ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2314/2022 от 15.03.2022 Благовещенского городского суда (Амурская область)

Производство № 2а-2314/2022

УИД 28RS0004-01-2022-001708-76

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

15 марта 2022 года г. Благовещенск

Благовещенский городской суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Астафьевой Т.С.,

при секретаре Дробяскиной К.А.

с участием представителя административного истца прокуратуры г. Благовещенска ЕП, представителя административного ответчика администрации г. Благовещенска АА, представителя административного ответчика Правительства Амурской области ОВ, представителя заинтересованного лица Управления образования администрации г. Благовещенска ОВ

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению и.о. прокурора г. Благовещенска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации г. Благовещенска, правительству Амурской области о признании незаконным бездействия, возложении обязанности устранить допущенные нарушения,

УСТАНОВИЛ:

И.о. прокурора г. Благовещенска, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением, указав в обоснование, что прокуратурой города проведена проверка соблюдения прав несовершеннолетних на получение дошкольного образования, в ходе которой установлены нарушения требований действующего законодательства. Организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержание детей в муниципальных образовательных организациях относятся к вопросам местного значения городского округа (пункт 13 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»). Из анализа приведенных законоположений в их системном единстве следует, что, закрепляя право на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных учреждениях, федеральный законодатель устанавливает обязанность в том числе муниципальных образований обеспечивать прием на обучение по основным общеобразовательным программам всех граждан, имеющих право на получение образования соответствующего уровня. В городе Благовещенске функционируют 17 дошкольных образовательных учреждении, также реализация программ дошкольного образования осуществляется в Прогимназии, школах № 23, 24 (дошкольные отделения). Проверкой установлено, что по состоянию на 17.01.2022 в АИС «Е-услуги. Образование» зарегистрировано 4802 ребенка, в том числе: 2019 г.р. - 1022 ребенка, 2020 г.р. - 2239 детей, 2021 г.р. - 1538 детей, 2022 г. - 3 ребенка. Кроме того, по результатам ранее прокурором города проведенных проверок 08.12.2020 г. и 03.08.2021 г. мэру города Благовещенска внесены представления, которые рассмотрены и удовлетворены, вместе с тем достаточных мер по обеспечению детей местами в образовательных дошкольных организациях администрацией города не принято. Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 15.05.2006 № 5-П констатировал, что государство и муниципальные образования, исходя из конституционного требования общедоступности дошкольного образования независимо от места жительства, обязаны сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их сеть. Недостаточность собственных доходных источников на уровне субъектов Российской Федерации или муниципальных образований обеспечивается посредством оказания финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях надлежащего исполнения ими установленных федеральным законодательством расходных обязательств. Таким образом, орган местного самоуправления должен предвидеть соответствующую потребность в местах в дошкольных образовательных учреждениях, своевременно принимать меры к увеличению числа либо вместимости существующих образовательных организаций и их финансированию для создания всех необходимых санитарных и иных условий по осуществлению ими образовательной деятельности. Вместе с тем, администрацией города не приняты достаточные меры для обеспечения всех детей, стоящих в очереди, местами в дошкольных учреждениях для получения бесплатного дошкольного образования, что свидетельствует о неисполнении администрацией города возложенной на нее законом обязанности и о нарушении конституционных прав указанных детей на доступное и бесплатное дошкольное образование.

Подпунктом 13 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» предусмотрено, что решение вопросов обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Пунктом 1.1- 1.2 части 2 ст. 8 Закона Амурской области от 07.06.2007 № 347-03 «О Правительстве Амурской области» определено, что Правительство области осуществляет в пределах своих полномочий меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, охране собственности и общественного порядка, противодействию терроризму и экстремизму, борьбе с преступностью, а также осуществляет в пределах своих полномочий меры по обеспечению государственных гарантий равенства прав, свобод и законных интересов человека и гражданина независимо от расы, национальности, языка, отношения к религии и других обстоятельств. Конкретизируя положения Конституции Российской" Федерации о самостоятельности местного самоуправления в пределах предоставленных его органам полномочий, в том числе финансовых, Бюджетный кодекс Российской Федерации предусматривает выделение местных бюджетов в самостоятельный уровень единой бюджетной системы Российской Федерации (статьи 10, 14, 28 и 29) и устанавливает принцип самостоятельности бюджетов, который применительно к местным бюджетам означает право и обязанность органов местного самоуправления самостоятельно обеспечивать сбалансированность бюджета и эффективность использования бюджетных средств, право и обязанность самостоятельно осуществлять бюджетный процесс, а также право определять формы и направления расходования бюджетных средств (за исключением расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет субсидий и субвенций из бюджетов других уровней) (статья 31). Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 17.06.2004 № 12-П по делу о проверке конституционности положений статей 155, 156 и 283 Бюджетного кодекса Российской Федерации, бюджет субъекта Российской Федерации или местный бюджет не существуют изолированно - они являются составной частью финансовой системы Российской Федерации. Недостаточность собственных доходных источников на уровне муниципальных образований влечет обязанность органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации осуществлять в целях сбалансированности местных бюджетов надлежащее бюджетное регулирование, что обеспечивается, в частности, посредством использования правовых механизмов, закрепленных в Бюджетном кодексе Российской Федерации (абзац третий пункта 1 и пункт 3 статьи 86, статьи 129 и 135).

Таким образом, обязанность по обеспечению детей местами в образовательных дошкольных организациях возложена как на орган местного самоуправления, так и на органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Следовательно, в ситуации объективной невозможности органов местного самоуправления обеспечить за счет собственных финансовые средств наличие мет в детских садах, органы государственной власти обязаны использовать правовые механизмы, закрепленные в Бюджетном кодексе Российской Федерации.

На основании изложенного, просит суд признать незаконным бездействие администрации г. Благовещенска Амурской области, правительства Амурской области, выразившееся в непринятии мер в соответствии с требованиями Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» по обеспечению детей 2019-2021 года рождения местами в дошкольных образовательных организациях; возложить обязанность на администрацию г. Благовещенска Амурской области, правительство Амурской области в срок не позднее 6 месяцев со дня вступления в силу решения суда принять меры к увеличению числа либо вместимости существующих дошкольных образовательных организаций.

В судебном заседании представитель административного истца прокуратуры г. Благовещенска ЕП, на доводах административного искового заявления настаивала, просила требования административного искового заявления удовлетворить. Также пояснила, то проверка прокуратурой г. Благовещенска проводилась только на основании данных, содержащихся в программе АИС «Е-услуги. Образование».

В судебном заседании представитель административного ответчика администрации города Благовещенска, представитель заинтересованного лица Управления образования администрации города Благовещенска возражали против удовлетворения требований административного искового заявления, указав, что порядок комплектования дошкольного образовательного учреждения определяется учредителем в соответствии с законодательством РФ и закрепляется в уставе. Согласно п. 13 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация предоставления общедоступного, и бесплатного дошкольного образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержание детей в муниципальных образовательных организациях относятся к вопросам местного значения городского округа. Общие требования к приему на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, определены в статье 55 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон об образовании), согласно части 1 которой прием на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, проводится на принципах равных условий приема для всех поступающих, за исключением лиц, которым в соответствии с настоящим Федеральным законом предоставлены особые права (преимущества) при приеме на обучение. Постановлением администрации города Благовещенска от 07.02.2014 г. № 611 утверждено Положение об организации предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования и создании условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных дошкольных образовательных организациях города Благовещенска, реализующих образовательные программы дошкольного образования (далее - Положение). Пунктом 5.3 Положения определено, что формирование очередности на получение мест в дошкольных образовательных организациях осуществляется управлением образования администрации города Благовещенска круглогодично. В соответствии с пунктом 5.7 Положения прием в дошкольные образовательные организации осуществляется на основании медицинского заключения, заявления и документов, удостоверяющих личность одного из родителей (законных представителей). Формирование очереди на предоставление мест детям в ОУ осуществляется муниципальной комиссией по учету детей, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного образования в муниципальных образовательных учреждениях города Благовещенска, реализующих образовательные программы дошкольного образования (далее - Комиссия), в автоматизированной информационной системе Комплектование ДОУ» (далее - АИС) отдельно в каждой из возрастных групп (до 1 года; от 1 до 2 лет; от 2 до 3 лет; от 3 до 4 лет; от 4 до 5 лет; от 5 до 6 лет; от 6 до 7 лет) в соответствии с датой постановки на учет, наличием преимущественного права на предоставление места в ОУ и права на предоставление места в ОУ во внеочередном и первоочередном порядке, на основании поданных родителями (законными представителями) заявлений (п. 1.7 Постановление № 2461). В случае если Комиссия не может обеспечить ребенка в возрасте от 1,5 до 3 лет местом в ОУ, она оказывает его родителям (законным представителям) содействие в получении ребенком дошкольного образования в одной из вариативных форм, предусмотренных действующим законодательством, при этом ребенок числится в списке очередников и не снимается с учета для предоставления места в ОУ и ему предоставляется свободное (освободившееся или вновь созданное место) в ОУ в текущем учебном году либо с 1 сентября следующего года в порядке очереди и в соответствии с возрастом ребенка (п. 1.7.3 Постановление № 2461). При этом как указал Конституционный суд РФ в своем Определении от 29.05.2014 года № 1141-0 отказ в предоставлении места в образовательном учреждении по причине отсутствия в таком учреждении свободных мест не может рассматриваться как нарушающее конституционное право на образование. Таким образом, в случае соблюдения родителем (законным представителем) ребенка всех необходимых условий для получения места в детском саду для ребенка, уполномоченный орган обязан обеспечить ребенка местом в дошкольном учреждении для получения бесплатного дошкольного образования, с учетом его доступности относительно места жительства. При этом законодательством не предусмотрена обязанность органа местного самоуправления обеспечить место именно в избранном законным представителем учреждении. Между тем, все дети на территории муниципального образования старше 3 лет и до 7 лет обеспечены местами в муниципальных дошкольных образовательных организациях города. Актуальный спрос в данной возрастной категории отсутствует. Из 4739 детей в очереди по актуальному спросу находятся 695 детей в возрасте до 3 лет, остальные дети, стоящие в очереди (4044 чел.) находятся в очереди по отложенному спросу и в ближайшее время посещать детский сад не планируют (родители сразу после рождения ребенка зарегистрировались в очереди, но место в детский сад им потребуется не ранее, чем через год или два). Работа по созданию дополнительных мест для детей данной возрастной категории продолжается. В том числе создано 330 дополнительных мест для детей дошкольного возраста в муниципальных образования города Благовещенска. Кроме того, ведутся работы по подготовке проектно-сметной документации на объект «Дошкольное образовательное учреждение на 350 мест в Северном планировочном районе г. Благовещенск, Амурская область». Также в целях обеспечения доступности дошкольного образования для детей в возрасте до 3 лет проводится работа по привлечению ресурсов негосударственного сектора к созданию дополнительных мест. Также в целях поддержки негосударственного сектора, а также выравнивания родительской платы за содержание ребенка в частных детских садах и у ИП в пределах муниципальной родительской платы по решению Благовещенской городской Думы от 26.11.2020 № 18/114 «Об установлении дополнительной меры социальной поддержки родителям детей в возрасте от 1,5 до 3 лет, необеспеченных местом в муниципальных образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы дошкольного образования» с 2020 года начали предоставляться дополнительные меры социальной поддержки для родителей (законных представителей) детей в возрасте от 1,5 до 3 лет, не обеспеченных местом в муниципальных детских садах, в форме предоставления сертификатов номиналом в 10 тыс. рублей, удостоверяющих право на получение частично финансово обеспеченного места в частных организациях города Благовещенска, имеющих лицензию на образовательную деятельность, что позволяет увеличивать охват дошкольным образованием детей раннего возраста. При таких обстоятельствах, администрацией города Благовещенска принимаются все меры по реализации права на дошкольное образование. Просят в удовлетворении требований административного искового заявления отказать.

В судебном заседании представитель административного ответчика правительства Амурской области возражала против удовлетворения административного искового заявления, указав, что правительство Амурской области является ненадлежащим ответчиком в рамках рассматриваемого спора, правовые основания для предъявления настоящего административного искового заявления указаны со ссылкой на пп. 13 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». При этом, в соответствии с пп. 3 и 6 части 1 статьи 8 Закона Российской Федерации от 29.12.2012 N 273-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относится обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам,, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг) в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации. В соответствии с пунктами 4, 5 части 1 статьи 9 Федерального закона № 273-Ф3 органы местного самоуправления осуществляют создание, реорганизацию и ликвидацию муниципальных образовательных учреждений, а также обеспечивают содержание зданий и сооружений муниципальных, образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий. Таким образом, заявленные требования вытекают из публичных правоотношений, связаны с реализацией органом местного самоуправления публично-властных полномочий по организации предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования. Из административного искового заявления не усматривается какие обязанности, возложенные на Правительство Амурской области законодательством Правительство Амурской области не исполняет. Таким образом, считает, что Правительство Амурской области по данному спору не может являться надлежащим ответчиком, так как не наделено полномочиями по обеспечению детей местами в дошкольных образовательных организациях. Просит в удовлетворении административных исковых требованиях отказать.

Выслушав лиц участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд пришел к следующим выводам.

В соответствии с ч. 2 ст. 43 Конституции Российской Федерации, гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего учреждениях и на предприятиях.

Специальным законом, регулирующим общественные отношения, возникающие в сфере образования, является Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", который устанавливает основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования, относя к таковым, в частности, обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования (п. 2 ч. 1 ст. 3).

В соответствии с п. п. 3, 4 ч. 1 ст. 8 названного выше Федерального закона к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относятся обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления общего образования в государственных образовательных организациях субъектов Российской Федерации.

Аналогичное положение содержится в пп. 13 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".

Нормативы финансирования, используемые при расчете объема субвенции бюджетам муниципальных районов, муниципальных и городских округов на финансовое обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях и муниципальных общеобразовательных организациях, общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях утверждены Постановлением Правительства Амурской области от 24.11.2021 N 917 и включают в себя нормативы финансирования оплаты труда, а также фонда финансового обеспечения материальных затрат.

Таким образом, исходя из приведенных законоположений, полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях ограничены предоставлением субвенций местным бюджетам на финансирование оплаты труда руководителей, педагогических работников и учебно-вспомогательного персонала указанных учреждений, а также на финансирование материальных затрат (расходы на приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек).

В полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации не входит финансирование мероприятий по созданию дополнительных (новых) мест в целях реализации прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях.

Следовательно, исходя из предмета заявленных административным истцом требований, правительство Амурской области не является надлежащим ответчиком по настоящему делу.

В соответствии ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", п. 11 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья, создание, реорганизация, ликвидация муниципальных образовательных организаций (за исключением создания органами местного самоуправления муниципальных районов муниципальных образовательных организаций высшего образования), осуществление функций и полномочий учредителей муниципальных образовательных организаций; обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий; учет детей, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, закрепление муниципальных образовательных организаций за конкретными территориями муниципального района, муниципального округа, городского округа; осуществление иных установленных настоящим Федеральным законом полномочий в сфере образования отнесены к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов.

В силу статьи 67 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев.

Правила приема на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать прием всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

Правила приема в государственные и муниципальные образовательные организации на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать также прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация.

В приеме в государственную или муниципальную образовательную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи и статьи 88 настоящего Федерального закона. В случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации родители (законные представители) ребенка для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования.

Постановлением администрации города Благовещенска от 07.02.2014 № 611 утверждено Положение об организации предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования и создании условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных дошкольных образовательных организациях города Благовещенска, реализующих образовательные программы дошкольного образования (далее - Положение).

Указанное Положение принято во исполнение Конституции Российской Федерации, в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и регламентирует порядок организации предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования на территории города Благовещенска, создания условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных дошкольных образовательных организациях города Благовещенска, реализующих образовательные программы дошкольного образования и осуществляющих присмотр и уход за детьми (далее по тексту - дошкольные образовательные организации).

В соответствии с п. 1.2. Положения учредителем дошкольных образовательных организаций является администрация города Благовещенска в лице управления образования администрации города Благовещенска.

Согласно п. 1.3. положения управление образования администрации города Благовещенска в целях реализации прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования: организует предоставление общедоступного и бесплатного дошкольного образования на территории города Благовещенска; создает условия для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в дошкольных образовательных организациях; осуществляет функции по учету детей, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного образования; формирует сеть дошкольных образовательных организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования и осуществляющих присмотр и уход за детьми на территории города Благовещенска; устанавливает размер родительской платы за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в дошкольных образовательных организациях.

Пунктом 5.3. Положения определено, что формирование очередности на получение мест в дошкольных образовательных организациях осуществляется управлением образования администрации города Благовещенска круглогодично.

В соответствии с пунктом 5.7. Положения прием в дошкольные образовательные организации осуществляется на основании медицинского заключения, заявления и документов, удостоверяющих личность одного из родителей (законных представителей).

Постановка детей на учет для зачисления в детские дошкольный организации, а также распределение детей для получения направления в детские дошкольные учреждения осуществляется с помощью Единой информационной системы ЕИС "Зачисление в ДОУ", то есть в порядке электронной очереди, согласно очередности с учетом возраста ребенка, даты постановки на учет для зачисления в детское дошкольное учреждение и льготного статуса семьи.

Таким образом, принцип очередности в комплектовании ДОО не устанавливает ограничений в доступе к бесплатному дошкольному образованию, данный принцип характеризует порядок комплектования ДОО, единый для всех лиц, не имеющих права на внеочередной и первоочередной прием в ДОО, порядок реализации права на получение общедоступного дошкольного образования неразрывно связан с порядком комплектования детьми ДОО.

Постановлением администрации города Благовещенска от 30.07.2019 года № 2461 «Об учете детей, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного образования в муниципальных образовательных учреждениях города Благовещенска, реализующих образовательные программы дошкольного образования» (далее- Постановление № 2461) определено, что в ОУ принимаются все граждане, имеющие право на получение дошкольного образования, в том числе иностранные граждане и лица без гражданства. Места в ОУ предоставляются детям в порядке очередности поступления заявлений о потребности в таком месте. Родители (законные представители) ребенка имеют право на выбор ОУ при регистрации ребенка в очереди (не более четырех ОУ). Преимущественное право на прием в ОУ имеют граждане, проживающие на территории, за которой закреплено ОУ. В приеме в ОУ может быть отказано только по причине отсутствия в нем свободных мест, за исключением случаев, предусмотренных статьей 88 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". В случае отсутствия мест в ОУ родители (законные представители) ребенка для решения вопроса о его устройстве в другое ОУ обращаются в управление образования администрации города Благовещенска. Право на внеочередное и первоочередное предоставление места в ОУ устанавливается в соответствии с федеральным законодательством.

Формирование очереди на предоставление мест детям в ОУ осуществляется муниципальной комиссией по учету детей, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного образования в муниципальных образовательных учреждениях города Благовещенска, реализующих образовательные программы дошкольного образования (далее - Комиссия), в автоматизированной информационной системе "Комплектование ДОУ" (далее - АИС) отдельно в каждой из возрастных групп (до 1 года; от 1 до 2 лет; от 2 до 3 лет; от 3 до 4 лет; от 4 до 5 лет; от 5 до 6 лет; от 6 до 7 лет) в соответствии с датой постановки на учет, наличием преимущественного права на предоставление места в ОУ и права на предоставление места в ОУ во внеочередном и первоочередном порядке, на основании поданных родителями (законными представителями) заявлений (п. 1.7 Постановление № 2461).

В случае если Комиссия не может обеспечить ребенка в возрасте от 1,5 до 3 лет местом в ОУ, она оказывает его родителям (законным представителям) содействие в получении ребенком дошкольного образования в одной из вариативных форм, предусмотренных действующим законодательством, при этом ребенок числится в списке очередников и не снимается с учета для предоставления места в ОУ и ему предоставляется свободное (освободившееся или вновь созданное место) в ОУ в текущем учебном году либо с 1 сентября следующего года в порядке очереди и в соответствии с возрастом ребенка (п. 1.7.3 Постановление № 2461).

В соответствии с п. 1.8.2 Постановления № 2461 родители (законные представители) имеют право до 30 апреля года, в котором планируется зачисление ребенка в ОУ, внести следующие изменения в заявление с сохранением даты постановки ребенка на учет: изменить ранее выбранный год поступления ребенка в ОУ; изменить ранее выбранные ОУ; изменить сведения о льготе; изменить персональные данные о себе и ребенке (в случае смены фамилии, имени, отчества (при его наличии), адреса). Указанные изменения вносятся в систему АИС по заявлению родителей (законных представителей), поданному ими непосредственно в Комиссию.

Комплектование групп в ОУ на новый учебный год осуществляется Комиссией ежегодно, с 15 мая по 1 сентября текущего календарного года, по мере отчисления детей, завершивших обучение в ОУ. После 1 октября текущего года проводится доукомплектование ОУ на свободные или освободившиеся места (п. 1.8.4 Постановления № 2461).

Пунктом 1.8.7 Постановления № 2461 предусмотрено, что при отказе родителей (законных представителей) или при отсутствии их согласия/отказа от предложенного места в ОУ изменяется желаемая дата поступления ребенка в ОУ на следующий учебный год с сохранением даты постановки ребенка на учет в системе АИС. Основанием для отказа в предоставлении места в ОУ являются в том числе отсутствие свободных мест в ОУ.

При этом как указал Конституционный суд РФ в своем Определении от 29.05.2014 года № 1141-О отказ в предоставлении места в образовательном учреждении по причине отсутствия в таком учреждении свободных мест не может рассматриваться как нарушающее конституционное право на образование.

Таким образом, в случае соблюдения родителем (законным представителем) ребенка всех необходимых условий для получения места в детском саду для ребенка, уполномоченный орган обязан обеспечить ребенка местом в дошкольном учреждении для получения бесплатного дошкольного образования, с учетом его доступности относительно места жительства.

При этом законодательством не предусмотрена обязанность органа местного самоуправления обеспечить место именно в избранном законным представителем ребенка дошкольном учреждении в отсутствие в нем мест при наличии возможности обеспечения местом ребенка в аналогичных и иных расположенных на территории муниципального образования детских дошкольных учреждениях с учетом конкретных особенностей развития ребенка.

Из доводов административного искового заявления следует, что по состоянию на 17.01.2022 г. в г. Благовещенске в АИС «Е-услуги. Образование» зарегистрировано 4802 ребенка, в том числе: 2019 г.р. -1022 ребенка, 2020 г.р. - 2239 детей, 2021 г.р. - 1538 детей, 2022 г. - 3 ребенка, таким образом, детям в очереди по актуальному спросу в возрасте до 3 лет не представлены места в детском дошкольном учреждении, что свидетельствует, по мнению административного истца о допущенном бездействии.

В ходе рассмотрения дела на основании представленных администрацией г. Благовещенска и Управлением образование администрации г. Благовещенска доказательств судом установлено, что в очереди на предоставление места в дошкольные образовательные учреждения города в автоматизированной информационной системе «Е- услуги. Образование» по состоянию на 31.01.2022 года зарегистрировано 4739 детей 2019-2021 годов рождения, в том числе: 2019 г.р.- актуальный спрос 375 детей, отложенный спрос (дети не планируют посещать детский сад в текущем году) 597 детей; 2020 г.р.- актуальный спрос 315 детей; отложенный спрос- 1898 детей, 2021 г.р. - актуальный спрос 5 детей, отложенный спрос 1549 детей.

Таким образом, из 4739 детей в очереди по актуальному спросу находятся 695 детей в возрасте до 3 лет, остальные дети, стоящие в очереди (4044 чел.) находятся в очереди по отложенному спросу и в текущем году посещать детский сад не планируют.

Кроме того, по состоянию на 28.02.2022 г. в детских садах города Благовещенска имеется 49 свободных мест для детей 2019 года рождения в дошкольных учреждениях: МАДОУ «ДС № 5 г.Благовещенска; (корпус № 1, № 4); МАДОУ «ДС№ 14 г.Благовещенска (корпус № 2); МАДОУ «ДС № 35 г.Благовещенска (корпус № 2, № 4); МАДОУ «ДС № 40 г.Благовещенска (корпус № 1); МАДОУ «ДС № 55 г.Благовещенска (корпус № 3) МАДОУ «ДС № 60 г.Благовещенска (корпус № 1); МАДОУ «ЦРР-ДС № 68 г.Благовещенска (корпус № 1, № 2, № 4); МАОУ «Прогимназия г. Благовещенска» (ул. Соколовская, 39, ул. Институтская, 17, ул. Хмельницкого, 50/2), а также 18 свободных мест для детей 2020 года рождения в: МАДОУ «ЦРР-ДС № 4; г.Благовещенска «Фантазия» (корпус№ 2); МАДОУ «ДС МАДОУ «ДС № 40 г.Благовещенска (корпус № 1, № 2); МАДОУ «ДС № 60 г.Благовещенска (корпус № 1) в наличии.

Все дети на территории муниципального образования г. Благовещенска старше 3 лет и до 7 лет обеспечены местами в муниципальных дошкольных образовательных организациях города. Актуальный спрос в данной возрастной категории отсутствует, тчо не оспаривалось административным истцом.

Также, в ходе судебного разбирательства, судом установлено в целях обеспечения потребности населения в услугах дошкольного образования на территории города в течение предыдущих трех лет в муниципальных дошкольных образовательных организациях создано 330 дополнительных мест для детей дошкольного возраста, в том числе:

-в 2019 году - 140 мест (МАДОУ «ДС № 3 г. Благовещенска» - 20 мест; МАДОУ «ДС № 5 г. Благовещенска» - 25 мест; МАДОУ «ДС № 35 г. Благовещенска» - 50 мест; МАДОУ «ДС № 60 г. Благовещенска» - 20 мест; МАДОУ «ДС № 67 г. Благовещенска» - 25 мест);

- в 2020 году - 120 мест за счет приобретения МАДОУ «ДС № 60 г. Благовещенска» (корпус 3);

- в 2021 год - после перепланировки и капитального ремонта зданий открыты 3 дополнительные группы на 70 мест для детей раннего возраста (МАДОУ «Детский сад № 55 г. Благовещенска» (ул. Ленина, 283) - 20 мест, МАОУ «Прогимназия г. Благовещенска» (ул. Б-Хмельницкого, 50/2) - 47 мест).

В феврале 2022 года после завершения капитального ремонта возобновил работу корпус № 3 МАДОУ «Детский сад № 5 г. Благовещенска», куда направлены 75 детей 2019, 2020 годов рождения, состоящих в очереди на предоставление места в детском саду.

Помимо этого, в целях обеспечения доступности дошкольного образования для детей в возрасте до 3 лет проводится работа по привлечению ресурсов негосударственного сектора к созданию дополнительных мест.

Так, в 2020 году в рамках Федерального проекта «Содействие занятости женщин - создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до 3 лет» Национального проекта «Демография» 3 индивидуальным предпринимателям из федерального и областного бюджетов предоставлены средства субсидии на создание 30 дополнительных мест для детей в возрасте до 3 лет. 30 детей, состоящих в очереди на получение путевки в детский сад, обеспечены местом в частном дошкольном учреждении до достижения возраста 3 лет.

В 2021 году в рамках Федерального проекта «Содействие занятости» Национального проекта «Демография» 4 негосударственным дошкольным учреждениям предоставлены средства субсидии на создание 55 дополнительных мест. В январе 2022 года 55 детей, состоящих в очереди в муниципальные дошкольные учреждения, направлены в частные дошкольные учреждения до достижения возраста 3 лет.

В целях поддержки негосударственного сектора, а также выравнивания родительской платы за содержание ребенка в частных детских садах и у ИП в пределах муниципальной родительской платы по решению Благовещенской городской Думы от 26.11.2020 № 18/114 «Об установлении дополнительной меры социальной поддержки родителям детей в возрасте от 1,5 до 3 лет, необеспеченных местом в муниципальных образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы дошкольного образования» в соответствии с постановлением администрации города Благовещенска от 26.11.2020 г. № 4145 с 2020 года начали предоставляться дополнительные меры социальной поддержки для родителей (законных представителей) детей в возрасте от 1,5 до 3 лет, не обеспеченных местом в муниципальных детских садах, в форме предоставления сертификатов номиналом в 10 тыс. рублей, удостоверяющих право на получение частично финансово обеспеченного места в частных организациях города Благовещенска, имеющих лицензию на образовательную деятельность, что привело к увеличению охвата дошкольным образованием детей раннего возраста.

Так, в 2020 году выдано 82 сертификата, в 2021 года – 395 сертификатов; на начало 2022 года – 193 сертификата для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет в 12 частных детских садов.

Кроме того, как следует из пояснений административного ответчика и не опровергнуто административным истцом, в целях создания дополнительных мест для детей раннего дошкольного возраста ведутся работы по подготовке проектно-сметной документации на объект «Дошкольное образовательное учреждение на 350 мест в Северном планировочном районе г. Благовещенск, Амурская область».

Учитывая указанные обстоятельства, суд полагает, что прокурором города Благовещенска в соответствии со ст. 62 КАС РФ не представлено достаточных доказательств, свидетельствующих о бездействии ответчика по обеспечению конституционных прав граждан на доступное дошкольное образование на территории муниципального образования города Благовещенска.

Напротив, согласно данным, содержащимся в представлении и.о. прокурора г. Благовещенска от 04.08.2021 года, актуальный спрос на предоставление мест в дошкольных учреждениях для детей 2019 г.р. по состоянию на 30.07.2021 года составлял 1534 ребенка. На 31.01.2022 года актуальный спрос на предоставление мест в дошкольных учреждениях для детей 2019 г.р. составил 375 детей. То есть количество детей 2019 г.р., нуждающихся в местах в дошкольных учреждения, за 6 месяцев (период с 30.07.2021 года по 31.01.2022 года) уменьшилось в 4 раза.

Действительно, осуществляемые органом местного самоуправления мероприятия не позволяют сделать вывод о том, что права детей 2019-2021 годов рождения, проживающих на территории муниципального образования города Благовещенска, реализованы в полной мере. Вместе с тем, представленные суду документы, свидетельствующие об организации и проведении мероприятий, статистические данные, свидетельствуют о том, что орган местного самоуправления в данном направлении не бездействует. Возможность беспрепятственного обеспечения местами в детских дошкольных учреждениях всех желающих зависит не только от действий муниципальных органов, но и от иных, не зависящих от них обстоятельств (демографической ситуации, количества и состояния фактически имеющихся дошкольных образовательных учреждений).

Кроме того, судом также учитывается, что заявляя требования об обязании администрации города Благовещенска обеспечить предоставление общедоступного бесплатного дошкольного образования путем увеличения количества муниципальных дошкольных образовательных учреждений либо увеличения вместимости существующих дошкольных образовательных организаций, истец фактически просит суд вмешаться в деятельность органов местного самоуправления по исполнению установленных полномочий, что, исходя из принципа разделения властей, является недопустимым.

Более того, увеличение вместимости существующих дошкольных учреждений невозможно без соблюдения санитарно-эпидемиологических требований к организациям воспитания и обучения, к организации общественного питания и безопасности в таких учреждениях. Доказательств возможности увеличения вместимости существующих дошкольных образовательных организаций с соблюдением санитарно-эпидемиологических требований административным истцом, заявившим такое требование, не представлено.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ суд,

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление и.о. прокурора г. Благовещенска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации г. Благовещенска, Правительству Амурской области о признании незаконным бездействия по не принятию мер в соответствии с требованиями Федерального закона от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» по обеспечению детей 2019-2021 годов рождения местами в дошкольных образовательных организациях, возложении обязанности на администрацию г. Благовещенска, Правительство Амурской области в срок не позднее 6 месяцев со дня вступления в силу решения суда принять меры к увеличению числа либо вместимости существующих дошкольных образовательных организаций - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья Т.С. Астафьева

Решение в окончательной форме принято 29 марта 2022 года