ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-230/2021 от 28.12.2021 Бековского районного суда (Пензенская область)

Дело № 2а-230/2021

УИД 58RS0004-01-2021-000669-02

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Бековский районный суд Пензенской области в составе

председательствующего судьи Смысловой М.В.,

при секретаре Ехиной В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Пензенской области к Частному образовательному учреждению профессионального образования «Спортивно-технический центр ДОСААФ Бековского района Пензенской области» о ликвидации некоммерческой организации и исключении ее из Единого государственного реестра юридических лиц,

установил:

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Пензенской области обратилось в Бековский районный суд Пензенской области с иском к Частному образовательному учреждению профессионального образования «Спортивно-технический центр ДОСААФ Бековского района Пензенской области» о ликвидации некоммерческой организации и исключении ее из Единого государственного реестра юридических лиц, указав, что решение о государственной регистрации Частному образовательному учреждению профессионального образования «Спортивно-технический центр ДОСААФ Бековского района Пензенской области» было принято Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Пензенской области 03 апреля 2009 г. Сведения о государственной регистрации фонда внесены в Единый государственный реестр юридических лиц Управлением Федеральной налоговой службы по Пензенской области 14 апреля 2009 г за основным государственным регистрационным номером . Местонахождение учреждения: <адрес> В соответствии с пунктом 2.2 раздела 2 устава учреждения, утвержденного постановлением Президиума совета регионального отделения от 25 июля 2013 г, учреждение создано в целях: профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации граждан, прежде всего по направлению подготовки водителей транспортных средств; оказания иных образовательных услуг, в том числе по договорам с органами управления образования, образовательными учреждениями; военно-патриотическая работа по воспитанию у молодежи патриотических ценностей любви и уважения к историческому и культурном у прошлому Отечества и Вооруженным силам Российской Федерации, повышения престижа военной службы, готовности и желания к выполнению гражданского долга: спортивная работа по привлечению детей, юношей и девушек к занятиям физической культуры и спортом. Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Пензенской области осуществляет контроль за соответствием деятельности некоммерческой организации целям, предусмотренным ее учредительными документами, и законодательству Российской Федерации. Из анализа учетного дела Частного образовательного учреждения профессионального образования «Спортивно-технический центр ДОСААФ Бековского района Пензенской области» следует, что учреждение в 2021 г в нарушении положений статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 г № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и Приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 26 мая 2020 г № 122 «Об установлении сроков предоставления некоммерческими организациями отчетности» в установленный срок – не позднее 15 июля 2021 г не исполнило обязанность по предоставлению информации по формам № ОН0001, № ОН0002, утвержденных Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 16 августа 2018 г № 170 «Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций». Также Частное образовательное учреждение профессионального образования «Спортивно-технический центр ДОСААФ Бековского района Пензенской области» в нарушении статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 г № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» в течение трех дней со дня изменения сведений о местонахождении учреждения и адресе юридического лица не представило соответствующие документы для принятия решения об их направлении в регистрирующий орган.

Таким образом, Частным образовательным учреждением профессионального образования «Спортивно-технический центр ДОСААФ Бековского района Пензенской области» неоднократно нарушены требования действующего федерального законодательства: не исполнена обязанность по предоставлению ежегодной отчетности в соответствии со статьей 32 Федерального закона от 12 января 1996 г № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и нарушено требование пункта 7 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 г № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» по информированию управления об изменении сведений об адресе в течение трех дней со дня поступления таких изменений.

Из заявления начальника Частного образовательного учреждения профессионального образования «Спортивно-технический центр ДОСААФ Бековского района Пензенской области» Михалева В.К. от 25 октября 2021 г следует, что учреждение не работает и не осуществляет свою уставную деятельность. По адресу, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц: <адрес> 16, учреждение не располагается. Отчетность в Управление Министерства юстиции Российской Федерации за 2020 г не предоставлена, действующих сотрудников в учреждении не имеется, никакой заинтересованности в дальнейшем существовании и деятельности учреждения не имеет. Денежными средствами и иным имуществом учреждение не располагает. В условиях существующей угрозы распространения короновирусной инфекции осуществление учреждением своей уставной деятельности считает невозможной. Денежными средствами для ликвидации учреждения в добровольном порядке не располагает. Просит Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Пензенской области обратиться с исковым заявлением в суд о ликвидации учреждения и исключении его из Единого государственного реестра юридических лиц.

Не предоставление Частным образовательным учреждением профессионального образования «Спортивно-технический центр ДОСААФ Бековского района Пензенской области» в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Пензенской области сведений, предоставление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления управлением его законной деятельности, влечет за собой негативные последствия в виде невозможности осуществления управлением контроля за соответствием деятельности некоммерческой организации целям, предусмотренным ее учредительными документами, и законодательству Российской Федерации. Таким образом, управление не может осуществлять надлежащий контроль за деятельностью учреждения.

Просит ликвидировать Частное образовательное учреждение профессионального образования «Спортивно-технический центр ДОСААФ Бековского района Пензенской области» и исключить его из Единого государственного реестра юридических лиц.

Административный истец Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Пензенской области надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явилось. От представителя административного истца Бирюковой Я.С., действующей на основании доверенности от 02 ноября 2021 г № 03/13, поступило заявление о рассмотрении административного дела в отсутствие представителя административного истца. В заявлении представитель административного истца Бирюкова Я.С. указала, что исковые требования поддерживает в полном объеме.

Административный ответчик Частное образовательное учреждение профессионального образования «Спортивно-технический центр ДОСААФ Бековского района Пензенской области», надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного заседания, не явилось. В телефонограмме, адресованной суду, представитель административного истца Михалев В.К. просил о рассмотрении дела в его отсутствие. В Телефонограмме представитель административного истца указал, что считает административный иск подлежащим удовлетворению.

Заинтересованное лицо Инспекция Федеральной налоговой службы России по Октябрьскому району г. Пензы извещенное о времени и месте судебного заседания, не явилось, в заявлении, адресованном суду, просило о рассмотрении административного дела в отсутствие представителя заинтересованного лица. В заявлении заинтересованное лицо указало, что Частное образовательное учреждение профессионального образования «Спортивно-технический центр ДОСААФ Бековского района Пензенской области» имеет неисполненную обязанность по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах в размере 3 рубля 24 копейки. После погашения имеющейся задолженности в полном объеме ИФНС России по Октябрьскому району г. Пензы не возражает против удовлетворения заявленных требований.

Заинтересованное лицо - учредитель Частного образовательного учреждения профессионального образования «Спортивно-технический центр ДОСААФ Бековского района Пензенской области» - Региональное отделение Общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России» Пензенской области, извещенное о времени и месте судебного заседания, не явилось, в заявлении, адресованном суду, просило о рассмотрении административного дела в отсутствие представителя заинтересованного лица.

В соответствии со статьями 150, 152 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, не явившихся в судебное заседание.

Исследовав доказательства по делу, суд приходит к следующему.

В силу пункта 1 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации).

Согласно подпункту 7 пункту 3 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовых формах, в том числе фондов, к которым относятся, в том числе общественные и благотворительные фонды.

В соответствии со статьей 123.23 Гражданского кодекса Российской Федерации частное учреждение полностью или частично финансируется собственником его имущества. Частное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам частного учреждения несет собственник его имущества. Частное учреждение может быть преобразовано учредителем в автономную некоммерческую организацию или фонд.

В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 12 января 1996 г № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» частным учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником (гражданином или юридическим лицом) для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Имущество частного учреждения находится у него на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Порядок финансового обеспечения деятельности частного учреждения и права частного учреждения на имущество, закрепленное за ним собственником, а также на имущество, приобретенное частным учреждением, определяются в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

В силу пункта 4.1 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 г № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» контроль за соблюдением некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами, осуществляется при проведении федерального государственного надзора за деятельностью некоммерческих организаций, за исключением бюджетных и казенных учреждений, и ведомственного контроля за деятельностью бюджетных и казенных учреждений. Федеральный государственный надзор за деятельностью некоммерческих организаций осуществляется уполномоченным органом согласно его компетенции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктами 1-3 Положения о федеральном государственном надзоре за деятельностью некоммерческих организаций, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2012 г № 705 «Об утверждении Положения о федеральном государственном надзоре за деятельностью некоммерческих организаций» федеральный государственный надзор за деятельностью некоммерческих организаций осуществляется Министерством юстиции Российской Федерации и его территориальными органами (далее - органы государственного надзора).

Из материалов дела, в частности выписки из Единого государственного реестра юридических лиц от 30 ноября 2021 г № ЮЭ9965-21-312064353 следует, что сведения о государственной регистрации юридического лица – Частного образовательного учреждения профессионального образования «Спортивно-технический центр ДОСААФ Бековского района Пензенской области», внесены в Единый государственный реестр юридических лиц 14 апреля 2009 г за основным государственным регистрационным номером Местонахождение юридического лица: <адрес>. Адрес юридического лица: <адрес>

В силу абзаца 2 пункта 1 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 г № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация предоставляет информацию о своей деятельности органам государственной статистики и налоговым органам, учредителям и иным лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации и учредительными документами некоммерческой организации.

Согласно части 3 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 г № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3.1 настоящей статьи, обязаны представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов и работников, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников, а некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, также информацию о представлении аудиторского заключения в государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности, предусмотренный статьей 18 Федерального закона от 6 декабря 2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее - государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности), заявленные для осуществления и осуществляемые программы, иные документы, являющиеся основанием для проведения мероприятий, отчет об осуществлении программ и исполнении иных документов, являющихся основанием для проведения мероприятий, или информацию о том, что соответствующие мероприятия не проводились. При этом в документах, представляемых некоммерческими организациями, выполняющими функции иностранного агента, должны содержаться сведения о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, полученных от иностранных источников, и об их фактическом расходовании и использовании. Формы представления указанных документов и сроки их представления с учетом сроков, предусмотренных абзацем вторым настоящего пункта, определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В силу пункта 3.1 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 г № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческие организации, учредителями (участниками, членами) которых не являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства, а также не имевшие в течение года поступлений имущества и денежных средств от иностранных источников, в случае, если поступления имущества и денежных средств таких некоммерческих организаций в течение года составили до трех миллионов рублей, представляют в уполномоченный орган или его территориальный орган заявление, подтверждающее их соответствие настоящему пункту, и информацию в произвольной форме о продолжении своей деятельности в сроки, которые определяются уполномоченным органом.

В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1, пунктом 2 Приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 256 мая 2020 г № 122 (в ред. приказа Минюста России от 31 марта 2021 г № 50) «Об установлении сроков предоставления некоммерческими организациями отчетности» некоммерческая организация представляет в Минюст России (его территориальный орган) документы, содержащие отчет о ее деятельности, сведения о персональном составе ее руководящих органов, а также документы, содержащие сведения о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и иное имущество от указанных источников, ежегодно, не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным. Документы, указанные в подпунктах 1.1 и 1.2 пункта 1 настоящего приказа, за 2020 год представляются не позднее 15 июля 2021 г.

В соответствии с пунктом 1 статьи 23 Федерального закона от 12 января 1996 г № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы некоммерческой организации, и внесение изменений в сведения о некоммерческой организации, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, осуществляется в том же порядке, что и государственная регистрация некоммерческой организации.

В соответствии с пунктом 7 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 г № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях некоммерческие организации обязаны информировать уполномоченный орган об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней со дня наступления таких изменений и представлять соответствующие документы для принятия решения об их направлении в регистрирующий орган. Решение о направлении соответствующих документов в регистрирующий орган принимается в том же порядке и в те же сроки, что и решение о государственной регистрации. При этом перечень и формы документов, которые необходимы для внесения таких изменений, определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Согласно пункту 1 статьи 5 Федерального закона от 08 августа 2001 г № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в едином государственном реестре юридических лиц содержатся следующие сведения о юридическом лице в том числе адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица; сведения о том, что юридическим лицом принято решение об изменении места нахождения.

В судебном заседании было установлено, что Частное образовательное учреждение профессионального образования «Спортивно-технический центр ДОСААФ Бековского района Пензенской области» в установленный срок - не позднее 15 июля 2021 г не исполнило обязанность по предоставлению информации по формам № ОН0001, № ОН0002, утвержденных Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 16 августа 2018 г № 170 «Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций». Также Частное образовательное учреждение профессионального образования «Спортивно-технический центр ДОСААФ Бековского района Пензенской области» в течение трех дней со дня изменения сведений о местонахождении учреждения и адресе юридического лица не представило соответствующие документы для принятия решения об их направлении в регистрирующий орган.

Данное обстоятельство подтверждается данными Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Пензенской области. То обстоятельство, что учреждением неоднократно нарушены требования действующего федерального законодательства не оспаривается и начальником Частного образовательного учреждения профессионального образования «Спортивно-технический центр ДОСААФ Бековского района Пензенской области» Михалева В.К., что подтверждается сообщением от 25 октября 2021 г, из которого следует, что учреждение не работает и не осуществляет свою уставную деятельность. По адресу, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц: <адрес>, <адрес> учреждение не располагается. Отчетность в Управление Министерства юстиции Российской Федерации за 2020 г не предоставлена.

В соответствии с пунктом 10 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 г № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных настоящей статьей, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 32 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 декабря 2016 г № 64 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами», исходя из общеправовых принципов юридической ответственности (в том числе наличия вины) и установленных частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации оснований ограничения прав и свобод, соблюдение которых обязательно, неоднократное нарушение требований закона, даже при условии их доказанности, само по себе не является безусловным основанием для ликвидации или запрета деятельности объединения граждан. Указанные меры реагирования должны быть соразмерны допущенным нарушениям и вызванным ими последствиям. С учетом изложенного в каждом конкретном случае суд оценивает существенность допущенных объединением граждан нарушений и их последствий, а также возможность их устранения без ликвидации либо запрета деятельности объединения.

Принимая во внимание, что Частным образовательным учреждением профессионального образования «Спортивно-технический центр ДОСААФ Бековского района Пензенской области» неоднократно нарушены требования действующего федерального законодательства, учреждение фактически прекратило свою деятельность, отсутствует имущество, учреждение ходатайствует о ликвидации в связи с отсутствием денежных средств и имущества, суд приходит к выводу, что имеются основания для признания Частного образовательного учреждения профессионального образования «Спортивно-технический центр ДОСААФ Бековского района Пензенской области» прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица.

Из сообщения Инспекции Федеральной налоговой службы России по Октябрьскому району г. Пензы от 21 декабря 2021 г № 12-12/31133 следует, что Частное образовательное учреждение профессионального образования «Спортивно-технический центр ДОСААФ Бековского района Пензенской области» имеет неисполненную обязанность по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах в размере 3 рубля 24 копейки.

В судебном заседании было установлено, что обязанность по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах в размере 3 рубля 24 копейки Частным образовательным учреждением профессионального образования «Спортивно-технический центр ДОСААФ Бековского района Пензенской области» исполнена в полном объеме, что подтверждается данными чека по операции от 29 декабря 2021 г.

Согласно пункту 3 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации правоспособность юридического лица возникает с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о его создании и прекращается в момент внесения в указанный реестр сведений о его прекращении.

В силу пункта 1 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам.

В соответствии с пунктом 8 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации и пунктом 6 статьи 22 Федерального закона от 08 августа 2001 г № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим свою деятельность после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.

Согласно пункту 12 Порядка взаимодействия Министерства юстиции Российской Федерации с Федеральной налоговой службой по вопросам государственной регистрации некоммерческих организаций, утвержденного Приказом Минюста РФ от 12 ноября 2010 г № 343 в случае принятия судом в отношении некоммерческой организации решения о ликвидации и исключении из государственного реестра (о признании прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении из государственного реестра) Минюст России (территориальный орган Минюста России) направляет в налоговый орган заверенные в установленном порядке копии распоряжения и решения суда.

Таким образом, принятие судом решения о признании организации прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица влечет за собой ликвидацию данного юридического лица и не может считаться завершенной без исключения записи о данном юридическом лице из Единого государственного реестра юридических лиц.

При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу об исключении

Частного образовательного учреждения профессионального образования «Спортивно-технический центр ДОСААФ Бековского района Пензенской области» из Единого государственного реестра юридических лиц.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 264 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

решил:

Административное исковое заявление Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Пензенской области к Частному образовательному учреждению профессионального образования «Спортивно-технический центр ДОСААФ Бековского района Пензенской области» о ликвидации некоммерческой организации и исключении ее из Единого государственного реестра юридических лиц удовлетворить.

Признать Частное образовательное учреждение профессионального образования «Спортивно-технический центр ДОСААФ Бековского района Пензенской области» (ОГРН 1095800000284) прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица.

Исключить Частное образовательное учреждение профессионального образования «Спортивно-технический центр ДОСААФ Бековского района Пензенской области» из Единого государственного реестра юридических лиц.

Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Пензенский областной суд через Бековский районный суд Пензенской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 18 января 2022 г.

Судья