ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2303/2022 от 15.07.2022 Тюменского районного суда (Тюменская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Тюмень ДД.ММ.ГГГГ

Тюменский районный суд в составе председательствующего судьи Берсеневой Н.В., рассмотрев в порядке упрощенного производства административное дело а-2303/2022 по административному иску Межрайонной ИФНС России к ФИО2 о взыскании пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в фонд ОМС,

УСТАНОВИЛ:

МИФНС России по обратилась в суд с административным иском к ФИО2 о взыскании пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в фонд ОМС. Требования мотивированы тем, что ФИО2 состоит на учете в Межрайонной ИФНС России по в качестве плательщика страховых взносов с ДД.ММ.ГГГГ. ФИО2 была зарегистрирована в качестве адвоката с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Согласно Соглашению об информационном взаимодействии Федеральной налоговой службы и Пенсионного фонда Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ, Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» внесены изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации, согласно которым с ДД.ММ.ГГГГ полномочия по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование возложены на налоговый орган. Передача полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование органами Пенсионного фонда РФ налоговым органам, в соответствии с Планом-графиком мероприятий, утвержденным ФНС России № и Правлением ПФР ДД.ММ.ГГГГ производится путем выгрузки из базы ПФР в базу ФНС России информации по итогам ДД.ММ.ГГГГ. Из вышеизложенного в совокупности с обстоятельствами настоящего дела следует, что данные плательщиков страховых взносов передаются органами ПФР в налоговые органы при выгрузке из базы ПФР в базу ФНС России по итогам 2016 года, включая сведения о задолженности по взносам. Так, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ ПФ РФ выгружено сальдо задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального ФОМС в размере 678 рублей (пени). Выявив у налогоплательщика задолженность по налогам за 2012 год, на основании ст.70 НК РФ в течение трех месяцев со дня выявления недоимки, в адрес налогоплательщика налоговым органом выставлено требование от ДД.ММ.ГГГГ об уплате налога, сбора, пени, штрафа с предложением добровольно оплатить задолженности сроком до ДД.ММ.ГГГГ. Межрайонная ИФНС России по в 2021 году обратилась к мировому судье судебного участка Тюменского судебного района с заявлением о выдаче судебного приказа в отношении ФИО2 о взыскании суммы задолженности по обязательным платежам. ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка Тюменского судебного района был вынесен судебный приказ о взыскании с ФИО2 задолженности по обязательным платежам, который определением мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ отменен. По данным КРСБ налогоплательщика задолженность по налогу отсутствует, в связи с чем на момент подачи административного искового заявления сумма пени в размере 678 рублей не оплачена. Указанную сумму административный истец просит взыскать с ответчика.

Кроме того, Межрайонной ИФНС России по заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока, мотивированное тем, что на момент подачи административного искового заявления от ДД.ММ.ГГГГ интернет-портал ГАС «Правосудие», через который налоговым органом осуществлялась подача административных исковых заявлений в электронном виде на постоянной основе, был недоступен по техническим причинам. В связи с отсутствием у Инспекции возможности направить вышеуказанное заявление в электронном виде с соблюдением срока, налоговым органом ДД.ММ.ГГГГ подано заявление через канцелярию суда. Однако, налоговым органом ошибочно передана сотруднику канцелярии копия административного искового заявления. Определением судьи Тюменского районного суда о ДД.ММ.ГГГГ административное исковое заявление в отношении ФИО2 возвращено. После получения указанного определения суда Инспекцией незамедлительно инициирована повторная подача административного искового заявления через интернет-портал ГАС «Правосудие» с ходатайством о восстановлении пропущенного срока.

Дело рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 КАС РФ

Исследовав письменные материалы дела, оценив представленные по делу доказательства, суд приходит к следующим выводам.

В силу ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм, в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Правоотношения в системе обязательного пенсионного страхования, отношения, связанные с исчислением и уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах регулируется с ДД.ММ.ГГГГ Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №212-ФЗ « О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».

Согласно Соглашению об информационном взаимодействии ФНС и Пенсионного фонда РФ, Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» внесены изменения в Налоговый кодекс РФ, согласно которым с ДД.ММ.ГГГГ полномочия по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование возложены на налоговый орган.

В соответствии с п. 3 ст. 8 Налогового кодекса Российской Федерации под страховыми взносами понимаются обязательные платежи на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование, взимаемые с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения реализации прав застрахованных лиц на получение страхового обеспечения по соответствующему виду обязательного социального страхования.

В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Согласно ст.23 НК РФ, налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

Согласно ст.45 НК РФ, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Согласно ст. 419 Налогового кодекса РФ плательщиками страховых взносов признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования: 1) лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам: организации; индивидуальные предприниматели; физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями;2) индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.

Пунктом 3 ст. 420 НК РФ установлено, что объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, признается осуществление предпринимательской либо иной профессиональной деятельности в случае, предусмотренном абзацем третьим подпункта 1 пункта 1 статьи 430 настоящего Кодекса, объектом обложения страховыми взносами также признается доход, полученный плательщиком страховых взносов и определяемый в соответствии с пунктом 9 статьи 430 настоящего Кодекса.

В силу п. 2 ст. 432 НК РФ суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.

Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика, превышающей 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком не позднее 1 июля года, следующего за истекшим расчетным периодом.

В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в пп. 2 п. 1 ст. 419 настоящего Кодекса, в срок, установленный абзацем вторым настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками.

Судом установлено, что ФИО2 состоит на учете в МИФНС России по в качестве плательщика страховых взносов с ДД.ММ.ГГГГ, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ была зарегистрирована в качестве адвоката.

На основании ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налогоплательщику требования об уплате налога.

Согласно ст. 72 НК РФ способом исполнения обязанности по уплате налогов и сборов являются пени.

В соответствии с п.1,2 ст. 75 НК РФ пеней признается установленная денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах сроки.

Пунктом 3 ст. 75 Налогового кодекса РФ предусмотрено начисление пени за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса.

Таким образом, уплата пеней является дополнительной обязанностью налогоплательщика в случае уплаты налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах сроки.

В силу п. 5 ст. 75 НК РФ пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.

Как видно из материалов дела, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ ПФ РФ выгружено сальдо задолженности: пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС за периоды, истекшие до ДД.ММ.ГГГГ, в размере рублей.

Выявив задолженность пени по страховым взносам, на основании ст.70 НК РФ истцом налогоплательщику направлено требование от ДД.ММ.ГГГГ со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ.

По данным КРСБ налогоплательщика задолженность по налогу отсутствует, в связи с чем на момент подачи административного искового заявления сумма пени в размере 678 рублей не оплачена.

ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка Тюменского судебного района был вынесен судебный приказ по делу о взыскании с ФИО2 задолженности по пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до ДД.ММ.ГГГГ.

Определением мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ судебный приказ от ДД.ММ.ГГГГ отменен.

Срок для обращения в суд с административным иском – ДД.ММ.ГГГГ.

Из материалов дела усматривается, что административное исковое заявление было подано административным истцом ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрировано в суде (М1320).

Определением судьи от ДД.ММ.ГГГГ административный иск был возвращен в адрес МИФНС России по в связи с тем, что в суд направлена копия административного иска, не подписанная представителем МИФНС России по .

Копия определения с приложенными к нему материалами направлена в адрес административного иска ДД.ММ.ГГГГ.

После получения указанного определения суда Инспекцией инициирована повторная подача административного искового заявления через интернет-портал ГАС «Правосудие» с ходатайством о восстановлении пропущенного срока (зарегистрировано в суде ДД.ММ.ГГГГ).

В ходе рассмотрения вопроса о возможности восстановления пропущенного срока, необходимо исследовать вопрос не только наличия уважительной причины его пропуска, но и вопрос о наличии возможности и необходимости его восстановления.

В соответствии с ч.8 и ч.9 ст.226 КАС РФ при рассмотрении административного дела в порядке гл.22 КАС РФ суд выясняет обстоятельства, указанные в чч. 9 и 10 данной статьи, в полном объеме, в том числе, как соблюдение истцом сроков обращения в суд, так и нарушение его прав, свобод и законных интересов, соответствие оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, наличие полномочий для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) и соблюдение порядка принятия такого решения, совершения действия (бездействия).

Одним из принципов административного судопроизводства являются законность и справедливость при рассмотрении и разрешении административных дел, которые обеспечиваются не только соблюдением положений, предусмотренных законодательством об административном судопроизводстве, точным и соответствующим обстоятельствам административного дела правильным толкованием и применением законов и нормативных актов, в том числе регулирующих отношения. Связанные с осуществлением государственных или публичных полномочий, но и получением гражданами, организациями судебной защиты путем восстановления их нарушенных прав и свобод (п.3 ст.6, ст.9 КАС РФ).

Верховный суд указывает, что при рассмотрении вопроса о возможности восстановления срока следует исходить не столько из формальных положений закона, сколько из законности требований истца и необходимости восстановления нарушенных прав для поддержания разумного баланса между интересами граждан и государства, в частности бюджетной системы, которая обеспечивает надлежащее функционирование общества, в том числе, необходимо оценивать требования заявителя по существу.

Административным истцом в качестве уважительности пропуска срока для обращения в суд указывается, в том числе на то, что на момент подачи административного искового заявления от ДД.ММ.ГГГГ интернет-портал ГАС «Правосудие», через который налоговым органом осуществлялась подача административных исковых заявлений в электронном виде на постоянной основе, был недоступен по техническим причинам. В связи с отсутствием у Инспекции возможности направить вышеуказанное заявление в электронном виде с соблюдением срока, налоговым органом ДД.ММ.ГГГГ подано заявление через канцелярию суда. Также отмечается, что после получения определения о возвращении административного искового заявления незамедлительно были приняты меры к повторной подаче административного иска.

Анализ указанных выше обстоятельств в их совокупности позволяет суду сделать выводу об уважительности причин пропуска срока и восстановлении пропущенного срока для обращения в суд административным иском, учитывая незначительный пропуск данного срока для подачи заявления, а также обстоятельства по существу заявления, подтверждающие нарушение ФИО2 налогового законодательства, выразившееся в неуплате пени по налогам и сборам.

Таким образом, с учетом установленных судом обстоятельств дела, исходя из вышеуказанных положений норм действующего налогового законодательства Российской Федерации, принимая во внимание, что административным ответчиком не представлено в суд ни возражений относительно административного иска, ни доказательств, подтверждающих уплату пени, суд, руководствуясь ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации, приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения административного иска и взыскания с ФИО2 задолженности.

Руководствуясь Налоговым кодексом Российской Федерации, ст.ст. 175-176, 178-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Межрайонной ИФНС по удовлетворить.

Взыскать с ФИО2 в пользу Межрайонной ИФНС по пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС за периоды, истекшие до ДД.ММ.ГГГГ, в размере рублей.

Решение суда, принятое по результатам рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства, может быть обжаловано в апелляционном порядке в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Председательствующий: (подпись) Н.В. Берсенева