ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2301/20 от 10.02.2021 Советского районного суда г. Орла (Орловская область)

57RS0023-01-2020-003546-73

Дело № 2а-2301/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

10 февраля 2021 года город Орел

Советский районный суд г. Орла в составе:

председательствующего судьи Бардиной Е.Е.,

при секретаре Парфененко Е.В.,

помощник судьи Носова И.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Орлу к Меркуловой О.В. о взыскании обязательных платежей,

установил:

Инспекция Федеральной налоговой службы России по г. Орлу (далее также – налоговый орган) обратилась в суд с административным иском к Меркуловой О.В. о взыскании обязательных платежей.

В обоснование заявленных требований указано, что за административным ответчиком числится задолженность по транспортному и земельному налогам.

В связи с этим налоговым органом в адрес административного ответчика направлены налоговые уведомления на уплату транспортного налога за 2015 и 2016 г. г., земельного налога за 2014, 2015 и 2016 г.г.

Поскольку исчисленная налоговым органом сумма налогов добровольно административным ответчиком не уплачена, налоговый орган направил административному ответчику требование об уплате налогов, которое также не было исполнено.

В связи с этим налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа, но вынесенный судебный приказ был отменен мировым судьей в связи с поступившими от административного ответчика возражениями относительно его исполнения.

На основании изложенного, просит суд восстановить срок на обращение в суд и взыскание недоимки; взыскать с Меркуловой О.В. задолженность в размере 84 923 руб. 34 коп., из которых недоимка по транспортному налогу за 2016 г. в размере 51 000 руб.; пени за несвоевременность уплаты транспортного налога в размере 13 403,71 руб.; недоимка по земельному налогу за 2014 г. в размере 11 107 руб.; недоимка по земельному налогу в размере 5855 руб.; пени за несвоевременность уплаты земельного налога в размере 3557,63 руб.

Представитель административного истца по доверенности Сотникова О.А. исковые требования поддержала полностью, по основаниям указанным в иске. В обоснование ходатайства о восстановлении срока на обращение в суд указала, что шестимесячный срок пропущен в связи с большой загруженность сотрудников налогового органа.

Административный ответчик Меркулова О.В., надлежащим образом извещенная о дате и месте судебного заседания, в суд не явилась, ее представитель по доверенности Колесникова Н.В. возражала против удовлетворения заявленных требований, по основаниям указанным в письменных возражениях.

Выслушав представителя административного истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства (далее – КАС РФ) органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Указанное право применительно к задолженности по уплате налогов, страховых взносов и пеней принадлежит налоговым органам (статья 31 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ), статья 7 Закона Российской Федерации от 21 марта 1991 г. № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации»).

Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 16 июля 2004 г. № 14-П указал, что конституционная обязанность платить законно установленные налоги и сборы обусловлена публичным предназначением налогов, которые являются необходимой экономической основой существования и деятельности государства, условием реализации им указанных публичных функций.

Система налогов и сборов Российской Федерации установлена НК РФ, в состав которой входит в том числе транспортный налог.

Согласно статье 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 НК РФ.

Из статьи 358 НК РФ следует, что объектом налогообложения по транспортному налогу признаются в том числе автомобили. Для них в силу статьи 359 НК РФ налоговая база определяется как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.

Из статьи 360 НК РФ следует, что налоговым периодом по транспортному налогу признается календарный год.

В силу статьи 361 НК РФ налоговые ставки по транспортному налогу устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.

На территории Орловский области указанные отношения урегулированы Законом Орловской области от 26 ноября 2002 г. № 289-ОЗ «О транспортном налоге». Статьей 2 указанного закона области (в редакции 2015 г.) налоговая ставка по транспортному налогу для легковых автомобилей с мощностью двигателя до 100 л.с. составляет 15 рублей за 1 л.с., с мощностью двигателя свыше 100 л.с. до 150 л.с. – 35 рублей за 1 л.с.

В соответствии со статьей 362 НК РФ сумма транспортного налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.

Согласно статье 363 НК РФ транспортный налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Согласно статье 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

Из статьи 389 НК РФ следует, что объектом налогообложения по земельному налогу признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.

Из статьи 393 НК РФ следует, что налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год.

В силу статьи 394 НК РФ налоговые ставки по земельному налогу устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя).

В соответствии со статьей 396 НК РФ сумма земельного налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами.

В силу статьи 58 НК РФ налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление об уплате налога, которое должно быть исполнено налогоплательщиком в течение одного месяца, если иной срок не указан в налоговом уведомлении.

В случае неуплаты налогоплательщиком суммы налога налоговый орган вправе в силу статьи 69 НК РФ направить налогоплательщику требование об уплате налога, которое должно быть исполнено налогоплательщиком в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

В судебном заседании установлено, что за налогоплательщиком с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ было зарегистрировано транспортное средство – легковой автомобиль <данные изъяты>, VIN – №***, мощностью <данные изъяты> лошадиных сил.

Также установлено, что в собственности административного ответчика находились следующие расположенные на территории Становского сельского поселения Орловского района Орловской области земельные участки сельскохозяйственного назначения:

- земельный участок с кадастровым номером №*** площадью <данные изъяты> кв.м. по адресу: <...>

- земельный участок с кадастровым номером №*** площадью <данные изъяты> кв.м. по адресу: <...>

- земельный участок с кадастровым номером №*** площадью <данные изъяты> кв.м. по адресу: <...>

- земельный участок с кадастровым номером №*** площадью <данные изъяты> кв.м. по адресу: <...>

- земельный участок с кадастровым номером №*** площадью <данные изъяты> кв.м. по адресу: <...>

- земельный участок с кадастровым номером №*** площадью <данные изъяты> кв.м. по адресу: <...>

- земельный участок с кадастровым номером №*** площадью <данные изъяты> кв.м. по адресу: <...>

- земельный участок с кадастровым номером №*** площадью <данные изъяты> кв.м. по адресу: <...>

- земельный участок с кадастровым номером №*** площадью <данные изъяты> кв.м. по адресу: <...>

- земельный участок с кадастровым номером №*** площадью <данные изъяты> кв.м. по адресу: <...>

- земельный участок с кадастровым номером №*** площадью <данные изъяты> кв.м. по адресу: <...>

- земельный участок с кадастровым номером №*** площадью <данные изъяты> кв.м. по адресу: <...>

- земельный участок с кадастровым номером №*** площадью <данные изъяты> кв.м. по адресу: <...>

- земельный участок с кадастровым номером №*** площадью <данные изъяты> кв.м. по адресу: <...>

- земельный участок с кадастровым номером №*** площадью <данные изъяты> кв.м. по адресу: <...>

- земельный участок с кадастровым номером №*** площадью <данные изъяты> кв.м. по адресу: <...>

- земельный участок с кадастровым номером №*** площадью <данные изъяты> кв.м. по адресу: <...>

- земельный участок с кадастровым номером №*** площадью <данные изъяты> кв.м. по адресу: <...>

- земельный участок с кадастровым номером №*** площадью <данные изъяты> кв.м. по адресу: <...>

- земельный участок с кадастровым номером №*** площадью <данные изъяты> кв.м. по адресу: <...>

- земельный участок с кадастровым номером №*** площадью <данные изъяты> кв.м. по адресу: <...>

- земельный участок с кадастровым номером №*** площадью <данные изъяты> кв.м. по адресу: <...>;

- земельный участок с кадастровым номером №*** площадью <данные изъяты> кв.м. по адресу: <...>

- земельный участок с кадастровым номером №*** площадью <данные изъяты> кв.м. по адресу: <...>

- земельный участок с кадастровым номером №*** площадью <данные изъяты> кв.м. по адресу: <...>

- земельный участок с кадастровым номером №*** площадью <данные изъяты> кв.м. по адресу: <...>

- земельный участок с кадастровым номером №*** площадью <данные изъяты> кв.м. по адресу: <...>.

Административному ответчику направлено налоговое уведомление №*** от ДД.ММ.ГГ на уплату транспортного налога за 2015 г. в размере 51 000 рублей, земельного налога за 2015 г. в размере 10128 рублей и налога на имущество физических лиц в размере 32 рубля, со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГ.

Как следует из вступившего в законную силу решения Советского районного суда г. Орла от ДД.ММ.ГГ по делу №***а-1642/2020, в связи с тем, что административным ответчиком своевременно не были уплачены суммы исчисленных налогов, ей направлено требование об уплате налога и пени №*** по состоянию на ДД.ММ.ГГ, в котором предложено до ДД.ММ.ГГ уплатить указанные в налоговом уведомлении суммы недоимки по налогам, а также пени за несвоевременную уплату транспортного налога в размере 187 рублей, пени за несвоевременную уплату земельного налога в размере 37 рублей 14 копеек и пени за несвоевременную уплату налога на имущество физических лиц в размере 12 копеек.

Поскольку указанное требование налогоплательщиком добровольно не исполнено, налоговый орган обратился к мировому судье судебного участка № 3 Советского района г. Орла с заявлением о вынесении судебного приказа. Мировым судьей судебного участка №3 Советского района г. Орла ДД.ММ.ГГ вынесен судебный приказ №*** о взыскании с Меркуловой О.В. задолженность по транспортному налогу за 2015 год в размере 51000 рублей, пени за несвоевременную уплату транспортного налога в размере 187 рублей; по налогу на имущество за 2015 год в размере 32 рубля, пени за несвоевременную уплату налога на имущество в размере 12 копеек; по земельному налогу за 2013-2015 годы в размере 10607 рублей 70 копеек, пени за несвоевременную уплату земельного налога в размере 283 рубля 64 копейки. Данный судебный приказ исполнен в полном объеме ДД.ММ.ГГ.

Также судом установлено, что административному ответчику направлено налоговое уведомление №*** от ДД.ММ.ГГ на уплату транспортного налога за 2016 г. в размере 51 000 рублей, земельного налога за 2016 г. в размере 55768 рублей 60 копеек и налога на имущество физических лиц в размере 37 рублей, со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГ.

В связи с тем, что административным ответчиком своевременно не были уплачены суммы исчисленных налогов, ей направлено требование об уплате налога и пени №*** по состоянию на ДД.ММ.ГГ, в котором предложено до ДД.ММ.ГГ уплатить указанные в налоговом уведомлении суммы недоимки по налогам, а также пени за несвоевременную уплату транспортного налога в размере 56 рублей 10 копеек, пени за несвоевременную уплату земельного налога в размере 68 рублей 87 копеек и пени за несвоевременную уплату налога на имущество физических лиц в размере 4 копейки.

Поскольку указанное требование налогоплательщиком добровольно в полном объеме исполнено не было, налоговый орган обратился к мировому судье судебного участка № 3 Советского района г. Орла с заявлением о вынесении судебного приказа. Мировым судьей судебного участка №3 Советского района г. Орла ДД.ММ.ГГ вынесен судебный приказ №*** о взыскании с Меркуловой О.В. задолженности по транспортному налогу за 2016 год в размере 51000 рублей, пени за несвоевременную уплату транспортного налога в размере 13403 рубля 71 копейка; по налогу на имущество за 2016 год в размере 37 рубля, пени за несвоевременную уплату налога на имущество в размере 9 рублей 6 копеек; по земельному налогу за 2016 год в размере 16962 рубля, пени за несвоевременную уплату земельного налога в размере 3661 рубль 25 копеек. Этот судебный приказ в связи с поступившими возражениями должника отменен определением мирового судьи судебного участка №3 Советского района г. Орла от ДД.ММ.ГГ.

Данная задолженность на момент рассмотрения иска по существу не погашена.

Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 НК РФ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 48 НК РФ заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.

Согласно пункту 2 этой же статьи НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

В соответствии с абзацами вторым и третьим пункта 3 статьи 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

Разрешая заявленные административные исковые требования, суд учитывает, что в силу части 6 статьи 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.

В соответствии с частью 2 статьи 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

Проанализировав указанные выше обстоятельства, суд приходит к выводу о наличии у административного ответчика невыполненной обязанности по уплате обязательных платежей, а также пени в связи с несвоевременной уплатой транспортного и земельного налогов.

Вместе с тем, процедура взыскания задолженности административным истцом не соблюдена. Заявление о вынесении судебного приказа, подано в районный суд с нарушением установленного законом шестимесячного срока после отмены мировым судьей судебного приказа.

Так, из материалов дела усматривается, что определение мирового судьи судебного участка № 3 Советского района г. Орла об отмене судебного приказа от ДД.ММ.ГГ о взыскании с Меркуловой О.В. недоимки по налогу и пени вынесено ДД.ММ.ГГ, а настоящий иск предъявлен налоговым органом в суд 1ДД.ММ.ГГ (согласно почтовому штампу).

Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 22 марта 2012 года № 479-О-О указал, что принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, не может осуществляться.

Как установлено судом, налоговым органом заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока.

В качестве уважительной причины пропуска срока обращения в суд представитель налоговой инспекции ссылался на большую загруженность в работе налогового органа, недостаток сотрудников в штате, а также обоснованность их требований по праву.

Указанные обстоятельства не могут быть расценены судом в качестве уважительной причины пропуска процессуального срока, поскольку не подтверждены допустимыми доказательствами, у налогового органа имелось достаточно времени для оформления административного искового заявления в установленном законом порядке. Тем более, что налоговый орган является профессиональным участником налоговых правоотношений, в связи с чем, ему должны быть известны правила обращения в суд с административным исковым заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций. Сама по себе большая загруженность сотрудников по своевременному оформлению документов для обращения в суд, недостаток сотрудников не относится к исключительным обстоятельствам, позволяющим восстановить налоговой инспекции срок для предъявления настоящего административного иска.

В соответствии с ч. 8 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

При таких обстоятельствах, несоблюдение административным истцом установленных налоговым законодательством сроков на обращение в суд с исковым заявлением о взыскании недоимки по налогу и пени является основанием для отказа в удовлетворении административного искового заявления.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 226-227 КАС РФ, суд

решил:

административное исковое заявление Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Орлу к Меркуловой О.В. о взыскании обязательных платежей, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд через Советский районный суд г. Орла в течение месяца со дня изготовления судом мотивированного текста решения, которое будет изготовлено 24 февраля 2021 г.

Судья Е.Е. Бардина

Решение в окончательной форме изготовлено 24 февраля 2021 г.