Дело №2а-39/2022
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 февраля 2022 года город Симферополь
Верховный Суд Республики Крым в составе:
судьи Верховного Суда Республики Крым - Кучеренко Н.В.,
при секретаре – Налисник Е.В.,
с участием прокурора - Алескерова Д.А.,
представителя административного истца – ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО2 к Ялтинскому городскому совету Республики Крым, заинтересованное лицо Администрация города Ялта Республики Крым об оспаривании нормативного правового акта в части,
установил:
18 декабря 2021 года ФИО2 обратилась в Верховный Суд Республики Крым с административным иском к Ялтинскому городскому совету Республики Крым, в котором просила признать недействующим решение Ялтинского городского совета Республики Крым от 19 июля 2019 года №16 «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым» в части установления в границах земельного участка с кадастровым № общей площадью 350 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, территориальной зоны зеленых насаждений общего пользования ТЗ-15-1-1093.
В обоснование заявленных исковых требований указано, что решением 52-й сессии Форосского поселкового совета Автономной Республики Крым 5 созыва №47 от 05.02.2010 административному истцу дано разрешение на составление проекта отвода земельного участка ориентировочной площадью 0,0350 га по предоставлению его бесплатно в собственность для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений по адресу: <адрес>. 03 июля 2015 года на кадастровый учёт поставлен земельный участок с кадастровым №, общей площадью 350 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>. В соответствии со статьёй 13 Закона Республики Крым от 31.07.2014 №38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым», ФИО2 обратилась в Администрацию города Ялта Республики Крым с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно в порядке завершения оформления прав. Однако, постановлением Администрации города Ялта Республики Крым от 30 июля 2021 года №2245-п административному истцу отказано в предоставлении земельного участка на основании части 14 статьи 39.16, части 9 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации. Согласно заключению Департамента архитектуры и градостроительства администрации города Ялта Республики Крым земельный участок располагается в территориальной зоне зеленых насаждений общего пользования T3-15-1-1093, в которой вид разрешенного использования «Для индивидуального жилищного строительства» (код. 2.1) не предусмотрен. Оспариваемый нормативный правовой акт нарушает права административного истца на получение земельного участка в собственность в порядке завершения оформления прав. Так, административному истцу было дано разрешение на оформление земельного участка для строительства и обслуживания жилого дома в соответствии с действовавшим на тот момент законодательством. На момент принятия оспариваемого решения земельный участок административного истца уже почти 10 лет используется именно для обслуживания жилого дома. Однако, указанное обстоятельство не было учтено административным ответчиком при принятии Правил землепользования и застройки муниципального образования. Административный истец считает, что решение об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым в оспариваемой части не соответствует положению пункта 4 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Определением Верховного Суда Республики Крым от 21 декабря 2021 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Администрация города Ялта Республики Крым.
Проверив оспариваемые положения на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора отдела прокуратуры Республики Крым Алескерова Д.А., считавшего, что административный иск удовлетворению не подлежит, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных исковых требований, исходя из следующего.
В силу части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Исходя из положений части 6 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, срок обращения в суд с настоящим административным иском не пропущен, поскольку оспариваемый акт является нормативным.
В соответствии с частью 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.
Частью 8 названной статьи предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Аналогичные требования указаны в пунктах 25, 28, 29, 30 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года №50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» (далее Постановление №50 от 25 декабря 2018 года).
В Российской Федерации признаётся и гарантируется местное самоуправление, которое в пределах своих полномочий самостоятельно (статья 12 Конституции Российской Федерации).
В соответствии со статьёй 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно решают вопросы местного значения.
Согласно статье 7 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», по вопросам местного значения органами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты (часть 1).
Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (часть 4).
Согласно пункту 11 статьи 1 Закона Республики Крым от 05 июня 2014 года №15-ЗРК «Об установлении границ муниципальных образований и статусе муниципальных образований в Республике Крым», статусом городского округа наделено муниципальное образование город Ялта - городской округ Ялта.
Частью 12 названной статьи установлен перечень населённых пунктов, входящих в состав городского округа Ялта, в который, в том числе, включён посёлок городского типа Санаторное.
22 сентября 2017 года Ялтинским городским советом Республики Крым 1 созыва 51 сессии принят Устав муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым в новой редакции (далее – Устав) (т.1 л.д. 91-133).
Согласно части 1 статьи 28 Устава, Ялтинский городской совет Республики Крым является представительным органом муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, наделённым собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
В соответствии с пунктом 9 части 2 статьи 29 Устава, к полномочиям Ялтинского городского совета относится утверждение генерального плана муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым.
Согласно абзацу 2 части 2 статьи 67 Устава, муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также Конституции Республики Крым и иным нормативным правовым актам Республики Крым.
В соответствии с частью 1 статьи 70 Устава, муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, учредителем которых выступает муниципальное образование городской округ Ялта Республики Крым, а также соглашения, заключаемые между органами местного самоуправления, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования), если соответствующим муниципальным нормативным правовым актом или соглашением не установлен более поздний срок вступления их в силу.
Официальным опубликованием (обнародованием) считается первая публикация полного текста муниципального правового акта в муниципальной газете «Ялтинские вести», являющейся официальным источником опубликования, и на официальном сайте муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым на портале Правительства Республики Крым (yalta.rk.gov.ru) (часть 2 статьи 70 Устава).
Порядок созыва и проведения сессий Ялтинского городского совета Республики Крым, порядок подготовки и внесения на рассмотрение Ялтинского городского совета Республики Крым проектов решений, порядок обсуждения и принятия решений по вопросам, рассматриваемым на сессиях, порядок избрания должностных лиц Ялтинского городского совета Республики Крым, порядок формирования и полномочия постоянных комитетов, иных органов Ялтинского городского совета Республики Крым, права и обязанности депутатов Ялтинского городского совета Республики Крым, порядок и формы организации депутатского контроля, порядок взаимодействия Ялтинского городского совета Республики Крым с Администрацией города Ялта Республики Крым, муниципальными предприятиями и учреждениями, иные вопросы организации работы Ялтинского городского совета Республики Крым, связанные с осуществлением Ялтинским городским советом Республики Крым и депутатами своих полномочий, устанавливает Регламент Ялтинского городского совета Республики Крым в новой редакции, утверждённый решением 71 сессии Ялтинского городского совета Республики Крым 1 созыва от 31 августа 2018 года №1 (т. 1 л.д. 134-217).
Частью 1 статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что законодательство о градостроительной деятельности состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Отношения, связанные с деятельностью по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемой в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции, сноса объектов капитального строительства, эксплуатации зданий, сооружений, благоустройства территорий, регулируются законодательством о градостроительной деятельности (часть 1 статьи 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (часть 1 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Регламентация градостроительной деятельности направлена на обеспечение комфортной среды обитания, комплексного учёта потребностей населения и территорий в развитии и необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания. Между тем, обладая достаточно широкой дискрецией в сфере градостроительства, органы местного самоуправления при изменении правового регулирования не могут действовать произвольно и должны, учитывая соответствующие финансово-экономические возможности, соблюдать баланс частных интересов граждан и публичных интересов муниципального образования, конституционные принципы справедливости, равенства, соразмерности, которые, как указывал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, предполагают сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм.
Правила землепользования и застройки - документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, который включает в себя порядок их применения и внесения изменений в указанные правила, карту градостроительного зонирования и градостроительные регламенты (пункт 8 статьи 1, часть 2 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Порядок подготовки проекта правил землепользования и застройки регламентирован статьёй 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации, согласно которой решение о подготовке проекта правил землепользования и застройки принимается главой местной администрации с установлением этапов градостроительного зонирования применительно ко всем территориям поселения, городского округа или межселенной территории либо к различным частям территорий поселения или городского округа (в случае подготовки проекта правил землепользования и застройки применительно к частям территорий поселения или городского округа), порядка и сроков проведения работ по подготовке правил землепользования и застройки, иных положений, касающихся организации указанных работ (часть 5).
Одновременно с принятием решения о подготовке проекта правил землепользования и застройки главой местной администрации утверждаются состав и порядок деятельности комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки (далее - комиссия), которая может выступать организатором общественных обсуждений или публичных слушаний при их проведении (часть 6).
Глава местной администрации не позднее чем по истечении десяти дней с даты принятия решения о подготовке проекта правил землепользования и застройки обеспечивает опубликование сообщения о принятии такого решения в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещение указанного сообщения на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети «Интернет». Сообщение о принятии такого решения также может быть распространено по радио и телевидению (часть 7).
Данные, подлежащие указанию в приведённом в части 7 настоящей статьи сообщении о принятии решения о подготовке проекта правил землепользования и застройки, приведены в части 8 статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Орган местного самоуправления осуществляет проверку проекта правил землепользования и застройки, представленного комиссией, на соответствие требованиям технических регламентов, генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схемам территориального планирования муниципальных районов, схемам территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации, схемам территориального планирования субъекта Российской Федерации, схемам территориального планирования Российской Федерации, сведениям Единого государственного реестра недвижимости, сведениям, документам и материалам, содержащимся в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности (часть 9).
По результатам указанной в части 9 настоящей статьи проверки орган местного самоуправления направляет проект правил землепользования и застройки главе муниципального образования или в случае обнаружения его несоответствия требованиям и документам, указанным в части 9 настоящей статьи, в комиссию на доработку (часть 10).
Глава муниципального образования при получении от органа местного самоуправления проекта правил землепользования и застройки принимает решение о проведении общественных обсуждений или публичных слушаний по такому проекту в срок не позднее чем через десять дней со дня получения такого проекта (часть 11).
Общественные обсуждения или публичные слушания по проекту правил землепользования и застройки проводятся в порядке, определяемом уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования, в соответствии со статьями 5.1 и 28 настоящего Кодекса и с частями 13 и 14 настоящей статьи (часть 12).
Продолжительность общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту правил землепользования и застройки составляет не менее двух и не более четырёх месяцев со дня опубликования такого проекта (часть 13).
Процедура и этапы проведения публичных слушаний регламентированы частью 4 статьи 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 23 названной статьи, заключение о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте и (или) в информационных системах.
Порядок организации и проведения публичных слушаний, общественных обсуждений по вопросам градостроительной деятельности в муниципальном образовании городской округ Ялта Республики Крым определяется соответствующим Положением, утверждённым решением 68 сессии Ялтинского городского совета Республики Крым 1 созыва от 21 июня 2018 года №9 (далее Положение №9, в редакции на дату принятия оспариваемого решения) (т. 2 л.д. 1-18).
Согласно подпункту 2.1.2 пункта 2.1 Положения, обязательному рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях подлежат: проект правил землепользования и застройки на территории городского округа, проекты о внесении изменений в правила землепользования и застройки на территории городского округа (далее – проект правил землепользования и застройки, проекты о внесении изменений в правила землепользования и застройки).
Порядок организации и проведения общественных обсуждений или публичных слушаний регламентирован разделом 3 Положения.
Общественные обсуждения или публичные слушания назначаются Главой муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым - председателем Ялтинского городского совета (далее - председатель Ялтинского городского совета) путём издания соответствующего постановления (пункт 3.2 Положения).
Согласно пунктам 5.1, 5.6 Положения, в целях доведения до населения информации о содержании предмета общественных обсуждений или публичных слушаний в течение всего периода размещения в соответствии с подпунктом 2 пункта 3.4 и подпунктом 2 пункта 3.5 настоящего Положения проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, и информационных материалов к нему проводятся экспозиция или экспозиции такого проекта.
На экспозиции проекта должны быть представлены: 1) постановление о назначении общественных обсуждений или публичных слушаний; 2) оповещение о начале общественных обсуждений или публичных слушаний; 3) проект, подлежащий рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях.
Участники общественных обсуждений или публичных слушаний вправе направлять предложения и замечания в адрес Организатора по проекту, рассматриваемому на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, для включения их в протокол общественных обсуждений или публичных слушаний в сроки, указанные в оповещении о начале общественных обсуждений или публичных слушаний (пункт 8.1 Положения).
Согласно пункту 11.1 Положения, документами общественных обсуждений или публичных слушаний являются итоговые документы общественных обсуждений или публичных слушаний и документы, связанные с организацией и проведением публичных слушаний. Итоговыми документами общественных обсуждений или публичных слушаний являются протокол общественных обсуждений или публичных слушаний и заключение о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний, оформленные Организатором.
Результаты общественных обсуждений и (или) публичных слушаний учитываются при принятии градостроительных документов, указанных в разделе 2 Положения (пункт 1.9).
Заключение о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний подлежит опубликованию в муниципальной газете «Ялтинские вести» и размещению на официальном сайте в срок не позднее 10 дней со дня принятия решения об утверждении проекта, рассмотренного на общественных обсуждениях или публичных слушаниях (пункт 11.9 Положения).
Таким образом, порядок организации проведения общественных обсуждений или публичных слушаний предполагает возможность обеспечить каждому заинтересованному лицу выразить свою позицию в отношении предполагаемых градостроительных решений и гласность при их подготовке и принятии, а также учёт мнения их участников, в том числе путём предоставления возможности довести до сведения уполномоченного органа своё мнение по соответствующему вопросу, при этом результаты общественных обсуждений или публичных слушаний носят для органов местного самоуправления только рекомендательный характер.
Во исполнение требований законодательства до принятия Ялтинским городским советом Республики Крым оспариваемого в части нормативного правового акта были осуществлены следующие процедуры.
Постановлением Администрации города Ялта от 03 августа 2015 №1437-п «О создании постоянно действующей комиссии по подготовке проекта Правил землепользования и застройки на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым» создана постоянно действующая комиссия по подготовке проекта Правил землепользования и застройки на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым и утверждён её состав согласно приложению № 1, утверждено Положение о постоянно действующей комиссии по подготовке проекта Правил землепользования и застройки на территории муниципального образования городской округ Ялты Республики Крым (приложение № 2). В указанное постановление в дальнейшем были внесены изменения.
Постановлением Администрации города Ялта Республики Крым от 23.10.2017 №3805-п «О подготовке проекта Правил землепользования и застройки на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым» постановлено: осуществить подготовку проекта Правил землепользования и застройки на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым»; создать Комиссию по подготовке Правил землепользования и застройки на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым и утвердить её состав согласно приложению №1; утвердить Положение о Комиссии по подготовке Правил землепользования и застройки на территории муниципального образования городской округ Ялты Республики Крым (приложение №2), Порядок и сроки проведения работ по подготовке Правил землепользования и застройки на территории муниципального образования городской округ Ялты Республики Крым (приложение №3).
Постановлением главы муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым – председателя Ялтинского городского совета от 10 декабря 2018 года №29 «О назначении общественных обсуждений по проекту Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым» (далее Постановление №29) назначены соответствующие общественные обсуждения, определён порядок их проведения; создана временная комиссия по организации и проведению общественных обсуждений по проекту Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, утверждено Положение о временной комиссии по организации и проведению общественных обсуждений по проекту Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, определён срок для приёма предложений и замечаний от участников общественных обсуждений (т. 3 л.д. 1-12).
Постановление №29 опубликовано в газете «Ялтинские вести» (выпуск № 48-49 (163-164) 15 декабря 2018 года и на официальном сайте муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым на портале Правительства Республики Крым (yalta.rk.gov.ru/ru/index) 14 декабря 2018 года.
Общественные обсуждения по проекту Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым проводились в период с 15 декабря 2018 года по 24 февраля 2019 года, по результатам которых Временной комиссией 22 февраля 2019 года подготовлено заключение о результатах проведения общественных обсуждений по проекту Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, опубликованное 24 февраля 2019 года в спецвыпуске №3 газеты «Ялтинские вести» и на официальном сайте муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым на портале Правительства Республики Крым (yalta.rk.gov.ru/ru/index) 26 февраля 2019 года (т. 3 л.д. 20-35).
21 февраля 2019 года состоялось заседание Временной комиссии по организации и проведению общественных обсуждений по проекту Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, на котором принято решение: считать общественные обсуждения по проекту Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым проведенными, направить проект Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым в Департамент архитектуры и градостроительства администрации города Ялты Республики Крым для направления на рассмотрение в Архитектурно-градостроительный совет Республики Крым (т.2 л.д.23-26).
Из протокола заседания XXI Архитектурно – градостроительного совета Республики Крым от 18 июля 2019 года следует, что проект Правил землепользования и застройки рекомендован к утверждению Ялтинским городским советом Республики Крым, Министерству строительства и архитектуры Республики Крым поручено направить в адрес администрации городского округа Ялты Республики Крым согласованную редакцию проекта Правил землепользования и застройки городского округа Ялта Республики Крым для утверждения на заседании Ялтинского городского совета Республики Крым (т. 3 л.д. 37-44).
18 июля 2019 года состоялось заседание постоянно действующей комиссии по подготовке правил землепользования и застройки территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, на котором принято решение о направлении проекта Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, протокола заседания временной комиссии по организации и проведению общественных обсуждений по проекту Правил землепользования и застройки территории муниципального образования городской округ Ялта Республики о результатах проведения общественных обсуждений по проекту Правил землепользования и застройки территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым от 21 февраля 2019 года №4, заключение о результатах проведения общественных обсуждений по проекту правил землепользования и застройки территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым от 22.02.2019 (т. 2 л.д. 30-31).
Проект решения прошёл антикоррупционную экспертизу в Управлении организационно-правового обеспечения Ялтинского городского совета Республики Крым (т. 3 л.д. 19).
19 июля 2019 года Министерством строительства и архитектуры Республики Крым направлена в адрес главы администрации городского округа Ялты Республики Крым согласованная редакция проекта Правил землепользования и застройки городского округа Ялта Республики Крым (т.2 л.д. 21-22).
Постановлением Администрации города Ялта Республики Крым №1579-п 19 июля 2019 года согласован и направлен проект Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым в Ялтинский городской совет Республики Крым для принятия решения об утверждении или отклонении проекта Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, направлен протокол общественных обсуждений (протокол заседания временной комиссии по организации и проведению общественных обсуждений по проекту Правил землепользования и застройки территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым и результатах проведения общественных обсуждений по проекту Правил землепользования и застройки территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым от 21февраля 2019 года №4), заключение о результатах проведения общественных обсуждений по проекту Правил землепользования и застройки территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым от 22 февраля 2019 года (т.2 л.д. 19-20).
На заседании 85 внеочередной сессии Ялтинского городского совета Республики Крым первого созыва, состоявшейся 19 июля 2019 года, принято решение №16 «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым» в соответствии с пунктом 1 которого, утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым в составе: 1.1 Порядка применения правил землепользования и застройки и внесения в них изменений. Том 1. Текстовая часть. (Приложение №1); 1.2 Градостроительные регламенты. Том 2. Текстовая часть (Приложение № 2); 1.3 Карта территориальных зон (Приложение № 3); 1.4 Карта зон с особыми условиями использования территории (Приложение № 4) (т. 2 л.д. 56-139).
Указанное решение опубликовано в газете «Ялтинские вести» (выпуск № 36-37 (214-215) от 27 июля 2019 года и на официальном сайте муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым на портале Правительства Республики Крым (yalta.rk.gov.ru/ru/index) 26 июля 2019 года (т. 2 л.д. 140-174).
Сторонами не оспариваются полномочия Ялтинского городского совета Республики Крым, форма и вид оспариваемого в части нормативного правового акта, введение его в действие и опубликование.
Суд, проверив полномочия Ялтинского городского совета Республики Крым, соблюдение требований к форме и виду, введение в действие и опубликование, приходит к выводу о том, что оспариваемый в части нормативный правовой акт принят уполномоченным органом, с соблюдением установленных законом требований, предъявляемых к его форме и виду, процедура его принятия, согласования, установленная статьями 23 - 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации, соблюдена, опубликован в установленном порядке и надлежащим образом доведен до всеобщего сведения.
Проверяя решение в оспариваемой части на предмет соответствия нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и доводы административного истца о нарушении его прав, судом установлено следующее.
Законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются, в том числе, на принципе обеспечения комплексного и устойчивого развития территории на основе территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории (пункт 1 статьи 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий, исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (часть 1 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Часть 1 статьи 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации устанавливает, что законодательство о градостроительной деятельности регулирует отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, капитальному ремонту, сносу, а также по эксплуатации зданий, сооружений (далее градостроительные отношения).
Документы территориального планирования в силу прямого указания части 3 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
К документам территориального планирования муниципальных образований, в частности, относится генеральный план (пункт 2 части 1 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьями 18, 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации, генеральные планы включают в себя карты планируемого размещения объектов с указанием или описанием зон размещения названных объектов, при этом материалы по обоснованию генерального плана в виде карт отображают, в том числе, границы городского округа, местоположение существующих и строящихся объектов городского округа.
Пунктами 6, 8, 9 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации определено, что градостроительное зонирование представляет собой зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов, которые включают в себя правила землепользования и застройки, являющийся утверждаемым нормативными правовыми актами органов местного самоуправления документом градостроительного зонирования, которыми устанавливаются в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
В части 2 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что правила землепользования и застройки включают в себя, в том числе, карту градостроительного зонирования, градостроительные регламенты.
В соответствии с пунктом 9 статьи 1, части 6 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации, виды разрешенного использования земельных участков определяются градостроительным регламентом территориальной зоны в составе правил землепользования и застройки, положения которых в силу пунктов 3, 9 статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации должны соответствовать требованиям генерального плана.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации, правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, устанавливающим, в том числе, территориальные зоны, границы которых определяются с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом городского округа.
Из совокупного анализа приведенных выше норм Градостроительного кодекса Российской Федерации в их системном единстве следует, что с учетом необходимости гармоничного развития территорий документы территориального планирования, определяющие стратегию градостроительного развития территорий и условия формирования среды жизнедеятельности, содержащие в себе долгосрочные ориентиры их развития, призваны обеспечивать не только права и интересы собственников и обладателей иных прав на земельные участки, но и публичные интересы, связанные, в том числе, с устойчивым развитием территорий.
Документы территориального планирования определяют назначение территорий для достижения названной цели, а правила землепользования и застройки разрабатываются для создания условий по ее достижению исходя из назначения территорий. При этом правила землепользования и застройки должны соответствовать генеральному плану, поскольку, как указано выше, градостроительным законодательством закреплен принцип первичности генерального плана поселения как основополагающего документа территориального планирования. Генеральный план, определяя назначение территорий исходя из планов развития территории в целом, может не соответствовать ее фактическому использованию, допуская потенциальное изменение назначения территории в публичных интересах, которые могут вступать в объективное противоречие с интересами собственников и обладателей иных прав на земельные участки.
В соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации, одним из принципов, на которых основываются данный кодекс и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства, является принцип деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и определенному виду разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации, правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий.
Как установлено, решением Форосского поселкового совета Автономной Республики Крым №47 от 05.02.2010 административному истцу ФИО2 дано разрешение на составление проекта отвода земельного участка ориентировочной площадью 0,0350 га по предоставлению его бесплатно в собственность для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений по адресу: <адрес> (т.1 л.д. 9).
03 июля 2015 года на кадастровый учёт поставлен земельный участок площадью 350 кв.м. по вышеуказанному адресу с присвоением кадастрового № категория земель: земли населенных пунктов, данные о виде разрешенного использования отсутствуют, сведения о зарегистрированных правах также отсутствуют (т. 1 л.д. 43-45).
Таким образом, правообладателем указанного земельного участка является Муниципальное образование городской округ Ялта Республики Крым.
09 ноября 2020 года ФИО2 обратилась в Администрацию города Ялта Республики Крым с заявлением о представлении данного земельного участка в собственность в порядке завершения оформления прав.
Постановлением Администрации города Ялта Республики Крым от 30 июля 2021 года №2245-п ФИО3 отказано в предоставлении земельного участка на основании части 14 статьи 39.16, части 9 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации (т. 1 л.д. 8).
Согласно предоставленной суду выкопировке из карты функциональных зон Генерального плана муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, земельный участок с кадастровым номером № частично расположен в функциональной зоне зелёных насаждений общего пользования и частично в зоне транспорта (т. 3 л.д. 56).
Как следует из выкопировок из карты территориальных зон Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, как на момент 30 июля 2021 года, так и на момент обращения административного истца в суд 20 декабря 2021 года, указанный земельный участок расположен в территориальной зоне зелёных насаждений общего пользования Т3-15-1-1093(т. 3 л.д. 55, 57).
В части II Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым указано, что Зона зелёных насаждений ТЗ-15-1 выделена для обеспечения правовых условий размещения объектов улично-дорожной сети, автомобильных дорог в границах населенных пунктов, пешеходных переходов, набережных, береговых полос водных объектов общего пользования, скверов, бульваров, площадей, проездов, озлённых территорий и благоустройства.
Из предоставленных административным ответчиком графических материалов очевидно усматривается, что заявленный земельный участок находится в зоне зелёных насаждений общего пользования.
Таким образом, вышеуказанное градостроительное зонирование в оспариваемой части соответствует положениям части 3 статьи 9, частей 9 и 10 статьи 31, пункта 2 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации относительно соответствия правил землепользования и застройки генеральному плану.
Ссылки административного истца на несоответствие оспариваемого в части нормативного правового акта пункту 4 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации, то есть, принятие без учёта сложившейся планировки территории и существующего землепользования являются несостоятельными, поскольку генеральный план, определяя назначение территорий исходя из планов развития территории городского округа в целом, может не соответствовать ее фактическому использованию и допускает потенциальное изменение назначения территории, так как определяет стратегию градостроительного развития муниципальных образований и условия формирования среды жизнедеятельности.
Права административного истца оспариваемым нормативным правовым актом не нарушены, а также не создают угрозу нарушения его прав, поскольку административный истец законным правообладателем заявленного земельного участка не является, а право приобретения его в собственность в порядке завершения оформления прав им уже реализовано: постановление Администрации города Ялта Республики Крым от 30 июля 2021 года №2245-п незаконным не признано и не отменено.
С учётом изложенного, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных в административном иске требований.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Республики Крым
решил:
В удовлетворении административного иска ФИО2 к Ялтинскому городскому совету Республики Крым о признании недействующим решения Ялтинского городского совета Республики Крым от 19 июля 2019 года №16 «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым» в части установления в границах земельного участка с кадастровым № общей площадью 350 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, территориальной зоны зеленых насаждений общего пользования ТЗ-15-1-1093, - отказать.
Решение может быть обжаловано в Третий апелляционный суд общей юрисдикции путём подачи апелляционной жалобы через Верховный Суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Республики Крым подпись Н.В. Кучеренко
Решение суда составлено в окончательной форме 22 февраля 2022 года.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>