Р Е Ш Е Н И Е
Именем РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
03 июля 2017 года город Иркутск
Кировский районный суд г.Иркутска в составе:
председательствующего судьи Исаковой Н.Н.,
при секретаре судебного заседания Лукьяновой А.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2А-2316/2017 по административному исковому заявлению ФИО1 к руководителю УФАС России по Иркутской области ФИО2, УФАС России по Иркутской области о признании незаконными бездействий, выразившиеся в не рассмотрении обращений в установленном законе порядке, действий, выразившихся в рассмотрении обращений не в установленном законом порядке, о признании незаконными решений об отказе в возбуждении дела по признакам нарушения рекламного законодательства, об обязаниии устранить допущенные нарушения,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в Кировский районный суд г. Иркутска с административным исковым заявлением к руководителю УФАС России по Иркутской области ФИО2, УФАС России по Иркутской области, требуя признать:
признать незаконными бездействие руководителя УФАС по Иркутской области ФИО2, выразившееся в не рассмотрении обращения ФИО1 от 24.04.2017г. входящий № в установленном законом порядке;
признать незаконными бездействие руководителя УФАС по Иркутской области ФИО2, выразившееся в не рассмотрении обращения ФИО1 от 24.04.2017г. входящий № в установленном законом порядке;
признать незаконными бездействие руководителя УФАС по Иркутской области ФИО2, выразившееся в не рассмотрении обращения ФИО1 от 24.04.2017г. входящий № в установленном законом порядке;
признать незаконными бездействие руководителя УФАС по Иркутской области ФИО2, выразившееся в не рассмотрении обращений ФИО1 от 30.03.2017г. за вх. №№ в установленном законом порядке;
признать незаконными бездействие руководителя УФАС по Иркутской области ФИО2, выразившееся в не рассмотрении обращений ФИО1 от 27.03.2017г. за вх. №№ в установленном законом порядке;
признать незаконными действие руководителя УФАС по Иркутской области ФИО2, выразившееся в рассмотрении обращения ФИО1 от 24.04.2017г. входящий № не в установленном законом порядке;
признать незаконными действие руководителя УФАС по Иркутской области ФИО2, выразившееся в рассмотрении обращения ФИО1 от 24.04.2017г. входящий № не в установленном законом порядке;
признать незаконными действие руководителя УФАС по Иркутской области ФИО2, выразившееся в рассмотрении обращения ФИО1 от 24.04.2017г. входящий № не в установленном законом порядке;
признать незаконными действие руководителя УФАС по Иркутской области ФИО2, выразившееся в рассмотрении обращения ФИО1 от 24.04.2017г. за вх. №№ не в установленном законом порядке;
признать незаконными действие руководителя УФАС по Иркутской области ФИО2, выразившееся в рассмотрении обращения ФИО1 от 27.03.2017г. за вх. №№ не в установленном законом порядке;
признать незаконными решение руководителя УФАС по Иркутской области ФИО2 об отказе возбуждении дела по признакам нарушения рекламного законодательства по обращению ФИО1 от 24.04.2017г. входящий №;
признать незаконными решение руководителя УФАС по Иркутской области ФИО2 об отказе возбуждении дела по признакам нарушения рекламного законодательства по обращению Ганге- 4 от 24.04.2017г. входящий №;
признать незаконными решение руководителя УФАС по Иркутской области ФИО2 об отказе возбуждении дела по признакам нарушения рекламного законодательства по обращению ФИО1 от 27.03.2017г. входящий №;
признать незаконными решение руководителя УФАС по Иркутской области ФИО2 об отказе возбуждении дела по признакам нарушения рекламного законодательства по обращению ФИО1 24.04.2017г. за вх. №№, 3535, 3536, 3537, 3584;
признать незаконными решение руководителя УФАС по Иркутской области ФИО2 об отказе возбуждении дела по признакам нарушения рекламного законодательства по обращению ФИО1 27.03.2017г. за вх. №№, 3387, 3388, 3390, 3391, 3392;
обязать руководителя УФАС по Иркутской области ФИО2 устранить допущенные нарушения.
В обоснование административного искового заявления указано, что ФИО1 обратился в УФАС России по ИО с заявлениями о нарушении законодательства о рекламе, что подтверждается копией жалобы.
ДД.ММ.ГГГГг. за исх. № руководитель УФАС России по Иркутской области ФИО2 сообщает, что рассмотрение вопроса жалобы не входит в компетенцию органа, что подтверждается копией ответа (приложена №).
ДД.ММ.ГГГГг. за исх. № руководитель УФАС России по Иркутской области ФИО2 сообщает, что заявителем был нарушен порядок подачи заявления в антимонопольный орган (приложение №).
ДД.ММ.ГГГГг. за исх. № руководитель УФАС России по Иркутской области ФИО2 сообщает, что заявителем был нарушен порядок подачи заявления в антимонопольный орган (приложение №).
ДД.ММ.ГГГГг. за исх. № руководитель УФАС России по Иркутской области ФИО2 сообщает, что заявителем был нарушен порядок подачи заявления в антимонопольный орган (приложение №).
ДД.ММ.ГГГГг. за исх. № руководитель УФАС России по Иркутской области ФИО2 сообщает, что заявителем был нарушен порядок подачи заявления в антимонопольный орган (приложение №). Таки образом, ФИО2 было отказано в возбуждении дел по признакам нарушения рекламного законодательства по обращениям.
Фактически своими ответами административный ответчик принял решение об отказе в рассмотрении обращений административного истца. Решения административного ответчика приняты в отсутствии оснований, установленных законом для отказа, в связи с чем, является незаконными. Также, бездействие ФИО2, выразившееся в не рассмотрении обращений ФИО1 в установленном законом порядке, и действий, выразившееся в рассмотрении обращений ФИО1 не в установленном законом порядке - тоже являются незаконными. Принятыми незаконными решениями, допущенными незаконными действиями и бездействиям нарушается право ФИО1 на защиту его прав и интересов, на доступ к правосудию, на полное и всестороннее рассмотрение обращений.
В судебном заседании административный истец ФИО1, представитель административного истца ФИО3 требования поддержали в полном объеме. Административный истец суду пояснил, что в требованиях имеется опечатка в дате указания обращений за входящими номерами №, неверно указана дата обращений ДД.ММ.ГГГГ, все эти обращения имели место ДД.ММ.ГГГГ.
Административные ответчики в судебном заседании отсутствуют, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом. УФАС России по Иркутской области в письменном отзыве требования ФИО1 не признал.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
В ходе судебного разбирательства установлено, что ДД.ММ.ГГГГ вх. № ФИО1 обратился в УФАС России по Иркутской области с жалобой по факту размещения, на перекрестке <адрес> с <адрес> в <адрес>, рекламных конструкций на опорах освещения, просил провести проверку, установить виновных лиц, привлечь их к ответственности и принять исчерпывающие меры для недопущения подобного вновь. К заявлению ФИО1 приложил фотоснимки.
На данную жалобу УФАС России по Иркутской области был дан ответ от ДД.ММ.ГГГГ. за исх. №, согласно которому, на заявление от ДД.ММ.ГГГГ (вх. №) по факту размещения, на перекрестке <адрес> с <адрес> в <адрес>, рекламных конструкций на опорах освещения, сообщает следующее. В соответствии с частью 9 статьи 19 Федерального Закона РФ «О рекламе» от 13.03.2006г. № 38-ФЗ, размещение рекламной конструкции допускается при наличии разрешения на установку рекламной конструкции, выдаваемого на основании заявления собственника или иного законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществить установку рекламной конструкции. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 года № 508 «Об утверждении правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе», Приказом ФАС России от 28.12.2007 года № 453 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе», а также положениями статьи 33 федерального закона «О рекламе» от 13.03.2006г. № 38-ФЗ, антимонопольный орган осуществляет в пределах своих полномочий государственный контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе, в том числе: предупреждает, выявляет и пресекает нарушения физическими или юридическими лицами законодательства Российской Федерации о рекламе; возбуждает и рассматривает дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе. В полномочия Управления федеральной антимонопольной службы России по Иркутской области не входит контроль за соблюдение технических регламентов при размещении рекламных конструкций. Для решения вопроса в части установки рекламных конструкций на опорах освещения обращение ФИО1 направлено в адрес Комитета по экономике Администрации города Иркутска для принятия установленных законом мер.
Полномочия антимонопольного органа на осуществление государственного надзора в сфере рекламы установлены статьей 33 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе».
Пунктом 1 указанной статьи предусмотрено, что антимонопольный орган осуществляет в пределах своих полномочий государственный надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе, в том числе: предупреждает, выявляет и пресекает нарушения физическими или юридическими лицами законодательства Российской Федерации о рекламе; возбуждает и рассматривает дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1 обратился в УФАС России по Иркутской области с жалобами (вх. № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ) о распространении смс рекламы на номер его телефона, в отсутствии его согласия на ее рассылку.
На данную жалобу УФАС России по Иркутской области был дан ответ от ДД.ММ.ГГГГ. за исх. №, согласно которому, в связи с недостаточностью доказательств, позволяющих сделать вывод о наличии либо отсутствии признаков нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, в соответствии с п. 15 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства от ДД.ММ.ГГГГ№. п. 2.18 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утв. Приказом ФАС России от ДД.ММ.ГГГГ№, срок рассмотрения заявления ФИО1 продлевается на один месяц. Согласно п. 3.25 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утв. Приказом ФАС России от ДД.ММ.ГГГГ№ (далее - Регламент), основанием для возбуждения дела является выявление антимонопольным органом самостоятельно или при рассмотрении заявления, поступившего в антимонопольный орган, обстоятельств, свидетельствующих о наличии признаков нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, если при этом не установлено обстоятельств, указанных в пунктах 3.19, 3.20, 3.21 настоящего Регламента. 3.25. Заявитель вправе подать заявление и материалы в произвольной письменной форме или в форме электронного документа. Если заявителем является физическое лицо, то заявление подписывается заявителем (представителем заявителя). Заявление должно содержать следующие сведения: сведения о заявителе, в том числе: для физического лица - фамилия, имя, отчество (при наличии), адрес места жительства; для юридического лица - наименование юридического лица, адрес места нахождения; наименование рекламодателя, рекламопроизводителя, рекламораспространителя, действия которых содержат признаки нарушения законодательства о рекламе, или наименование федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, принявшего акт, полностью или в части противоречащий законодательству о рекламе; описание фактов, свидетельствующих о наличии признаков нарушения законодательства о рекламе, с указанием способа, места и времени распространения рекламы или указание акта федерального органа исполнительной власти, акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, акта органа местного самоуправления, полностью или в части противоречащего законодательству о рекламе, или указан стороны и обстоятельства заключения договора на оказание услуг по распространению телевизионной рекламы с нарушением требований законодательства о рекламе с приложением имеющихся доказательств; существо требований, с которыми заявитель обращается; перечень прилагаемых документов (п. 3.4, п. 3.6, п. 3.7 Регламента). Прилагаемые к заявлению документы должны представлять собой оригиналы или копии оригиналов, заверенные подписью руководителя (уполномоченного лица) и печатью юридического лица (уполномоченного лица) или подписью физического лица (представителя физического лица) (п. 3.9. Регламента). Однако, копии документов, приложенных к заявлениям ФИО1 не заверены его подписью, не приложена детализация поступивших на его абонентский номер смс сообщений. Следовательно, не представляется возможным установить отсутствие либо наличие признаков нарушения рекламного законодательства. На основании изложенного, в связи с нарушением порядка подачи заявления в антимонопольный орган, Иркутское УФАС России повторно предложило ФИО1 устранить допущенные нарушения в срок до 25.05.2017г., в случае устранения указанных нарушений Управление готово рассмотреть обращения ФИО1, в противном случае по его обращениям будет принято решение об отказе в возбуждении дел по признакам нарушения рекламного законодательства.
Кроме того, 24.04.2017г. ФИО1 обратился в УФАС России по Иркутской области с жалобой (вх. № от ДД.ММ.ГГГГ) о распространении смс рекламы на номер его телефона, в отсутствии его согласия на ее рассылку.
На данную жалобу УФАС России по Иркутской области был дан ответ от 28.04.2017г. за исх. №, согласно которому, в соответствии с частью 1 статьи 33 ФЗ «О рекламе» от 13.03.2006г. № 38-ФЗ, государственный надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе осуществляет антимонопольный орган в пределах своих полномочий, в том числе: предупреждает, выявляет и пресекает нарушения физическими или юридическими лицами законодательства Российской Федерации о рекламе; возбуждает и рассматривает дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе. Согласно п. 3.25 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденный Приказом ФАС России от ДД.ММ.ГГГГ№ (далее - Регламент), основанием для возбуждения дела является выявление антимонопольным органом самостоятельно или при рассмотрении заявления, поступившего в антимонопольный орган, обстоятельств, свидетельствующих о наличии признаков нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, если при этом не установлено обстоятельств, указанных в пунктах 3.19, 3.20, 3.21 настоящего Регламента. Согласно п. 3.4, п. 3.5 и п.3.6 Регламента заявитель вправе подать заявление и материалы в произвольной письменной форме или в форме электронного документа. Если заявителем является физическое лицо, то заявление подписывается заявителем (представителем заявителя). Заявление должно содержать следующие сведения: сведения о заявителе, в том числе: для физического лица - фамилия, имя, отчество (при наличии), адрес места жительства; для юридического лица - наименование юридического лица, адрес места нахождения; наименование рекламодателя, рекламопроизводителя, рекламораспространителя, действия которых содержат признаки нарушения законодательства о рекламе, или наименование федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, принявшего акт, полностью или в части противоречащий законодательству о рекламе; описание фактов, свидетельствующих о наличии признаков нарушения законодательства о рекламе, с указанием способа, места и времени распространения рекламы или указание акта федерального органа исполнительной власти, акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, акта органа местного самоуправления, полностью или в части противоречащего законодательству о рекламе, или указан стороны и обстоятельства заключения договора на оказание услуг по распространению телевизионной рекламы с нарушением требований законодательства о рекламе с приложением имеющихся доказательств; существо требований, с которыми заявитель обращается; перечень прилагаемых документов (п. 3.4, п. 3.6, и. 3.7 Регламента). Прилагаемые к заявлению документы должны представлять собой оригиналы или копии оригиналов, заверенные подписью руководителя (уполномоченного лица) и печатью юридического лица (уполномоченного лица) или подписью физического лица (представителя физического лица) (и. 3.9. Регламента). Поступившее в антимонопольный орган обращение (вх. № от ДД.ММ.ГГГГ) не соответствуют требованиям, установленным Административным регламентом №, а именно: не приложена детализация номера ФИО1, копия рекламы (скриншот полученного СМС - сообщения) не заверена подписью ФИО1 На основании изложенного, в связи с нарушением порядка подачи заявления в антимонопольный орган, Иркутское У ФАС России предложило ФИО1 устранить допущенные нарушения в срок до 19.05.2017г., в случае устранения указанных нарушений Управление готово рассмотреть обращение, в противном случае по обращению ФИО1 будет принято решение об отказе в возбуждении дела по признакам нарушения рекламного законодательства.
Кроме того, 28.04.2017г. ФИО1 обратился в УФАС России по Иркутской области с жалобой (вх. № от ДД.ММ.ГГГГ) о распространении смс рекламы на номер его телефона, в отсутствии его согласия на ее рассылку.
На данную жалобу УФАС России по Иркутской области был дан ответ от 28.04.2017г. за исх. № аналогичный ответу от 28.04.2017г. за исх. №.
Кроме того, 30.03.2017г. ФИО1 обратился в УФАС России по Иркутской области с жалобами вх. № № о распространении смс рекламы на номер его телефона, в отсутствии его согласия на ее рассылку.
На данную жалобу УФАС России по Иркутской области был дан ответ от 28.04.2017г. за исх. №, аналогичный ответу от 28.04.2017г. за исх. №, где ФИО1 предложено устранить допущенные нарушения в срок до 26.05.2017г., в случае устранения указанных нарушений Управление готово рассмотреть обращение, в противном случае по обращению ФИО1 будет принято решение об отказе в возбуждении дела по признакам нарушения рекламного законодательства.
Полномочия антимонопольного органа на осуществление государственного надзора в сфере рекламы установлены статьей 33 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе».
Пунктом 1 указанной статьи предусмотрено, что антимонопольный орган осуществляет в пределах своих полномочий государственный надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе, в том числе: предупреждает, выявляет и пресекает нарушения физическими или юридическими лицами законодательства Российской Федерации о рекламе; возбуждает и рассматривает дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Согласно п. 3.25 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденный Приказом ФАС России от 23.11.2012 № 711/12 (далее - Регламент), основанием для возбуждения дела является выявление антимонопольным органом самостоятельно или при рассмотрении заявления, поступившего в антимонопольный орган, обстоятельств, свидетельствующих о наличии признаков нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, если при этом не установлено обстоятельств, указанных в пунктах 3.19. 3.20. 3.21 настоящего Регламента.
Согласно п. 1 ст. 4 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращения граждан Российской Федерации» обращение гражданина - это направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 13 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (далее - Правила), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 2006 г. № 508 и пунктами 3.6, 3.8 Административного регламента в заявлении о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе, подаваемом в антимонопольный орган, должны содержаться следующие сведения:
- наименование и местонахождение заявителя (для физических лиц - фамилия, имя, отчество и место жительства заявителя - физического лица);
- наименование рекламодателя (рекламопроизводителя, рекламораспространителя), действия которого содержат признаки нарушения законодательства о рекламе;
- описание фактов, свидетельствующих о признаках нарушения законодательства о рекламе, с указанием способа, места и времени распространения рекламы;
- требования заявителя.
В случае невозможности предоставления доказательств, свидетельствующих о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, заявитель вправе указать лицо, от которого могут быть получены такие доказательства.
В соответствии с п. 15 Правил, Антимонопольный орган рассматривает заявление, поданное в соответствии с настоящими Правилами, а также документы и материалы, приложенные к нему, в срок, не превышающий 1-го месяца со дня его поступления.
При рассмотрении заявления и приложенных к нему документов и материалов антимонопольный орган:
определяет, относится ли данное дело к его компетенции;
устанавливает наличие признаков нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе и определяет нормы, которые подлежат применению;
определяет круг лиц, подлежащих привлечению к участию в деле.
В случае недостаточности доказательств, позволяющих сделать вывод о наличии либо отсутствии признаков нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, антимонопольный орган вправе продлить срок рассмотрения заявления, но не более чем на 1 месяц, письменно уведомив о таком решении заявителя.
Как предусмотрено в п. 2.22, п. 2.23, п. 2.24 Административного регламента, в случаях, связанных с необходимостью получения антимонопольным органом дополнительной информации, а также в случаях, установленных разделом IV Правил, срок рассмотрения дела может быть продлен Комиссией, но не более чем на два месяца. О продлении срока рассмотрения дела Комиссия выносит определение и направляет копию этого определения лицам, участвующим в деле. Общий срок рассмотрения дела по признакам нарушения законодательства о рекламе составляет три месяца и исчисляется со дня вынесения антимонопольным органом определения о назначении дела к рассмотрению.
По результатам рассмотрения заявления антимонопольный орган принимает решение: о возбуждении дела; об отказе в возбуждении дела (пункт 16 Правил). Перечень правовых решений по результатам рассмотрения жалоб является исчерпывающим, иных правовых решений по результатам рассмотрения обращений законом не предусмотрено.
По смыслу положений части 3 статьи 8, пунктов 4 и 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ государственный орган обязан дать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, если указанные вопросы входят в его компетенцию; если же поставленные вопросы в его компетенцию не входят, то он пересылает обращение гражданина по подведомственности и уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.
В письмах от 27.04.2017г. за исх. №, от 28.04.2017г. за исх. №, от 28.04.2017г. за исх. №, от 28.04.2017г. за исх. № антимонопольный орган указывает на необходимость предоставления дополнительных документов в определенный срок, и в случае не предоставления будет принято решение об отказе в возбуждении дела по признакам нарушения рекламного законодательства.
28.06.2017г. УФАС России по Иркутской области вынесено определение № об отказе в возбуждении дела по признакам нарушения рекламного законодательства по жалобе ФИО1 (вх. № от 24.04.2017г.).
23.06.2017г. УФАС России по Иркутской области вынесено определение № о возбуждении дела по признакам нарушения рекламного законодательства по жалобе ФИО1 (вх. № от 24.04.2017г.).
По обращениям ФИО1 (от ДД.ММ.ГГГГ вх. №№) 26.05.2017г. УФАС России по Иркутской области вынесены определения о возбуждении дела по признакам нарушения рекламного законодательства.
По обращению ФИО1 от 24.04.2017г. входящий № было принято решение о направлении жалобы в компетентный орган.
Так письмом от ДД.ММ.ГГГГ исх № антимонопольный орган уведомляет заявителя, что его обращение направлено в адрес Комитета по экономике и финансам администрации г. Иркутска для принятия установленных законом мер.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что со стороны антимонопольного органа, а именно его должностного лица руководителя УФАС России по Иркутской области ФИО2, у которого на рассмотрении находились жалобы ФИО1, бездействие в не рассмотрении обращений ФИО1 в установленном законом порядке, не установлено, все обращения ФИО1 рассмотрены.
К решениям относятся акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций.
К действиям органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных или муниципальных служащих относится властное волеизъявление названных органов и лиц, которое не облечено в форму решения, но повлекло нарушение прав и свобод граждан и организаций или создало препятствия к их осуществлению. К действиям, в частности, относятся выраженные в устной форме требования должностных лиц органов, осуществляющих государственный надзор и контроль.
Обжалуемые решения руководителя УФАС России по Иркутской области ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ за исх. №, от ДД.ММ.ГГГГ. за исх. №, от 28.04.2017г. за исх. №, от 28.04.2017г. за исх. № по рассмотрению его обращений от 24.04.2017г. вх. №№, 4693, от 30.03.2017г. вх. №№ от ДД.ММ.ГГГГ. за вх. №№ не носят характера властного волеизъявления, как указывает административный истец, а имеют информационный и разъяснительный характер, поскольку не содержат каких-либо властных предписаний, решений, требований в отношении прав и обязанностей административного истца, в связи с чем, не подлежат обжалованию в порядке главы 22 КАС РФ.
При таких обстоятельствах требования ФИО1 о признании незаконными решений руководителя УФАС России по Иркутской области ФИО2 об отказе в возбуждении дела по признакам нарушения рекламного законодательство по обращениям ФИО1 от 24.04.2017г. вх. №№, от 30.03.2017г. вх. №№, от 27.03.2017г. за вх. №№ не подлежат удовлетворению.
Поскольку по жалобам от ДД.ММ.ГГГГ вх. № №, 3387, 3388, 3390, 3391, №, от 24.04.2017г. вх. №№, 4691, от 30.03.2017г. вх.№ №, 3535, 3536, 3537, 3584 были приняты правовые решения, а именно вынесены определения о возбуждении дел об административном правонарушении и определение об отказе дела об административном правонарушении то оснований для вывода о незаконности действий выразившееся в рассмотрении обращений ФИО1. не в установленном законом порядке не имеется.
При этом довод административного истца о том, что решения были приняты после обращения административного истца в суд, правового значения не имеют, поскольку данные обстоятельства не влекут признания в действиях административных ответчиков незаконных действий либо бездействий.
В соответствии с п. 3.19. Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утверждённого Приказом ФАС России от 23.11.2012 № 711/12 (ред. от 17.09.2015), исполнитель готовит проект письма заявителю об отказе в возбуждении дела, если при рассмотрении заявления установлен один из следующих фактов: рассмотрение вопросов, указанных в заявлении, не относится к компетенции антимонопольного органа.
Согласно ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе) распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее - рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи.
Установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором (ч. 5 ст. 19 Закона о рекламе).
Рассматривая требования административного истца о признании незаконными решение об отказе в возбуждении дела по признакам нарушения рекламного законодательства по обращению ФИО1 от 24.04.2017г. входящий № и действие выразившееся в рассмотрении обращения ФИО1 от 24.04.2017г. входящий № не в установленном законом порядке суд учитывает, что данное решение не содержит отказа в возбуждении дела об административном правонарушении в связи с чем, оснований для удовлетворения требований административного истца о признании незаконным решение руководителя УФАС по Иркутской области ФИО2 об отказе возбуждении дела по признакам нарушения рекламного законодательства по обращению ФИО1 от 24.04.2017г. входящий № не имеется.
Поскольку административный ответчик при рассмотрении обращения пришел к выводу о неподведомственности жалобы УФАС России по Иркутской области и принял решение о ее перенаправлении компетентному органу, оснований полагать о наличии незаконного действия руководителя УФАС по Иркутской области ФИО2, выразившееся в рассмотрении обращения ФИО1 от 24.04.2017г. входящий № не в установленном законом порядке нет.
Поскольку суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований административного истца о признании незаконными действий, бездействий и решений административного ответчика, оснований для удовлетворении требований о возложении обязанности устранить допущенные нарушения нет.
При таких обстоятельствах требования административного истца не подлежат удовлетворению.
Поскольку оспариваемые действия и бездействие произошли в конце апреля 2017 года, а незаконное бездействие оспаривается, в том числе на день обращения в суд, административный иск подан в суд 15.05.2017г., срок, предусмотренный ст. 219 КАС РФ, административным истцом не пропущен.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Требования ФИО1 к руководителю УФАС России по Иркутской области ФИО2, УФАС России по Иркутской области о признании незаконными бездействий руководителя УФАС по Иркутской области ФИО2, выразившееся в не рассмотрении в установленном законом порядке обращений ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ. вх. №№, от 30.03.2017г. вх. №№, от ДД.ММ.ГГГГ. за вх. №№; признании незаконными действия руководителя УФАС по Иркутской области ФИО2, выразившееся в рассмотрении не в установленном законом порядке обращения ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ. вх. №№. вх. №№, от ДД.ММ.ГГГГ. за вх. №№; признании незаконными решения руководителя УФАС по Иркутской области ФИО2 об отказе возбуждении дела по признакам нарушения рекламного законодательства по обращениям ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ. вх. №№, от ДД.ММ.ГГГГ. за вх. №№; обязании устранить допущенные нарушения - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Кировский районный суд города Иркутска в течении месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Председательствующий Н.Н. Исакова
Мотивированный текст решения суда изготовлен 06.07.2017г. Н.Н. Исакова