ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2310/20 от 30.10.2020 Шпаковского районного суда (Ставропольский край)

Дело № 2а-2310/2020

26RS0035-01-2020-004062-22

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Михайловск 30 октября 2020 года

Шпаковский районный суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи Стороженко Н.С.

при секретаре судебного заседания Полтарацкой Е.В..

с участием помощника прокурора Шпаковского района Пергуновой М.В.

рассмотрел в открытом судебном заседании в помещении Шпаковского районного суда Ставропольского края административное дело по административному иску прокурора Шпаковского района Ставропольского края в интересах неопределенного круга лиц к председателю ТСН «Пушкина 17» об обязании разработать и принять меры по предупреждению коррупции.

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Шпаковского района Ставропольского края обратился в Шпаковский районный суд Ставропольского края в интересах неопределенного круга лиц с административным иском к председателю ТСН «Пушкина 17» об обязании разработать и принять меры по предупреждению коррупции.

В обоснование заявленных требований прокурор Шпаковского района указал, что прокуратурой района в рамках реализации полномочий органов прокуратуры, направленных на выявление, пресечение и предупреждение коррупционных проявлений, проведена проверка исполнения законодательства о противодействии коррупции ТСН «Пушкина 17».

В соответствии с Указом Президента Российской. Федерации от 31.12.2015 № 683 «О Стратегий национальной безопасности Российской Федерации» главными направлениями обеспечения государственной и общественной безопасности являются усиление роли государства в качестве гаранта безопасности личности и прав собственности, совершенствование правового регулирования предупреждения преступности (в том числе в информационной сфере), коррупции, терроризма и экстремизма, распространения наркотиков и борьбы с такими явлениями, развитие взаимодействия органов обеспечения государственной безопасности и правопорядка с гражданским обществом, повышение доверия граждан к правоохранительной и судебной системам Российской. Федерации, эффективности защиты прав и законных интересов российских граждан за рубежом, расширение международного сотрудничества в области государственной и общественной безопасности.

Особое внимание уделяется искоренению причин и условий, порождающих коррупцию, которая является препятствием устойчивому развитию Российской Федерации и реализации стратегических национальных приоритетов.

Целью данной Стратегии также является искоренение причин и условий, порождающих коррупцию в российском обществе.

Основополагающим нормативным правовым актом в сфере борьбы с коррупцией является Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», который устанавливает основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней.

Названный закон под противодействием коррупции подразумевает три вида деятельности: 1) предупреждение; 2) борьбу с коррупцией; 3) минимизацию и (или) ликвидацию ее последствий (и. 2 ч. 1 ст. 1). При этом Закон провозглашает принцип приоритетного применения мер по предупреждению коррупции (п. 6 ч, 1 ст. 3).

В целях совершенствования деятельности по предупреждению, а также по выявлению коррупционных правонарушений и пресечению, Федеральным законом от 03.12.2012 № 231-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» Закон № 273-ФЗ дополнен статьей 13.3, которая устанавливает обязанность организаций всех форм собственности разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции,

В силу ст. 13.3, Закона № 273-ФЗ меры по предупреждению коррупции, принимаемые в организации, могут включать: определение должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений; сотрудничество организации с правоохранительными органами; разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации; принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации; принятие положений о предотвращении и урегулировании конфликта интересов; порядка уведомления работодателя о случаях склонения работника к совершению коррупционных правонарушений; недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.

Во исполнение п.п. «б» п. 25 Указа Президента Российской Федерации от 02.04.2013 № 309 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции» и в соответствии со ст. 13.3 Закона № 273- ФЗ министерством труда и социальной защиты Российской Федерации утверждены Методические рекомендации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции, целью которых является формирование единого подхода к обеспечению работы по профилактике и противодействию коррупции в организациях независимо от их форм собственности, организационно-правовых форм, отраслевой принадлежности.

Посредством Методических рекомендаций организации информируются о нормативно-правовом обеспечении работы по противодействию коррупции и ответственности за совершение коррупционных, правонарушений; определение основных принципов противодействия коррупции в организациях.

С учетом основных направлений противодействия коррупционным правонарушениям, определенных в т.ч. Национальной стратегией и Национальным планом противодействия коррупции, утвержденными Указами Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, а также соответствующими ведомственными планами, государство уделяет первостепенное внимание именно вопросам профилактики коррупции.

В ходе проверки установлено, что ТСН «Пушкина 17» (ИНН ) расположен по юридическому <адрес>. Председателем является ФИО1.

На момент проведения проверки, в ТСН «Пушкина 17» должностные лица, на которых возлагается ответственность за профилактику коррупционных и иных правонарушений не назначены, локальные нормативные акты не разработаны и не утверждены, иные мероприятия, направленные на предупреждение коррупционных проявлений, не проводились.

Таким образом, в нарушение вышеуказанного законодательства меры, направленные на предупреждение коррупции, ТСН «Пушкина 17» приняты не были.

По результатам проведенной прокуратурой района проверки ДД.ММ.ГГГГ в адрес председателя ТСН «Пушкина 17» ФИО2 внесено представление об устранении нарушений вышеуказанного законодательства.

Однако согласно полученного прокуратурой района ДД.ММ.ГГГГ ответа на представление от ДД.ММ.ГГГГ ТСН «Пушкина 17» считает внесенное представление не обоснованным и не подлежащим удовлетворению. Нарушения, выявленные в ходе проверки, до настоящего времени не устранены.

Непринятие мер по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции); по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных, правонарушений; по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений затрудняют предотвращение коррупции.

Просит суд обязать ТСН «Пушкина 17» в двухмесячный срок с момента вступления решения суда по данному гражданскому делу в законную силу разработать и принять меры по предупреждению коррупции в соответствии с требованиями ст. 13.3 Федерального закона от 25.12.2008 №273-Ф3 «О противодействии коррупции».

В судебном заседании помощник прокурора Шпаковского района Пергунова М.В. заявленные требования поддержала и просила суд их удовлетворить.

Представитель административного истца ТСН «Пушкина 17» извещенный надлежащим образом о дне и времени судебного заседания не явился, представил заявление о рассмотрении дела без его участия, а также заявление о признании административного иска. Последствия признания административного иска ему понятны.

В соответствии с положениями ст. 150 КАС РФ суд приходит к выводу о возможности начать и окончить рассмотрение дела в отсутствие не явившихся участников процесса по имеющимся в деле материалам.

Исследовав материалы дела, оценив относимость, допустимость и достоверность каждого доказательства в отдельности, а также взаимность и достаточность всех доказательств, суд пришел к следующему.

Как установлено в судебном заседании, прокуратурой района, В соответствии с Указом Президента Российской. Федерации от 31.12.2015 № 683 «О Стратегий национальной безопасности Российской Федерации» главными направлениями обеспечения государственной и общественной безопасности являются усиление роли государства в качестве гаранта безопасности личности и прав собственности, совершенствование правового регулирования предупреждения преступности (в том числе в информационной сфере), коррупции, терроризма и экстремизма, распространения наркотиков и борьбы с такими явлениями, развитие взаимодействия органов обеспечения государственной безопасности и правопорядка с гражданским обществом, повышение доверия граждан к правоохранительной и судебной системам Российской. Федерации, эффективности защиты прав и законных интересов российских граждан за рубежом, расширение международного сотрудничества в области государственной и общественной безопасности.

Особое внимание уделяется искоренению причин и условий, порождающих коррупцию, которая является препятствием устойчивому развитию Российской Федерации и реализации стратегических национальных приоритетов.

Целью данной Стратегии также является искоренение причин и условий, порождающих коррупцию в российском обществе.

Основополагающим нормативным правовым актом в сфере борьбы с коррупцией является Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», который устанавливает основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней.

Названный закон под противодействием коррупции подразумевает три вида деятельности: 1) предупреждение; 2) борьбу с коррупцией; 3) минимизацию и (или) ликвидацию ее последствий (и. 2 ч. 1 ст. 1). При этом Закон провозглашает принцип приоритетного применения мер по предупреждению коррупции (п. 6 ч, 1 ст. 3).

В целях совершенствования деятельности по предупреждению, а также по выявлению коррупционных правонарушений и пресечению, Федеральным законом от 03.12.2012 № 231-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» Закон № 273-ФЗ дополнен статьей 13.3, которая устанавливает обязанность организаций всех форм собственности разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции,

В силу ст. 13.3, Закона № 273-ФЗ меры по предупреждению коррупции, принимаемые в организации, могут включать: определение должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений; сотрудничество организации с правоохранительными органами; разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации; принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации; принятие положений о предотвращении и урегулировании конфликта интересов; порядка уведомления работодателя о случаях склонения работника к совершению коррупционных правонарушений; недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.

Судом установлено, ТСН «Пушкина 17» (ИНН ) расположен по юридическому <адрес>. Председателем является ФИО1.

На момент проведения проверки, в ТСН «Пушкина 17» должностные лица, на которых возлагается ответственность за профилактику коррупционных и иных правонарушений не назначены, локальные нормативные акты не разработаны и не утверждены, иные мероприятия, направленные на предупреждение коррупционных проявлений, не проводились.

Таким образом, в нарушение вышеуказанного законодательства меры, направленные на предупреждение коррупции, ТСН «Пушкина 17» приняты не были.

По результатам проведенной прокуратурой района проверки ДД.ММ.ГГГГ в адрес председателя ТСН «Пушкина 17» ФИО2 внесено представление об устранении нарушений вышеуказанного законодательства.

Однако согласно полученного прокуратурой района ДД.ММ.ГГГГ ответа на представление от ДД.ММ.ГГГГ ТСН «Пушкина 17» считает внесенное представление не обоснованным и не подлежащим удовлетворению. Нарушения, выявленные в ходе проверки, до настоящего времени не устранены.

Непринятие мер по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции); по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных, правонарушений; по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений затрудняют предотвращение коррупции.

Обращаясь с данным исковым заявлением в порядке ст., 45 ГПК РФ, прокурор выступает как в интересах неопределенного круга лиц, так и в интересах Российской Федерации.

Таким образом, поскольку антикоррупционная политика является одним из основных направлений обеспечения национальной безопасности государства в современных условиях, и соблюдение нормативные правовых предписаний, регламентирующих приемы, способы противодействия коррупционным отношениям, способствует снижению факторов коррупционной деятельности и порождающих ее причин, а следовательно, способствует обеспечению прав и свобод человека и гражданина, укреплению дисциплины, законности и правопорядка, формированию правового государства и высокого уровня правовой культуры общества и личности, то неисполнение ТСН «Пушкина 17» возложенных на него обязанности по предупреждению коррупции может привести к коррупционным проявлениям и создать угрозу безопасности Российской Федерации.

При таких обстоятельствах требования прокурора Шпаковского района Ставропольского края подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление прокурора Шпаковского района Ставропольского края в интересах неопределенного круга лиц к председателю ТСН «Пушкина 17» об обязании разработать и принять меры по предупреждению коррупции - удовлетворить.

Обязать ТСН «Пушкина 17» в двухмесячный срок с момента вступления решения суда по данному гражданскому делу в законную силу разработать и принять меры по предупреждению коррупции в соответствии с требованиями ст. 13.3 Федерального закона от 25.12.2008 №273-Ф3 «О противодействии коррупции».

На решение может быть подана апелляционная жалоба в судебную коллегию по гражданским делам Ставропольского краевого суда через Шпаковский районный суд в течение, месяца с момента изготовления в окончательной форме, т.е ДД.ММ.ГГГГ..

Судья Стороженко Н.С.