ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2301/20 от 10.02.2021 Кумертауского городского суда (Республика Башкортостан)

Дело № 2а-274/2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Кумертау 10 февраля 2021 года

Кумертауский межрайонный суд Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Сафарова Р.Ф.,

с участием представителя административного истца, МИФНС России № 25 по РБ, - Турсунбаева А.С. (по доверенности <...>д от <...>),

при секретаре Аскаровой Е.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России №25 по Республике Башкортостан к Казакову В.В. о взыскании обязательных платежей,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 25 по Республике Башкортостан (далее по тексту Межрайонная ИФНС России № 25 по РБ) обратилась в суд с административным иском к Казакову В.В. о взыскании обязательных платежей, мотивируя свои требования тем, что обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы, закрепленная статьей 57 Конституции Российской Федерации и пунктом 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства и состоит в обязанности налогоплательщика уплатить определенный налог, вид которого, сумма, порядок исчисления, порядок и сроки уплаты установлены законом. Согласно справке о доходах физического лица за 2017 год <...> от <...>, представленной налоговым агентом в лице ПАО СК «Росгосстрах» по форме 2-НДФЛ, Казаков В.В. получил доход в размере 165349,37 руб., сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, не удержанная налоговым агентом, составила 21495 руб. Межрайонная ИФНС России № 25 по РБ надлежащим образом известила налогоплательщика о сумме и сроках уплаты налога, направив налоговое уведомление <...> от <...>. Расчет налога на доходы физических лиц, не удержанного налоговым агентом: 165349,37* 13% = 21495 руб. Однако, в срок, установленный в налоговом уведомлении, налогоплательщик налог в полном объеме не уплатил. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога (абз. 3 п. 1 ст. 45 НК РФ). Требованием об уплате налога согласно п. 1 ст. 69 НК РФ признается письменное извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. В соответствии со ст. 69 НК РФ Межрайонная ИФНС России № 25 по РБ направила должнику: требование <...> от <...> со сроком для добровольной уплаты до <...> - налог на доходы физических лиц на сумму 21495 руб. В установленные в требовании сроки указанная сумма в бюджет не поступила. В случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган вправе обратиться в суд с иском о взыскании налога за счет имущества в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога (ч. 1 ст. 48 НК РФ). Поскольку налогоплательщик, в соответствии со ст. 45 НК РФ, самостоятельно не исполнил обязанность по уплате налогов и соответствующих сумм пени в сроки, установленные законодательством, Межрайонная ИФНС России № 25 по РБ обратилась в мировой суд <...> с заявлением о выдаче судебного приказа. Был вынесен судебный приказ <...>а-1237/2020 от <...> о взыскании налога на доходы физических лиц на сумму 21495 руб., однако, от налогоплательщика поступили возражения относительно исполнения вынесенного судебного приказа и данный судебный приказ был отменен.

Межрайонная ИФНС России № 25 по РБ просит взыскать с Казаква В.В. в доход государства налог на доходы физических лиц в сумме 21495 рублей.

Определением Кумертауского межрайонного суда Республики Башкортостан к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено ПАО СК «Росгосстрах».

В судебном заседании представитель административного истца требование поддержал, дополнил, что никаких выплат в погашение взыскиваемой задолженности от ответчика не поступало.

Остальные участники процесса в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.

Суд, с учетом требований ст. 150 КАС РФ, полагает о рассмотрении указанного дела в отсутствие не явившихся лиц, признав неуважительными причины неявки административного ответчика в судебное заседание, не представления административным ответчиком доказательств уважительности причин неявки в судебное заседание.

Исследовав материалы настоящего административного дела, материалы административного дела <...>а-1237/2020, и оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 57 Конституции Российской Федерации и ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

В соответствии с ч. 1 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Пунктом 1 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что требованием об уплате налога признается письменное извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.

В соответствии с п. 6 ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации требование может быть направлено по почте или в личный кабинет налогоплательщика, направленное требование по почте заказным письмом считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма. В случае направления документа налоговым органом через личный кабинет налогоплательщика датой его получения считается день, следующий за днем размещения документа в личном кабинете налогоплательщика (абз. 4 п. 4 ст. 31 Налогового кодекса Российской Федерации). Направление должнику требования об уплате налогов и соответствующих сумм пени является соблюдением условия досудебного урегулирования спора.

В силу положений ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Частями первой и второй статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что: 1. В случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган вправе обратиться в суд с иском о взыскании налога за счет имущества в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога; 2. Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы долга, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащих взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3000 рублей. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащих взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

В силу ст. 209 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками:

Согласно ст. 216 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым периодом признается календарный год.

Согласно ст. 224 ч. 1 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая ставка устанавливается в размере 13 процентов, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В соответствии со ст. 230 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые агенты ведут учет доходов, полученных от них физическими лицами в налоговом периоде, предоставленных физическим лицам налоговых вычетов, исчисленных и удержанных налогов в регистрах налогового учета.

Налоговые агенты представляют в налоговый орган по месту учета по формам, форматам и в порядке, которые утверждены федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов:

расчет сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом, за первый квартал, полугодие, девять месяцев - не позднее последнего дня месяца, следующего за соответствующим периодом, за год - не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом;

документ, содержащий сведения о доходах физических лиц истекшего налогового периода и суммах налога, исчисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации за этот налоговый период по каждому физическому лицу (за исключением случаев, при которых могут быть переданы сведения, составляющие государственную тайну), - не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налоговые агенты - российские организации, имеющие обособленные подразделения, представляют документ, содержащий сведения о доходах физических лиц истекшего налогового периода и суммах налога, исчисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации, и расчет сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом, в отношении работников этих обособленных подразделений в налоговый орган по месту учета этих обособленных подразделений, а также в отношении физических лиц, получивших доходы по договорам гражданско-правового характера, в налоговый орган по месту учета обособленных подразделений, заключивших такие договоры, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Документ, содержащий сведения о доходах физических лиц истекшего налогового периода и суммах налога, исчисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации, и расчет сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом, представляется налоговым агентом в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. При численности физических лиц, получивших доходы в налоговом периоде, до 10 человек налоговый агент может представить указанные сведения и расчет сумм налога на бумажных носителях.

В соответствии со ст. 266 Налогового кодекса Российской Федерации сомнительным долгом признается любая задолженность перед налогоплательщиком, возникшая в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в случае, если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией. При наличии у налогоплательщика перед контрагентом встречного обязательства (кредиторской задолженности) сомнительным долгом признается соответствующая задолженность перед налогоплательщиком в той части, которая превышает указанную кредиторскую задолженность налогоплательщика перед этим контрагентом. При наличии задолженностей перед налогоплательщиком с разными сроками возникновения уменьшение таких задолженностей на кредиторскую задолженность налогоплательщика производится начиная с первой по времени возникновения.

Безнадежными долгами (долгами, нереальными ко взысканию) признаются те долги перед налогоплательщиком, по которым истек установленный срок исковой давности, а также те долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения, на основании акта государственного органа или ликвидации организации.

Согласно п. 77 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России <...>н от <...>, дебиторская задолженность, по которой срок исковой давности истек, другие долги, нереальные для взыскания, списываются по каждому обязательству на основании данных проведенной инвентаризации, письменного обоснования и приказа (распоряжения) руководителя организации и относятся соответственно на счет средств резерва сомнительных долгов либо на финансовые результаты у коммерческой организации, если в период, предшествующий отчетному, суммы этих долгов не резервировались в порядке, предусмотренном пунктом 70 настоящего Положения, или на увеличение расходов у некоммерческой организации.

Списание долга в убыток вследствие неплатежеспособности должника не является аннулированием задолженности. Эта задолженность должна отражаться за бухгалтерским балансом в течение пяти лет с момента списания для наблюдения за возможностью ее взыскания в случае изменения имущественного положения должника.

Судом установлено, что административный ответчик Казаков В.В. является налогоплательщиком, что подтверждается учетными данными налогоплательщика-физического лица, - и не оспаривается.

В соответствии с п. 5 ст. 226 Налогового кодекса Российской Федерации ПАО СК «Росгосстрах», как налоговый агент, <...> представил в налоговый орган справку <...> о доходах физического лица за 2018 года, согласно которой в 2018 году Казаковым В.В. получен доход, облагаемый по ставке 13%, в размере 165349,37 рубля. Сумма налога исчисленная составляет 21495 рублей, сумма налога, не удержанная налоговым агентом, составляет 12495 рублей.

<...> Казакову В.В. было направлено налоговое уведомление <...> от <...> об уплате не позднее <...> налога на доходы физических лиц за 2018 год в размере 21495 рублей.

В установленный в налоговом уведомлении срок налог на доходы физических лиц за 2018 год в указанном выше размере административным ответчиком уплачен не был.

<...> Казакову В.В. было направлено требование <...> от указанной даты об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями), об уплате НДФЛ в сумме 21495 рублей, со сроком добровольной уплаты до <...> указанная в котором сумма не уплачена административным ответчиком.

Судебным приказом мирового судьи судебного участка <...> по городу Кумертау РБ от <...> с Казакова В.В. в пользу Межрайонной ИФНС России <...> по РБ взыскана задолженность по налогу на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со ст. 228 Налогового кодекса РФ, в размере 21495 рублей (л.д. 9 административного дела <...>а-1237/2020).

Определением мирового судьи судебного участка <...> по городу Кумертау РБ, исполнявшим обязанности мирового судьи судебного участка <...> по городу Кумертау РБ от <...> указанный выше судебный приказ от <...> отменен в связи с поступившими от должника Казакова В.В. возражениями относительно его исполнения.

Оценивая представленные доказательства по правилам ст. 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, руководствуясь вышеназванными нормами действующего законодательства, суд приходит к выводу о том, что действия ПАО СК «Росгосстрах» соответствуют требованиям закона.

Согласно ст. 210 ч. 1 Налогового кодекса Российской Федерации при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах или право на распоряжение которыми у него возникло.

В соответствии со ст. 41 Налогового кодекса Российской Федерации доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в отношении налога на доходы физических лиц в соответствии с главой 23 «Налог на доходы физических лиц» Кодекса.

Таким образом, полученная от ПАО СК «Росгосстрах» сумма, подлежат обложению налогом на доходы физических лиц в общеустановленном порядке по ставке в размере 13 процентов.

Из расчета, представленного административным истцом Межрайонной ИФНС России № 25 по РБ, следует, что за административным ответчиком Казаковым В.В. числится задолженность по налогу на доходы физических лиц за 2018 год в размере 21495 рублей.

Оснований не доверять представленному налоговым органом расчету по налогам не имеется. Иной расчет административным ответчиком Казаковым В.В. в опровержение расчета административного истца суду не представлен.

Согласно ст. 62 ч. 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

В нарушение указанных положений закона административным ответчиком не представлено суду доказательств, подтверждающих факт уплаты задолженности по налогу на доходы физических лиц за 2018 год.

При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что заявленное Межрайонной ИФНС России № 25 по РБ административное исковое подлежит удовлетворению.

Согласно ст. 114 КАС РФ государственная пошлина, от уплаты которой административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскивается с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.

В связи с чем, с административного ответчика в доход местного бюджета подлежит уплате, на основании ст. 333.19 НК РФ, государственная пошлина в сумме 844 рубля 85 копеек.

Руководствуясь ст.ст. 175 - 180, 293-294 КАС РФ суд

РЕШИЛ:

Административный иск удовлетворить полностью.

Взыскать с Казакова В.В. в доход государства задолженность по налогу на доходы физических лиц (НДФЛ) в сумме 21495 рублей (<...>).

Взыскать с Казакова В.В. в доход бюджета городского округа <...> РБ государственную пошлину в размере 844 рубля 85 копеек.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня составления в окончательной форме в Верховный суд Республики Башкортостан через Кумертауский межрайонный суд РБ.

Председательствующий подпись.

Копия верна. Федеральный судья Р.Ф. Сафаров

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

Решение10.02.2021