ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2304/19 от 24.10.2019 Пролетарского районного суда г.Тулы (Тульская область)

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

24.10.2019 года г. Тула

Пролетарский районный суд г. Тулы в составе

председательствующего Николотовой Н.Н.,

при секретаре Силаковой С.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело а-2304/2019 по иску ФИО1 к Межрайонной ИФНС России по <адрес> о признании незаконным решения, взыскании излишне взысканного налога, процентов на сумму излишне взысканного налога, судебных расходов,

установил:

ФИО2 обратился в суд с указанным административным иском к МИФНС России по <адрес> и просил суд признать незаконными действия налогового органа по взысканию с него налога на недвижимое имущество и пени, обязать административного ответчика произвести перерасчет налога по ставке налогообложения 0,5 % из кадастровой стоимости объекта <данные изъяты> взыскать в его (административного истца) пользу переплату по налогу в размере <данные изъяты> и проценты за пользование денежными средствами со дня следующего за днем взыскания налога по день фактического возврата переплаченных сумм по ставке рефинансирования ЦБ РФ, взыскать расходы по оплате государственной пошлины в размере <данные изъяты>.

Заявленные требования обосновывал тем, что является собственником недвижимого имущества с кадастровым номером 71:30:030111:10530, площадью 729,1 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> и обязан к уплате налога на указанное имущество. Через портал госуслуг он (административный истец) получил уведомление от ДД.ММ.ГГГГ об уплате налога на имущество в размере <данные изъяты>. Налог был исчислен из 2% налоговой ставки на кадастровую стоимость объекта <данные изъяты>. Налог он (административный истец) перечислил ДД.ММ.ГГГГ. Полагал, что расчет налога произведен административным ответчиком неверно, поскольку объект не включен Росреестром в перечень объектов на 2017 год и кадастровая стоимость объекта менее <данные изъяты>. По мнению административного истца, налог на недвижимость с кадастровым номером , должен был быть рассчитан по ставке налогообложения 0,5%, исходя из кадастровой стоимости объекта 3960111 руб. за расчетный период 2017 год и составлять <данные изъяты>., в связи с чем имеется переплата налога в размере <данные изъяты>. Административный истец ДД.ММ.ГГГГ обратился в УФНС РФ по <адрес> с жалобой в порядке ст. 137-139 НК РФ, и ДД.ММ.ГГГГ по почте получил отказ в удовлетворении жалобы.

В судебном заседании административный истец ФИО2 заявленные требования поддержал в полном объеме по доводам, изложенным в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика – МИФНС России по <адрес> по доверенности ФИО3 возражала против удовлетворения требований, заявленных административным истцом; настаивала на том, что налог на имущество, принадлежащее административному истцу, расположенное по адресу: <адрес>, <адрес>, начислен правильно, с соблюдением действующего законодательства, исходя из 2% налоговой ставки на кадастровую стоимость объекта с кадастровым номером , которая на ДД.ММ.ГГГГ по данным, направленным налоговому органу <адрес>, составляла <данные изъяты>.

Представитель заинтересованного лица – УФНС России по <адрес> по доверенности ФИО4 в судебное заседание не явилась, в письменном заявлении просила дело рассмотреть без их участия, ранее представлены письменные возражения в котором административный иск ФИО1 не признала, просила отказать административному истцу в заявленных требованиях, указала, что объект недвижимого имущества с кадастровым номером , по адресу: <адрес>, пом. 98, расположен в подвальном помещении здания с кадастровым номером , которое включено на 2016 год в Перечень , утвержденный Распоряжением Министерства экономического развития <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. По данным <адрес> кадастровая стоимость объекта недвижимости, принадлежащего ФИО2, составляет <данные изъяты>.. В связи с чем, с указанной стоимости и подлежит исчислению налог на имущество физических лиц за период нахождения спорного объекта недвижимости в собственности ФИО2

Выслушав пояснения административного истца, представителя административного ответчика, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.

Ч асть 1 ст. 46 Конституции РФ гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод.

Каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами (ст. 4 КАС РФ).

Гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие- либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров (ч, 1 ст. 218 КАС РФ).

Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО2 на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ является собственником объекта недвижимого имущества - нежилого помещения с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 729,1 кв.м, этаж: подвал, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ.

ФИО2 является налогоплательщиком налога на имущество физических лиц в отношении принадлежащего ему на праве собственности объекта недвижимости.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 выставлено налоговое уведомление об уплате налога на указанный объект недвижимости в размере <данные изъяты> за налоговый период 2017 года с уплатой до ДД.ММ.ГГГГ.

При этом, налог исчислен исходя из налоговой ставки 2 % налоговой ставки и кадастровой стоимости объекта в <данные изъяты>. Согласно налоговому уведомлению ФИО2 надлежало уплатить налог на имущество физических лиц за вышеуказанный объект до ДД.ММ.ГГГГ.

ФИО2 налог уплачен ДД.ММ.ГГГГ, что следует из квитанции об оплате от ДД.ММ.ГГГГ.

Административный истец ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ обратился в УФНС РФ по <адрес> с жалобой в порядке ст. 137-139 НК РФ, и ДД.ММ.ГГГГ по почте получил отказ в удовлетворении жалобы в связи с правомерностью его исчисления.

Считая, что имеет место излишне взысканный налог, ФИО2 обратился в суд за его взысканием.

В силу и. 1 ст. 79 Налогового кодекса РФ налогоплательщик имеет право на возврат излишне взысканного с него налога, которое в соответствии с и. 2 данной статьи может быть реализовано путем обращения в суд в течение трех лет считая со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о факте излишнего взыскания.

Такие судебные способы защиты прав налогоплательщиков, как оспаривание ненормативных правовых актов налоговых органов и истребование излишне взысканного налога, являются независимыми, если иное прямо не следует из законодательства. При наличии нескольких возможных способов защиты права налогоплательщик имеет право выбора между ними. Избрав конкретный способ защиты своего права, частный субъект должен соблюдать сроки и процедуры (в том числе досудебные), как они установлены применительно к этому способу защиты права.

В рамках инициированной налогоплательщиком процедуры обжалования суд решает вопрос о законности ненормативного правового акта, а по ее результатам возможно признание незаконного акта недействительным, что, в частности, исключает последующее взыскание налога на его основании.

В том случае, когда налогоплательщик инициирует процедуру истребования излишне взысканного налога, суд также решает вопрос о законности ненормативного правового акта, но по ее результатам возможно обязание налогового органа возвратить налог, уже взысканный в излишней сумме на основании незаконного акта, без его признания недействительным.

Имущественные требования о взыскании излишне взысканной суммы налога налогоплательщик может предъявить в суд независимо от оспаривания ненормативных правовых актов налоговых органов, в том числе и по основаниям необоснованности начисления сумм налога, пеней, уплатив государственную пошлину в соответствующем размере (подпункт 1 п. 1 ст. 333.21 Налогового кодекса РФ).

Налоги считаются взысканными, если их перечисление в бюджет произведено в связи с принятием соответствующего решения налогового органа. Следовательно, добровольное перечисление налогов во исполнение решения налогового органа не является препятствием для последующего возврата такого платежа, как излишне взысканного.

Соответственного, ФИО2, уплатив сумму налогов и пени на основании принятого налоговым органом решения от ДД.ММ.ГГГГ, вправе поставить вопрос о возврате соответствующих сумм, как излишне взысканных в пределах сроков, установленных ст. 79 Налогового кодекса РФ, а суд должен исследовать вопрос о законности указанного решения.

Срок обращения с требованием о возврате излишне взысканных налога, пени ФИО2 соблюден, поскольку о факте излишнего взыскания он узнал 28.112018 года, получив налоговое уведомление об уплате налога, в то время как в суд обратился ДД.ММ.ГГГГ, то есть в течение трех лет считая со дня, когда лицо узнал о факте излишнего взыскания.

Статьей 57 Конституции РФ предусмотрено, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

По смыслу подпункта 1 п. 1 ст. 32 Налогового кодекса РФ вынесенные решения налогового органа должны быть законными и обоснованными, основываться на нормах действующего законодательства.

Исходя из положений ст. 3 Налогового кодекса РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.

Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными настоящим Кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные настоящим Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено настоящим Кодексом. При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы, страховые взносы), когда и в каком порядке он должен платить. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента).

В соответствии со ст. 5 Налогового кодекса РФ акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей. Акты законодательства о сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей. Федеральные законы, вносящие изменения в настоящий Кодекс в части установления новых налогов и (или) сборов, а также акты законодательства о налогах и сборах субъектов Российской Федерации и нормативные правовые акты представительных органов муниципальных образований, вводящие налоги, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования (ч. 1 ст. 5 Налогового кодекса РФ).

Акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги, сборы и (или) страховые взносы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов и (или) тарифы страховых взносов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков, плательщиков сборов и (или) плательщиков страховых взносов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют (ч. 2 ст. 5 Налогового кодекса РФ).

Положения, предусмотренные настоящей статьей, распространяются также на издаваемые в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством о налогах и сборах нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федераций, органов местного самоуправления, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (ч. 5 ст. 5 Налогового кодекса РФ).

Установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статьи 72 и 76 Конституции Российской Федерации).

Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги, которые должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Налог на имущество физических лиц относится к местным налогам (ст. 15 Налогового кодекса РФ) и устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (ст. 399 Налогового кодекса РФ).

Решением Тульской городской Думы от 28.11.2014 № 4/75 «Об

установлении и введении в действие на территории муниципального образования город Тула налога на имущество физических лиц» с 01.01.2015 на территории муниципального образования г. Тула введен налог на имущество физических лиц, налоговая база по которому определяется исходя из кадастровой стоимости.

При этом, налоговые ставки установлены в отношении: 1) жилых домов, квартир, комнат; объектов незавершенного строительства в случае, если проектируемым назначением таких объектов является жилой дом; единых недвижимых комплексов, в состав которых входит хотя бы один жилой дом; гаражей и машино-мест; хозяйственных строений или сооружений, площадь каждого из которых не превышает 50 квадратных метров и которые расположены на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства, - 0,1 процента; 2) объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с п. 7 ст. 378.2 Налогового кодекса РФ, в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ, а также в отношении объектов налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 млн. рублей, - 2,0 процента; 3) прочих объектов налогообложения - 0,5 процента.

Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно: объект налогообложения; налоговая база; налоговый период; налоговая ставка; порядок исчисления налога; порядок и сроки уплаты налога (ст. 17 Налогового кодекса РФ).

Налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 401 Налогового кодекса РФ (ст. 400 Налогового кодекса РФ), к которому в том числе, относятся иное здание, строение, сооружение, помещение, расположенное в пределах муниципального образования (п. 1 ст. 400 Налогового кодекса РФ).

Налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи (п. 1 ст. 402 Налогового кодекса РФ).

Налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с п. 7 ст. 378.2 настоящего Кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым п. 10 ст. 378.2 настоящего Кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения (п. 3 ст. 402 Налогового кодекса РФ).

Налоговая ставка по налогу на имущество физических лиц в случае определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения налоговые ставки устанавливаются в размерах, не превышающих 2 процентов в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса, в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса, а также в отношении объектов налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 миллионов рублей; 0,5 процента в отношении прочих объектов налогообложения.

В соответствии с положениями ст. 403 Налогового кодекса РФ (в ред. Федерального закона от 30.11.2016 № 401-ФЗ) налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей

В отношении объекта налогообложения, образованного в течение налогового периода, налоговая база в данном налоговом периоде определяется как его кадастровая стоимость на дату постановки такого объекта на государственный кадастровый учет. Изменение кадастровой стоимости объекта имущества в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

В силу ч. 3 ст. 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты их внесения в государственный кадастр недвижимости (с 01 января 2017 года - Единый государственный реестр недвижимости согласно ст. 6 Федерального закона от 03.07.2016 № 361-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации»).

04.05.2018 г. в Единый государственный реестр недвижимости внесена кадастровая стоимость на объект недвижимости в размере 3960111 рублей, установленная решением Тульского областного суда от 13.02.2018, дата применения кадастровой стоимости - 01.01.2017.

Аналогичные сведения содержатся и в имеющихся в материалах дела выписках из Единого государственного реестра недвижимости, представленных административным истцом.

Налоговым период для расчета налога на имущество физических лиц признается календарный год (ст. 405 Налогового кодекса РФ), следовательно, налоговый период определяется с 01 января по 31 декабря соответствующего года.

В настоящем деле оспаривается правомерность установления налога на имущество физических лиц за 2017 год, следовательно, для ФИО2 налоговым периодом будет являться двенадцать месяцев 2017 года.

В соответствии с п. 7 ст. 378.2 Налогового кодекса РФ уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее в настоящей статье - перечень).

Как следует из пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ (в ред. Федерального закона от 30.11.2016 № 401-ФЗ), налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

Согласно п. 3 ст. 378.2 Налогового кодекса РФ (в ред. Федерального закона от 30.11.2016 № 401-ФЗ) в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

Вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (п. 9 ст. 378.2 Налогового кодекса РФ).

Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, согласно п. 7 ст. 378.2 Налогового кодекса РФ определяет уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, каковым по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ являлось министерство экономического развития <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ министерством экономического развития <адрес> издано распоряжение «Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год».

Пунктом 1 распоряжения определен Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год.

В названный Перечень в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, под номером 2133 включен без указания площади объект с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенный по адресу: <адрес>.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках зарегистрированных правах на объект недвижимости от

объект площадью 3808,3 кв.м с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенный по адресу: <адрес>, является многоквартирным домом, количество этажей 5, в том числе подземных 1. Объект с кадастровым номером <данные изъяты>, принадлежащий на праве собственности ФИО2, указан в данной выписке в графе «кадастровые номера помещений, машино-мест, расположенных в здании или сооружении».

В обоснование своей позиции сторона административного ответчика в ходе судебного разбирательства дела указывала на то, что поскольку объект недвижимости с кадастровым номером 71:30:030111:10530, принадлежащий на праве собственности ФИО2 входит в состав объекта с кадастровым номером <данные изъяты>, включенного в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год, то налог на имущество физических лиц, исчислен исходя из налоговой ставки в размере 2 %, правомерно.

При этом, указывалось на то, что при начислении налога налоговый орган исходил из сведений, предоставленных Управлением Росреестра по Тульской области, представленных в адрес налоговой инспекции и имеющейся в материалах дела..

Однако суждения стороны административного ответчика о том, что поскольку здание включено в Перечень объектов недвижимого имущества, то и все помещения в нем, принадлежащие одному или нескольким собственника, подлежат налогообложению, исходя из кадастровой стоимости вне зависимости от отсутствия этих помещений в Перечне, суд находит не применимым в настоящем деле.

Действительно, в письме Министерства финансов РФ от 16.03.2017 № БС-4- 21/4780 «О применении положений ст. 378.2 Налогового кодекса РФ к помещениям, не вошедшим в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость» изложена указанная правовая позиция. Однако в данном письме речь шла о налогообложении административно-деловых и торговых центров (комплексов) и помещений в них, а не многоквартирных домах.

Кроме этого, проанализировав сведения, представленные Росреестром, на которые административный ответчик ссылается в обоснование возражений по существу заявленного административного иска, суд приходит к выводу о том, что представленные сведения не подтверждают включение спорного объекта в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год, поскольку в нем указаны только наименование объекта, его собственник и кадастровая стоимость.

Самостоятельно объект недвижимости с кадастровым номером , принадлежащий на праве собственности ФИО2, в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год не включен.

Доводы стороны административного ответчика о том, что из Росреестра в налоговый орган уже приходят сведения об объекте недвижимости, в отношении которого установлена налоговая ставка 2 %, сотрудник налогового органа не принимает участия в исчислении суммы налога, поскольку это происходит в автоматическом режиме, суд находит несостоятельными.

Обязанности налогового органа регулируются ст. ст. 32-33 Налогового кодекса РФ. Подпункт 1 и. 1 ст. 32 содержит обязанность по соблюдению законодательства о налогах и сборах. Законодательство о налогах и сборах определяет порядок определения объекта налогообложения; налоговой базы; налогового периода; налоговой ставки; исчисления налога и сроки уплаты налога. Тем самым, обязанность по правильному определению названных элементов налогообложения относится не только к налогоплательщику, но и к налоговому органу.

В связи с чем, при администрировании налога на имущество физических лиц налоговый орган обязан соблюдать законодательство о налогах и сборах и правильно и обоснованно исчислять налоги.

То обстоятельство, что объект недвижимости с кадастровым номером вошел в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год, само по себе не подтверждает обоснованность исчисления в отношении спорного объекта налога на имущество физических лиц за 2017 год, исходя из налоговой ставки 2%.

Принимая во внимание, что объект недвижимости с кадастровым номером самостоятельно не включен в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год, свидетельство о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, выписки из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости, Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках зарегистрированных правах на объект недвижимости, кадастровый паспорт на данный объект недвижимости не содержат указание на то, что спорный объект является административно-деловым центром, а также используется для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо фактически используется для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, установление вида фактического использования нежилого помещения применительно к ст. 378.2 Налогового кодекса РФ не относится к компетенции налогового органа, а определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений), учитывая предписание федерального законодателя о толковании всех неустранимых сомнений, противоречий и неясностей актов законодательства о налогах и сборах в пользу налогоплательщика (п. 7 ст. 3 Налогового кодекса РФ), то судебная коллегия приходит к выводу о том, что исчисление налоговой ставки в размере 2% в отношении объекта налогообложения с кадастровым номером - нежилого помещения, принадлежащего на праве собственности ФИО2, противоречит положения ст. 378.2, 406 Налогового кодекса РФ и влечет нарушение прав административного истца как собственника и плательщика налога на имущество физических лиц.

ФИО2 неоднократно, в том числе и в порядке ст. 137-139 Налогового кодекса РФ, обращался в налоговый орган с требованием о перерасчете суммы налога по имущество на физических лиц, исходя из иных, чем указано в налоговом уведомлении от ДД.ММ.ГГГГ, налоговой ставки, однако в этом ему было отказано.

Поскольку в ходе судебного разбирательства дела судом установлено, что при исчислении ФИО2 налога на имущество физических лиц за 12 месяцев 2017 года налоговым органом необоснованно и неправомерно применена налоговая ставка в размере 2 % по основаниям, изложенным выше, то уплаченные ФИО2 суммы налога, являются излишне взысканными, в пересчете суммы налога заявителю налоговым органом отказано, то суд полагает необходимым произвести перерасчет суммы налога на имущество физических лиц за 12 месяцев 2017 года, исходя из налоговой базы в размере кадастровой стоимости объекта недвижимости <данные изъяты>., применив налоговую ставку 0,5%, и взыскать с Межрайонной ИФНС России по <адрес> в пользу ФИО2 излишне взысканный налог на имущество физических лиц за 12 месяцев 2017 года в размере <данные изъяты>., а также в соответствии с п. 5 ст. 79 Налогового кодекса РФ проценты на сумму излишне взысканного налога в размере <данные изъяты>. ( с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) согласно расчету, предоставленному административным истцом, который суд признает верным.

В соответствии со ст. ст. 103, 106 КАС РФ судебные расходы состоят из госпошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.

В пользу ФИО2 подлежат также взысканию судебные расходы по уплате государственной пошлины, исчисленные согласно подпунктом 1 п. 1 ст. 333.21 Налогового кодекса РФ в пределах заявленных требований в размере <данные изъяты>.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180, 227, 228 КАС РФ, суд

решил:

административные исковые требования ФИО2 к Межрайонной ИФНС России по <адрес> о признании незаконным решения, взыскании излишне взысканного налога, процентов на сумму излишне взысканного налога, судебных расходов удовлетворить.

Признать незаконным действия межрайонной ИФНС России по <адрес> по взысканию налога на недвижимое имущество за 2017 год, расположенного по адресу <адрес>, <адрес> кадастровый .

Обязать МИФНС России по <адрес> произвести перерасчет налога на недвижимое имущество-объект с кадастровым номером , расположенный по адресу <адрес>, <адрес> по налоговой ставе 0,5% исходя из кадастровой стоимости имущества <данные изъяты>

Взыскать с межрайонной ИФНС России по <адрес> в пользу ФИО1 излишне взысканный налог на имущество за 2017 год в размере <данные изъяты>., проценты на сумму излишне взысканного налога в размере <данные изъяты>., расходы по уплате госпошлины в сумме <данные изъяты>.

Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Пролетарский районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий Н.Н.Николотова