ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-230/19 от 12.03.2020 Тоншаевского районного суда (Нижегородская область)

Дело №2а-42/2020

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

р.п.Тоншаево ДД.ММ.ГГГГ

Тоншаевский районный суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Ягилева С.В.,

рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 13 по Нижегородской области к Анжаурову В.Я. о взыскании недоимки по налогам и пени

У С Т А Н О В И Л :

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N 13 по Нижегородской области (далее – Межрайоная ИФНС России №13 по Нижегородской области) обратилась в суд с иском к Анжаурову В.Я. о взыскании недоимки по налогам и пени в общей сумме 31945 рублей 27 копеек, а недоимки по налогу на имущество за 2016, 2017 года в размере 240 рублей 00 копеек, пени по данному налогу в сумме 15 рублей 69 копеек, недоимки по земельному налогу за 2016, 2017 гг. в размере 18973 рубля 00 копеек, пени по данному налогу в сумме 2409 рублей 71 копейка, недоимки по транспортному налогу за 2016, 2017гг. в размере 9675 рублей, пени по данному налогу в сумме 631 рубль 87 копеек. В обоснование заявленных требований административный истец указывал на то, что в собственности Анжаурова В.Я., зарегистрированного по адресу: <адрес>, в период 2015 года и по 2020 год имелось следующее имущество: жилой дом (кадастровый ) по адресу: <адрес> земельный участок площадью 1315 кв.м (кадастровый ) по адресу: <адрес>; транспортные средства: автомобиль Ниссан Патфайндер государственный регистрационный знак «», автомобиль ГАЗ 21Р государственный регистрационный знак «». Установленные законом обязательства по своевременной и полной уплате налога на имущество, земельного налога и транспортного Анжауров В.Я. не исполняет.

В ходе судебного разбирательства административный истец в соответствии со ст.46 КАС РФ по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ уточнил административные исковые требования в части взыскания с административного ответчика Анжаурова В.Я. задолженности по налоговым обязательствам, уменьшил их на сумму 8912 рублей 69 копеек. С учетом произведённого перерасчета по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ просил взыскать с Анжаурова В.Я. недоимку по налогам и пени за налоговый период 2017 года в общей сумме 23032 рубля 58 копеек, в том числе недоимку по транспортному налогу за 2017 год в размере 9675 рублей, пени по данному налогу в сумме 631 рубль 87 копеек, недоимку по земельному налогу за 2017 год в размере 10316 рублей, пени по данному налогу в сумме 2409 рублей 71 копейка.

В п.10 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 сентября 2016 года N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" разъяснено, что административный истец вправе увеличить или уменьшить размер требований имущественного характера, поскольку такое увеличение или уменьшение является уточнением заявленных требований (ч.1 ст.46, п.1 ч.2 ст.135 КАС РФ.

Руководитель Межрайонной ИФНС России №13 по Нижегородской области просил о рассмотрении дела в отсутствии представителя административного истца.

Административный ответчик Анжауров В.Я. в судебное заседание не явился, об уважительных причинах неявки не сообщил, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовал. Его явка в судебное заседание обязательной не является и не признана судом обязательной. В соответствии с ч.7 ст.150 КАС РФ при неявке в судебное заседание всех лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте его рассмотрения, явка которых не является обязательной или не признана судом обязательной, или представителей этих лиц, суд рассматривает административное дело в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 КАС РФ. По указанным основаниям суд перешел к рассмотрению административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного гл.33 КАС РФ

В своих письменных возражениях на административный иск Анжауров В.Я. с иском не согласился, указывает на то, что является получателем страховой пенсии по старости и в силу закона имеет льготы по уплате налогов. С соответствующим заявлением о предоставлении налоговых льгот он ранее обращался в налоговый орган.

Суд, изучив доводы лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В силу статьи 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. В порядке реализации данного конституционного требования Налоговым кодексам РФ (НК РФ) в п.1 ст.3 и п.1 ч.1 ст.23 НК РФ предусмотрено, что каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Налоговым кодексом РФ установлено, что налогоплательщиками земельного налога признаются физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст.389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено этим пунктом (пункт 1 статьи 388); налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст.389 данного Кодекса (п.1 ст.390). В соответствии со ст.391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (абз.1 п.1); налоговая база для налогоплательщика, являющегося физическим лицом, определяется налоговым органом на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими ведение государственного земельного кадастра, органами, осуществляющими регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (пункт 4).

Как следует из представленных суду налоговым органом сведений, в собственности Анжаурова В.Я. в 2017 году имелся земельный участок площадью 1315 кв.м. кадастровой стоимостью 1264872 рубля (кадастровый ) по адресу: <адрес> (л.д.20).

Соответственно, с учетом приведенных выше положений налогового законодательства, Анжауров В.Я. является плательщиком земельного налога.

Кроме того ч.1ст.358 НК РФ объектом налогообложения признаются также автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации. Часть 1 ст.360 НК РФ устанавливает для транспортного налога налоговым периодом календарный год.

Согласно представленных суду налоговым органом сведений в собственности Анжаурова В.Я. в 2017 году также находились транспортные средства: автомобиль Ниссан Патфайндер государственный регистрационный знак «», автомобиль ГАЗ 21Р государственный регистрационный знак «» (л.д.21).

Следовательно, он как собственник вышеуказанных транспортных средств, в соответствии с законом обязан уплачивать и транспортный налог.

Как следует из абз.3 п.1 ст.397 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. В соответствии с п.1 ст.393 НК РФ налоговым периодом признается календарный год. Исходя из этого, транспортный и земельный налоги за 2017 года подлежали уплате Анжауровым В.Я. до ДД.ММ.ГГГГ. В ст.45 НК РФ определено, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога. В случае неуплаты или неполной уплаты налога физическим лицом в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном ст.48 НК РФ. В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление (п.2 ст.52 НК РФ). При этом обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления (п.4 ст.57 НК РФ). Датой получения налогового уведомления, направленного по почте заказным письмом, считается шестой рабочий день со дня отправки заказного письма (п.4 ст.31 НК РФ).

Налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ о необходимости уплаты Анжауровым В.Я. земельного и транспортного налога за 2017 год не позднее ДД.ММ.ГГГГ направлено налоговым органом налогоплательщику заказным почтовым отправлением ДД.ММ.ГГГГ (л.д.18, 19)

В силу п.1 ст.70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, составляет менее 500 рублей, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено п.2 настоящей статьи.

Поскольку, в установленный законом срок Анжауров В.Я. не исполнил обязанность по уплате земельного налога и транспортного налога налоговым органом заказным почтовым отправлением ДД.ММ.ГГГГ ему было направлено требование о необходимости в срок до ДД.ММ.ГГГГ уплаты задолженности по налогам и пени по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (л.д.13,14).

Согласно ст.75 НК РФ пеней признается установленная данной статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить и в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ.

В связи с тем, что требования об уплате задолженности по налогам налогоплательщиком Анжауровым В.Я. также не были исполнены ДД.ММ.ГГГГ Межрайоная ИФНС России №13 по Нижегородской области обратилась к мировому судье судебного участка Тоншаевского судебного с заявлением о взыскании с Анжаурова В.Я. задолженности по налоговым обязательствам.

В п.2 ст.48 НК РФ определено, что заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Судебным приказом мирового судьи судебного участка Тоншаевского судебного района от ДД.ММ.ГГГГ задолженность по налогам и пени за 2017 год были взысканы с Анжаурова В.Я., однако по его заявлению определением от ДД.ММ.ГГГГ данный судебный приказ был отменен (л.д.8).

В соответствии с ч.1 ст.48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов, налоговый орган, направивший требование об их уплате вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Частью 3 указанной статьи предусмотрено, что рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве. Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке кодекса административного судопроизводства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Административное исковое заявление подано Межрайонной ИФНС России №13 по Нижегородской области в суд в порядке ст.92,93 КАС РФ после отмены судебного приказа ДД.ММ.ГГГГ, то есть в установленный законом 6-месячный срок.

Поскольку Анжауровым В.Я. задолженность по уплате транспортного, транспортного налога за 2017 год и пени не были уплачены в полном объеме, заявленные административным истцом требования являются законными.

Представленный налоговым органом расчет задолженности по налогам и пени, проверен судом и признан верным, ответчиком он не опровергнут, своего расчета задолженности по транспортному и земельному налогу, а также пеней Анжауров В.Я. суду не представил, поэтому оснований для его изменения не имеется. Недоимка по земельному и транспортному налогу рассчитана с учетом действующих ставок, заявленного периода, сведений о кадастровой стоимости земельного участка

Факт наличия у Анжаурова В.Я. задолженности по уплате земельного, транспортного налога за 2017 год и пени подтвержден справкой о состоянии расчетов с ФНС России по налогам и пеням по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (л.д.22-23), а также карточками лицевого счета налогоплательщика по каждому виду налогов, представленной налоговым органом (л.д.24-26). Доказательств оплаты указанной задолженности административный ответчик суду не представил.

Доводы административного ответчика о том, что ему как пенсионеру налоговым органом в безусловном порядке должна быть предоставлена льгота по уплате транспортного и земельного налога за 2017 год, являются несостоятельными. Действительно статьей 407 НК РФ предусмотрены категории налогоплательщиков, имеющих право на налоговую льготу по налогу. Согласно пп.10 п.1 ст.407 НК РФ к категории лиц, имеющих право на налоговую льготу по налогу, отнесены пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством. В соответствии с ч.6,7 ст.407 НК РФ (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений и до начала налогового периода 2018 года) лицо, имеющее право на налоговую льготу, обязано было представить заявление о предоставлении льготы и документы, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу, в налоговый орган по своему выбору. При этом уведомление о выбранных объектах налогообложения, в отношении которых предоставляется налоговая льгота, должно быть представлено налогоплательщиком в налоговый орган по своему выбору до 1 ноября года, являющегося налоговым периодом, начиная с которого в отношении указанных объектов применяется налоговая льгота. Таким образом, предоставление права на налоговую льготу до налогового периода 2018 года носило заявительный характер. Заявление о предоставлении налоговой льготы подано Анжауровым В.Я. в налоговый орган лишь ДД.ММ.ГГГГ, а поэтому налоговая льгота за налоговый период 2017 год ему не может быть предоставлена.

Кроме того льготы для физлиц по транспортному налогу на федеральном уровне не установлены. В силу ст.14 НК РФ транспортный налог относится к региональным налогам и предоставление льготы по нему осуществляется в соответствии с законом субъекта Российской Федерации о налогах. До ДД.ММ.ГГГГ Анжауров В.Я. был зарегистрирован по адресу: <адрес>, а поэтому начисление транспортного налога осуществлялось ему в соответствии с Законом Псковской области от 26.12.2012 года «О транспортном налоге», а также законами Псковской области о предоставлении налоговых льгот. Указанными правовыми актами предоставление льготы по транспортному налогу за 2017 год пенсионерам не предусмотрено. В соответствии с абз.4 п.6 ст.407 НК (в ред. ФЗ от 15.04.2019 №63-ФЗ) беззаявительный порядок предоставления налоговых льгот, когда налоговый орган применяет льготы на основании сведений о льготниках, полученных при информационном обмене с ПФР, Росреестром, региональными органами соцзащиты, действует лишь с налогового периода 2018 года.

Порядок и процедура направления уведомления и требования об уплате налога, пени, налоговым органом были соблюдены, срок для обращения в суд с требованием о взыскании задолженности по налоговым обязательствам налоговым органом не пропущен.

При таких обстоятельствах требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 13 по Нижегородской области к Анжаурову В.Я. о взыскании недоимки по налогам и пени являются законными обоснованными, а соответственно подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст.114 КАС РФ, 333.19 НК РФ с Анжаурова В.Я. в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина от удовлетворённых исковых требований, от уплаты которой в силу ст.333.36 НК РФ административный истец освобожден.

На основании ст.23,45,48 Налогового кодекса РФ, руководствуясь ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 13 по Нижегородской области к Анжаурову В.Я. о взыскании недоимки по налогам и пени удовлетворить полностью.

Взыскать с Анжаурова В.Я., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место рождения: <данные изъяты> в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 13 по Нижегородской области недоимку по налогам и пени за налоговый период 2017 года в размере 23032 рубля 58 копеек, в том числе недоимку по транспортному налогу за 2017 год в размере 9675 рублей, пени по данному налогу в сумме 631 рубль 87 копеек, недоимку по земельному налогу за 2017 год в размере 10316 рублей, пени по данному налогу в сумме 2409 рублей 71 копейка.

Взыскать с Анжаурова В.Я. в доход местного бюджета Тоншаевского муниципального района Нижегородской области государственную пошлину в размере 890 рублей 97 копеек.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Нижегородский областной суд через Тоншаевский районный суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Судья: (подпись) Ягилев С.В.

Копия верна: судья: Ягилев С.В.

секретарь: