Дело № 2а-2304/2019 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 31 октября 2019 года г. Нефтекамск Нефтекамский городской суд Республики Башкортостан в составе: председательствующего судьи Рахимовой С.К., при секретаре Фазыловой Р.Р., с участием административных истцов ФИО1, ФИО4 представителя административного ответчика администрации городского округа города Нефтекамск - ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1, ФИО4 к администрации городского округа города Нефтекамск, должностным лицам администрации города Нефтекамск ФИО5, ФИО6 о признании действий должностных лиц незаконными, УСТАНОВИЛ: ФИО1, ФИО4 обратились с административным исковым заявлением к администрации городского округа города Нефтекамск, должностным лицам администрации города ФИО5, ФИО6 о признании действий должностных лиц незаконными. В обоснование иска указали, что 18 октября 2019 года ими было подано уведомление о проведении публичного мероприятия 3 ноября 2019 года в форме митинга по установленной законом форме.В этот же день, 18 октября 2019 года от администрации городского округа г.Нефтекамск получен отказ в согласовании проведении публичного мероприятия, по причине поступления уведомления на другое публичное мероприятие в указанном месте и в указанное время, хотя их уведомление подано за 15 дней до даты публичного мероприятия в 09 часов утра 18 октября 2019 года. При этом, в нарушение требований Постановления Пленума Верховного суда Российской федерации от 26.06.2018г. № (п. 13) орган публичной власти не предложил конкретное место и (или) время для проведения заявленного митинга. Данный ответ от администрации городского округа г.Нефтекамск подписан должностным лицом администрации городского округа г.Нефтекамска ФИО5.Согласно распоряжению Администрации городского округа г.Нефтекамск от ДД.ММ.ГГГГ№р уполномоченным представителем администрации городского округа город Нефтекамск и ответственным за принятие и регистрацию уведомлений о проведение публичных мероприятий назначен начальник информационно-аналитического отдела ФИО6 (кабинет №). В случае отсутствия уполномоченного представителя администрации при проведении публичных мероприятий и ответственного за принятие и регистрацию уведомлений о проведение публичных мероприятий, указанная работа и обязанности возложена на уполномоченного специалиста информационно-аналитического отдела (находящегося в кабинете №).Придя в здание администрации городского округа г.Нефтекамск в 08 часов 30 минут, уполномоченные представители организатора митинга и участники инициативной группы вынуждены были ждать до 09:00, так как не пропускали, мотивируя тем, что рабочий день начинается с 09 часов. Однако организатор митинга находился около кабинета начальника информационно-аналитического отдела ФИО6, ответственного за прием и регистрацию уведомлений, с 08 часов 46 минут. Кабинет № был закрыт, на этаже никаких посетителей не было.После продолжительного ожидания и поисков начальника информационно- аналитического отдела по всем кабинетам на этаже они, согласно распоряжению администрации городского округа г.Нефтекамск от ДД.ММ.ГГГГ№ р, обратились для сдачи документов в кабинет №, где у них также документы не приняли, так как работник информационно-аналитического отдела был на больничном. В 09:14 пришел начальник информационно-аналитического отдела ФИО6 и в 09:15 принял уведомление на проведение митинга ДД.ММ.ГГГГ На просьбу ФИО4 зарегистрировать в журнале уведомление в присутствии организатора и указать входящий номер уведомления ФИО6 молчал. Просили суд, признать незаконными действия должностного лица ФИО5 в выдаче отказа в проведении публичного мероприятия в виде митинга 03 ноября 2019 года на площади перед кинотеатром «Октябрь», на пересечении <адрес>; признать незаконными действия должностного лица ФИО6, принявшего в неотведенном месте и в неотведенное время уведомление на проведение публичного мероприятия, которое согласовано на ДД.ММ.ГГГГг.; признать незаконными действия должностного лица ФИО6 по отказу в регистрации уведомления на проведение митинга от ДД.ММ.ГГГГ в присутствии организатора ФИО4 В ходе рассмотрения дела, административные истцы ФИО1 и ФИО4 административное исковое заявление поддержали, просили удовлетворить, по основаниям изложенным в административном исковом заявлении. Представитель административного ответчика администрации городского округа города Нефтекамск ФИО3 возражал против удовлетворения административного иска, поскольку действия должностного лица законны. В ходе судебного заседания в качестве свидетеля была допрошена ФИО7 которая суду пояснила, что у здания администрации она была с 08 часов 00 ДД.ММ.ГГГГ, однако ФИО11 она там не видела. В ходе судебного заседания в качестве свидетеля был допрошен ФИО8 который суду пояснил, что ДД.ММ.ГГГГ 08:50 он был возле здания администрации, 09:00 его и других участников впустили в здание администрации и они поднялись в кабинет для сдачи уведомления на публичное мероприятие, при этом, им велась видеосъемка в подтверждении того, что иных лиц для сдачи уведомлений не было. В ходе судебного заседания в качестве свидетеля был допрошен ФИО9 который суду пояснил, что ДД.ММ.ГГГГ 08:50 он пришел к зданию администрации, однако его не пропустили, так как прием только с 09:00 часов. После чего он поднялся к кабинету ФИО10. В кабинет начальника информационного отдела зашел ФИО2, чтобы сдать уведомление на публичное мероприятие. При сдаче уведомления ФИО4 внутри кабинета он не присутствовал. В ходе судебного заседания в качестве свидетеля был допрошен ФИО11 который суду пояснил, что им ДД.ММ.ГГГГ в 09 часов 00 минут в здании администрации города было подано уведомление о проведении митинга на ДД.ММ.ГГГГ. Данное уведомление у него принял ФИО10. Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела ходатайств в суд не представили. При указанных обстоятельствах, учитывая положения статьи 150 КАС РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса. Выслушав доводы участвующих лиц, исследовав материалы дела, и оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему. В соответствии со статьей 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Обращаясь в суд с настоящим иском, административные истцы, ссылаясь на нарушение ответчиком положений Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", а также на нарушение гарантированных Конституцией Российской Федерации прав собираться мирно и без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование, просят признать незаконными действия должностных лиц в выдаче отказа в проведении митинга. Рассмотрев заявленный административный иск, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для его удовлетворения, исходя из следующего. В силу части 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. Статьей 31 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование. Проведение публичных мероприятий регламентируется Федеральным законом от 19.06.2004 N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", статья 4 которого в рамках организации публичного мероприятия определяет ряд процедур, направленных на обеспечение мирного и безопасного характера публичного мероприятия, согласующегося с правами и интересами лиц, не принимающих в нем участия, и позволяющих избежать возможных нарушений общественного порядка и безопасности. Одной из процедур, согласно части 1 статьи 7 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", является уведомительный порядок проведения публичных мероприятий на территории Российской Федерации. В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 2 Федерального закона уведомление о проведении публичного мероприятия это документ, посредством которого органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, сообщается информация о проведении публичного мероприятия в целях обеспечения при его проведении безопасности и правопорядка. В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 5 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" организатор публичного мероприятия имеет право проводить митинги, демонстрации, шествия и пикетирования в местах и во время, которые указаны в уведомлении о проведении публичного мероприятия либо изменены в результате согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления - в специально отведенном или приспособленном для этого месте, позволяющем обеспечить безопасность граждан при проведении собрания. Организатор публичного мероприятия обязан подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления уведомление о проведении публичного мероприятия в порядке, установленном статьей 7 настоящего Федерального закона; не позднее чем за три дня до дня проведения публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) информировать орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в письменной форме о принятии (непринятии) его предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия (подпункты 1, 2 части 4 статьи 5 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях"). Организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если уведомление о проведении публичного мероприятия не было подано в срок, либо если с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления не было согласовано изменение по их мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия (часть 5 статьи 5 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях"). Согласно части 1.2 статьи 8 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" в случае направления организаторами нескольких публичных мероприятий уведомлений о проведении публичных мероприятий в специально отведенных местах в одно и то же время очередность использования специально отведенных мест определяется исходя из времени получения соответствующего уведомления органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления. Обязанности органа местного самоуправления, возникающие после получения уведомления о проведении публичного мероприятия, установлены статьей 12 вышеназванного Федерального закона, в частности документально подтвердить получение уведомления о проведении публичного мероприятия, указав при этом дату и время его получения; довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия (а при подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц менее чем за пять дней до дня его проведения - в день его получения) обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям настоящего Федерального закона. Как установлено судом и следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ в 09 час. 15 мин. от административных истцов в администрацию г. Нефтекамск поступило уведомление о проведении публичного мероприятия в форме митинга на площади перед кинотеатром «Октябрь», на пересечении <адрес> на ДД.ММ.ГГГГ с 12 часов 00 минут (начало сбора) до 18 часов 00 минут. с предполагаемым количеством участников 490 человек. Цель мероприятия: выступить по поводу строительства полигона и завода по переработке опасных отходов возле <адрес> в <адрес>, в защиту и чистоту реки Кама, за соблюдение зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов хозяйственно-питьевого назначения по СанПиН 2.1.4.1110-02, выразить гражданскую позицию по отношению к планам по переработке отходов I и II класса опасности вблизи бассейна реки Кама. Указанное уведомление подписано в частности административными истцами ФИО4 и ФИО1 Уведомление принято уполномоченным представителем администрации городского округа города Нефтекамск и ответственным за принятие и регистрацию уведомлений о проведении публичных мероприятий начальником информационно - аналитического отдела ФИО12 Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ N № и.о. первого заместителя главы администрации города Нефтекамск ФИО5 уведомила организатора публичного мероприятия ФИО4 о том, что органом местного самоуправления не представляется возможным согласовать время, место проведения публичного мероприятия, так как в администрацию ранее поступило уведомление о проведении публичного мероприятия в указанное административными истцами месте и времени. При этом, органом местного самоуправления предложено провести публичное мероприятие в другой день в специально отведенном месте. В подтверждение того, что в указанное административным истцом место и время проведения публичного мероприятия будут проводиться другое публичное мероприятие, в судебное заседание административным ответчиком представлен журнал регистрации уведомлений о проведении публичных мероприятий, поступивших в администрацию городского округа г. Нефтекамск, а также уведомление, поступившее в администрацию 18 октября 2019 года от ФИО11 согласно которому 03 ноября 2019 года с 10:00 часов до 22:00 часов будет проводится публичное мероприятие в форме митинга на площади перед кинотеатром «Октябрь», на пересечении <адрес> с целью выразить мнение граждан, а также жителей ближайших территорий по мусорной реформе и призвать сохранить чистоту города Нефтекамска. Предполагаемое количество участников 490 человек. Допрошенный в ходе судебного заседания свидетель ФИО11 представил суду на обозрение свой экземпляр уведомления, в котором имеется отметка о принятии ФИО12 у ФИО11 указанного уведомления 18 октября 2019 года в 09 часов 00 минут. В целях реализации пункта 1.1 части 1 статьи 8 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" Постановлением Правительства Республики Башкортостан "О единых специально отведенных местах для проведения публичных мероприятий на территории Республики Башкортостан" определено единое специально отведенное или приспособленное место для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения на территории г. Нефтекамск. Таким местом проведения публичного мероприятия на территории г. Нефтекамска определена площадь перед кинотеатром «Октябрь», на пересечении <адрес>. Иного места для проведения вышеуказанных мероприятий в городе Нефтекамск не имеется. Административным ответчиком представлены доказательства того, что 03 ноября 2019 года законодательно определенное на территории муниципального образования г. Нефтекамск специально отведенное для проведения массовых мероприятий место занято другим организаторам мероприятия, подавшими в администрацию города уведомление о его проведении ранее поданного административными истцами. Совокупность вышеприведенных доказательств позволяет суду сделать выводы о том, что оспариваемый ответ и действия должностного лица не нарушают право административного истца на свободу собраний, поскольку письмо содержит обоснование невозможности согласовать проведение мероприятия в требуемом месте, в требуемое время, предложено провести публичные мероприятия в другой день, что полностью согласуется с требованиями ч. 1.2 ст. 8 Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях". Поскольку административным ответчиками ФИО5 не было совершено незаконных действий по отказу в проведении публичного мероприятия, оспариваемое письмо соответствует требованиям закона и прав административных истцов не нарушают, то есть отсутствуют условия для удовлетворения иска, предусмотренные пунктом 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Также суд не находит оснований для признания незаконными действия должностного лица ФИО6, в части принятия уведомления на публичное мероприятие в неотведенном месте и в неотведенное время, поскольку уведомление подано в здании органа местного самоуправления - администрации города Нефтекамск, должностное лицом уполномоченное принимать уведомления документально подтвердило получение уведомления о проведении публичного мероприятия, указав при этом в уведомлении дату и время его получения, что согласуется со ст. 12 Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях". Также суд не находит оснований для признания незаконными действия должностного лица ФИО6, в части отказа в регистрации уведомления на проведение митинга от 03 ноября 2019 в присутствии организатора ФИО4, поскольку обязанность документально подтвердить получение уведомления о проведении публичного мероприятия, предусмотренная п. 1 ч. 1 ст. 12 вышеназванного закона должностным лицом исполнена. При этом как следует из материалов дела также осуществлена регистрация уведомления в журнале, что согласуется с положениями, изложенными в постановлении Правительства № от ДД.ММ.ГГГГ на которые ссылается истец в своем исковом заявлении. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 270-273 КАС РФ, суд РЕШИЛ: административное исковое ФИО1, ФИО4 к администрации городского округа города Нефтекамск, должностным лицам администрации города ФИО5, ФИО6 о признании действий должностных лиц незаконными, - оставить без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня со дня принятия решения суда в окончательной форме через Нефтекамский городской суд. Судья С.К.Рахимова Решение суда в окончательной форме изготовлено 31 октября 2019 года. |