ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2313/2022 от 18.05.2022 Советского районного суда г. Челябинска (Челябинская область)

дело № 2а-2313/2022

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

18 мая 2022 года город Челябинск

Советский районный суд г. Челябинска в составе председательствующего судьи Андреева И.С., при секретаре Зайцевой Ю.Ж.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Колотова Виктора Валерьевича, Колотовой Ларисы Александровны к Администрации г. Челябинска, Комитету по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска о признании незаконным отказа, возложении обязанности,

установил:

Административные истцы Колотов В.В., Колотова Л.А. обратились в суд с исковым заявлением к Администрации г. Челябинска, Комитету по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска о признании незаконным отказа от ДД.ММ.ГГГГ года в утверждении схемы земельного участка на кадастровом плане территории по адресу: <адрес>, возложении обязанности утвердить схему земельного участка на кадастровом плане территории и заключить соглашение о перераспределении границ земельного участка с кадастровым номером .

В обоснование заявленных исковых требований указано, что в ДД.ММ.ГГГГ года истцы обратились в Администрацию г. Челябинска с заявлением об утверждении схемы земельного участка на кадастровом плане территории для дальнейшего перераспределения границ земельного участка с кадастровым номером . ДД.ММ.ГГГГ года Комитетом по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска истцам был выдан отказ в связи с тем, что в соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования «Челябинский городской округ», утвержденным решением Челябинской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ, испрашиваемый земельный участок расположен в границах территориальной зоны В 2.2 –зона многоквартирных домов от 9 этажей и выше, которая в свою очередь не предусматривает размещение индивидуальных жилых домов среди основных и вспомогательных видов разрешенного использования, что нарушает вышеуказанные требования ст. 11.9 ЗК РФ, на основании чего образование земельного участка площадью 995 кв.м. для эксплуатации жилого дома не предусмотрено. Данный отказ истцы считают незаконным, поскольку испрашиваемый земельный участок не попадает в границы вышеуказанной зоны.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ года суд перешел к рассмотрению дела по правилам административного судопроизводства.

Административные истцы Колотов В.В. и Колотова Л.А. в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, направили заявление о рассмотрении дела в их отсутствие, также в заявлении настаивали на удовлетворении исковых требований по доводам, изложенным в иске.

Представитель административных ответчиков Администрации г. Челябинска, Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. Представил письменный отзыв на исковое заявление.

Исследовав и оценив представленные по делу доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Административные истцы Колотов В.В. и Колотова Л.А. являются собственниками земельного участка площадью 595 кв.м. с кадастровым номером .

На данном земельном участке расположен жилой дом площадью 162 кв.м. с кадастровым номером , принадлежащий на праве общей совместной собственности Колотову В.В. и Колотовой Л.А. По сведениям, имеющимся в Едином государственном реестре недвижимости, год завершения строительства жилого дома – ДД.ММ.ГГГГ год.

Данные обстоятельства подтверждаются выписками из Единого государственного реестра недвижимости (л.д. 31-37, 38-41).

Распоряжением Главы г. Челябинска от ДД.ММ.ГГГГ г. , после проведения публичных слушаний был изменен на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером находящего по адресу: <адрес>. Изменение вида разрешенного использования на условно разрешенный было необходимо для заключения соглашения о перераспределении земельных участков, для которого необходимо утверждение схемы на кадастровом плане территории.

Административные истцы Колотов В.В. и Колотова Л.А. обратилась с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 995 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>

В письме от ДД.ММ.ГГГГ года , Административный ответчик ссылается, что согласно п. 2 ст. 39.28 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и земельных участков, находящихся в частной собственности осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков.

В соответствии с п.п. 12 п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ решение об отказе в заключении соглашения принимается в случае, если приложенная к заявлению о перераспределении земельных участков схема расположения земельного участка разработана с нарушением требований к образуемым земельным участкам, которые установлены ст. 11.9 ЗК РФ.

В соответствии с требованиями п. 4 ст. 11.9 ЗК РФ не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости.

Согласно сведениям из ЕГРН земельный участок с кадастровым номером имеет вид разрешенного использования – «для индивидуальной жилой застройки».

В соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования «Челябинский городской округ», утвержденным решением Челябинской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ, испрашиваемый земельный участок расположен в границах территориальной зоны В 2.2 –зона многоквартирных домов от 9 этажей и выше, которая в свою очередь не предусматривает размещение индивидуальных жилых домов среди основных и вспомогательных видов разрешенного использования, что нарушает вышеуказанные требования ст. 11.9 ЗК РФ.

Учитывая изложенное, перераспределение земельного участка с кадастровым номером , находящего по адресу: <адрес> и земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности не представляется возможным.

Указный отказ обжалуется в рамках настоящего дела.

В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации и главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Обращаясь в Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска с заявлением, административный истец желал реализовать свое право как собственника объекта недвижимого имущества на формирование границ земельного участка необходимого для его эксплуатации с целью дальнейшего оформления прав на него.

В соответствии с п. 1 ст. 11.3 Земельного кодека Российской Федерации образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов: проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации; проектная документация лесных участков; утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.

Пунктом 3 ст. 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории осуществляется образование земельных участков: из земельного участка, предоставленного для комплексного развития территории; из земельного участка, предоставленного садоводческому или огородническому некоммерческому товариществу; в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, за исключением образования земельного участка для целей, предусмотренных статьей 13 Федерального закона от 30 декабря 2004 года № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», образования земельного участка для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, не являющихся линейными объектами, а также образования земельного участка в целях его предоставления собственникам расположенных на нем зданий, сооружений; для строительства, реконструкции линейных объектов федерального, регионального или местного значения.

Из представленной административным ответчиком выкопировки из генерального плана, усматривается, что на территории, где размещен жилой дом истцов, не имеется деления на участки под жилыми домами. Данная территория никаким образом не разбита на земельные участки, а сформирована как единый массив.

Подпунктами 4 и 5 п. 16 ст. 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что основаниями к отказу в утверждении схемы расположения земельного участка являются несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, а также расположение земельного участка, образование которого предусмотрено испрашиваемой схемой, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.

В соответствии с ч 1 ст. 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации Правила землепользования и застройки разрабатываются в целях: 1) создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; 2) создания условий для планировки территорий муниципальных образований; 3) обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; 4) создания условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

В соответствии со ст. 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства.

Проект межевания территории, согласно ст. 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации, представляет собой разновидность документации по планировке территории.

В соответствии с п. 1 ст. 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации решения о подготовке документации по планировке территории принимаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, за исключением случаев, указанных в частях 1.1 и 12.12 настоящей статьи.

Учитывая данное положение закона, вопрос об утверждении проекта межевания территории относится исключительно к дискретным полномочиям органа местного самоуправления.

По смыслу положений Градостроительного кодекса Российской Федерации проект межевания территории должен включать в себя все земельные участки под объектами капитального строительства в его границах, в противном случае это приводит к невозможности формирования земельного участка и реализации законного права на получение земельного участка собственникам объектов капитального строительства.

Из представленных в суд документов следует, что строительство жилого дома истцов завершилось в ДД.ММ.ГГГГ году, следовательно, на момент утверждения Правилами землепользования и застройки муниципального образования «Челябинский городской округ», утвержденным решением Челябинской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ спорный жилой дом имел место быть и должен был быть учтен.

Переложение обязанности по корректировке документации по планировки территории на заинтересованных в предоставлении земельных участков лиц, чьи объекты были возведены до ее утверждения, приведет к нарушению баланса интересов частных и публичных интересов и возложит значительные финансовые затраты не физических лиц.

Как уже отмечалось, утверждение документации по планировки территории является публичной функцией органа местного самоуправления и его структурных подразделений, в связи с чем нельзя ставить в зависимость возможность оформления права на земельный участок от добросовестности выполнения данной публичной функции.

Учитывая вышеизложенное, суд находит незаконным отказ Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска в утверждении схемы земельного участка на кадастровом плане территории для эксплуатации жилого дома, изложенный в письме от ДД.ММ.ГГГГ года

Надлежащим способом восстановления нарушенного права будет являться возложение обязанности по утверждению соответствующей схемы, в случае отсутствия иных оснований для отказа в ее утверждении.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Административные исковые требования Колотова Виктора Валерьевича, Колотовой Ларисы Александровны к Администрации г. Челябинску, Комитету по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска о признании незаконным отказа, возложении обязанности удовлетворить.

Признать незаконным отказ Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска от ДД.ММ.ГГГГ г.

Обязать Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска утвердить схему земельного участка общей площадью 995 кв.м. на кадастровом плане территории.

Обязать Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска заключить с Колотовым Виктором Валерьевичем и Колотовой Ларисой Александровной соглашение о перераспределении границ земельного участка с кадастровым номером , находящего по адресу: <адрес>

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Челябинский областной суд через Советский районный суд г. Челябинска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий И.С. Андреев