ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-230/19 от 28.05.2019 Шербакульского районного суда (Омская область)

Дело № 2а-230/2019

УИД 55RS0039-01-2019-000418-10

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

28 мая 2019 года р.п.Шербакуль Омской области

Шербакульский районный суд Омской области в составе судьи Забелиной О.В., при секретаре судебного заседания Моляровской О.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к Совету Шербакульского муниципального района Омской области, конкурсной комиссии по проведению конкурса по отбору кандидатур на должность Главы Шербакульского муниципального района Омской области о признании незаконными решения от 21.05.2019 №4 «О представлении в Совет Шербакульского муниципального района Омской области кандидатов на должность Главы Шербакульского муниципального района Омской области», решения от 06.03.2019 № 288 «О формировании конкурсной комиссии по проведению конкурса по отбору кандидатур на должность Главы Шербакульского муниципального района Омской области,

у с т а н о в и л:

ФИО1 обратился в суд с названным административным иском. В обоснование исковых требований сослался на следующее: 06 марта 2019 года Совет Шербакульского муниципального района Омской области (далее - Совет) своим Решением от 06.03.2019 № 288 «О формировании конкурсной комиссии по проведению конкурса по отбору кандидатур на должность Главы Шербакульского муниципального района Омской области» назначил половину конкурсной комиссии в количестве 6 членов, в которую включен ФИО2, являющимся директором Общества с ограниченной ответственностью «Тепловик», ИНН <***> ОГРН <***>, зарегистрированный по адресу: улица 60 лет ВЛКСМ, до 13, рабочий посёлок Шербакуль, Омская область, 646700. В открытом доступе информационной системы Интернет размещена информация об учредителях Общества, одним из которых является Управление Жилищно-коммунального комплекса, газификации и жизнеобеспечения Администрации Шербакульского муниципального района Омской области, которое является структурным подразделением Администрации Шербакульского муниципального района Омской области, возглавляемой Главой Шербакульского муниципального района ФИО3, который участвует в конкурсе по отбору кандидатур на должность Главы Шербакульского муниципального образования Омской области. Следовательно, при назначении членов конкурсной комиссии по проведению конкурса по отбору кандидатур на должность Главы Шербакульского муниципального района Омской области были нарушены требования части 3 пункта 15 Порядка проведения конкурса по отбору кандидатур на должность Главы Шербакульского муниципального района Омской области, утвержденного Решением Совета Шербакульского муниципального района Омской области от 12.12.2018 № 258 «Об утверждении Порядка проведения конкурса по отбору кандидатур на должность Главы Шербакульского муниципального района Омской области» в новой редакции» (далее -Порядок). Пунктом 15 Порядка установлено, что назначенные члены конкурсной комиссии не имеют право принимать участие в работе конкурсной комиссии в случае нахождения в отношениях непосредственной подчиненности или подконтрольности с участником конкурса. Директор ООО «Тепловик» ФИО2 осуществляет свою коммерческую деятельность на муниципальной материальной базе и зависим от высшего должностного лица - Главы Шербакульского муниципального района Омской области ФИО3. 21.05.2019 ФИО2, в нарушение требований Порядка, принимал участие в заседании конкурсной комиссии по проведению конкурса по отбору кандидатур на должность Главы Шербакульского муниципального района Омской области, что подтверждает поставленная им подпись в Решении конкурсной комиссии от 21.05.2019 № 4 «О представлении в Совет Шербакульского муниципального района Омской области кандидатов на должность Главы Шербакульского муниципального района Омской области». При проведении конкурса Конкурсной комиссией на высшее должностное лицо Шербакульского муниципального района Омской области не был использован Методический инструментарий по внедрению системы комплексной оценки профессиональной служебной деятельности государственных (муниципальных) служащих и не применена Методика всесторонней оценки профессиональной служебной деятельности государственного (муниципального) служащего, разработанные Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и размещенное на официальном сайте Минтруда России.

Документально не оформлено, какими критериями руководствовались каждый член конкурсной комиссии для оценки соответствия профессиональных и личностных качеств кандидата для осуществления в предоставленных законодательством пределах полномочий по решению вопросов местного значения Шербакульского муниципального района Омской области, как того требует пункт 62 Порядка при вынесении оценки.

В Решения конкурсной комиссии от 21.05.2019 № 4 «О представлении в Совет Шербакульского муниципального района Омской области кандидатов на должность Главы Шербакульского муниципального района Омской области» не отражены результаты открытого голосования, что является нарушением требования пункта 63 Порядка, в котором указано, что решение принимается по результатам голосования. Не представлены итоги голосования членов Комиссии по принимаемому Решению о представлении на рассмотрение Совета Шербакульского муниципального района Омской области кандидатуры ФИО4, работающего в должности ведущего специалиста по мобилизационной подготовке, военному учету и бронированию Администрации Шербакульского муниципального района Омской области, не имеющего опыта руководящей работы и не допуска административного истца, имеющего высший чин - действительный муниципальный советник 1 класса, аттестованного в апреле 2019 года на чин советника государственной гражданской службы Российской Федерации 2 класса и имеющего стаж руководящей работы с октября 1984 года.

Просит: признать факт нарушенного избирательного права административного истца; признать незаконным Решение административного ответчика от 21.05.2019 № 4 «О представлении в Совет Шербакульского муниципального района Омской области кандидатов на должность Главы Шербакульского муниципального района Омской области» и восстановить нарушенные избирательные права административного истца; признать незаконным Решение административного соответчика от 06.03.2019 № 268 «О формировании конкурсной комиссии по проведению конкурса по отбору кандидатур на должность Главы Шербакульского муниципального района Омской области».

Административный истец в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме, дополнительно пояснил, что другие члены конкурсной комиссии также не могли принимать участие в ее деятельности: ФИО5 является главой Борисовского сельского поселения, что влечет подчиненность главе Администрации Шербакульского муниципального района, который выдвинул свою кандидатуру на избираемую должность; ФИО6 – редактор газеты «Наша газета», учредителем которой, в том числе, является и администрация Шербакульского муниципального района Омской области. Заявленные требования просил удовлетворить, принять решение о включении его в список кандидатов, представленных Совету Шербакульского района для голосования.

Представитель Совета Шербакульского муниципального района ФИО7 (по доверенности) в судебном заседании с иском не согласилась, поддержала письменный отзыв, в удовлетворении заявленных требований просила отказать.

Председатель Совета Шербакульского муниципального района ФИО8 в судебном заседании поддержал позицию, высказанную ФИО7.

Представитель Конкурсной комиссии по проведению конкурса по отбору кандидатур на должность Главы Шербакульского муниципального района Омской области в судебном заседании участия не принимал, о времени и месте рассмотрения дела извещен.

В соответствии с ч.6 ст.226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд рассмотрел дело в отсутствие не явившихся участников процесса.

Выслушав административного истца, представителей административного ответчика, исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Частью 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации регламентировано, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 36 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" глава муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования избирается на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования из своего состава, либо представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса.

Частью 2.1 ст. 36 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определено, что порядок проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования устанавливается представительным органом муниципального образования. Порядок проведения конкурса должен предусматривать опубликование условий конкурса, сведений о дате, времени и месте его проведения не позднее чем за 20 дней до дня проведения конкурса.

Статьей 9 Устава Шербакульского муниципального района Омской области, принятого Решением Совета Шербакульского муниципального района Омской области от 12 февраля 2015 года № 359 установлено, что Глава Шербакульского муниципального района избирается Советом Шербакульского муниципального района из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, и возглавляет местную администрацию.

Порядок проведения конкурса по отбору кандидатур на должность Главы Шербакульского муниципального района устанавливается Советом Шербакульского муниципального района. Порядок проведения конкурса должен предусматривать опубликование условий конкурса, сведений о дате, времени и месте его проведения не позднее чем за 20 дней до дня проведения конкурса. Общее число членов конкурсной комиссии в Шербакульском муниципальном районе устанавливается Советом Шербакульского муниципального района. В Шербакульском муниципальном районе половина членов конкурсной комиссии назначается Советом Шербакульского муниципального района, а другая половина - Губернатором Омской области.

Порядок проведения конкурса по отбору кандидатур на должность Главы Шербакульского муниципального района Омской области, утвержден решением Совета Шербакульского муниципального района № 268 от 20.02.2019 (далее – Порядок), согласно которому для организации и проведения конкурса формируется конкурсная комиссия по проведению конкурса по отбору кандидатур на должность Главы муниципального района (далее - конкурсная комиссия). Общее число членов конкурсной комиссии устанавливается в количестве 12 человек.

ФИО9 членов конкурсной комиссии назначается Советом Шербакульского муниципального района, а другая половина - Губернатором Омской области.

Порядок формирования конкурсной комиссии установлен разделом II Порядка.

Вопрос о формировании конкурсной комиссии по проведению конкурса по отбору кандидатур на должность Главы Шербакульского муниципального района Омской области разрешался на заседании 50-й сессии Совета Шербакульского муниципального района Омской области V созыва, что подтверждается протоколом № 50 от 06.03.2019. По итогам голосования была сформирована конкурсная комиссия в составе 6 членов: ФИО2, ФИО6, ФИО10, ФИО5, ФИО11, ФИО12.

06.03.2019 Советом Шербакульского муниципального района принято решение № 288 «О формировании конкурсной комиссии по проведению конкурса по отбору кандидатур на должность Главы Шербакульского муниципального района Омской области».Распоряжением Губернатора Омской области от 29 марта 2019 года № 17-р назначена половина членов конкурсной комиссии: ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18.

После назначения всех членов конкурсной комиссии 05.04.2019 было проведено первое заседание, о чем составлен протокол № 1 от 05.04.2019, избран председатель конкурсной комиссии, заместитель председателя, секретарь, утверждены формы документов конкурсной комиссии.

Таким образом, суд приходит к выводу, что конкурсная комиссия была создана в соответствии с Уставом Шербакульского муниципального района Омской области, в порядке, определенном решением Совета Шербакульского муниципального района, уполномоченным органом, с соблюдением установленной процедуры, в связи с этим, оснований для признания незаконным решения от 06.03.2019 № 268 «О формировании конкурсной комиссии по проведению конкурса по отбору кандидатур на должность Главы Шербакульского муниципального района Омской области» не имеется.

Пунктом 15 Порядка проведения конкурса по отбору кандидатур на должность Главы Шербакульского муниципального района Омской области установлено, что назначенные члены конкурсной комиссии не имеют право принимать участие в работе конкурсной комиссии и могут быть выведены из состава конкурсной комиссии органом, их назначившим, по ходатайству конкурсной комиссии при наличии следующих оснований:

1) смерти;

2) близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с участником конкурса по отбору кандидатур на должность Главы муниципального района (далее - участник конкурса);

3) нахождения в отношениях непосредственной подчиненности или подконтрольности с участником конкурса;

4) участия в конкурсе на должность Главы муниципального района;

5) самоотвода члена конкурсной комиссии.

Административный истец указывает о подчиненности членов конкурсной комиссии Баранца С.А., ФИО5, ФИО6 участнику конкурса ФИО3.

Согласно Уставу ООО «Тепловик», руководителем которого является ФИО2, организация является хозяйственным обществом, уставный капитал которого разделен на доли. В выписке из Единого государственного реестра юридических лиц указано, что учредителем общества является Управление жилищно – коммунального комплекса, газификации, архитектуры и градостроительной деятельности Администрации Шербакульского муниципального района омской области, размер доли – 0, 25. Наличие акций ООО «Тепловик» у Управления жилищно - коммунального комплекса, газификации и жизнеобеспечения Администрации Шербакульского муниципального района Омской области в указанном размере, руководителем которого не является участник конкурса ФИО3 либо Глава Шербакульского муниципального района, не дает оснований полагать, что между Главой муниципального района и руководителем ООО «Тепловик» имеется подконтрольность либо подчиненность, устав ООО «Тепловик» не допускает вмешательства в деятельность общества.

Между Администрацией Шербакульского муниципального района и ООО «Тепловик», в целях реализации полномочий, отнесенных Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям Шербакульского муниципального района, существуют только договорные отношения, что подтверждается представленной информацией.

Согласно ст. 12 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно.

В связи с этим, ссылку административного истца на подчиненность главы сельского поселения главе администрации муниципального района суд находит не состоятельной.

Газета «Наша газета» является официальным печатным изданием администрации Шербакульского муниципального района, что сторонами не оспорено, предназначена, в том числе, для опубликования правовых актов исполнительного органа местного самоуправления, иной официальной информации, при этом, прямая подчиненность (или какая – либо иная) Главе администрации Шербакульского района отсутствует.

Таким образом, члены конкурсной комиссии не состоят в родстве, свойстве с кандидатом на должность Главы Шербакульского муниципального района Омской области ФИО3, не находятся в его прямом подчинении.

При проведении отбора кандидатур на должность Главы Шербакульского муниципального района Омской области оснований, установленных Порядком, запрещающих членам конкурсной комиссии принимать участие в ее работе, выявлено не было.

Решением Совета Шербакульского муниципального района от 29 марта 2019 года № 298 был объявлен конкурс по отбору кандидатур на должность Главы Шербакульского муниципального района, назначено время проведения конкурса, определены требования к участникам конкурса, условия конкурса. Указанное решение было опубликовано в районной газете «Наша газета».

В пунктах 59, 60 Порядка проведения конкурса по отбору кандидатур на должность Главы Шербакульского муниципального района Омской области определено, что порядок ведения заседаний конкурсной комиссии устанавливается конкурсной комиссией самостоятельно. Конкурс проводится в форме индивидуального собеседования отдельно с каждым участником конкурса.

По результатам конкурса каждый из членов конкурсной комиссии самостоятельно оценивает участников конкурса на предмет соответствия их профессиональных и личностных качеств для осуществления в предоставленных законодательством пределах полномочий по решению вопросов местного значения Шербакульского муниципального района Омской области.

По результатам конкурса конкурсной комиссией принимается решение о представлении в Совет Шербакульского муниципального района кандидатов для избрания на должность Главы муниципального района.

Решение о представлении в Совет Шербакульского муниципального района конкретных кандидатов из числа участников конкурса на должность Главы муниципального района принимается по каждому участнику конкурса отдельно путем прямого открытого голосования членами конкурсной комиссии.

Решение конкурсной комиссии о представлении кандидатов на должность Главы муниципального района подписывается всеми присутствующими на заседании конкурсной комиссии членами конкурсной комиссии.

Решение о представлении кандидатов на должность Главы муниципального района направляется в Совет Шербакульского муниципального района, а также лицам, участвовавшим в конкурсе, не позднее 3 рабочих дней после дня его принятия (пункты 62-64 Порядка).

Как следует из материалов дела, не оспаривается сторонами, к конкурсу было допущено 4 кандидата, в том числе, административный истец ФИО1.

Проведение конкурса по отбору кандидатур на должность Главы Шербакульского муниципального района состоялось 21 мая 2019 года, о чем составлен протокол заседания конкурсной комиссии № 3. В соответствии с указанным протоколом заседания, участие в работе комиссии приняли все 12 членов комиссии, в рамках установленной повестки заседания проведено индивидуальное собеседование в порядке представления участниками документов в конкурсную комиссию, после чего проведена процедура голосования за каждого участника конкурса в порядке очередности представления ими документов в конкурсную комиссию. По итогам голосования определены следующие кандидаты на должность Главы Шербакульского муниципального района Омской области для представления в Совет Шербакульского муниципального района Омской области: ФИО3, ФИО4, что отражено в решении конкурсной комиссии от 21 мая 2019 года № 4.

Принятое решение направлено ФИО1 и получено им 21 мая 2019 года, в чем он расписался.

Отражение в решении результатов открытого голосования пунктом 63 Порядка, как об этом указывает административный истец, не предусмотрено.

Ознакомившись с протоколом заседания конкурсной комиссии, административный истец подтвердил соответствие порядка проведения заседания информации, отраженной в протоколе, за исключением голосования, которое проводилось в отсутствие участников конкурса.

Само по себе несогласие административного истца с результатами голосования членов конкурсной комиссии не свидетельствует о незаконности принятого конкурсной комиссией решения. Наличие у ФИО1 высшего чина - действительный муниципальный советник 1 класса, аттестованного в апреле 2019 года на чин советника государственной гражданской службы Российской Федерации 2 класса и стажа руководящей работы с октября 1984 года не должно давать ему как участнику конкурса какого – либо преимущества перед остальными участниками конкурса, должно быть оценено в соответствии с установленным Порядком.

В исковом заявлении административный истец указал, что при проведении конкурса не был использован Методический инструментарий по внедрению системы комплексной оценки профессиональной служебной деятельности государственных гражданских служащих.

В письме от 14 июня 2016 г. № 18-1/10/В-3980 Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации указано, что Минтрудом России подготовлена для использования в работе Методика всесторонней оценки профессиональной служебной деятельности государственного гражданского служащего (далее - Методика).

Методика является частью Методического инструментария по внедрению системы комплексной оценки профессиональной служебной деятельности государственных гражданских служащих (включая общественную оценку) (Версия 2.0), разработанного Минтрудом России и опубликованного на официальном сайте Минтруда России (http://www.rosmintrud.ru/ministry/ programms/gossluzhba/16/4/0). Методика описывает оптимальный порядок проведения оценки деятельности гражданского служащего его непосредственным руководителем. Содержащийся в Методике подход к оценке основывается на наиболее распространенном российском и зарубежном опыте управления персоналом в организациях и на государственной службе, в связи с чем может быть реализован в любом государственном органе.

Проведение оценки необходимо для принятия в соответствии с положениями законодательства о гражданской службе обоснованных решений, в том числе при проведении аттестации, организации профессионального развития, определении размеров премиальных выплат, назначении на должность гражданской службы в порядке должностного роста, а также при организационно-штатных мероприятиях, что создает условия для эффективного управления кадровым составом государственного органа.

Представляется, что указанная методика разработана для конкретных целей - оценки деятельности гражданского служащего его непосредственным руководителем и при проведении конкурса по отбору кандидатур на должность Главы Шербакульского муниципального района ее обязательное применение нормативно-правовой базой не предусмотрено.

Рассматривая вопрос о наличии факта нарушения избирательного права административного истца, как об этом он указал в исковом заявлении, суд приходит к выводу об отсутствии такового.

Частью 2 ст. 32 Конституции Российской Федерации установлено, что граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

Данное право было реализовано административным истцом: он принял участие в конкурсе по отбору кандидатур на должность Главы Шербакульского муниципального района, его кандидатура была рассмотрена уполномоченным органом, в установленном законом порядке. Несогласие с результатами конкурса не свидетельствует о нарушении избирательного права административного истца.

В связи с изложенным, оснований для удовлетворения требований, заявленных административным истцом, не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227-228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Требования ФИО1 к Совету Шербакульского муниципального района Омской области, конкурсной комиссии по проведению конкурса по отбору кандидатур на должность Главы Шербакульского муниципального района Омской области о признании незаконными решения от 21.05.2019 № 4 «О представлении в Совет Шербакульского муниципального района Омской области кандидатов на должность Главы Шербакульского муниципального района Омской области», решения от 06.03.2019 № 288 «О формировании конкурсной комиссии по проведению конкурса по отбору кандидатур на должность Главы Шербакульского муниципального района Омской области оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано через Шербакульский районный суд Омской области в Омский областной суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Судья: подпись О.В.Забелина

В окончательной форме решение принято 29 мая 2019 года. Решение в з/силу не вступило.