Дело № 2а-2305/2021 73RS0004-01-2021-006886-85 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 01 июля 2021 года город Ульяновск Заволжский районный суд города Ульяновска в составе председательствующего судьи Кузнецовой Э.Р., при ведении протокола судебного заседания секретарем Шаталовой Д.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Никифоровой Елены Борисовны, Никифорова Юрия Витальевича к Инспекции Федеральной налоговой службы по Заволжскому району города Ульяновска, Управлению Федеральной налоговой службы по Ульяновской области о признании недействительными действии, возложении обязанности провести повторную проверку в отношении ТСН «Юбилейное» У С Т А Н О В И Л : Никифорова Е.Б., Никифоров Ю.А. обратились в суд с административным иском, уточненным в ходе судебного разбирательства, к Инспекции Федеральной налоговой службы по Заволжскому району города Ульяновска (далее по тексту – ИФНС России по Заволжскому району г. Ульяновска), Управлению Федеральной налоговой службы по Ульяновской области (далее по тексту - УФНС России по Ульяновской области) о признании недействительными действии, возложении обязанности провести повторную проверку в отношении ТСН «Юбилейное». В обоснование требований указали, что в связи с нарушением норм действующего законодательства Российской Федерации в деятельности ТСН «Юбилейное» они обратились 28.01.2021 в Прокуратуру Заволжского района г. Ульяновска с просьбой принять меры к устранению нарушений закона, обращение 01.02.2021 было перенаправлено в ИФНС России по Заволжскому району г. Ульяновска. ИФНС России по Заволжскому району г. Ульяновска, рассмотрев обращение Никифоровых, провела проверку, в ходе которой было установлено: садоводческое товарищество не имеет зарегистрированной контрольно-кассовой техники; наличные деньги от граждан поступают в кассу садоводческого товарищества по приходным кассовым ордерам, учитываются в кассовой книге садоводческого товарищества; выдача (выплата) наличных денежных средств из кассы садоводческого товарищества по заключенным с гражданами договорам гражданско-правового характера производится по расходным кассовым ордерам; выплаты в форме заработной платы в садоводческом товариществе не производились, расчеты по форме 6-НДФЛ и страховым взносам представляются в установленные законодательством сроки, отчетность «нулевая». Полагают, что инспекция, неправильно применяя нормы Налогового кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации», сделала необоснованные выводы. Посчитав такую проверку неполной, необъективной и не соответствующей требованиям федеральных законов, обжаловали указанные действия Инспекции в вышестоящий орган. УФНС России по Ульяновской области, рассмотрев жалобу на действия (бездействия) должностных лиц ИФНС России по Заволжскому району г. Ульяновска, установило иные обстоятельства, не соответствующие действительности, а именно: согласно Акту от 18.03.2021 № 2 проверки полноты учета выручки, полученной с применением контрольно-кассовой техники, Инспекцией установлено, что за период с 01.01.2020 по 31.12.2020 в кассу садоводческого товарищества были оприходованы наличные денежные средства, полученные в виде взносов, а также были выданы наличные денежные средства на выплату заработной платы, подотчетные суммы на хозяйственные нужды для оплаты товаров, работ и услуг; довод Никифоровой Е.Б. о том, что садоводческое товарищество представляет «нулевую» отчетность, признан несостоятельным. При этом Управление сделало следующие необоснованные выводы, а именно: при приеме наличных денежных средств некоммерческой организацией в виде членских взносов (в том числе членских взносов в виде компенсационной платы за потребленную электроэнергию) применение контрольно-кассовой техники не требуется; факт осуществления садоводческим товариществом наличных денежных расчетов с нарушением требований Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ Инспекцией в ходе проведения проверки не установлен; в действиях садоводческого товарищества отсутствует состав административного правонарушения, установленный частью 2 статьи 14.5 КоАП РФ; административные ответчики не могут сообщить о принятых мерах по их обращению, поскольку сведения о нарушениях садоводческим товариществом законодательства о налогах и сборах составляют налоговую тайну; административные ответчики не могут самостоятельно в ходе проводимой проверки устанавливать факты нарушений законодательства о налогах и сборах, в том числе, факты получения доходов физическими лицами в иных размерах, чем указано в отчетности садоводческого товарищества, поэтому предлагают самим заявителям обращения доказывать факты нарушений налогового законодательства и законодательства о применении контрольно-кассовой техники. С указанными действиями административных ответчиков не согласны, поскольку они не соответствуют закону и фактическим обстоятельствам. Полагают, что прием наличных денежных средств в кассу садоводческого товарищества за оказание услуг своим членам в рамках уставной деятельности указанного товарищества без применения контрольно-кассовой техники в силу прямого указания закона (абзац 6 пункта 13 статьи 2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ), обязывающего применять в данном случае контрольнокассовую технику, является административным правонарушением, за которое статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность. Вывод административных ответчиков о том, что в соответствии с письмами Минфина России садоводческое товарищество при получении наличных денежных средств в виде взносов не обязано применять ККТ, также является необоснованным и противоречащим закону и письмам Минфина России. Кроме того, является необоснованным и противоречащим закону вывод административных ответчиков о том, что при приеме наличных денежных средств в виде платы от владельцев земельных участков, не являющихся членами садоводческого товарищества, применение контрольно-кассовой техники также не требуется. Прием наличных денежных средств от граждан, не являющихся членами ТСН «Юбилейное», в виде платы за оказание им услуг названным товариществом без применения контрольно-кассовой техники является нарушением требований Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ и образует состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Вывод административных ответчиков о том, что сведения о нарушениях законодательства о налогах и сборах составляют налоговую тайну и налоговые органы не могут сообщить административным истцом о принятых по обращению мерах, является необоснованным и противоречащим закону, поскольку в силу прямого указания закона сведения о нарушениях товариществом законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения не являются налоговой тайной и отказ административных ответчиков сообщить заявителям обращения о принятых мерах в отношении товарищества, допустившего нарушение законодательства о налогах и сборах, следует признать недействительным. Вывод Управления о необходимости представления заявителями обращения дополнительных доказательств о нарушениях законодательства о налогах и сборах, в том числе о получении доходов физическими лицами в иных размерах, чем указано в отчетности организации, которые Инспекция не смогла самостоятельно выявить и получить в ходе неполно проведенной проверки, не соответствует закону, в связи с чем, следует обязать Инспекцию провести повторную проверку о соблюдении ТСН «Юбилейное» законодательства о налогах и сборах. Неправильное применение норм материального права, пренебрежительное отношение административных ответчиков к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к требованиям закона не только создает угрозу общественным отношениям в сфере осуществления государством контроля за обращением денежной наличности и посягает на такие объекты публичных интересов, как устойчивость и стабильность денежной системы Российской Федерации, но также создает угрозу причинения вреда ихправам и законным интересам, другим членам ТСН «Юбилейное» и гражданам, нарушает права административных истцов на полное, всестороннее и объективное рассмотрение их обращения. Просят признать действия Инспекции Федеральной налоговой службы по Заволжскому району г. Ульяновска недействительными; признать решение Управления Федеральной налоговой службы по Ульяновской области от 13.05.2021 № 07-10/08227@ недействительным; обязать Инспекцию Федеральной налоговой службы по Заволжскому району г. Ульяновска провести проверку соблюдения ТСН «Юбилейное» законодательства о налогах и сборах и законодательства о применении контрольно-кассовой техники во втором квартале 2021 года. Судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено ТСН «Юбилейное». Административные истцы Никифоров Ю.В. и Никифорова Е.Б. в судебном заседании поддержали уточненный административный иск, с учетом дополнительных доводов, изложенных в заявлении. Утверждают, что не получили объективного ответа на своё обращение в налоговые органы относительно деятельности ТСН «Юбилейное», и не была проведена полная проверка деятельности товарищества, которое допускает многочисленные нарушения налогового законодательства. Представитель административного ответчика ИФНС России по Заволжскому району г. Ульяновска Круть Е.А. в судебное заседание не явилась, извещена о времени и месте судебного слушания надлежащим образом, ранее в судебном заседании просила в удовлетворении требований отказать по доводам, изложенным в письменном отзыве на административное исковое заявление, поясняла, что административное исковое заявление не содержит нормативного обоснования того, каким образом действия Инспекции по проверке ТСН «Юбилейное» (третьего лица) затронули и нарушили права и интересы административных истцов. Представитель административного ответчика УФНС России по Ульяновской области Ильина В.А. в судебное заседание не явилась, извещена о времени и месте судебного слушания надлежащим образом, ранее в судебном заседании просила в удовлетворении требований отказать по доводам, изложенным в письменном отзыве на административное исковое заявление, поясняла, что в ходе рассмотрения жалобы административных истцов Управление проверило их доводы, и в решении подтвердило обоснованность выводов ИНФС России по Заволжскому району г. Ульяновска при проведении проверки деятельности ТСН «Юбилейное». Представитель заинтересованного лица ТСН «Юбилейное» в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте судебного слушания надлежащим образом. Выслушав объяснения административных истцов, суд не находит оснований к удовлетворению административного иска по следующим основаниям. В соответствии с п.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров. В соответствии со ст. 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами. Согласно ч. 1 ст. 9, ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения. Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо дают письменные ответы по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона (п. 4 ч. 1 ст. 10 данного закона). В соответствии со ст. 7 Закон РФ от 21.03.1991 N 943-1 (ред. от 09.11.2020) «О налоговых органах Российской Федерации» налоговым органам предоставляется право в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, производить в органах государственной власти и органах местного самоуправления, организациях, у граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства (далее - органы, организации и граждане) проверки документов, связанных с исчислением и уплатой обязательных платежей, не являющихся налогами, сборами, страховыми взносами, пенями, штрафами, предусмотренными Налоговым кодексом Российской Федерации, в бюджетную систему Российской Федерации, а также получать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проверках, за исключением сведений, составляющих коммерческую тайну, определяемую в установленном законодательством порядке; осуществлять контроль и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей, в том числе проводить проверки, указанные в абзаце первом настоящего пункта, получать необходимые пояснения, справки, сведения и документы по вопросам, возникающим при проведении таких проверок, проверять документы, связанные с применением контрольно-кассовой техники, проводить контрольные закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, запрашивать и получать в банках справки о наличии счетов и (или) об остатках денежных средств на счетах, выписки по операциям на счетах организаций и индивидуальных предпринимателей, а также справки об остатках электронных денежных средств и о переводах электронных денежных средств при осуществлении контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники; выносить предписания за нарушения организациями и индивидуальными предпринимателями законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники. В процессе осуществления контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах должностные лица налоговых органов выполняют обязанности, предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами (ст. 10 указанного Закона). Согласно ст. 31 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговые органы вправе проводить налоговые проверки в порядке, установленном настоящим Кодексом В соответствии со ст. 137 Налогового кодекса Российской Федерации каждое лицо имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если, по мнению этого лица, такие акты, действия или бездействие нарушают его права. Согласно ст. 138 Налогового кодекса Российской Федерации акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган и (или) в суд в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом и соответствующим процессуальным законодательством Российской Федерации. Жалобой признается обращение лица в налоговый орган, предметом которого является обжалование вступивших в силу актов налогового органа ненормативного характера, действий или бездействия его должностных лиц, если, по мнению этого лица, обжалуемые акты, действия или бездействие должностных лиц налогового органа нарушают его права. Согласно материалам дела, Никифоров Ю.В. и Никифорова Е.Б. являются супругами, Никифоров Ю.В. является собственником земельного участка с кадастровым номером № площадью 300 кв.м, №, расположенного ТСН «<адрес>». Установлено, что прокуратура Заволжского района г. Ульяновска 01.02.2021 направила в ИФНС России по Заволжскому району г. Ульяновска для разрешения, в соответствии с компетенцией, обращение Никифоровой Е.Б. о неправомерных действиях сотрудников ТСН «Юбилейное», в котором заявитель просит провести проверку нарушения закона, устранить нарушения закона, а также причины и условия, способствующие совершению нарушений, и привлечь виновных лиц к ответственности. В частности, в обращении Никифоровой Е.Б. указано на неприменение ТСК контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и сборе денежных средств, на нарушения при составлении отчетов по поступившим на расчетный счет товарищества членским взносам, по уплаченным налогам и страховым взносам, нарушения при составлении приходно-расходной сметы, отчетов и заключений ревизионной комиссии ТСН, при формировании состава правления товарищества, отсутствие реестра членов ТСН, нарушения делопроизводства, указано о разглашении персональных данных, выдаче незаконных справок и иных нарушениях в деятельности ТСН «Юбилейное». 05.03.2021 заместителем начальника ИФНС России по Заволжскому району г. Ульяновска в адрес Никифоровой Е.Б. направлено сообщение, в котором указано о том, что с целью проверки доводов, изложенных в обращении, в отношении ТСН «Юбилейное» назначена проверка, у ТСН истребованы документы. 29.03.2021 Никифоровой Е.Б. направлено сообщение о рассмотрении её обращения, в котором указано, что ТСН «Юбилейное» не имеет зарегистрированной контрольно-кассовой техники. В ответе на обращение указано, что в соответствии с пунктом 1 статьи 1.2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации» контрольно-кассовая техника, включенная в реестр контрольно-кассовой техники, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом. Согласно статье 1.1 Федерального закона 54-ФЗ пользователь - организация или индивидуальный предприниматель, применяющие ККТ при осуществлении расчетов; расчеты - прием (получение) и выплата денежных средств наличными деньгами и (или) в безналичном порядке за товары, работы, услуги, прием ставок, интерактивных ставок и выплата денежных средств в виде выигрыша при осуществлении деятельности по организации и проведению азартных игр, выдача (получение) обменных знаков игорного заведения и выдача (получение) денежных средств в обмен на предъявленные обменные знаки игорного заведения, а также прием денежных средств при реализации лотерейных билетов, электронных лотерейных билетов, приеме лотерейных ставок и выплате денежных средств в виде выигрыша при осуществлении деятельности по организации и проведению лотерей. В целях настоящего Федерального закона под расчетами понимаются также прием (получение) и выплата денежных средств в виде предварительной оплаты и (или) авансов, зачет и возврат предварительной оплаты и (или) авансов, предоставление и погашение займов для оплаты товаров, работ, услуг (включая осуществление ломбардами кредитования граждан под залог принадлежащих гражданам вещей и деятельности по хранению вещей) либо предоставление или получение иного встречного предоставления за товары, работы, услуги. Таким образом, согласно ответу на обращение Никифоровой Е.Б., при приеме взносов садоводческим некоммерческим товариществом в порядке, установленном для уплаты взносов членами такого товарищества, применение ККТ не требуется. Согласно п.1 ст.5 Федерального закона от 29.07.2017 № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» ведение садоводства или огородничества на садовых земельных участках или огородных земельных участках, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, без участия в товариществе может осуществляться собственниками или правообладателями садовых или огородных земельных участков, не являющимися членами товарищества. В соответствии с п.3 ст.5 Федерального закона от 29.07.2017 № 217-ФЗ лица, указанные в части 1 статьи 5 Федерального закона от 29.07.2017 № 217-ФЗ, обязаны вносить плату за приобретение, создание, содержание имущества общего пользования, текущий и капитальный ремонт объектов капитального строительства, относящихся к имуществу общего пользования и расположенных в границах территории садоводства или огородничества, за услуги и работы товарищества по управлению таким имуществом в порядке, установленном настоящим Федеральным законом для уплаты взносов членами товарищества. Таким образом, Законом предусмотрена обязанность граждан, осуществляющих ведение садоводства без вступления в СНТ, вносить определенную плату. Наличие данной обязанности корреспондирует праву этих лиц использовать имущество общего пользования на равных условиях и в объеме, установленном для членов товарищества, а также приобретать долю в праве собственности на имущество общего пользования. В соответствии с п.4 ст.5 Федерального закона от 29.07.2017 № 217-ФЗ суммарный ежегодный размер платы лица, не являющегося членом СНТ, равен суммарному ежегодному размеру целевых и членских взносов члена товарищества. В свою очередь, размер взносов определяется на основании приходно-расходной сметы СНТ и финансово-экономического обоснования, утвержденных общим собранием членов. В результате следует, что плата, обозначенная в п.3 ст.5 Федерального закона от 29.07.2017 № 217-ФЗ, - обязательный платеж для лиц, не являющихся членами СНТ. При этом деятельность СНТ, связанная с содержанием, ремонтом общего имущества, признается общей (неделимой). На основании вышеизложенного, ИФНС России по Заволжскому району г. Ульяновска в ответе на обращение Никифоровой Е.Б. указала, что при приеме взносов садоводческим некоммерческим товариществом от собственников или правообладателей садовых или огородных земельных участков, не являющимися членами товарищества, применение контрольно-кассовой техники также не требуется. А в случае приема садоводческим некоммерческим товариществом денежных средств за реализуемые товары, выполняемые работы, оказываемые услуги ККТ должна применяться. В ТСН «Юбилейное» проведена проверка соблюдения порядка и требований по ведению кассовых операций в товариществе согласно Указанию Банка № 3210-У от 11.03.2014 «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства». В ходе проверки установлено, что поступающие в кассу организации наличные деньги, выдаваемые из кассы, учитываются в кассовой книге. Денежные средства оприходованы в кассовую книгу организации по приходным кассовым ордерам, выдача денежных средств в ТСН «Юбилейное» производилась по расходным кассовым ордерам. При проверке порядка ведения кассовых операций в 2020 году установлено превышение лимита остатка наличных денег в кассе организации, т.е. допущено нарушение п.2 Указания Банка № 3210-У от 11.03.2014, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ «Нарушения порядка работы с денежной наличностью». По вопросу осуществления деятельности другого товарищества - ТСН «СНТ «Юбилейное», ИНН №, заявителю сообщается, что данная организация зарегистрирована ДД.ММ.ГГГГ, юридический адрес организации <адрес>. Заявленный вид деятельности «Управление эксплуатацией нежилого фонда за вознаграждение или на договорной основе», код ОКВЭД №. По имеющейся в инспекции информации ТСН «<адрес>» деятельность не осуществляет. В настоящее время на основании ст.21.1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в отношении ТСН «<адрес>» проводятся мероприятия по ликвидации недействующего юридического лица. В соответствии с Налоговым Кодексом ТСН «Юбилейное» является плательщиком налога на доходы физических лиц и страховых взносов. Расчеты по форме 6-НДФЛ и страховым взносам представлены в установленные законодательством сроки, отчетность «нулевая». В ходе контрольных мероприятий установлено, что товариществом выплаты в форме заработной платы не производились, однако, выплаты производились по договорам гражданско-правового характера. В результате установлено занижение налоговой базы по страховым взносам и НДФЛ. ТСН предложено представить уточненные расчеты по форме 6- НДФЛ и страховым взносам за 2020 год. В случае непредставления расчетов товарищество будет привлечено к налоговой ответственности. Кроме того, указано, что оставшиеся в обращении вопросы, не входят в компетенцию Инспекции Федеральной налоговой службы по Заволжскому району г. Ульяновска. Согласно пункту 1 статьи 140 НК РФ жалоба рассматривается вышестоящим налоговым органом (вышестоящим должностным лицом). По итогам рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) вышестоящий налоговый орган: оставляет жалобу (апелляционную жалобу) без удовлетворения; отменяет акт налогового органа ненормативного характера; отменяет решение налогового органа полностью или в части; отменяет решение налогового органа полностью и принимает по делу новое решение; признает действия или бездействие должностных лиц налоговых органов незаконными и выносит решение по существу (пункт 3 статьи 140 НК РФ). Никифорова Е.Б., не согласившись, с результатами проверки, проведенной ИНФС России по Заволжскому району г. Ульяновска, по её обращению, 20.04.2021 обратилась в УФНС России по Ульяновской области с жалобой на действия (бездействия) должностных лиц ИФНС России по Заволжскому району г. Ульяновска. 13.05.2021 УФНС России по Ульяновской области принято решение № 07-10/08227@, в котором действия Инспекции признаны правомерными, соответствующими нормам действующего законодательства, в связи с чем, жалоба Никифоровой Е.Б. оставлена без удовлетворения. В ходе проведенной ИФНС России по Заволжскому району г. Ульяновска проверки, и при рассмотрении УФНС России по Ульяновской области жалобы Никифоровой Е.В., установлено, что ТСН «Юбилейное» состоит на учете в Инспекции с 06.06.2016 года, применяет упрощенную систему налогообложения объект налогообложения «доходы» (6%). Основной вид деятельности - «Управление эксплуатацией нежилого фонда за вознаграждение или на договорной основе» (ОКВЭД №). Товарищество имеет открытый расчетный счет (открыт 21.06.2016) в публичном акционерном обществе Банк ВТБ, филиал «Центральный» в городе Москве №. В связи с поступившими письмами Прокуратуры Заволжского района г. Ульяновска от 01.02.2021 №25-02-2021/635-2021 (по обращению Никифоровой Е.Б. от 01.02.2021 №ЗОФЛ-1801) и Прокуратуры Чердаклинского района от 15.02.2021 №91ж2021/456-2021 (по обращению Никифоровой Е.Б. от 15.02.2021) Инспекцией, в отношении ТСН «Юбилейное», проведены мероприятия по проверке полноты учета наличных денежных средств, полученных при осуществлении наличных денежных расчетов, проверке порядка ведения кассовых операций и хранения свободных денежных средств. В ходе контрольных мероприятий ИФНС России по Заволжскому району г. Ульяновска у ТСН были запрошены следующие документы: кассовая книга, приказ об установлении лимита нахождения денежных средств в кассе, копия устава, список членов ТСН «Юбилейное». Для проверки представлены следующие документы: кассовая книга с первичными кассовыми документами за период с 01.01.2020 по 25.02.2021, приказ об установлении лимита остатка наличных денежных средств в кассе Товарищества, карточка счета №50 с итогами (помесячно) за период с 01.01.2020 по 25.02.2021, копия устава, список членов Товарищества, документы (протоколы общих собраний), подтверждающие сумму взносов за 2020 - 2021 г.г. Как следует из оспариваемого решения УФНС России по Ульяновской области, согласно Акту №2 проверки полноты учета выручки, полученной с применением контрольно - кассовой техники от 18.03.2021, ИФНС России по Заволжскому району г. Ульяновска установлено, что согласно данным кассовой книги Товарищества за период с 01.01.2020 по 31.12.2020 года в кассу были оприходованы наличные денежные средства, полученные в виде взносов, были выданы денежные средства на выплату заработной платы, подотчетные суммы на хозяйственные нужды для оплаты товаров, работ, услуг. Все кассовые операции оформлялись приходными и расходными кассовыми ордерами. При проверке расчетов наличных денежных средств с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями нарушений не установлено. В соответствии с Приказом ТСН «Юбилейное» от 06.06.2016 №1 лимит остатка наличных денег в кассе установлен в сумме 25 000 руб. При проверке соблюдения лимита остатка наличных денег в кассе установлено превышение установленного лимита остатка наличных денег за период с 09.02.2020 по 12.05.2020 (нарушение пункта 2 Указания Банка России от 11.03.2014 №3210-У, ответственность за которое предусмотрена по части 1 статьи 15.1 КоАП РФ). Нарушений в 2021 году не установлено. Согласно пункту 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ 24.03.2005 №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилах исчисления сроков - со дня, следующего за днем совершения административной правонарушения (за днем обнаружения правонарушения). Таким образом, срок давности привлечения к ответственности по части статьи 15.1 КоАП РФ за превышение установленного лимита остатка наличных денежных средств в кассе истек 12.07.2020. Согласно части 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу о административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения. Учитывая изложенное, в связи с истечением срока давности, у налогового органа отсутствовали основания для привлечения ТСН «Юбилейное» к административной ответственности по части 1 статьи 15.1 КоАП РФ. В соответствии с пунктом 1 статьи 1.2 Федерального закона от 22.05.2003 №54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа» (далее - Федеральный закон № 54-ФЗ) контрольно - кассовая техника применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных Федеральным законом. Согласно статье 1.1 Федерального закона №54-ФЗ под расчетами понимается также прием (получение) и выплата денежных средств в виде предварительной оплаты и (или) авансов, зачет и возврат предварительной оплаты и (или) авансовое предоставление и погашение займов для оплаты товаров, работ, услуг (включая осуществление ломбардами кредитования граждан под залог принадлежащих гражданам вещей и деятельности по хранению вещей) либо предоставление получение иного встречного предоставления за товары, работы, услуги. Проанализировав положения законодательства, налоговым органом указано, что данный Закон распространяет свое действие на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, занимающихся предпринимательской деятельностью, продающих товары, выполняющих работы или оказывающих услуги, извлекающих прибыль из своей деятельности. В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Федерального закона от 12.01.1996 ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее - Федеральный закон № некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и с удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ. Согласно пункту 1 статьи 6 Федерального закона № 7-ФЗ общественными организациями (объединениями) признаются добровольные объединения граждан, в установленном законом порядке объединившиеся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей. Учитывая изложенное, налоговым органом сделан вывод о том, что прием членских взносов общественными организациями, созданными для достижения вышеуказанных целей, не является приемом или выплатой денежных средств за реализуемые товары, выполняемые работы, оказываемые услуги и не требует применения ККТ. Относительно доводов жалобы, о не применении ККТ при приеме наличных денежных средств садоводческим товариществом, о не применении ККТ при приеме наличных денежных средств не являющихся членами, садоводческого товарищества, в оспариваемом решении указано следующее. Согласно выписке банка на расчётный счет ТСН «Юбилейное» поступают денежные средства по оплате членских взносов и денежные средства по оплате за электроэнергию по договору от 20.03.2017 № 232869ЭН, заключенному с <адрес> ПАО «Ульяновскэнерго». Полученные членские взносы не являются доходами при УСН (п.п.1 п.1 ст 346.15 НК РФ, ст.251 НК РФ). Оплата за электроэнергию переводится с расчётного счета ТСН «Юбилейное» по выставленным счетам и не является налоговой базой, так как в соответствии подпунктом 4 пункта 1.1 статьи 346.15 НК РФ при определении объекта налогообложения не учитываются доходы, полученные товариществами собственников недвижимости, в том числе товариществами собственников жилья управляющими организациями, жилищными или иными специализированными потребительскими кооперативами в оплату оказанных собственникам; (пользователям) недвижимости коммунальных услуг, в случае оказания таких услуг указанными организациями, заключившими договоры ресурсоснабжения (договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами) ресурсоснабжающими организациями (региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами) в соответствии с требованиями, установленными законодательством РФ. В ходе проверки установлено, что ТСН принимает членские и целевые взносы для целей деятельное садоводства. Собранные денежные средства предназначены для оплаты расходов на содержание общего имущества ТСН, для оплаты работ, услуг исполнителям и поставщикам, в связи с чем, не являются доходом садоводства. Доказательств того, что ТСН продает товары или оказывает услуги не представлено. При таких обстоятельствах, налоговый орган пришел к выводу о том, что при получении денежных средств в виде вступительных членских, целевых взносов, а также членских взносов в виде компенсационной платы за потребленную электроэнергию, городскую воду садоводческое некоммерческое товарищество не обязано применять ККТ. Согласно части 2 статьи 14.5 КоАП РФ неприменение ККТ в установленном законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники случаях влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от трех четвертых до одного размера суммы расчета, осуществленного с использованием наличных денежных средств и (или) электронных средств платежа без применения контрольно-кассовой техники, но не менее тридцати тысяч рублей. Отношения, связанные с применением ККТ при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт, регулируются Законом № 54-ФЗ. Поскольку факт осуществления ТСН «Юбилейное» наличных денежных расчетов с нарушением требований Федерального закона № 54-ФЗ Инспекцией в ходе проведения проверки не был установлен, в действиях Товарищества налоговым органом правомерно не установлено признаков состава административного правонарушения, установленный частью 2 статьи 14.5 КоАП РФ. В соответствии со статьей 102 НК РФ налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом сведения о налогоплательщике, за исключением сведений, указанных в пункте 1 настоящей статьи, налоговая тайна не подлежит разглашению налоговыми органами. В связи с необходимостью соблюдения налоговыми органами положений о налоговой тайне предоставление третьим лицам имеющихся в налоговом органе сведений в отношении налогоплательщиков, в том числе о проводимых налоговым органом мероприятиях налогового контроля, не допускается. Таким образом, согласно статье 102 НК РФ проводимые налоговым органом мероприятия налогового контроля в отношении налогоплательщика, являются налоговой тайной и не подлежат разглашению. В решении Управления по жалобе от 13.05.2021 исх. №07-10/08227@, ответе Инспекции от 29.03.2021 исх. №14-12/04458 указано о мероприятиях, которые были проведены и о которых в силу изложенного, можно сообщить налогоплательщику. До сведения заявителя были доведены результаты по проверке соблюдения порядка и требований по ведению кассовых операций ТСН «Юбилейное», сведения о ТСН «СНТ Юбилейное», о ТСН «Юбилейное». Кроме того, поскольку доказательств недостоверности представленных сведений в отчетности ТСН «Юбилейное», получении доходов физическими лицами в иных размерах, другие документы, подтверждающие нарушение законодательства о налогах и сборах, заявителем Никифоровой Е.Б. не представлены, и в ходе проверки такие факты установлены не были, в данной части её обращение и жалобы также были признаны необоснованными. Согласно статье 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет требование об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в том случае, если оспариваемое решение, действие (бездействия) противоречит нормативным правовым актам и нарушает права административного истца (пункт 1 части 2). При отсутствии совокупности указанных условий, суд отказывает в удовлетворении заявленных требований (пункт 2 части 2). Частью 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие). Вместе с тем, в данном случае условия, указанные в пункте 1 части 2 статьи 227 КАС РФ для удовлетворения заявленного иска, отсутствуют. Исследовав фактические обстоятельства дела, оценив представленные доказательства, суд не находит оснований для удовлетворения административного иска, поскольку обращение административного истца Никифоровой Е.Б. было рассмотрено уполномоченным должностным лицом, в установленном законном порядке и дан соответствующий письменный ответ, следовательно, незаконность действий ИФНС России по Заволжскому району г. Ульяновска не установлена. Оспариваемое решение № 07-10/08227@ от 13.05.2021 вынесено Руководителем УФНС России по Ульяновской области в пределах своей компетенции, оснований, предусмотренных п. 3 ст. 140 Налогового кодекса РФ, для признания его недействительным не имеется. Согласно абз. 1 п. 62 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2016 N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным Несогласие Никифоровой Е.Б. с содержанием данного ИФНС России по Заволжскому району г. Ульяновска ответа и принятым по её жалобе решения, не может свидетельствовать о незаконности действий должностных лиц. Кроме того, доказательств, подтверждающих возникновение для Никифоровой Е.Б. негативных последствий и нарушения прав и законных интересов административных истцов вследствие непринятия желаемых мер к должностным лицам ТСН «Юбилейное», суду не представлено. Что касается административного истца Никифорова Ю.В., то суд не установил, что действиями административных ответчиков в данном случае нарушены его права. С заявлением в ИФНС России по Заволжскому району г. Ульяновска, а затем с жалобой в УФНС России по Ульяновской области, обращалась Никифорова Е.Б., а наличие семейных отношений с лицом, обратившимся в налоговые органы, само по себе не свидетельствует о нарушении прав Никифорова Ю.В. В соответствии со ст. 87 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговые органы проводят следующие виды налоговых проверок налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и налоговых агентов: 1) камеральные налоговые проверки; 2) выездные налоговые проверки. Целью камеральной и выездной налоговых проверок является контроль за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов, плательщиком страховых взносов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах. В силу п. 1 ст. 88 Налогового кодекса Российской Федерации камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) или заявления, указанного в пункте 2 статьи 221.1 настоящего Кодекса, и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа, если иное не предусмотрено настоящей главой. В соответствии с п. 1 ст. 89 Налогового кодекса Российской Федерации выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа. Административными истцами заявлено требование о возложении обязанности на ИФНС России по Заволжскому району г. Ульяновска провести проверку соблюдения ТСН «Юбилейное» законодательства о налогах и сборах и законодательства о применении контрольно-кассовой техники во втором квартале 2021 года, однако оснований, предусмотренных ст.ст.88,89 НК РФ для проведения налоговых проверок, в ходе судебного разбирательства не установлено. При этом, административные истцы, использующие по назначению земельный участок на территории ТСН «Юбилейное», ссылаясь на нарушения в деятельности ТСН, не лишены права обратиться в суд путем предъявления иска к указанному Товариществу о защите своих прав. С учетом изложенного, в удовлетворении административного иска Никифоровой Е.Б., Никифорова Ю.В. к ИФНС России по Заволжскому району г. Ульяновска, УФНС России по Ульяновкой области, о признании недействительными действий, решения Управления Федеральной налоговой службы по Ульяновской области от 13.05.2021 № 07-10/08227@, возложении обязанности на ИФНС России по Заволжскому району г. Ульяновска провести проверку соблюдения ТСН «Юбилейное» законодательства о налогах и сборах и законодательства о применении контрольно-кассовой техники во втором квартале 2021 года. Руководствуясь ст.ст. 62, 172-180, 218, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд Р Е Ш И Л : в удовлетворении административного иска Никифоровой Елены Борисовны, Никифорова Юрия Витальевича к Инспекции Федеральной налоговой службы по Заволжскому району города Ульяновска, Управлению Федеральной налоговой службы по Ульяновской области о признании недействительными действий, решения Управления Федеральной налоговой службы по Ульяновской области от 13.05.2021 № 07-10/08227@, возложении обязанности на Инспекцию Федеральной налоговой службы по Заволжскому району г. Ульяновска провести проверку соблюдения Товариществом собственников недвижимости «Юбилейное» законодательства о налогах и сборах и законодательства о применении контрольно-кассовой техники во втором квартале 2021 года, отказать. Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Заволжский районный суд города Ульяновска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Судья Э.Р. Кузнецова |