решение суда в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
дело №
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
Санкт-Петербург ДД.ММ.ГГГГ
Октябрьский районный суд Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего судьи Е.В. Николаевой,
при секретаре ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Федеральное государственное унитарное предприятие «Госкорпорация по ОрВД» (далее – ФГУП «Госкорпорация по ОрВД») к Управление государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - УГАН НОТБ СЗФО Ространснадзора) о признании незаконным предписания,
установил:
При проведении в период ДД.ММ.ГГГГ – ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с распоряжением УГАН НОТБ СЗФО Ространснадзора от ДД.ММ.ГГГГ№ была проведена внеплановая выездная проверка Санкт-Петербургского центра ОВД Филиала «Аэронавигация Северо-Запада» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» специалистами Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта были выявлены нарушения, о чём составлен акт № от ДД.ММ.ГГГГ, на основании которого Главный государственный инспектор отдела надзора за обеспечением авиационной безопасности, поисковым, аварийно-спасательным и противопожарным обеспечением полетов УГАН НОТБ СЗФО Ространснадзора ФИО3 вынесла предписание от ДД.ММ.ГГГГ№.№, из которого следует, что выявлены следующие нарушения:
1. в Санкт-Петербургском центре ОВД Филиала «Аэронавигация Северо-Запада» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» технические средства обеспечения транспортной безопасности (согласно предоставленного перечня оборудования систем безопасности СПБ центра ОВД) не сертифицированы в соответствии с правилами обязательной сертификации ТСОТБ, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№. Основание: ч. 8 ст. 12.2 ФЗ-16 «О транспортной безопасности».
2. в Санкт-Петербургском центре ОВД центре ОВД Филиала «Аэронавигация Северо-Запада» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» на объектах транспортной инфраструктуры Диспетчерский пункт «Вышка» аэропорта Санкт-Петербург (Пулково) и Санкт-Петербургский РЦ ЕС ОрВД не обеспечена передача данных со всех технических средств обеспечения транспортной безопасности в соответствии с установленным порядком уполномоченным подразделениям федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политике и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, а также территориального управления федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере транспорта. Основание: п. 5.24 «Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств воздушного транспорта», утвержденных приказом Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ№ (далее - Требования ТБ на ВТ).
3. в Санкт-Петербургском центре ОВД Филиала «Аэронавигация Северо-Запада» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» не обеспечен необходимый количественный и качественный состав, а также схема размещения технических систем и средств досмотра для досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности на ОТИ Санкт-Петербургский РЦ ЕС ОрВД для выявления предметов и веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения в технологический сектор зоны транспортной безопасности у всех проходящих физических лиц. Основание: п. 10.6 Требований ТБ на ВТ.
4. в Санкт-Петербургском центре ОВД Филиала «Аэронавигация Северо-Запада» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» не обеспечен необходимый количественный и качественный состав, а также схема размещения технических систем и средств досмотра для досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности на ОТИ Диспетчерский пункт «Вышка» аэропорта Санкт-Петербург (Пулково) для выявления предметов и веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения в технологический сектор зоны транспортной безопасности, у всех проходящих в зону транспортной безопасности ОТИ физических лиц. Основание: п. 14.5 Требований ТБ на ВТ.
5. в Санкт-Петербургском центре ОВД Филиала «Аэронавигация Северо-Запада» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» на ОТИ Диспетчерский пункт «Вышка» аэропорта Санкт-Петербург (Пулково) и Санкт-Петербургский РЦ ЕС ОрВД не созданы посты (пункты) управления обеспечением транспортной безопасности. Основание: п. 5.23 Требований ТБ на ВТ.
6. в Санкт-Петербургском центре ОВД Филиала «Аэронавигация Северо-Запада» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» выдача постоянных пропусков осуществляется без согласования с уполномоченными подразделениями федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Основание: п. 5.31.15 Требований ТБ на ВТ.
В связи с вышеизложенным ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» предписано устранить указанные нарушения в срок: устранить указанные нарушения в срок до ДД.ММ.ГГГГ. На весь период устранения нарушений, выявленных в ходе проверки, руководитель организации лично обязан принять эквивалентные меры, обеспечивающие соблюдение законодательства Российской Федерации, исполнение требований нормативно-правовых актов, ликвидацию последствий выявленных нарушений, устранение их причин, а также меры по ликвидации возникающих рисков актов незаконного вмешательства. 2. Принять необходимые меры по устранению причин и условий, способствовавших совершению выявленных нарушений и исключению повторяемости в дальнейшем. О принятых мерах по выполнению настоящего предписания представить до ДД.ММ.ГГГГ информацию в Управление государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по адресу: <адрес>, <адрес>.
Федеральное государственное унитарное предприятие «Госкорпорация по ОрВД», не согласившись с вынесенным предписанием, обратилось в Октябрьский районный суд Санкт-Петербурга с административным иском к Управлению государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, просило признать незаконным и отменить пункты 1, 2, 3, 4, 5, 6 предписания УГАН НОТБ СЗФО Ространснадзора от ДД.ММ.ГГГГ№.№
Представитель административного истца в заседание суда явился, требования и доводы административного иска поддержал.
Представитель административного ответчика ФИО3 в заседание суда явилась, возражала против удовлетворения административного иска по доводам, изложенным в письменном отзыве.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии со статьей 14 Воздушного кодекса Российской Федерации (далее ВК РФ) организация использования воздушного пространства предусматривает обеспечение безопасного, экономичного и регулярного воздушного движения, а также другой деятельности по использованию воздушного пространства.
Вопросы, относящиеся к государственному надзору в области гражданской авиации, регулируются статьей 28 этого Кодекса.
Так, целью государственного надзора в области гражданской авиации является обеспечение безопасности полетов воздушных судов, авиационной безопасности и качества выполняемых в гражданской авиации работ и оказываемых услуг (пункт 1 ст. 28 ВК РФ).
Согласно пункту 2 статьи 28 ВК РФ государственный надзор в области гражданской авиации осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти при осуществлении им федерального государственного транспортного надзора (далее - орган государственного надзора) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Предметом проверки в соответствии с пунктом 4 статьи 28 ВК РФ является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности в области гражданской авиации требований международных договоров Российской Федерации, воздушного законодательства Российской Федерации (далее - обязательные требования).
Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю (надзору) в сфере гражданской авиации, использования воздушного пространства Российской Федерации, аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации, является Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор), что следует из Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№.
В соответствии с Положением об Управлении государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, утвержденным Приказом Федеральной службы по надзору в сфере транспорта ДД.ММ.ГГГГ № АК-802фс, Управление государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта является территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере транспорта межрегионального уровня, осуществляющим функции Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор), предусмотренные настоящим Положением, по контролю (надзору) за деятельностью в сфере гражданской авиации, использования воздушного пространства Российской Федерации, аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации, авиационной безопасности, авиационно-космического поиска и спасания, поискового, аварийно-спасательного и противопожарного обеспечения полетов, за деятельностью в сфере транспортной безопасности на территории Северо-Западного федерального округа, куда входит <адрес>.
Управление осуществляет государственный контроль (надзор) за соблюдением юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями и их уполномоченными представителями (далее - субъекты надзора) требований, установленных международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области гражданской авиации, транспортной безопасности, авиационной безопасности, а также авиационно-космического поиска и спасания, аварийно-спасательного обеспечения на транспорте (далее - обязательные требования), посредством организации и проведения проверок субъектов надзора либо транспортных и технических средств в процессе их эксплуатации (пункт 3.1.1 Положения).
Управление имеет право проверять в установленном порядке деятельность юридических и физических лиц, осуществляющих деятельность на поднадзорной территории по обеспечению безопасности полетов, транспортной безопасности, авиационной безопасности, а также авиационно-космическому поиску и спасанию, аварийно-спасательному обеспечению на транспорте; выдавать субъектам надзора предписания об устранении нарушений обязательных требований, о проведении мероприятий по обеспечению предотвращения вреда жизни и здоровью людей, вреда окружающей среде, имуществу физических или юридических лиц, государственному имуществу, предотвращению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; осуществлять государственный транспортный надзор в соответствии с Постановлениями Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 236 "О федеральном государственном транспортном надзоре", от ДД.ММ.ГГГГ№ "Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в области транспортной безопасности" (раздел IV).
В соответствии со статьей 16 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" от ДД.ММ.ГГГГ N 294-ФЗ по результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, составляется акт (пункт 1), в котором указываются, в том числе, сведения о результатах проверки, о выявленных нарушениях обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, об их характере и о лицах, допустивших указанные нарушения (подпункт 7 пункт 2); к акту проверки прилагаются протоколы отбора образцов продукции, проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды, протоколы или заключения проведенных исследований, испытаний и экспертиз, объяснения работников юридического лица, работников индивидуального предпринимателя, на которых возлагается ответственность за нарушение обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, предписания об устранении выявленных нарушений и иные связанные с результатами проверки документы или их копии (пункт 3).
В случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны согласно пункту 1 статьи 17 ФЗ № 294-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также других мероприятий, предусмотренных федеральными законами.
Предписание, выдаваемое по результатам проверки, представляет собой акт уполномоченного должного лица, проводившего проверку, содержащий властное волеизъявление порождающее правовые последствия для конкретного лица, в связи с чем оно должно быть законным и обоснованным и не нарушать права и законные интересы лица, в отношении которого оно выдано, и иных лиц.
Требования к содержанию предписаний, выдаваемых должностными лицами государственной жилищной инспекции Правительства Санкт-Петербурга, установлены Положением о государственной жилищной инспекции Правительства Санкт-Петербурга, утв. Распоряжением Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга от ДД.ММ.ГГГГ N 4-р.
Согласно примерной форме предписания об устранении выявленных нарушений, приведённых в приложении N 10 к указанному Административному регламенту, в предписании, помимо выявленных нарушений, указываются мероприятия по их устранению и сроки выполнения необходимых работ. Предписание подписывается инспектором, осуществившим инспекционное обследование, и вручается либо направляется лицу, чьей обязанностью является проведение в установленный срок мероприятий по устранению выявленных нарушений.
Из анализа вышеприведённой нормы следует, что предписание должно содержать требования об устранении нарушений законодательства, но не определять характер необходимых действий, а также содержать срок, который позволит исполнить вынесенное предписание.
По смыслу статьи 17 Федерального закона № 294-ФЗ предписание выносится в случае установления при проведении контролирующим органом соответствующей проверки нарушений законодательства в целях их устранения. При этом предписание должно содержать только законные требования, то есть на юридическое лицо может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений, соблюдение которых обязательно для них в силу закона, а сами требования должны быть реально исполнимы.
Исполнимость предписания является важным требованием к данному виду ненормативного акта и одним из элементов законности предписания, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается определенный срок, за нарушение которого наступает административная ответственность (статья 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Следовательно, указанное предписание должностного лица, содержащее законные требования, должно быть реально исполнимо и содержать конкретные указания, четкие формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю, и которые должны быть направлены на прекращение и устранение выявленного нарушения. При этом содержащиеся в предписании формулировки должны исключать возможность двоякого толкования, изложение должно быть кратким, четким, ясным, последовательным, доступным для понимания всеми лицами.
Материалами дела подтверждено, что внеплановая выездная проверка проведена в отношении ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» на основании распоряжения УГАН НОТБ СЗФО Ространснадзора от ДД.ММ.ГГГГ№-р, согласно которому целью проверки являлось исполнение поручения Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ№ и поручения заместителя Министра транспорта Российской Федерации ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ№.
Указанная проверка проводилась в отношении ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» в целом, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, отдельной проверки Санкт-Петербургского центра ОВД не проводилось, о чём указано в акте проверки №.№ от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ в отношении административного истца Главным государственным инспектором отдела надзора за обеспечением авиационной безопасности, поисковым, аварийно-спасательным и противопожарным обеспечением полетов УГАН НОТБ СЗФО Ространснадзора ФИО6 вынесено предписание от ДД.ММ.ГГГГ№.№
Пунктом 1 предписания установлено, что в Санкт-Петербургском центре ОВД Филиала «Аэронавигация Северо-Запада» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» технические средства обеспечения транспортной безопасности (согласно предоставленного перечня оборудования систем безопасности СПБ центра ОВД) не сертифицированы в соответствии с правилами обязательной сертификации ТСОТБ, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№. Основание: ч. 8 ст. 12.2 ФЗ-16 «О транспортной безопасности».
Суд признаёт данный пункт предписания незаконным и подлежащим отмене в силу следующего.
Пунктом 8 статьи 12.2 Закона о транспортной безопасности предусмотрено, что технические средства обеспечения транспортной безопасности (системы и средства сигнализации, контроля доступа, досмотра, видеонаблюдения, аудио- и видеозаписи, связи, оповещения, сбора, обработки, приема и передачи информации, предназначенные для использования на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах в целях обеспечения транспортной безопасности) подлежат обязательной сертификации. Требования к функциональным свойствам технических средств обеспечения транспортной безопасности и порядок их сертификации определяются Правительством Российской Федерации.
Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении требований к функциональным свойствам технических средств обеспечения транспортной безопасности и Правил обязательной сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности» вступило в силу по истечении 6 месяцев со дня его официального опубликования, т.е. вступило в силу ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с пунктом 2 Правил обязательной сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ (далее – Правила сертификации) обязательную сертификацию технических средств обеспечения транспортной безопасности осуществляют федеральные органы исполнительной власти в пределах установленной сферы деятельности (далее - федеральные органы по сертификации).
Пунктом 4 Правил сертификации предусмотрено, что Федеральный орган по сертификации в пределах своей компетенции утверждает форму сертификата соответствия технических средств обеспечения транспортной безопасности требованиям к их функциональным свойствам (далее - сертификат соответствия).
Согласно пункту 2 Правил сертификации участниками обязательной сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности являются: а) федеральные органы по сертификации; б) органы по сертификации - организации, подведомственные федеральным органам по сертификации, уполномоченные федеральными органами по сертификации на выполнение процедур, связанных с проведением обязательной сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности; в) испытательные лаборатории - юридические лица или индивидуальные предприниматели, аккредитованные в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации для проведения испытаний технических средств обеспечения транспортной безопасности; г) заявители - юридические лица или индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации на ее территории, обратившиеся с заявлением о проведении обязательной сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности.
Согласно требованиям пункта 10 «Правил обязательной сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности», орган по сертификации, срок выдачи органом по сертификации заявителю сертификата соответствия не должен превышать 90 рабочих дней, если иное не указано в договоре заявителя с органом по сертификации. Срок 90 рабочих дней начинает исчисляться с момента принятия заявки органом сертификации
В материалах плановой выездной проверки отсутствуют образцы заявок филиала «Аэронавигация Северо-Запада» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» на проведение обязательной сертификации ТСОТБ.
Вместе с тем при рассмотрении дела, суд учитывает, что форма сертификата соответствия технических средств обеспечения транспортной безопасности требованиям к их функциональным свойствам утверждена приказом МВД России (федеральным органом по сертификации) от ДД.ММ.ГГГГ№ (Зарегистрировано в Минюсте России за №ДД.ММ.ГГГГ).
Органом по сертификации МВД России является ФКУ Научно-производственное объединение «специальная техника и связь» МВД России (далее – ФКУ НПО «СТиС» МВД России).
После издания Правил сертификации, федеральный орган по сертификации исполнил возложенную на него обязанность по утверждению формы выдаваемого сертификата только ДД.ММ.ГГГГ (после регистрации нормативного акта в Минюсте России), ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» в лице филиала «Аэронавигация Северо-Запада» обратилось с письменным обращением до указанной даты - от ДД.ММ.ГГГГ№.№ к начальнику Управления на транспорте МВД России по Северо-<адрес> о предоставлении информации о порядке проведения обязательной сертификации в отношении систем и средств сигнализации, контроля доступа, видеонаблюдения и аудио и видеозаписи.
Между тем действующее законодательство не устанавливает Порядок проведения обязательной сертификации в отношении систем и средств сигнализации, контроля доступа, видеонаблюдения и аудио и видеозаписи. Как пояснили представители сторон до настоящего времени такой Порядок не утверждён и не разработан.
Таким образом, на момент проведения проверки (с 19 по ДД.ММ.ГГГГ), составления акта проверки и вынесения предписания не имелось возможности сертифицировать технические средства обеспечения транспортной безопасности, в то же время ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» в лице филиала «Аэронавигация Северо-Запада» были приняты все зависящие меры по проведению сертификации в отсутствии утверждённого Порядка проведения обязательной сертификации в отношении систем и средств сигнализации, контроля доступа, видеонаблюдения и аудио и видеозаписи.
При таких обстоятельствах, оснований к указанию на наличие нарушения ч. 8 ст. 12.2 ФЗ-16 «О транспортной безопасности» у административного ответчика не имелось, в связи с чем в указанной части суд признаёт предписание незаконным и подлежащим отмене.
Доводы административного ответчика о том, что у ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» имелась реальная возможность с даты вступления в силу указанного Постановления Правительства №, направить заявки в органы сертификации на проведение сертификации ТСОТБ объекта транспортной инфраструктуры «Калининградский РЦ ЕС ОрВД», даже при отсутствии утвержденной формы сертификата соответствия ТСОТБ не лишало ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» обязанности и не являлось препятствием для своевременного направления заявок на сертификацию, в связи с чем ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» могло и должно было получить заключения по указанным предварительным процедурам по сертификации в срок, суд отклоняет, поскольку в рассматриваемом случае возможность к моменту проведения проверки оформить сертификаты у административного истца отсутствовала. Следовательно, указанное нарушение должно было быть зафиксировано в акте проверки, однако в виду его неисполнимости не могло быть включено в предписание.
Пунктом 2 предписания установлено, что в Санкт-Петербургском центре ОВД центре ОВД Филиала «Аэронавигация Северо-Запада» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» на объектах транспортной инфраструктуры Диспетчерский пункт «Вышка» аэропорта Санкт-Петербург (Пулково) и Санкт-Петербургский РЦ ЕС ОрВД не обеспечена передача данных со всех технических средств обеспечения транспортной безопасности в соответствии с установленным порядком уполномоченным подразделениям федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политике и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, а также территориального управления федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере транспорта. Основание: п. 5.24 «Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств воздушного транспорта», утвержденных приказом Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ№ (далее - Требования ТБ на ВТ).
Согласно пункта 5.24 Требования субъект транспортной инфраструктуры обязан обеспечить круглосуточное непрерывное функционирование постов (пунктов) управления обеспечением транспортной безопасности ОТИ или ТС, а также накопление, обработку и хранение в электронном виде данных со всех технических средств обеспечения транспортной безопасности и передачу указанных данных в соответствии с установленным порядком уполномоченным подразделениям федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, а также территориальные управления федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере транспорта, в соответствии с утвержденными планами обеспечения транспортной безопасности.
В ходе проведения плановой выездной проверки документов, подтверждающих выполнения данного требования ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» представлено не было.
Приказ Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств воздушного транспорта» не регулирует указанный порядок, включая вопросы процедуры оформления передачи данных, периодичность передачи и другие вопросы.
Проект Постановления Правительства Российской Федерации, устанавливающего требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств воздушного транспорта, находится в стадии разработки. В положениях указанного нормативного правового акта, в том числе, должны быть предусмотрены вопросы передачи данных.
Таким образом, исполнение перечисленных пунктов Требований является возможным исключительно при наличии установленного порядка передачи данных, который до настоящего времени не предусмотрен ни положениями Требований, ни другими нормативными актами. При таких обстоятельствах, суд признаёт указанный пункт предписания незаконным в виду его неисполнимости.
Пунктом 3 предписания установлено, что в Санкт-Петербургском центре ОВД Филиала «Аэронавигация Северо-Запада» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» не обеспечен необходимый количественный и качественный состав, а также схема размещения технических систем и средств досмотра для досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности на ОТИ Санкт-Петербургский РЦ ЕС ОрВД для выявления предметов и веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения в технологический сектор зоны транспортной безопасности у всех проходящих физических лиц. Основание: п. 10.6 Требований ТБ на ВТ.
Вместе с тем пунктом 4 предписания установлено, что в Санкт-Петербургском центре ОВД Филиала «Аэронавигация Северо-Запада» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» не обеспечен необходимый количественный и качественный состав, а также схема размещения технических систем и средств досмотра для досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности на ОТИ Диспетчерский пункт «Вышка» аэропорта Санкт-Петербург (Пулково) для выявления предметов и веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения в технологический сектор зоны транспортной безопасности, у всех проходящих в зону транспортной безопасности ОТИ физических лиц. Основание: п. 14.5 Требований ТБ на ВТ.
Пунктом 10.6 Требований Приказа Минтранса России № от ДД.ММ.ГГГГ закреплено, обеспечить необходимый количественный и качественный состав, а также схему размещения технических систем и средств досмотра для досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности на ОТИ для выявления предметов и веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения в перевозочный и технологический сектор зоны транспортной безопасности у всех проходящих, проезжающих (перемещаемых) в них физических лиц и материальных объектов.
В силу пункта 14.5 Требований Приказа Минтранса России № от ДД.ММ.ГГГГ, обеспечить необходимый количественный и качественный состав, а также схему размещения технических систем и средств досмотра для досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности на ОТИ для выявления предметов и веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения в зону свободного доступа, перевозочный и технологический секторы зоны транспортной безопасности, у всех проходящих, проезжающих (перемещающихся) в зону транспортной безопасности ОТИ физических лиц и материальных объектов.
В нарушение требований п. 10.6 Требований ТБ на ВТ в Санкт-Петербургском центре ОВД Филиала «Аэронавигация Северо-Запада» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» не обеспечен необходимый количественный и качественный состав, а также схема размещения технических систем и средств досмотра для досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности на ОТИ Санкт-Петербургский РЦ ЕС ОрВД для выявления предметов и веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения в технологический сектор зоны транспортной безопасности у всех проходящих физических лиц.
В нарушение требований п. 14.5 Требований ТБ на ВТ в Санкт-Петербургском центре ОВД Филиала «Аэронавигация Северо-Запада» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» не обеспечен необходимый количественный и качественный состав, а также схема размещения технических систем и средств досмотра для досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности на ОТИ Диспетчерский пункт «Вышка» аэропорта Санкт-Петербург (Пулково) для выявления предметов и веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения в технологический сектор зоны транспортной безопасности, у всех проходящих в зону транспортной безопасности ОТИ физических лиц.
Оспаривая выводы проверки, административный истец исходил из того, что предприятием были приняты все возможные меры, направленные на выполнение требований действующего законодательства в регулируемой сфере правоотношений, а сведений, указывающих на незаконное бездействие при обеспечении транспортной безопасности, в материалах проверки не имеется.
Так, по мнению административного истца, досмотр работников проводится на КПП главного оператора АО «Аэропорт «Пулково».
Нормативными положениями статьи 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» предусмотрено, что на основании результатов проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры субъекты транспортной инфраструктуры разрабатывают планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и не позднее трех месяцев со дня утверждения результатов оценки уязвимости направляют их на утверждение в компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности.
Планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры утверждаются компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности.
Указанные документы предусматривают, что ОТИ Диспетчерский пункт «Вышка» и ОТИ Санкт-Петербургский РЦ ЕС ОрВД находятся в контролируемой зоне Аэропорта Пулково.
Также предусмотрено, что процедура досмотра, дополнительного досмотра, наблюдения и собеседования в целях обеспечения транспортной безопасности осуществляется сотрудниками САБ ЗАО «Аэропорт при проходе через КПП аэропорта. Досмотр сотрудников и посетителей обоих ОТИ ОВД на входе не осуществляется.
Таким образом, административный истец полагает, что нормативные положения в части проведения процедуры досмотра, предусмотренные, в том числе, пунктом 8 и 16 приказа Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении Правил проведения досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности» в отношении ОТИ Диспетчерский пункт «Вышка» и ОТИ Санкт-Петербургский РЦ ЕС ОрВД не применимы, поскольку указанные процедуры досмотра проводятся должностными лицами другого юридического лица, в отношении которого проверка не проводилась.
Кроме того, по мнению административного истца, факт законности и достаточности проведения процедуры досмотра в охраняемой зоне Аэропорта «Пулково», на территории которой находятся ОТИ Диспетчерский пункт «Вышка» и ОТИ Санкт-Петербургский РЦ ЕС ОрВД был предметом проверки компетентного органа в области обеспечения транспортной безопасности – Росавиации при утверждении результатов оценки уязвимости данных объектов транспортной инфраструктуры (статья 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 16-ФЗ) и утверждении Плана обеспечения транспортной безопасности (статья 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 16-ФЗ), что также указывает на незаконность названных пунктов предписания.
Отклоняя доводы, административного истца, суд признаёт возможным согласиться с доводами административного ответчика относительно того, что АО «Аэропорт «Пулково» является другим субъектом транспортной инфраструктуры, с другой категорией ОТИ и не несёт ответственность за допуск персонала, а также лиц сторонних организаций на объекты ОТИ ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» в том числе и критические элементы данных объектов.
Досмотр сотрудников и посетителей обоих ОТИ на входе не осуществляется, что и является нарушением, так как в согласно ч. 1 ст. 4 ФЗ-16 обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
Пунктом 5 предписания установлено, что в Санкт-Петербургском центре ОВД Филиала «Аэронавигация Северо-Запада» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» на ОТИ Диспетчерский пункт «Вышка» аэропорта Санкт-Петербург (Пулково) и Санкт-Петербургский РЦ ЕС ОрВД не созданы посты (пункты) управления обеспечением транспортной безопасности. Основание: п. 5.23 Требований ТБ на ВТ.
Согласно пункта 5.23 Требований ТБ на ВТ субъект транспортной инфраструктуры обязан создать и оснастить посты (пункты) управления обеспечением транспортной безопасности необходимыми средствами управления и связи, обеспечивающими взаимодействие как между силами обеспечения транспортной безопасности ОТИ или ТС, так и с силами обеспечения транспортной безопасности других ОТИ или ТС, с которыми имеется технологическое взаимодействие.
Указанные требования накладывают обязанность на субъект транспортной инфраструктуры создать свой собственный пост (пункт) управления обеспечением транспортной безопасности на ОТИ.
В исполнении указанного пункта требований ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» были созданы и оснащены следующие пункты управления обеспечением транспортной безопасности в соответствии с планами ОТБ: в отношении объекта транспортной инфраструктуры - Санкт-Петербургский РЦ ЕС ОрВД - пункт управления обеспечением транспортной безопасности, который расположен в помещении № Санкт-Петербургского РЦ ЕС ОрВД; в отношении объекта транспортной инфраструктуры - Диспетчерский пункт «Вышка» аэропорта Санкт-Петербург (Пулково) - пост управления инженерно-техническими системами и силами обеспечения транспортной безопасности, который находится в здании АДЦ. Все указанные пункты управления обеспечением транспортной безопасности оборудованы и оснащены необходимыми средствами управления и связи.
Данные обстоятельства подтверждаются Приказами о вводе в эксплуатацию основных средств и актами ввода в эксплуатацию различных систем: приказ Санкт-Петербургского Центра ОВД от ДД.ММ.ГГГГ№; акт Санкт-Петербургского Центра ОВД от ДД.ММ.ГГГГ№; приказ Санкт-Петербургского Центра ОВД от ДД.ММ.ГГГГ№; акт Санкт-Петербургского Центра ОВД от ДД.ММ.ГГГГ№; акт Санкт-Петербургского Центра ОВД от ДД.ММ.ГГГГ№; акт Санкт-Петербургского Центра ОВД от ДД.ММ.ГГГГ№; акт Санкт-Петербургского Центра ОВД от ДД.ММ.ГГГГ№; акт Санкт-Петербургского Центра ОВД от ДД.ММ.ГГГГ№; приказ Санкт-Петербургского Центра ОВД от ДД.ММ.ГГГГ№; приказ Санкт-Петербургского Центра ОВД от ДД.ММ.ГГГГ№; приказ Санкт-Петербургского Центра ОВД от ДД.ММ.ГГГГ№; приказ Санкт-Петербургского Центра ОВД от ДД.ММ.ГГГГ№; приказ Санкт-Петербургского Центра ОВД от ДД.ММ.ГГГГ№.
Таким образом, факт отсутствия постов (пунктов) управления обеспечением транспортной безопасности в ходе слушания подтверждён не был, в связи с чем суд признаёт пункт 5 предписания незаконным и подлежащим отмене.
Пунктом 6 предписания установлено, что в Санкт-Петербургском центре ОВД Филиала «Аэронавигация Северо-Запада» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» выдача постоянных пропусков осуществляется без согласования с уполномоченными подразделениями федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Основание: п. 5.31.15 Требований ТБ на ВТ.
В ходе проверки надзорный орган установил, что в нарушение требований п. 5.31.15 Требований ТБ на ВТ в Санкт-Петербургском центре ОВД Филиала «Аэронавигация Северо-Запада» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» выдача постоянных пропусков осуществляется без согласования с уполномоченными подразделениями федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
Однако из материалов дела следует и не опровергается стороной административного ответчика, что при проведении проверки административным истцом в подтверждение выполнения п. 5.31.15 Требований ТБ на ВТ были представлены следующие документы: - письменный запрос Санкт-Петербургского Центра ОВД о согласовании выдачи пропусков отДД.ММ.ГГГГ№ в адрес ЛО МВД России в а/п «Пулково» со списком персонала; письменный запрос Санкт-Петербургского Центра ОВД о согласовании выдачи пропусков от ДД.ММ.ГГГГ№ в адрес ЛО МВД России в а/п «Пулково» со списком персонала; письменный запрос Санкт-Петербургского Центра ОВД о согласовании выдачи пропусков от ДД.ММ.ГГГГ№ в адрес СКРООТ УФСБ России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области со списком персонала; письменный запрос Санкт-Петербургского Центра ОВД о согласовании выдачи пропусков от ДД.ММ.ГГГГ№ в адрес СКРООТ УФСБ России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области со списком персонала; заявка на получение постоянного личного пропуска в зону транспортной безопасности ОТИ Санкт-Петербургского РЦ ЕС ОрВД на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с согласованием ЛО МВД России в а/п «Пулково» и подразделения ФСБ России в а/п «Пулково». (том 1 л.д. 79-87).
Указанные документы содержат отметку об их согласовании с компетентными органами.
Таким образом, поскольку в акте проверки оценка данным документам дана не была, конкретные нарушения не поименованы, суд приходит к выводу о недоказанности нарушения административным истцом положений п. 5.31.15 Требований ТБ на ВТ.
Иных нарушений при вынесении оспариваемого предписания судом не установлено. В то же время суд полагает необходимым отметить также следующее.
Частью 1 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 16-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О транспортной безопасности" (с изм. и доп., вступ. в силу с ДД.ММ.ГГГГ) установлено, что целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.
Согласно части 1 статьи 4 названного Федерального закона обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
Согласно пункту 2 приказа Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ№ «Требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств воздушного транспорта», –определяют систему мер, реализуемых субъектами транспортной инфраструктуры для защиты объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств воздушного транспорта от потенциальных, непосредственных и прямых угроз совершения актов незаконного вмешательства.
В силу пунктов 3, 4, Требования применяются в отношении ОТИ и ТС, эксплуатируемых субъектами транспортной инфраструктуры на территории Российской Федерации и являются обязательными для исполнения всеми субъектами транспортной инфраструктуры и распространяются на всех юридических и/или физических лиц, находящихся на ОТИ и/или ТС.
Неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности на воздушном транспорте создает реальную угрозу жизни и здоровью людей, создает предпосылки для возникновения чрезвычайных ситуаций, а также нарушает конституционные права граждан (неопределенного круга лиц) на безопасные условия жизни.
на основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Административное исковое заявление Федеральное государственное унитарное предприятие «Госкорпорация по ОрВД» к Управление государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта о признании незаконным предписания – удовлетворить частично.
Признать незаконными и отменить пункты 1, 2, 5 и 6 Предписания Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от ДД.ММ.ГГГГ№.№
В удовлетворении административного иска в остальной части – ОТКАЗАТЬ.
Решение может быть обжаловано в Санкт – Петербургский городской суд в течение месяца с момента изготовления в окончательной форме путём подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд Санкт – Петербурга.
Судья –