ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2306/2021 от 03.08.2021 Центрального районного суда г. Барнаула (Алтайский край)

Дело № 2а-2306/2021

УИД: 22RS0068-01-2021-001154-32

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

03 августа 2021 года г. Барнаул

Центральный районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе:

председательствующего Васильевой Г.М.,

при секретаре Резановой А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 16 по Алтайскому краю к ФИО2 о взыскании задолженности по налогам, пени,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России №16 по Алтайскому краю (далее – МИФНС России №16 по АК) обратилась в суд с административным иском к ФИО2 о взыскании задолженности по налогам, пени.

В обоснование требований указано, что ФИО2 является плательщиком транспортного налога в связи с принадлежностью ей транспортного средства <данные изъяты>, государственный регистрационный знак , мощностью 150 л.с. Данное имущество признается объектом налогообложения. Исходя из мощности двигателя транспортного средства, сумма транспортного налога за 2018 год составила 3 000 руб.

Более того, ФИО2 является плательщиком налога на имущество физических лиц в связи с принадлежностью ей в 2018 году квартиры по адресу: ...., кадастровый , в 2017 году - иных строений, помещений и сооружений, расположенных по адресу: ...., кадастровый . Задолженность по уплате налога на имущество физических лиц за 2017, 2018 год составила 7 713 руб.

ФИО2 также является плательщиком земельного налога в связи с принадлежностью ей земельного участка, расположенного по адресу: ...., кадастровый , земельного участка, расположенного по адресу: .... кадастровый . В связи с неуплатой земельного налога за 2016, 2017 годы в установленный срок, начислены пени.

Также ФИО2 состояла на учете в качестве индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства с 06.07.2007 по 17.05.2018, в связи с чем представила в налоговый орган налоговую декларацию по налогу на доходы физических лиц по форме 3-НДФЛ за 2018 год. Сумма задолженности по налогу на доходы физических лиц за 2018 год составила 1 642 руб.

В связи с неуплатой налогоплательщиком налогов в установленный срок образовалась недоимка по налогам, начислены пени по вышеуказанным налогам за указанные периоды. Более того, налоговым органом заявлены требования о взыскании пени по транспортному налогу за 2016, 2017 годы, пени по налогу на имущество физических лиц за 2015, 2016 годы. Требование об уплате административным ответчиком не исполнено, сумма задолженности по налогам и пени не погашена. Судебный приказ о взыскании налогов и пени отменен по заявлению административного ответчика.

На основании изложенного, с учетом уточнения, административный истец просит взыскать с ФИО2 недоимку по налогу на доходы физических лиц за 2018 год в размере 1642 руб., пени в размере 2,87 руб., недоимку по налогу на имущество физических лиц за 2017, 2018 годы в размере 7 713 руб., пени в размере 2 429,47 руб., недоимку по транспортному налогу за 2018 год в размере 1 932,36 руб., пени в размере 243,20 руб., пени по земельному налогу в размере 850,47 руб.

В ходе рассмотрения судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены УФНС России по Алтайскому краю, Управление Росреестра по Алтайскому краю.

Административный истец Межрайонная ИФНС России № 16 по Алтайскому краю в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, в административном исковом заявлении заявлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя административного истца.

Административный ответчик ФИО2, заинтересованные лица УФНС России по Алтайскому краю, Управление Росреестра по Алтайскому краю в судебное заседание не явились, извещены надлежаще.

В соответствии с ч. 2 ст. 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) суд счел возможным рассмотреть административное дело в отсутствие указанных лиц.

Исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.

Статьей 57 Конституции Российской Федерации и пунктом 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) закреплена обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы.

В соответствии со статьей 356 НК РФ транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных настоящей главой.

В соответствии со статьей 1 Закона Алтайского края от 10.10.2002 № 66-ЗС «О транспортном налоге на территории Алтайского края» налоговые ставки устанавливаются соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства и составляют в отношении легковых автомобилей свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно – 20,0 руб.

Налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (часть 2 статьи 2 Закона Алтайского края в редакции на дату возникновения спорных правоотношений, статья 363 НК РФ в редакции на дату возникновения спорных правоотношений).

Согласно ч.3 ст.362 НК РФ (в редакции на дату возникновения спорных правоотношений) в случае регистрации транспортного средства и (или) снятия транспортного средства с регистрации (снятия с учета, исключения из государственного судового реестра и т.д.) в течение налогового (отчетного) периода исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде.

Сумма транспортного налога исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы (мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах) и налоговой ставки.

В судебном заседании установлено и из ответа УМВД России по г. Барнаулу следует, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на праве собственности принадлежало транспортное средство <данные изъяты>, государственный регистрационный знак , мощностью 150 л.с., право собственности с 24.09.2010 по 13.07.2019.

Согласно ответу отдела адресно-справочной работы УВМ ГУ МВД России по АК от 11.08.2020 ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сменила анкетные данные в 2016 году на ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Таким образом, суд приходит к выводу о принадлежности в указанном периоде спорного автомобиля административному ответчику.

С учетом предоставленных сведений, транспортный налог, подлежащий оплате ФИО2 за 2018 год составил 3 000 руб. исходя из следующего расчета: 150 (мощность двигателя)*20 (налоговая ставка)*12/12 (количество месяцев владения) х 1 доля.

Административным истцом заявлены требования о взыскании задолженности по транспортному налогу за 2018 год в размере 1 932,36 руб.

Учитывая изложенное, сумма транспортного налога за 2018 год, подлежащая взысканию с налогоплательщика, составляет 1 932,36 руб.

В соответствии со ст. 75 Налогового кодекса РФ пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Согласно расчету административного истца, требованию №119905 по состоянию на 19.12.2019 начислены пени по транспортному налогу за период с 03.12.2019 по 18.12.2019 в размере 10,33 руб. Указанный расчет судом проверен и признан верным.

В связи с владением административным ответчиком вышеуказанным транспортным средством налоговым органом налогоплательщику начислены следующие налоги:

- транспортный налог за 2016 год в размере 3 000 руб. (налоговое уведомление №39918698 от 06.09.2017, срок уплаты – до 01.12.2017);

- транспортный налог за 2017 год в размере 3 000 руб. (налоговое уведомление №50291396 от 10.09.2018, срок уплаты – до 03.12.2018);

- транспортный налог за 2018 год в размере 3 000 руб. (налоговое уведомление №3086087 от 27.06.2019, срок уплаты – до 02.12.2019).

В связи с отсутствием оплаты по указанным налоговым уведомлениям налоговым органом произведен расчет пени, в том числе начислено:

- в требовании №40445 от 24.06.2019 пени по транспортному налогу в размере 115,90 руб. за период с 10.04.2019 по 23.06.2019;

- в требовании №123651 от 20.12.2019 пени по транспортному налогу в размере 105,72 руб. за период с 27.10.2019 по 19.12.2019;

- в требовании №126445 от 26.12.2019 пени по транспортному налогу в размере 11,25 руб. за период с 20.12.2019 по 25.12.2019.

Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме. Пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств (драгоценных металлов) налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьями 46 - 48 настоящего Кодекса.

Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 17.02.2015 №422-О разъяснил, что положения указанных выше пунктов статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации не предполагают возможность начисления пени на суммы тех налогов, право на взыскание которых налоговым органом утрачено. Это обусловлено тем, что пени по своей природе носят акцессорный характер и не могут быть взысканы в отсутствие обязанности по уплате суммы налога, равно как и при истечении сроков на ее принудительное взыскание.

Таким образом, пени могут взыскиваться только в том случае, если налоговым органом были своевременно приняты меры к принудительному взысканию суммы соответствующего налога.

На основании изложенного суммы пени, заявленные в рассматриваемом административном иске, могут быть взысканы лишь при соблюдении административным истцом порядка и срока принудительного взыскания самих сумм налога на имущество физических лиц за спорные периоды.

Согласно части 2 статьи 64 КАС РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.

В судебном заседании установлено, что решением Центрального районного суда г.Барнаула от 02.09.2020 по делу , вступившим в законную силу 17.10.2020, оставлены без удовлетворения требования МИФНС России № 15 по Алтайскому краю к ФИО2 о взыскании недоимки по транспортному налогу за 2017 год в размере 3000 руб. Основанием принятия указанного решения послужил пропуск налоговым органом установленного законом срока обращения к мировому судье за вынесением судебного приказа.

Поскольку вступившим в законную силу решением суда во взыскании недоимки по транспортному налогу за 2017 год отказано, не могут быть взысканы и пени, начисленные на указанную сумму налога.

В отношении требования о взыскании пени, начисленной на недоимку по транспортному налогу за 2016, 2018 год, суд приходит к следующему.

Решением Центрального районного суда г.Барнаула от 20.08.2019 по делу , вступившим в законную силу 26.09.2019, удовлетворены частично требования МИФНС России № 15 по Алтайскому краю к ФИО2, взыскана недоимка по транспортному налогу за 2016 год в размере 3000 руб.

Согласно ответу МИФНС №16 по Алтайскому краю от 15.06.2021 на запрос суда в отношении транспортного налога за 2018 год был произведен зачет от 28.12.2020 в сумме 1 067,64 руб., транспортный налог за 2016 год не оплачен.

Таким образом, имеются основания для взыскания пени по транспортному налогу за 2016 год за периоды с 10.04.2019 по 23.06.2019 (3000 руб.*7,75%/300*68 дн. (с 10.04.2019 по 16.06.2019) + 3000 руб.*7,50%/300*7 дн. (с 17.06.2019 по 23.06.2019) = 52,70 + 5,25 = 57,95 руб.), с 27.10.2019 по 19.12.2019 (3000 руб.*7%/300*1 дн. (27.10.2019) + 3000 руб.*6,50%/300*49 дн. (с 28.10.2019 по 15.12.2019) + 3000 руб.*6,25%/300*4 дн. (с 16.12.2019 по 19.12.2019) = 0,07 + 31,85 + 2,5 = 35,05 руб.), с 20.12.2019 по 25.12.2019 (3000 руб.*6,25%/300*5 дн. (с 20.12.2019 по 25.12.2019) = 3,75 руб.), пени по транспортному налогу за 2018 год за периоды: 19.12.2019 (поскольку обязанность по уплате транспортного налога за 2018 год возникла с 03.12.2019, при этом пени за период с 03.12.2019 по 18.12.2019 уже начислены по требованию № 119905) - 3000 руб.*6,25%/300*1 дн. = 0,63 руб., с 20.12.2019 по 25.12.2019 (3000 руб.*6,25%/300*6 дн. (с 20.12.2019 по 25.12.2019) = 3,75 руб.).

Таким образом, общая сумма пени по транспортному налогу за 2016, 2018 годы, подлежащая взысканию с налогоплательщика составляет 111,46 руб. (10,33 руб.+ 57,95 руб.+ 35,05 руб.+ 3,75 руб. + 0,63 руб. + 3,75 руб.).

В силу ч. 1 ст. 399 НК РФ налог на имущество физических лиц устанавливается Налоговым кодеком Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодеком Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

С 01.01.2015 обязанность по уплате налога на имущество физических лиц регламентирована НК РФ (глава 32).

В соответствии с п. 1 ст. 409 НК РФ, налог подлежит уплате налогоплательщиками по месту нахождения объекта налогообложения в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом.

В силу с ч. 2 ст. 402 НК РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения, за исключением объектов, указанных в пункте 3 настоящей статьи, определяется исходя из их инвентаризационной стоимости в случае, если субъектом Российской Федерации не принято решение, предусмотренное абзацем третьим пункта 1 настоящей статьи. Указанный порядок определения налоговой базы (исходя из кадастровой стоимости) может быть установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

На территории Алтайского края порядок исчисления налоговой базы из кадастровой стоимости не установлен. Налог исчисляется на основании данных об инвентаризационной стоимости по состоянию на 1 января каждого года.

Из материалов дела следует, что ФИО2 на праве собственности принадлежали:

- квартира, расположенная по адресу: ...., кадастровый , ? доли в праве общей долевой собственности с 03.08.2006 по настоящее время, инвентаризационная стоимость на 01.01.2012 составляет 1 125 903,89 руб. ;

- иные строения, помещения и сооружения, расположенные по адресу: ...., кадастровый , право собственности с 04.03.2008 по 02.02.2017, инвентаризационная стоимость на 01.01.2012 составляет 251 328,87 руб.

Административный истцом заявлено требование о взыскании недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2017 год в отношении объекта недвижимости иные строения, помещения и сооружения, расположенные по адресу: ...., кадастровый в размере 376 руб.

При этом, решением Центрального районного суда г.Барнаула от 02.09.2020 по делу , вступившим в законную силу 17.10.2020, оставлены без удовлетворения требования МИФНС России № 15 по Алтайскому краю к ФИО2 о взыскании недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2017 год в отношении объекта недвижимости иные строения, помещения и сооружения, расположенные по адресу: ...., кадастровый в размере 376 руб.

Поскольку вступившим в законную силу решением суда во взыскании недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2017 год в отношении объекта недвижимости иные строения, помещения и сооружения, расположенные по адресу: ...., кадастровый отказано, повторно данные требования не могут быть разрешены.

Также административный истцом заявлено требование о взыскании недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2018 год в отношении объекта недвижимости квартиры, расположенной по адресу: .... кадастровый .

Налог исчисляется налоговым органом как произведение налоговой базы (с учетом доли в праве собственности), налоговой ставки и периода владения в установленном налоговом периоде.

Согласно решению Барнаульской городской Думы от 07.11.2014 №375 «О налоге на имущество физических лиц на территории городского округа - города Барнаула Алтайского края», действовавшему по состоянию на 2018 год налоговая ставка налога на имущество физических лиц в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения, а именно стоимость имущества до 300 тыс. руб. ставка - 0,1%, от 300 до 500 тыс. руб. ставка - 0,225 %, от 500 до 800 тыс. руб. ставка - 0,5%, свыше 800 тыс.руб. до 1500 тыс. руб. ставка - 0,88%., свыше 3000 тыс. руб. ставка -1,5 %.

Размер коэффициента-дефлятора на 2018 год установлен Приказом Минэкономразвития России от 30.10.2017 №579 «Об установлении коэффициентов-дефляторов на 2018 год» и составил 1,481.

Таким образом, налог на имущество физических лиц в отношении объекта недвижимости квартиры, расположенной по адресу: ...., кадастровый за 2018 год составляет 7 336, 84 руб. исходя из следующего расчета: 1 125 903,89 (налоговая база) *1,481* 1/2 (доля в праве)*0,88 % * 12/12 (количество месяцев владения), с учетом округления до полного рубля – 7 337 руб.

Административным истцом заявлены требования о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2018 год в отношении вышеуказанного объекта недвижимости в размере 7 337 руб.

Учитывая изложенное, сумма налога на имущество физических лиц за 2018 год, подлежащая взысканию с налогоплательщика, составляет 7 337 руб.

Согласно расчету административного истца, требованию №119905 по состоянию на 19.12.2019 начислены пени по налогу на имущество физических лиц за 2018 год за период с 03.12.2019 по 18.12.2019 в размере 25,26 руб. Указанный расчет судом проверен и признан верным.

В связи с владением административным ответчиком вышеуказанным объектом недвижимости квартирой, расположенной по адресу: Алтайский край, г.Барнаул, ул.Папанинцев, 123-31, кадастровый номер 22:68:050303:250, налоговым органом налогоплательщику начислены следующие налоги:

- налог на имущество физических лиц за 2016 год в размере 6584 руб. (налоговое уведомление №39918698 от 06.09.2017, срок уплаты – до 01.12.2017);

- налог на имущество физических лиц за 2018 год в размере 7 337 руб. (налоговое уведомление №3086087 от 27.06.2019, срок уплаты – до 02.12.2019).

В связи с отсутствием оплаты по указанным налоговым уведомлениям налоговым органом произведен расчет пени, в том числе начислено:

- в требовании №40445 от 24.06.2019 пени по налогу на имущество физических лиц в размерах 746,91 руб. и 897,81 руб. за период с 10.04.2019 по 23.06.2019;

- в требовании №123651 от 20.12.2019 пени по налогу на имущество физических лиц в размере 172,88 руб. и в размере 131,06 руб. за период с 01.10.2019 по 19.12.2019;

- в требовании №126445 от 26.12.2019 пени по налогу на имущество физических лиц в размере 729,84 руб. и в размере 9,35 руб. за период с 20.12.2019 по 25.12.2019.

Поскольку вступившим в законную силу решением суда во взыскании недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2017 год в отношении объектов недвижимости: иные строения, помещения и сооружения, расположенные по адресу: ...., кадастровый , в так же квартира, расположенная по адресу: ...., кадастровый , отказано, не могут быть взысканы и пени, начисленные на указанную сумму налога.

Решением Центрального районного суда г.Барнаула от 20.08.2019 по делу , вступившим в законную силу 26.09.2019, удовлетворены частично требования МИФНС России № 15 по Алтайскому краю к ФИО2, взыскана недоимка по налогу на имущество физических лиц за 2016 год в отношении квартиры, расположенной по адресу: ...., кадастровый . Во взыскании недоимки по другим объектам недвижимости за 2015, 2016 годы отказано, в связи с чем имеются основания для начисления пени только за 2016 год в отношении вышеуказанной квартиры на сумму 6 584 руб. Оснований для взыскания пени по налогу на имущество физических лиц за 2015 год у суда не имеется.

Согласно ответу МИФНС №16 по Алтайскому краю от 15.06.2021 на запрос суда налог на имущество физических лиц за 2016 год в размере 6 584 руб. не оплачен, задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2016 год в размере 20 931 руб. списана 21.10.2019.

Таким образом, имеются основания для взыскания пени по налогу на имущество физических лиц за 2016 год за период с 10.04.2019 по 23.06.2019 (6584 руб.*7,75%/300*68 дн. (с 10.04.2019 по 16.06.2019) + 6584 руб.*7,50%/300*7 дн. (с 17.06.2019 по 23.06.2019) = 115,66 + 11,52 = 127,18 руб.), с 01.10.2019 по 19.12.2019 (6584 руб.*7%/300*27 дн. (с 01.10.2019 по 27.10.2019) + 6584 руб.*6,50%/300*49 дн. (с 28.10.2019 по 15.12.2019) + 6584 руб.*6,25%/300*4 дн. (с 16.12.2019 по 19.12.2019) = 41,48 + 69,90 + 5,49 = 116,87 руб.).

Из расчета, приложенного к требованию №126445 от 26.12.2019, следует, что пени начислены за период с 28.10.2019. При этом, период с 28.10.2019 вошел в требование №123651 от 20.12.2019. Суд приходит к выводу, что пени за период с 28.10.2019 по 19.12.2019 начислены повторно необоснованно, имеются основания для взыскания пени за период с 20.12.2019 по 25.12.2019 в размере 8,23 руб. исходя из следующего расчета: 6584 руб.*6,25%/300*6 дн.

Поскольку суд пришел к выводу о наличии оснований для взыскания недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2018 год, то начисление пени на вышеуказанную недоимку является обоснованным. При этом в требовании №40445 от 24.06.2019, пени на указанный налог за 2018 год не могут быть выставлены, поскольку в налоговом уведомлении №3086087 от 27.06.2019 установлен срок уплаты налога до 02.12.2019. Из текста административного искового заявления и расчета пени, приложенного к требованию №123651 от 20.12.2019, не следует, что в требовании №123651 от 20.12.2019 были начислены пени по налогу на имущество физических лиц за 2018 год.

В налоговом уведомлении №126445 от 26.12.2019 начислены пени по налогу на имущество физических лиц за 2018 год за период с 28.10.2019 по 25.12.2019. При этом, учитывая, что обязанность по уплате недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2018 год возникла только с 03.12.2019, а за период с 03.12.2019 по 18.12.2019 пени выставлены в ином требовании (№ 119905), имеются основания для начисления пени по налогу на имущество физических лиц за период с 19.12.2019 по 25.12.2019 в размере 10,70 руб., исходя из следующего расчета: 7337 руб.*6,25%/300*7 дн.

Таким образом, общая сумма пени по налогу на имущество физических лиц за 2016, 2018 годы, подлежащая взысканию с налогоплательщика составляет 288,24 руб. (25,26 руб.+ 127,18 руб.+ 116,87 руб.+ 8,23 руб. + 10,70 руб.).

В соответствии с положениями ст. 387 НК РФ земельный налог устанавливается Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Налогоплательщиками налога согласно ст. 388 НК РФ признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

Согласно ч. 1 ст. 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.

В соответствии со ст.390, ч.1 ст.391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

Для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество (ч.4 ст.391 НК РФ).

Из материалов дела также следует, что ФИО2 на праве собственности принадлежат:

- земельный участок, расположенный по адресу: ...., кадастровый , право собственности с 19.11.2014 по 03.02.2017, вид разрешенного использования – под производственную базу, земли населенных пунктов;

- земельный участок, расположенный по адресу: ...., кадастровый , право собственности с 23.04.2012 по 02.02.2017, вид разрешенного использования – для ведения личного подсобного хозяйства, земли населенных пунктов.

В судебном заседании установлено, что решением Центрального районного суда г.Барнаула от 02.09.2020 по делу , вступившим в законную силу 17.10.2020, оставлены без удовлетворения требования МИФНС России № 15 по Алтайскому краю к ФИО2 о взыскании недоимки по земельному налогу за 2017 год в размере 1 718 руб. в отношении указанных земельных уачастков.

Поскольку вступившим в законную силу решением суда во взыскании недоимки по земельному налогу за 2017 год отказано, не могут быть взысканы и пени, начисленные на указанную сумму налога.

В отношении требования о взыскании пени, начисленной на недоимку по земельному налогу за 2016 год, суд приходит к следующему.

Решением Центрального районного суда г.Барнаула от 20.08.2019 по делу , вступившим в законную силу 26.09.2019, удовлетворены частично требования МИФНС России № 15 по Алтайскому краю к ФИО5 взыскана недоимка по земельному налогу за 2016 год в отношении вышеуказанных земельных участков в размере 20 614 руб.

Таким образом, имеются основания для взыскания пени по земельному налогу за 2016 год за периоды с 10.04.2019 по 23.06.2019 (20614 руб.*7,75%/300*68 дн. (с 10.04.2019 по 16.06.2019) + 20614 руб.*7,50%/300*7 дн. (с 17.06.2019 по 23.06.2019) = 362,12 + 36,07= 398,19 руб.), с 01.10.2019 по 19.12.2019 (20614 руб.*7%/300*27 дн. (с 01.10.2019 по 27.10.2019) + 20614 руб.*6,50%/300*49 дн. (с 28.10.2019 по 15.12.2019) + 20614 руб.*6,25%/300*4 дн. (с 16.12.2019 по 19.12.2019) = 129,87 + 218,85 + 17,18 = 365,90 руб.), с 20.12.2019 по 25.12.2019 (20614 руб.*6,25%/300*6 дн. (с 20.12.2019 по 25.12.2019) = 25,77 руб.).

Таким образом, общая сумма пени по земельному налогу за 2016 год, подлежащая взысканию с налогоплательщика составляет 789,86 руб. (398,19 руб.+ 365,90 руб.+ 25,77 руб.).

В силу ч.1 ст.207 НК РФ налогоплательщиками налога на доходы физических лиц (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.

Согласно ст.209 НК РФ объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками: от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации - для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации; от источников в Российской Федерации - для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации.

В соответствии с настоящим Кодексом доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главами «Налог на доходы физических лиц», «Налог на прибыль организаций» настоящего Кодекса (ч.1 ст.41 НК РФ).

При определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 настоящего Кодекса (ч.1 ст.210 НК РФ).

Статьей 216 НК РФ предусмотрено, что налоговым периодом признается календарный год.

Налоговая ставка устанавливается в размере 13 процентов, если иное не предусмотрено ст.224 НК РФ.

Согласно п.6 ст.228 НК РФ налогоплательщики, получившие доходы, сведения о которых представлены налоговыми агентами в налоговые органы в порядке, установленном пунктом 5 статьи 226 и пунктом 14 статьи 226.1 настоящего Кодекса, за исключением доходов, не подлежащих налогообложению в соответствии с пунктом 72 статьи 217 настоящего Кодекса, уплачивают налог не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, на основании направленного налоговым органом налогового уведомления об уплате налога, если иное не предусмотрено пунктом 7 настоящей статьи.

Из материалов дела следует, что ФИО2 представила в налоговый орган декларацию по налогу на доходы физических лиц по форме 3-НДФЛ, согласно которой ФИО2 в 2018 году получен доход в размере 330 000 руб., сумма налоговых вычетов составила 317 368,80 руб., налоговая база для исчисления налога составила 12 631,20 руб.

На основании указанной налоговой декларации, налоговым органом произведен расчет налога на доходы физических лиц за 2018 год, который составил 1 642,05 руб. (12 631,20 руб. х 13 %), с учетом округления до полного рубля – 1 642. Расчет налога судом проверен и признан верным.

Административным истцом заявлены требования о взыскании налога на доходы физических лиц за 2018 год в размере 1 642 руб.

Учитывая изложенное, сумма налога на доходы физических лиц за 2018 год, подлежащая взысканию с налогоплательщика, составляет 1 642 руб.

Согласно расчету административного истца, требованию №66262 по состоянию на 23.07.2019 начислены пени по налогу на доходы физических лиц за период с 16.07.2019 по 22.07.2019 в размере 2,87 руб. Указанный расчет судом проверен и признан верным.

Таким образом, сумма пени по налогу на доходы физических лиц за 2018 год, подлежащая взысканию с налогоплательщика составляет 2,87 руб.

Проверяя соблюдение налоговым органом предусмотренного НК РФ порядка взыскания задолженности по налоговым платежам, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 52 НК РФ в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. В налоговом уведомлении должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога.

Налоговое уведомление может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Согласно ч.4 ст.57, п.6 ст.58 НК РФ в случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления. Налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении.

В соответствии с положениями статей 69,70 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. Требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

В соответствии с пунктами 1, 2, 10 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

В соответствии с п.2 ст. 48 НК РФ если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.

Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Из материалов дела следует, что налоговое уведомление об уплате налогов за 2018 год №3086087 от 27.06.2019 с расчетом налогов и сроком уплаты до 02.12.2019 было направлено административному ответчику посредством сервиса «Личный кабинет налогоплательщика», получено 02.08.2019.

В установленный срок ФИО2 не произвела уплату налогов. В связи с чем, в её адрес через «Личный кабинет налогоплательщика» было направлено требование №119905 от 19.12.2019 об уплате налогов, пени за 2018 год, которое было получено 26.12.2019 и не было исполнено.

Также в адрес административного ответчика через «Личный кабинет налогоплательщика» были направлены требования №40445 от 24.06.2019, №123651 от 20.12.2019, №126445 от 26.12.2019, №66262 от 23.07.2019, которые были получены 27.06.2019, 26.12.2019, 27.12.2019, 26.07.2019 соответственно и не были исполнены.

Отправление в адрес административного ответчика налогового уведомления и требований об уплате налогов, пени подтверждается представленными в материалы дела сведениями из личного кабинета административного ответчика, получение указанных уведомлений и требований ФИО2 не оспаривается.

При этом, в силу пункта 22-23 Приказа от 22.08.2017 ММВ-7-17/617, датой отправки документов (информации), сведений налогоплательщику через личный кабинет налогоплательщика считается дата, зафиксированная налоговым органом в подтверждении даты отправки. Датой получения документов (информации), сведений налогоплательщиком считается день, следующий за днем размещения документов (информации), сведений в личном кабинете налогоплательщика.

Таким образом, налоговым органом обязанность по направлению налогового уведомления и требований исполнена надлежаще в связи с чем, в силу ст. 69 НК РФ они считаются полученными налогоплательщиком.

Поскольку сумма, содержащаяся в вышеуказанных требованиях, не превышала 3000 руб., они были предъявлены мировому судье совместно с требованием №119905 от 19.12.2019.

Согласно требованию №119905 от 19.12.2019 срок оплаты недоимки установлен до 20.01.2020. В установленный срок оплата налога административным ответчиком не произведена.

В течение 6-ти месяцев по истечении установленного в требовании срока административный истец обратился за выдачей судебного приказа (12.03.2020).

Выданный 15.03.2020 судебный приказ о взыскании недоимки отменен по заявлению должника определением и.о. мирового судьи судебного участка №1 Центрального района г. Барнаула от 05.08.2020.

В суд с настоящим административным иском налоговый орган обратился 04.02.2021, то есть в пределах шестимесячного срока со дня отмены судебного приказа.

Таким образом, установленный ст. 48 НК РФ срок принудительного взыскания недоимки соблюден, в связи с чем имеются фактические и правовые основания для взыскания с административного ответчика недоимки по налогам за 2018 год, пени за 2016, 2018 годы.

При изложенных обстоятельствах, требования подлежат частичному удовлетворению.

Согласно ч. 1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, от уплаты которых административный истец был освобожден, взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.

Таким образом, с ФИО2 в доход бюджета муниципального образования городского округа - города Барнаула подлежит взысканию государственная пошлина в размере 486 руб., пропорционально размеру удовлетворенной части административных исковых требований.

Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

административные исковые требования Межрайонной ИФНС России № 16 по Алтайскому краю – удовлетворить частично.

Взыскать с ФИО2 в пользу Межрайонной ИФНС России № 16 по Алтайскому краю с зачислением в доход бюджета муниципального образования городского округа - города Барнаула транспортный налог за 2018 год в размере 1932,36 руб., пени за несвоевременную уплату транспортного налога за 2016 год, 2018 год в размере 111,46 руб., налог на имущество физических лиц за 2018 год в размере 7337 руб., пени за несвоевременную уплату налога на имущество физических лиц за 2016 год, 2018 год в размере 288,24 руб., пени за несвоевременную уплату земельного налога за 2016 год в размере 789,86 руб., налог на доходы физических лиц за 2018 год в размере 1642 руб., пени по налогу на доходы физических лиц за 2018 год в размере 2,87 руб.

В остальной части - отказать.

Взыскать с ФИО2 в доход бюджета муниципального образования – городской округ г. Барнаул государственную пошлину в размере 486 руб.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Центральный районный суд г. Барнаула в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Г.М. Васильева