ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-230/2021 от 13.12.2021 Лешуконского районного суда (Архангельская область)

Дело

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

13 декабря 2021 года село Лешуконское

Лешуконский районный суд Архангельской области в составе

председательствующего судьи Кокотовой Е.И.,

при секретаре Судариковой А.А.,

с участием прокурора Кулижского А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Лешуконского районного суда Архангельской области (<...>) дело по административному иску прокурора Лешуконского района Архангельской области в защиту интересов неопределенного круга лиц, муниципального образования «Лешуконское» к администрации муниципального образования «Лешуконское» о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по учету объектов муниципального жилого фонда, в которых не установлены приборы учета холодной воды, по определению технической возможности установки индивидуального, общего прибора учета холодной воды, подтверждающей отсутствие технической возможности установки такого прибора учета в объектах муниципального жилого фонда, к установлению приборов учета холодной воды в объектах муниципального жилого фонда, в которых они не установлены, возложении обязанности принять меры по учету объектов муниципального жилого фонда, в которых такие приборы не установлены, по определению технической возможности установки индивидуального, общего прибора учета холодной воды, подтверждающей отсутствие технической возможности установки такого прибора учета в объектах муниципального жилого фонда, к установлению приборов учета холодной воды в объектах муниципального жилого фонда, в которых они не установлены,

установил:

прокурор Лешуконского района Харин Д.А. обратился в суд с административным исковым заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц, муниципального образования «Лешуконское» к администрации муниципального образования «Лешуконское» о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по учету объектов муниципального жилого фонда, в которых не установлены приборы учета холодной воды, по определению технической возможности установки индивидуального, общего прибора учета холодной воды, подтверждающей отсутствие технической возможности установки такого прибора учета в объектах муниципального жилого фонда, к установлению приборов учета холодной воды в объектах муниципального жилого фонда, в которых они не установлены, возложении обязанности принять меры по учету объектов муниципального жилого фонда, в которых такие приборы не установлены, по определению технической возможности установки индивидуального, общего прибора учета холодной воды, подтверждающей отсутствие технической возможности установки такого прибора учета в объектах муниципального жилого фонда, к установлению приборов учета холодной воды в объектах муниципального жилого фонда, в которых они не установлены.

В обоснование исковых требований прокурор указал, что прокуратурой района проведена проверка исполнения требования законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства в деятельности администрации МО «Лешуконское» при использовании муниципальной собственности. Статьей 157 Жилищного кодекса РФ, а также пунктом 42 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее - Правила № 354), предусмотрено применение повышающего коэффициента при определении размера платы для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемой воды и помещения которых не оснащены такими приборами учета. Таким образом, действующее законодательство возлагает обязанность по оборудованию этого помещения приборами учета на собственника помещения в многоквартирном доме независимо от того, относится ли оно к государственному (муниципальному) или частному жилищному фонду, и независимо от того, использует ли собственник принадлежащее ему помещение для проживания или сдает это помещения внаем другим лицам. Пунктом 4 приложения № 2 к Правилам № 354 определено, что размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению (за исключением случая установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду), водоотведению в жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета холодной воды, сточных вод, согласно пункту 42 Правил № 354 определяется с повышающим коэффициентом - 1,5.Этот коэффициент не применяется, если потребителем представлен акт обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного) прибора учета холодной воды, подтверждающий отсутствие технической возможности установки такого прибора учета, начиная с расчетного периода, в котором составлен такой акт. Бремя содержания муниципального жилого фонда несет собственник - администрация МО «Лешуконское» в отношении жилого фонда, расположенного на территории этого муниципального образования, в том числе и по установке приборов учета холодного водоснабжения в жилых муниципальных помещениях указанного фонда. Вместе с тем, надлежащий учет объектов недвижимости, в которых установлены приборы учета холодного водоснабжения не обеспечен, меры к учету объектов муниципального жилого фонда в которых не установлены приборы учета, а также к установлению приборов учета в объектах муниципального жилого фонда, к обследованию наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного) прибора учета холодной воды, подтверждающий отсутствие технической возможности установки такого прибора учета, не приняты.Указанное в свою очередь возлагает дополнительную финансовую нагрузку на местный бюджет, поскольку выставляются счета с повышенным коэффициентом. Из сообщения администрации МО «Лешуконское» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что указанным органом местного самоуправления не приняты меры по учету объектов муниципального жилого фонда в которых не установлены приборы учета, по определению технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного) прибора учета холодной воды, подтверждающий отсутствие технической возможности установки такого прибора учета, а также к установлению приборов учета водопотребления в объектах муниципального жилого фонда, в которых таковые не установлены. Это свидетельствует также о нарушении администрацией МО «Лешуконское» принципа эффективности использования бюджетных средств, установленного статьей 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации. В соответствии с ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав неопределенного круга лиц, муниципального образования. В связи с чем, просил признать бездействие администрации МО «Лешуконское» в части непринятия мер: по учету объектов муниципального жилого фонда в которых не установлены приборы учета холодной воды; по определению технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного) прибора учета холодной воды, подтверждающей отсутствие технической возможности установки такого прибора учета в объектах муниципального жилого фонда; к установлению приборов учета холодной воды в объектах муниципального жилого фонда, в которых таковые не установлены; обязать администрацию МО «Лешуконское» в срок до ДД.ММ.ГГГГ принять меры: по учету объектов муниципального жилого фонда в которых не установлены приборы учета холодной воды; по определению технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного) прибора учета холодной воды, подтверждающей отсутствие технической возможности установки такого прибора учета в объектах муниципального жилого фонда; к установлению приборов учета холодной воды в объектах муниципального жилого фонда, в которых они не установлены.

В судебном заседании прокурор Кулижский А.А. административные исковые требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить по указанным в административном исковом заявлении основаниям.

И.о. главы администрации МО «Лешуконское» ФИО1 в судебном заседании административные исковые требования о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по учету объектов муниципального жилого фонда, в которых не установлены приборы учета холодной воды, по определению технической возможности установки индивидуального, общего прибора учета холодной воды, подтверждающей отсутствие технической возможности установки такого прибора учета в объектах муниципального жилого фонда, к установлению приборов учета холодной воды в объектах муниципального жилого фонда, в которых они не установлены, возложении обязанности принять меры по учету объектов муниципального жилого фонда, в которых такие приборы не установлены, по определению технической возможности установки индивидуального, общего прибора учета холодной воды, подтверждающей отсутствие технической возможности установки такого прибора учета в объектах муниципального жилого фонда, к установлению приборов учета холодной воды в объектах муниципального жилого фонда, в которых они не установлены, признал в полном объеме, просил установить срок для исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ.

Выслушав прокурора Кулижского А.А., и.о. главы администрации МО «Лешуконское» ФИО1, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных административных исковых требований по следующим основаниям.

Согласно ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее – Правила №354).

Согласно п. 1 настоящие Правила регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.

Пунктом 2 Правил №354, установлены понятия «исполнитель» - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги; «потребитель» - собственник помещения в многоквартирном доме, жилого дома, домовладения, а также лицо, пользующееся на ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги.

В соответствии с п. 33 пп. к (3)указанных Правил №354, потребитель имеет право требовать от исполнителя с привлечением при необходимости иных лиц, в том числе лица, которое несет ответственность за содержание общего имущества в многоквартирном доме, членов совета многоквартирного дома, составления акта об установлении наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального или общего (квартирного) приборов учета в соответствии с критериями и по форме, утвержденной Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

Пунктом 34 Правил №354 установлены обязанности потребителя. В частности, потребитель обязан:

г) в целях учета потребленных коммунальных услуг использовать коллективные (общедомовые), индивидуальные, общие (квартирные), комнатные приборы учета, распределители утвержденного типа, соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, требованиям раздела VII настоящих Правил и прошедшие поверку;

г(1)) в целях учета потребленных коммунальных услуг использовать коллективные (общедомовые) приборы учета, установленные исполнителем или иной организацией, которая в соответствии с Федеральным законом "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Федеральным законом "Об электроэнергетике" обязана осуществить оснащение многоквартирных домов общедомовыми (коллективными) приборами учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и тепловой энергии в случае, если собственниками помещений в многоквартирном доме не исполнена установленная законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению многоквартирных домов общедомовыми (коллективными) приборами учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и тепловой энергии;

В силу пункта 42 Правил №354, при отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и газа и отсутствии технической возможности установки такого прибора учета размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, электроснабжению, газоснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами 4 и 5 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из нормативов потребления коммунальной услуги. В случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 23 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления горячей воды. При отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и в случае наличия обязанности установки такого прибора учета размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется по формуле 4(1) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению с применением повышающего коэффициента, а в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении, которое не оснащено такими приборами учета, определяется по формуле 23(1) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления горячей воды с применением повышающего коэффициента.

Согласно пп. 80, 81 Правил предоставления коммунальных услуг, учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета. Оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения. Ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем в том числе на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю.

Согласно пп.3 п.1 ст.7 Устава муниципального образования «Лешуконское», к вопросам местного значения Лешуконского сельского поселения относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения.

В силу п. 8 ст. 29 Устава муниципального образования «Лешуконское», администрация Лешуконского сельского поселения под руководством главы Лешуконского сельского поселения осуществляет управление муниципальным имуществом Лешуконского сельского поселения.

Бремя содержания муниципального жилого фонда несет собственник, в том числе и по установке приборов учета холодного водоснабжения в жилых муниципальных помещениях указанного фонда.

Прокуратурой Лешуконского района в адрес главы администрации МО «Лешуконское» ДД.ММ.ГГГГ внесено представление об устранении нарушений в сфере ЖКХ, собственности, бюджетного законодательства, в частности о принятии безотлагательных мер к учету объектов муниципального жилого фонда, в которых не установлены приборы учета, к установке приборов учета в объектах муниципального жилого фонда, в которых таковые не установлены (л.д. 7).

В соответствии с ответом и.о. главы администрации МО «Лешуконское» от ДД.ММ.ГГГГ, мероприятия по выявлению объектов жилищного фонда, в которых отсутствуют приборы учета, а также определению технической возможности установки приборов учета водопотребления, не проводились (л.д. 8)

Указанные обстоятельства в полной мере подтверждены материалами дела и представителем административного ответчика не оспариваются.

В судебном заседании и.о. главы администрации МО «Лешуконское» ФИО1 административные исковые требования признал полностью.

Судом такое признание административного иска административным ответчиком принято, поскольку это не противоречит ГПК РФ, другим федеральным законам и не нарушает права других лиц.

При таких обстоятельствах исковые требования прокурора Лешуконского района Архангельской области Харина Д.А. к администрации муниципального образования «Лешуконское» о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по учету объектов муниципального жилого фонда, в которых не установлены приборы учета холодной воды, по определению технической возможности установки индивидуального, общего прибора учета холодной воды, подтверждающей отсутствие технической возможности установки такого прибора учета в объектах муниципального жилого фонда, к установлению приборов учета холодной воды в объектах муниципального жилого фонда, в которых они не установлены, возложении обязанности принять меры по учету объектов муниципального жилого фонда, в которых такие приборы не установлены, по определению технической возможности установки индивидуального, общего прибора учета холодной воды, подтверждающей отсутствие технической возможности установки такого прибора учета в объектах муниципального жилого фонда, к установлению приборов учета холодной воды в объектах муниципального жилого фонда, в которых они не установлены, подлежат удовлетворению.

В соответствии с ч. 9 ст. 227 КАС РФ в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.

При определении срока для устранения нарушений с учетом характера, объема предполагаемых действий, которые необходимо совершить административному ответчику, суд считает, что срок до ДД.ММ.ГГГГ является разумным.

В силу ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.

Из п. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ следует, что органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции в качестве административных ответчиков либо административных истцов, освобождаются от уплаты государственной пошлины, поэтому государственная пошлина взысканию с административного ответчика не подлежит.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175 - 180, 227, 228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление прокурора Лешуконского района Архангельской области в защиту интересов неопределенного круга лиц, муниципального образования «Лешуконское» к администрации муниципального образования «Лешуконское» о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по учету объектов муниципального жилого фонда, в которых не установлены приборы учета холодной воды, по определению технической возможности установки индивидуального, общего прибора учета холодной воды, подтверждающей отсутствие технической возможности установки такого прибора учета в объектах муниципального жилого фонда, к установлению приборов учета холодной воды в объектах муниципального жилого фонда, в которых они не установлены, возложении обязанности принять меры по учету объектов муниципального жилого фонда, в которых такие приборы не установлены, по определению технической возможности установки индивидуального, общего прибора учета холодной воды, подтверждающей отсутствие технической возможности установки такого прибора учета в объектах муниципального жилого фонда, к установлению приборов учета холодной воды в объектах муниципального жилого фонда, в которых они не установлены удовлетворить.

Признать бездействие администрации муниципального образования «Лешуконское» в части непринятия мер: по учету объектов муниципального жилого фонда, в которых не установлены приборы учета холодной воды; по определению технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного) прибора учета холодной воды, подтверждающей отсутствие технической возможности установки такого прибора учета в объектах муниципального жилого фонда; к установлению приборов учета холодной воды в объектах муниципального жилого фонда, в которых они не установлены.

Обязать администрацию муниципального образования «Лешуконское» в срок до ДД.ММ.ГГГГ принять меры: по учету объектов муниципального жилого фонда, в которых не установлены приборы учета холодной воды; по определению технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного) прибора учета холодной воды, подтверждающей отсутствие технической возможности установки такого прибора учета в объектах муниципального жилого фонда; к установлению приборов учета холодной воды в объектах муниципального жилого фонда, в которых они не установлены.

Об исполнении решения суда в течение десяти дней со дня истечения срока, установленного судом для исполнения возложенных на администрацию муниципального образования «Лешуконское» обязанностей, сообщить в суд.

Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде путем подачи апелляционной жалобы, принесения апелляционного представления через Лешуконский районный суд (<...>) в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме. Решение в окончательной форме принято 13 декабря 2021 года.

Председательствующий Е.И. Кокотова