ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-230/2021 от 29.07.2021 Комаричского районного суда (Брянская область)

РЕШЕНИЕ

ИФИО1

п. Комаричи Брянской области Дело № 2а-230/2021

29 июля 2021 года

Комаричский районный суд Брянской области в составе:

председательствующего судьи- Рузановой О.В.,

при секретаре -Лизуновой Ю.В.,

с участием административного истца- помощника прокурора Комаричского района Брянской области Егоровой И.Ю,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Комаричского района Брянской области, в защиту неопределенного круга лиц к администрации Комаричского муниципального района Брянской области о признании незаконным бездействия по непринятию мер по постановке на учет в Управлении Федеральной регистрационной службы по Брянской области объекта – газопровода протяженностью 600 м., расположенный по <адрес>

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Комаричского района Брянской области, в порядке ст.39 КАС РФ, обратился в суд с иском к администрации Комаричского муниципального района Брянской области о понуждении к совершению действий.

В обоснование иска указал, что по результатам проведения прокурорской проверки установлено, что на территории Комаричского муниципального района имеется бесхозяйный объект – газопровод, протяженностью 600 м., расположенный по <адрес>.

В соответствии п.4 ч.1 ст. 15 Федерального закона №131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального района относится организация в границах муниципального района электро- и газоснабжение поселения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Учитывая, что система газоснабжения является важнейшим объектом жизнеобеспечения населения и отсутствие на объект газоснабжения зарегистрированного права собственности может привести к его ненадлежащему использованию, непринятию мер по его сохранности, невозможности целевого использования бюджетных средств для его обслуживания как следствие, к его порче, угрозе аварий и чрезвычайных ситуаций, а также создает потенциальную опасность для жизни и здоровья населения, может причинить существенный вред объектам экономики, инженерным коммуникациям, нарушить права и законные интересы неопределенного круга лиц и муниципального образования.

Согласно п.11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ 05.10.2009, к основным задачам противодействия терроризму отнесены обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, к которым в том числе относятся и объекты газоснабжения.

дд.мм.гг главе администрации Комаричского муниципального района Брянской области вынесено представление об устранении нарушений в сфере газоснабжения населения, однако, до настоящего времени выявленные нарушения не устранены.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, прокурор Комаричского района Брянской области просит суд признать незаконными бездействия администрации Комаричского района Брянской области в непринятии данным органом местного самоуправления мер по обращению с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет в УФРС по Брянской области как бесхозяйное недвижимое имущество бесхозяйный объект- газопровод протяженностью 600 метров, расположенный по <адрес> и обязать администрацию Комаричского муниципального района в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обратиться в УФРС по Брянской области с заявлением о постановке на учет вышеуказанного объекта как бесхозяйного.

В ходе рассмотрения дела по существу в порядке ст. 46 КАС РФ административный истец уточнил требования, просил суд признать незаконным бездействие администрации Комаричского района Брянской области в непринятие данным органом местного самоуправления мер по постановке на государственный кадастровый учет и мер по оформлению права собственности на газопровод протяженностью 800 метров, расположенный по <адрес>, а также обязать администрацию Комаричского района Брянской области в течение 3 месяцев со дня вступления решения в законную силу совершить предусмотренные Федеральный законом от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» действия по постановке на кадастровый учет газопровода протяженностью 600 метров, расположенный по <адрес>, с последующей регистрацией права собственности на указанный объект недвижимости.

В судебном заседании помощник прокурора Комаричского района Брянской области административные исковые требования поддержала в полном объеме, по доводам, изложенным в иске с учетом его уточнения.

Административный ответчик- представитель администрации Комаричского муниципального района Брянской области надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. Направил в адрес суда заявление, в котором просил рассмотреть дело без его участия, а также указал, что административные исковые требования прокурора с учетом уточнения признает в полном объеме. Положения ст.157 КАС РФ разъяснены и понятны.

Заинтересованное лицо- представитель АО «Газпром газораспределение Брянск» будучи надлежащим образом извещенным о дате, времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явился, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявлял. Ранее в судебном заседании не возражал против удовлетворения исковых требований.

Заинтересованное лицо- представитель Управления Росреестра по Брянской области МО по Севскому и Комаричскому районам в судебное заседание не явился. Просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Суд, в соответствии со ст.150 КАС РФ, определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав представителя административного истца, исследовав письменные материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.3 ст.46 КАС РФ административный ответчик вправе при рассмотрении административного дела в суде любой инстанции признать административный иск полностью или частично.

Порядок и последствия рассмотрения заявления о признании административного иска определяются по правилам, определенным в статье 157 КАС РФ.

На основании ч.2 ст.157 КАС РФ, если по данной категории административных дел не допускаются принятие отказа от административного иска, признание административного иска и утверждение соглашения о примирении сторон, суд поясняет это административному истцу и (или) административному ответчику, их представителям. При допустимости совершения указанных распорядительных действий по данной категории административных дел суд разъясняет последствия отказа от административного иска, признания административного иска или утверждения соглашения о примирении сторон.

Поскольку признание иска административным ответчиком не противоречит КАС РФ, другим федеральным законам и не нарушает права других лиц, суд принимает признание иска и приходит к выводу об удовлетворении административного иска по следующим основаниям.

В силу части 2 статьи 1 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон РФ от 06.10.2003 N 131-ФЗ) местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

На основании ч.1 ст. 2 Закона РФ от 06.10.2003 N 131-ФЗ, вопросы местного значения – это вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

В соответствии с положениями п. 4 ч.1 ст. 14 Закона РФ от 06.10.2003 N 131-ФЗ к вопросам местного значения городского поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Правоотношения по газоснабжению в Российской Федерации регламентированы Федеральным законом от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации".

Согласно ст.7 вышеуказанного закона, газораспределительная система представляет собой имущественный производственный комплекс, который состоит из организационно и экономически взаимосвязанных объектов, предназначенных для транспортировки и подачи газа непосредственно его потребителям на соответствующей территории Российской Федерации, независим от Единой системы газоснабжения и региональных систем газоснабжения и находится в собственности организации, образованной в установленных гражданским законодательством организационно-правовой форме и порядке, получившей в процессе приватизации объекты указанного комплекса в собственность либо создавшей или приобретшей их на других предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации основаниях.

Организация - собственник газораспределительной системы представляет собой специализированную организацию, осуществляющую эксплуатацию и развитие на соответствующих территориях сетей газоснабжения и их объектов, а также оказывающую услуги, связанные с подачей газа потребителям и их обслуживанием. Газораспределительные системы контролируются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Организация газоснабжения населения является полномочием органов местного самоуправления городских поселений, городских округов и осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами.

Исходя из положений ст.50 Закона РФ от 06.10.2003 N 131-ФЗ, в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения.

В соответствии со ст. 51 Закона РФ от 06.10.2003 N 131-ФЗ, органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Частью 3 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" предусмотрено, что государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).

Как установлено судом, газопровод низкого давления, протяженностью 600 м., расположенный <адрес>, находится в реестре муниципального имущества Комаричского муниципального района.

Из ответа Межмуниципального отдела по Севскому и Комаричскому районам Управления Росреестра по Брянской области от дд.мм.гг следует, что сведения о внесении в ЕГРН прав на объект – газопровод, протяженностью 600 м., расположенный по <адрес> отсутствуют.

Из сообщений Управления имущественных отношений Брянской области и межмуниципального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленской областях объект- газопровод, протяженностью 600 м., расположенный по <адрес> в реестрах федерального и государственного имущества Брянской области не значится.

дд.мм.гг в адрес главы администрации Комаричского муниципального района было вынесено представление прокурора Комаричского муниципального района Брянской области о необходимости принятия мер, направленных на установление правового статуса на объект- газопровод.

Согласно сообщению главы администрации Комаричского района, в <данные изъяты> году планировалось завершить оформление передачу газопроводов в собственность Брянской области.

С учетом приведенных выше норм и установленных обстоятельств, суд приходит к выводу о наличии у администрации Комаричского муниципального района Брянской области в силу закона обязанности совершить необходимые действия для постановки на кадастровый учет с последующей регистрацией права собственности объекта- газопровода, протяженностью 600 м., расположенный по <адрес>.

При таких обстоятельствах, административное исковое заявление прокурора Комаричского района Брянской области подлежит удовлетворению.

Истцом заявлено требование об установлении трехмесячного срока для устранения нарушения законодательства, который суд находит достаточным для осуществления мероприятий по постановке на кадастровый учет газопровода.

Руководствуясь, ч.3 ст. 46, ст.ст. 157, 175-180 КАС РФ

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление прокурора Комаричского района Брянской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Комаричского муниципального района Брянской области о признании незаконным бездействия по непринятию мер по постановке на государственный кадастровый учет и мер по оформлению права собственности на газопровод, протяженностью 600 м., расположенный по <адрес>- удовлетворить.

Признать бездействия администрации Комаричского муниципального района Брянской области по непринятию мер по постановке на кадастровый учет и государственной регистрации права собственности на газопровод, протяженностью 600 м., расположенный по <адрес> - незаконными.

Обязать администрацию Комаричского муниципального района Брянской области в течение 3 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда совершить действия по постановке на кадастровый учет газопровод протяженностью 600 м., расположенный по адресу: <адрес> последующей регистрацией права собственности на указанный объект недвижимости.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Брянский областной суд через Комаричский районный суд Брянской области в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья О.В. Рузанова