ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2310/2022 от 11.08.2022 Советского районного суда г. Улан-Удэ (Республика Бурятия)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Советский районный суд г. Улан-Удэ Республики Бурятия в составе судьи Норбоевой Б.Ж., при секретаре Будаевой М.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-2310/2022 по административному исковому заявлению Прокурора Советского района г. Улан-Удэ о признании информации, содержащейся в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", запрещенной к распространению на территории Российской Федерации

УСТАНОВИЛ:

Обращаясь в суд, прокурор Советского района г. Улан-Удэ просит признать информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, информацию, размещенную в информационно-коммуникационной сети «Интернет» на сайтах

1. ...

2. ...

3. ...

4. ...

5. ...

6. ...

7. ...

8. ...

9. ...

10...

11...

12. ...

13. ...

14. ...

Требования мотивированы тем, что прокуратурой Советского района г. Улан-Удэ по результатам проведенного мониторинга выявлены факты размещения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для свободного доступа неограниченного круга лиц противоправной и запрещенной к распространению на территории Российской Федерации информации на следующих страницах сайтов с URL-адресами:... В ходе изучения информации, размещенной на вышеуказанных страницах сайтов, установлено, что на данных страницах в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» размещена информация об оказании «интимных» услуг за вознаграждение. Вход на данные сайты свободный, ознакомиться с содержанием информационного сайта и скопировать материалы в электронном варианте может любой Интернет-пользователь, в том числе несовершеннолетний, ограничения на передачу, копирование и распространение отсутствуют. Указанное фактически способствует совершению преступлений и правонарушений, за которые предусмотрена уголовная и административная ответственность. Обращаясь с административным исковым заявлением о признании информации, распространяемой в сети «Интернет», запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, прокурор выступает в интересах неопределенного круга лиц, так и Российской Федерации в защиту основ конституционного строя, публичных интересов государства, нравственности, формирования правового сознания граждан, в том числе несовершеннолетних, в целях пресечения совершения гражданами преступлений и правонарушений. Целью обращения с данным заявлением в суд является последующее включение в реестр сведений, указанных в ч. 1 ст. 15.1 Федерального закона №149-ФЗ, для ограничения доступа к указанной информации, как незаконной.

В судебном заседании помощник прокурора Советского района г. Улан-Удэ Цыбикова Е.Н. заявленные требования поддержала, в части требований к сайтам .../судом принят отказ, производство в указанной части прекращено.

Представитель Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологии и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) по доверенности ФИО2 в судебное заседание не явилась, ходатайствовала о рассмотрении дела в их отсутствие. Суду направлен письменный отзыв, из которого следует, что информация, размещенная на сайтах: ... признана запрещенной к распространению на территории Российской Федерации решениями ... районного суда ... от ДД.ММ.ГГГГ по делам №..., ..., от ДД.ММ.ГГГГ по делу №..., решением ... городского суда ... от ДД.ММ.ГГГГ по делу №... Сайты внесены в Единый реестр запрещенной информации, что подтверждается прилагаемыми скриншотами.

Выслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 4 статьи 29 Конституции РФ каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.

Согласно части 4 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", информационно-телекоммуникационная сеть - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.

Статьей 9 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" предусмотрена возможность ограничения доступа к информации федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации (ст. 10 данного закона).

В силу ч. 5 ст. 15 Закона №149-ФЗ передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.

Пунктами 1, 6 ст. 10 Федерального закона 27.07.2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" установлено, что в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

Статьей 240 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность за вовлечение в занятие проституцией или принуждение к продолжению занятия проституцией - наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок.

Статьей 241 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность за деяния, направленные на организацию занятия проституцией другими лицами, а равно содержание притонов для занятия проституцией или систематическое предоставление помещений для занятия проституцией - наказываются штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на тот же срок.

Кроме этого, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за занятие проституцией (ст. 6.11 КоАП РФ) и за получение дохода от занятия проституцией, если этот доход связан с занятием другого лица проституцией (ст. 6.12 КоАП РФ).

Как следует из материалов дела, прокуратурой Советского района г. Улан-Удэ в рамках проверки произведен осмотр сайтов ДД.ММ.ГГГГ, по результатам которого установлено, что страницы функционируют и фактически предлагают оказание «интимных» услуг.

Из информации начальника Управления МВД России ... от ДД.ММ.ГГГГ следует, что регистром указанных в запросе сайтов является компания «», расположенная на территории ..., в связи с чем запросить необходимую информацию не представляется возможным (вне юрисдикции Российской Федерации).

Обращаясь в суд, прокурор Советского района г. Улан-Удэ указывает, что вход на данные сайты свободный, ознакомиться с содержанием информационного сайта и скопировать материалы в электронном варианте может любой интернет-пользователь, в том числе несовершеннолетний, ограничения на передачу, копирование и распространение отсутствуют.

Согласно п. 2 ч. 2 ст. 5 Федеральный закон от 29.12.2010 N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" к информации, запрещенной для распространения среди детей, относится информация, способная вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством.

Пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" установлено, что целью государственной политики в интересах детей являются защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.

Органы государственной власти Российской Федерации принимают меры по защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе от национальной, классовой, социальной нетерпимости, от рекламы алкогольной продукции, табачных изделий или никотинсодержащей продукции, от пропаганды социального, расового, национального и религиозного неравенства, от информации порнографического характера, от информации, пропагандирующей нетрадиционные сексуальные отношения, а также от распространения печатной продукции, аудио- и видеопродукции, пропагандирующей насилие и жестокость, наркоманию, токсикоманию, антиобщественное поведение (ст. 14 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ).

Таким образом, вышеприведенными правовыми нормами в их взаимосвязи установлен запрет на распространение и необходимость ограничения доступа к сведениям, которые могут оказать негативное влияние на нравственное, духовное, психическое и физическое развитие, здоровье, жизнь несовершеннолетних.

Принимая во внимание, что размещенная на страницах сайтов информация направлена на неограниченный круг лиц, в том числе несовершеннолетних, содержит информацию о виде деятельности, распространение которой запрещено действующим законодательством Российской Федерации, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных прокурором требований.

В соответствии со статьей 15.1 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" в целях ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено".

В реестр включаются: 1) доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети "Интернет", содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; 2) сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Создание, формирование и ведение реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Основанием для включения в реестр сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, является, в том числе, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Таким образом, размещение информации в сети Интернет по адресам: ...нарушает запреты, установленные действующим законодательством Российской Федерации и должны быть запрещены к распространению на территории Российской Федерации.

В соответствии с ч. 4 ст. 265.5 КАС РФ решение суда об удовлетворении административного искового заявления о признании информации запрещенной подлежит немедленному исполнению.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 - 180, 265.5 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Прокурора Советского района г. Улан-Удэ о признании информации, содержащейся в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", запрещенной к распространению на территории Российской Федерации удовлетворить.

Признать информацию, размещенную в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на страницах сайтов ... информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.

Настоящее решение является основанием для включения информации, распространенной в сети «интернет» по URL – адресам ... в автоматизированную информационную систему Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Копию решения суда направить в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, для исполнения.

Решение суда об удовлетворении административного искового заявления о признании информации запрещенной подлежит немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано сторонами в Верховный суд Республики Бурятия путем подачи апелляционной жалобы через Советский районный суд г. Улан-Удэ в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение изготовлено в совещательной комнате.

Судья Б.Ж. Норбоева