ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-230/18 от 08.10.2018 Вилюйского районного суда (Республика Саха (Якутия))

Дело № 2а-230/2018

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г.Вилюйск

18 октября 2018 года

Вилюйский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе:

председательствующего судьи Тихонова Е.Д.,

при секретаре Николаевой С.С.,

с участием представителя административного истца - помощника прокурора Вилюйского района Республики Саха (Якутия) ФИО1,

представителя административного ответчика - ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора Вилюйского района Республики Саха (Якутия) ФИО3 к районному Совету депутатов муниципального района «Вилюйский улус (район)» Республики Саха (Якутия) о признании незаконным бездействие районного Совета депутатов муниципального района «Вилюйский улус (район)» Республики Саха (Якутия),

установил:

Заместитель прокурора Вилюйского района Республики Саха (Якутия) ФИО3 обратился в суд с административным исковым заявлением к районному Совету депутатов МР «Вилюйский улус (район)» Республики Саха (Якутия), просит признать незаконным бездействие административного ответчика по принятию решения о досрочном прекращении полномочий депутата ФИО4 за неисполнение обязанности, установленной Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

В обоснование исковых требований административный истец указал, что прокуратурой Вилюйского района Республики Саха (Якутия) на основании письма руководителя Управления при Главе Республики Саха (Якутия) по профилактике коррупционных и иных правонарушений проведена проверка исполнения законодательства о противодействии коррупции депутатами районного Совета депутатов МР «Вилюйский улус (район)» Республики Саха (Якутия). Проверкой установлено, что ФИО4 по состоянию на 01 мая 2018 года является действующим депутатом районного Совета депутатов МР «Вилюйский улус (район)» и в срок до 01 мая 2018 года не представил сведения о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера за <*****> год. В связи с нарушениями антикоррупционного законодательства прокуратурой района 09 июня 2018 года внесено представление об устранении нарушений законодательства в адрес председателя районного Совета депутатов. Согласно представленному 19 июня 2018 года отзыву на представление постоянной комиссии районного Совета депутатов предложено внести на следующую сессию проект решения районного Совета депутатов о досрочном прекращении полномочий депутата ФИО4 Согласно представленному письму председателя районного Совета депутатов <*****> от 01 августа 2018 года по итогам обсуждения проекта решения «О досрочном прекращении полномочий депутата районного Совета депутатов МР «Вилюйский улус (район)» Республики Саха (Якутия)» в отношении депутата ФИО4 27 июля 2018 года на очередной сессии районного Совета депутатов проект решения не принят ввиду того, что при голосовании «против» проекта проголосовало 27 депутатов, 2 воздержались. Днем появления оснований для досрочного прекращения полномочий депутата ФИО4 является 01 мая 2018 года - первый день после истечения установленного законом срока предоставления сведений о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера за 2017 год. Между тем, до настоящего времени, т.е. до 03 сентября 2018 года, решение о досрочном прекращении полномочий депутата ФИО4 районным Советом депутатов не принято в нарушение требований Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», Федерального закона «О противодействии коррупции».

Председатель районного Совета депутатов МР «Вилюйский улус (район)» <*****> направил возражение на административное исковое заявление, просил в соответствии с ч.2 ст.225 КАС РФ прекратить производство по административному иску, указывая, что с доводами заявителя, указанными в исковом заявлении, административный ответчик согласен. Между тем, согласно ч.3 ст.23 Устава муниципального района «Вилюйский улус (район)» Республики Саха (Якутия) районный Совет депутатов избирается сроком полномочий на пять лет. В соответствии с ч.2 ст.28 Устава района, депутаты районного Совета депутатов избираются на срок полномочий районного Совета депутатов. Полномочия депутата начинаются со дня его избрания и прекращаются со дня начала работы районного Совета депутатов нового созыва. ФИО4 являлся депутатом районного Совета депутатов III созыва. Полномочия районного Совета депутатов III созыва согласно требованиям ч.2 ст.28 Устава района прекратились 02 октября 2018 года, в день проведения I организационной сессии районного Совета депутатов IV созыва, на котором утвердили полномочия депутатов районного Совета депутатов IV созыва, а также избран председатель районного Совета депутатов IV созыва. Таким образом, ФИО4 со 02 октября 2018 года не является лицом, замещающим муниципальную должность, т.е. депутатом районного Совета депутатов, а бездействие районного Совета депутатов, указанное в административном исковом заявлении, перестало затрагивать законные интересы заявителя.

В судебное заседание не явилось заинтересованное лицо ФИО4, извещен о дате, времени и месте судебного заседания, между тем в суд не явился, причины неявки не сообщил, в связи с чем дело рассмотрено без его участия.

Помощник прокурора Вилюйского района Республики Саха (Якутия) ФИО1 просила удовлетворить административное исковое заявление, считает возражение административного ответчика необоснованным.

Представитель административного ответчика ФИО2 согласна с обстоятельствами, отраженными в административном исковом заявлении, но при этом просила прекратить производство по делу на основании ч.2 ст.225 КАС РФ, поскольку ФИО4 в настоящее время не является депутатом районного Совета депутатов МР «Вилюйский улус (район)».

Выслушав участников судебного заседания, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ч.1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии с п.6 ч.2 ст.220 КАС РФ в административном исковом заявлении о признании незаконными решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, должны быть указаны: сведения о правах, свободах и законных интересах административного истца, которые, по его мнению, нарушаются оспариваемыми решением, действием (бездействием), а в случае подачи заявления прокурором или указанными в ст.40 КАС РФ лицами - о правах, свободах и законных интересах иных лиц.

Согласно ч.2 ст.227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

По смыслу ст.ст.39, 227 КАС РФ решения и действия (бездействие) органа, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, могут быть признаны соответственно недействительными, незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия решения, действия (бездействия) закону и нарушения таким решением, действием (бездействием) прав и законных интересов административного истца или иных лиц.

Таким образом, при недоказанности хотя бы одного из названных условий заявление не может быть удовлетворено.

Из материалов дела следует, что прокуратурой Вилюйского района Республики Саха (Якутия) проведена проверка исполнения законодательства о противодействии коррупции, в ходе которой выявлено, что депутат ФИО4 в срок до 01 мая 2018 года не представил сведения о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера за 2017 год.

Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела и не оспаривались в судебном заседании представителем административного ответчика.

09 июня 2018 года прокуратурой <*****> в адрес районного Совета депутатов МР «Вилюйский улус (район)» внесено представление №***** об устранении нарушений федерального законодательства о противодействии коррупции, а именно принять меры по устранению выявленных нарушений законодательства, причин и условий им способствовавших, в т.ч. рассмотреть вопрос о досрочном прекращении полномочий депутата ФИО4

Из письма председателя районного Совета депутатов <*****> от 01 августа 2018 года следует, что 27 июля 2018 года по итогам обсуждения на очередной сессии районного Совета депутатов проект решения «О досрочном прекращении полномочий депутата районного Совета депутатов МР «Вилюйский улус (район) Республики Саха (Якутия)» в отношении ФИО4 не принят ввиду того, что при голосовании против проекта решения проголосовало 27 депутатов, воздержалось - 2.

Согласно ч.4 ст.12.1 Федерального закона № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном нормативными правовыми актами РФ.

Из ст.2 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» следует, что лицом, замещающим муниципальную должность, является депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, член избирательной комиссии муниципального образования, действующей на постоянной основе и являющейся юридическим лицом, с правом решающего голоса.

В силу ч.7.1 ст.40 указанного Федерального закона депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, иное лицо, замещающее муниципальную должность, должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами. Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 3 декабря 2012 года № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральным законом от 7 мая 2013 года № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории РФ, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами».

Согласно ч.10.1 ст.40 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, установленных настоящим Федеральным законом.

В соответствии с ч.11 ст.40 указанного Федерального закона решение представительного органа муниципального образования о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования принимается не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий, а если это основание появилось в период между сессиями представительного органа муниципального образования, - не позднее чем через три месяца со дня появления такого основания.

Требования административного ответчика о прекращении производства по административному делу в соответствии с ч.2 ст.225 КАС РФ ввиду того, что ФИО4 больше не является депутатом районного Совета депутатов в связи с тем, что полномочия районного Совета депутатов III созыва прекратились 02 октября 2018 года, суд не принимает, поскольку до прекращения полномочий действовавшего на тот момент III созыва административным ответчиком, несмотря на положения ст.40 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», полномочия депутата ФИО4 не были досрочно прекращены. Действующее законодательство не предусматривает возможность принятия представительным органом местного самоуправления иного решения, нежели решение о досрочном прекращении полномочий депутата Совета при наличии неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» о предоставлении сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера.

Избрание нового районного Совета депутатов IV созыва не влечет прекращение производства по административному делу на основании ч.2 ст.225 КАС РФ.

На основании изложенного, суд приходит к выводу об обоснованности требований заместителя прокурора Вилюйского района Республики Саха (Якутия) ФИО3 о признании бездействия районного Совета депутатов МР «Вилюйский улус (район)» по принятию решения о досрочном прекращении полномочий депутата ФИО4 незаконным.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд

решил:

Административное исковое заявление заместителя прокурора Вилюйского района Республики Саха (Якутия) ФИО3 к районному Совету депутатов муниципального района «Вилюйский улус (район)» Республики Саха (Якутия) о признании незаконным бездействие районного Совета депутатов муниципального района «Вилюйский улус (район)» Республики Саха (Якутия) - удовлетворить.

Признать незаконным бездействие районного Совета депутатов муниципального района «Вилюйский улус (район)» Республики Саха (Якутия) по рассмотрению вопроса о принятии решения о досрочном прекращении полномочий депутата районного Совета депутатов муниципального района «Вилюйский улус (район)» Республики Саха (Якутия) ФИО4 ча.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Саха (Якутия) через Вилюйский районный суд Республики Саха (Якутия) в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий судья Е.Д. Тихонов