Верховный Суд Республики Крым, исследовав предоставленные Советом документы, выслушав пояснения специалиста в судебном заседании, состоявшемся 24.01.2024 года, пришел к выводу, что материалы дела не содержат доказательств установления базовой ставка арендной платы в размере 32% от кадастровой стоимости для земельных участков с видом разрешенного использования « Объекты дорожного сервиса» с кодом вида разрешённого использования земельного участка 4.9.1. в результате определения экономически обоснованной платы за аренду этого вида земельных участков, с принятием во внимание их коммерческой привлекательности, при полной и достоверной оценке потребительского спроса на землю, после осуществления многофакторного анализа оценочных характеристик земельных участков указанной категории.

Предоставленные документы свидетельствуют о том, что указанный размер базовой ставка арендной платы был установлен исключительно для обеспечения максимального поступления в бюджет арендных платеже с целью выполнения стратегии социально-экономического развития без осуществления экономической оценки территории, основанной на анализе экономических, природных и иных факторов.

В материалы дела не предоставлены доказательства того, что определение базовой ставка арендной платы в размере 32% от кадастровой стоимости для земельных участков с видом разрешенного использования « Объекты дорожного сервиса» с кодом вида разрешённого использования земельного участка 4.9.1., находящихся на территории муниципального образования городской округ Саки Республики Крым, было осуществлено в соблюдением принципов, установленных Постановлением № 582, в результате осуществления экономической оценки территории, основанной на анализе экономических, природных и иных факторов, влияющих, в том числе, на уровень доходности той или иной категории земель.

Предоставленные ответчиками доказательства не являются документами, подтверждающими осуществление расчета, основанного на изучении не только местоположения земельных участков, но и их доходности и не содержат сведений о проведении полного и разностороннего анализа характеристик земельных участков, их коммерческой привлекательности, вследствие чего не свидетельствуют о соблюдении принципа экономической обоснованности при определении базовой ставка арендной платы в размере 32% от кадастровой стоимости для земельных участков с видом разрешенного использования « Объекты дорожного сервиса» с кодом вида разрешённого использования земельного участка 4.9.1., находящихся на территории муниципального образования городской округ Саки Республики Крым.

Само по себе снижение базовой ставка арендной платы без осуществления анализа и изучения экономических факторов, влияющих на уровень доходности земельных участков, в том числе, их коммерческой привлекательности, спроса на них не свидетельствует о соблюдении принципов, установленных Постановлением № 582.

При таких обстоятельствах, Верховный Суд Республики Крым, приходит к выводу, что материалами дела подтверждается наличие оснований для удовлетворения заявленных требований.

С учетом положений п. 1 ч. 2 ст. 215 КАС РФ, согласно которым по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение о признании его не действующим полностью или в части со дня принятия или с иной определенной судом даты, и разъяснений, содержащихся в п. 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 года №50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», учитывая применение после принятия Решения №2-78/1, в части определения показателя базовой ставка арендной платы в размере 32% от кадастровой стоимости для земельных участков с видом разрешенного использования « Объекты дорожного сервиса» с кодом вида разрешённого использования земельного участка 4.9.1., в этой части оно подлежит признанию недействующими с момента вступления решения суда в силу.

Руководствуясь ст.ст. 175-180,215, 295,296 КАС РФ, Верховный Суд Республики Крым,

Р Е Ш И Л

Административное исковое заявление Асановой Светланы Александровне к Сакскому городскому совету Республики Крым, Администрации города Саки Республики Крым о признании нормативного правового акта недействующим в части удовлетворить.

Признать не действующим со дня вступления настоящего решения суда в законную силу решение 78 сессии второго созыва Сакского городского совета Республики Крым от 25.08.2023 года №2-78/1 «О внесении изменений в решение Сакского городского совета от 29.11.2019 года №2-8/9 «Об утверждении Порядка определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности муниципального образования городской округ Саки Республики Крым» в части определения показателя базовой ставка арендной платы в размере 32% от кадастровой стоимости для земельных участков с видом разрешенного использования « Объекты дорожного сервиса» с кодом вида разрешённого использования земельного участка 4.9.1.(строка 79).

Обязать Сакский городской совет Республики Крым опубликовать в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу сообщение о его принятии в газете « Слово города», в Информационно – телекоммуникацонной сети «Интернет» https://saki.rk.gov.ru.

Решение суда может быть обжаловано и опротестовано в Третий апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья подпись С.В. Яковлев

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>