Дело № 2а – 2311 / 2020
24RS0046-01-2020-000788-96
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 мая 2020 года Свердловский районный суд города Красноярска в составе:
председательствующего судьи Прохоровой Л.Н.
при секретаре м,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФКУ ИК 22 ГУФСИН России по Красноярскому краю к Красноярской прокуратуре по надзору за соблюдением законов в ИУ о признании незаконными постановлений от ДД.ММ.ГГГГ,
УСТАНОВИЛ:
ФКУ ИК-22 ГУФСИН России по Красноярскому краю обратилось в суд с административным иском об отмене постановлений Красноярского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях от ДД.ММ.ГГГГ, которыми были отменены постановления начальника ФКУ ИК-22 ГУФСИН России по Красноярскому краю от 08 октября 2019 года о привлечении к дисциплинарной ответственности осужденных г и т в виде помещения в штрафной изолятор. В обоснование требований административный истец указал, что оспариваемые постановления является незаконными и необоснованными, нарушают права истца на применение мер взыскания к осужденным, постановления начальника ФКУ ИК-22 ГУФСИН России по Красноярскому краю отменены без учета фактических обстоятельств дела, требований Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, о проведении проверки в установленном ч.3 ст. 21 Федерального Закона «О прокуратуре» учреждение не извещено, решение о ее проведении не выносилось.
В судебном заседании представитель административного истца ч, действующая на основании соответствующей доверенности, административные исковые требования поддержала по изложенным основаниям.
Помощник Красноярского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях с в судебном заседании административные исковые требования не признала, пояснила, что постановления прокурором вынесены в рамках осуществления надзорной деятельности за соблюдением законодательства в исправительных учреждениях, на основании представленных материалов, не нарушают права и законные интересы исправительного учреждения. Просит отказать в удовлетворении иска.
Представитель прокуратуры Красноярского края а, действующая на основании соответствующей доверенности, в судебном заседании пояснила, что заявленные административные требования являются не обоснованными так как Красноярская специализированная прокуратура в рамках регулярно проводимых надзорных мероприятий в исправительном учреждении установила необоснованность привлечения осужденных к дисциплинарной ответственности в связи с чем в рамках своих полномочий вынесла оспариваемые постановления, которые прав и законных интересов исправительного учреждения не нарушают. Просит отказать в удовлетворении иска.
Суд, заслушав участников процесса, огласив и исследовав материалы дела, приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска. Принимая настоящее решение, суд исходит из следующего.
В силу ст. 46 Конституции Российской Федерации и главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из анализа положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства РФ следует, что признание решения государственного органа незаконным возможно лишь при наличии совокупности условий: принятие данного решения вне предоставленной компетенции, несоответствие его закону и нарушение прав и законных интересов заявителя указанным решением.
Наличие совокупности таких условий при разрешении заявления судом при рассмотрении настоящего дела не установлено.
Судом установлено, что постановлением начальника ФКУ ИК-22 ГУФСИН России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ осужденная г привлечена к дисциплинарной ответственности в виде водворения в штрафной изолятор на 10 суток за нарушение п. 17 главы 3 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 295, а именно в связи с тем, что ДД.ММ.ГГГГ в 14.42 часа, находясь в помещении для сушки белья отряда со строгими условиями отбывания наказания, приняла в дар продукт питания, находящийся в личном пользовании осужденной т, а именно половину пачки кофе.
Постановлением начальника ФКУ ИК-22 ГУФСИН России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ осужденная т привлечена к дисциплинарной ответственности в виде водворения в штрафной изолятор на трое суток за нарушение п. 17 главы 3 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 295, а именно в связи с тем, что ДД.ММ.ГГГГ в 14.42 часа, находясь в помещении для сушки белья отряда со строгими условиями отбывания наказания, передала в дар продукт питания, находящийся в ее личном пользовании осужденной г, а именно половину пачки кофе.
Постановлениями Красноярского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях от ДД.ММ.ГГГГ на основании ст. 33 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" вышеуказанные постановления отменены.
В соответствии со ст. 11 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденные обязаны соблюдать требования федеральных законов, определяющих порядок и условия отбывания наказаний, а также принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов (ч. 2); обязаны выполнять законные требования администрации учреждений и органов, исполняющих наказания (ч. 3); осужденные обязаны вежливо относиться к персоналу, иным лицам, посещающим учреждения, исполняющие наказания, а также к другим осужденным (ч. 4); неисполнение осужденными возложенных на них обязанностей, а также невыполнение законных требований администрации учреждений и органов, исполняющих наказания, влекут установленную законом ответственность (ч. 6).
Согласно ч. 3 ст. 82 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, в исправительных учреждениях действуют Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.
Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 295 утверждены Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений (далее - Правила внутреннего распорядка).
Согласно п. 17 ПВР осужденным запрещается продавать, покупать, дарить, принимать в дар, отчуждать иным способом в пользу других осужденных либо присваивать предметы и вещи, находящиеся в личном пользовании.
Меры взыскания, применяемые к осужденным к лишению свободы, порядок их применения установлены статьями 115, 117 Уголовно-исполнительного кодекса РФ.
На основании п. «в» ч. 1 ст. 115 УИК РФ за нарушение установленного порядка отбывания наказания к осужденным к лишению свободы может применяться водворения в штрафной изолятор сроком до 15 суток.
В соответствии с частью 1 статьи 117 Уголовно-исполнительного кодекса РФ при применении мер взыскания к осужденному к лишению свободы учитываются обстоятельства совершения нарушения, личность осужденного и его предыдущее поведение. Налагаемое взыскание должно соответствовать тяжести и характеру нарушения. До наложения взыскания у осужденного берется письменное объяснение. Осужденным, не имеющим возможности дать письменное объяснение, оказывается содействие администрацией исправительного учреждения. В случае отказа осужденного от дачи объяснения составляется соответствующий акт. Взыскание налагается не позднее 10 суток со дня обнаружения нарушения, а если в связи с нарушением проводилась проверка - со дня ее окончания, но не позднее трех месяцев со дня совершения нарушения. Взыскание исполняется немедленно, а в исключительных случаях - не позднее 30 дней со дня его наложения. Запрещается за одно нарушение налагать несколько взысканий.
Факт нарушения установленного порядка отбывания наказания осужденными г и т подтверждается материалами проверки: рапортами от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, актом просмотра видеоархива от ДД.ММ.ГГГГ, объяснительными г и т, а также очевидца б от ДД.ММ.ГГГГ, распиской – уведомлением, заключением.
Суд приходит к выводу о законности оспариваемых постановлений, так как факт нарушения п. 17 ПВР нашел свое подтверждение, то есть основания для привлечения осужденных к дисциплинарной ответственности имелись.
Однако суд считает, что из административного искового заявления ФКУ ИК-22 ГУФСИН России по <адрес> не усматривается, что оспариваемыми решениями от ДД.ММ.ГГГГ нарушаются либо иным образом затрагиваются права, свободы и законные интересы административного истца.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
В силу п. 1 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1314, Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных
Статьей 115 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации предусмотрены меры взыскания, которые могут применяться к осужденным к лишению свободы за нарушение установленного порядка отбывания наказания, в том числе перевод в помещение камерного типа.
В соответствии со ст. 119 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации Правом применения перечисленных в статьях 113 и 115 настоящего Кодекса мер поощрения и взыскания в полном объеме пользуются начальники исправительных учреждений или лица, их замещающие.
Права и обязанности учреждений, исполняющих наказание, регламентированы Законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" (ст. ст. 13, 14).
Применение начальником ФКУ ИК-22 ГУФСИН России по <адрес> к осужденным г и т взыскания в виде водворения в штрафной изолятор связано с осуществлением властных полномочий, предусмотренных ст. 119 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации.
Согласно п. п. 1 и 2 ст. 33 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" при осуществлении надзора за исполнением законов прокурор, в том числе, вправе отменять дисциплинарные взыскания, наложенные в нарушение закона на лиц, заключенных под стражу, осужденных, немедленно освобождать их своим постановлением из штрафного изолятора, помещения камерного типа, карцера, одиночной камеры, дисциплинарного изолятора. Прокурор или его заместитель обязан немедленно освободить своим постановлением каждого содержащегося без законных оснований в учреждениях, исполняющих наказания и меры принудительного характера, либо в нарушение закона подвергнутого задержанию, предварительному заключению или помещенного в судебно-психиатрическое учреждение.
Пунктом 1.1 и 1.3 приказа Генпрокуратуры России от ДД.ММ.ГГГГ№ постановлено прокурорам, осуществляющим надзор за исполнением законов в следственных изоляторах и помещениях, функционирующих в режиме следственных изоляторов, военным прокурорам - на гауптвахтах, ежемесячно проверять законность содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, осужденных. Добиваться неукоснительного соблюдения установленного законом порядка исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающего охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, выполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала, раздельное содержание разных категорий осужденных, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменение условий отбывания наказания.
Практиковать проведение проверок следственных изоляторов, помещений, функционирующих в режиме следственных изоляторов, исправительных и лечебно-профилактических учреждений, транзитно-пересыльных пунктов при исправительных учреждениях и следственных изоляторах, дисциплинарных воинских частей в нерабочее время, при производстве в них в соответствии с уголовно-исполнительным законодательством обысков и досмотров с участием сотрудников администрации и отделов специального назначения территориальных органов уголовно-исполнительной системы.
Таким образом отмена прокурором дисциплинарных взысканий, наложенных на лиц, отбывающих наказание в ФКУ ИК-22 ГУФСИН России по Красноярскому краю, никоим образом не препятствует административному истцу исполнять свои обязанности и реализовывать свои права, установленные приведенным выше законом, в том числе и на применение мер взысканий к осужденным, а также не возлагает на него какие-либо дополнительные обязанности.
Доводы административного истца об обратном, а также о необходимости применения при осуществлении надзора органами прокуратуры положений ч. 3 ст. 21 ФЗ N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" в части уведомления учреждения о проведении проверки, основаны на неверном толковании норм права и судом не принимаются.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что оспариваемые постановления прокурора прав административного истца ФКУ ИК-22 ГУФСИН России по Красноярскому краю не нарушают, а рассмотрение такого административного иска не ведет к восстановлению нарушенного, по утверждению истца, права, в связи с чем административные исковые требования удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Отказать в удовлетворении административного иска ФКУ ИК 22 ГУФСИН России по Красноярскому краю к Красноярской прокуратуре по надзору за соблюдением законов в ИУ о признании незаконными постановлений от 18 декабря 2019 года.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Свердловский районный суд города Красноярска в апелляционном порядке в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме, с 22 мая 2020 года.
Председательствующий судья Прохорова Л.Н.