ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-230/19 от 13.05.2019 Анивского районного суда (Сахалинская область)

Дело № 2а-230/2019

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

13 мая 2019 года г. Анива Сахалинской области

Анивский районный суд Сахалинской области в составе:

председательствующего: судьи Невидимовой Н.Д.

при секретаре Мишиной Е.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению администрации муниципального образования «Анивский городской округ» к прокуратуре Анивского района о признании недействительным требования прокуратуры Анивского района от 05 октября 2018 года № 86-78-2018 об изменении нормативного правового акта с целью исключения выявленного коррупциогенного фактора,

у с т а н о в и л:

Администрация муниципального образования «Анивский городской округ» обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором указано, что постановлением Правительства Сахалинской области от 27 декабря 2017 года № 637 утвержден Порядок предоставления и расходования субсидии муниципальным образованиям Сахалинской области на организацию электро-, тепло-, газоснабжения.

С целью получения муниципальным образованием «Анивский городской округ» вышеуказанного вида субсидии и предоставления ее в дальнейшем гражданам администрацией принято постановление от 26 сентября 2018 года № 2209-па, которым утвержден Порядок предоставления компенсационных выплат непосредственно гражданам, связанных с частичным возмещением расходов по выполненным и оплаченным гражданином муниципального образования «Анивский городской округ» работам по переоборудованию автотранспорта для работы на газомоторном топливе.

Порядком определен механизм частичного возмещения расходов граждан по выполненным и оплаченным гражданином работам по переоборудованию личного автотранспорта на газомоторное топливо путем компенсационных выплат. Согласно пункту 3.1 Порядка, граждане муниципального образования «Анивский городской округ», официально зарегистрированные в Анивском городском округе, имеют право на компенсационную выплату за переоборудование личного автотранспорта на газомоторное топливо (компримированный природный газ).

Прокуратурой Анивского района по результатам проведенной антикоррупционной экспертизы постановления администрации Анивского городского округа от 26 сентября 2018 года № 2209-па в адрес мэра Анивского городского округа внесено требование об изменении нормативного правового акта с целью исключения выявленного коррупциогенного фактора.

По мнению прокурора, установление одним из условий предоставления компенсационной выплаты гражданину наличие регистрации по месту жительства на территории Анивского городского округа является коррупциогенным фактором, поскольку предъявляет завышенные требования к лицу, устанавливает неопределенные, трудновыполнимые и обременительные требования к гражданам и организациям.

В принесенном 05 октября 2018 года требовании прокурор на основании статьи 9.1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» требует внести изменения в абзац 2 пункта 3.1 Порядка, исключив из него текст «… муниципального образования «Анивский городской округ», имеющим отметку о регистрации по месту жительства на территории муниципального образования «Анивский городской округ»…».

Административный истец полагает, что требования прокурора незаконны, нарушают права и законные интересы муниципального образования «Анивский городской округ».

Порядок принят администрацией во исполнение постановления Сахалинской области от 27 декабря 2017 года № 637. Реализация областной программы предусматривает долю финансирования из местного бюджета. Предоставление компенсационных выплат гражданам, зарегистрированным на территории других муниципальных образований, нарушит территориальный принцип организации местного самоуправления, фактически приведет к финансированию мероприятий, отнесенных к компетенции другого муниципалитета, к решению чужих вопросов местного значения, то есть к нарушению норм бюджетного законодательства.

Отсутствие такого критерия как наличие регистрации на территории муниципального образования «Анивский городской округ» позволит гражданам Сахалинской области получать компенсационные выплаты неоднократно в разных муниципальных образованиях, то есть будет способствовать реализации мошеннических схем.

Само по себе требование о наличии у гражданина-заявителя на получение компенсационной выплаты регистрации на территории Анивского городского округа не является завышенным требованием в силу статьи 3 Федерального закона «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации».

Вопреки доводам прокурора условие о наличии регистрации не является неопределенным, трудновыполнимым, обременительным, поскольку прямо предусмотрено федеральным законодательством.

Кроме того, имея регистрацию на территории иного муниципального образования Сахалинской области, гражданин не лишен права на получение компенсационной выплаты и вправе ее реализовать на территории иного муниципального образования. Не имея регистрации на территории Сахалинской области вообще, гражданин не имеет права на получение компенсационной выплаты ни в одном муниципальном образовании.

Изложив указанные в заявлении обстоятельства, администрация муниципального образования «Анивский городской округ» просит признать недействительным требование прокуратуры Анивского района от 05 октября 2018 года № 86-78-2018 об изменении нормативного правового акта с целью исключения выявленного коррупциогенного фактора.

Определением от 17 апреля 2019 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена прокуратура Сахалинской области.

В судебном заседании представитель административного истца администрации муниципального образования «Анивский городской округ» Лупанова Н.Н., действующая по доверенности, заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика прокуратуры Анивского района – помощник прокурора Анивского района Чайкин Т.В., действующий также как представитель заинтересованного лица прокуратуры Сахалинской области по доверенности, в судебном заседании административные исковые требования не признал.

Из представленных прокуратурой Анивского района письменных возражений следует, что имеется вступивший в законную силу судебный акт суда апелляционной инстанции, определивший несоответствие федеральному законодательству положений нормативного правового акта, в отношении которых в адрес администрации Анивского городского округа внесено оспариваемое требование от 05 октября 2018 года № 86-78-2018.

По информации администрации Анивского городского округа, представленной в прокуратуру Анивского района, ею предпринимаются меры по внесению изменений в постановление администрации Анивского городского округа от 26 сентября 2018 года № 2209-па в соответствии с решением суда апелляционной инстанции.

В настоящее время требование об изменении нормативного правового акта от 05 октября 2018 года № 86-78/2018 не нарушает прав, свобод и законных интересов администрации Анивского городского округа, не создает препятствия к осуществлению ее прав, свобод и реализации законных интересов, не возлагает какие-либо обязанности, в связи с чем предмет административного искового заявления отсутствует.

Изложив в возражениях указанные обстоятельства, прокуратура Анивского района просит в удовлетворении административных исковых требований отказать.

Представитель заинтересованного лица агентства по развитию электроэнергетики и газификации Сахалинской области в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен.

В соответствии со статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя заинтересованного лица.

Выслушав представителя административного истца Лупанову Н.Н., представителя административного ответчика и заинтересованного лица Чайкина Т.В., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 настоящего Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.

Согласно частям 1, 2 статьи 9.1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор в ходе осуществления своих полномочий в установленном Генеральной прокуратурой Российской Федерации порядке и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации, проводит антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов и организаций, органов местного самоуправления, их должностных лиц.

При выявлении в нормативном правовом акте коррупциогенных факторов прокурор вносит в орган, организацию или должностному лицу, которые издали этот акт, требование об изменении нормативного правового акта с предложением способа устранения выявленных коррупциогенных факторов либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации.

Требование прокурора об изменении нормативного правового акта подлежит обязательному рассмотрению соответствующими органом, организацией или должностным лицом не позднее чем в десятидневный срок со дня поступления требования (часть 3 указанной статьи).

Подпунктом «а» пункта 4 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года № 96, коррупциогенными факторами, содержащими неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям, является наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, - установление неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям.

В силу положений части 2 статьи 64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда по ранее рассмотренному им гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.

Судом установлено, что постановлением администрации Анивского городского округа от 26 сентября 2018 года № 2209-па утвержден Порядок предоставления компенсационных выплат непосредственно гражданам, связанных с частичным возмещением расходов по выполненным и оплаченным гражданином муниципального образования «Анивский городской округ» работам по переоборудованию автотранспорта для работы на газомоторном топливе, который принят, в том числе, в соответствии с постановлением Правительства Сахалинской области от 27 декабря 2017 года № 637 «Об утверждении Порядка предоставления и расходования субсидии муниципальным образованиям Сахалинской области на организацию электро-, тепло-, газоснабжения».

Согласно пункту 3.1 Порядка, утвержденного постановлением администрации муниципального образования «Анивский городской округ» от 26 сентября 2018 года № 2209-па, компенсационные выплаты предоставляются гражданам муниципального образования «Анивский городской округ», имеющим отметку о регистрации по месту жительства на территории муниципального образования «Анивский городской округ», являющимся собственниками зарегистрированного на территории Сахалинской области личного автотранспорта, с года выпуска которого прошло не более 20 лет.

05 октября 2018 года и.о. прокурора Анивского района Александровым С.А. на имя мэра Анивского городского округа внесено требование № 86-78-2018 о внесении изменений в абзац 2 пункта 3.1 Порядка предоставления компенсационных выплат непосредственно гражданам, связанных с частичным возмещением расходов по выполненным и оплаченным гражданином муниципального образования «Анивский городской округ» работам по переоборудованию автотранспорта для работы на газомоторном топливе, исключив из него текст «…муниципального образования «Анивский городской округ», имеющим отметку о регистрации по месту жительства на территории муниципального образования «Анивский городской округ».

Как следует из требования, пункт 3.1 содержит коррупциогенный фактор, а именно: наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права – установление неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям.

19 октября 2018 года администрация Анивского городского округа отреагировала на требование прокурора № 86-78/2018 от 05 октября 2018 года, не согласившись с указанным требованием.

Требование прокурора о внесении изменений в нормативный правовой акт не является подлежащим безусловному исполнению. На основании оспариваемого административным истцом требования прокурора у администрации муниципального образования «Анивский городской округ» возникла лишь обязанность по рассмотрению данного акта прокурорского реагировании и направлению в установленном законом срок сведений о результатах его рассмотрения, принятых мерах, что администрацией муниципального образования «Анивский городской округ» и было сделано.

Проанализировав содержание требования прокурора, суд приходит к выводу, что в силу норм Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» на административного истца возложена лишь обязанность рассмотреть данный акт прокурорского реагирования и сообщить о результатах его рассмотрения в прокуратуру в письменной форме не позднее чем в десятидневный срок со дня его поступления. Данных, свидетельствующих о том, что указанное требование создает административному истцу препятствия к осуществлению прав и свобод, нарушает его права и свободы либо возлагает на него какую-либо обязанность, не представлено.

Обязанность по выявлению в нормативном правовом акте коррупциогенных факторов и внесение в орган, организацию или должностному лицу, которые издали этот акт, требования об изменении нормативного правового акта возложена на прокурора статьей 9.1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации». Следовательно, прокурор действовал в пределах полномочий, возложенных на него законом.

13 ноября 2018 года прокурор Анивского района обратился в Анивский районный суд Сахалинской области с административным исковым заявлением к администрации муниципального образования «Анивский городской округ», в котором просил признать абзац 2 пункта 3.1 Порядка предоставления компенсационных выплат непосредственно гражданам, связанных с частичным возмещением расходов по выполненным и оплаченным гражданином муниципального образования «Анивский городской округ» работам по переоборудованию автотранспорта для работы на газомоторном топливе, утвержденного постановлением администрации Анивского городского округа от 26 сентября 2018 года № 2209-па, противоречащим федеральному и региональному законодательству и недействующим со дня вступления в законную силу.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Сахалинского областного суда от 21 февраля 2019 года административное исковое заявление прокурора Анивского района удовлетворено, абзац 2 пункта 3.1 Порядка предоставления компенсационных выплат непосредственно гражданам, связанных с частичным возмещением расходов по выполненным и оплаченным гражданином муниципального образования «Анивский городской округ» работам по переоборудованию автотранспорта для работы на газомоторном топливе, утвержденного постановлением администрации Анивского городского округа от 26 сентября 2018 года № 2209-па, признан несоответствующим федеральному законодательству и недействующим со дня вступления решения суда в законную силу в той мере, в которой в указанном нормативном правовом акте не определено предоставление компенсационных выплат гражданам, проживающим на территории муниципального образования «Анивский городской округ», являющихся собственниками зарегистрированного на территории Сахалинской области личного автотранспорта, с года выпуска которого прошло не более 20 лет, не имеющих отметки о регистрации по месту жительства на территории муниципального образования «Анивский городской округ».

Как следует из апелляционного определения, оспариваемое постановление принято с нарушением положений статьи 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», в связи с чем граждане, имеющие регистрацию по месту пребывания либо фактически проживающие на территории муниципального образования «Анивский городской округ» и являющиеся собственниками зарегистрированного на территории Сахалинской области личного автотранспорта, лишены права на получение указанной компенсационной выплаты.

Таким образом, учитывая, что требование об изменении нормативного правового акта с целью исключения выявленного коррупциогенного фактора принято прокурором в пределах предоставленной ему компетенции в соответствии с нормами действующего законодательства, доказательств, свидетельствующих, что указанное требование создает административному истцу препятствия к осуществлению прав и свобод, нарушает его права и свободы либо возлагает на него какую-либо обязанность, не представлено, а также принимая во внимание, что законность требования прокурора установлена апелляционным решением определением судебной коллегии по административным делам Сахалинского областного суда от 21 февраля 2019 года, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного искового заявления администрации муниципального образования «Анивский городской округ».

Руководствуясь статьями 175, 177 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л:

В удовлетворении административного искового заявления администрации муниципального образования «Анивский городской округ» к прокуратуре Анивского района о признании недействительным требования прокуратуры Анивского района от 05 октября 2018 года № 86-78-2018 об изменении нормативного правового акта с целью исключения выявленного коррупциогенного фактора отказать.

Решение может быть обжаловано в Сахалинский областной суд через Анивский районный суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Решения в окончательной форме изготовлено 16 мая 2019 года.

Председательствующий: судья Н.Д. Невидимова